Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание термина коммуникативно-когнитивная компетенция младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представления о становлении и развитии новых направлений и специальностей в фундаментальной науке послужили основой для пересмотра базовых моделей динамики исследовательского фронта в целом. Эта динамика моделировалась теперь на основе оценки перспективности новых идей и подходов и быстрой перегруппировки исследовательских усилий. В зависимости от реальной плодотворности нового направления оно… Читать ещё >

Содержание термина коммуникативно-когнитивная компетенция младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

когнитивный коммуникативный педагогический школьник Прежде чем обратиться к содержанию термина коммуникативно-когнитивная компетенция рассмотрим понятие коммуникация и когниция составляющие основу обозначенного выше термина.

Известно, что коммуникация в науке — совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов; необходимое условие развития науки. Уже в Средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации.

Представления о становлении и развитии новых направлений и специальностей в фундаментальной науке послужили основой для пересмотра базовых моделей динамики исследовательского фронта в целом. Эта динамика моделировалась теперь на основе оценки перспективности новых идей и подходов и быстрой перегруппировки исследовательских усилий. В зависимости от реальной плодотворности нового направления оно либо превращается в формализованную научную специальность (организуются методические кабинеты, лаборатории, начинается стандартная подготовка школьников), либо по мере исчерпанности проблематики исследователи переходят в другие, более перспективные направления.

Из научных источников известно что, коммуникативная компетенция — это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Для ее формирования следует создавать такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность младших школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных упражнений способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности младших школьников.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения младшего школьника коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: учитель — группа, учитель — ученик, ученик — группа, ученик — ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

Далее поговорим о когнитивной компетенции, основным понятием которой является термин когниция.

Русские термины когниция и познание (как и немецкие Kognition и Erkenntnis и т. д.) за пределами когнитивистики часто считают полными синонимами, а когниция часто кажется всего лишь орнаментальным, «научным» иноязычным вариантом терминов познание и знание.

Встречается определение когниции, как центральное понятие когнитивной науки, сочетающее в себе значения двух латинских слов — cognitio, познание, познавание и cogitatio, мышление, размышление. Когниция обозначает, таким образом, познавательный процесс или совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов — восприятия, категоризации, мышления, речи и пр., служащих обработке и переработке информации. Включает осознание и оценку самого себя в окружающем мире и построение особой картины мира — все то, что составляет основу для поведения человека. Когниция — все процессы, в ходе которых сенсорные данные трансформируются, поступая в мозг, и преобразуются в виде ментальных репрезентаций разного типа (образов, пропозиций, фреймов, скриптов, сценариев и т. п.), чтобы удерживаться при необходимости в памяти человека. Иногда когницию определяют как вычисление (computation) — обработку информации в символах, ее преобразование из одного вида в другой — в другой код, в иную структуру. Разные дисциплины в составе когнитивной науки занимаются разными аспектами когниции: лингвистика — языковыми системами знаний; философия — общими проблемами когниции и методологией познавательных процессов; нейронауки изучают биологические основания когниции и тех физиологических ограничений, которые наложены на протекающие в человеческом мозгу процессы и т. п.; психология вырабатывает прежде всего экспериментальные методы и приемы изучения когниции.

Когниция — это получение или приобретение знаний, их использование, овладение множеством разных практических навыков и умений; когниция связана со всеми процессами, посредством которых сенсорные данные на входе трансформируются, свертываются и развертываются, уточняются и развиваются, хранятся и используются. Когниция — это манипуляции со знаниями, работа с информацией.

В некоторых источниках, термин когниция дается, как познание.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

Младший школьник выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Для дальнейших рассуждений перейдем к термину когнитивная компетентность младших школьников. Развитие когнитивной компетенции у учащихся предполагает постепенный переход от некоторого начального уровня к более высокому. На наш взгляд, принципиально важно, чтобы такое развитие происходило не спонтанно, а было управляемым и, самое главное, самоуправляемым. Для этого необходимо выявить механизм, формирующий когнитивную компетенцию. Именно в этом смысле мы говорим о формировании когнитивной, которая с точки зрения личности выступает как ее развитие через повышение уровня компетентности. Однако в большинстве исследований (В.Е. Гаибова, А. В. Муханова, А. П. Чернявская и др.) развитие когнитивной компетенции выступает процессом, всего лишь коррелированным с процессом обучения, в котором управлению подлежит овладение учащимися знаниями, умениями и навыками. Тем самым, процесс овладения когнитивной компетенцией фактически оказывается неуправляемым. Более того, такой процесс нередко замкнут рамками конкретного предмета (например, в исследовании О.В. Темняткиной), хотя еще В. И. Байденк отметил, что «компетенции (особенно ключевые) формируются за счет педагогических и методологических подходов. Они не могут генерироваться в процессе традиционного преподавания на предметно-содержательном уровне».

Как и все области общественной деятельности, образование переживает сейчас переход от индустриальной модели к постиндустриальной, к информационному обществу. И, как и на всех участках этой глобальной трансформации, в образовании возникает ряд противоречивых процессов. Очевидно-необходимый частичный демонтаж индустриальной модели обучения для постройки модели информационной, воспринимается многими как откат к «тёмным векам», торжество упрощенчества. Можно заметить, что эмоциональная реакция людей, посвятивших свою жизнь образованию, абсолютно объяснима, но происходит как раз от непонимания того, каким должно быть новое образование.

Переход от индустриальной к новой знаниевой экономике требует новых компетенций от людей, в том числе от младших школьников. Мы говорим о коммуникативно-когнитивной компетенции младших школьников, которая в процессе обучения должна формироваться и повышаться. Мировая экономика переживает в ближайшие 20−30 лет период неопределенности — заранее нельзя сказать какие инструментальные компетенции окажутся ключевыми. Существующая система образования начала формироваться порядка 500 лет назад на базе работ Я. Коменского и ориентирована на индустриальную систему производства, на воспроизводство специалистов.

В новой знаниевой экономике, мы можем определить как, по нашему мнению, ставка должна делаться не на заучивание знаний и навыков (, а на развитие когнитивных (исследовательских, аналитических, познавательных и проектных) компетенций, более универсальных и гибких. Исходя из этого, предлагается карта структуры когнитивных компетенций, состоящая из наборов навыков:

  • — поиска и постановки задач;
  • — поиска и сбора информации;
  • — анализа информации;
  • — логических рассуждений;
  • — синтеза (сборки) решений;
  • — упаковки решений (нейминг, брендинг);
  • — компетенций проектирования;
  • — компетенций групповой интеллектуальной деятельности.

Из схемы видно, что коммуникативно-когнитивная компетенция младших школьников образуется при взаимодействие коммуникации и когниции, а именно, при взаимодействии коммуникативной и когнитивной компетенций.

Отсюда можно сделать вывод, что коммуникативно-когнитивная компетенция младших школьников — это способность и готовность младших школьников осуществлять коммуникативную и когнитивную деятельность в рамках изучаемой школьной программы.

Попутно заметим, что система обучения представлена целями, принципами, содержанием, приёмами, организационными формами и результатом обучения. Мы работаем в рамках компетентностного подхода, поэтому мы определяем цель обучения младшего школьника как формирование коммуникативно-когнитивной компетенции. Мы использовали следующие принципы обучения: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип когнитивной направленности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип наглядности обучения. В качестве содержания обучения мы использовали материал, который представлен в школьных учебниках. Приёмы обучения нашли отражение в разработанной нами системе упражнений. Основными организационными формами обучения являются уроки. Результатом обучения является сформированная коммуникативно-когнитивная компетенция младших школьников.

Все уроки, предлагаемые в рамках начального обучения (1−4 классы), рассматриваются как социальное явление, где классная аудитория — это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс — это взаимодействие всех присутствующих. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр, что способствует формированию коммуникативно-когнитивной компетенции младших школьников.

Таким образом, мы рассмотрели содержание термина коммуникативная компетенция и когнитивная компетенция. На основе теоретических познаний мы предложили своё определение коммуникативно-когнитивной компетенции, которая формируется при взаимодействии коммуникативной и когнитивной компетенций младшего школьника.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой