Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории гуманитарной подготовки, а также заседаниях Ученого совета Института Педагогики и Психологии Российской Академии Образования. Многие положения диссертационного исследования опубликованы. Ход исследования и результаты докладывались также на всероссийских и республиканских конференциях. Внедрение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы воспитания граяеданственности молодёжи
    • 1. 1. Воспитание гражданственности как фактор формирования гражданского общества в России
    • 1. 2. Анализ идей и опыта гражданского воспитания в социальнопедагогической мысли России
    • 1. 3. Анализ идей и опыта гражданского воспитания в зарубежной педагогике
    • 1. 4. Теоретический анализ современного состояния проблемы воспитания гражданственности у студентов ССУЗ
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности студентов ССУЗ
    • 2. 1. Модель процесса воспитания гражданственности у студентов
  • ССУЗ
    • 2. 2. Гражданская направленность воспитания личности на уроках и во внеурочное время
    • 2. 3. Социально-активные методы воспитания гражданственности в ССУЗе
    • 2. 4. Экспериментальная оценка влияния разработанной технологии на 4 эффективность воспитания гражданственности у студентов
  • ССУЗ
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 20-го — начала 21 веков оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию как высших, так и средних профессиональных учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Реформы привели к появлению огромного количества социальных проблем, значительную часть которых предстоит решать системе образования и воспитания. Вопросы духовности, идеологии воспитания сегодня рассматриваются на всех уровнях управления государством. На этапе укрепления российской государственности необходимо точно знать, какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны иметь приоритет.

Важнейшей задачей воспитания, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», является «.формирование. гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». В Постановлении Правительства РФ № 122 от 16.02.2001 г. «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005гг.“» подчеркивается, что стержнем воспитания является формирование гражданской позиции молодежи, педагогическая помощь в адаптации её к социуму, формирование социальной ответственности.

В полной мере это имеет отношение к студентам и педагогам учебных заведений системы среднего профессионального образования. Государство несет ответственность за состояние воспитания подрастающего поколения.

Очевидно, что гражданское патриотическое воспитание составляет особый государственный интерес.

В этой ситуации, безусловно, прогрессивной является наметившаяся тенденция создания современных концепций воспитания молодежи в условиях быстро меняющейся российской действительности.

Задача средней профессиональной школы сегодня — готовить не просто специалистов для узкой сферы производства и управления, а личность, способную к разнообразной деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным и эстетическим вопросам. Большую роль в решении этих задач призваны сыграть предметы гуманитарного цикла, изучаемые в ССУЗе.

Философские первоосновы гражданского воспитания рассматривали Платон, И. Кант, Х. Ортега-и-Гасет, В. Г. Белинский, Г. Гегель, А. И. Герцен, А. Дистервег, И. Кант, Г. Кершенштейнер, Я. А. Коменский, В. А. Лай, Дж. Локк, Г. Песталоцци, В. Я. Стоюнин, В. А. Сухомлинский, Н. Г. Чернышевский и многие другие отечественные и зарубежные философы и педагоги.

Историческое становление и современное состояние системы гражданского воспитания рассмотрены в трудах О. И. Волжиной, Г. Т. Суколеновой, Т. И. Тюляеовй, А. В. Фахретдиновой, и др.

Философский и социальный аспекты проблемы гражданского воспитания раскрыты в работах С. И. Архангельского, С. И. Иконниковой, С. М. Ковалева, М. С. Когана, В. Т. Лисовского и др.

Психологический аспект самоопределения личности в профессиональной деятельности исследован Л. С. Выготским, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, А. Маслоу, Л. М. Поповым, Р. Х. Шакуровым и др.

Общие теоретические основы гражданского воспитания разработаны В. Н. Власовой, А. С. Гаязовым, А. М. Нургалиевой, И. Г. Руссу, Г. Н. Филонова, В. Г. Смольновым и др.

Важнейшие компоненты гражданского воспитания, такие как общественная активность, правовое поведение изучены в трудах ученых-педагогов А. В. Зосимовского, А. В. Иващенко, И. С. Марьенко, ученых-юристов В. Н. Кудрявцева, Н. Я. Соколова, А. М. Яковлева и др.

Гражданское воспитание в контексте гуманизации и социальной активизации учащейся молодежи рассмотрены И. М. Дурановым, Ю. А. Маринкиной, В. М. Обуховым, Е. В. Ростовцевой, М. П. Чумаковым. Социально-педагогические условия воспитания гражданственности как интегративного качества личности рассматривали А. В. Беляев, А. Г. Голева, В. И. Кожокарь, А. М Нургалиева, Р. М. Салихова, Ю. А. Танюхин, В. Е. Уткин и др.

Критерии сформированности мировоззрения и гражданской воспитанности учащихся разрабатывались в исследованиях Ю. П. Маринкиной, Н. И. Монахова, Р. М. Роговой и др.

Формирование личности студента в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального учебного заведения в условиях гуманитаризации профессионального образования рассмотрены в трудах Л. А. Воловича, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, В. Ш. Масленниковой, П. Н. Осипова и др.

Исследованы особенности гражданского воспитания учащейся молодежи в ходе учебно-воспитательного процесса: на общественных (Г.Я.Гревцева) и гуманитарных дисциплинах (С.В.Широ, В.К.Сенина) — во внеклассной работе по истории и политологии (Н.И.Васильев) — в процессе правового воспитания (Е.В.Известнова) — поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в гражданской войне (И.А.Судакова).

Однако, специальных исследований, посвященных вопросам воспитания гражданственности у студентов образовательных учреждений средней профессиональной школы не проводилось.

Несмотря на довольно обширную библиографию рассматриваемого вопроса, вне поля зрения исследователей остались и проблемы выявления условий эффективного гражданского воспитания в ССУЗ. Изучение практики среднего профессионального образования показало, что существующая система воспитания ориентирована, прежде всего, на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, при этом не достаточно внимания уделяется как созданию организационно-педагогических условий, так и вооружению руководителей и педагогов необходимыми теоретическими и методическими разработками технологий эффективного воспитания гражданственности. Гражданское образование и воспитание рассматривается сегодня в контексте целей, ценностей, задач, приоритетов развития демократического общества и правового государства.

Изучение концепций русских и западных философов и педагогов дает ключ к пониманию сущности гражданственности и её специфических особенностей, различных форм проявления, как педагогической проблемы, решаемой в процессе гуманитарной подготовки.

Однако при анализе системы гражданского воспитания обнаруживается сложившееся противоречие между объективно существующей потребностью демократического общества в формировании социально-активной, высоко патриотичной личности с чувством гражданской ответственности и реально существующей системой гражданского воспитания в ССУЗ, с трудностями, обусловленными не разработанностью в теории организационно-педагогических условий воспитания гражданственности у студентов.

Именно это определяет проблему исследования, каковы организационно-педагогические условия эффективного воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки.

Объект исследования — процесс воспитания гражданственности у студентов ССУЗ на занятиях по предметам гуманитарного цикла и во внеурочное время;

Предмет исследования — организационно-педагогические условия воспитания гражданственности студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки.

Цель исследования — выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе их обучения предметам гуманитарного цикла и во внеурочное время.

В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования — воспитание гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки на уроках и во внеурочное время будет эффективным, если он будет построен с соблюдением следующих организационно-педагогических условий:

— разработке и реализации модели процесса воспитания гражданственности у студентов ССУЗ;

— выявления, структурирования и целенаправленной реализации в процессе гуманитарной подготовки в ССУЗе гражданской направленности содержания занятий и внеурочных мероприятий;

— разработанности и обоснованности введения в содержание образования специализированного факультативного курса «Граждановедение» ;

— использования в процессе гуманитарной подготовки социально-активных методов обучения;

— разработанности и апробированности критериев, позволяющих диагностировать. эффективность предложенной технологии воспитания гражданственности у студентов ССУЗ;

Для достижения поставленной цели автор выдвигает следующие задачи:

1. Раскрыть содержание и сущность гражданского воспитания как одного из условий формирования гражданского общества в России.

2. Раскрыть генезис идеи воспитания гражданственности в общественной мысли России и Зарубежья.

3. Выявить особенности воспитания гражданственности у студентов ССУЗ на современном этапе модернизации российского общества в целом и системы профессионального образования в частности.

4. Разработать модель процесса воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки.

5. Экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе их обучения и во внеурочное время.

Методологической основой исследования являются гуманистические идеи воспитания ребёнка, философские концепции образования и воспитания, опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, политических правовых и педагогических, объективных и субъективных факторов развития образования и воспитания.

Исходные теоретические позиции базируются на:

— системном подходе как направлении методологии научного познания социальных процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (В.Г.Афанасьева, Э. Г. Юдин, Н. М. Таланчук и др.);

— личностно-деятельностном подходе (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Р. Х. Шакуров и др.);

— теории формирования и развития правового государства и демократического общества (Х.Ортега-и-Гассет, В. М. Строгецкий,.

A.Н.Яковлев и др.);

— учении психологов и педагогов о единстве развития, формирования, воспитания и самовоспитания личности, взаимосвязи урочных и внеурочных занятий (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев и др.).

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали идеи: гуманизации, гуманитаризации профессионального образования (Ш.А.Амонашвили, Л. А. Волович, И. В. Зимняя, Г. В.Мухаметзянова) — единства человека и социальной среды (К.А. Абдульханова-Славская, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев и др.) — концепции стратегического приоритета развития образования (Б.С.Гершунский, Н. Д. Никандров, М.И.Махмутов) — интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов ССУЗ (Л.А.Волович,.

B.Ш.Масленникова) — концепции социально-профессионального становления будущих специалистов в ССУЗ (Б.С.Алишев, Э. Ф. Зеер, П. Н. Осипов, М. И. Рожков, Т. М. Трегубова и др.) — концептуальные идеи о роли игры, как средстве развития личности (Я.В.Соколов, Д. В. Эльконин, В.Г.Яковлев).

Особое методологическое значение для исследования имели труды по истории образования, педагогики (Г.Н.Волков, Г. И. Ибрагимов, З. Г. Нигматов и др.).

Для проведения исследования был использован комплекс методов, включивших в себя:

— теоретические (анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, исторической, юридической, политической, психологической, педагогической литературы, анализ опыта и синтез эмпирических данных, ретроспективный анализ идеи гражданственности, сравнительный и логический анализ, синтез, обобщение, моделирование);

— эмпирические (изучение архивных и нормативных документов по исследуемой проблеме, изучение и обобщение инновационного опыта ССУЗ по гражданскому воспитанию студентов, беседы, интрвьюирование, анкетирование, самои взаимооценка, опросы и целенаправленные наблюдения за деятельностью студенческой молодёжи, методы математической статистики, проведение педагогического эксперимента по воспитанию гражданственности в рамках конкретного ССУЗа).

Экспериментальной базой исследования явились Казанский речной техникум, колледж КСЮИ.

Исследование проводилось с 1997 по 2004 год.

На первом этапе (1997;1998гг.) была изучена теория и практика гражданского воспитания в истории педагогики и на современном этапе, осуществлён теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также были сформулированы цель и задачи исследования.

На втором этапе исследования (1998;1999гг.) была разработана методика проведения эксперимента, проведен констатирующий эксперимент, включавший в себя анкетирование студентов ССУЗ, индивидуальные беседы с преподавателями, анализ учебно-методической документации КРТ и колледжа КСЮИ, разработку программы спецкурса для студентов ССУЗа.

На третьем этапе (1999;2002гг.) был проведен формирующий эксперимент и контрольный срез для анализа результатов работы.

На четвертом этапе (2002;2004гг.) оформлены результаты исследования и разработаны рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дана современная социально-педагогическая характеристика процесса воспитания гражданственности студентов в средних профессиональных учебных заведениях в процессе изучения гуманитарных дисциплин, а также во внеурочное время, определены его особенностипредставлена эволюция идеи гражданского воспитания и подходов к воспитанию гражданственности в зарубежных и отечественных образовательных учрежденияхразработаны теоретические основы содержания воспитания гражданственности в процессе гуманитарной подготовки в ССУЗеразработана модель процесса воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки на уроках и во внеурочное время;

— разработана технология осуществления гражданской направленности содержания предметов гуманитарного цикла и внеурочных мероприятий;

— разработаны и обоснованы критерии и уровни гражданской воспитанности, и методы их диагностики в процессе гуманитарной подготовки в ССУЗе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором теоретические положения, практические рекомендации, направлены на повышение эффективности процесса воспитания гражданственности у студентов в системе ССУЗ. Определены роль и место гуманитарной подготовки в этом процессе. Разработан факультативный курс «Граждановедение» для студентов средней профессиональной школы, который может быть использован в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений системы среднего профессионального образования.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы также в системе дополнительного образования с целью повышения квалификации инженерно-педагогических кадров по проблеме гражданского воспитания подрастающего поколения в условиях учебных заведений системы средней профессиональной школы.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории гуманитарной подготовки, а также заседаниях Ученого совета Института Педагогики и Психологии Российской Академии Образования. Многие положения диссертационного исследования опубликованы. Ход исследования и результаты докладывались также на всероссийских и республиканских конференциях. Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в процессе педагогической деятельности в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе Казанского речного техникума, а также преподавателя гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин колледжа КСЮИ. Разработанные автором методические рекомендации, сценарии воспитательных мероприятий применяются в организации учебно-воспитательного процесса КРТ, кроме того, программа факультативного спецкурса «Граждановедение» внедрена в учебный процесс колледжа КСЮИ.

На защиту выносятся:

• модель воспитания гражданственности студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки;

• организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного воспитания гражданственности у студентов ССУЗ;

• критерии и уровни сформированности гражданственности у студентов ССУЗ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что работа по воспитанию гражданственности студентов в условиях средней профессиональной школы проводится в недостаточной степенинеобходима целостная системы воспитания гражданственности на уроке и внеурочное время.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что развитие гражданственных качеств личности студента в процессе изучения предметов гуманитарного цикла в ССУЗе, должно осуществляться с опорой на формирование знаний, обеспечивающих развитие у студентов гражданских убеждений, которые включают в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально-личностный компонент (переживание своего отношения к данным знаниям), практически-действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением).

3. Таким образом, гражданское воспитание студентов в процессе гуманитарной подготовки на уроках и во внеурочной деятельности в ССУЗе должно состоять не только в формировании знаний, а в развитии внутренней позиции гражданина, психологической готовности к гражданскому поведению.

4. В связи с интегративным характером понятия гражданственность, включающего в себя ценностные ориентации, социально-политические, нравственные, профессиональные взгляды и чувства, были определены критерии гражданственности личности, сформулированы и описаны уровни гражданской воспитанности от крайне низкого (несформированного) к достаточному.

5. Студенты экспериментальных групп, где разработанная нами система. реализовалась на фоне выделенных организационно-педагогических условий, показали: более высокий уровень гражданской воспитанности.

6. При использовании данной системы, необходимо учитывая современные реалии соблюдать следующие условия: система будет включать в себя функциональные и структурные компоненты, соответствующие учебно-воспитательному процессу в ССУЗе и обеспечивать взаимозависимость и взаимообусловленность граждански значимых личностных качеств.

7. Содержание организации учебно-воспитательного процесса в ССУЗе будет базироваться на основе адекватно разработанной модели процесса воспитания гражданственности, консолидирующим компонентом которого является специальный факультативный курс, направленный на решение задач формирования и развития личностной, содержательной и процессуальной готовности к осуществлению гражданского поведенияв учебно-воспитательном процессе будут использованы инновационные и традиционные формы и методы воспитания гражданственности, как в отдельности, так и в совокупности способствуют развитию уровня готовности до достаточного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ социокультурной ситуации современной России на этапе становления правового государства и демократического общества, изучение зарубежного и отечественного опыта социального воспитания убеждают, что актуальность в российском обществе, отечественной педагогической науке задачи создания адекватной современным реалиям системы воспитания гражданственности, имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целесообразный характер.

Выполненное теоретико-экспериментальное исследование посвящено изучению проблемы гражданского воспитания в контексте гуманизации образования;

Изучение современного состояния проблемы обнаружило серьёзный недостаток — абсолютизацию идеи воспитания в духе преимущественной полезности государству и обществу, что искажает понимание сущности гражданского воспитания, его целей и задач. Выявление признаков гражданского общества, его роли в регуляции взаимодействия между личностью и государством позволило углубить наши знания о сущности гражданственности как социально-педагогическом феномене и в качестве концептуальной выдвинуть идею гражданского воспитания в ССУЗе в единстве культуры достоинства и культуры социальной полезности, воспитание личности гражданина, как члена демократического правового государства. Исследование привело к выводу, что под понятием гражданственность следует понимать как целостное интегративное качество, включающее в себя внутреннюю свободу и достоинство, уважение к государственной власти и ее символике, любовь к Отечеству и своему народу, ответственность за их судьбу, гармоничное проявление патриотизма и толерантного поведения.

Установлено, что в исследованиях проблемы воспитания гражданственности достаточно распространенной являлась позиция, в соответствии с которой к гражданским качествам личности были отнесены практически все ее основополагающие нравственные свойства. Такой подход фактически размывал дифференциацию между понятиями гражданского и нравственного воспитания, сводя ее лишь к набору определенных правовых знаний. Однако гражданское воспитание личности, хотя и тесно связано с ее нравственным воспитанием, имеет свой круг задач. В рамках разрабатываемого нами подхода формирование гражданственных качеств личности будет эффективным лишь в том случае, если будет обеспечивать развитие у студентов гражданских убеждений, которые включают в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально-личностный компонент (переживание своего отношения к данным знаниям), практически-действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением). Таким образом, гражданское воспитание должно состоять не только в формировании знаний, а в развитии внутренней позиции гражданина.

Целью воспитания гражданственности в ССУЗе является формирование и развитие готовности молодого человека к проявлению гражданского поведения ~ к деятельности направленной на достижение частных и социально-значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства. То есть подготовка и включение студента ССУЗ в социально-значимую деятельность, направленную на реализацию как личных, так и общественно-государственных интересов. В условиях реально существующей в России социокультурной ситуации, эта цель может быть конкретизирована посредством педагогических задач, являющихся отражением существующего противоречия между потребностью передовой части общества в формировании нового типа личности, гражданина как члена демократического государства и реальным уровнем гражданской воспитанности у студентов ССУЗ. Правовая, политическая, экономическая формы сознания личности, соединенные с миром развитых нравственных чувств, формируют личность гражданина, способную иметь гражданскую позицию, находящую выражение в социально-значимой деятельности.

Одним из итогов теоретико-методологического обоснования системы воспитания гражданственности в ССУЗе, явились выводы о необходимости целостной и многоуровневой её организации. Результаты опытно-экспериментальной деятельности подтверждают нашу гипотезу, о там, что среди многообразия внешних и внутренних факторов, наиболее важное значение, для повышения эффективности процесса воспитания гражданственности в ССУЗе имеют: методически выверенное использование гражданской направленности в содержании предметов гуманитарного циклаприменение достаточного разнообразия социально-активных методов и организационных форм, позволяющих студентам занять положение субъекта социальной деятельности, разработка новых технологий формирования и развития психологической готовности всех участников педагогического процесса к гражданскому самоопределению и гражданской деятельностигражданское воспитание учащихся будет эффективным лишь в том случае, если будет обеспечивать развитие у учащихся гражданских убеждений, которые включают в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально-личностный компонент (переживание своего отношения к данным знаниям), практически-действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением).

Установлено, что реализация разработанной технологии гражданского воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности способствовала развитию у них внутренней позиции гражданина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я. Права человека: Новое знание. — М.: О-во «Знание» России, 1995.-255с.
  2. С.С. Правовая дорога познание жизни и познание бога // Граждановедение (приложение к «Уч. газ.») — 1996. — № 52 — 5 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996 — 125с.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981 — 240с.
  5. Антология педагогической мысли России/ Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- 134−254с.
  6. Л.М. Нравственное развитие личности // Личность при социализме.-М., 1968.- 221с.
  7. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 105с.
  8. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368с.
  9. А.С. Россия как большое общество// Вопросы философии. 1994.№ 1.- 3−19с.
  10. Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  11. Э. Политическая культура демократии// Советская педагогика1990. № 2. 32−37с.
  12. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. -Ставрополь, 1997, 351 с.
  13. М.Н. Интеграция естественно-научных профессионально-технических дисциплин //Сов. педагогика. -1987. № 8. — С. 81 783.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  15. JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX—XX вв..// Педагогика. 1999. — № 5. — С. 83.
  16. Т.В. Воспитание гражданственности// Народное образование. -1984.-№ 9.-С. 54−58.
  17. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования// Педагогика, 1994. № 5 с 3−10.
  18. .П. Структура процесса воспитания: (Методологический аспект). Каунас.: Швиеса, 1984. — 190 с.
  19. БодалевА.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, -271 с.
  20. Большой энциклопедический словарь: В 2-хт. Сов. Энциклопедия,-М., 1991. -т. 1.-863с.
  21. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу. — Ростов-на-Дону, 1976. -192 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  23. Бык А. С. Воспитание гражданственности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Автореф. дис. канд. пед. наук Киев, 1985 — 24 с.
  24. В. В. Из опыта гражданского воспитания школьников средствами массовой наглядной агитации // Сов. педагогика. 1978. -№ 5. — С. 35−38.
  25. Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: на материале внеклассной работы по истории и политологии: Дисс. .канд. пед. наук. Якутск, — 1995.-250 с.
  26. В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Таганрог: Новочеркасская государственная мелиоративная академия, 1999.- 18 с.
  27. О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект).: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991.-21 с.
  28. A.M. Историческое и общественное образование: стратегия // Преподавание истории в шк. — 1995. — № 3. — С. 55−59.
  29. Э.И. Дисциплина и гражданственность// Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр.-Свердловск: Урал ГУ, 1986. 196 с.
  30. Н., Давлетшина Н. Граждановедение. Демократия: государство и общество: 10−11 классы.-М., 1996.
  31. Воспитание гражданина: Сборник /Сост. О. С. Гаманин.- Под ред. О. С. Гаманина, В. Ф. Матвеева. М.: Педагогика, 1978. — 190 с.
  32. Воспитание школьников во внеучебное время: Сб. метод, материалов в помощь орг. внекл. работы с учащимися / Под ред. Л.К. Балясной- Сост. Т. В. Сорокина. -М.: Просвещение, 1980. 189 с.
  33. Всемирная декларация. Положение детей в мире. -Женева, 1991. -87с.
  34. Е., Кишенкова О. Я — гражданин России // Граждановедение (приложение к «Уч. газ.»). 1997. — № 34. — С. 8.
  35. Всеобщая декларация прав человека. М.: Ассоциация содействия ООН, СССР: Плакат, 1989. — 7с.
  36. .З. Система воспитания юного гражданина в условиях демократизации и гласности // Вопросы философии. — 1991— № 7 — С. 16−20.
  37. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991.- № 7. -С. 19−35.
  38. О.С., Никитина А. Ф., Соколов Я. Ф. Гражданское воспитание // Россиийская педагогическая энциклопедия.-М., 1993. -Т.1.-С.224−225.
  39. В.М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. -№ 8. С. 30−33.
  40. . С. Это ли дорога к храму? //Сов. педагогика. 1990. -№ 1.-С. 98−100.
  41. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник/ Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990. -495с.
  42. А. Г. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности. Пятигорск, 1994.
  43. Граждановедение: Пособие для учащихся 5−9 кл. и их родителей и учителей / Рос. акад. образования. НИИ теории и методов воспитания.— М.: НВЦ «Гражданин», 1994. -с.
  44. Гражданское образование в начальной школе Нижнего Новгорода и Нижегородской области / Координаторы программы Белявский А., Сизов С.// Граждановедение: Приложение к «Учит. газ.». 1996. — № 5. — С. 4−5.
  45. А. Формирование человека: Записки о педагогике. М.: Педагогика, 1983.-321с.
  46. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. 2001. — № 4. — С. 24−30.
  47. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск, 1995. 238 с.
  48. Ге Франсуа История образования и воспитания М., 1912.- 670с.
  49. .С. Диагностическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики. — Киев: Виша школа, 1979. — 240с.
  50. Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Дис.канд. пед. наук-Оренбург, 1999. -182с.
  51. Г. А. Взаимность морального и правового сознания: проблема гражданственности// Философские науки. — 1987. № 11. — С. 18−29.
  52. Л.К., Известнова Е. В. Пути и средства формирования гражданственности в опыте А.С.Макаренко/ Воспитание социально-активной личности: история, теория, практика: Сб. науч. трудов. -Рязань: Рязанский пединститут, 1990. 120с.
  53. Г. Я. Взаимодействие различных структур в процессе гражданского воспитания учащихся// Дети Молодёжь — Общество. — Челябинск. 1995,-С. 190−192.
  54. Г. Я. Специфика организации и технологии проведения занятий по граждановедению // Фестиваль педагогических идей и инноваций / Челяб. ин-т повышения квалификации работников образования. Челябинск, 1994. — Сб. 5. — С. 41−42.
  55. Г. Я. Методика обучения и организации деятельности учащихся на учебных занятиях как средство формирования гражданственности. Челябинск, 1997. — С. 7−14.
  56. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  57. Демократическое государство и гражданин в демократии / Центр Гражданского образования. М., 1993. — 17 с.
  58. Демократизация общества и граждан// Преподавание истории в школе. 1997.№ 7.-30−50с.
  59. М.И. История русской педагогики: В 3-х частях, Изд. 2-е, испр. -М., 1910.-Ч.2.-627с.
  60. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 1999. — 200 с.
  61. И. М., Жернов В. И. Педагогические проблемы воспитания гражданственности. Магнитогорск, 1994. -с.
  62. В.И. Сочетание методов и средств воспитания // Сов. педагогика. 1986. № 6. — С. 38.64,65,66,67,68.69,70,71,72,73,74,75,76
  63. Закон РФ «Об образовании РФ"// Бюллетень Комитета по высшей школе, Министерства науки высшей школы и технической политики РФ- 1993.- № 1.- С. 1−43.
  64. Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность// Вопросы философии. 1991.- № 1.-3−15, № 2, 3−12с. Зборовский Г. Е., Орлов В. П. Введение в социологию. Екатеринбург: Свердл. инж. — пед. ин-т, 1992.
  65. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Материалы конф. — М., 1975.- С. 4−19.
  66. М.В. Формирование личности школьника: Целостный подход.-М.: Просвещение, 1984.- 184с.
  67. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М., 1972.-С. 16.
  68. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара / Рос. Гос. пед. ун-т- Редкол.: Бордовский Г. А. и др. СПб.: Образование, 1996. — 143 с.
  69. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных заведениях. М.: НИИ ВШ. -Вып. 1 .-1993.-30 с. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. — Пг., 1915. -746с.
  70. В. А. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4−7.
  71. В.А. и др. Воспитание? Воспитание . Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/ Караковский В. А., Новикова JL В. М.: Педагог, общество России, 2000. — 256 с.
  72. Н.М. Гражданское сознание и право на инициативу// Советское государство и право. 1989. — № 5. — С. 19−26.
  73. Е. В. Духовное развитие школьника // Сов. педагогика. — 1991.-№ 1.-С. 21−26.
  74. Р., Мошер Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина, демократические школы. -М.: Нар. образование, 1996. 122 с.
  75. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-193с.
  76. К. Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов на/Д, 1995. — 22 с.
  77. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
  78. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук.- Челябинск, 1980. — 492 с.
  79. И.Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М — 2002. — 23 с.
  80. В. И. Педагогическое основы воспитания гражданственности у старшеклассников.— Дис.. канд. пед. наук.— М., 1975.— 199 с.
  81. В. М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -191 с.
  82. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
  83. Краткий словаоь по социологии/ Под ред. Д. М. Гвишиниани, Н. И. Лапина.-М: Политиздат, 1999.-479с.
  84. Н.К. Воспитание// Пед. соч. в 10-тт. Т.2./ Под ред. Н. К. Гончарова и др. -.М.: изд-во АПН, 1958 489с.
  85. В.Н., Лукашева Е. Л. Новое политическое мышление и права человека// Вопросы философии. 1990. № 5. -3−11с.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
  87. Л.В. Истоки гражданственности М.: Педагогика, 1986.-190 с.
  88. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин.: ВАЛГУС. 1990. — 333с.
  89. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России// Педагогика. 1999. -№ 6. — С.3−11.
  90. Л.В. Быть гражданином. М.: Просвещение, 1981. — 96с.
  91. В.И. Философские тетради //Полн. Собр. Соч. Т. 29. — С 3−620.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977. — 270с.
  93. В.М. Модели мира и образ человека: Критический анализ идеи Римского клуба. М.: Политиздат, 1988.-225с.
  94. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М/. Педагогика, 1983. — Т. 2. — 318 с.
  95. И.Я. Болевые точки процесса обучения // Сов. педагогика. -1991.-№ 5.-с. 24−29.
  96. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  97. .Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания// Педагогика. 1999. — № 4. — С. 10 -14.
  98. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебен, заведений и слушателей ИПК и ФПК- М.: Прометей, 1998.-464с.
  99. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  100. Дж. Мысли о воспитании /Пер. с анг. А.Басистова. М., 1986−241с.
  101. Т.Ф. Проблема уровня нравственного воспитания личности: Дис.канд.пед.наук.-М., 1983.- 154с.
  102. В., Радионов Е. У истоков патриотизма: цель, задачи и принципы воспитания гражданственности и патриотизма российской молодёжи // Моё Отечество. — 2000.- № 1.- С.23−38.
  103. Г., Сударенков В. Особенности становления гражданственности у российских школьников // Мир человека.—1996.—№ 1.
  104. Логика научного исследования / Под ред. В. В. Шеляг.— М.: Мысль, 1998.—236 с.
  105. А. С. Педагогические сочинения, т. 4. с. 119.
  106. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
  107. Д. Социальная психология / Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1997.-688 с.
  108. Ю. А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.—М., 1967.—21 с.
  109. В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: Дис.канд. пед. наук. Минск, 1993 .-202с.
  110. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183с.
  111. В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. Казань: ИСПО РАО, 2002- 36с.
  112. А.П. Краткая история педагогики: В кульрурном освещении, — СПб., 1912.-187с.
  113. Методика правового воспитания учащихся: учеб. пос. для пед. институтов / Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. — М.: Просвещение, 1982. 223с.
  114. Мероприятия по реализации подпрограммы Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 // Воспитание школьников 2002. — № 4. — С.2−9.
  115. В.П. Гражданское воспитание школьников// Преподавание истории в школе. -1990. № 2 — С. 140−145.
  116. Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе. Казанский педагогический журнал. 2000.- 8с.
  117. Г. В., Надеева М. И. Гуманитаризация — ключевая идея преодоления кризиса образования. Казань, 1998. 116с.
  118. Г. В. Профессиональная педагогика. Казань, 2001.
  119. И. Утверждение гражданственности // Нар. образование.— 1988.—№ 3.—С. 43.
  120. М.И. Современный урок: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1981. 190 с.
  121. Методика выявления и описание интегративных процессов в учебно-воспитательной работе средних ПТУ / Под ред. Ю. С. Тюнникова. М., 1988.-46 с.
  122. Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд М.: Мысль, 1988. 252с.
  123. Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  124. С. А., Барабанов В. В. Гражданское образование в системе школьного обществознания // Обществозна-ние в шк.— 1997 — № 4 — С. 51—52.
  125. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986.-200с.
  126. Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М: Гелиос АРВ, 2000.- 229с.
  127. А. Ф. Права как обязанности и обязанности как права.— Граждановедение (приложение к «Уч. газ.») № 45,28 ноября, 1996, с 3.
  128. В.М. Как воспитать гражданскую активность: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 110 с.
  129. А. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее// Социально-политические науки. 1991. № 12.- 40−48с.
  130. С. И. Словарь русского языка.— 1986.— С. 123.
  131. В., Бочкарев В., Школьное самоуправление в вопросах и ответах//Воспитание школьников.— 1996.— № 3.—С. 14—16.
  132. Оптимизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования целостной личности молодежи /Под ред. Е. Е. Матушкина.— Челябинск.— 1990.
  133. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ № 391/11 от 19 марта 1996 г. //Вести, образования.— 1996.—№ 4.— С. 78.
  134. О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации: Письмо МО РФ органам управления образования субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995 г., № 151/11) / Преподавание истории в шк.— 1995.—№ 3.— С.51—53.
  135. О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Решение коллегии
  136. М-ва образование РФ (28 декабря 1994 г., № 24/1) // Преподавание истории в шк.— 1995.— № 3.— С. 53—55.
  137. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216с.
  138. С.И. Жить Родине служить//Педагогика. — 2001- № 2 — С.З.
  139. Патриотическое воспитание граждан РФ: Федеральная целевая программа возрождения патриотизма в России. Проект// Моё Отечество. 2000. — № 2. — С.26- 43.
  140. Педагогика. Ученое пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева. -М.: Шк. Пресса, 2002.-512с.
  141. Педагогический словарь. В 2-х тт. Т.1/ Гл. ред. Каирова А. И. М.: Изд-во Академия пед. наук — 1960. — 287с.
  142. Н.И. Румянцев Н.Е. Н.П. Пирогов, его взгляды на природу детей-Спб ., 1910.-28с.
  143. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1981.- 560с.
  144. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. — М.: Педагогика, 1985. -156с.
  145. В.И. Творчество — у истоков гражданственности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 110 с.
  146. А.В. Ориентация учащейся молодёжи на гражданско-патриотические ценности: на материалах дополнительного образования: Дис.канд.пед.наук. — Челябинск, 1999. — 175 с.
  147. А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1997. — 237с.
  148. Политологический словарь (Под ред. В.Ф. Халипова), М.: Высшая школа, 1995.- 192 с.
  149. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 с.
  150. Программа Красноярского общества «Знание». — Граждановедение (приложение к «Уч. газ.». 1996. — № 2 С. 4−5.
  151. В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков.- М.: Педагогика, 1990.- 624с.
  152. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1./ Под ред. В.В. Давыдова/ М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. 608 с.
  153. С. Л. Проблемы обшей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  154. И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. Кишинев: Штиница, 1976. — 192с.
  155. P.M. Система формирования гражданственности у подростков в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. канд.пед. наук. Казань — 2001. — 19 с.
  156. Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Научно-методическое пособие/ Науч.ред. З. Г. Нигматов. Казань: Издательство КГПУ, 1995. — 110 с.
  157. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Магистр, 1994. — № 6 — с.4−8.
  158. Я.В. Граждановедение: учебный курс и образовательная область // Обществознание в шк. — 1997. № 3.
  159. П.И. История педагогических систем.: СПб., 1913−708с.
  160. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432с.
  161. С.М. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией// Педагогика. 1999. -№ 7. — С.3−14.
  162. В.Г. Проблемы формирования гражданского общества// Социально-политические науки. 1991- № 4. — С.9−16.
  163. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. трудов. Свердловск: УрГУ, 1986 — 140с.
  164. В.П. Избранные педагогические сочинения./ АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991.
  165. И.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 203с.
  166. Г. Т. Исторические условия становления современного гражданского образования в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. пед. наук: Ин-т общего образования М., 1997 — 19с.
  167. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-288с.
  168. . К. А. Формирование гражданских качеств личности у студентов педагогических институтов (средствами иностранного языка): Дис.канд.пед.наук.-Ташкент, 1983. 177 с.
  169. Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дис.канд.пед.наук- С-Пб., 1997.- 182 с.
  170. Т.И. Начало становления демократического общества и формировании концепции гражданского образования в России в конце 80−90-х г.г. XX века: Дис.канд.истор.наук. -М., 1998. 183 с.
  171. А.В. Сущность, значение и основные направления в осуществлении межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск, 1976. — Выпуск. 3. — С. 3−10.
  172. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собрание соч. в 8-ми т., T.l. M.-JL, изд-во АПН РСФСР -Т.1, 1950. — с.5 -766.
  173. А.А. Собрание сочинений Т.5. / Ред. коллегия д-р биолг. наук Э. Ш. Айрапетянц. JI. Изд-во Ленинград, ун-та, 1954. — 232 с.
  174. A.M. Формирование гражданственности в системе довузовской профессиональной подготовки учащейся молодёжи: Дис.канд.пед.наук. Воронеж, 1998. — 182 с.
  175. А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США. (конец XX века): Дис.канд.пед.наук, — Казань, 2001. -170 с.
  176. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития// Педагогика. 1999. — № 8. — С.45.
  177. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов. Философско-педагогические аспекты проблемы. Челябинск, 1995. — 111 с.
  178. Д. Формирование учебных навыков: Перевод с англ. М.: Педагогика, 1985, 160 с.
  179. И.Ф. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов. Мн.: Ушверситэцкая, 2002. — 560 с.
  180. Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев-Одесса: Высша школа, 1978. -134 с.
  181. Человек и общество. 4.II. Личность, мораль, право: Учебное пособие для основной школы/ Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева и др. — М.: Новая школа, 1995. 164 с.
  182. А. Благоговение перед жизнью / Под.ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева.- М.: Прогресс, 1992.-572с.
  183. С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Автореф. дис.канд.пед.наук. -Волгоград, 2000. 22 с.
  184. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Издат-во Ленинградского ун-та, 1963., — 128с.
  185. Энциклопедический философский словарь / Редкол.:С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.- М.: Сов. энц. 1989. -815с.
  186. Юридический энциклопедический словарь М., 1987. — 584 с.
  187. М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США 80−90-х г.г. XX века: Дис.канд.пед.наук.-Ставрополь, 1997.- 151 с.
  188. Ответы студентов Начало Конецкурса, % курса, %
  189. Какие качества гражданина вы считаете наиболее значимыми?1. Ум 44 321. Воля 18 281. Честность 15 241. Ответственность 7 411. Патриотизм 20
  190. Уважение прав окружающих 2 64
  191. Уважение к обществу и государству 11 72
  192. Соблюдение законодательства и Конституции РФ 841. Не знаю 15
  193. Какие качества гражданин должен проявлять к самом V себе?1. Уважение • 13 281. Достоинство 11 161. Воля 7 161. Ответственность 4 201. Самокритика 161. Честь 161. Не знаю 11
  194. Какие качества гражданин должен проявлять к другим людям?1. Уважение 74 851. Вежливость 15 441. Понимание 7 391. Ответственность 3 581. Благородство 3 611. Не знаю 7
  195. Какие качества гражданин должен проявлять к обществу и государству?1. Чувство долга 3 161. Верность 3 121. Преданность 3 211. Ответственность 3 43
  196. Соблюдать законы и Конституцию 84
Заполнить форму текущей работой