ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ мотивация Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ подростковом возрастах ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ двойствСнный ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ нСсколько ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΎΠΊΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ сниТСниСм ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ учСния, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ возрастаниСм интСрСса ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ мотивация Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ подростковом возрастах ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ двойствСнный ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ нСсколько ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΎΠΊΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ сниТСниСм ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ учСния, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ возрастаниСм интСрСса ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ развития.

Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этот ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ являСтся сСнзитивным для формирования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, «ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ для учащихся раскрываСтся Π΅Π΅ ΡΠΌΡ‹ΡΠ» ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ… ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ школьного возраста ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ личностный смысл» (Эльконин Π”. Π‘., 1989, с. 267).

Личностный смысл учСния, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для понимания сути ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, происходящих Π² ΡΡ‚ΠΎ врСмя Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ школьника, ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π΅Π΅ Ρ„ормирования ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ своС ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…одящСй Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ образования. Часто подобная диффСрСнциация начинаСтся с V-VII классов.

БСгодня ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ°Ρ… «ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня», гимназичСских, спСциализированных ΠΈ Ρ‚. ΠΏ., ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ образования (школа-Π²ΡƒΠ·), ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ интСрСса ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ лишь Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ для сСбя личностного смысла Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΌΠ°Ρ‚СматичСском классС ΠΏΡ€ΠΈ ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ интСрСсС ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΈΡΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ сущСствСнноС отставаниС Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅). ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌΡƒ познанию ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° Π²Π½Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… интСрСсов, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для этого возраста ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Π’ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ°Ρ…, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΌ случаС Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСднСго образования (ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΡΡ€ΠΎΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ пСрспСктиву), отмСчаСтся Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ΅ сниТСниС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Школьники Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄ΡΡ‚ смысла Π² ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° Π² ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ классов Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ привлСкаСтся психолог, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ происходит Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅. Π•ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ высокого уровня ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития достаточно быстро ΠΈ Ρ€Π°Π½ΠΎ. Π•ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅, Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ развития ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° происходит ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ постСпСнного накоплСния, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ часто Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ лишь отсрочСнно, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ часто ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ‚Π΅Ρ…, ΠΊΡ‚ΠΎ развивался быстрСС (ЛСйтСс Н. Π‘.).

БущСствСнноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ «Π²Π½Π΅Π·Π°ΠΏΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ» ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ мотивация, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΎΠΌ возрастС Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²— Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ. Однако Ссли Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ школьник ΡƒΠΆΠ΅ со ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅Π³ΠΎ возраста ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π΅Ρ‚ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΡ‹, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΡΡ€ΠΎΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ пСрспСктиву, возмоТности для Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠ° Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ сильно ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ учСния, ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ² Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности школьников, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΡΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, срСди ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… сущСствСнноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ, заинтСрСсованным ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅, ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ΅.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ довольно ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ говорят ΠΎ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, Π½ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ мотивация ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ нСпосрСдствСнными потрСбностями ΠΈ ΡΡ‚рСмлСниями. 1,5−2 Π³ΠΎΠ΄Π° для 11−13-Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… школьников — ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠžΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ IX класса, нСсмотря Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚Ρ‹Π΅ обсуТдСния этой ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, выглядит ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ вСсьма Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎΠ΅.

ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ учСния Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ потрСбности подростка. Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мСсто Π² ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ учСния Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… классах Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ² самоутвСрТдСния, Π½Π° Π½Π΅Π΅ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самооцСнки подростка — Π΅Π΅ Π½Π΅ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, смСна ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ стрСмлСниСм ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, «Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² — ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, компСтСнтности, общСния с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΈΡ… ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ достиТСния, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ отвСтствСнности ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ причинности (Π°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ±ΡƒΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅) ΠΈ Π΄Ρ€.

Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ возмоТности Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ учСния ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ самооцСнки школьника, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ повСдСния, стратСгии прСодолСния трудностСй. НСрСдко интСрСсы подростков быстро гаснут ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΡˆΠ΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ области школьник испытываСт Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΡƒΡŽ для Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ сфСрС Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅. Π‘Ρ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡΡΡŒ с ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ нСуспСхом (ΠΈΠ»ΠΈ нСдостаточным успСхом), ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ быстро разочаровываСтся Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ сфСрС ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ сСбС. ΠŸΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° школьника, ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ самооцСнки, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ развития интСрСсов.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ сфСрС Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько ΠΎΠ½Π° позволяСт Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΡŽ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… потрСбностСй подростка Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько ΠΎΠ½Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ контСкст ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ личностного развития подростка.

Π’ ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… классах ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π·Π°Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ сСбя ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ психологичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ формирования ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ для провСдСния ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ процСсс (ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠ²Π° А. К., ΠœΠ°Ρ‚ΠΈΡ Π’. А., ΠžΡ€Π»ΠΎΠ² А. Π‘., 1990; Π₯Π°ΠΌΠ±Π»ΠΈΠ½ Π”., 1986), ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ психолога.

Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ собствСнно психологичСскиС Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ психологом ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅ (ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠ²Π° А. К. ΠΈ Π΄Ρ€., 1990; Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½ X., 1986).

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ² Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, подростки становятся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΠ΅Π±Π΅, Π½Π°ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния. Однако всС это происходит лишь ΠΏΡ€ΠΈ условии, Ссли Π² ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅, созданы условия, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Π°Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ