Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в создании и реализации инновационной технологии преподавания системообразующего развивающего курса генетики, позволившей улучшить качество, повысить уровень подготовки студентов в этой области биологии, а также способствующей развитию межпредметных связей курса генетики с общепрофессиональными и специальными циклами. Предложенный банк творческих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические и психолого-педагогические основы профессионального образования студентов-биологов
    • 1. 1. Организационно-правовая система подготовки специалистов-биологов с высшим профессиональным образованием
      • 1. 1. 1. Характеристика организации, проведения и содержания Единого государственного экзамена по биологии в 2002 году
    • 1. 2. Генетическая составляющая как ключевое звено подготовки специалистов-биологов
      • 1. 2. 1. Генетическое образование как системообразующий компонент высшего профессионального образования по специальности 11 600-Биология
    • 1. 3. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-биолога средствами решения задач и создания проблемных ситуаций при обучении генетике
      • 1. 3. 1. Педагогические технологии в профессиональном образовании
      • 1. 3. 2. Роль интеллектуальной и эмоциональной активности в когнитивном развитии специалиста
      • 1. 3. 3. Механизмы мыслительной деятельности и психологии творчества в процессе решения задач
      • 1. 3. 4. Общая характеристика эвристических приёмов и фаз процесса решения задач

Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях социального и научно-технического прогресса представляется актуальным внедрение в практику высшего профессионального образования нового содержания и новых форм обучения. В этих условиях целью университетского образования становится формирование у будущего специалиста профессионализма и компетентности. Социальный заказ современного общества требует от специалистов с университетским дипломом высокой мобильности, способности оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям общественной среды, способности самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения, адекватно их реализовы-вать в конкретных социальных условиях и обеспечивать саморегуляцию поведения. Этому способствует развитие новой парадигмы образования, ориентированной на развитие и потребности личности.

Важнейшим результатом дидактических исследований последнего десятилетия является понимание профессионального высшего образования как системы управления познавательной деятельностью студентов, что является теоретической основой для перехода от пассивных, репродуктивных форм и методов обучения к активным и продуктивным. Актуальным в этой связи становится определение и корреляция содержания обучающей деятельности преподавателя и содержание учебной деятельности обучаемых, выявление соотношения обучения и развития и разработка моделей развития интеллекта, его высших когнитивных функций — мышления и воображения.

Применительно к циклу биологических учебных дисциплин решение этих задач связано с необходимостью преодоления ряда накопившихся в последние десятилетия недостатков и противоречий. Так, например, анализ современного состояния преподавания биологии (и, в частности, ее ключевой, системообразующей науки — генетики) в средних школах и вузах позволяет отметить следующие недостатки в обсуждаемой сфере образования:

• в сфере школьного и вузовского биологического образования сегодня не уделяется должного внимания разработке эффективных дидактических методик, ориентированных на преодоление дискретности системы знаний по генетике;

• в контексте традиционной знаниевой парадигмы практически невозможно обеспечить уровень сформированности системы знаний по генетике, необходимый для дальнейшей профессиональной подготовки;

• отрицательно сказывается на формировании биологической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов-биологов недостаток внимания к анализу связей между курсом генетики и общепрофессиональными, а также специальными дисциплинами;

• в функционирующей сегодня парадигме биологического континуума обучаемые не имеют достаточного уровня развития мыслительных действий, которые способствуют формированию адекватной современным требованиям системы знаний по генетике и развитию креативных способностей учащихся.

Отмеченные недостатки подтверждают актуальность исследования возможных путей корректировки современного биологического образования с целью реализации компетентностно-ориентированного подхода для полноценного формирования специалиста с университетским образованием. Актуальность проведенного исследования связана с необходимостью разрешения в системе современного образования противоречий:

• между возросшими требованиями к профессиональной деятельности специалистов-биологов и недостаточной разработанностью современной педагогической системы биологического образования, соответствующей современным требованиям социального заказа общества;

• между объёмом содержания курса генетики и количеством учебного времени, отведённого на его изучение;

• между объёмом учебной информации, сообщаемой в процессе обучения генетике и психологическими возможностями обучаемого усвоить и реализовать полученную информацию;

• между широким внедрением личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности и отсутствием конкретных методик и технологий для его реализации при изучении биологических наук;

• между существующими требованиями к исходному уровню знаний и умений абитуриентов и объективно существующей разноуровневой их подготовкой.

В новых условиях обнаруживается недостаточная научная и методическая обоснованность преемственности в организации учебно-воспитательного процесса на стыках смежных звеньев профессионально-педагогического образования, в частности, при преподавании одноимённых дисциплин учебных планов взаимосвязанных образовательных заведений (школа — техникум — вуз). Всё это обуславливает необходимость разработки системы преемственности в преподавании биологических дисциплин.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

• социальным заказом общества на подготовку специалиста, теоретически и практически подготовленного к работе в новых социально-экономических условиях;

• потребностью развития у будущих специалистов умений применять знания по генетике к решению задач в области современной медицины, сельского хозяйства, биотехнологии и других отраслей народного хозяйства.

• необходимостью формирования у специалистов-биологов креативных качеств мышления и потребности самообразования с целью опережающей подготовки будущих выпускников.

Предварительный анализ состояния проблемы формирования биологической культуры, выявленные противоречия и недостатки, социальная актуальность исследования и предопределили направление разработки научно-методической системы, которая, с одной стороны, рассматривается как инструмент, обеспечивающий решение одной из основных задач обучения генетике — задаче формирования системы биологических знаний, с другой стороны, как совокупность процесса профессионально направленного обучения биологов, и, с третьей — как формирование и развитие творческих способностей и профессиональной культуры выпускников-биологов.

Три этих аспекта могут быть просчитаны в их взаимосвязи и положены в основу проектирования содержания биологического образования на основе системообразующей функции курса генетики. Смысл проектирования технологии реализации курса генетики под этим углом зрения состоит в том, что такой подход позволяет предвосхитить конечные результаты уже на стадии проектирования и на этой основе регламентировать цели биологического образования, корпус учебных программ, наметить способы реализации технологий обучения и наперед просчитать механизмы коррекции и управления учебным процессом.

Целью дидактической системы биологического образования при этом является формирование биологической культуры, а ее основными задачамиприсвоение опыта (знаний, умений, навыков) для практической деятельности и развитие через ведущую деятельность (учебно-профессиональную) личностных качеств специалиста и, в первую очередь, творческих способностей и продуктивного мышления.

Проблема исследования в изложенном контексте может быть сформулирована в виде следующего главного вопроса: какими должны быть подходы к проектированию содержания и технологии реализации курса генетики в системе биологического образования, которые удовлетворяли бы всем психолого-педагогическим нормам и обеспечивали развитие творческих способностей и профессиональных компетенций студентов-биологов?

Отсюда — тема исследования: «Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов».

Цель исследования — повышение качества подготовки специалистов-биологов путем формирования у них биологической культуры и развития креативных способностей в процессе преподавания системообразующего курса генетики.

Объект исследования — процесс компетентностно-ориентированного обучения генетике в системе непрерывного биологического образования «школа — университет».

Предмет исследования — проектирование содержания и технологии реализации системообразующего курса генетики в системе современного биологического образования.

Гипотеза, определившая направление и характер исследования, состоит в предположении о том, что качество подготовки студентов биологической специальности при изучении курса генетики можно существенно повысить, если:

• в процессе осуществления учебной деятельности будет обеспечена преемственность содержания и методов обучения генетике в системе непрерывного биологического образования «школа — университет»;

• придать процессу изучения курса генетики статус системообразуюшего для формирования профессиональной биологической культуры;

• технологию обучения генетике ориентировать не на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, а на формирование и развитие у студентов творческого мышления и профессиональной культуры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи, в процессе решения которых оказалось необходимым:

1) определить пути формирования компетентностио-ориентированной биологической культуры и условия формирования подготовки специалистов-биологов в системе непрерывного образования «школа — университет»,.

2) разработать и обосновать модель формирования профессиональной биологической культуры у студентов-биологов университета и методические приёмы и способы ее совершенствования,.

3) разработать технологию преподавания системообразующего курса генетики в системе непрерывного биологического образования,.

4) наметить методику формирования и развития у студентов творческого естественнонаучного мышления,.

5) осуществить педагогический мониторинг достижения требуемого уровня знаний по генетике и развития креативных способностей у учащихся в процессе опытно-экспериментальной апробации эффективности разработанной технологии в реальных условиях непрерывного биологического образования «школа — университет».

Методологическую основу исследования составляют: диалектико-материалистическая теория познания действительности, рассмотрение изучаемого объекта с позиций целостной системы составляющих её компонентов в их многообразных связях и отношениях, культуроцентристский и лич-ностно-деятельностный подходы как условие формирования и развития личности студента и его профессиональной культуры в процессе специально организованной деятельности и теория мотивации для формирования системных знаний, личностного потенциала будущих специалистов.

В процессе исследования использовались концепции содержания и развития общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, разработанные М. И. Махмутовым, С. Я. Батышевым, B.C. Ледневым, Б. Г. Лихачевым, Л. С. Выготским и др., современные представления и разработки в области профессионального обучения В. П. Беспалько, Ю. А. Кустова, Г. П. Корнева, теория личностного развития учащихся, изложенная в трудах С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и др., теория формирования и развития личности в процессе учебной деятельности, представленная в трудах П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др., теория управления учебным процессом Н. Ф. Талызиной, теоретические и прикладные разработки по проектированию систем непрерывного образования Ю. К. Кустова, В. Н. Михелькевича, А. Н. Ярыгина, концепции моделирования и конструирования педагогического процесса Ю. К. Бабанского, В.М.

Монахова, А. И. Нижникова, и др.

В качестве основополагающих психологических постулатов применительно к преподаванию учебных дисциплин в университетах использовались положения теории формирования и развития личности и мотивов, представленные в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу и др.

Основой для дидактических разработок послужили отдельные положения теории творческого саморазвития человека, изложенные в трудах Я. А. Пономарева, В. И. Андреева, И. П. Волкова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова и теория проектирования педагогических технологий, разработанная Т.И. Ша-мовой, В. В. Гузеевым, Н. Е. Шурковой.

Методами исследования являются: изучение и анализ научной, философской и психолого-педагогической литературы, анализ нормативной и учебно-программной документации университетов, изучение и обобщение массового педагогического опыта, моделирование, проектирование, системный анализ, синтез, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка полученных результатов.

Этапы исследования: основной опытно-экспериментальной базой являлся Самарский государственный университет. Различными видами экспериментальной работы были также охвачены студенты педагогического университетов Самары и школьники 11 классов самарских специализированных школ. Общая выборка студентов и школьников, участвующих в эксперименте, составила более 300 человек. Исследование проводилось в три этапа в течение пяти лет:

На первом — аналитико-поисковом — этапе (1997 — 1998 г. г.) изучалось состояние проблемы в существующей теории и практике, проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить имеющиеся в современной системе биологического образования недостатки и противоречия, накапливался опытный материал для последующей исследовательской работы.

Одновременно анализировались философская, психологопедагогическая и учебно-методическая литература по теме исследованияразрабатывалась концепция, формулировалась гипотеза, определялись объект, предмет, цели, задачи и методика исследования.

На втором — теоретико-проектировочном — этапе (1998 — 1999 г. г.) разрабатывалась технология преподавания генетики как системообразующего курса для формирования биологической культуры, проводились её апробация и контрольные срезы обучения, составлялись генетические задачи разного уровня сложности.

На третьем — экспериментально-обобщающем — этапе (2000 — 2002 г. г.) проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности влияния разработанной технологии обучения генетике на качество обучения, развитие творческого мышления и формирование профессиональной биологической культуры, осуществлялось внедрение результатов эксперимента в педагогическую практику средних и высших профессиональных учебных заведений, обобщались полученные данные, корректировалось текстовое содержание диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

• разработан психолого-педагогический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности студентов, являющийся инструментом активизации творческого мышления и направленный на формирование профессиональной компетенции субъектов будущей профессиональной деятельности;

• создана информационно-дидактическая база, в которую входят авторская программа системообразующего развивающего курса генетики, банк творческих заданий (включая генетические задачи разного уровня сложности), тесты, карты программированного контроля, методические рекомендации, учебные пособия;

• разработана технология проектирования системообразующего курса генетики для формирования профессиональной биологической культуры специалистов-биологов;

• обоснованы пути реализации развивающего курса генетики для студентов биологических специальностей в системе непрерывного образования «школа — университет», компетентностно-ориентированного на формирование творческого мышления и профессиональной биологической культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании методики проектирования содержания и технологии изучения предмета на основе использования задач различных уровней сложности, в создании системной диагностики формируемых профессионально важных качеств будущего специалиста биолога, на основе которой теоретически обоснованы и разработаны: критериальные показатели профессиональной компетентности, профессиографическая модель подготовки биологов по генетике, задающая совокупность ориентиров учебной и профессиональной деятельности, позволяющая прогнозировать эффективность профессиональной подготовки будущих биологов.

Практическая значимость исследования заключается в создании и реализации инновационной технологии преподавания системообразующего развивающего курса генетики, позволившей улучшить качество, повысить уровень подготовки студентов в этой области биологии, а также способствующей развитию межпредметных связей курса генетики с общепрофессиональными и специальными циклами. Предложенный банк творческих заданий и разработанная в диссертационном исследовании технология преподавания генетики могут быть внедрены в практику обучения в специализированных школах и в высших учебных заведениях с гарантированным положительным влиянием на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, на качество знаний по предмету, на развитие креативных элементов мышления учащихся. Полученные результаты апробированы, используются преподавателями классических, педагогических и медицинских университетов и школ при планировании курса генетики, проектировании его содержания и разработке методики преподавания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью теоретических положений, многолетним опытом практического использования разработанных методик и алгоритмов, логической структурой исследования, выбором методик, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объёма выборок и значимостью опытно-экспериментальных данных, применением статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных, сопоставлением результатов исследования с массовым педагогическим опытом, возможностью экстраполяции предложенной технологии и полученных результатов в другие профессиональные учебные заведения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение ряда лет на биологическом факультете Самарского государственного университета, на кафедре общей биологии Самарского государственного педагогического университета, в специализированных классах средних учебных заведений города Самара: гимназии № 1, медико-техническом лицее, школе-лицее № 36, Самарском областном многопрофильном лицее, в муниципальном учебном заведении «Университет Наяновой». Экспериментальные исследования проводились при непосредственном участии самого автора.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция естественнонаучного знания в системе образования» (Самара, СИПКРО, 1994), на 4 Всероссийской научно-методической конференции «Пути и методы совершенствования учебного процесса» (Самара, ПИИРС, 1995), на Международной конференции «Экологическое образование в целях устойчивого развития» (Тольятти, ИЭВБ РАН, 1996), на научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в учебном процессе» (Самара, СамГУ, 1997), на научно-методической конференции Традиционные и новые технологии в учебном процессе" (Самара, СамГУ, 2000), на Международной конференции «Биоразнообразие и биоресурсы Среднего Поволжья и сопредельных территорий» (Казань, КГТГУ, 2002), на научно-методической конференции «Внутривузовский мониторинг качества образования» (Самара, СамГУ, 2002), на научно-методической конференции «Методика обучения на вечернем и заочном отделениях» (Самара, СамГУ, 2002), на Научных чтениях в Самарском филиале Университета РАО (Самара, 2002), на научно-практической конференции «Исследования в области биологии и методики ее преподавания» (Самра, СамПГУ, 2003), на V Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика непрерывного профессионального образования» (Тольятти, ТГУ, 2003).

Всего по проблематике диссертации опубликовано 30 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 учебных пособия с грифом УМО университетов России, 7 учебных пособий, 7 научных статей, 5 тезисов докладов и 9 методических указаний для студентов университета.

На защиту выносятся:

1. концептуальные основы проектирования содержания и технологии обучения генетике как системообразующей учебной дисциплине в формировании биологической культуры студентов и учащихся с учетом структуры междисциплинарных связей курса генетики с общепрофессиональными и специальными биологическими дисциплинами,.

2. модель профессионально-направленного обучения специалистов-биологов в системе непрерывного биологического образования «школауниверситет», учитывающая переход на реализацию опережающего образования и компетентностно-ориентированной технологии подготовки выпускаемого специалиста,.

3. разработанные и внедрённые в процесс обучения способы и методические приёмы формирования креативного мышления студентов посредством решения генетических задач разного уровня сложности, а также алгоритм составления и решения генетических задач в зависимости от поставленных педагогических целей,.

4. содержание и условия реализации процесса освоения биологических знаний и формирования биологической культуры, направленные на перестройку форм, методов и средств обучения биологии на базе деятельностного подхода в педагогическом процессе.

Выводы по диссертации.

1. Выдвинута, разработана и экспериментально подтверждена теоретическая концепция формирования биологической культуры в системе «школауниверситет». Структура биологической культуры и модель её формирования дают возможность по-новому осмыслить междисциплинарные связи, их результативность. Проблему присвоения обучающимися биологического опыта (распредмечивание), развития профессионально-значимых качеств их личности и становление их репродуктивной деятельности (опредмечивание) удается решить уже на стадии проектирования соответствующей педагогической технологии с целью формирования специалистов-биологов нового типа, востребованных социокультурными и психолого-педагогическими современными условиями.

2. Разработана технология поэтапного формирования и развития продуктивного мышления, креативных способностей и биологической культуры у студентов университета и школьников специализированных классов средних школ, формирующихся в процессе изучения теоретических основ биологии и практических умственных действий при решении задач по генетике различной степени сложности и проблемным ситуациям, возникающим на стыке наук. Показана системообразующая роль генетики в современном биологическом образовании, целесообразность ее использования в широкой педагогической практике с целью преодоления дискретности биологических знаний у сегодняшних школьников и студентов.

3. На основе анализа психологической, педагогической и методической литературы определены роль и место системы решения генетических задач в профессиональном образовании биологов. Предложен алгоритм решения генетических задач, способствующий успешному освоению данного учебного материала учащимися. Разработаны критерии классификации задач по генетике по уровню их сложности и в зависимости от педагогических целей обучениядоказано, что в формировании навыков продуктивного мышления и креативных способностей личности обучающихся особенно значимы задачи третьего и четвертого уровней сложности, которые, к сожалению, пока еще редко встречаются в практике преподавания генетики в школах и вузах. Установлена высокая эффективность применения комплекса задач по генетике в профессионально направленном образовании студентов и школьников.

4. В процессе экспериментального и опытного обучения установлено, что для формирования биологической культуры и готовности школьников и студентов к освоению учебного материала наиболее эффективным является компетентностно-ориентированный подход к обучению, который обеспечивает: 1) формирование внутренней мотивации учащихся как источника их самоорганизации и самодифференциации, 2) достижение обучающимися личностно-значимых результатов, 3) эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Условиями формирования ключевых и базовых компетенций биологической культуры при таком подходе являются: позиция педагога, направленная на взаимное сотрудничество с учащимися и внимания к их личностной инициативе, позиция студента, ориентированная на взаимодействие с преподавателем и имеющая устойчивую внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, система форм, средств и методов обучения, его цель, а также само содержание комплексной биологической культуры в многообразных формах продуктивного творческого процесса и развития креативных способностей.

5. Опытно-экспериментальная апробация предложенной технологии преподавания генетики на биологическом факультете Самарского государственного университета и в специализированных классах средних школ показала, что компетентностно-ориентированный подход к преподаванию генетики способствует повышению качества знаний обучающихся и формированию у них комплексной биологической культуры. Педагогический мониторинг подтвердил и доказал правильность выдвинутой гипотезы и принятых концептуальных положений, эффективность разработанного методического обеспечения данной технологии, надежность и результативность которой была подтверждена на практике.

6. К перспективам исследования в избранном направлении в диссертации отнесены: 1) разработка такой технологии обучения генетике, которая удовлетворяла бы всем требованиям надежности, эффективности и валидности с целью формирования профессионально значимых качеств у будущих специалистов-биологов, 2) существенное расширение объекта и предмета исследования, 3) поэтапная перестройка всей системы биологического образования: его целей, содержания, форм, методов и средств обучения, 4) изменение деятельности обучающихся и преподавателей, ориентированной на преодоление дискретности образования и преобладания репродуктивных подходов к обучению.

2.4.

Заключение

и выводы к главе 2.

1. Выяснение реального уровня биологических знаний, в том числе и по генетике, у школьников специализированных классов средних школ и студентов биологического факультета Самарского государственного университета показали недостаточный уровень их подготовки, в частности по решению генетических задач. Это обстоятельство самым существенным образом сказывается на уровне сформированности биологической культуры и развитию продуктивного мышления учащихся.

2. Реализация в специализированных классах средних учебных заведений предложенной нами технологии обучения генетике, в том числе активное внедрение написанного нами задачника по генетике, позволяет перестроить систему биологического образования в плане его ориентации на деятельно-стный и личностно-ориентированный подходы. Сравнение уровней знаний по вопросам генетики у школьников в контрольной и экспериментальной группах показало достоверное его преобладание у учащихся экспериментальной группы.

3. После разработки и внедрения в учебный процесс Учебных планов, переработки учебных программ биологических дисциплин, современных учебно-методических пособий, использования созданных многоуровневых развивающихся задач по генетике, направленных на поэтапное формирование генетических знаний и продуктивного мышления, знания студентов значительно возросли по всем блокам формирования биологической культуры студентов. Наибольший прирост знаний получен по тем вопросам, изучение которых проходило не только на лекциях, но и закреплялось при проведении ла-бораторно-практических работ.

4. Использование разработанной технологии, включающей изменение Учебных планов и рабочих программ, создание соответствующих учебных пособий и внесение в учебный процесс элементов обучения по развитию мыслительных действий, как показали психологические тесты.

Г. Ю.Айзенка, Р. Амтхауэра и С. Медника, заметно увеличили уровень продуктивного мышления и творческих способностей у школьников и студентов экспериментальных группы. Они показали более высокие результаты в стандартных тестах интеллекта и креативности, чем студенты, обучавшиеся по традиционной программе.

5. Внедрение разработанной нами технологии обучения, в том числе генетических задач разного уровня сложности, показало умение студентов и школьников экспериментальных групп применять при решении задач различные эвристические приёмы, что благотворно сказывается на развитии продуктивного мышления и формирования биологической культуры как главной цели современного биологического образования.

Заключение

и практические рекомендации.

Концептуальное содержание проектирования технологии реализации системообразующего развивающего курса генетики в системе непрерывного биологического образования «школа — университет» состоит в том, что Государственный образовательный стандарт и учебный план специальности 1 600 — Биология регламентируют цели обучения, составление учебных программ, выбор способов реализации технологий обучения, механизмов коррекции и управления.

Такой подход позволяет предвосхитить конечные результаты уже на стадии проектирования. Целью дидактической системы биологического образования при этом является формирование биологической культуры, а ее основными задачами — присвоение опыта (знаний, умений, навыков) для практической деятельности и развития через ведущую деятельность (учебно-профессиональную) личностных качеств специалиста и, в первую очередь, творческих способностей и продуктивного мышления.

Необходимо широкое внедрение предложенной технологии в процесс преподавания биологии в средних и высших учебных заведениях, в частности, следует предусмотреть соответствующую переподготовку учителей и преподавателей, например, на курсах при СИПКРО. Следует донести полученный положительный опыт до широкой педагогической общественности.

В плане внедрения компьютерных технологий в систему биологического образования можно предложить издание предложенного нами задачника по генетике в форме CD-учебника, т. е. на компакт-диске. Это существенно расширит его возможную читательскую аудиторию, т.к. в настоящее время компьютерная сеть в школах развита достаточно широко. Кроме того, можно распространять данный задачник через сеть Internet.

С целью оценивания уровня продуктивности мышления учащихся и степени его креативности следует ввести в программу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии генетические задачи второго и третьего уровней сложности. Это позволит более объективно оценить способность будущего студента к обучению в вузе, особенно в университетах. Нынешнее содержание ЕГЭ не позволяет провести подобную процедуру в принципе, т.к. практически целиком ориентировано на репродуктивное мышление.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.В. Задачи по генетике для программированного обучения и контроля с использованием машин УКМ-5. 4.1. Генетический анализ наследования признаков при моно- и полигибридном скрещивании. Л., 1973. — 52 с.
  2. З.В. Генетика. Программированное обучение. М., 1985. — 287 с.
  3. З.В., Карлинский O.A. Руководство к практическим занятиям по генетике. JL, 1968. — 191 с.
  4. З.В., Карлинский O.A. Практикум по генетике. Л., 1974. — 124 с.
  5. З.В., Карлинский O.A. Практикум по генетике: Учеб. пособие. -Л., 1979.- 192 с.
  6. Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984.-368 с.
  7. Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. М., 1987.
  8. Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.-С. 151 -203.
  9. С.Н., Акифьев А. П., Чернин Л. С. Общая генетика. М., 1985. -245 с.
  10. ., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Ю Роберте К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: В 3-х т. М., 1994 — 1995.
  11. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. — С. 52 — 65.
  13. З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. — С. 63 — 71.
  14. Н.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. M., 1981. — 136 с.
  15. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. Педагогика. 1987. — № 2. — С. 3 — 9.
  16. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев, 1984. — 287 с.
  17. П.Базилинская Н. В. Задачи по генетике. Владимир, 1973. — 44 с.
  18. .В., Санаев Е. А. Сборник задач по генетике: Уч.-мет. пособие. Казань, 1988. — 191 с.
  19. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара, СПб, 1997.- 172 с.
  20. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. — Самара, 2000. -185 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогических технологий. Педагогика и логика. -М., 1988.
  23. Биология для поступающих в вузы: Способы решения задач по генетике. / Сост. Галушкова Н. И. Волгоград, 2000. — 64 с.
  24. Д.Б. Интеллектуальная способность как проблема творчества. Ростов/Д, 1983. — 173 с.
  25. С.И. Генетика в школьном курсе биологии: Метод, реком. к решению задач. Махачкала, 1977. — 48 с.
  26. Л.Ю., Железная Л. А., Матвиенко Н. И. Сайт-специфическая эн-донуклеаза SscLl из штамма Staphylococcus spesies LI // Биохимия. 1998. -№ 63.-С. 253 -258.
  27. К.В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике. М., 1979. — 189 с.
  28. К.В., Тихомирова М. М. Сборник задач по генетическому анализу. -Л., 1973.-50 с.
  29. JI.C. Психотехника и педология // Психотехника и психофизиология труда. 1981. — № 2 — 3. — С. 173- 184.
  30. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. — С. 31 — 38.
  31. Л.Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. М., 2001. — 120 с.
  32. Генетика: Энциклопедический словарь / Картель H.A., Макеева E.H., Ме-зенко A.M. Минск, 1999. — 448 с.
  33. Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия. М., 1989. — 214 с.
  34. Г. П. Молекулярно-генетические механизмы прогрессии опухолей. // Соровский образовательный журнал. 2000. — Т. 6. — № 11. — С. 2 — 7.
  35. С. Биология развития: В 3-х т. Т. 2. М., 1994. — 235 с.
  36. Гистология. /Под ред. Э. Г. Улумбекова и Ю. А. Челышева. М., 2001. -670 с.
  37. Гистология. Введение в патологию. /Под ред. Э. Г. Улумбекова и Ю. А. Челышева. М., 1998. — 960 с.
  38. Э.А. Способность и индивидуальность. М. 1993. — 242 с.
  39. Гофман-Кадошников П. Б. Задачник по общей и медицинской генетике. -М&bdquo- 1969.- 155 с.
  40. Гофман-Кадошников П.Б., Ларцева С. Х. Руководство к практическим занятиям по генетике. М., 1975. — 274 с.
  41. Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. М., 1990.
  42. Г. В. Задачник по генетике. М., 1973. — 78 с.
  43. Г. В. Задачник по генетике. М., 1980. — 74 с.
  44. К.М. Методы тестирования вы дидактических исследованиях. Методы педагогических исследований. М., 1979. — 231 с.
  45. Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. -327 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 240 с.
  47. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы. 1992. — № 1. С. 19 — 11.
  48. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 368 с.
  49. А.У. Уникальная генетическая система митохондрий. / Со-ровский образовательный журнал. 2000. -№ 1. Т. 6. — С. 32 — 36.
  50. Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность? -М., 1984.-С. 95 -98.
  51. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. — 140 с.
  52. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М, 1989. — 148 с.
  53. История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975. — 660 с.
  54. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 370 с.
  55. Э.А. Сборник задач по генетике. Минск, 1977. — 127 с.
  56. Э.А. Сборник задач по генетике. Минск, 1982. — 104 с.
  57. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989. 80 с.
  58. Д.Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. М., 2000. — 240 с.
  59. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. -М., 1991.-310 с.
  60. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
  61. .Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. Минск, 1982. — 80 с.
  62. Г. П., Розенберг Г. С. Экология «в законе» (Теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах). Тольятти, 2002. — 248 с.
  63. В.Ю., Вайнер Г. Б. Сборник задач по генетике с решениями. -Саратов, 1998. 156 с.
  64. Ю.М., Чешина JI.H. Сборник задач по генетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-48 с.
  65. В.И., Идлис Г. М., Гутива В. Н. Естествознание. М., 1996. — 384 с.
  66. Ю.А., Гусев В. А. Системный подход в педагогике: Учебное пособие. Тольятти, 2002. — 90 с.
  67. Ю.А., Стацук C.B. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие. Тольятти, 2002. — 184 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1971. 304 с.
  69. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 574 с.
  70. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие.-М., 1995.-282 с.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-361 с.
  72. Л.А. Генетическая инженерия растений: свершения и надежды // Соровский образовательный журнал. 2000. — Т.6. — № 10. — С. 10 — 17.
  73. Л.А., Павлова З. Б., Иванова М. М. Агробактериальная трансформация как способ изменения гормонального метаболизма у высших растений // Генетика. 1998. — Т. 34. — № 2. — С. 165 — 182.
  74. Г. В., Степанов В. И., Василенко В. Н. Сборник задач по генетике. М, 2001. — 136 с.
  75. Малый практикум по общей генетике. Учебное пособие. / Под ред. С. Р. Агамаловой. М., 1974. — 32 с.
  76. А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. -М., 1985.-С. 87−115.
  77. А. Технология бытия. М., 1997.
  78. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  79. H.H. Практическая генетика. М., 1966. — 238 с.
  80. H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. В кн.: Психология формирования и развития личности.-М., 1981.-С. 306−319.
  81. Е.И., Тарасевич Е. И., Анохина B.C. Генетика в вопросах и ответах. Минск., 1987. — 288 с.
  82. Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. М., 1972. — 215 с.
  83. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. —М., 1988.
  84. Н.Д. Проблема ценностей в Российском обществе // Школа. -1999.-№ 4. С. 6−9.
  85. А.Н., Ильясов И. И. Обучение рациональным приемам решениятворческих задач. Вест. высш. шк. — 1987. — № 5.
  86. H.H. Малый практикум по генетике. -М., 1975. 120 с.
  87. H.H. Сборник задач по общей генетике. М., 1982. — 128 с.
  88. М.И. Задачи по генетике. Курган, 1970. — 24 с.
  89. Э.С. Основы генетической инженерии высших растений. М., 1988.-287 с.
  90. H.A. Математические методы в биологии. М., 1978. — 262 с.
  91. Д. Как решать задачу. М., 1959.
  92. Я.А. Психология творчества. М. 1976.
  93. Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследования проблем психологии творчества. — М., 1983. — С. 3 — 26.
  94. Почти 200 задач по генетике. М., 1992. — 120 с.
  95. М.И. Концепции современного естествознания. СПб., 1999.-352 с.
  96. H.H., Шкурат Т. П. Основы генетики человека. -Ростов/Д., 1997.-368 с.
  97. Работа с автоматизированным учебным курсом с помощью программы AutoControl (руководство пользователя). Самара, 2002. — 15 с.
  98. В.А. Генетический код как система. // Соровский образовательный журнал. 2000. — № 3. — Т.6. — С. 17−22.
  99. Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1990. -544 с.
  100. З.А. О путях формирования творческого мышления. -Вест. высш. шк. 1986. — № 1. — С. 16 — 20.
  101. Рис Э., Стерберг М. От клеток к атомам. М., 1988. — 144 с.
  102. П.Ф. Введение в статистическую генетику. Минск, 1978.-448 с.
  103. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  104. Г. Л. О некоторых концептуальных принципах формирования и реализации учебного плана специальности 11 600 «Биология» // Тез. докл. научно-метод. конф. «Новые образовательные технологии в учебном процессе». Самара, 1997. С. 6 — 8.
  105. Г. Л. Задачник по генетике для абитуриентов и школьников. Самара, 1998. — 132 с.
  106. Г. Л. Роль личности в педагогическом процессе. // Вестн. уч.-метод, совета СамГУ «Традиционные и новые технологии в учебном процессе». Самара, 2000. С. 7 — 8.
  107. Г. JI. Проблема организации постоянного тестирования остаточных знаний студентов на биологическом факультете. // Вестн. уч.-метод, совета СамГУ «Внутривузовский мониторинг качества образования». Самара, 2002. С. 9 — 11.
  108. Г. Л. Характеристика генетических задач различных уровней сложности в зависимости от поставленных педагогических целей. // Вестн. Самарского гос. Унив-та, Специальный выпуск. Самара, 2002, С. 188 -195.
  109. Г. Л., Якунин В. Е. Технология реализации интегрированного курса генетики в системе непрерывного биологического образования. // Сб. научн. тр. «Научные чтения в Самарском филиале университета РАО». Вып. 2 3. — Самара, 2002. — С. 423 — 426.
  110. Г. Л., Якунин В. Е. Интегрированный развивающий курс генетики в системе биологического образования. // Сб. тр. «Исследования в области биологии и методики ее преподавания». Самара, 2003. — С. 51 — 57.
  111. А. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987. -411 с.
  112. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 1998. — 256 с.
  113. Е.С. Генетика с основами селекции. Куйбышев, 1981.-28 с.
  114. Е.С. Практикум по генетике. Куйбышев, 1989. — 47 с.
  115. Е.С. Сборник задач по эволюционной и популяцион-ной генетике. Самара, 1991. — 40 с.
  116. Сельскохозяйственная биотехнология: Векторные системы молекулярного клонирования. М., 1991. 468 с.
  117. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
  118. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и методика психологического изучения рефлексии. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.-С. 154−181.
  119. A.C. Генетический анализ. М., 1970. — 342 с.
  120. М.М., Макурина О. Н., Петров A.M., Рытов Г. Д., Симак C.B. Общая и экологическая иммунология: Учебное пособие / Под ред. проф. Серых М. М. Самара, 2000. — 175 с.
  121. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М., 1984.- 160 с.
  122. М., Берг П. Гены и геномы: В 2-х т. М., 1995.
  123. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 82 — 87.
  124. В.Г. Цитогенетика. М., 1991. — 247 с.
  125. А.Н. Сборник задач по генетике для школьников, абитуриентов и студентов. Орел, 2000. — 72 с.
  126. Создание автоматизированных учебных курсов с помощью программы AutoCreate (руководство пользователя). Самара, 2002. — 19 с.
  127. Создание мультимедийных учебников в среде HyperMedia (руководство пользователя). Самара, 2002. — 18 с.
  128. .Х. Задачник по генетике. Новосибирск, 1968. -20 с.
  129. .Х. Молекулярная биология и генетика в 10 классе.-М., 1970.-86 с.
  130. .Х. 100 задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск, 1971. — 64 с.
  131. Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996, № 6. С. 54−61.
  132. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. М., 1985. — 328 с.
  133. O.K. Психология мышления. М., 1984. — 272 с.
  134. М.П. Генетика в опытах и задачах. Белгород, 1970. -90 с.
  135. Дж. Молекулярная биология гена. М., 1978. — 720 с.
  136. Дж., Туз Дж., Курц Д. Рекомбинантные ДНК. М., 1986. С. 179- 189.
  137. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1969.-380 с.
  138. Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. М., 1989 — 1990.
  139. JI.M., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи. -М., 1984.- 175 с.
  140. Ю.П. Математичесике методы в биологии. ЭВМ и программирование. Теоретические основы и практикум. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. — 178 с.
  141. Н.В., Лобанов A.M., Колесова О. Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. -М., 1984. 159 с.
  142. Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. -512с.
  143. Ю.С. Общая цитология. М., 1995. — 384 с.
  144. Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти, 1998.- 186 с.
  145. И.С. Методика решения задач по генетике и селекции. -Тула, 1980.-76 с.
  146. Т.И., Неферова К. А. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: Метод, рекомендации. М., 1985.-47 с.
  147. А.Ф. Психология решения задач в учебно-познавательной деятельности студентов. В кн.: Активизация познавательной деятельности студентов. — JL, 1973. — С. 5 — 89.
  148. А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционная теория. М., 1994. -267 с.
  149. Benenson У. et. al. Programmable and autonomous computing machine made of biomolecules // Nature. 2001. — V. 414. — N 6862. — P. 430 — 434.
  150. Biochimia et biophysica acta. 1998. — Vol. 1366. — № 12.
  151. Block R.A. Education and thinking skills reconsidered American Psychologist, 40, P. 574 575.
  152. Chandrasegaran S., Lunnen K.D., Smith И.О. and Wilson G.G. Cloning and sequencing the Hinfl restriction and modification genes I I Gene. 1988. -N70.-P. 387−392.
  153. Guilford J.P. Way beyond the IQ. NY: Creative Education Foundation. — 1997.- 176 p.
  154. De Lopes Promote thinking, say university leaders. The News, Mexico City, 1973.-84 p.
  155. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Baston, 1933. 169 p.
  156. Fox L.S., March G., Grandalt J. The effect of college classroom experiences on formal operational thinking. Ann Convention of the Western Psychological Association. San Francisko, 1983. P. 137 — 141.
  157. Herrnstein R.S., Nickerson R.S., Sancher M., Swe ts J.A. Teaching thinking skills. American Psychologist, 41,1986. p. 1279 — 1289.
  158. Kiko H., Niggemann E. and Ruger W. Physical mapping of the restriction fragments obtained from bacteriophage T4 dC-DNA with the restriction endonucleases Smal, Kpnl and BgUI И Mol Gen Genet. 1979. — V. 172. — N 3. -P. 303 -312.
  159. Maslov A. Theory of Human Motivation // Human Dynamics in Psychology and Education. Boston. — 1972. — P. 128 — 146.
  160. Newell A., Simon H.A. Human problem solvihg. Englewood Cliffs. NY: Prentice-Holl., 1972. P. 195 — 243.
  161. Polya G. Mathematical discovery (Vol. 1). NY.> 1962. 269 p.
  162. Singer J. et al. Methylation of DNA in mouse early embryos, terato-darcinoma cells and adult tissues of mouse and rabbit // Nucleic Acids Res. 1979. — V. 7. — N 8. — P. 2369 — 2385.
  163. Smith H.O. and Birnstiel M.L. A simple method for DNA restriction site mapping // Nucleic Acids Res. 1976. — N 9. — P. 2387 — 2399.
  164. Zheleznaya L.A., Perevyazova T.A., Alzhanova D.V. and Matvienko N.I. Site-Specific Nikas from Bacillus Species Strain D6 11 Biokhimiia. 2001. -N66.-P. 989−993.
Заполнить форму текущей работой