Задачи, содержание и процесс производственного обучения в учебных заведениях системы спо
III уровень усвоения — продуктивный, с опорой на схожие алгоритмы, но в нестандартной ситуации. Уровень умений и навыков. Задана цель, неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута. От учащегося требуется ее уточнить и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, добывая для себя субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной… Читать ещё >
Задачи, содержание и процесс производственного обучения в учебных заведениях системы спо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модель современного специалиста — основа учебно-воспитательного процесса
Изменившиеся социально-экономические условия потребовали существенного пересмотра качества профессионального образования, которое получает будущий специалист в начале своего трудового пути, а также формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации. С этой целью Министерство образования России разработало Государственные образовательные стандарты (ГОС) среднего профессионального образования на конкретные специальности. В настоящее время внедрены уже Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС СПО), основанные на компетентностном подходе и привязанные к стандартам профессиональным.
Развивающийся в нашей стране рынок труда требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности граждан к труду, их профессиональной компетентности.
ФГОС как раз и устанавливают совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования применительно к конкретной профессии рабочего, должности служащего, специальности.
В ФГОС СПО указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно измеряемые (критериальные) показатели качества обучения специалистов. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объем и структуру знаний и умений, формируемых компетенций по конкретной специальности. В свою очередь, это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса СПО.
Разработчики ФГОС СПО учли современный уровень контингента обучаемых, которые приходят в систему среднего профессионального образования. Значительное социальное расслоение привело к тому, что учиться приходят дети с разным уровнем развития. Среди них немало учащихся с неблагополучной наследственностью, с замедленным познавательным развитием. Однако все они должны стать членами общества, а практика показывает, что по мере взросления отставание в развитии у большинства нивелируется. Поэтому во ФГОС СПО предусмотрено три уровня усвоения учебного материала.
Эти уровни усвоения определяются критериями мастерства.
I уровень усвоения — ознакомительный. Уровень знакомства. Опознавание, различение, идентификация объектов и явлений. Деятельность по узнаванию — репродуктивная, алгоритмическая. Деятельность с подсказкой — условно «ученический уровень деятельности». Обучающийся способен дать заключение о соответствии явления, объекта или выполнить конкретную работу, если в задаче заданы цель (т. е. что надо сделать), ситуация (т. е. условия, в которых будет протекать деятельность по выполнению работы), а также действия по ее достижению, решению.
II уровень усвоения — репродуктивный. Применение информации о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения типового действия, проекта по методике, правилу или алгоритму, воспроизводимому по памяти (знания-копии). Заданы цель и ситуация (условия), требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи.
III уровень усвоения — продуктивный, с опорой на схожие алгоритмы, но в нестандартной ситуации. Уровень умений и навыков. Задана цель, неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута. От учащегося требуется ее уточнить и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, добывая для себя субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной ориентировочной основы действий. Это эвристическая деятельность не по готовому алгоритму или правилу, а по алгоритму, созданному или преобразованному обучающимся уже в ходе самого действия. В результате человек способен действовать без правил, но в известной ему области, создавая новые правила. Речь идет уже не только о совершенствовании производственной деятельности, но и о создании объективно новой информации и деятельности.
Все сказанное выше должно утвердить педагога среднего профессионального образования в понимании прямой взаимосвязи организации учебного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ФГОС. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения с позиций гуманистического подхода к каждому обучаемому. Практика показывает, что единые требования всегда выполняются там, где для учащихся создана атмосфера их последовательного и целенаправленного включения в решение учебно-производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности.
Вопросы для самостоятельной работы студентов
- 1. Какова цель создания Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования?
- 2. Что регламентируют государственные стандарты для среднего профессионального образования?
- 3. Какие уровни усвоения профессионального мастерства предусмотрены государственными стандартами?