Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
Диссертация
Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнены особенности первокурсников профессионального лицея, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи и определено, что их социальная адаптация включает в себя социально-психологическую, учебную и профессиональную адаптациювыявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основания социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 1. 1. Состояние проблемы повышения эффективности социальной адаптации первокурсников профессионального лицея в теории и практике профессионального образования
- 1. 2. Особенности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 1. 3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
- 2. 1. Цель, задачи, этапы, критерии и показатели экспериментальной работы
- 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий социальной адаптации учащихся первого курса в профессиональном лицее
- 2. 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психологической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 243 с.
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология : схемы / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во Владос — Пресс, 2003. — 288 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 282 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1980−391 с.
- Андриенко, О. А. Диагностика личности учащегося профессионального лицея: методическое пособие / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 79 с.
- Андриенко, О. А. Индивидуально-типологические особенности учащихся профессионального лицея и их учет в обучении / О. А. Андриенко // Школа-вуз-наука: на пути к сотрудничеству: сб. науч. ст. — Магнитогорск :• МаГУ, 2007. — С. 3 — 6.
- Андриенко, О. А. Особенности адаптации первокурсников в профессиональном лицее / О. А. Андриенко // Современные технологии образования: сб. науч. тр. первой Всероссийской заочной научно практической конференции — Магнитогорск: МаГУ, 2007. — С. 3 — 5.
- Андриенко, О. А. Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: методические рекомендации / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 39 с.
- Андриенко, О. А. Понятие о социально-психологической адаптации личности в производственном коллективе / О. А. Андриенко // Профессионализм и творчество: межвуз. сб. науч. тр. Вып 2. — Магнитогорск: МаГУ, 2004.-С. 7−10.
- Андриенко, О. А. Профессиональная готовность учащегося лицея условие успешной адаптации к труду / О. А. Андриенко // Профессионализм и творчество: сб. науч. тр. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. — С. 3 — 5.
- Андриенко, О. А. Профессиональное самосознание учащихся лицея / О. А. Андриенко // Гуманизация высшего профессионального образования: сб. науч. тр. региональной науч. интерактивной конф. Магнитогорск: МаГУ, 2005. — С. 5 — 7.
- Андриенко, О. А. Социальная адаптация первокурсников в профессиональном лицее : сборник рабочих учебных программ / О. А. Андриенко. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 44 с.
- Арушанян, Ж. В. Теоретические основы формирования общеучебных умений в условиях профессионального учебного заведения / Ж. В. Арушанян // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2003. — № 4 — С. 104−107.
- Бабанский, Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности /Ю.К. Бабанский М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Базаев, А. Г. Социальный портрет современного учащегося УНПО Челябинской области / А. Г. Базаев, Е. А. Кулагина // Образование и наука Южного Урала. 2002. — № 3. — С. 35 — 37.
- Балабанова, JI. И. Самооценка и самоконтроль — основа развивающего обучения / JI. И. Балабанова // Профессиональное образование. 2002. -№ 1.-С. 25−26.
- Баландинцева, Т. В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея : дис.. канд. пед. наук / Т. В. Баландинцева. -Йошкар-Ола, 2003. 181 с.
- Баландинцева, Т. В. Программа адаптации первокурсников / Т. В. Баландинцева // Профессиональное образование. 2002. — № 11. — С. 13.
- Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое обоснование профори-ентационной работы / Г. В. Безюлева // Профессиональное образование. — 2004.-№ 5.-С. 10.
- Белая книга российского образования — М., 2000. 123 с.
- Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников : дис.. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Магнитогорск, 1995.
- Беликов, В. А. Опорные сигналы в изучении педагогики : методические рекомендации для студентов педагогических вузов / В. А. Беликов, JI. И. Савва. Магнитогорск: МГПИ, 1995. — 58 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности : Деятельност-ный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 400 с.
- Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сб. метод, материалов для администрации, педагогов и школьных психологов / М. Р. Битянова. — М.: Образовательный педагогический поиск, 1997. 112 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Бодалев, А. А. Психология общения : избранные психологические труды: учеб.-метод. пособие / А. А. Бодалев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 319 с.
- Божович, JI. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / JI. И. Божович- под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
- Большой психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 672 с.
- Венгер, А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям / А. Л. Венгер, Ю. М. Десятников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 25 — 33.
- Вишневецкая, Е. К. Психологическое сопровождение учебного процесса / Е. К. Вишневецкая, Л. И. Лепилина // Профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 7.
- Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. П. А. Корчеленого, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998. -384 с.
- Войтко, В. И. Научно-техническая революция и проблемы адаптации личности в социалистическом обществе / В. И. Войтко // Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса.-Киев, 1975.-32 с.
- Врублевска, М. М. Управление социальной адаптацией старшеклассников в общеобразовательной школе : автореф. дисс.. канд. пед. наук / М. М. Врублевска- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2000 — 23 с.
- Газеев, А. А. Проблемы адаптации школьников к обучению в ПТУ / А. А. Газеев // Советская педагогика. 1984. — № 5. — С. 85 — 86.
- Гальперин, П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1972. — 106 с.
- Гапонова, С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 131 — 135.
- Герцог, Г. А. Выпускник на рынке труда : Социологический анализ проблем профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников УН-ПО Челябинской области / Г. А. Герцог, JI. В. Котовская, Ю. Н. Круглов. -Челябинск: ЧелИРПО, 2004. 61 с.
- Герцог, Г. А. Организация досуга учащихся системы начального профессионального образования в условиях учреждений дополнительного образования : монография / Г. А. Герцог, Ю. Н. Круглов. Челябинск: ЧелИРПО, 2004. — 64 с.
- Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 14 — 16.
- Глинкина, О. В. Адаптация первокурсника / О. В. Глинкина // Профессиональное образование. 2002. — № 9. — С. 12.
- Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1 / Ж. Годфруа- пер. с фр. Н. Н. Алипова, А. В. Пегелау, Т. Я. Эстриной. М.: Мир, 1992. — 496 с.
- Голуб, JI. Н. Социально-педагогическая адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ : дис.. канд. пед. наук / JI. Н. Голуб. Брянск, 2000. — 187 с.
- Горленко, JI. А. Совершенствование общеучебных умений как элемент управления качеством обучения в системе СПО / JI. А. Горленко // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2006. — № 4 — С. 86 — 90.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
- Гранатов, Г. Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 230 с.
- Грибов, В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Грибов. -Тюмень, 1999.-23 с.
- Гринько, С. В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности : дис.. канд. пед. наук / С. В. Гринько- Магнитогорский пед. ин-т. Магнитогорск, 1998. — 187 с.
- Гришин, А. В. Личностно-ориентированное образование : учебное пособие / А. В. Гришин, Ф. Н. Клюев, Г. Г. Конев- под науч. ред. JI. М. Кус-това. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. — 135 с.
- Данияров, С. Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации студентов / С. Б. Данияров, В. В. Соло-женкин, И. Г. Краснов // Психологический журнал. 1989. — № 1. — С. 99 -106.
- Дочкин, С. А Самостоятельная работа в условиях модернизации профессионального образования / С. А. Дочкин, J1. И. Капустин // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2005. — № 3 — С. 50 — 58.
- Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Дугинец, В. М. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодыхспециалистов : дис.. канд. пед. наук / В. М. Дугинец. Екатеринбург, 1995. -176 с.
- Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : монография / М. Е. Дуранов. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
- Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь : Личность, образование, профессия / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Хэлтон, 1998.-399 с.
- Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
- Жданов, Р. П. Условия адаптации к учебной деятельности в техникуме / Р. П. Жданов // Специалист. 1993. — № 3. — С. 4.
- Жернов, В. И. Профессиональная направленность личности и педагогика ее формирования : монография / В. И. Жернов. — Магнитогорск: МаГУ, 2003.-158 с.
- Жильцова, Н. Р. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся / Н. Р. Жильцова // Профессиональное образование. 2004. — № 11.-С. 23.
- Журкина, А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А .Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. — № 9 — С. 12 -15.
- Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация : психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин, Н. Г. Манелис // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 21 — 28.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001.- 192 с.
- Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр АЛО, 2002 — 43 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя, 2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2000. 384 с.
- Зинченко, В. Я. О понятиях «развитие личности», «формирование личности», социализация", «воспитание» / В. Я. Зинченко. Новосибирск, 1975.-234 с.
- Зотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Организационная психология / сост. и общ. ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. -4.2 — С. 248−256.
- Зуева, Н. Психолого-педагогическое сопровождение — модель школьной психологической службы / Н. Зуева // Народное образование. -1999.-№ 9.-С. 158−161.
- Иванова, Л. Н. Самостоятельная работа как способ формирования компетентности будущего специалиста / Л. Н. Иванова // Профессиональное образование. 2006. — № 5. — С. 21.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000,-512 с.
- Ильина, Т. А. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Кирильцева, А. А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы / А. А. Кирильцева // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 118 -123.
- Киселев, Н. М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : дис.. канд. пед. наук / Н. М. Киселев- Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 2000. — 172 с.
- Климов, Е. А. Основы психологии : учебник для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 195 с.
- Климова, Т. Е. Педагогический эксперимент : учеб. пособие / Т. Е. Климова, И. А. Кувшинова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 158 с.
- Клищевская, М. В. К проблеме профессионального развития / М. В. Клищевская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология.2001.-№ 4.-С. 3−12.
- Клищевская, М. В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1999. -№ 4. — С. 61 — 66.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров М.: Издательский центр Академия, 2001. — 176 с.
- Козырева, Е. А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей / Е. А. Козырева // Журнал практического психолога. -1998.-№ 4. С. 71−76.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 394 с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1976.-383 с.
- Кондрух, В. И. В созвездии лучших наши есть имена / В. И. Конд-рух, И. А. Ройтштейн // Образование Южного Урала. — 2003. — № 3. — С. 48 — 49.
- Коростылева, JI. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / JI.A. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности — СПб., 1997. 310 с.
- Костюк, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособности учащихся / Н. В. Костюк // Педагогическая наука практике. Новые исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». — 2004. — № 3 — С. 102 — 109.
- Кравченко, А. И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для домашнего чтения / А. И. Кравченко М.: Русское слово -учебная книга, 2002. — 320 с.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. 255 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
- Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Владос-Пресс, 2002. — 448 с.
- Кряквин, В. А. Управление социально-педагогической адаптацией подростков в условиях образовательного комплекса : атореф. дис. .канд. пед. наук / В.А. Кряквин- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. — 24 с.
- Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. М.: НИИВО, 1991. — 48 с.
- Лаптева, Н. П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса : дань моде или осознанная необходимость? / Н. П. Лаптева // Начальная школа плюс до и после. 2005. — № 6. — С. 43−45.
- Леонтьев, А. Н. Принципы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Литвак, Р. А. Сотрудничество детей и социальных педагогов : учебное пособие / Р. А. Литвак. Челябинск, ЧИРПО, 1996. — 79 с.
- Лобашев, В. Д. Формирование умений и навыков / В. Д. Лобашев // Профессиональное образование. 2004. — № 10. — С. 13.
- Лошкарева, Н. А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса : автореф. дисс.. д-ра пед. наук /Н. А. Лошкарева. -М., 1990.
- Лучанкин, А. И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий. Екатеринбург, 1997.
- Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002 — 442 с.
- Мальцева, Т. Н. Направления деятельности педагога-психолога / Т. Н. Мальцева // Профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 8.
- Матулене, Г. О социальной адаптации к деятельности / Г. Матуле-не // Психологический журнал. 2002. — № 5. — С. 108 — 112.
- Методология и методика научного исследования / сост. А. Я. Найн. Челябинск: Челябинский гос. ин-т физической культуры, 1993. — 52 с.
- Мешкова, И. В. Профессия важна для молодежи (опыт социально-педагогического исследования) / И. В. Мешкова, Е. Г. Сафонова // Профессиональное образование. 2002. — № 12. — С. 27.
- Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации : автореф.. дис. канд. филос. наук / И. А. Милославова. JL, 1974. — 20 с.
- Мороз, А. Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза / А. Г. Мороз // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. — с. 104.
- Морозова, И. В. Самореализуется ли личность сегодня? / И. В. Морозова // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С. 82 — 87.
- Ш. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184 с.
- Найн, А. Я. Адаптация работающей молодежи — важная проблема профессионально-технической педагогики / А. Я. Найн // Советская педагогика.- 1982.-№ 11.-С. 89−91.
- Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования : региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: ЧИРПО, 1998. — 264 с.
- Найн, А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
- Налчалджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчалджян. Ереван, 1988. — 246 с.
- Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Вла-дос, 2001.-688 с.
- Нещерет, Н. А. Составляющие социально-психологической адаптации будущего специалиста / Н. А. Нещерет, В. А. Ивашова, С. И. Тарасова // Профессиональное образование. 2005. — № 2. — С. 11.
- Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский и др.- под ред. В. В. Богословского. 3-е изд., пераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981 — 383 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак-тов ун-тов / Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2003.-448 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985. — 797 с.
- Организационная психология / сост. и общ. ред. JI. В. Винокурова, И. Н. Скрипюка, СПб.: Питер, 2001.-512 с.
- Орлов, В. Ф. Профессиональное воспитание : проблемы и технологии / В. Ф. Орлов // Профессиональное образование. 2004. — № 11. — С. 15 — 16.
- Основы психологии: Практикум / ред.-сост. JI. Д. Столяренко. 2-е изд., доп. и переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 704 с.
- Офицеркина, Н. С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике : атореф. дис. .канд. псих, наук / Н. С. Офицеркина- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1997. — 23 с.
- Охремчук, С. И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения : дис.. канд. пед. наук / С. И. Охремчук- Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2002. — 187 с.
- Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е. Павличенко // Воспитание школьников. 2006. — № 1.-С. 33−36.
- Панова, Л. П. Рефлексивно-деятельностная методика формирования у студентов интегративного умения решать задачи : дис.канд. пед. наук / Л. П. Панова. Магнитогорск, 2004. — 200 с.
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории /Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
- Петрова, Н. И. Уровень самоактуализации студентов и их уровень социально-психологической адаптации / Н. И. Петрова // Психологический журнал. 2003. -№ 3.~ С. 116−120.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петропавловская, С. М. Социально-педагогическая адаптация как этап самореализации личности / С. М. Петропавловская // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2003. — № 2 — С. 98−102.
- Петропавловская, С. М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / С. М. Петропавловская- Ин-т развития проф. обр. Москва, 2003. — 187 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / Ж. Пиаже- пер. с франц. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Повышение эффективности воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования (аспект оптимизации): методические рекомендации / авт.-разраб. Е. А. Кулагина. Челябинск: Че-лИРПО, 2000.-78 с.
- Подласый, И. Как учить школьников учиться / И. Подласый // Народное образование. 2003. -№ 9. — С. 98 — 104.
- Попланова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся / Т. А. Попланова // Профессиональное образование. 2006. — № 5. — С. 20.
- Попов, Ю. А. Тревожность в психолого-педагогическом портрете студента колледжа / Ю. А. Попов // Профессиональное образование. Столица -2006.-№ 8.-С. 24−25.
- Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. учеб. завед. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 528 с.
- Проскурякова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов / С. А. Проскурякова, Т. В. Паршина // Профессиональное образование. Столица. 2006. — № 10. — С. 15 — 16.
- Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Д. Сазонов и др.- под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. —223 с.
- Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование, 1999. — 903 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров и др.- под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С.-Пб ун-та, 1991.- 152 с.
- Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. — 480 с.
- Психология: учебник- под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина и др.- под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Разумовский, В. Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. Г. Разумовский. Москва, 1972. -62 с.
- Растова, А. М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности / А. М. Растова // Труды Алтайского политехнического института: сб. ст.- вып. 37. Барнаул: Алтайский политехнический институт, 1974. — С. 32 — 42.
- Растова, Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе : автореф.. дис. канд. филос. наук / Л. М. Растова. Барнаул, 1973. — 21 с.
- Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский.- М.: Высшая школа, 1990. 112 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1. / Е. И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
- Ром, Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Т. Ром- Московский гос. пед. ун-т. М., 1995. — 24 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973.-477 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Академия, 1995. 123 с.
- Савва, JI. И. Словарь основных понятий по педагогике и психологии : учеб. пособие. / JI. И. Савва. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2004. — 50 с.
- Сайгушев, Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск: МаГУ, 2002.-272 с.
- Седова, И. Психологическое сопровождение образовательного процесса / И. Седова // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 25 — 28.
- Серкова, Г. Г. Развивающее обучение : теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс: монография / Г. Г. Серкова.- Челябинск: ЧелИРПО, 2002. 127 с.
- Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практикоориентированная монография и методическое пособие / Г. Г. Серкова. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. — 107 с.
- Смашко, Т. И. Профессиональная адаптация выпускников УНПО в условиях малого города / Т. И. Смашко // Профессиональное образование. —2004. № 4. — С. 31 — 32.
- Смирнов, И. П. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 46 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
- Соловцова, Е. Адаптация при обучении профессии / Е. Соловцова // Народное образование. 2004. — № 9. — С. 202 — 207.
- Соловьев, А. В. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе / А. В. Соловьев. -М.: Экономика, 1979. 144 с.
- Сорокин, И. В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / И. В. Сорокин. Калуга, 2003. — 155 с.
- Социальная адаптация личности: метод, рекомендации / сост. JI. И. Савва, М. М. Врублевска. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 1999. — 68 с.
- Статистика: Курс лекций / JI. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин и др. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ. — М.: ИНФРА-М, 1998. -310 с.
- Степанова, М. А. Практическая психология образования : противоречия, парадоксы, перспективы / М. А. Степанова // Вопросы психологии. -2003. 4. С. 76−83.
- Степанова, О. П. Проблема психической адаптации будущего специалиста / О. П. Степанова // Профессионализм и творчество: межвуз. сб. науч. тр.: вып.2. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2005.-С. 56−60.
- Столяренко, JI. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 672 с.
- Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 576 с.
- Студент и его деятельность / под ред. Г. П. Давидюка. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 159 с.
- Судаков, В. Н. Адаптация личности: философско-социологический аспект: дисс. канд. фил. наук / В. Н. Судаков. Свердловск, 1983. — 184 с.
- Управление инновационными процессами в учреждении начального профессионального образования: методические рекомендации / сост. А. Ю. Виноградов. Челябинск: ЧелИРПО, 2002. — 28 с.
- Усова, А. В. Учись самостоятельно учиться : учеб. пособие / А. В. Усова, В. А. Беликов. ЧГПИ- МГПИ. — Челябинск-Магнитогорск: Факел, 1997.- 123 с.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Федоряк, Л, М. Развитие познавательной активности студентов / Л. М. Федоряк // Профессиональное образование. 2004. — № 10. — С. 16.
- Федотова, В. В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей в условиях его развития : Социологический анализ: автореф. дис.. канд. соц. наук / В. В. Федотова. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская Энциклопедия, 1983.-840 с.
- Формирование учебных навыков учащихся профшкол: методические рекомендации для педагогов учебных заведений профессионального образования / Н. Е. Важеевская и др.- под ред А. Т. Глазунова. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 36 с.
- Хорошавина, Т. В. Системный подход к формированию общеучебных умений / Т. В. Хорошавина // Профессиональное образование. 2004. — № 10.-С. 22−24.
- Чернявская, Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис.. канд. филос. наук / Г. К. Чернявская.-СПб, 1994.-20 с.
- Чистова, И. В. Программа психолого-педагогической адаптации учащихся / И. В. Чистова, М. В. Рогачева // Профессиональное образование. — 2004.-№ 11.-С. 14.
- Шапкин, С. А. Деятельность в особых условиях : компонентный анализ структуры и стратегия адаптации / С. А. Шапкин, JI. Г. Дикая // Психологический журнал. 1996. — № 1. — С. 19−34.
- Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
- Шендрик, И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — № 4. С. 36 — 43.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М.: Пргресс, 1969.-535 с.
- Шилакина, А. В. Характеристика подходов к проблеме самореализации студентов в высшей школе / А. В. Шилакина // Вестник Университета российской Академии Образования. 2007. — № 3. — С. 75 — 79.
- Шилов, Н. М. Профессиональная адаптация молодых рабочих в условиях практики / Н. М. Шилов, Ю. В. Есенков // Профессиональное образование. 2004. — № 2. — С. 23 — 24.
- Широкова, Г. Б. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / Г. Б. Широкова, Т. П. Прошина // Дополнительное образование детей в России: Состояние и перспективы развития в XXI веке. М., 2000.
- Шишигина, Т. Р. Психологическая служба в техникуме / Т. Р. Шишигина // Специалист. 1994. — № 8. — С. 8.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т.2 / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т. З / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 568 с.
- Яблоновская, Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования : атореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. О. Яблоновская- Челябинский гос. пед. унт. Челябинск, 1997. — 25 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998. — 639 с.
- Ямбург, Е. А. Школа для всех : Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
- Яничева, Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Яничева // Журнал практического психолога. -1999.-№ 3.-С. 101−120.
- Янко, Е. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в УНПО / Е. В. Янко, Н. В. Костюк // Профессиональное образование. — 2004. № 1.-С. 20−21.
- Ясюкова, Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей / Л. А. Ясюкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 18−23.