Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки
Диссертация
Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории гуманитарной подготовки, а также заседаниях Ученого совета Института Педагогики и Психологии Российской Академии Образования. Многие положения диссертационного исследования опубликованы. Ход исследования и результаты докладывались также на всероссийских и республиканских конференциях. Внедрение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы воспитания граяеданственности молодёжи
- 1. 1. Воспитание гражданственности как фактор формирования гражданского общества в России
- 1. 2. Анализ идей и опыта гражданского воспитания в социальнопедагогической мысли России
- 1. 3. Анализ идей и опыта гражданского воспитания в зарубежной педагогике
- 1. 4. Теоретический анализ современного состояния проблемы воспитания гражданственности у студентов ССУЗ
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности студентов ССУЗ
- 2. 1. Модель процесса воспитания гражданственности у студентов
- ССУЗ
- 2. 2. Гражданская направленность воспитания личности на уроках и во внеурочное время
- 2. 3. Социально-активные методы воспитания гражданственности в ССУЗе
- 2. 4. Экспериментальная оценка влияния разработанной технологии на 4 эффективность воспитания гражданственности у студентов
- ССУЗ
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Список литературы
- Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. — М.: О-во «Знание» России, 1995.-255с.
- Алексеев С.С. Правовая дорога познание жизни и познание бога // Граждановедение (приложение к «Уч. газ.») — 1996. — № 52 — 5 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996 — 125с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981 — 240с.
- Антология педагогической мысли России/ Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- 134−254с.
- Архангельский Л.М. Нравственное развитие личности // Личность при социализме.-М., 1968.- 221с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 105с.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368с.
- Ахиезер А.С. Россия как большое общество// Вопросы философии. 1994.№ 1.- 3−19с.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
- Баталов Э. Политическая культура демократии// Советская педагогика1990. № 2. 32−37с.
- Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. -Ставрополь, 1997, 351 с.
- Берулава М.Н. Интеграция естественно-научных профессионально-технических дисциплин //Сов. педагогика. -1987. № 8. — С. 81 783.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
- Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX—XX вв..// Педагогика. 1999. — № 5. — С. 83.
- Бескова Т.В. Воспитание гражданственности// Народное образование. -1984.-№ 9.-С. 54−58.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования// Педагогика, 1994. № 5 с 3−10.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: (Методологический аспект). Каунас.: Швиеса, 1984. — 190 с.
- БодалевА.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, -271 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-хт. Сов. Энциклопедия,-М., 1991. -т. 1.-863с.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу. — Ростов-на-Дону, 1976. -192 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Бык А. С. Воспитание гражданственности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Автореф. дис. канд. пед. наук Киев, 1985 — 24 с.
- Быковская В. В. Из опыта гражданского воспитания школьников средствами массовой наглядной агитации // Сов. педагогика. 1978. -№ 5. — С. 35−38.
- Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: на материале внеклассной работы по истории и политологии: Дисс. .канд. пед. наук. Якутск, — 1995.-250 с.
- Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Таганрог: Новочеркасская государственная мелиоративная академия, 1999.- 18 с.
- Волжина О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект).: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991.-21 с.
- Водянский A.M. Историческое и общественное образование: стратегия // Преподавание истории в шк. — 1995. — № 3. — С. 55−59.
- Волков Э.И. Дисциплина и гражданственность// Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр.-Свердловск: Урал ГУ, 1986. 196 с.
- Воскресенская Н., Давлетшина Н. Граждановедение. Демократия: государство и общество: 10−11 классы.-М., 1996.
- Воспитание гражданина: Сборник /Сост. О. С. Гаманин.- Под ред. О. С. Гаманина, В. Ф. Матвеева. М.: Педагогика, 1978. — 190 с.
- Воспитание школьников во внеучебное время: Сб. метод, материалов в помощь орг. внекл. работы с учащимися / Под ред. Л.К. Балясной- Сост. Т. В. Сорокина. -М.: Просвещение, 1980. 189 с.
- Всемирная декларация. Положение детей в мире. -Женева, 1991. -87с.
- Вяземский Е., Кишенкова О. Я — гражданин России // Граждановедение (приложение к «Уч. газ.»). 1997. — № 34. — С. 8.
- Всеобщая декларация прав человека. М.: Ассоциация содействия ООН, СССР: Плакат, 1989. — 7с.
- Вульфов Б.З. Система воспитания юного гражданина в условиях демократизации и гласности // Вопросы философии. — 1991— № 7 — С. 16−20.
- Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991.- № 7. -С. 19−35.
- Газман О.С., Никитина А. Ф., Соколов Я. Ф. Гражданское воспитание // Россиийская педагогическая энциклопедия.-М., 1993. -Т.1.-С.224−225.
- Гареев В.М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. -№ 8. С. 30−33.
- Гершунский Б. С. Это ли дорога к храму? //Сов. педагогика. 1990. -№ 1.-С. 98−100.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник/ Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990. -495с.
- Голева А. Г. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности. Пятигорск, 1994.
- Граждановедение: Пособие для учащихся 5−9 кл. и их родителей и учителей / Рос. акад. образования. НИИ теории и методов воспитания.— М.: НВЦ «Гражданин», 1994. -с.
- Гражданское образование в начальной школе Нижнего Новгорода и Нижегородской области / Координаторы программы Белявский А., Сизов С.// Граждановедение: Приложение к «Учит. газ.». 1996. — № 5. — С. 4−5.
- Грамши А. Формирование человека: Записки о педагогике. М.: Педагогика, 1983.-321с.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. 2001. — № 4. — С. 24−30.
- Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск, 1995. 238 с.
- Ге Франсуа История образования и воспитания М., 1912.- 670с.
- Гершунский Б.С. Диагностическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики. — Киев: Виша школа, 1979. — 240с.
- Геншер Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Дис.канд. пед. наук-Оренбург, 1999. -182с.
- Голубева Г. А. Взаимность морального и правового сознания: проблема гражданственности// Философские науки. — 1987. № 11. — С. 18−29.
- Гребенкина Л.К., Известнова Е. В. Пути и средства формирования гражданственности в опыте А.С.Макаренко/ Воспитание социально-активной личности: история, теория, практика: Сб. науч. трудов. -Рязань: Рязанский пединститут, 1990. 120с.
- Гревцева Г. Я. Взаимодействие различных структур в процессе гражданского воспитания учащихся// Дети Молодёжь — Общество. — Челябинск. 1995,-С. 190−192.
- Гревцева Г. Я. Специфика организации и технологии проведения занятий по граждановедению // Фестиваль педагогических идей и инноваций / Челяб. ин-т повышения квалификации работников образования. Челябинск, 1994. — Сб. 5. — С. 41−42.
- Гревцева Г. Я. Методика обучения и организации деятельности учащихся на учебных занятиях как средство формирования гражданственности. Челябинск, 1997. — С. 7−14.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Демократическое государство и гражданин в демократии / Центр Гражданского образования. М., 1993. — 17 с.
- Демократизация общества и граждан// Преподавание истории в школе. 1997.№ 7.-30−50с.
- Демков М.И. История русской педагогики: В 3-х частях, Изд. 2-е, испр. -М., 1910.-Ч.2.-627с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 1999. — 200 с.
- Дуранов И. М., Жернов В. И. Педагогические проблемы воспитания гражданственности. Магнитогорск, 1994. -с.
- Журавлев В.И. Сочетание методов и средств воспитания // Сов. педагогика. 1986. № 6. — С. 38.64,65,66,67,68.69,70,71,72,73,74,75,76
- Закон РФ «Об образовании РФ"// Бюллетень Комитета по высшей школе, Министерства науки высшей школы и технической политики РФ- 1993.- № 1.- С. 1−43.
- Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность// Вопросы философии. 1991.- № 1.-3−15, № 2, 3−12с. Зборовский Г. Е., Орлов В. П. Введение в социологию. Екатеринбург: Свердл. инж. — пед. ин-т, 1992.
- Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Материалы конф. — М., 1975.- С. 4−19.
- Ильин М.В. Формирование личности школьника: Целостный подход.-М.: Просвещение, 1984.- 184с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М., 1972.-С. 16.
- Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара / Рос. Гос. пед. ун-т- Редкол.: Бордовский Г. А. и др. СПб.: Образование, 1996. — 143 с.
- Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных заведениях. М.: НИИ ВШ. -Вып. 1 .-1993.-30 с. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. — Пг., 1915. -746с.
- Караковский В. А. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4−7.
- Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание . Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/ Караковский В. А., Новикова JL В. М.: Педагог, общество России, 2000. — 256 с.
- Кейзеров Н.М. Гражданское сознание и право на инициативу// Советское государство и право. 1989. — № 5. — С. 19−26.
- Квятковский Е. В. Духовное развитие школьника // Сов. педагогика. — 1991.-№ 1.-С. 21−26.
- Кении Р., Мошер Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина, демократические школы. -М.: Нар. образование, 1996. 122 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-193с.
- Колесина К. Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов на/Д, 1995. — 22 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук.- Челябинск, 1980. — 492 с.
- Кондратенко И.Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М — 2002. — 23 с.
- Кожокарь В. И. Педагогическое основы воспитания гражданственности у старшеклассников.— Дис.. канд. пед. наук.— М., 1975.— 199 с.
- Короткое В. М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -191 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
- Краткий словаоь по социологии/ Под ред. Д. М. Гвишиниани, Н. И. Лапина.-М: Политиздат, 1999.-479с.
- Крупская Н.К. Воспитание// Пед. соч. в 10-тт. Т.2./ Под ред. Н. К. Гончарова и др. -.М.: изд-во АПН, 1958 489с.
- Кудрявцева В.Н., Лукашева Е. Л. Новое политическое мышление и права человека// Вопросы философии. 1990. № 5. -3−11с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
- Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности М.: Педагогика, 1986.-190 с.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин.: ВАЛГУС. 1990. — 333с.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России// Педагогика. 1999. -№ 6. — С.3−11.
- Лазарев Л.В. Быть гражданином. М.: Просвещение, 1981. — 96с.
- Ленин В.И. Философские тетради //Полн. Собр. Соч. Т. 29. — С 3−620.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977. — 270с.
- Лейбин В.М. Модели мира и образ человека: Критический анализ идеи Римского клуба. М.: Политиздат, 1988.-225с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М/. Педагогика, 1983. — Т. 2. — 318 с.
- Лернер И.Я. Болевые точки процесса обучения // Сов. педагогика. -1991.-№ 5.-с. 24−29.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания// Педагогика. 1999. — № 4. — С. 10 -14.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебен, заведений и слушателей ИПК и ФПК- М.: Прометей, 1998.-464с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании /Пер. с анг. А.Басистова. М., 1986−241с.
- Лысенко Т.Ф. Проблема уровня нравственного воспитания личности: Дис.канд.пед.наук.-М., 1983.- 154с.
- Лутовинов В., Радионов Е. У истоков патриотизма: цель, задачи и принципы воспитания гражданственности и патриотизма российской молодёжи // Моё Отечество. — 2000.- № 1.- С.23−38.
- Ловецкий Г., Сударенков В. Особенности становления гражданственности у российских школьников // Мир человека.—1996.—№ 1.
- Логика научного исследования / Под ред. В. В. Шеляг.— М.: Мысль, 1998.—236 с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения, т. 4. с. 119.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1997.-688 с.
- Маринкина Ю. А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.—М., 1967.—21 с.
- Мартынова В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: Дис.канд. пед. наук. Минск, 1993 .-202с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183с.
- Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. Казань: ИСПО РАО, 2002- 36с.
- Медведков А.П. Краткая история педагогики: В кульрурном освещении, — СПб., 1912.-187с.
- Методика правового воспитания учащихся: учеб. пос. для пед. институтов / Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. — М.: Просвещение, 1982. 223с.
- Мероприятия по реализации подпрограммы Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 // Воспитание школьников 2002. — № 4. — С.2−9.
- Муханов В.П. Гражданское воспитание школьников// Преподавание истории в школе. -1990. № 2 — С. 140−145.
- Мухаметзянова Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе. Казанский педагогический журнал. 2000.- 8с.
- Мухаметзянова Г. В., Надеева М. И. Гуманитаризация — ключевая идея преодоления кризиса образования. Казань, 1998. 116с.
- Мухаметзянова Г. В. Профессиональная педагогика. Казань, 2001.
- Матюшина И. Утверждение гражданственности // Нар. образование.— 1988.—№ 3.—С. 43.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1981. 190 с.
- Методика выявления и описание интегративных процессов в учебно-воспитательной работе средних ПТУ / Под ред. Ю. С. Тюнникова. М., 1988.-46 с.
- Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд М.: Мысль, 1988. 252с.
- Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- Морозова С. А., Барабанов В. В. Гражданское образование в системе школьного обществознания // Обществозна-ние в шк.— 1997 — № 4 — С. 51—52.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200с.
- Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М: Гелиос АРВ, 2000.- 229с.
- Никитин А. Ф. Права как обязанности и обязанности как права.— Граждановедение (приложение к «Уч. газ.») № 45,28 ноября, 1996, с 3.
- Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 110 с.
- Одинцова А. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее// Социально-политические науки. 1991. № 12.- 40−48с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 1986.— С. 123.
- Опалихин В., Бочкарев В., Школьное самоуправление в вопросах и ответах//Воспитание школьников.— 1996.— № 3.—С. 14—16.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования целостной личности молодежи /Под ред. Е. Е. Матушкина.— Челябинск.— 1990.
- О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ № 391/11 от 19 марта 1996 г. //Вести, образования.— 1996.—№ 4.— С. 78.
- О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации: Письмо МО РФ органам управления образования субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995 г., № 151/11) / Преподавание истории в шк.— 1995.—№ 3.— С.51—53.
- О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Решение коллегии
- М-ва образование РФ (28 декабря 1994 г., № 24/1) // Преподавание истории в шк.— 1995.— № 3.— С. 53—55.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216с.
- Охремчук С.И. Жить Родине служить//Педагогика. — 2001- № 2 — С.З.
- Патриотическое воспитание граждан РФ: Федеральная целевая программа возрождения патриотизма в России. Проект// Моё Отечество. 2000. — № 2. — С.26- 43.
- Педагогика. Ученое пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева. -М.: Шк. Пресса, 2002.-512с.
- Педагогический словарь. В 2-х тт. Т.1/ Гл. ред. Каирова А. И. М.: Изд-во Академия пед. наук — 1960. — 287с.
- Пирогов Н.И. Румянцев Н.Е. Н.П. Пирогов, его взгляды на природу детей-Спб ., 1910.-28с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1981.- 560с.
- Пилипповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. — М.: Педагогика, 1985. -156с.
- Плюхин В.И. Творчество — у истоков гражданственности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 110 с.
- Подгорнов А.В. Ориентация учащейся молодёжи на гражданско-патриотические ценности: на материалах дополнительного образования: Дис.канд.пед.наук. — Челябинск, 1999. — 175 с.
- Подольский А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1997. — 237с.
- Политологический словарь (Под ред. В.Ф. Халипова), М.: Высшая школа, 1995.- 192 с.
- Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 с.
- Программа Красноярского общества «Знание». — Граждановедение (приложение к «Уч. газ.». 1996. — № 2 С. 4−5.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков.- М.: Педагогика, 1990.- 624с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1./ Под ред. В.В. Давыдова/ М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы обшей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. Кишинев: Штиница, 1976. — 192с.
- Салихова P.M. Система формирования гражданственности у подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. канд.пед. наук. Казань — 2001. — 19 с.
- Сироткин Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Научно-методическое пособие/ Науч.ред. З. Г. Нигматов. Казань: Издательство КГПУ, 1995. — 110 с.
- Сластёнин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Магистр, 1994. — № 6 — с.4−8.
- Соколов Я.В. Граждановедение: учебный курс и образовательная область // Обществознание в шк. — 1997. № 3.
- Соколов П.И. История педагогических систем.: СПб., 1913−708с.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432с.
- Смолин С.М. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией// Педагогика. 1999. -№ 7. — С.3−14.
- Смольнов В.Г. Проблемы формирования гражданского общества// Социально-политические науки. 1991- № 4. — С.9−16.
- Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. трудов. Свердловск: УрГУ, 1986 — 140с.
- Стоюнин В.П. Избранные педагогические сочинения./ АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991.
- Судакова И.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 203с.
- Суколенова Г. Т. Исторические условия становления современного гражданского образования в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. пед. наук: Ин-т общего образования М., 1997 — 19с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-288с.
- Таникулова. К. А. Формирование гражданских качеств личности у студентов педагогических институтов (средствами иностранного языка): Дис.канд.пед.наук.-Ташкент, 1983. 177 с.
- Танюхин Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дис.канд.пед.наук- С-Пб., 1997.- 182 с.
- Тюляева Т.И. Начало становления демократического общества и формировании концепции гражданского образования в России в конце 80−90-х г.г. XX века: Дис.канд.истор.наук. -М., 1998. 183 с.
- Усова А.В. Сущность, значение и основные направления в осуществлении межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск, 1976. — Выпуск. 3. — С. 3−10.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собрание соч. в 8-ми т., T.l. M.-JL, изд-во АПН РСФСР -Т.1, 1950. — с.5 -766.
- Ухтомский А.А. Собрание сочинений Т.5. / Ред. коллегия д-р биолг. наук Э. Ш. Айрапетянц. JI. Изд-во Ленинград, ун-та, 1954. — 232 с.
- Фактор A.M. Формирование гражданственности в системе довузовской профессиональной подготовки учащейся молодёжи: Дис.канд.пед.наук. Воронеж, 1998. — 182 с.
- Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США. (конец XX века): Дис.канд.пед.наук, — Казань, 2001. -170 с.
- Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития// Педагогика. 1999. — № 8. — С.45.
- Хайруллин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов. Философско-педагогические аспекты проблемы. Челябинск, 1995. — 111 с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Перевод с англ. М.: Педагогика, 1985, 160 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов. Мн.: Ушверситэцкая, 2002. — 560 с.
- Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев-Одесса: Высша школа, 1978. -134 с.
- Человек и общество. 4.II. Личность, мораль, право: Учебное пособие для основной школы/ Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева и др. — М.: Новая школа, 1995. 164 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Под.ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева.- М.: Прогресс, 1992.-572с.
- Широ С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Автореф. дис.канд.пед.наук. -Волгоград, 2000. 22 с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Издат-во Ленинградского ун-та, 1963., — 128с.
- Энциклопедический философский словарь / Редкол.:С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.- М.: Сов. энц. 1989. -815с.
- Юридический энциклопедический словарь М., 1987. — 584 с.
- Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США 80−90-х г.г. XX века: Дис.канд.пед.наук.-Ставрополь, 1997.- 151 с.
- Ответы студентов Начало Конецкурса, % курса, %
- Какие качества гражданина вы считаете наиболее значимыми?1. Ум 44 321. Воля 18 281. Честность 15 241. Ответственность 7 411. Патриотизм 20
- Уважение прав окружающих 2 64
- Уважение к обществу и государству 11 72
- Соблюдение законодательства и Конституции РФ 841. Не знаю 15
- Какие качества гражданин должен проявлять к самом V себе?1. Уважение • 13 281. Достоинство 11 161. Воля 7 161. Ответственность 4 201. Самокритика 161. Честь 161. Не знаю 11
- Какие качества гражданин должен проявлять к другим людям?1. Уважение 74 851. Вежливость 15 441. Понимание 7 391. Ответственность 3 581. Благородство 3 611. Не знаю 7
- Какие качества гражданин должен проявлять к обществу и государству?1. Чувство долга 3 161. Верность 3 121. Преданность 3 211. Ответственность 3 43
- Соблюдать законы и Конституцию 84