Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческих способностей детей во втором классе на уроках изобразительного искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы поддержать и сохранять эти знания, тягу к изобразительной деятельности нужно сделать все возможное, и развивать познавательные процессы. Показателем развития интереса к художественному творчеству является повышенная склонность и к изобразительному искусству. А развить этот интерес у каждой личности помогают индивидуальные способности и степень их существования в человеке. Развиваясь… Читать ещё >

Развитие творческих способностей детей во втором классе на уроках изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «творческие способности» и их развитие

Период младшего школьного возраста очень ответственный период перед педагогами и родителями.

Творческая деятельность младшего школьника — это деятельность, которая создаёт принципиально новое, приводящие к новым идеями открытиям, живущим только в самом человеке. Поведение личности указывает на два основных компонента творческой деятельности: воспроизводящий (непродуктивный) и комбинирующий или творческий[8].

Воспроизводящий вид тесно связан с нашей памятью. Ее действие заключается в том, что индивид воспроизводит или повторяет моменты, которые ранее уже вырабатывались от прежних впечатлений. Когда человек что-то вспоминает, а это яркие, красочные, приятные воспоминания, особенно если они связаны с чувством, оно воспроизводит свои следы. Так же срисовывая с картины. Делает он это по заданному образцу, то есть воспроизводит, что перед ним происходит или выработано раньше. В том и другом случае основой является точное повторение того, что было[8].

То есть сохранение прежнего опыта к окружающему миру имеет огромное значение для жизни человека, тем самым создавая и вырабатывая постоянные привычки, которые повторяются в одинаковых условиях.

Второй компонент комбинирующий или творческий. В своём воображении человек не просто возобновляет след от прежних эмоций, он не видел ни прошлого, ни настоящего, но на всё это имеет своё представление, образ — это и является результатом данного компонента.

Мыслительная деятельность не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт, но и создает новые положения и иное поведение. Творческая деятельность направляет человека на будущее, чтобы видоизменять свое настоящее и создавать что-то новое. Если бы поведение человека имело какие-то рамки воспроизведения старого, то он был обращен только к прошлому и умел бы приспосабливаться к будущему, поскольку оно воспроизводит прошлое[1].

Таким образом, с помощью творческой деятельности человек создает и видоизменяет свое будущее.

Основой творческой деятельности является воображение. Оно проявляется во всех сторонах культурной жизни. Делая возможным художественное и техническое творчество. Все что сделано человеческими руками, культурный мир — результат человеческого воображения.

Главной задачей и целью развития творческих способностей умение выстроить такой план действий, по которому будет происходить обобщение предложенного материала на свое усмотрение.

Детский потенциал младшего школьного возраста требует бережного и вдумчивого отношения при этом, учитывая особенности высших психических функций, и создавать благоприятные условия обучения, воспитания, творчества. Итогом творческого развития существуют отдельные работы, создаваемые в конце этой деятельности. Таковы работы по художественному творчеству, развитию литературы и других наук. Таким образом, результатом творчества является создание новых материальных и духовных ценностей, предполагая наличие у личности мотивов умений и знаний, способностей. Благодаря им создается новая деятельность, отличающиеся новизной, своими особенностями.

В психологии под творчеством подразумевается процесс, изменение состояние человека при новых обстоятельствах. Состояние рассматривается исходя из определенной науки, где особая роль отводилась вдохновению и им подобным состояниям, которые сменяли предварительную работу мысли.

Природа человеческих способностей, их классификация и структура безгранична. Развитие способностей зависит от обучения, условия их формирования и развития.

Способности — Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия[34].

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, несводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Понятие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности. Выделяются три признака:

Способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие человека одного от другого свойствами, в отношении которых люди имеют одинаковые обязанности.

Способностями называют индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или нескольких деятельностей.

Понятие «способность» не сводиться к тем знаниям, навыками умениям, которые уже выработаны у данного человека. Каждая способность может изменяться и приобретать качественно другой характер. Такие преобразования зависят от уровня развития других способностей [40].

Так же выделяются два основных компонента из структуры способностей:

«операциональный» — проработанная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

«Ядро» — психические процессы, регулирующие операции: качество процессов анализа и синтеза[38].

Успешное творческое выполнение может быть достигнуто психологическими различными путями. Он подчеркивает, что нет ничего нежизненнее, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности и эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности[40].

Результатом творческих способностей являются индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнение какой — либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, выработанные у школьника.

Творческие способности проявляются везде одинаково как у ярких и крупных талантов, так и у скромных и малозаметных. Отличия только в конкретном творческом материале, в масштабах достижений и их особой значимости. Элементы творчество также проявляются и в повседневной жизни, они происходят в мыслительных процессах. Благодаря творческому началу человек живет в комфортных условиях.

Эстетическая сторона жизни также имеет большое значение в культурном обществе и благодаря творческому началу человек живет в комфортных условиях, которые приобретаются благодаря научным открытиям и техническим новинкам, математическим способностям.

Что мы относим к творческим способностям?

В первую очередь — индивидуальные особенности человека: врожденные или природные, которые можно развивать в процессе всей жизни. Они могут проявляться в какой — либо деятельности зависеть от условий жизни индивида.

В философии способности есть субъективное условие успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся знаниям умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, обуславливающими возможность их приобретения. Только благодаря систематическим занятиям, которые связанны со сложными видами деятельности, такие как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.

Систематическая творческая деятельность школьника развивает такие качества личности, как пространственное мышление, интеллектуальные качества, важные не только в изобразительной, но и в любой другой деятельности. Учебный процесс с помощью активной творческой деятельности увлекает школьника и способствует успешному усвоению знаний, стимулирует уверенность в себе и воспитывает независимость.

Перечень факторов побуждающих воспитывать в ребенке эти качества:

обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны взрослого.

для развития любознательности обогатить его окружающий мир разнообразными стимулами, предметами.

обязательно поощрять, выказывать положительное отношение к его деятельности.

Немало важную роль играет, если перед учеником стоит задача, побуждающая к размышлению — задавать и самому отвечать на заданную проблему.

В каждом ребенке творческие способности — это целый мир нереализованных возможностей. Перед взрослым стоит главная задача:

раскрыть их и создать такие условия, чтобы они развивались. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

На данном этапе и обостряются возрастные особенности ребенка, также завися от его индивидуальности. Для младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность. Они находятся во власти ярких эмоций. Именно эмоции являются источником детской фантазии и становятся основой формирования острой проблемы конечного результата. В эмоциональной жизни этого возраста меняется содержательная сторона переживаний. Школьника, на этом возрастном этапе, волнует все, что связанно с учебой, учителем и школой. Его радует, что взрослые его хвалят за успехи в учебе, за «язык», которым он выражает свой восторг перед окружающим миром. Главную роль, здесь играет и творческая работа. Это процесс и продукт деятельности, это и личностное качество и среда, которая создает условия для самореализации.

Связующим звеном на уроках изобразительного искусства служит положительный контакт между ребенком и взрослым, и творческое воображение возникает при помощи непосредственного общения педагога и ученика. При общении необходимо учитывать общий уровень развития, возрастные и личностные особенности креативной среды, специфические черты и особенности учебного предмета.

Изобразительное искусство — самый доступный способ объединения позитивного игрового опыта с элементами серьезного обучения. Во время занятий ребенок воспринимает часть урока как веселую игру, и поэтому контакт взрослого и ученика происходит легко и непринужденно. Такой контакт играет важную роль в развитии психических процессов. Таким образом, изобразительная деятельность является интересным и полезным видом деятельности. Для организации занятия нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Такие знания помогают установить контакт, развивать его творческие способности и эстетические чувства.

Предоставляют возможность лучше понять, как ученик познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, память, пространственные представления[39].

Чтобы поддержать и сохранять эти знания, тягу к изобразительной деятельности нужно сделать все возможное, и развивать познавательные процессы. Показателем развития интереса к художественному творчеству является повышенная склонность и к изобразительному искусству. А развить этот интерес у каждой личности помогают индивидуальные способности и степень их существования в человеке. Развиваясь, способности переходят из уровня в уровень. При таком переходе совершается соблюдение ряда условий, связанных с полнотой развития способностей на данном уровне. Отталкиваясь от этих показателей, и строятся занятия по изобразительной деятельности, предоставляющие широкие возможности для изучения этих способностей и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Это влияет не только на развитие художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирования этих качеств является условием для подготовки ребенка и полноценного развития личности. Индивидуальный подход и подразумевает, как можно управлять развитием человека [29]. Формы педагогического воздействия должны пересекаться с индивидуальными способностями. Их можно разделить на следующие виды: одаренность, талант и гениальность. Учитывая эти творческие способности, педагог должен постоянно приспосабливаться к ребенку, постигающему свой талант и учитывать основные показатели — это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость и гибкость мысли — количество мыслей, возникающие в определенное время и способность их быстро переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность — способность производить идеи, которые отличаются от обычных. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения, эстетическим вкусом и остротой восприятия жизни.

Любознательность — это способность удивляться, склонность к приобретению новых знаний[34].

Точность — способность придавать законченный вид творческому продукту.

Смелость — принятие решения в ситуации не определенности.

Именно эти качества должен учитывать педагог на уроках изобразительного искусства. Это не должно зависеть от темы творческого задания, выбранной учителем или учеником. На занятиях изобразительного искусства основной задачей является развитие художественно-творческих способностей школьников путем целенаправленного и организованного обучения.

Ребенок проявляет творчество с раннего детства. Реализация творческих способностей делает ребенка интереснее, интеллектуальнее.

Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого и является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек создает свой индивидуальный стиль, если он обладает постоянным и осознанным интересом к творчеству, умеет реализовать свои творческие возможности, легко адаптируется к условиям и требованиям жизни. Индивидуальный стиль может проявляться на разных возрастных уровнях. От переноса приобретенного опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы.

В отечественной и в зарубежной педагогической психологии подходы к выявлению творческих способностей очень разнообразны. Одно из понятий, а его чаще всего используют,"креативность". Креативность предполагает мыслить, творить не по шаблону, а даёт возможность нестандартно мыслить. Разработаны специальные методики для выявления этих способностей у детей школьного возраста. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка. Находить выход из безвыходной ситуации, используя тем самым предметы и обстоятельства необычным образом. Более того, понятие «креативность» соотносится с творческим мышлением, так как критерии этих понятий весьма сходны[27].

Развитие этих способностей осуществляется на уроках изобразительной деятельности. В процессе этих занятий развивается творческая активность, имеющая творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решения в нестандартных ситуациях. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Школьник на данном этапе, через окружающий мир, овладевает эталонами цвета. Непосредственно общение с краской, сравнение цвета с окружающими предметами и природой все это процессы, в которых много приятных ощущений.

Таким образом, на занятиях по изобразительной деятельности идет работа над развитием многих свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой