Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства: осуществление личностно-развивающего подхода к организации учебной деятельности младших школьников в процессе обученияучет возрастных особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей младшего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ
    • 1. 1. Представления об окружающем мире как психолого-педагогическая категория
    • 1. 2. Возрастные особенности представлений младших школьников об окружающем мире
    • 1. 3. Возможности средств народного декоративного искусства в формировании представлений об окружающем мире
    • 1. 4. Характеристика модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Программа, методика и организация опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Педагогические условия эффективного формирования представлений об окружающем мире у младших школьников
    • 2. 3. Динамика развития представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства

Формирование представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь и деятельность человека немыслимы вне связи с окружающим миром. Лишь разумно организованное взаимодействие обеспечивает предпосылки для полноценного развития личности, гарантирует возможность нормального существования природы и человеческого общества.

Педагогическая теория и практика показывают, что усвоение норм взаимодействия человека с окружающей средой целенаправленно осуществляется с начала пребывания ребенка в школе. Младший школьный возраст особенно сензитивен для развития представлений личности об окружающем мире. В то же время их формирование в начальной школе не всегда опирается на принцип целостности. Абсолютизируется роль «основных предметов» и недооценивается «второстепенных». Это приводит к фрагментарному мировосприятию.

Обозначенные проблемы могут быть решены путем реализации концепций ознакомления детей с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев и др.), нахождения средств, позволяющих учащимся добиться наиболее высоких результатов в постижении связи человека с природой, обществом, собственным «Я». В этом отношении значительна роль педагогического потенциала народного декоративного искусства.

Вобрав в себя огромный культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт наших предков, это искусство является воплощением глубинных представлений народа о мироздании и месте человека в нем. Оно позволяет видеть окружающую действительность глазами других людей, выражает в художественных образах отношение авторов к отражаемым объектам и явлениям, без насилия над детской душой открывает нормы оптимального взаимодействия человека с природной, рукотворной и социальной средами. Использование педагогического потенциала народного декоративного искусства способствует развитию личности ребенка в целом, а также отдельных ее сторон. Специфика этого искусства способствует подключению разных каналов получения информации, необходимой для формирования целостного мировосприятия у младших школьников, органичного соединения художественного и научного познания ими окружающего мира.

Проблема использования декоративно-прикладного искусства в различных аспектах учебно-воспитательного процесса освещалась в педагогических исследованиях Г. С. Голошумовой, Н. А. Горяевой, Н. М. Конышевой, Т. С. Комаровой, П. В. Лосюк, JI.H. Любарской, В. Н. Полуниной, Д.Г. Похол-киным, Л. Б. Савинковой, Л. А. Трубниковой, А. С. Хворостовым, Т. Я. Шпикаловой и других авторов. Они являются научным основанием для эффективного проведения учебно-воспитательного процесса.

Вопросы использования средств народного декоративного искусства в развитии личности ребенка затрагивались в работах Э. Г. Ахметшиной, Е. П. Кондратьевой, P.P. Накохоновой, А. Т. Рыбкиной, Г. Л. Степановой и др. Однако специальных научных исследований по проблемам формирования представлений учащихся 1 — 4-х классов об окружающем мире средствами народного декоративного искусства до настоящего времени не проводилось.

В современном образовании недооцениваются роль и возможности народного декоративного искусства в постижении младшими школьниками окружающей действительности. Его использование носит ситуативный характер.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить ряд ПРОТИВОРЕЧИИ между:

— влиянием народного декоративного искусства на развитие личности ребенка и отсутствием целенаправленного использования совокупности его средств в формировании представлений младших школьников об окружающем мире;

— недооценкой значимости художественно-эстетического познания существующей реальности и абсолютизацией научных знаний в процессе обучения;

— декларированием целостного, нерасчлененного мировосприятия младшего школьника и недооценкой в этом процессе роли интеграции интеллектуального и эмоционально-чувственного развития личности.

Необходимость разрешения противоречий обусловила выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — «Формирование представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства».

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении и обосновании содержания совокупности психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию представлений учащихся начальных классов об окружающем мире средствами народного декоративного искусства.

Решение проблемы определяет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — формирование представлений школьников об окружающем мире.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс формирования представлений об окружающем мире у младших школьников средствами народного декоративного искусства.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование представлений младших школьников об окружающем мире осуществляется путем использования средств народного декоративного искусства. Этот процесс станет эффективнее, если будет определена и реализована совокупность психолого-педагогических условий:

— осуществлен личностно-развивающий подход к организации деятельности младших школьников в процессе обучения;

— учтены возрастные особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста;

— осуществлена интеграция эмоционально-чувственного и рационально-логического познания окружающего мира;

— использован комплекс средств народного декоративного искусства и их возможности в формировании представлений об окружающем мире;

— реализована модель формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства;

— сформирована профессиональная компетентность педагога в области народного декоративного искусства.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Уточнить сущность понятия «представления младших школьников об окружающем мире».

2. Изучить особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста.

3. Выявить комплекс средств народного декоративного искусства и их возможности в формировании представлений об окружающем мире.

4. Разработать модель формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства.

5. Определить совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования у учащихся начальной школы представлений об окружающем мире на основе их приобщения к народному декоративному искусству.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили междисциплинарные положения философии, педагогики, психологии, эстетики, искусствознания, этнографии и культурологии, связанные с постижением окружающего мира младшими школьниками в процессе их приобщения к народному декоративному искусству. Интегрирующую роль во взаимосвязи подходов разных наук к исследуемой проблеме играет фундаментальное философское положение, отражающее осмысление взаимоотношений человека с окружающей природной и социальной средами в рамках функций присвоения опыта, познания, саморегуляции (Б.М. Кедров, Ю. К. Плетников, А. И. Уемов и др.). С ним логично связаны базовые идеи других наук: об интеграции и дифференциации педагогики и психологии (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. П. Блонский, Н. И. Вьюнова, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.) — о научной и художественной форме познания мира (В.В. Алексеева, В. П. Зинченко, М. С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, А. С. Мигунов, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др.) — о специфике отражения окружающего мира в народном искусстве (И.Я. Богуславская, В. А. Городцов, Г. Л. Дайн, Л. А. Динцес, М. П. Званцев, М. А. Некрасова, А. С. Канцедикас, И. П. Работнова, Т. П. Разина, Б. А. Рыбаков, Т. Я. Шпикалова и др.) — о влиянии возрастных особенностей детей на их мировосприятие (Л.М. Веккер, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. Ю. Кулагина, А. А. Люблинская, Л. Ф. Обухова др.) — о роли представлений в образовании научных понятий (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. С. Рубинштейн и др.), об инновациях в педагогической деятельности (В.В. Краевский, Л. С. Подымова и др.) — о приоритете личности обучаемого в организации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. И. Лещинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — о связи деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

В ходе лонгитюдного исследования использовался КОМПЛЕКС МЕТОДОВ, адекватных цели, предмету и задачам: методы теоретического анализа — сравнительно-сопоставительный, ретроспективныйобсервационные — прямое и косвенное наблюдения, самооценкадиагностические — анкетирование, тестированиепраксиметрические — изучение, реконструкция и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности детейэкспериментальные — констатирующий и формирующий экспериментыметоды математической обработки результатов исследования.

БАЗОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ стали начальные классы гимназии № 1 города Воронежа, УВК № 1 и средней общеобразовательной школы № 95 города Воронежа. В экспериментальной работе участвовали 582 младших школьника, 411 учителей начальных классов и изобразительного искусства, 70 воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Воронежа и Воронежской области, 120 студентов Бутур-линовского педучилища Воронежской области — будущих учителей начальных классов и изобразительного искусства.

Исследование выполнялось в три этапа с 1997 по 2004 год.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1997 — 1998 гг.) — теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, исследований по эстетике, этнографии и культурологии, определение проблемы, цели, гипотезы и задач исследования, подготовка к опытно-экспериментальной работе.

ВТОРОЙ ЭТАП (1998 — 2003 гг.) — разработка программы опытно-экспериментального исследования, модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

ТРЕТИЙ ЭТАП (2003 — 2004 гг.) — теоретическое осмысление полученных в исследовании данных, уточнение модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства. Внедрение в практику общеобразовательных школ разработанной модели.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

— уточнено понятие «представления младших школьников об окружающем мире»;

— выделены дифференцированные группы представлений младших школьников об окружающем мире, этапы и уровни их формирования средствами народного декоративного искусства;

— выявлен комплекс средств народного декоративного искусства и их педагогические возможности в формировании представлений об окружающем мире;

— изучены особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста;

— определена совокупность психолого-педагогических условий эффективного формирования у учащихся начальной школы представлений об окружающем мире средствами народного декоративного искусства.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в научном осмыслении педагогических возможностей народного декоративного искусства в гармонизации взаимосвязи формирующейся личности младшего школьника с природной, рукотворной и социальной средамив обобщении и систематизации научной информации о комплексе средств народного декоративного искусствав теоретическом обосновании модели, направленной на формирование представлений учащихся начальных классов об окружающем мире средствами народного декоративного искусствав создании предпосылок для разработки дидактических основ приобщения младших школьников к народному декоративному искусству, способствующих совершенствованию образовательного процессав расширении дидактических средств развития личности младшего школьника.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что на основе полученных результатов разработана и реализована модель формирования представлений учащихся 1 — 4-х классов об окружающем мире средствами народного декоративного искусства. Результаты исследования положены в основу спецкурса «Народное декоративное искусство в постижении учащимися окружающего мира», предназначенного для учителей начальных классов и изобразительного искусства, занимающихся на курсах системы повышения квалификации работников образования Воронежской области. Результаты исследования используются для составления методических рекомендаций педагогам по развитию познавательной сферы личности младшего школьника, его моральных и эстетических качеств.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретические и прикладные результаты исследования внедрены в педагогическую практику проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах гимназии № 1 города Воронежа, гимназии № 1 поселка Рамонь, Дьяченковской, Твердохлебовской, Соколовской средних школ и других общеобразовательных учреждений Воронежской области. В течение ряда лет они используются в курсовой переподготовке учителей изобразительного искусства и начальных классов на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в проведении семинаров с педагогами в районах Воронежской области.

ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов и излагаемых научных выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений, комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе исследуемого объекта и соответствующих цели, предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, положительными результатами опытно-экспериментальной работы, позитивными отзывами учителей и руководителей общеобразовательных школ.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Представления об окружающем мире в младшем школьном возрасте рассматриваются как обобщенные наглядные образы объектов и явлений природной, рукотворной и социальной сред, возникающие в сознании детей на основе прежде полученных ими данных ощущений и восприятий, то есть без непосредственного воздействия окружающей среды на органы чувств, при осуществлении ведущей (учебной) или другой деятельности, направленной на удовлетворение важных для жизни материальных и духовных потребностей. Объективация представлений учащихся 1 — 4-х классов происходит в продуктивных результатах их деятельности, высказываниях и суждениях, а также в проявляемых ими эмоциях при взаимодействии с окружающим миром. Представления младших школьников об окружающем мире включают четыре дифференцированные группы: о природной среде, о рукотворной среде, о социальной среде, о самом себе.

2. Возрастные особенности младших школьников (усиление произвольности, формирование внутреннего плана действий, развитие рефлексии) обусловливают специфику формирования их представлений: во-первых, существенно расширяют представления о разных сферах окружающего мираво-вторых, способствуют соотнесению себя с природной, рукотворной и социальной средамив-третьих, придают процессу образования представлений большую управляемостьв-четвертых, обеспечивают тенденцию к усилению их обобщения, то есть возрастанию их роли в образовании понятий.

3. Комлекс средств народного декоративного искусства обусловливается его ролью в жизни людей и формой бытования. Он включает две группы средств — изобразительных и выразительных. Первая группа — средства непосредственного и опосредованного отражения окружающего мира (использование и исключение изобразительности) — обращена к рационально-логической форме познания действительности. Вторая — гармония пользы и красоты, декоративность, взаимосвязь коллективного и индивидуального (утилитарность и эстетичность, плоскостное изображение и стилизация форм, повышенная звучность и утрирование цвета, ритмическое распределение композиции, согласованность декора с характером материала, иносказательность образа, нерасторжимость традиции и авторского варьирования в трактовке художественного образа) — направлена на эмоционально-чувственную форму познания окружающего мира. Обе группы функционируют в единстве и взаимной связи, дополняя друг друга.

4. Модель формирования у младших школьников представлений об окружающем мире средствами народного декоративного искусства. Включает четыре этапа: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий. Каждый из них направлен на решение доминирующей задачи, которая на первом этапе сводится к формированию у ребенка целостных представлений о средствах опосредованного отражения окружающего мира в народном декоративном искусстве, на втором — предполагает формирование представлений о специфике народного декоративного искусства путем приобретения элементарных умений варьирования традиционного образа, на третьем — состоит в формировании у детей представлений об особенностях художественного познания окружающего мира через приобретение умения выражать к нему свое отношение в результатах собственной деятельности. На завершающем этапе эта задача направлена на развитие представлений учащегося в условиях самостоятельного творческого использования комплекса средств народного декоративного искусства.

5. Совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства: осуществление личностно-развивающего подхода к организации учебной деятельности младших школьников в процессе обученияучет возрастных особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возрастаосуществление интеграции эмоционально-чувственного и рационально-логического познания окружающего мира в процессе приобщения учащихся к народному декоративному искусствуиспользование комплекса средств народного декоративного искусства и их возможностей в формировании представлений об окружающем миреразработка и реализация модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусствареализация сформированной профессиональной компетентности педагога в области народного декоративного искусства.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях (Воронеж, 1997 г., Москва, 2000 г., Воронеж, 2003 г., Орёл, 2003 г., Самара, 2003 г.) — российских научно-практических конференциях (Воронеж, 1998 и 2002 гг.) — межрегиональных научно-методических и научно-практических конференциях (Воронеж, 1997; 2003 гг.) — областных научно-практических конференциях (Воронеж, 1997 — 1998 гг.) — областных педагогических чтениях (Воронеж, 20 022 004 гг.) — научных сессиях факультета философии и психологии Воронежского государственного университета (2001 — 2004 гг.).

Результаты исследования отражены в сорока публикациях автора.

СТРУКТУРА. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключе.

Выводы диссертации, выявленный комплекс средств народного декоративного искусства, обоснованная совокупность психолого-педагогических условий эффективного использования народного декоративного искусства в педагогическом процессе формирования представлений об окружающем мире у младших школьников служат основанием для подтверждения гипотезы исследования и достижения его цели.

Результаты выполненного исследования позволяют наметить перспективы в изучении проблемы. К ним относятся следующие: динамика развития представлений детей об окружающем мире средствами народного декоративного искусства в системе «дошкольное образовательное учреждение — начальная школа — средняя школа" — влияние личности учителя на развитие у учащихся представлений об окружающем мире средствами народного декоративного искусстваисследование возможностей народного декоративного искусства в формировании представлений учащегося об окружающем мире в условиях интеграции искусств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В практике современной начальной общеобразовательной школы наблюдается противоречие между декларированием необходимости развития у детей целостного мировосприятия и недооценкой роли в указанном процессе интеграции интеллектуального и эмоционально-чувственного развития личности. Проявляется абсолютизация роли научных знаний в процессе обучения. Происходит игнорирование объективной потребности в целенаправленном педагогическом обращении к народному декоративному искусству для эффективного формирования у младших школьников представлений об окружающем мире.

2. Представления, являясь обобщенными наглядными образами предметов и явлений природной, рукотворной и социальной сред, играют важную роль в познании окружающего мира: воссоздают объекты и явления в их отсутствии. Они лежат в основе образования научных понятий и художественных образов. Формирование представлений происходит при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Представления находят выражение в речи и результатах разнообразной человеческой деятельности, в том числе и в творческой изобразительной. При осуществлении последней формируются художественные представления.

3. Народное декоративное искусство содержит в себе огромный педагогический потенциал: отражает высокие нравственные идеалы и безупречный эстетический вкус авторов, воплощает трудолюбие мастеров, пробуждает патриотизм, развивает познавательные возможности ребенка, отражает представление народа о взаимосвязи человека с природной, рукотворной и социальной средами, порождает уважительное отношение к другому человеку и т. д. Его широкое использование в повседневной жизни, доступность оказывают существенное влияние на формирование представлений младшего школьника об окружающем мире.

4. Народное искусство обладает комплексом специфических средств реализации его педагогического потенциала. Комплекс средств народного декоративного искусства включает две группы — изобразительную и выразительную: первая придает представлениям об окружающем мире объективный характер, вторая — наполняет их субъективными качествами. Группа изобразительных средств состоит из средств опосредованного и непосредственного отражения реальности. Группа выразительных средств объединяет средства, обеспечивает воплощение в создаваемом произведении пользы и красоты, декоративности, единства традиционного и индивидуального. Каждая из групп включает средства, которые одновременно являются и приемами воплощения автором своих представлений об окружающей действительности. Обе группы средств интегрируются, дополняя друг друга в художественном образе.

5. Представления об окружающем мире в младшем школьном возрасте формируются под усилением положительного влияния на них главных возрастных новообразований — произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, которые определяют качественно новый характер и более высокий уровень протекания всего комплекса познавательных процессов. По мере психического развития учащегося повышается уровень обобщения его представлений об окружающем мире. В результате этого возникают предпосылки для развития теоретического мышления, основы которого образуются к концу младшего школьного возраста.

6. Процесс формирования представлений младших школьников об окружающем мире успешно осуществляется путем реализации специально разработанной модели. В основу ее построения положены принципы: целостности мира (постоянная взаимосвязь человека с окружающей средой) — народности и культуросообразности (обращение к народному декоративному искусству как кладезю фундаментальных представлений народа о гармонии мироздания) — гуманистической направленности (ориентация на восприятие человека как ценности, использование педагогического потенциала народного декоративного искусства) — интериоризации и экстериозации (указание на необходимость обращения к психологическим механизмам освоения детьми информации об окружающем мире, содержащейся в народном декоративном искусстве) — опоры обучения на зону ближайшего развития ученика (обращение к потенциальным возможностям ребенка) — интеграции, дифференциации и индивидуализации в реализации программного материала (разный подход к определению содержания учебного материала и организации учебной деятельности учащихся).

Изложенные принципы построения, содержание учебного материала, его поэтапное освоение, ориентированное на решение меняющегося соотношения доминирующих и подчиненных задач, также создают предпосылки для успешного формирования у младших школьников представлений об окружающем мире.

7. Эффективное формирование представлений младших школьников об окружающем мире происходит через реализацию совокупности психолого-педагогических условий, предусматривающих: осуществление личностно-развивающего подхода к организации учебной деятельности младших школьников в процессе обученияучет возрастных особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возрастаосуществление интеграции эмоционально-чувственного и рационально-логического познания окружающего мира в процессе приобщения учащихся к народному декоративному искусствуиспользование комплекса средств народного декоративного искусства и их возможностей в формировании представлений об окружающем миререализацию модели формирования представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусствареализацию сформированной профессиональной компетентности педагога в области народного декоративного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 272 с.
  2. .Г. Проблемы представлений в советской психологической науке / Б. Г. Ананьев // Философ, зап. 1950. — Т. V.: Вопр. психологии. -С. 59−98.
  3. .Г. Пространственное различие / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1955. — 112 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-287 с.
  5. Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с.
  6. А.Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. М.: Совет. Россия. 1988.-512 с.
  7. А.В. Русская крестьянская живопись / А. В. Бакушинский.- М.: Совет, худож., 1981. 352 с.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  9. В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента / В. И. Бибикова // Совет, археология. 1965. — № 1. — С. 28−35.
  10. П.П. Развитие мышление школьника / П. П. Блонский. М.: Учпедгиз, 1935. — 57 с.
  11. И. Историческая обусловленность содержания / И. Богуславская // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 6. — С. 36−37.
  12. JI.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Избр. психолог, тр. -М., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. -354 с.
  13. Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. -М.: Просвещение, 1979. 386 с.
  14. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб: Прайм-еврознак, 2003. — С. 184−186, 406, 592−593, 636−637.
  15. Дж. О действенном и наглядном представлении мира ребенком /Дж. Брунер // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-400 с.
  16. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1971. — 412 с.
  17. Г. Трудности истинные и мнимые / Г. Вагнер // Декоратив. искусство СССР. 1973. — № 7. — С. 37−38.
  18. В.М. Заключение дискуссии о семантике / В. М. Василенко // Декоратив. искусство СССР. 1975. — № 3. — С. 44.
  19. В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков / В. М. Василенко. М.: Совет, худож., 1974. -294 с.
  20. Л.М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1974. — Т. 1. — 335 с.
  21. Н. Педагогическая психология: лекции, читанные в 19 111 912 гг. на высших женских курсах / Н. Виноградов. М., 1912. — 137 с.
  22. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук / Н. Ф. Виноградова. М., 1994. — 36 с.
  23. В. Многозначность символов народного творчества /
  24. В. Вишневская // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 9. — С. 30−31.
  25. Возраст // Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 58−60.
  26. Возраст // Словарь практич. психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-С. 77.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 294 с.
  28. Возрастные особенности // Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -С. 61.
  29. Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры / Н. Н. Волков // Художеств, восприятие: сб. ст. / под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971.-С. 281−297.
  30. Воображение // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1982. — С.54.
  31. B.C. О крестьянском искусстве / B.C. Воронов. М.: Совет, ху-дож., 1972.-352 с.
  32. Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960 -320с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  34. Н.И. Интеграция и дифференциация психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М., Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999.-236 с.
  35. Н.И. Принципы построения программы «Народное декоративное искусство и окружающий мир» / Н. И. Вьюнова, А. И. Шмойлов // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Воронеж, 2001. — Вып. 7. — С. 69−73.
  36. О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования в первом классе / О. И. Галкина // Изв. АПН РСФСР. 1956. -Вып. 86.: Формирование восприятий пространства и пространств, представлений. — С.67−76.
  37. М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6−7 лет / М. Р. Гинзбург // Особенности псих, развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — С. 36−45.
  38. Е.Л. Некоторые особенности развития рефлексии на рубеже дошкольного и младшего школьного периодов развития / Е. Л. Горлова // Сиб. психолог, журнал. 1999. — № 11. — С. 71−74.
  39. В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве / В. А. Городцов // Тр. гос. истор. музея. М., 1926. -Вып. 1.-С. 7−26.
  40. Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: автореф. дис. .канд. пед. наук /Н.А. Горяева. -М., 1991.- 18 с.
  41. Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: кн. для учителя / Н. А. Горяева. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  42. Н. Ваш ребенок познает мир / Н. Денисенкова // Дошкол. воспитание. 2000. — № 1. — С. 101−106.
  43. Л.А. Древние черты в русском народном творчестве / Д. А. Динцес // Культура Древ. Руси. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. II. — С. 474−475.
  44. И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста / И. В. Егоров // Нач. школа. 2002. — № 3. — С. 17−25.
  45. С.К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  46. JI.B. О сочетании слова учителя и наглядных средств в обучении / JI.B. Занков // Вопр. психологии. 1957. — № 6. — С. 47−62.
  47. JI.B. Память / JI.B. Занков. М.: Учпедгиз. 1949. — 176 с.
  48. Н.Н. О создании Музея народного искусства / Н. Н. Иванова // Музей народ, искусства и художеств, промыслы: сб. науч. тр. НИИХП. М.: Изобразит, искусство, 1972. — 296 с.
  49. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев // Изв. АПН РСФСР. 1956. — № 76: Психолог. исслед. представлений и воображения — С. 3−17.
  50. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 190 с.
  51. М.А. Художественная «речь» народного искусства / М. А. Ильин // Декоратив. искусство СССР. 1973. — № 7. — С. 35−37.
  52. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. -М.: Просвещение, 1972. 161 с.
  53. Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л. Б. Ительсон. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 896 с.
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  55. М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
  56. М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории / М. С. Каган. М.: Знание. — 67 с.
  57. А.С. Искусство и ремесло / А. С. Канцедикас. М.: Изобразит. искусство, 1977. — 87 с.
  58. А.С. Народное искусство / А. С. Канцедикас. М.: Знание, 1975.-56 с.
  59. А.С. Уроки народного искусства / А. С. Канцедикас. М.: Знание, 1986.-70 с.
  60. П.Ф. О детском воображении / П. Ф. Каптерев // Жен. образование. 1878. — № 2. — С. 65−94-
  61. П.Ф. Особенности детских представлений и памяти / П. Ф. Каптерев // Жен. образование. 1880. — № 10. — С. 649−657.
  62. Н. Что означали древние образы для крестьян в XIX веке / Н. Климова // Декоратив. искусство СССР. 1974. — № 10. — С. 41−42.
  63. Д. Искусство и процесс познания / Д. Ковда // Творчество. 1986. -№ 10.-С. 20.
  64. Компетентность // Толковый словарь рус. языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — С. 248.
  65. Н.И. Словарь-справочник / Н. И. Кондаков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
  66. JI.C. Воображение и его роль в познании / JI.C. Коршунова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 144 с.
  67. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопр. психологии. 1966. — № 6. — С. 68−75.
  68. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. I. — 340 с.
  69. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев 4-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  70. В.И. Всегда ли прав учитель? / В. И. Лещинский, С. С. Кузнецова, С. В. Кульневич. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
  71. В.И. Учимся управлять собой и детьми / В. И. Лещинский, С. В. Кульневич. М.: Просвещение: Владос, 1995 — 238 с.
  72. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения / Б. Ф. Ломов // Проблема восприятия пространства и пространств. представлений. -М.: Просвещение, 1961. С. 185−195.
  73. А.Р. Внимание и память: материал к курсу лекций по общей психологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — Вып. III. — 105 с.
  74. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  75. А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  76. А.С. Искусство и процесс познания / А. С. Мигунов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 126 с.
  77. А.С. Художественный образ: эстетический анализ / А. С. Мигунов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 97 с.
  78. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
  79. И. Представление / И. Михайлов // Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Совет, энцикл., 1967. — Т. 4. -С. 359.
  80. Мотивы // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  81. А.В. Личностный подход в воспитании / А. В. Мудрик // Магистр. 1991. — Август.
  82. B.C. Возрастная психология: феномелогия развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов: 5-е изд., стереотип. / B.C. Мухина- М.: Академия, 2000. 446 с.
  83. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта /B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  84. B.C. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя /
  85. B.C. Мухина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  86. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1988. — № 1. — С. 21−28.
  87. А.И. Русское народное искусство / А. И. Некрасов. М.: Госиздат, 1924. — 164 с.
  88. М.А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. -М.: Изобразит, искусство, 1983. 344 с.
  89. М.А. Народное искусство России: народное искусство как мир целостности / М. А. Некрасова. М.: Совет. Россия, 1983. — 220 с. 1. C. 14−16.
  90. М.А. Предисловие / М. А. Некрасова // Салтыков А. Б. Избранные труды. М.: Советский художник, 1962. — 728 с.
  91. А.Н. Очерк психологии для воспитателей и учителей / А. Н. Нечаев // Процессы умств. жизни. СПб., 1904. — Ч. 1, изд. 2. — 65 с.
  92. Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков М.: Владос, 2001. — 256 с.
  93. Л.Ф. Детская психология: теория факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  94. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагог, учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  95. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987. — 223 с.
  96. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.
  97. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. С. 9, 41, 213.
  98. Г. В. Письма без адреса: искусство и обществ, жизнь / Г. В. Плеханов. М.: Государств, изд-во худож. лит., 1956. — 248 с.
  99. Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
  100. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  101. К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога / К. Н. Поливанова // Нач. школа: плюс минус. — 2000. — № 3. — С. 16−20.
  102. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1994. — № 1 — С. 63−71.
  103. К.Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. -М.: Академия, 2000. 184 с.
  104. Представление // Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс -Энцикл, 1994.-С. 361−362.
  105. Представление // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. -М.: Педагогика, 1982. С. 272−273.
  106. Представление // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М, 1997. — С. 279.
  107. Профессиональность // Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд, испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — С. 615.
  108. И.П. Многозначность содержания /И.П. Работнова // Декора-тив. искусство СССР. 1973. — № 11. — С. 28−29.
  109. Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая, Е.А. Со-шина. М.: Владос, 2000. — 128 с.
  110. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов.-М, 1993.-Т. 1.-А-М.-С. 158−159,608, 522. М., 1999.-Т. 2-М-Я.-С. 184, 550−552, 672.
  111. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.:1. Питер, 2000.-712 с.
  112. Л.И. К характеристике пространственных представлений у школьников IV-V классов / Л. И. Румянцева // Вопр. психологии обучения труду: сб. ст. / под. ред. А. А. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 107−161.
  113. .А. Орнамент сквозь века / Б. А. Рыбаков // Юный худож. -1980.-№ 2. -С. 17−22.
  114. .А. Древние элементы в русском народном творчестве / Б. А. Рыбаков // Совет, этнография. 1948. — № 1. — С. 12−23.
  115. .А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / Б. А. Рыбаков // Декоратив. искусство СССР. 1975. — № 1. — С. 30−33, 53.
  116. .А. Происхождение и семантика ромбического орнамента / Б. А. Рыбаков // Музей народ, искусства и художеств, промыслы: сб. науч. тр. НИИХП. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 296 с.
  117. .А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. 2-е изд. — М.: Наука, 1994. — 608 с.
  118. Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. М.: Просвещение, 1965. — 270 с.
  119. Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288 с.
  120. А.Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. М.: Советский художник, 1962.-С. 23−42.
  121. М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников / М. Н. Семенова // Вопр. художеств, развития школьников на занятиях изобразит, искусством: сб. науч. тр. М., 1981. — С. 29−49.
  122. В.П. Психолого-педагогические теории и технологии образования / В. П. Сергеева. М.: Граф-Пресс, 2002. — 144 с.
  123. О.П. Формирование представлений о пространстве у детей в связи с усвоением элементов геометрии и географии / О. П. Сергеева // Изв. АПН РСФСР. 1966. — Вып. 86: Формирование восприятия пространства и пространств, представлений. С. 28−37.
  124. И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Госполитиздат, 1947. — 387 с.
  125. И.М. Рефлексы головного мозга / И. М Сеченов // Избран, произведения. М.: Государств, учеб.-педагог. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1953.-336 с.
  126. В.П. Теория отражения и психофизиология эмоций /
  127. B.П. Симонов. М.: Наука, 1970. — 187 с.
  128. Система художественно-выразительных средств современных народных художественных промыслов: сб. науч. тр. НИИХП. М.: НИИХП, 1988. — 151 с.
  129. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сласте-нин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  130. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. язык, 1989.1. C. 169, 17.
  131. А.А. Проблемы психологии памяти / Смирнов А. А. М.: Просвещение, 1966. — 245 с.
  132. А.А. Психология запоминания / А. А Смирнов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 187 с.
  133. А.А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов // Изв. АПН РСФСР. 1945.-Вып. 1.-С. 3−18.
  134. И.М. Изменение представлений в зависимости от сходства и различия объектов / И. М. Соловьев // Ученые зап. ин-та психологии. -1940.-Т. I.-C. 54−63.
  135. И.М. О наболическом изменении речевых представлений / И. М. Соловьев // Изв. АПН РСФСР. 1948. — Вып. 15. — С. 75−87.
  136. В.В. Русский народный орнамент / В. В. Стасов // Собр. соч. -СПб., 1894.-Т. И.-407с.
  137. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков / Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1970. — 295 с.
  138. .М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. тр.: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — С. 42−222.
  139. Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельд-штейн. М.: Институт практ. психологии, Воронеж: Модек, 1996. -512 с.
  140. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. и др. М.: Сов. эн-цикл., 1983.-С. 81,91,451−452, 469, 651.
  141. Е.А. О детском изобразительном творчестве / Е. А. Флерина // Совет, педагогика. 1946. — № 3. — С. 28−32.
  142. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  143. Фридман J1.M. Психологический справочник учителя / J1.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 228 с.
  144. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства / А. К. Чекалов. М.: Изд-во акад. художеств СССР, 1962. — 68 с.
  145. И.И. Мировосприятие ребенка: личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. — 28 с.
  146. Ф.Н. Исследование топографических представлений / Ф. Н. Шемякин // Изв. АПН РСФСР. 1954. — Вып. 53. — С. 29−44.
  147. Ф.Н. Ориентации в пространстве / Ф. Н. Шемякин // Психолог, наука в СССР: сб. науч тр. М.: Государств, учеб.-педагог. изд-во м-ва просвещения РСФСР. — 1959.-Т. 1.-С. 140−142.
  148. Ф.Н. О взаимоотношении понятий и представлений / Ф. Н. Шемякин // Фронт науки и техники. 1937. — № 2. — С. 38−45.
  149. С.А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — Меновая школа, 1994. — 240 с.
  150. А.И. Народное декоративное искусство в формировании нравственных ориентиров младшего школьника / А. И. Шмойлов // Философ, и псих.-педагог. проблемы нравств. жизни личности: материалы между-нар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 420−423.
  151. А.И. Народное декоративное искусство и окружающий мир: программа (1−4 классы) / А. И. Шмойлов. Воронеж: Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998.-22 с.
  152. А.И. Представления педагога о совокупности средств народного декоративного искусства / А. И. Шмойлов // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. -Воронеж, 2004.-Вып. 11.-С. 165−172.
  153. А.И. Принципы построения программы «Народное декоративное искусство и окружающий мир» / А. И. Шмойлов, Н. И. Вьюнова // Вестн. ВОИПКРО / Воронеж, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. -Воронеж, 2002. -Вып. 8. -С. 123−131.
  154. Д.Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин / Избр. психолог, тр. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  155. Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  156. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. — М.: Владос, 1999.-360 с.
  157. Д.Б. Послесловие / Д. Б. Эльконин // Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — С. 434−446.
Заполнить форму текущей работой