Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданское образование учащихся в средней школе США, конец XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для США источником обновления образовательных проектов и программ всегда являлась их модернизация на основе технизации, развития телекоммуникационных связей и применения НИТ (Новых информационных технологий. Примером может служить проект по граждановедению «Электронная модель конгресса». Для освоения данных программ учителя проходят серьезное обучение, проводятся конференции по их обсуждению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретические основы развития гражданского образования в США
    • 1. 1. Ретроспективный анализ становления теорий гражданского образования в США
    • 1. 2. Основные тенденции развития гражданского образования в США в конце XX века
    • 1. 3. Общая характеристика современных государственных стандартов по граждановедению в школе США
  • Глава II. Реализация образовательных программ по граждановедению в учебных заведениях США
    • 2. 1. Проектирование программ по граждановедению в США как фактор развития системы гражданского образования учащейся молодежи
    • 2. 2. Специфика технологий формирования гражданской компетентности и ответственности в образовательном процессе школ США: возможности и перспективы их использования в отечественной школе

Гражданское образование учащихся в средней школе США, конец XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На стыке тысячелетий общество пересматривает свое отношение ко многим аспектам человеческого существования. Особенно сильно сказываются любые перемены в сфере воспитания, вызывая к жизни новые востребованные временем представления о человеке и гражданине. Формирование гражданской позиции личности — залог процветания страны, так как именно от этого зависит, будут ли молодые граждане любить и уважать Родину, беречь, приумножать, сохранять ее красоту и богатства, будут ли знать и чтить законы, будут ли они жестоки или человечны.

Нельзя однозначно оценивать состояние гражданской ответственности и активности молодежи. Отдельные социологические исследования дают им довольно низкую оценку, принимая во внимание готовность значительного числа молодых россиян, покинуть страну в поисках лучшей жизни и возможностей самореализации. При этом молодым людям не приходит в голову, что от них, их таланта могло бы зависеть очень многое в улучшении жизни в стране. Вышесказанный факт свидетельствует о слабой постановке воспитания гражданских чувств и позиций в современном российском обществе в целом и, в частности, о слабом ее решении в недрах образовательной системы. Справедливости ради, отметим, что та же задача решалась в период существования СССР, для чего в нашей стране была создана и достаточно эффективно функционировала система патриотического воспитания, конечным продуктом которой являлся гражданин СССР, горячо убежденный в силе и мощи своей страны. Сегодня ситуация кардинально изменились, что объясняется многими причинами: кризисным состоянием экономики, идеологической неразберихой, потерей идеалов, перенасыщенностью жизни социальными потрясениями и т. п. Следует отметить, что ни одна страна не обходится без серьезных испытаний, общественных катаклизмов на том или ином историческом отрезке своего развития, и выстоять ей помогает именно вера в силу своей страны и народа, живущего в ней, чего так не хватало России последних десятилетий. Как мы видим, здесь определенно вырисовывается проблема острой необходимости в возрождении мотивации формирования гражданской ответственности за судьбу своей страны у молодого поколения. В решении этой проблемы положительную роль могло бы сыграть обращение к опыту других стран. В педагогическом плане заслуживает внимания изучение опыта воспитания гражданина средствами образовательных стратегий, присущих культуре той или иной страны, осознавая, при этом, что образовательная система всегда отражает политическое, социальное и экономическое состояние общества.

В нашей работе исследуется проблема гражданского образования учащейся молодежи в США. Наш выбор был продиктован особыми успехами и большим вниманием этой страны к обозначенной проблеме. Сразу отметим, что мы в полной мере осознавали существующие между нашими странами различия, однако, вызывают симпатию, прежде всего, сложившиеся в этой стране устойчивые традиции в решении задач гражданского образования. Что касается отечественного опыта, то необходимо отметить, что обоснование и теоретическое осмысление общечеловеческих и личных потребностей людей в нашей стране подвергалось идеологическому давлению. В то же время, говоря о дне сегодняшнем, приходится констатировать, что на современном этапе, гражданское воспитание и образование не всегда оцениваются адекватно их жизненной значимости. Более того, в массовой практике воспитания в российской школе, на наш взгляд, это один из самых запущенных участков работы по формированию личности. Учителя-практики не всегда четко представляют себе в полном объеме цель и задачи гражданского воспитания и саму модель гражданина страны с его правами и обязанностями.

Это связано отчасти с тем, что современная школа не использует в достаточной мере рекомендации, предлагаемые отечественными педагогами для эффективного использования воспитательного потенциала гражданского образования как незаменимого средства формирования полноценной личности учащегося. Кроме того, в поддержку столь значимой воспитательной цели должно включаться само государство, вырабатывая соответствующие социальные программы федерального уровня.

Все отмеченное по оценке состояния гражданского воспитания и образования в современной России и говорит в пользу необходимости изучения опыта зарубежной педагогики в области формирования граждански грамотного члена общества. В этой связи опыт гражданского воспитания в США, по всеобщему признанию, имеет прогрессивное значение, и логично предположить, что он может помочь и нашей стране скорее встать на единый общечеловеческий путь реализации гражданских потребностей человека, преодолеть засилье тоталитарных установок.

В поисках эффективных путей построения гражданского образования педагогическая наука обращается к многочисленным источникам. Немаловажными среди них являются и находки прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Идеи формирования ответственного гражданина не являются изобретением сегодняшнего дня. Они четко прослеживаются еще с древних времен, начиная с наследия Соломона, Цицерона, Софистов, Платона, Гиппократа, Аристотеля, Дж. Локка, Ж.-Ж.Руссо, И. Канта, А. Дистервега, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера и многих других. Отечественное наследие в этой области связано с именами Петра I, Екатерины II, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, В. С. Соловьева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Р. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и прогрессивных педагогов послеоктябрьского периода: Н. К. Крупской, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского. Особенно активно проблема гражданского образования стала обсуждаться в конце XIXначале XX веков. На сегодняшний момент интерес к гражданскому образованию четко прослеживается во всем мировом сообществе. Существует ряд авторитетных организаций, занимающихся данной проблемой как в нашей стране, так и за рубежом. За последние годы вырос интерес к ней и в гуманитарных науках, что прослеживается в различных исследованиях. Среди них большой интерес вызывают работы, посвященные развитию теории гражданского воспитания в современной отечественной педагогике (А.В.Беляев, Г. А. Кузнецова, Л. В. Кузнецова, О. П. Песоцкая, Г. Т. Суколенова, Д. С. Яковлева, и др.).

Заслуживает внимания работа Г. Т. Суколеновой, которая посвящается историческим условиям развития современного гражданского образования. Однако, автор недостаточно внимания уделяет современным направлениям в американской школе в сфере гражданского образования, так как гражданское образование в США не является задачей ее исследования. Особого внимания заслуживает работа А. В. Беляева, подробно рассмотревшего социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Для нас представляет интерес в его работе анализ развития идеи и опыта гражданского воспитания в зарубежной педагогике.

Глубокие всесторонние выводы сделаны в исследовании Е. В. Известновой, которая предприняла попытку анализа развития теории гражданского воспитания в истории педагогики. В соответствии с предметом исследования мы подвергли тщательному анализу исследования, посвященные изучению образовательного опыта США. Мы обнаружили довольно большое количество подобных исследований, раскрывающих различные аспекты работы педагогов США в сфере воспитания школьников. Работа И. А. Новиковой посвящена организации досуга подрастающего поколения в США. Мы обнаружили интересный материал в разделах работы, где нашли отражение содержательные аспекты досуга, в число которых входят формирование экологической культуры, развитие готовности к труду, развитие психической и физической культуры.

В работе М. А. Якобсон речь идет о нравственно-гражданском воспитании старшеклассников в России и США в 80−90 гг. XX века. Она выделяет ценность внутреннего духовного качества человека-гражданина, которое совершенствуется посредством нравственного воспитания. Основным в ее работе является нравственный аспект воспитания. Проблему де-ликвентных групп в США рассматривает Г. М. Риснюк, уделяя внимание программам их предупреждения. В исследовании, посвященном проблеме формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США, В. Н. Жирова уделяет особое внимание формированию индивидуальнопсихологических качеств учащихся, таких, как самостоятельность и коммуникативность. Цели обучения в США А. М. Митина рассматривает в своем исследовании в контексте высшей школы. Проблемам высшей школы в США посвящены исследования О. В. Шмаковой, Н. М. Лизуновой и др.

Довольно много полезного можно извлечь из работы Ф. Ф. Королева «Развитие основных идей советской педагогики», И. Ф. Харламова «Теория нравственного воспитания/ историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи». В то же время в названных работах сама идея гражданского образования не получила своего автономного звучания, не нашла специального педагогического анализа. Имеется лишь упоминание о соответствующей проблематике в связи с анализом творчества Г. Кершенштейнера. Более частные проблемы формирования гражданственности личности, связанные с механизмом осознания учащимися общеобразовательных школ норм морали и права, вопросами воспитания гражданской сознательности, нашли отражение в работах В. И. Кожокаря, Г. А. Кузнецова, Н. И. Шевченко, Т. И. Шингерей.

Вызывают определенный интерес и научные работы, учебники и учебные пособия В. В. Бермана, Е. С. Корольковой, Г. М. Миньковского,.

А.Ф.Никитина, Я. В. Соколова, Н. Г. Суворовой и др., в которых раскрываются цель, задачи, содержание гражданского образования.

Достаточно информативными и ценными для нашего исследования оказались работы Б.М.Бим-Бада, Н. М. Воскресенской, Л. Н. Гончарова, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, Т. В. Цырлиной, посвященные зарубежным образовательным системам, в частности школе США.

Нами были также внимательно изучены национальные стандарты по граждановедению США, которые публиковались в приложении к «Учительской газете» «Граждановедение», при которой и создана ассоциация за гражданское образование. Ценность для проведенного исследования представляли и другие опубликованные ими материалы, включая и их электронные версии. Сразу же отметим, что программы носят в большей степени информативный характер. Были в периодической печати и отклики на предложенные материалы. Тем не менее, полное представление о системе гражданского образования США по ним составить невозможно, что позволяет высказать суждение о том, что структура гражданского образования в США остается недостаточно исследованной.

В своем исследовании мы обращались к трудам американских педагогов, рассматривающих проблемы формирования гражданственности у детей (Bahmuellr Ch.F., Branson M.S., R. Freeman Butts, Smith D., Rowe D., Worsfold V.L., Gallaglor I., Simon R.L., Giardina J.C., Merlino F. J, Hauser M., Fuld Sh.L., Roman L.G. и др.).

Для полноты картины поднятой проблемы и для выявления общих подходов к изучению интересующей нас дисциплины нами были изучены взгляды на проблему реформирования американской школы в целом (Abbot J., Kennedy Е.М., Mushinski D., Geenen K., YsSeldyke J., Darling-Hammond L., Goerts M.E., Weinstein M.A., Arons St., Eiser E.V., Jaeger R.M., Jennings J.F., Lewis A.S., Merchant В., Holland А., и материалы предоставленные ASCD и др.).

Нами был проанализирован по выявленным источникам и опыт привлечения родителей, общественных организаций, самих учителей к проце-су формирования качеств личности, способствующих сохранению и дальнейшему укреплению демократии в американском обществе (Johnson D.V., Schaeffer E.F., Famularo Th. J., Callan E., Marshak D., Balli S.J., Rappo-port A.L., Kletzien Sh., Peel J., Mc Сагу C.E. и др.).

Проблематика гражданского образования в США широко обсуждается в периодической печати. Мы изучили материалы журналов: Educational theory, The educational digest, Educational leadership, The educational forum, Phi Delta Kappan, USA today, American journal of education, Teachers collage record, The high school journal, Curriculum and teaching и др.

Мы изучили также материалы, представленные различными организациями США, занимающимися проблемами гражданственности, включая программы, представленные ими в глобальной сети Интернет это: Аск-erman Center for Democratic Citizenship, American Federation of Teachers, American Political Science Association, The Center on Education Policy, The Civic Education project, CIVNET: Journal for a Civic Society, Constitutional Rights Foundation, Constitutional Rights Foundation Chicago, Freedom Foundation at Valley Forge, Indiana Program for Law-Related Education, Institute for Character Development, James Madison Memorial Fellowship Foundation, National Commission on Civic Renewal, National Conference of State Legislatures, National Education Association, National Endowment for Democracy, National Institute for Citizen Education and Law.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ряд положений, свидетельствующих об актуальности проблемы, избранной для темы диссертации.

Необходимость обращения к опыту организации гражданского образования школьников в США обуславливается сложностью и неоднозначностью современной социокультурной ситуации в нашей стране, которая, сложилась за последние 15 лет, где прослеживается весьма сильное влияние современной западной культуры, принесшей с собой как много положительных, так и отрицательных моментов, что нуждается в определенном социально-педагогическом контроле и научной экспертизе.

Мы также отметили ранее, что на современном этапе наблюдается снижение образовательного и культурного уровня молодежи. Дети плохо осведомленны в том, что происходит в нашей стране и за рубежом. Исключением становятся события, обсуждаемые на протяжении длительного времени всеми средствами массовой информации. Пропадает интерес к общественной жизни, материальные ценности преобладают над духовными. Меняется не в лучшую сторону отношение к труду. Наиболее существенные негативные изменения в области нормативно ценностной системы молодежи связаны с распространением идеологии рыночных отношений, в центре которой лежит идея индивидуального успеха и материального обогащения, получающая уродливые, примитивные формы в сознании молодых.

Встает проблема обретения детьми социального статуса, соответствующего возрасту, когда приходится сталкиваться с затягивающимся процессом социального созревания. Кроме того, из-за недостатка школьных, внешкольных сообществ и различных общественных организаций, занимающихся социально-культурным развитием детей, существенной проблемой подросткового возраста становится их социальная неадаптировн-ность, невыраженность социальной идентичности, национального гражданского самосознания. Все сказанное должно учитываться, в первую очередь, в образовательном процессе. Чему отечественные образовательные системы во многом не соответствуют. А зарубежная школа весьма преуспела в этой области, предлагая много интересного вариативного. При этом хочется отметить, что формирование качеств гражданственности у школьников следует связывать не только с изучением ряда профильно приспособленных учебных предметов (граждановедение, география, история), но и пониманием того, что это задача формирования состояния души, образа действий на благо отдельных граждан, сограждан, родины и человечества в целом. При таком понимании гражданской образованности недостаточно говорить лишь о комплексе соответствующих знаний, умений и навыков, но и видеть актуальность формирования общей мотивации. Американское общество и разработчики программ сделали попытку для объединения всех вышеизложенных положений и не прекращают работу в данном направлении, что вызывает уважение к данному опыту, необходимость его специального целенаправленного исследования и установления возможностей применения в российской школе.

Таким образом, как показал анализ состояния гражданской воспитанности и образованности молодого поколения в нашей стране, сегодня теория и практика школьного воспитания находится в большом долгу перед обществом. В решении этой проблемы на более высоком качественном уровне, огромный резерв восполнения имеющихся пробелов, на наш взгляд, можно найти в зарубежном прогрессивном опыте в этой области, в особенности в системе гражданского образования и воспитания в учебных заведениях США. Это и определило проблему настоящего диссертационного исследования: изучить в чем состоит своеобразие американской системы гражданского образования и каковы возможности применения этого опыта в образовательной системе России.

Объект исследования — теория и практика гражданского образования учащихся в США.

Предмет исследования — процесс гражданского образования учащихся в школах США (конец XX века).

Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности гражданского образования учащихся в школах США в конце XX века и определить возможности применения данного опыта в отечественной школе.

Задачи исследования:

1. Осуществить ретроспективный анализ становления теории гражданского образования в США.

2. Выявить наиболее значимые современные тенденции развития гражданского образования школьников в конце XX века.

3. Провести сравнительный анализ проектов гражданского образования учащихся и раскрыть его содержание.

4. Раскрыть технологии реализации гражданского образования в средней школе США и выявить возможности использования американского опыта в системе образования России.

Методологической основой исследования являются закономерности диалектики, основанные на историческом и логическом системным подходе, в рассмотрении проблем гражданского воспитанияобщенаучные и философские подходы к моделированию социальных процессов. Методологию исследования также определили философские законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, причины и следствия, диалектика общего, особенного, единичного, национального и общечеловеческого.

Методы исследования. При анализе и классификации материала мы руководствовались ретроспективным методом, методом логического и исторического анализа, которые требуют научного, конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям. Нами широко использовались такие методы научного исследования, как изучение, сопоставление и сравнение различных документов, в том числе правительственных, публикаций, исследовательских данных с тем, чтобы отобрать, выделить основные типичные, определяющие факторы, влияющие на формирование гражданского воспитания в школе США. Большую роль сыграла обработка материалов опубликованных в глобальной сети Интернет. В исследовании также использовались научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап П996−1998г.г.) — осмысление проблемы и оценка ее изученности отечественными исследователями. На данном этапе анализировалась отечественная и зарубежная литература по исследуемой проблеме. Определялась общая идея, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования.

Второй этап (!998−2000гг.) — анализ основных направлений развития гражданского образования в школе США, выявление его характерных особенностей. В данный период рассматривались тенденции основных разработок концепций гражданского образования, перспективы его дальнейшего развития.

Третий этап (2000;2001гг.) — систематизация материала, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Выполненная работа позволяет вынести на защиту:

— выявленные в исследовании историко-педагогические и социально-политические предпосылки становления теории гражданского образования в США;

— определение наиболее значимых современных тенденций развития гражданского образования в США в конце XX века;

— сравнительный анализ американских проектов гражданского образования в средней школе США;

— специфика технологий формирования гражданской компетентности и ответственности в образовательном процессе школ США.

Теоретическая значимость и научная новизна ' исследования заключаются в следующем:

1.Выявлены особенности гражданского образования учащейся молодежи в школе США.

2.Выявлены и проанализированы основные тенденции развития гражданского образования в США: усиление контроля со стороны государствастремление к централизации в разработке программ гражданского образования, расширение масштабов гражданского воспитания путем введения новых курсов, усиления образовательной деятельности, путем тесного контакта с общественностью, определения приоритетности школы в решении этих задач.

3.Раскрыто содержание гражданского образования учащихся в средней школе США на основе сравнительного анализа соответствующих американских проектов.

4.Определены ведущие направления и специфические технологии формирования гражданской компетентности и ответственности учащихся в образовательных учреждениях США, а также возможности и их использования в отечественной школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученный в результате исследования материал о современном состоянии гражданского образования в школе США может быть использован для дальнейших разработок в области граждановедения в отечественной педагогике. Результаты исследования углубляют, расширяют и конкретизируют современные представления о состоянии гражданского образования в США.

Апробация работы. Основные положения проведенного исследования сообщались на ежегодных конференциях молодых ученых КГПУ (1998;2001), международных конференциях «Преемственность народных традиций» (Набережные Челны — 1998), «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» (Казань — 1999), а также представлены в выступлениях перед учительской и студенческой аудиторией и нашли отражение в публикациях автора.

6. Результаты исследования технологии формирования гражданской компетентности школьников в США позволяют утверждать, что общая структура технологий представляет собой трехкомпонентную структуру составными частями, которой являются технологии формирования гражданского знания и выработки гражданских навыков, что приводит к образованию гражданской позиции учащихся.

• Технологии формирования гражданского знания состоят из двух блоков методов: информационно-дискуссионного (лекции, беседы, рассказы, проблемные задачи, просмотр видеокассет, использование компьютерных технологий) и блока самостоятельного освоения материала (выполнение заданий по изучению учебных тем с применением учебников, монографий, биографий, автобиографий, исторических рассказов, эпоса и т. д.).

• Технологии выработки гражданских навыков подразделяются на интеллектуальные навыки (их развитие предусматривает использование методов дискуссии, «мозгового штурма», театрализации, анализа оперативно политической информации (СМИ), проведение общенациональных мероприятий для проявления интеллектуальных навыков, политические деловые игры и т. д.) и практические навыки (проведение социологических опросов, работа в благотворительных организациях, участие в судебных процессах ' над малолетними правонарушителями, работа над созданием общественных проектов, участие в управлении школой и т. д.).

• Совокупность данных технологий приводит к образованию гражданской позиции со следующими критериями ее сформированности: -Овладение учащимися способностями защищать свои убеждения, развитие самостоятельности в воплощении идей, в сборе и использовании конкретных документальных источников- -Сформированность способности применения гражданских знаний и навыков в решении различных проблем и умение анализировать социально важные проблемы, умений оценки и постановки гипотез и выбора правильных решений;

— Сформированность критического мышления и позиции, рефлективности к событиям;

— Культивирование гражданских добродетелейосознанное отношение к выполнению гражданского долгаразвитости этического компонента, гражданственности и демократической культуры личности, следование существующим взаимоотношениям между гражданином и государством.

7. Представленная в диссертации обобщенная характеристика теории и практики гражданского воспитания школьников в США имеет особую актуальность и значимость. На основе полученных данных стало возможным выявить прогностическое значение этого опыта для отечественной школы и педагогики. Главные среди этих положений:

— необходимость расширения масштабов гражданского образования и воспитания путем введения новых курсов разработанных с учетом новых технических возможностей и расширения уже существующих- -вариативность программ по граждановедению и их конкурентоспособность;

— изучение политики и политических явлений своей и других стран- -изучение законодательной базы страны для воспитания законопослушных и ответственных граждан;

— воссоединение нравственных и гражданских начал в подготовке школьников;

— придание значимости воспитанию уважительного отношения к государственной символике;

— тесный контакт школы и общества в сфере формирования и проявления гражданской культуры.

Эти положения позволяют определить следующие рекомендации по использованию прогрессивного опыта американской школы и педагогики по гражданскому образованию учащейся молодежи в воспитательной практике в современных отечественных школах: необходима государственная поддержка разработчиков программ и создание центров и лабораторийнеобходима государственная поддержка разработчиков программ и создание центров и лабораторий для ведения исследований и работы в области граждановедениянеобходимо привлекать к процессу воспитания и формирования гражданственности общественных и политических деятелейввести в практику современной школы общественно полезную деятельность учащихся для формирования у них гражданских навыковпривлекать учащихся к работе в управлении школойразработать ряд общенациональных игровых программ — соревнований по граждановедению, которые будут способствовать поднятию интереса к данному предмету и т. д.

Исследование путей использования международного опыта, которое позволит образовательной системе нашей страны полноценно включиться в мировые интеграционные процессы было скромной, но важной целью нашего исследования.

Мы также предлагаем включить материал о современном опыте гражданского образования школьников США в учебники по сравнительной педагогике, организовать спецкурсы по этой теме, использовать этот материал при изучении студентами страноведческтих дисциплин.

Заключение

.

Объективное исследование и раскрытие теоретико-методологических основ и технологий гражданского образования в средней школе США позволяет сделать следующие выводы:

1. Историко-педагогический процесс, в ходе которого создавалась и углублялась идея гражданственности в личности, показывает значимость и непререкаемый авторитет этой идеи во все времена. Воспитание гражданина — задача сложная, многоаспектная, требующая глубокого преобразования личности.

2. В разные эпохи статус деятельности, направленной на образование гражданина, все более укреплялся, пройдя стадию соподчиненного положения по отношению к общему религиозно-нравственному воспитанию, став, в конце концов, приоритетным и самостоятельным направлением формирования особого достоинства человека — быть гражданином своей страны. Менялся и смысл понимания гражданского долга. По мере развития цивилизаций, все теснее становилась связь гражданского достоинства с принципами свободы, собственности, законности, т. е. с общественными демократическими порядками. Важным нравственным императивом становится гражданская совесть. Мы можем видеть, что та или иная педагогическая концепция делает акцент на определенной стороне гражданского самоосуществления:

• педагогика социальных интересов подчеркивает связь гражданского права и этики;

• социальная и коммунистическая утопия выступает за искусственное" создание гражданина —"нового человека";

• концепция Г. Кершенштейнера ратует за тесную связь гражданского и трудового воспитанияза усиление чувства ответственности в гражданской позиции- • теория социализации личности выступает за гражданское о образование, являющееся основой успешной социальной адаптации личности, ее гармонии с обществом и др.

Особого расцвета и четкой определенности достигла идеология гражданского образования в опыте США. Особенностью подхода является признание детерминирующего начала в связи гражданского образования и демократии, что позволяет выделить главную ключевую идею — активное участие каждого гражданина в управлении страной.

Структурная организация гражданского образования в США предопределена единой трехкомпонентной связкой: гражданское знание, гражданские навыки, гражданская позиция.

Каждый из компонентов вносит вклад в гражданскую компетентность личности, обеспечивая уверенное исполнение гражданских обязанностей:

• гражданское знание в американском варианте диагностируется через совокупность пяти направлений информационной компетентности (общее представление о гражданской жизни, политике и правительствезнание об основах американской политической системыпонимание критериев оценки деятельности правительства и его конституционного положениязнания о международной деятельности страныпонимание роли каждого гражданина в укреплении демократии в стране);

• гражданские навыки (интеллектуальные навыки и практические навыки учащихся) обеспечивают реальную, неформальную эффективность влияния гражданина на политический процесс и жизнь общества;

• гражданская позиция складывается постепенно как результат нравственного созревания личности, особенно, чувства ответственности через формирование черт характера общественного направления, когда человек принимает роль гражданина в полном ее объеме.

Полное отражение состава данных по гражданской дееспособности содержится и описано в Национальных Стандартах по граждановедению.

Характерным достоинством для американской системы гражданообразования, является выход за рамки этноцентризма, ориентация на воспитание «граждан мира», что делает эту систему особенно привлекательной.

3. Для полноты и объективной оценки особенностей и направленности той или иной педагогической системы важно попытаться определить и вычленить тенденции ее развития. Пытаясь понять сущность американской системы гражданского образования, нами также была взята на рассмотрение задача выявления тенденций ее развития, проявившихся к концу XX века. К ним мы отнесли: наличие повышенного контроля за приоритетами и качеством систем гражданообразования со стороны государстванетрадиционность подходов к определению стратегии и тактики гражданского образования, а именно на фоне большой самостоятельности каждого штата в осуществлении образовательных программ, в данном случае ярко выражено стремление к единству национальных приоритетов в области осуществления гражданского воспитаниядостижение результативности в деятельности школы в образовательных успехах и культуре учащихся само по себе рассматривается как ее гражданская миссиястремление к централизации в разработке программ в области гражданского образованиярасширения масштабов гражданского образования и воспитания путем введения новых курсов, постоянного обогащения ранее существующих.

В соответствии с принятыми стандартами, создаваемые программы должны обеспечивать достаточный уровень гражданской компетентности учащихся школ, что предполагает:

— овладение учащимися терминами, связанными с социальным и политическим устройством страны;

— приобретение умения объяснить их и соответственно использовать;

— приобретение умения интерпретировать, объяснять явления или события, происходившие в прошлом и имеющие место в настоящем;

— давать им свою оценку, занимать определенную позицию и защищать свою точку зрения;

— понимать структуру государства и управления-.

— иметь объективное представление о структурах ведущих государств мира, их основных законах, взглядах их лидеров на внешнюю и внутреннюю политику;

— воспитание уважения к окружающим, согражданам и государству;

— выработку стремления помочь ближнему и стране, в целом ;

— наличие умений практического применения всех выше перечисленных знаний и навыков уже в школьном возрасте.

Перечисленные положения, на наш взгляд дают возможность сформулировать цель гражданского образования и воспитания, как формирование человека — «Гражданина», то есть, человека, который знает свои права и обязанности, соответственно пользуется ими и выполняет свой долг перед отечеством и согражданами. Такого члена общества, который уважает права другого человека и в этом видит залог прогрессивного развития своей страны.

4. Центральным звеном реализации гражданского образования в школе США выступает постоянная кропотливая работа исследователей и специалистов над проектированием, составлением и совершенствованием образовательных программ по граждановедеиию. Несомненно, именно их качество, полнота, глубина, отвечающие строго выверенным критериям, и должны определить подготовку учащихся школ к исполнению гражданских обязанностей на уровне высокого чувства ответственности и компетентного владения соответствующими умениями.

5. На основе специального анализа в исследовании выявлена специфика подхода американских специалистов к разработке образовательных программ по граждановедению, их отличительные какими принципы и структурныме особенност, определена их идейная направленность.

Особенностью процесса проектирования программ по граждановедению в США выступает то, что в нем принимает участие довольно большое число организаций (специальные центры и организации, частные лица, колледжи и университеты).

Список этих организаций очень представителен, они названы в диссертации.

Существуют как локальные, так и основные центры в главных городах США. Надежно налажена система связей по разработке данного вопроса по всей стране (в частности, благодаря деятельности координаторов). Особенностью американских программ является большое публичное внимание к ним во многих странах и их авторитетность. Также велико уважение к изучению основ граждановедения со стороны граждан США. Интерес к опыту США в части осуществления гражданского образования вполне объясним, так как он являет миру довольно совершенный образец гражданского общества с высоко развитой демократией. Есть образцы программ, получившие резонансное звучание во многих странах, где имеют свои представительства.

Большое внимание в программах по граждановедению является обеспечение глубоких знаний учащихся в области конституции США с применением разнообразных обучающих технологий их усвоения.

Довольно развитым компонентом образовательных программ по граждановедению в США является правовой, предполагающий обогащение учащихся знаниями в области правопорядка и правопослушного поведения. В отдельных программах заостряется проблема действенного отношения молодежи к таким страшным порокам, как наркомания. Другие программы востребованы в условиях больших городских школьных округах, например, «школы без насилия» (School violence prevention demonstration program). Многие программы ценны своим выходом на проблемы повышения правовой культуры учащихся.

Существуют программы, которые построены на принципе интеграционного подхода, т. е. на стыке целого ряда дисциплин, дающих разностороннюю гражданскую культуру. Такие программы создаются благодаря совместному творчеству лучших представителей таких сопрягающихся наук, как история, политология, педагогика.

Есть также организации, деятельность которых также многообразна и многопрофильна, но отличается адресностью в производстве большого разнообразия программ, дифференцирующихся в зависимости от заказчика — образовательного учреждения, но в данном случае существует регламент в выборе участников. Это позволяет им обеспечивать высокое качество образовательных программ.

Большое внимание в американском опыте уделяется фигуре учителя как носителя гражданской культуры и ее распространителя среди учеников. Подготовка учителя ведется на высоком уровне с применением услуг компьютерных вебсайтов.

Для США источником обновления образовательных проектов и программ всегда являлась их модернизация на основе технизации, развития телекоммуникационных связей и применения НИТ (Новых информационных технологий. Примером может служить проект по граждановедению «Электронная модель конгресса». Для освоения данных программ учителя проходят серьезное обучение, проводятся конференции по их обсуждению. В других программах по граждановедению находит свое отражение формирование развитой политической культуры, развитие умений личности строить свои взаимоотношения с органами управления. Под программы по граждановедению подводится солидная научная база, предваряющая их окончательное оформление проведением основательных исследований и апробаций. Это делается для того, чтобы программы реально содержали потенциал воспитания активного гражданина, способного уважительно относиться к свободе слова, к соблюдению прав, воспитывали готовность к работе в рамках закона.

Ответственные за обеспечение гражданской образованности школьников организации и разработчики программ стараются не упускать из вида и вопрос о балансе знаний и навыков, укореняя в школах идеи о необходимости активного гражданского поведения и позиции. Это так называемая работа на благо общества, которая не должна подменяться лишь учебной деятельностью и личными делами.

Для формирования гражданских навыков создаются специальные программы, направленные на активизацию гражданского поведения. Здесь большая роль отводится общественности, примеру учителей, воспитанию в семье.

Анализ программ по граждановедению в школе США современного образца (коней XX века) позволяет обнаружить такие их черты: бесконечная вариативность, наличие мощных объединяющихся научных сил, центров, организаций, работающих в сфере их непрерывного духовного и идейного совершенствованияактивное использование телекоммуникационных сетей, системы Интернет, огромного потенциала НИТнасыщенность этих программ вниманием к истории страны, знанию конституции, правовыми и политическими знаниями, что в целом определяет политическую грамотность юных граждан США. Очень большое внимание разработчики программ, как мы убедились, уделяют формированию гражданских навыков у школьников, что в последствии и перерастает в активную гражданскую позицию. К реализации указанных программ тщательным образом готовятся учителя, для чего предусматривается их специальное обучение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Косенчук И. От «идеального» к «реальному» // Директор школы.-1984.- № 6.- С. 50 — 52.
  2. Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса // Перспективы.- 1990.- № 4.- С. 147 157.
  3. Г. М. Социально психологические аспекты активитизации человеческого фактора // Вопросы психологии.- 1986.- № 3.- С. 5 — 15 .
  4. Ахмедов" И. Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав в средней школе зарубежных стран: гос-ва участники Совета Европы, США и Канады: Дис. канд. пед. наук.- М., 1995. 201 с.
  5. А.Э. Содержания образования в средней школе США : Дис. канд. пед. наук.-Волгоград, 1997. 191с.
  6. В. Проблема профилактики запущенности подростков // Сов. Педагогика.- 1984, — № 5.-С. 141.
  7. Е.С. Идеологическое воспитание молодежи (на прим. США): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра фил. наук. Свердловск, 1990. -32 с.
  8. Р. Плохая компания (о проблемах межличностных, взаимоотношениях подростков в США)//Ровесник.- 1996.- № 3.-С. 14−5.
  9. А.В. С оциально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Ставропольский гос. ун-т.-Екатеренбург, 1997. 41 с.
  10. В.П. Слогаемые педагогической технологии,— М.: Педагогика, 1989.-192с.
  11. Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения.- М.: Изд — во Российского открытого университета, 1994.-36с.
  12. Бим Бад Б. М. Образование для свободы в России // Педагогика.-1993.- № 6.-С. 3−8.
  13. Бим Бад Б. М. Путь кспасениюЖ Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня.-М.:РОУ, 1994.-48с.
  14. Бим Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком //педагогика.-1996.-№ 5.-СЗ-9.
  15. А.А. Личность и общение : Избранные труды.- М., 1983. -272с.
  16. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: Рост. н/Д гос. пед. ун-т. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.-32 с.
  17. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников.- Ростов на — Дону, 1976.-45с
  18. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика.- 1995.- № 4.- С. 29 36.
  19. Г. А. Гражданское образование : Материалы междунар. Семинара / Минестерство общего и профессионального. Образования Рос. Федерации. Рос. гос. пед. ун-та им. А. Герцена Междунар. центр образовательных Инноваций.- СПб.: Образование, 1997. 155 с.
  20. Г. А. Гражданское образование — путь к демократическому обществу = Civics education for democratic society : Материалы междунар. конф.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 201 с.
  21. О.Н. Критический анализ теории и практики малых групп в буржуазной педагогике и школе США : Автореф., дис. канд. пед. наук. //М., 1980. 18 с.
  22. З.И. Совершенствование нравственного воспитания школьников в процессе обучения : Нравственное формирование личности школьника / Под ред. З. И. Васильевой.- JI., 1980, С. 3 13.
  23. Л.Н. Религия и церковь в США М.: Наука, 1978. 143 с.
  24. В.В. Психолого педагогическая служба «гайденс» в средней школе США // Сов. педагогика,.-1982.- № 6.- С. 116 — 119.
  25. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США//Педагогика.- 1996.-№ 2.-С. 102−108.
  26. Ворожейкина OJL, Давыдов Н. И., Покладок Е. Б. и др. Зарубежные системы образования: (США, Япония. Великобритания, ФРГ, Франция) / Моск. гос. открытый пед. ун-т и др .- М.: Изд-во МГОПУ, 1996. 168 с.
  27. JI. Сотвори свое будущее сам : Прогр. классных часов для X XI кл. (Подготовка выпускников к соц. Адоптации по окончанию ср. школы)//Классный руководитель .- 1997.- № 5.-С. 34 -35.
  28. О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе : Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.- М.: Изд во ИТП и МИО РАО, 1993 С. 18 — 20.
  29. О.С., НикитинА.Ф., Соколов Я. Ф. Гражданское воспитание //Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- Т.1.-С224−225.
  30. А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе : Автореф. дис. д-ра пед. наук: Бирский пед. ун-т.-Челябинск, 1996. 40 с.
  31. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской при участии, А Иоффе и Ч. Уайта.- М.: ЗАО «Учительская газета», 1997, — 190с.
  32. А.В. Критический анализ прагматистской эстетики Д. Дьюи.-М.: Изд во МГУ, 1983. — 56 с.
  33. Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания.- М.: Высш. шк., 1989. 190 с.
  34. Вл. Толковый словарь. В 4 Т М.: Русский язык, 1978.-Т.1-С.389.
  35. А. Преподавание в средней школе США: Проблема начинающих учителей .-М.: Прогресс, 1983. 288с.
  36. Э.В. Современная технократическая идеология в США .М.: Наука, 1984. -240 с.
  37. Г. А. Экспериментальные общеобразовательные школы США : Дис. канд. пед. наук.- М., 1999. 185 с.
  38. JI.H. Динамика гражданских и политических ориентаций современной научной интеллигенции США : Дис. д-ра филос. наук.-М., 1994. 303 с.
  39. Дьюи, Джон. Демократия и образование: (Пер. с англ.).- М.: Педагогика пресс, 2ООО. — 382 с.
  40. В.И. Проблема групп интересов в современной политической науке США : Дис. канд. политол. Наук.- М., 1999. 151с.
  41. В.П. Становление общественно-политической лексики США в сфере государственного управления в XUII -XX вв : Дис. канд. филол. Наук.-СПб., 1997. 182 с.
  42. М. Методические рекомендации к беседам о правах человека с детьми дошкольного возраста : Образование преподавателей гражд. образования г. Обнинска.- Обнинск: Принтер, 1999. 63 с.
  43. В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США : Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1992. — 16 с.
  44. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.- М.: Изд во МГУ, 1982.-165с.
  45. Н.А. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России (Метод.рекомендации): Оренбург, обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Оренбург, ОИПКРО, 1999. -34с.
  46. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988. 314 с.
  47. Г. И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассников : Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 1983. 23 с.
  48. С., Клинк Р. Главный учитель жизнь : Изменения в школьной среде обучения, в чем их смысл? / Пер. с англ. Новокшонова JI.// Школа.-1996.- № 1.-С. 65−67.
  49. Кон И. С. Социально психологические основы воспитания молодежи: Научные основы политической борьбы в массах.- Л., 1972.- С. 179 -200.
  50. Кон И. С. Эстафета поколений // Коммунист.- 1987.- № 4, — С. 99 -100.
  51. В.В., Леднер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании (Россия и США): Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1995, .
  52. В.М. Воспитывающее обучение .-М.: Просвещение, 1980. -191 с.
  53. Ю.Н. Становление и развитие педагогики досуга в США и Великобритании : Дис. д-ра пед. наук .- СПб., 1994. 457 с.
  54. Ф.Т. Социальные проблемы высшей школы США в 60−80 гг. XX в.: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук.-Ташкент, 1990. -23 с.
  55. О.Я. Социально политическая направленность высшего педагогического образования в развитых странах: США, Англия, Франция: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1986. — 16 с.
  56. С.И. Переориентация морального сознания молодежи США 2-ой половины XX века (50−80-ее гг.): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. Наук МГУ им. Ломоносова.- М., 1989. 23с.
  57. Г. И. Цель и способы воспитания.- М.: Педагогика, 1990. -134 с.
  58. О.С. О некоторых направлениях исследований и разработок проблем нравственного воспитания в США // Советская педагогика.-1978.- № 2 С. 129−138.
  59. О.С. Политическое воспитание школьников США // Воспитание школьников.- 1971.- № 9.- С. 89 90.
  60. .Т. Эстетика воспитания.- М., 1972. 159 с.
  61. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК М.: Прометей, 1998.-464с.
  62. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.- 1990.- № 4.- С. 3 6.
  63. Личность и коллектив: Поиски гармонии // Педагогика.- 1990.- № 2.- С. 12 19.
  64. Т.Н. Эмпирические и теоретические основы общинного образования : На основе анализа опыта США: Вестник Ставропольского пед. ун-та, 1995.-С. 97 108.
  65. Д. В рамках человеческих отношений : Согласование разных типов отношений основа управления шк. // Дир. шк. — 1996.- № 1.- С. 21 -27.
  66. А.С. Воспитание гражданина / Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова .-М.: Просвещение, 1988. 304 с.
  67. В.И. Школа и педагогика США в оценке русской демократической педагогической мысли (конец XIX -начало XX века): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: АПН СССР. НИИ общ. педагогики .- М., 1988. 18 с.
  68. З.А. Школа и педагогика за рубежом.- М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  69. З.А. Тринадцать лет спустя: Американская школа 96. В свете доклада американского правительства «Нация в опасности»: необходимость реф-м. 1983 // Педагогика. 1996.- № 5.- С. 102 — 110.
  70. З.А. Америеанская школа в оценке общественности //Педагогика.- 1997.- № 4.- С.108−112.
  71. З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебн. пособие для студентов пед, ин тов.-М.: Просвещение, 1975. — 263 с.
  72. З.А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе: Опыт разработки концепции воспитания: в 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской .- Ростов н/Д.: Ростов. ОИУУ, 1993.-Ч. 1.- С. 64−85.
  73. Материалы Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Эпикура и Демокрита .- М.: Гослитиздат, 1995. 239 с.
  74. Медведков А. П, Краткая история педагогики: В культурном освещении.- СПб, 1912.-187с.
  75. ЮЛ. Лаборатория и парламент// Преподавание истории в школе.-1994.-№ 4.-С.8−15
  76. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения: Материалы круглого стола // Вопросы философии.- 1990.- № 5.- С. 12−32.
  77. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика: Опыт экспериментального исследования.- М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  78. П. История педагогики: В 2Ч.-М., Мир. 1911.-Ч2.-372с.
  79. А.В. Социализация и «смутное время».- М.: Знание, 1991. -79с.
  80. А.К. Современные концепции трудового воспитания в средней школе США: Автореф. дис. на соискание ученой степени, канд. пед. наук: Волгоград, гос. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича.- Волгоград, 1990. 16 с.
  81. В.П. Гражданское воспитание школьников // Преподавание истории в школе. 1990.- № 2, — С. 140 — 145.
  82. Л.И. «Организация правосудия по делам несовершеннолетних в США и Великобритании»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. Наук: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т.- М., 1990. 23 с.
  83. А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика.- 1992.- № 1−2 С. 6- 10.
  84. А.Ф., Соколов Я. В. Изменение подходов к гражданскому воспитанию : Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова .- М.: Педагогика, 1990.- С. 44 60.
  85. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США : традиции и современность: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: Гос. ин-т культуры.-С.-Петербург, 1992. 36 с.
  86. Новые ценности образования: тезаурус: Российский фонд фундаментальных исследований РАО.-М., 1995.-114с.
  87. А.К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи: Дис. канд. пед. наук.-М., 1992. 126 с.
  88. Н.С. Нравственно-половое воспитание подростков в школах США : Дис. канд. наук / Казань, 2000. 227 с.
  89. Образование взрослых в США: современное состояние и перспективы развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  90. В.М. Как воспитывать гражданскую активность: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 109 с.
  91. В.М. Педагогические основы формирования социально -правового опыта подростков: Дис. д-ра пед. наук .- М., 1988.- 335 с.
  92. Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Казан, гос. пед. ин-т.-Казань, 1990.- 17 с.
  93. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо министерства образования РФ № 39 911/11 от 19 марта 1996 г. // Вестник образования.- 1996.- № 4. С. 78−81.
  94. С.И. Словарь русского языка, — Екатеринбург: Урал советы, 1994.- С95.
  95. A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования: Новгородский гос. Университет им. Ярослава Мудрого: Совет по международному обмену ученых информационного агентства США.-Новгород, 1998.- 204 с.
  96. И.П. Педагогика: учебник для студентов высших пед учебных заведений, — М.-.Просвещение: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1996.-432с.
  97. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского: Учебн. пособие для студентов пед. институтов,-М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  98. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого, — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-е.
  99. О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: Дис. канд. пед. наук,-М., 1994.- 208 с.
  100. В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале амер. пед. // Педагогика, — 1997, — № 1, — С. 104 111.
  101. Политика капиталистических стран в области образования / Под ред. З. А. Мальковой, Г. Г. Гофмана, Б. Л. Вульфсона.- М.: Педагогика, 1983,207с.
  102. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика.- 1994.- № 3. с. 13−18.
  103. А.Ф. Какой быть школе информационного века или 22 вопроса после научной работы в США: Челяб. гос. пед. ун-т.- Челябинск: Факел, 1996.- 46с.
  104. Проблема человека в западной философии / Под общей ред. Ю. Н. Попова.- М.: Прогресс, 988.- 552 с.
  105. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сборник научных трудов: РАО институт теоретической педагогики международных исследований.- М.-1997, — 165с.
  106. В.Т., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли : Учебник справочник, — М.: Новая школа, 1995.- 128 с.
  107. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского.- М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  108. Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Новое время: В 4 Т.- СПб.: Петрополис, 1996.
  109. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации: Идея гражданского общества в социальной мысли Ч.1.- М.: Союз, 1993.-245с.
  110. Г. М. Проблема делинквентных групп в США (Социолого-педагогический анализ буржуазных исследований): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: НИИ теории и методов воспитания АПН СССР.- М., 1990. 16 с.
  111. Е.Ю. Становление и развитие прагматического направления профессиональной подготовки учителя США (Конец XIX первая треть XX вв.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. наук: АПН СССР. НИИ общ. Педагогики.- М., 1989.- 16 с.
  112. В.В. Сумерки просвещения.- М.: Педагогика. 1990.- 624с.
  113. И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США : Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1999.- 24 с.
  114. СЛ. Основы общей психологии: В 2 Т.- М.: Педагогика, 1989. Т2.- 328 с.
  115. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 Т.- М.: Педагогика, 1981.-Т2.- 322 с.
  116. М. Наука и религия: По-прежнему война // Вопросы философии.- 1991.- № 2.-С. 36−57.
  117. Г. В. Воспитание в ориконской школе: Камчатский гос. пед институт.- Петропавл.- Камчатск: Изд. Камчатский гос. пед. ин-та, 1996.-124с.
  118. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М.: Педагогика, 1986, 112с.
  119. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Дис. канд. пед. наук.- Казань, 1991. 193с.
  120. Л.Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности: Дис. д-ра пед. наук.- Казань, 1993. 323 с.
  121. Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Евгеньевой А.П.-М.: Просвещение, 1984.-Т.З.- С.ЗЗ.
  122. Е. Иллюзии и реалии зап. школ // Директор школы.- 1996.-№ 4, — С. 73 -76.
  123. Соколов П История педагогических систем.- СПб., 1913.- 708с.
  124. Я.В. «Граждановедение»: Этап становления // Преподавание истории в школе. 1994, № 3 С. 49 -52.
  125. Я.В., Корольков Е. С. Граждановедение: Пособие для учащихся 5−9 классов, их родителей и учителей: В 2-х Ч.- М., 1992. 4.2. 96 с.
  126. М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия. Япония: (Актуал. пробл. и пути развития): Моск. пед. гос. ун-т.-М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1998. 126с.
  127. Сороко — Росинский В. Н. Путь российской национальной школы: Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко.- М.: Педагогика.- 1991.- С. 57−116.
  128. Стандартная демократия: Американские национальные стандарты по граждановедению. Основная школа (V VIII кл.): Пер. с англ. И. Джуса // Граждановедение. Еженед. прил. к «Учит, газете».- 1996.- № 1 сб.
  129. Стандартная демократия: Американские национальные стандарты по граждановедению: Основная, школа. (V VIII кл.) // Еженед. прил. к «Учит, газ.».- 1996.- № 2.- № 11 -12, с. 6(7).
  130. Стандартная демократия: Американские стандарты по граждановедению в старших классах (IX XII кл.): Пер. с англ. Е. Воскресенской И Граждановедение: Еженед. прил. к «Учит, газ.», 1996, № 13−25 с. 6(7).
  131. Стандарты образования: Обсуждение вариантов // Преподавание истории в школе.- 1994, — № 4.- С. 49−51.
  132. Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации: Дис. канд. пед. наук.- М., 1997. 130 с.
  133. Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. пед. наук: Ин-т общего образования.-М., 1997. 19 с.
  134. В. А. Рождение гражданина.- М.: Молодая гвардия, 1971.- 336с.
  135. В.А. Как воспитать настоящего человека.- М.: Педагогика, 1989. 288с.
  136. JI.H. Психолого-педагогическая подготовка американского учителя : Учебн. Пособие.- М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1998. -68с.
  137. Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Начальная школа.- 1996.- № 9.- С. 3 5.
  138. Толковый словарь русского языка: в 4-х Т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.- М.: ОГИЗ, 1935. 1562 с.
  139. С., Мукашева А. Профессиональная консультация в средней школе США // Сов. педагогика, — 1990.- № 4.- С. 145 149.
  140. К.Д. О народности в общественном воспитании: Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1945.- С. 53−69.
  141. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1945, С. 106 146.
  142. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Избранные педагогические сочинения .- М.: Учпедгиз, 1945. С. 87 105.
  143. Г. Н. Воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.- 224 с.
  144. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением: Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981, С. 338 361.
  145. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Просвещение, 1986.-С.538
  146. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова.- М., 1983. -254 с.
  147. С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.
  148. И.Д. Образование для гражданского участия: Сб. метод. Материалов: Красноярский региональный центр развития образования,
  149. Ун-т штата Гавайи, Краснояр. гос. ун-т, Красноярская краевая организация общества «Знание» / Ред. Фрумин И. Д. Красноярск, 1998. — 124 с.
  150. И.Ф. Нравственное воспитание школьников,— М.: Просвещение, 1983.
  151. Е.Ю. Образование взрослых в США: Современное состояние и перспективы развития: Дис. канд. пед. наук.- М., 1999. -184с.
  152. И.З. О теории и практике политической социализации школьной молодежи в США // Сов. педагогика.- 1974.- № 3.- С. 127 -133.
  153. И.З. Гуманизация высшей школы США.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. 95 с.
  154. С., Воскресенская Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: М.: Межрегиональная ассоциация «За гражд. образование», 1997. 190 с.
  155. С. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера и Н. Вознесенской.- М.: Межригион. ассоц. «За гражд. образование» ЗАО «Учит, газ.», 1998. 190 с.
  156. О.А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США : Дис. канд. пед. наук.- М., 1996. 167 с.
  157. О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США : новые ориентации // Педагогика.- 1996.- № 1.- С. 104 108.
  158. Школьные реформы и образовательные стандарты (Заруб, опыт): М-во обр. Рос. Федерации, ин-т нац. проб. Образования .- М.- ИНПО, 1995. 69 с.
  159. О.В. Изучение отношения школьников к личности как ценности: Профессиональная и ценностная ориентация школьников врамках непрерывного образования и демократизация школы.- Казань, 1989. -с. 98.
  160. М. Кто он, будущий выпускник школы: Нравственно-гражданские ориентации Московских и Сиэтл старшеклассников: Кросскультурный анализ//Школа.- 1996, — № 3.- С. 66 -71.
  161. М.М. Теория и практика нравственно- гражданского воспитания старшекласников в России и США в 80−90 гг. XX века: Дис. канд. пед наук,-Ставрополь, 1997, — 120с.
  162. ABA division for public Education Law Related Education Projectshttp://www.aba/org
  163. J. 21st century learning beyon of schools // The educational digest. — 1997.- Vol.63. No 2. p. 11−12.
  164. Arons S. Constituonal inplications of national curriculum standards // The educational forum.- 1994.- Vol.58.- No 4.- p.353−364.
  165. Aeons St. Constitutional implication of national curriculum standards // The educational forum.- 1994.- Vol. 58.- No 4, — p.358 364.
  166. ASCD"s strategic plan // Educational leadership.- 1995.- Vol. 53.- p. 89 103.
  167. Bahmueller Charles. F. National Standards for Civics and Government //ERIC Digests.- 1995.- http//www.ed.gov/data bases/ERIC Digests/ed 406 265
  168. Bahmueller Charles. F. National Standards for civics and government 1997.-Vol 1 .-No. 1.- http://www/civicet.irg/iornal/issuel/bahm/htm
  169. Bahmueller Charles. F. The core Ideals of «CIVITAS: A Framework for Civic Education // ERIC Digest.- http//www.ed, gov/data bases/ERIC Digests
  170. Branson M.S. What does research on political attitudes and behavior tell as about the need for improving education for democracy?: Center for Civic education.- http:// www.civictd.org /whatdoes.html
  171. Branson M. S The role of civic education: A Forthcoming Policy Task Forth Position Paper from the communication Network. 1998 http:// www.civictd.org/role of. html
  172. Butts R. Freeman [email protected] http:// www.civictd.org
  173. Butts R. Freeman The morality of Democratic Citizenship: Goals for Civic Education the Republic’s Third Century: Center for Civic Education Calabasas, California, 1998.- http:// www.civictd.org/civitas-butts.html
  174. Balli S.J.Family diversity and nature of parental involvement// The education forum.- 1996.-Vol.60.-No 2.-p. 149−155.
  175. Callan E. Virtue, dialogue and the common school // American journal of education.-1995.-Vol. 104.-No l.-p.l-33.
  176. Center for civic education.- http://www.civiced.org/whatis.htm
  177. Center for civic education.- http://www, civLced, org/historv.html1.¦ i и» • • Г i ¦ I • il и II III • I ¦ I IhiThiii I III I III I I ц «III II III II ¦! ¦
  178. Center’s Responce to NAEP 1998 Civics Report: Center for civic education.- http://www.civiced.org/naepresponse.html
  179. Civitas.-http://civnet.org/civitas/whatis.htm
  180. Clinton B. President Clinton’s call to action// The education digest.- 199.-Vol. 62.- No8.- p.4−7.
  181. Columbia Education Center.- http://www.со 1-ed.org/aboutcec.html
  182. Compact For Learning and Citizenship.- http://az/com/ pickeral/ Learn Citizen. html
  183. Constitutional Rights Foundation.- 2001.- http//www.crf-usa.org/ information. htm
  184. Cohen D. What standards for national standards // PHI Delta Kappan.-1995, Vol.176.- NolO.- p.751−757.
  185. CPN.- http//www.cph org/cpn/section/aboutcpn/whatiscpn.htm/
  186. Darling Hammond L. What matters most: 2187 century teaching //The education digest.- 1997.- Vol. 163.- No3.- p. 4 — 9.
  187. Division for Public Education.- http://www/abanet/org/publiced/ lre/main.html
  188. Duncan B.J. Character education: reclaiming the social // Educational theory.- 1997, — Vol. 47.-Nol.-p.l 19 130.
  189. Education for democratic life// Education leadership.- 1997.- Vol. 54.-No5.-p. 6−37.
  190. Education for democratic Citizenship: A Framework. Center for Civic Education.-http://www.civiced.org/framewl.htm
  191. Eisner E.W. Standards for American schools: Help or hindrance?// Phi Delta Kappan.- 1995.- Vol. 76.- No 10.- p.758 -764.
  192. Famularo Th. J. The intellectual bancrupty of multicultural ism // USA today.- 1996.- Vol. 124.- No 2612.- p. 42 -44.
  193. Field Sh. L. Historical perspective on character education// The education forum.- 1996.- Vol. 60.- No 2.- p. 118 123.
  194. Freedom Foundation.- 2001.- http//www.tfvt.org/about/index.htm/
  195. Furtwengler W.J. Involving Kids in discipline// The educational digest.-1996.- Vol. 62.- N0 4.- p. 24 28.
  196. Gallagher J. Muticulturalism at a crossroads // The education digest. -1998.-Vol. 63 .-No 8 p. 23−28.
  197. Garman В., Civic Education through Service Learning // ERIC Digests 1995.- http//www.ed.gov./deltabases/ERIC Digests.
  198. Geenen K., Ysseldyke J. Educational standards and students with disallities // The educational forum.- 1997.- Vol. 61.- No 3 .- p. 220 225.
  199. Giadina J.C., A program to celebrate human diversity // The educational digest.- 1997.- Vol. 63.- No 7.- p. 9−14.
  200. Goerts M.E. et al Systemic reform ME Goertz, R.E.Floden, J. O'Day -Washington: US Pep. Of education: Office of educational research and improvement.- 1996.-XVII p.168.
  201. Heller С., Hawkins J.A. Teaching tolerance: notes from the front line// Teachers college record 1994.- Vol. 95 .-No 3.- p.337−358.
  202. Holland A. Andre Th. Prestige ratings of his school extra curricular activities // The high school journal 1994−1995.- Vol.78.- No2 .-p.67−72.
  203. Houser N. The influence of social interaction on education for citizenship // Curriculum and teaching 1995.- Vol.10.- No2.- p. 15−31.
  204. Jaeger R.M. et al The other Ring of report card when schools are graded // Educational leadership 1994-. Vol.52.- No2.- p.42−49.
  205. James F. Acherman Center for Democratic Citizenship 2000. http//www.edcipur/due. edu/ackerman/
  206. Jennings J.F. School reform based on what is taught and learned // Phi Delta Kappan 1995.- Vol.76.- NolO.- p.756−769.
  207. Johnson D.W. The three Cs of safe schools // Educational leadership. -1997. Vol.55.-No2.- p.8−13.
  208. Johnson L.B. A Report by the Policy Research Project on Civic Education Policies and Practices 1999.-http://www.civiced.org/ceav campaigntolo. html 216 Kennedy E.M. On the common core of learning // The education forum 1994.- Vol.58.- No4.- p, 348−352.
  209. League of Women Voters.-http://www.lwv.org
  210. Learn and Serve.- http://www.cns/gov/learn/about/service learning. html
  211. LegiSchool Project overview.-http://csus/edu/calst/CivicEducation
  212. Leming Robert.S. We the People. The Citizen and the Constitution // ERIC Digests.- http//www.ed.gov./deltabases/ERIC-Digests
  213. Lewis A.C. An overview of the standards movement // Phi Delta Kappan 1995-Vol.76/-NolO.-p.744−750.
  214. Lioberman F., Gronick M., Networks and reform in American education // Teachers college record.- 1996, — Vol.98.- Nol.- p.7−45.
  215. Marshak P. Re-humanizing our children // The Education Digest.-1995.- Vol.61.- No4.- p.7−11.
  216. Kirby K. Community Service and Civic Education // ERIC Digest.-http//www.ed.gov./deltabases/ERIC-Digests
  217. Morehant B. Current education reform: «shapeshifting» or genuine improvement in the quality of teaching and learning // Educational Theory.-1995.- Vol. 45.- No2.- p.251−268.
  218. Merlino F.J. Democratic reasoning: When do lids catch on? // The educational forum.- 1994.- Vol.58.- No4.- p.365−373.
  219. National Standards for Civics and Government: Center for Civic Education.-http://www.civiced.org/stdst.htm
  220. National Youth Leadership Council- http://www/nvlc.orf/profile.cfm
  221. O’Neil J. Why are all the black kids sitting to sets // Educational Leadership 1997.-Vol.55, — No4.-p.12−17.
  222. W.C., «Advanced» ideals about democracy: toward a pluralist conception of citizen education // Teachers College Record.- 1996-. Vol.98.-Nol.- p.104−125.
  223. Peel J. Mc CARY C.E. Visioning the «little real schoolhouse» for 2187 century // Phi Delia Kappan.- 1997, — Vol.78.- No9.- p.698−705.
  224. Pitts D. Evaluating civic education in emerging democracies is a complex challenge.- http//www.civnet.org/iournal/issue6/ftdpitt.htm
  225. Quigly Charles N. Global Trends in Civic Education: Center for Indonesian Civic Education Bandung, 2000.- http://wvAv.civiced.org/articles indonesia. html
  226. Quigly Charles N. Response to Findings of the NAEP 1998 Civics Report Car for the nation.-http://www.civiced.org/naep responce/html
  227. Rappoport A.L. Kletzien Sh. Kids around town civics lesson leave impressions // Educational leadership.- 1996.- Vol.53.- No8.- p.26−29.
  228. Pluralism and education: Current word trends in policy law a administration / Ed. by P.M. Roeder: Max Planck for human development a education.- 1995.- VI P.345.
  229. R.Freeman Butts Antidote for Antipolitics: A new «text of civic instruction».- http://www.civiced.org
  230. Rose L.C. et al The 29th annual The DELTA Kappa // Gallup Poll of the public’s attitudes towards the public school // Phi Delia Kappan.- 1997.-Vol.79.- .-Nol .-p.41−56.
  231. Rowe D. The education of good citizens the role of moral education // Forum for promoting 3−19 comprehensive education .-1998. Vol.40.- Nol.-p.15−17.
  232. Schaeffer E.F. Character education in the curriculum and beyond // The Education Digest 1998. Vol.63.- No7.- p. 15−17.
  233. Simin R.L. Get students past «absolutotobia» // The Educational Digest. -1997.-Vol. 63.- No2.- p.48−5l.
  234. Status report on voluntary national standards in education // The
  235. Educational Forum.- 1994.- Vol.58.- No4.- p.421−428.
  236. Summary of CIVITAS: Framework for Civic Education: Center for Civic Education.- http://www.civiced.org
  237. Titus.Ch. Civic Education for Global Understanding // ERIC Digest.-http//www.ed.gov./deltabases/ERICDigests/html
  238. The Center for Living Democracy, — http://www.livingdemocrasy.org/
  239. Thomos Th.P., Shubert W.H. Recent curriculum theory: proposal for understanding, critical taxis, inquiry and expansion of conversation // Educational Theory.- 1997.- Vol. 47.- No2.- p.261−285. '
  240. The role of Civic Education: A Report Of The Center for Civic Education: Center for Civic Education. 1995/-http://www.civiced.org/whpaper.html
  241. The Center for California Studies.- http://www.csus.edu/calst/
  242. The Center For Living Democracy.- http://www.livingdemocracv.org/
  243. The Nation’s Report Card.- http://nces.ed.gov/nationsreportcard/site
  244. Vontz Thomas S.-Nixon William A. Issue-Centered Civic Education in Middle Schools // ERIC Digest.- http//www.ed.gov./deltabases/ ERIC Digests/html
  245. What is CPN? CPN.- http://www.cpn.org/chn/sections/about.html
  246. We the People. Project Citizen.- http://civiced.org/proiect citizen. html
  247. We the People. The Citizen and the Constitution.-http://civiced.org/wethepeople.html
  248. Worsford V.L. Teaching democracy democratically // Educational Theory. 1997.- Vol.47.- No3.- p.395−410.
Заполнить форму текущей работой