Условия эффективного формирования педагогической рефлексии у будущих учителей
Диссертация
В нашем диссертационном исследовании в качестве нормативной модели выступило понятие педагогической рефлексии студентов Адыгейского государственного университета. Содержанием педагогической рефлексии, по нашему мнению, выступают действия по анализу учителем оснований собственных профессиональных действий по обучению учащихся (предметно-содержательный аспект рефлексии) — действия по анализу… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования рефлексии в концепции развивающего обучения
- 1. 1. Понятие эмпирического и теоретического мышления в педагогической психологии (теоретический обзор)
- 1. 2. Исследование развития рефлексии в концепции развивающего обучения (теоретико-методологический аспект)
- 1. 3. Структура понятия «педагогическая рефлексия» и психолого-педагогические условия ее развития у студентов
- Глава II. Развитие педагогической рефлексии у студентов
- II. 1 .Концептуальные основы интеллектуального и личностного развития взрослого человека
- Н.2.0рганизационно-обучающая игра как метод развития педагогической рефлексии у студентов
- 11. 3. Методика применения организационно-обучающей игры (проектирование, проведение, управление)
- 11. 4. Программа развития педагогической рефлексии у студентов Адыгейского государственного университета (организационно-обучающая игровая сессия «Развивающее обучение в школе»)
- Глава III. Экспериментальное исследование развития рефлексии у студентов Адыгейского государственного университета
- III. 1. Проблема оценки психолого-педагогической эффективности организационно-обучающих игр
- 111. 2. Психодиагностическое исследование уровня развития педагогической рефлексии у студентов Адыгейского государственного университета
- 111. 3. Психолого-педагогические условия развития рефлексии у студентов Адыгейского государственного университета (анализ эмпирического материала)
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль. 1991.с.302.
- Агеев В.В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий //Психологический журнал, 1985, № 4, С. 120−130.
- Алексеев Н.Г." Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск, 199I.e. 74.
- Аминов Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика педагогических способностей. Протесты. М., ЦентрIпроблем качества подготовки специалистов, 1994. с. 221.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Б. Г. Ананьев. Избранные психологиеские труды.Т. 1, М., Педагогика, 1980, С. 13−178.
- Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии //Психологическийжурнал, 1982, Т.№, №", С. 5−12.
- Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми.// Басов М. Я. Ибранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975, С.27−189.
- Бельчиков Я.М., Бирниггейн М. М. Деловые игры. Рига, Авотс, 1089.с.304 .
- Берлянд И.Е. В постановке проблемы рефлексии как проблемы общения //Методологические проблемы психологии личности. М., 1981.С. 134−144.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука, 1978.С.313.
- Брунер Дж. Психология познания. М., Просвещение, 1977.с.412.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., Просвещение, 1970. с. 191.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978.с.216.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М., Просвещение, 1969. с. 365.
- Венгер JI.A., Венгер A.JI. Домашняя школа мышления. М., Знание, 1984. с. 80.
- Вершиловский С.Г., Литвинова Н. П. Некоторые особенности становления активной позиции молодого учителя //Руководство профессиональным становлением молодого учителя. М., АПН СССР, 1985, С.15−27.
- Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Просвещение, 1966.С.441.
- Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии. // Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Т. 1, М&bdquo- Педагогиика, 1982, С. 103 109.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Т.2, М., Педагогика, 1982, С. 5−361.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики. //Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. З, М., 1983, С. 5−328.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М., Просвещение, 1991.- с. 93 .
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации социальной деятельности и самостоятельности студентов. М., МГУ, 1981.-c.213.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика. -с.423 .
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, М., Педагогика, 1986. с. 240 .
- Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., Политиздат, 1990, С. 143−157.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников //Вопросы психологии, 1981, №, С. 5−19.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981. с. 220 .
- Давыдов В.В. Основные проблемы психологического изучения процессов управления //Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии. М., Просвещение, 1980, С. 7−18.
- Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности //Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в зрелом возрасте. М., НИИ ОПП АПН СССР, 1980, С. 3−12.
- Давыдов В.В. О понятии личностив современной психологии //Психологический журнал, 1988, № 4,т.9, стр.22−33.33 .Давыдов В. В., Зак А. З. Уровень планирования как условие рефлексии //Проблемы рефлексии. Новосибирск, Наука, 1987, сС 43−49.
- Давыдов В. В, Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования игровых методов подготовки руководителей //Психологический журнал, 1989, № 1, т. 10, С. 13−22.
- Давыдов В.В., Неверкович С. Д. Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей //Вопросы психологии, 1990,3, С. 76−84.
- Давыдов В.В., Андронов В. П. Психологические условия происхождения идеальных действий //Вопросы психологии, 1979, № 5, С. 4−54.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии, 1992, №№ 3−4, С. 14−19.
- Дубовская Е.М., Улановская И. М., Яркина О. В. Экспериментальное исследование содержания рефлексивного компонента совместной учебной деятельности //Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987, С. 93−102.
- Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л., Лениздат, 1985. с. 220 .
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., Педагогика. 1976. с. 160.
- Игры для интенсивного обучения. Под ред. В. В. Петрусинского. М., Прометей, 1991.-c.219 .
- Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред.
- B.В.Петрусинского.М., Новая школа, 1994. -366с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1984. -с.320 .
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного. М., Политиздат. 1960. с. 180 .
- Ильясов И.И." Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности //Проблемы рефлексии. Новосибюирск, Наука, 1987,1. C.113−120.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., Политиздат, 1974. с. 328.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М. Роспедагенство, 1995.-c.108 .
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., Всероссийский центр по проблемамобщения. с. 32 .
- Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., Политиздат, 1977. с. 256.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., Класс, 1993. с. 225.
- Коровяковская Е.П. Разработка и использование учбно-ролевых (деловых) игр при подготовке специалистов. М., 1988. с. 69.
- Коул М., Скрибнер. Культура и мышление. М., Прогресс, 1977. с. 165.
- Котельников С.В., Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности //Нововведения в организации. М., МНИИУ, 1983, С. 32−64.
- Кулюткин Психологические проблемы образования взрослых
- Вопросы психологии, 1989,№ 2, С.5−14.
- Ладенко И.С., Самоукина Н. В., Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения. Новосибирск, 1991, — с. 39.
- Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М.1994.с.82.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. МГУ, 1972. -с.575.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М., Педагогика. 1983 .-с.392.
- Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., Советское радио, I1973.-c.160.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., Международная педагогическая академия, 1994. с. 368.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. С.-Петербург, Институт тренинга, 1993.- с. 104.
- Мальская О.Е., Сидельникова А. А. Особенности осознания студентами учебной деятельности //Проблемы рефлексии. Новосибирск, Наука, 1987, С.84−93.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., Прогресс, 1990. с. 368.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. -с. 192 .
- Маслоу А. Самоактуализация.//Психология личности. Тексты, 1. М., МГУ, 1982.С.108−118.
- Меретукова З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп, 1997 г.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. с. 256 .
- Митрофанов К.Г. Учительское ученичество. М., Знание, 1991с.80.
- Назаркина Н.И. Дидактические условия сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов при проведении обучающих игр. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед.наук. М., 1996. -с.22.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., Высшая школа, 1995. -с.207 .
- Неверкович С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования //Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, Наука, 1987, С. 217−224.
- Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. М., 1988. с. 38.
- Неверкович С. Д. Предметная деятельность в организационно-имитационных игровых методах подготовки кадров управления //Теория и практика физической культуры. М., 1986, № 10, С. 9−12.
- Неверкович С.Д. Организационно-обучающие игры в практике подготовки специалистов в ИФК //Методические рекомендации для преподавателей, слушателей ФПК, ВПТ и студентов ИФК//М., 1988. -с.35.
- Неверкович С.Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр // теория и практика физической культуры//1988, № 1, С. 12−17
- Неверкович С. Д" Зверев С. М. Деловые игры в подготовке и повышении квалификации кадров. М.&bdquo- 1989. с. 34.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1969. с. 659 .
- Педагогические игры. Под ред. В. В. Петрусинского, М., Новая школа, 1994. -с.136.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., Профиздат, 1991.- с. 192.
- Полани М. Личностное знание. М., Прогресс. 1985. с. 344.
- Поташник М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М., Просвщение, 1983.-е.112.
- Проблемы принятия решения. Под ред П. К. Анохина, В. Ф. Рубахина, Д. Н. Завалишиной, В. Ю. Крылва, В. Б. Швыркова, Д. Г. Шевченко. М., Наука, 1976. с. 320.91 .Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений.М., Новая школа, 1993. С. 47 .
- Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготскогои современная психология. М., МГУ, 1986. с. 117 .
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск, Пеленг, 1993.-1993.- с. 64.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В двух томах. М., Педагогика, 1989. 488с., с. 328.
- Рудестам Н. Групповая психотерапия. М., Прогресс, 1990. -с.368.
- Рубцов В.В., Агеев В. В. Игровой метод организации учебнойдеятельности школьников.//Игровое моделирование. Новосибирск.1987, С.104−112.
- Рубцов В. В. Организация и развития совместных действий у детей в процессе обучения. М., Педагогика, 1987. с. 160.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.М., МГУ, 1975.с.344.
- Тюков А. А. Организация учебных задач в условиях коллективного сотрудничества студентов //Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам в вузе. ММ., 1987, С.88−98.
- Тюков А.А. Организационно-обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности //Игровое моделирование, Новосибирск, наука, 1987, С.48−60.
- Самоукина Н.В. Сценарная организация исследования в педагогической психологии //Вопросы психологии, 1991, № 2, С.67−75.
- ЮЗ.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., Новая школа, 1993.-С.180 .
- Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М&bdquo- Народное образование, 1996. с. 112 .
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., НИИ ОПП АПН СССР, 1990. с. 215.
- Юб.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопросы психологии, 1991, № 2, С.37−49.
- Симонова Т.М. Самообразование как факторпрофессионального становления молодого учителя //Руководство профессиональным становлением молодого учителя. М., АПН СССР, 1985, С.66−77.
- Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. //Проблемы рефлексии. Новосибирск, Наука. 1987.1. С. 60−68.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1990, № 3, С.25−36.
- ПО.Столин В. В. Самосознание личности. М&bdquo- Просвещение, 1983.с.280.
- Ш. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии, 1982, № 1, С. 99−103.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., Педагогика, 1984. с. 472.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М. Издательство МГУ, 1984 -с.72 .
- Философско-психологические проблемы развития образования. М. ИНТОР, 1994. с. 128 .
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. Под ред.П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.&bdquo- МГУ, 1968. с. 135.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у детей //Вопросы психологии, 1989, № 2, стр.34−42.
- Шмаков С.А., БезбородоваН.Я. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа. 1993. с. 80.
- Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория иметодология), М&bdquo- Стройиздат, 1975, С. 131−142.
- Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика. М., Касталь, 1993. -с.415 .
- Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры //Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989. С.306−362.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника, М., Просвещение, 1974. 187 с.
- Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии //Проблемы рефлексии. Новосибирск, Наука, 1987, С.49−54.123 .Яковлев А. А. Рефлексия и игра//Вопросы методологии, 1984, С. 12−21.I
- Allen L.E., Jackson G., Ross J., White S. What counts is how the game is scored: one way to inkrease achieyement in learning mathematics // Simulation ond Games. 1988. Vol.9. No 4.
- Bredermeier M.E. Proyiding referents for sociological concepts: Simulation Gaming. // Haching Sociology. 1978. Vol. 5. No. 2.
- Buhler Ch. Der Menschliche Lebenslauf als psychologische Problem. Leipzig, 1933. 334 s.
- Leister J.P. and Stoil M.J. Eyaluation a role-specific simulation //Simulation and Games. 1979. Vol. 10.No. 2.
- Ligget H. An eyaluation enstument foruse with urban simalation //Simulation and Games. 1977. Vol. 8. No. 2.
- Passmore J. A. The Filosophy of teaching. Cambridge Univers. press. 1980.
- Remus W.E. Who likes business games? // Simulation on and games. 1981. Vol.12.No.l.
- Rosen D.J. METRO-APEX as a course // Simulation and games. 1981. Vol. l2.No.l.
- Engestrom J. Learning working imaging. Helsiur. 1990.
- Gardner H. To open mind: n.j., 1989.