Технологии реализации преемственности профессиональной подготовки специалистов в системе ссуз-вуз: На примере энергетических специальностей
Диссертация
Между различными уровнями профессионального образования в области энергетики существуют многообразные связи. Это связи между содержанием образования и связи между способами и методами формирования необходимых профессиональных качеств. Специфика энергетического производства обусловливает особые требования к персоналу энергетических предприятий — высокую ответственность, дисциплинированность… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Составляющие непрерывного многоуровневого образования в области энергетики
- 1. 2. Анализ преемственности как фактора повышения качества профессиональной подготовки специалистов
- 1. 3. Организационно-педагогические условия реализации преемственности подготовки специалистов в техникуме и вузе
- Выводы по первой главе
- Глава II. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
- 2. 1. Технология преемственности профессиональной подготовки специалистов
- 2. 2. Технология согласования при реализации преемственности ступеней профессиональной подготовки ссуз-вуз в обучении
- 2. 3. Технологии реализации преемственности образовательных программ на ступенях ссуз-вуз
- 2. 4. Технология реализации преемственности в формировании личности специалиста в техникуме и вузе
- 2. 5. Экспериментальное исследование преемственности в комплексе «техникум-вуз»
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. — М.: Педагогика. -Пресс /Юнеско: Междун. ин-т планиров. образования, 1993. — 168 с.
- Алферов С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран. // Советская педагогика. 1990. № 8. — С. 131−136.
- Андреев В., Чикота С. Содружество колледжей и вузов // Высшее образование в России. 1998. № 2. — С. 58−59.
- Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем СПО: Монография / Под ред. В. М. Зуева. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 141 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособ. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 192 с.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.-С. 11−14.
- Атутов П.Р., Калюга С. У. Политехническое образование в условиях интеграции науки и производства // Советская педагогика. — 1991. № 9. С. 35−40.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Ю.Байденко В. И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (опыт системного исследования): Автореферат дис.. докт. пед. наук. М., 1999.-38 с.
- П.Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. — М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
- Байденко В.И., Розина Н. М., Семушина Л. Г. Согласование государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования // Специалист. 1998. № 12. С. 16−17.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.249 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов/н/Д.: Феникс, 1999.-416 с.
- Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
- Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. — М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
- Бахарев Н., Гордеев А. Колледж и вуз: опыт интеграции // Высшее образование в России. 1999. № 1. — С. 69−70.
- Беляева А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8. — С. 3−8.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / Международная академия гуманизации образования. Бийск: Бийский гос.пед.ин-т, 1995.-С. 31.
- Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика. 1990. № 9. — С. 57−60.
- Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. — 222 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5. — С. 16−25.
- Благовещенская М.М., Козлов В. Н., Попова Е. П. Интеллектуальные наукоемкие технологии образования и формирование ГОС / Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы IX Междунар. науч.-методич. конф. СПб.: СПбГТУ — 314 с.
- Бирзея С. Образование в мире в переходный период между посткоммунизмом и постмодернизмом // Перспектива. Сравнительные исследования в области образования, том XXVI. 1997. № 4. — С. 55−64.
- Блаус А .Я. Преемственность в системе методов обучения. Рига. — 1971. -140 с.
- Преемственность // БСЭ. 3-е изд. — М.: Сов. энц., 1975. — Т. 20. — 608 с.
- Веников В.А., Шнейберг Я. А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин (на примере электротехники и электроэнергетики): Учеб-метод, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1984. — 112 с.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
- Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: ИССО РАО, 1997.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 224 с.
- Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. -1990. № 4.. с. 58−64.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж.: Изд-во воронежского университета, 1981. 207 с.
- Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования. Дис. докт. пед. наук. Воронеж, 1990.-395 с.
- Горохов В.А., Коханова JI.A. Основы непрерывного образования в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Онушкина В. Г. М.: Высшая школа, 1987. — 383 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122.
- Государственный образовательный стандарт ВПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 210 400 Автоматическое управление электроэнергетическими системами. — Утвержден 19.05.95 г.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 650 900 «Электроэнергетика». № 214 тех/дс от 27.03.2000 г.
- Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2102 Автоматическое управление электроэнергетическими системами. — Утвержден 18.04.97 г., № 15 -2102 — BP
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.08.95 г., № 821.
- Давыдов В.В. Концепция общей структуры содержания // Педагогика. 1990. № 1.-С. 145−147.
- Демин В.М. Реформа среднего профессионального образования России // Специалист. 2000. № 6. — С. 3−6.
- Демин В.М. Среднее профессиональное образование России состояние, проблемы, перспективы развития//Специалист. — 2001. № 5.- С. 2−7.
- Джуринская Е.Г., Жуков А. В., Ломакина Т. Ю. Колледжи, первые шаги и перспективы // Педагогика. 1992. № 3−4. — С. 27−31.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Руководство к образованию немецких учителей. М.: 1956. — 374 с.
- Интеграция в педагогике и образовании / Ред. кол. Кустов Ю. А. Самара, 1994.-242 с.
- Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. М.: Знание, 1969.-24 с.
- Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч.-теор. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 144 с.
- Казарин Л.С., Кузнецова В. А., Сенашенко B.C. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя // Педагогика. 1993. № 5. — С. 53−57.
- Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л., 1954, С. 31−56.
- Кирсанов А.А. Общее среднее образование в профессиональной школе // Советская педагогика. 1990. № 10. — С. 43−49.
- Козлов В., Фролов Н., Семушина JT., Розина Н. К вопросу о подготовке бакалавров // Высшее образование в России. 1997. № 1. — С. 48−52.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Великая дидактика. / Под ред. проф. А. А. Красновского. М.: 1955. С. 164−446.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 576 с.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Утверждена Правительством РФ 29.12.01., № 1756—р.
- Концепция непрерывного образования // Народное образование. 1989. № 10. — С. 3−12.
- Концепция среднего специального образования // Среднее специальное образование. 1990. № 5. — С. 3−6.
- Корчагин Е.А. О подготовке специалистов в колледже // Специалист. 2001. № 2.-С. 27−29.
- Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1982. — 274 с.
- Кустов Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 1990. -36 с.
- Кыверялг А.А. Школа-профтехучилище: преемственность в обучении // Советская педагогика. 1985. № 12. — С. 38−41.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1977.-304 с.
- Леонтьевский В.Н., Лопухова Т. В., Посталюк Н. Ю. О некоторых условиях формирования творческой направленности выпускников вуза / Пути исредства интенсификации учебного процесса: Сб. науч. тр. № 199. М.: Моск.энерг. ин-т., 1989. — 135 с.
- Лернер И.Я. Базовое содержание общего среднего образования // Сов. педагогика. 1991. № 11. — С. 15−21.
- Лопухова Т.В., Айтуганов И. М., Кошелев А. А. О потребностях в специалистах со средним профессиональным образованием и требованиях к ним // Среднее профессиональное образование. 2001. № 2. — С. 6−10
- Лопухова Т.В. Оптимизация профессиональной подготовки специалистов для энергетики // Российский национальный симпозиум по энергетике, 10−14 сентября 2001: Материалы докладов. Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2001.-Т. 3: 240 с.
- Лопухова Т.В. Преемственность среднего профессионального образования в многоуровневой системе: Метод, пособ. / Под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 1998.-40 с.
- Макарова Н.И., Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Методы анализа корреляционных структур в психолого-педагогических исследованиях // Психологическая служба в вузе: Сб. статей. / Под ред. Абубакирова Ф. М. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1981. 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Махмутов М.И., Шакирзянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод, пособие для преподавателей сред. ПТУ. -М.: Высшая школа, 1985. 207 с.
- Международное законодательство об образовании: Сб. док. / Сост.: Б. А. Виноградов, В. И. Шкатулла. М.: Ассоциация «Гуманитарий». — Ч. 1−4. -1994. — 190 с. — Прил. к журн. «Социально-политический журнал».
- Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. — Алма-Ата: Казахстан, 1980.-204 с.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996 -328 с.
- Мухаметзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998.- 128 с.
- Мухаметзянова Г. В. Современные проблемы образования. Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.
- Наурызбаева Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа — вуз»: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1977. — 207 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751).
- Непрерывное педагогическое образование. Санкт-Петербург. 1994 г. выпуск V. — СПб: Образование, 1994. — 104 с.
- Новационные процессы в системе профессионального образования / Науч. ред. Ю. С. Иванов. Казань: Мастер Лайн, 2000. — 100 с.
- Новиков A.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции //Специалист. 1996. № 5.- С. 2−5.
- Новиков A.M. Демократизация профессионально-технического образования // Советская педагогика. 1990. № 4. — С. 84−88.
- Новиков A.M. О преемственности образовательных программ // Специалист.1997. № 4.- С. 2−4.
- Новиков A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования//Специалист. 1998. № 1, — С.2−8
- Новиков A.M. Проблемы демократизации профессионального образования // Специалист. 1999. № 1. — С. 2−9.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новиков A.M. Что должно опережать опережающее образование // Специалист. 1998. № 2. — С. 2−6.
- О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях. Письмо Минобразования России от 24 июня 1997 г., № 12−52−91 ин/12−23.
- О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16−52- 55 ин/ 16−13.
- О рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессиональногообразования. Письмо Минобразования России от 10 июля 1998 г., № 12−52 111 ин/ 12−23.
- О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. -Письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16−52 ин/ 16−13.
- О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16−52- 58 ин/ 16−13.
- Об утверждении государственного образовательного стандарта СПО -Классификатора специальностей СПО. Приказ Минобразования РФ № 2572 от 02.07.2001 г.
- Огарков Н.М., Савельев А. Д. Проблемы непрерывного образования: гуманизация, инновации, управление. М.: МАЭП, 1999. — 120 с.
- Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / отв. ред.: A.M. Экмалян. АН Арм. ССР, ин-т философии и права. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. — 218 с.
- Осипов П.Н. Новые социаьно-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО, 1996. — 100 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983. — 608 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т. 3. -879 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
- Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
- Платон. Соч. в 3 тт. -М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. — 687 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2 тт.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Т.1.-576 с.
- Проблемы непрерывного профессионального образования: региональный аспект: Материалы регион, науч.-практич. конф. М.: Пресс-сервис, 1997. -224 с.
- Проблемы организации профессионального образования на интегративной основе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. С. Тюнникова. М.: Изд. АПН СССР, 1990. -95 с.
- Проблемы подготовки специалистов средней квалификации в высшей школе / Н. Г. Ярошенко, Л. Г. Семушина, З. А. Зайцева и др. / Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. / М.: НИИВО, 1993. Вып. 2 — 44 с.
- Проблемы развития системы непрерывного профессионального образования.- Казань: ИСПО РАО, 2000. 190 с.
- Программа профессионально-образовательной практики студентов 3 курса КГЭУ по специальности 210 400 «Автоматическое управление электроэнергетическими системами». Утверждена метод, отделом КФМЭИ 23.12.1996 г.
- Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001−2005 годы. Утверждена Минобразованием России 5.03.2001 г.
- Программа развития среднего профессионального образования на 2000−2005 годы. Утверждена 19.11.99 г., Пр. № 16−51−233 ин/16−13
- Программа развития учебных заведений среднего профессионального образования Минэнерго России на 2000−2005 гг. Утвержденная министром энергетики РФ А. С. Гавриным 25.12.2000 г.
- Психолого-педагогические основы непрерывного образования /Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. кол. Ю. А. Захаров и др. Кемерево, 1992. — 155 с.
- Рекомендации Минобразования России «О порядке реализации профессиональных образовательных программ СПО повышенного уровня». -Письмо от 20.10.98 № 22−52−189 ин/22−23.
- Россия: образование в переходный период. Всемирный банк Управления Европы и Центральной Азии, Департаменты, отдел социальных ресурсов Б.М., 1995. — 259 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
- Сборник нормативных документов, регламентирующих деятельность подведомственных техникумов и колледжей.- М., 1999. Выпуск 4. — 446 с.
- Сборник нормативных документов. М.: ГУ УМК по горному, нефтяному и энергетическому образованию, 2000, — Выпуск 5. — 596 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Семушина Л.Г., Розина Н. М., Еркович С. П., Назаренко Б. Н. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования // Специалист. 1993. № 10. — с. 36−38: // Специалист. -1993. № 11−12. — с. 9−10.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие. М.: Мастерство, 2001. -272 с.
- Сенашенко В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1997. № 1. -С. 53−56.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-206 с.
- Смирнов И.П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. 1994. № 9. — С. 5−10.
- Стандарты и технологии обучения в СПО: — Сб. материалов / Сост. Щепотин А. Ф., Носко Ю.В.- М.: НМЦ СПО, 1997. Вып. 1. — 159 с.
- Субботин Е.А. Концепция развития колледжа // Специалист. 1996. № 7. — С. 12−13.
- Татур Ю.Г. О новом перечне специальностей // Высшее образование в России.- 1993. № 3. С. 14−21.
- Татур Ю. Образовательные программы: традиции и новаторство // Высшее образование в России. 2000. № 4. — С. 12−16.
- Теоретические основы непрерывного образования. / Под ред. В. Г. Онушкина. -М.: Педагогика, 1987. -208 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): -Утверждено постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г., № 160.
- Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением правительства РФ от 05.06.1994 г., № 650)
- Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 тт. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 3. -592 с.
- Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)». -Утверждена постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г., № 1015.
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принят Государственной Думой 19.07. 1996 г., одобрен Советом Федерации 07.08. 1996 г.
- Федосеев A.M., Федосеев М. А. Релейная защита электроэнергетических систем: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1992.-528 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980.-444 с.
- Хейфец П.С. Мировой опыт профессионального образования и возможности его использования в России. СПб, 1996. — 58 с.
- Чернобровое Н.В., Семенов В. А. Релейная защита энергетических систем: Учеб. пособие для техникумов. М.: Энергоатомиздат, 1998. — 800 с.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век // Специалист. 1993. № 10. — С. 2−6.
- Щепотин А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании // Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов. М.: НМЦ СПО, 2000. — С. 8−25.
- Щепотин А.Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцов А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях: Методич. пособие. М.: НМЦ СПО, 1999.-51 с.
- Dohmen G. Lifelong learning: Guidelines for a modern education policy. Bonn: Federal Min. of education, science, research a. technology, 1996. — 117 p.
- Identifikation and Evfassung von Komponentendev StudienzufViedenheit / R. Westevmann, E. Heise, K. Spies, U. Trantwein // Psychologie in Evziehung and Unterricht. 1996. — Ig. 43., № 1. — P. 1−22.
- Keith В. The context of educational opportunity: States and the legislative organization of community college systems // American journal of education. -1996.-Vol. 105. P. 67−101.
- Learning to be. The World of education today and tomorrow / By E. Faure, F/ Herrera etc. Paris: UNESCO- London: Harrap, 1972. — 313 p.
- Lengrand P. An introduction to lifelong education. Paris: Unesco, 1970. — 99 p.
- Trichard M. H. Un partenariat ecole — entreprise a Roland Garros // Bulletin officiel de I' education nationale, 1996. № 24. — P. 1672−1675.