Системообразующий курс генетики как средство формирования биологической культуры у студентов университета и учащихся специализированных классов
Диссертация
Практическая значимость исследования заключается в создании и реализации инновационной технологии преподавания системообразующего развивающего курса генетики, позволившей улучшить качество, повысить уровень подготовки студентов в этой области биологии, а также способствующей развитию межпредметных связей курса генетики с общепрофессиональными и специальными циклами. Предложенный банк творческих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-методические и психолого-педагогические основы профессионального образования студентов-биологов
- 1. 1. Организационно-правовая система подготовки специалистов-биологов с высшим профессиональным образованием
- 1. 1. 1. Характеристика организации, проведения и содержания Единого государственного экзамена по биологии в 2002 году
- 1. 2. Генетическая составляющая как ключевое звено подготовки специалистов-биологов
- 1. 2. 1. Генетическое образование как системообразующий компонент высшего профессионального образования по специальности 11 600-Биология
- 1. 3. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста-биолога средствами решения задач и создания проблемных ситуаций при обучении генетике
- 1. 3. 1. Педагогические технологии в профессиональном образовании
- 1. 3. 2. Роль интеллектуальной и эмоциональной активности в когнитивном развитии специалиста
- 1. 3. 3. Механизмы мыслительной деятельности и психологии творчества в процессе решения задач
- 1. 3. 4. Общая характеристика эвристических приёмов и фаз процесса решения задач
- 1. 1. Организационно-правовая система подготовки специалистов-биологов с высшим профессиональным образованием
Список литературы
- Абрамова З.В. Задачи по генетике для программированного обучения и контроля с использованием машин УКМ-5. 4.1. Генетический анализ наследования признаков при моно- и полигибридном скрещивании. Л., 1973. — 52 с.
- Абрамова З.В. Генетика. Программированное обучение. М., 1985. — 287 с.
- Абрамова З.В., Карлинский O.A. Руководство к практическим занятиям по генетике. JL, 1968. — 191 с.
- Абрамова З.В., Карлинский O.A. Практикум по генетике. Л., 1974. — 124 с.
- Абрамова З.В., Карлинский O.A. Практикум по генетике: Учеб. пособие. -Л., 1979.- 192 с.
- Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984.-368 с.
- Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3-х т. М., 1987.
- Алексеев Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.-С. 151 -203.
- Алиханян С.Н., Акифьев А. П., Чернин Л. С. Общая генетика. М., 1985. -245 с.
- Альберте Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Ю Роберте К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки: В 3-х т. М., 1994 — 1995.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. — С. 52 — 65.
- З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. — С. 63 — 71.
- Н.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. M., 1981. — 136 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. Педагогика. 1987. — № 2. — С. 3 — 9.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев, 1984. — 287 с.
- П.Базилинская Н. В. Задачи по генетике. Владимир, 1973. — 44 с.
- Барабанщиков Б.В., Санаев Е. А. Сборник задач по генетике: Уч.-мет. пособие. Казань, 1988. — 191 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара, СПб, 1997.- 172 с.
- Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. — Самара, 2000. -185 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. Педагогика и логика. -М., 1988.
- Биология для поступающих в вузы: Способы решения задач по генетике. / Сост. Галушкова Н. И. Волгоград, 2000. — 64 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная способность как проблема творчества. Ростов/Д, 1983. — 173 с.
- Бумагина С.И. Генетика в школьном курсе биологии: Метод, реком. к решению задач. Махачкала, 1977. — 48 с.
- Васильева Л.Ю., Железная Л. А., Матвиенко Н. И. Сайт-специфическая эн-донуклеаза SscLl из штамма Staphylococcus spesies LI // Биохимия. 1998. -№ 63.-С. 253 -258.
- Ватти К.В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике. М., 1979. — 189 с.
- Ватти К.В., Тихомирова М. М. Сборник задач по генетическому анализу. -Л., 1973.-50 с.
- Выготский JI.C. Психотехника и педология // Психотехника и психофизиология труда. 1981. — № 2 — 3. — С. 173- 184.
- Гальперин П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. — С. 31 — 38.
- Гамбург Л.Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. М., 2001. — 120 с.
- Генетика: Энциклопедический словарь / Картель H.A., Макеева E.H., Ме-зенко A.M. Минск, 1999. — 448 с.
- Георгиев Г. П. Гены высших организмов и их экспрессия. М., 1989. — 214 с.
- Георгиев Г. П. Молекулярно-генетические механизмы прогрессии опухолей. // Соровский образовательный журнал. 2000. — Т. 6. — № 11. — С. 2 — 7.
- Гилберт С. Биология развития: В 3-х т. Т. 2. М., 1994. — 235 с.
- Гистология. /Под ред. Э. Г. Улумбекова и Ю. А. Челышева. М., 2001. -670 с.
- Гистология. Введение в патологию. /Под ред. Э. Г. Улумбекова и Ю. А. Челышева. М., 1998. — 960 с.
- Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М. 1993. — 242 с.
- Гофман-Кадошников П. Б. Задачник по общей и медицинской генетике. -М&bdquo- 1969.- 155 с.
- Гофман-Кадошников П.Б., Ларцева С. Х. Руководство к практическим занятиям по генетике. М., 1975. — 274 с.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. М., 1990.
- Гуляев Г. В. Задачник по генетике. М., 1973. — 78 с.
- Гуляев Г. В. Задачник по генетике. М., 1980. — 74 с.
- Гуревич К.М. Методы тестирования вы дидактических исследованиях. Методы педагогических исследований. М., 1979. — 231 с.
- Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. -327 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы. 1992. — № 1. С. 19 — 11.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. — 368 с.
- Игамбердиев А.У. Уникальная генетическая система митохондрий. / Со-ровский образовательный журнал. 2000. -№ 1. Т. 6. — С. 32 — 36.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность? -М., 1984.-С. 95 -98.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. — 140 с.
- Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М, 1989. — 148 с.
- История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975. — 660 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 370 с.
- Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. Минск, 1977. — 127 с.
- Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. Минск, 1982. — 104 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989. 80 с.
- Кнорре Д.Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. М., 2000. — 240 с.
- Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. -М., 1991.-310 с.
- Колюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
- Кочергин Б.Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. Минск, 1982. — 80 с.
- Краснощекое Г. П., Розенберг Г. С. Экология «в законе» (Теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах). Тольятти, 2002. — 248 с.
- Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г. Б. Сборник задач по генетике с решениями. -Саратов, 1998. 156 с.
- Кривенцов Ю.М., Чешина JI.H. Сборник задач по генетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-48 с.
- Кузнецов В.И., Идлис Г. М., Гутива В. Н. Естествознание. М., 1996. — 384 с.
- Кустов Ю.А., Гусев В. А. Системный подход в педагогике: Учебное пособие. Тольятти, 2002. — 90 с.
- Кустов Ю.А., Стацук C.B. Профессиональное самоопределение личности: Учебное пособие. Тольятти, 2002. — 184 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1971. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 574 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие.-М., 1995.-282 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-361 с.
- Лутова Л.А. Генетическая инженерия растений: свершения и надежды // Соровский образовательный журнал. 2000. — Т.6. — № 10. — С. 10 — 17.
- Лутова Л.А., Павлова З. Б., Иванова М. М. Агробактериальная трансформация как способ изменения гормонального метаболизма у высших растений // Генетика. 1998. — Т. 34. — № 2. — С. 165 — 182.
- Максимов Г. В., Степанов В. И., Василенко В. Н. Сборник задач по генетике. М, 2001. — 136 с.
- Малый практикум по общей генетике. Учебное пособие. / Под ред. С. Р. Агамаловой. М., 1974. — 32 с.
- Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. -М., 1985.-С. 87−115.
- Маслоу А. Технология бытия. М., 1997.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Медведев H.H. Практическая генетика. М., 1966. — 238 с.
- Менчинская H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. В кн.: Психология формирования и развития личности.-М., 1981.-С. 306−319.
- Морозов Е.И., Тарасевич Е. И., Анохина B.C. Генетика в вопросах и ответах. Минск., 1987. — 288 с.
- Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. М., 1972. — 215 с.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. —М., 1988.
- Никандров Н.Д. Проблема ценностей в Российском обществе // Школа. -1999.-№ 4. С. 6−9.
- Орехов А.Н., Ильясов И. И. Обучение рациональным приемам решениятворческих задач. Вест. высш. шк. — 1987. — № 5.
- Орлова H.H. Малый практикум по генетике. -М., 1975. 120 с.
- Орлова H.H. Сборник задач по общей генетике. М., 1982. — 128 с.
- Пеганова М.И. Задачи по генетике. Курган, 1970. — 24 с.
- Пирузян Э.С. Основы генетической инженерии высших растений. М., 1988.-287 с.
- Плохинский H.A. Математические методы в биологии. М., 1978. — 262 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М., 1959.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М. 1976.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследования проблем психологии творчества. — М., 1983. — С. 3 — 26.
- Почти 200 задач по генетике. М., 1992. — 120 с.
- Потеев М.И. Концепции современного естествознания. СПб., 1999.-352 с.
- Приходченко H.H., Шкурат Т. П. Основы генетики человека. -Ростов/Д., 1997.-368 с.
- Работа с автоматизированным учебным курсом с помощью программы AutoControl (руководство пользователя). Самара, 2002. — 15 с.
- Ратнер В.А. Генетический код как система. // Соровский образовательный журнал. 2000. — № 3. — Т.6. — С. 17−22.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1990. -544 с.
- Решетова З.А. О путях формирования творческого мышления. -Вест. высш. шк. 1986. — № 1. — С. 16 — 20.
- Рис Э., Стерберг М. От клеток к атомам. М., 1988. — 144 с.
- Рокицкий П.Ф. Введение в статистическую генетику. Минск, 1978.-448 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
- Рытов Г. Л. О некоторых концептуальных принципах формирования и реализации учебного плана специальности 11 600 «Биология» // Тез. докл. научно-метод. конф. «Новые образовательные технологии в учебном процессе». Самара, 1997. С. 6 — 8.
- Рытов Г. Л. Задачник по генетике для абитуриентов и школьников. Самара, 1998. — 132 с.
- Рытов Г. Л. Роль личности в педагогическом процессе. // Вестн. уч.-метод, совета СамГУ «Традиционные и новые технологии в учебном процессе». Самара, 2000. С. 7 — 8.
- Рытов Г. JI. Проблема организации постоянного тестирования остаточных знаний студентов на биологическом факультете. // Вестн. уч.-метод, совета СамГУ «Внутривузовский мониторинг качества образования». Самара, 2002. С. 9 — 11.
- Рытов Г. Л. Характеристика генетических задач различных уровней сложности в зависимости от поставленных педагогических целей. // Вестн. Самарского гос. Унив-та, Специальный выпуск. Самара, 2002, С. 188 -195.
- Рытов Г. Л., Якунин В. Е. Технология реализации интегрированного курса генетики в системе непрерывного биологического образования. // Сб. научн. тр. «Научные чтения в Самарском филиале университета РАО». Вып. 2 3. — Самара, 2002. — С. 423 — 426.
- Рытов Г. Л., Якунин В. Е. Интегрированный развивающий курс генетики в системе биологического образования. // Сб. тр. «Исследования в области биологии и методики ее преподавания». Самара, 2003. — С. 51 — 57.
- Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М., 1987. -411 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 1998. — 256 с.
- Селезнева Е.С. Генетика с основами селекции. Куйбышев, 1981.-28 с.
- Селезнева Е.С. Практикум по генетике. Куйбышев, 1989. — 47 с.
- Селезнева Е.С. Сборник задач по эволюционной и популяцион-ной генетике. Самара, 1991. — 40 с.
- Сельскохозяйственная биотехнология: Векторные системы молекулярного клонирования. М., 1991. 468 с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и методика психологического изучения рефлексии. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.-С. 154−181.
- Серебровский A.C. Генетический анализ. М., 1970. — 342 с.
- Серых М.М., Макурина О. Н., Петров A.M., Рытов Г. Д., Симак C.B. Общая и экологическая иммунология: Учебное пособие / Под ред. проф. Серых М. М. Самара, 2000. — 175 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М., 1984.- 160 с.
- Сингер М., Берг П. Гены и геномы: В 2-х т. М., 1995.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 82 — 87.
- Смирнов В.Г. Цитогенетика. М., 1991. — 247 с.
- Соболев А.Н. Сборник задач по генетике для школьников, абитуриентов и студентов. Орел, 2000. — 72 с.
- Создание автоматизированных учебных курсов с помощью программы AutoCreate (руководство пользователя). Самара, 2002. — 19 с.
- Создание мультимедийных учебников в среде HyperMedia (руководство пользователя). Самара, 2002. — 18 с.
- Соколовская Б.Х. Задачник по генетике. Новосибирск, 1968. -20 с.
- Соколовская Б.Х. Молекулярная биология и генетика в 10 классе.-М., 1970.-86 с.
- Соколовская Б.Х. 100 задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск, 1971. — 64 с.
- Стенберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996, № 6. С. 54−61.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. М., 1985. — 328 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. — 272 с.
- Травкин М.П. Генетика в опытах и задачах. Белгород, 1970. -90 с.
- Уотсон Дж. Молекулярная биология гена. М., 1978. — 720 с.
- Уотсон Дж., Туз Дж., Курц Д. Рекомбинантные ДНК. М., 1986. С. 179- 189.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1969.-380 с.
- Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. М., 1989 — 1990.
- Фридман JI.M., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи. -М., 1984.- 175 с.
- Фролов Ю.П. Математичесике методы в биологии. ЭВМ и программирование. Теоретические основы и практикум. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. — 178 с.
- Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О. Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. -М., 1984. 159 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. -512с.
- Ченцов Ю.С. Общая цитология. М., 1995. — 384 с.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти, 1998.- 186 с.
- Черных И.С. Методика решения задач по генетике и селекции. -Тула, 1980.-76 с.
- Шамова Т.И., Неферова К. А. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: Метод, рекомендации. М., 1985.-47 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач в учебно-познавательной деятельности студентов. В кн.: Активизация познавательной деятельности студентов. — JL, 1973. — С. 5 — 89.
- Яблоков А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционная теория. М., 1994. -267 с.
- Benenson У. et. al. Programmable and autonomous computing machine made of biomolecules // Nature. 2001. — V. 414. — N 6862. — P. 430 — 434.
- Biochimia et biophysica acta. 1998. — Vol. 1366. — № 12.
- Block R.A. Education and thinking skills reconsidered American Psychologist, 40, P. 574 575.
- Chandrasegaran S., Lunnen K.D., Smith И.О. and Wilson G.G. Cloning and sequencing the Hinfl restriction and modification genes I I Gene. 1988. -N70.-P. 387−392.
- Guilford J.P. Way beyond the IQ. NY: Creative Education Foundation. — 1997.- 176 p.
- De Lopes Promote thinking, say university leaders. The News, Mexico City, 1973.-84 p.
- Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Baston, 1933. 169 p.
- Fox L.S., March G., Grandalt J. The effect of college classroom experiences on formal operational thinking. Ann Convention of the Western Psychological Association. San Francisko, 1983. P. 137 — 141.
- Herrnstein R.S., Nickerson R.S., Sancher M., Swe ts J.A. Teaching thinking skills. American Psychologist, 41,1986. p. 1279 — 1289.
- Kiko H., Niggemann E. and Ruger W. Physical mapping of the restriction fragments obtained from bacteriophage T4 dC-DNA with the restriction endonucleases Smal, Kpnl and BgUI И Mol Gen Genet. 1979. — V. 172. — N 3. -P. 303 -312.
- Maslov A. Theory of Human Motivation // Human Dynamics in Psychology and Education. Boston. — 1972. — P. 128 — 146.
- Newell A., Simon H.A. Human problem solvihg. Englewood Cliffs. NY: Prentice-Holl., 1972. P. 195 — 243.
- Polya G. Mathematical discovery (Vol. 1). NY.> 1962. 269 p.
- Singer J. et al. Methylation of DNA in mouse early embryos, terato-darcinoma cells and adult tissues of mouse and rabbit // Nucleic Acids Res. 1979. — V. 7. — N 8. — P. 2369 — 2385.
- Smith H.O. and Birnstiel M.L. A simple method for DNA restriction site mapping // Nucleic Acids Res. 1976. — N 9. — P. 2387 — 2399.
- Zheleznaya L.A., Perevyazova T.A., Alzhanova D.V. and Matvienko N.I. Site-Specific Nikas from Bacillus Species Strain D6 11 Biokhimiia. 2001. -N66.-P. 989−993.