Формирование представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства
Диссертация
Совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства: осуществление личностно-развивающего подхода к организации учебной деятельности младших школьников в процессе обученияучет возрастных особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей младшего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ
- 1. 1. Представления об окружающем мире как психолого-педагогическая категория
- 1. 2. Возрастные особенности представлений младших школьников об окружающем мире
- 1. 3. Возможности средств народного декоративного искусства в формировании представлений об окружающем мире
- 1. 4. Характеристика модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Программа, методика и организация опытно-экспериментального исследования
- 2. 2. Педагогические условия эффективного формирования представлений об окружающем мире у младших школьников
- 2. 3. Динамика развития представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства
Список литературы
- Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 272 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы представлений в советской психологической науке / Б. Г. Ананьев // Философ, зап. 1950. — Т. V.: Вопр. психологии. -С. 59−98.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различие / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1955. — 112 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-287 с.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с.
- Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. М.: Совет. Россия. 1988.-512 с.
- Бакушинский А.В. Русская крестьянская живопись / А. В. Бакушинский.- М.: Совет, худож., 1981. 352 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента / В. И. Бибикова // Совет, археология. 1965. — № 1. — С. 28−35.
- Блонский П.П. Развитие мышление школьника / П. П. Блонский. М.: Учпедгиз, 1935. — 57 с.
- Богуславская И. Историческая обусловленность содержания / И. Богуславская // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 6. — С. 36−37.
- Божович JI.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Избр. психолог, тр. -М., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. -354 с.
- Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. -М.: Просвещение, 1979. 386 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб: Прайм-еврознак, 2003. — С. 184−186, 406, 592−593, 636−637.
- Брунер Дж. О действенном и наглядном представлении мира ребенком /Дж. Брунер // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-400 с.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1971. — 412 с.
- Вагнер Г. Трудности истинные и мнимые / Г. Вагнер // Декоратив. искусство СССР. 1973. — № 7. — С. 37−38.
- Василенко В.М. Заключение дискуссии о семантике / В. М. Василенко // Декоратив. искусство СССР. 1975. — № 3. — С. 44.
- Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков / В. М. Василенко. М.: Совет, худож., 1974. -294 с.
- Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1974. — Т. 1. — 335 с.
- Виноградов Н. Педагогическая психология: лекции, читанные в 19 111 912 гг. на высших женских курсах / Н. Виноградов. М., 1912. — 137 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук / Н. Ф. Виноградова. М., 1994. — 36 с.
- Вишневская В. Многозначность символов народного творчества /
- В. Вишневская // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 9. — С. 30−31.
- Возраст // Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 58−60.
- Возраст // Словарь практич. психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-С. 77.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 294 с.
- Возрастные особенности // Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -С. 61.
- Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры / Н. Н. Волков // Художеств, восприятие: сб. ст. / под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971.-С. 281−297.
- Воображение // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1982. — С.54.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве / B.C. Воронов. М.: Совет, ху-дож., 1972.-352 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960 -320с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
- Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М., Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999.-236 с.
- Вьюнова Н.И. Принципы построения программы «Народное декоративное искусство и окружающий мир» / Н. И. Вьюнова, А. И. Шмойлов // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Воронеж, 2001. — Вып. 7. — С. 69−73.
- Галкина О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования в первом классе / О. И. Галкина // Изв. АПН РСФСР. 1956. -Вып. 86.: Формирование восприятий пространства и пространств, представлений. — С.67−76.
- Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6−7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности псих, развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — С. 36−45.
- Горлова Е.Л. Некоторые особенности развития рефлексии на рубеже дошкольного и младшего школьного периодов развития / Е. Л. Горлова // Сиб. психолог, журнал. 1999. — № 11. — С. 71−74.
- Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / В. А. Городцов // Тр. гос. истор. музея. М., 1926. -Вып. 1.-С. 7−26.
- Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: автореф. дис. .канд. пед. наук /Н.А. Горяева. -М., 1991.- 18 с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: кн. для учителя / Н. А. Горяева. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир / Н. Денисенкова // Дошкол. воспитание. 2000. — № 1. — С. 101−106.
- Динцес Л.А. Древние черты в русском народном творчестве / Д. А. Динцес // Культура Древ. Руси. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. II. — С. 474−475.
- Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста / И. В. Егоров // Нач. школа. 2002. — № 3. — С. 17−25.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Занков JI.B. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучении / JI.B. Занков // Вопр. психологии. 1957. — № 6. — С. 47−62.
- Занков JI.B. Память / JI.B. Занков. М.: Учпедгиз. 1949. — 176 с.
- Иванова Н.Н. О создании Музея народного искусства / Н. Н. Иванова // Музей народ, искусства и художеств, промыслы: сб. науч. тр. НИИХП. М.: Изобразит, искусство, 1972. — 296 с.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев // Изв. АПН РСФСР. 1956. — № 76: Психолог. исслед. представлений и воображения — С. 3−17.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 190 с.
- Ильин М.А. Художественная «речь» народного искусства / М. А. Ильин // Декоратив. искусство СССР. 1973. — № 7. — С. 35−37.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. -М.: Просвещение, 1972. 161 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л. Б. Ительсон. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 896 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Каган М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Каган М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории / М. С. Каган. М.: Знание. — 67 с.
- Канцедикас А.С. Искусство и ремесло / А. С. Канцедикас. М.: Изобразит. искусство, 1977. — 87 с.
- Канцедикас А.С. Народное искусство / А. С. Канцедикас. М.: Знание, 1975.-56 с.
- Канцедикас А.С. Уроки народного искусства / А. С. Канцедикас. М.: Знание, 1986.-70 с.
- Каптерев П.Ф. О детском воображении / П. Ф. Каптерев // Жен. образование. 1878. — № 2. — С. 65−94-
- Каптерев П.Ф. Особенности детских представлений и памяти / П. Ф. Каптерев // Жен. образование. 1880. — № 10. — С. 649−657.
- Климова Н. Что означали древние образы для крестьян в XIX веке / Н. Климова // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 10. — С. 41−42.
- Ковда Д. Искусство и процесс познания / Д. Ковда // Творчество. 1986. -№ 10.-С. 20.
- Компетентность // Толковый словарь рус. языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — С. 248.
- Кондаков Н.И. Словарь-справочник / Н. И. Кондаков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании / JI.C. Коршунова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 144 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопр. психологии. 1966. — № 6. — С. 68−75.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. I. — 340 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев 4-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
- Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? / В. И. Лещинский, С. С. Кузнецова, С. В. Кульневич. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
- Лещинский В.И. Учимся управлять собой и детьми / В. И. Лещинский, С. В. Кульневич. М.: Просвещение: Владос, 1995 — 238 с.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения / Б. Ф. Ломов // Проблема восприятия пространства и пространств. представлений. -М.: Просвещение, 1961. С. 185−195.
- Лурия А.Р. Внимание и память: материал к курсу лекций по общей психологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — Вып. III. — 105 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Мигунов А.С. Искусство и процесс познания / А. С. Мигунов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 126 с.
- Мигунов А.С. Художественный образ: эстетический анализ / А. С. Мигунов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 97 с.
- Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
- Михайлов И. Представление / И. Михайлов // Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Совет, энцикл., 1967. — Т. 4. -С. 359.
- Мотивы // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр. 1991. — Август.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феномелогия развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов: 5-е изд., стереотип. / B.C. Мухина- М.: Академия, 2000. 446 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта /B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя /
- B.C. Мухина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1988. — № 1. — С. 21−28.
- Некрасов А.И. Русское народное искусство / А. И. Некрасов. М.: Госиздат, 1924. — 164 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. -М.: Изобразит, искусство, 1983. 344 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство России: народное искусство как мир целостности / М. А. Некрасова. М.: Совет. Россия, 1983. — 220 с. 1. C. 14−16.
- Некрасова М.А. Предисловие / М. А. Некрасова // Салтыков А. Б. Избранные труды. М.: Советский художник, 1962. — 728 с.
- Нечаев А.Н. Очерк психологии для воспитателей и учителей / А. Н. Нечаев // Процессы умств. жизни. СПб., 1904. — Ч. 1, изд. 2. — 65 с.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков М.: Владос, 2001. — 256 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагог, учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987. — 223 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.
- М.: Большая Рос. энцикл., 2002. С. 9, 41, 213.
- Плеханов Г. В. Письма без адреса: искусство и обществ, жизнь / Г. В. Плеханов. М.: Государств, изд-во худож. лит., 1956. — 248 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога / К. Н. Поливанова // Нач. школа: плюс минус. — 2000. — № 3. — С. 16−20.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1994. — № 1 — С. 63−71.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. -М.: Академия, 2000. 184 с.
- Представление // Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс -Энцикл, 1994.-С. 361−362.
- Представление // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. -М.: Педагогика, 1982. С. 272−273.
- Представление // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М, 1997. — С. 279.
- Профессиональность // Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд, испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — С. 615.
- Работнова И.П. Многозначность содержания /И.П. Работнова // Декора-тив. искусство СССР. 1973. — № 11. — С. 28−29.
- Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая, Е.А. Со-шина. М.: Владос, 2000. — 128 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов.-М, 1993.-Т. 1.-А-М.-С. 158−159,608, 522. М., 1999.-Т. 2-М-Я.-С. 184, 550−552, 672.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.:1. Питер, 2000.-712 с.
- Румянцева Л.И. К характеристике пространственных представлений у школьников IV-V классов / Л. И. Румянцева // Вопр. психологии обучения труду: сб. ст. / под. ред. А. А. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 107−161.
- Рыбаков Б.А. Орнамент сквозь века / Б. А. Рыбаков // Юный худож. -1980.-№ 2. -С. 17−22.
- Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве / Б. А. Рыбаков // Совет, этнография. 1948. — № 1. — С. 12−23.
- Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / Б. А. Рыбаков // Декоратив. искусство СССР. 1975. — № 1. — С. 30−33, 53.
- Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента / Б. А. Рыбаков // Музей народ, искусства и художеств, промыслы: сб. науч. тр. НИИХП. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 296 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. 2-е изд. — М.: Наука, 1994. — 608 с.
- Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. М.: Просвещение, 1965. — 270 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288 с.
- Салтыков А.Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. М.: Советский художник, 1962.-С. 23−42.
- Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников / М. Н. Семенова // Вопр. художеств, развития школьников на занятиях изобразит, искусством: сб. науч. тр. М., 1981. — С. 29−49.
- Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии образования / В. П. Сергеева. М.: Граф-Пресс, 2002. — 144 с.
- Сергеева О.П. Формирование представлений о пространстве у детей в связи с усвоением элементов геометрии и географии / О. П. Сергеева // Изв. АПН РСФСР. 1966. — Вып. 86: Формирование восприятия пространства и пространств, представлений. С. 28−37.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Госполитиздат, 1947. — 387 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И. М Сеченов // Избран, произведения. М.: Государств, учеб.-педагог. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1953.-336 с.
- Симонов В.П. Теория отражения и психофизиология эмоций /
- B.П. Симонов. М.: Наука, 1970. — 187 с.
- Система художественно-выразительных средств современных народных художественных промыслов: сб. науч. тр. НИИХП. М.: НИИХП, 1988. — 151 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сласте-нин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. язык, 1989.1. C. 169, 17.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / Смирнов А. А. М.: Просвещение, 1966. — 245 с.
- Смирнов А.А. Психология запоминания / А. А Смирнов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 187 с.
- Смирнов А.А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов // Изв. АПН РСФСР. 1945.-Вып. 1.-С. 3−18.
- Соловьев И.М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различия объектов / И. М. Соловьев // Ученые зап. ин-та психологии. -1940.-Т. I.-C. 54−63.
- Соловьев И.М. О наболическом изменении речевых представлений / И. М. Соловьев // Изв. АПН РСФСР. 1948. — Вып. 15. — С. 75−87.
- Стасов В.В. Русский народный орнамент / В. В. Стасов // Собр. соч. -СПб., 1894.-Т. И.-407с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков / Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1970. — 295 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. тр.: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42−222.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельд-штейн. М.: Институт практ. психологии, Воронеж: Модек, 1996. -512 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. и др. М.: Сов. эн-цикл., 1983.-С. 81,91,451−452, 469, 651.
- Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве / Е. А. Флерина // Совет, педагогика. 1946. — № 3. — С. 28−32.
- Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Фридман J1.M. Психологический справочник учителя / J1.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 228 с.
- Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства / А. К. Чекалов. М.: Изд-во акад. художеств СССР, 1962. — 68 с.
- Чурилов И.И. Мировосприятие ребенка: личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. — 28 с.
- Шемякин Ф.Н. Исследование топографических представлений / Ф. Н. Шемякин // Изв. АПН РСФСР. 1954. — Вып. 53. — С. 29−44.
- Шемякин Ф.Н. Ориентации в пространстве / Ф. Н. Шемякин // Психолог, наука в СССР: сб. науч тр. М.: Государств, учеб.-педагог. изд-во м-ва просвещения РСФСР. — 1959.-Т. 1.-С. 140−142.
- Шемякин Ф.Н. О взаимоотношении понятий и представлений / Ф. Н. Шемякин // Фронт науки и техники. 1937. — № 2. — С. 38−45.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — Меновая школа, 1994. — 240 с.
- Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство в формировании нравственных ориентиров младшего школьника / А. И. Шмойлов // Философ, и псих.-педагог. проблемы нравств. жизни личности: материалы между-нар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 420−423.
- Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир: программа (1−4 классы) / А. И. Шмойлов. Воронеж: Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998.-22 с.
- Шмойлов А.И. Представления педагога о совокупности средств народного декоративного искусства / А. И. Шмойлов // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. -Воронеж, 2004.-Вып. 11.-С. 165−172.
- Шмойлов А.И. Принципы построения программы «Народное декоративное искусство и окружающий мир» / А. И. Шмойлов, Н. И. Вьюнова // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. -Воронеж, 2002. -Вып. 8. -С. 123−131.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин / Избр. психолог, тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.-360 с.
- Эльконин Д.Б. Послесловие / Д. Б. Эльконин // Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — С. 434−446.