Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Университеты. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Западной и Центральной Европе в XV—XVI вв. продолжался рост сети университетов. В XV в. действовало до 80 университетов. В XIV—XV вв. («осень Средневековья») численность студентов, однако, сократилась, что было следствием общеевропейских трагических событий: голода, эпидемий, Столетней войны. Но уже в XVI столетии университетов насчитывалось около 180. Тогда же прибавилось число студентов… Читать ещё >

Университеты. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Западной и Центральной Европе в XV—XVI вв. продолжался рост сети университетов. В XV в. действовало до 80 университетов. В XIV—XV вв. («осень Средневековья») численность студентов, однако, сократилась, что было следствием общеевропейских трагических событий: голода, эпидемий, Столетней войны. Но уже в XVI столетии университетов насчитывалось около 180. Тогда же прибавилось число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов составляло с 1426 по 1485 г. ежегодно в среднем 310 человек, а с 1528 по 1569 г. — 622 человека (т.е. увеличилось вдвое). Некоторые университеты были огромными по составу. Так, в университете Саламанки (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов.

Высшее образование оказалось ареной соперничества представителей новой и уходящей образованности. Создание новых и реорганизацию уже существовавших университетов брали на себя римская католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения.

Значительная часть университетов из-за усиления связей с феодальной аристократией и католической церковью оказались в стороне от гуманистического движения Возрождения и Реформации. Так, в германских государствах в XVI—XVII вв. действовали семь университетов (studia superiora), контролировавшиеся Ватиканом и орденом иезуитов. Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Курс обучения в университетах ордена св. Лойолы распадался на два цикла: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В основе занятий философией лежало изучение сочинений Аристотеля в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле изучались в небольшом объеме математика, геометрия и география.

Тем не менее процесс распространения новой образованности оказался необратимым. Одним из первых бастионов Реформации в системе высшего образования в Германии сделался Вюртембергский университет (основан в 1502 г.), реорганизованный М. Лютером и Ф. Меланхтоном. Пример учебного заведения, деятельность которого была созвучна гуманистическим идеям Реформации и Возрождения, — Страсбургский университет (1621). Университет вышел из гимназии, а затем академии И. Штурма. Очагами гуманистического образования оказались и другие германские университеты, например во Фрайбурге (1457). Протестантские университеты вышли из-под контроля Ватикана и поступили в подчинение светским властям. Они по-новому формулировали статус университета. Становится реальной жизненная карьера с помощью высшего образования, которое давало возможности социального продвижения и ломало строгие сословные социальные перегородки.

Центрами влияния идей реформаторства оказались также Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии. Осуществленные в Кембридже У. Тинделем перемены привели к демократизации студенчества, в социальном составе которого устойчивое и заметное место заняли представители третьего сословия. Английские университеты сотрудничали с виднейшими представителями европейского Возрождения. Так, в Оксфорд был приглашен в качестве профессора Эразм Роттердамский.

Очагами образованности в духе Возрождения оказались некоторые университеты, которые стояли вне движения Реформации. Поначалу это были университеты Италии, где под влиянием основателей национальной литературы предметом увлечения стали культура и искусство античной эпохи. Затем крепостью новой образованности сделался Парижский университет (Сорбонна), где изучали нс только латынь и римскую литературу, но и древнегреческий язык (с 1458 г.). В Сорбонне и других университетах Франции в XVI—XVII вв. существенно переменилось преподавание философии, истории и других гуманитарных дисциплин. В 40-х гг. XVII в. в программах появились сочинения Р. Декарта. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений изучали подлинную науку, используя глобусы, карты великих географических открытий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой