Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в условиях трудоизбыточной экономики, появления новых типов предприятий с различными видами собственности (совместных, частных, акционерных обществ, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений и т. п.) и возникновения слоя безработных объективно появляется проблема формирования нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и адаптированного к реалиям… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Теоретические основы и практические предпосылки особенностей подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

1.1. Особенности вхождения студентов в единую социально-профессиональную среду

1.2. Состояние проблемы исследования дистанционно — модульных технологий в теории и практике высшего образования

1.3. Сущность и структура дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно -модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

2.1. Конструирование и реализация модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

2.2. Содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

Подготовка студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования нам видится в том, что современный менталитет постиндустриального общества последнего десятилетия закономерно выдвинул необходимость обновления системы высшего профессионального образования. Актуальной становится проблема профессиональной компетенции, что в первую очередь связано с нацеленностью современного специалиста на оптимальную реализацию возможностей в любой сфере деятельности, а главное к возможности занять профессиональную нишу и свое место в социально — профессиональном пространстве.

Кроме того, в условиях трудоизбыточной экономики, появления новых типов предприятий с различными видами собственности (совместных, частных, акционерных обществ, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений и т. п.) и возникновения слоя безработных объективно появляется проблема формирования нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и адаптированного к реалиям социально-профессиональной среды. Чтобы разрешить эту проблему, необходим новый подход к решению задач профессионального становления молодежи. Особенно это актуально для системы высшего профессионального образования, в которой получают профессионально значимые компетенции значительная часть будущих квалифицированных специалистов. Цели профессионального образования различны для разных этапов социально-экономического развития, для изменяющихся условий социально-профессиональной адаптации. Одной из основных целей высшего профессионального образования и воспитания в рыночных отношениях является формирование у студентов обобщенных социально-профессиональных качеств, одинаково необходимых будущему инженеру, врачу и ученому, артисту и другим специалистам, востребованным на рынке труда.

Для решения такой задачи, прежде всего в высшем профессиональном образовании необходима открытость и доступность образования, предоставление возможности непрерывного образования на любой ступени, любом уровне, любом профиле. Открытая образовательная система ориентирована на личность, способную работать с информацией, владеющую различными способами ее добывания, а также совершенствующую свои умения органично непрерывному развитию информационных и образовательных технологий. Этого возможно достичь только созданием единой социально-профессиональной среды и подготовкой студентов к вхождению в нее.

Наибольшую значимость в этой связи представляют исследования:

— С. Г. Вершловского, М. Е. Дуранова, A.A. Никифорова, В. А. Павленко, М. Х. Титма, В. Н. Шубкина и др., в которых затрагиваются вопросы конкурентоспособности, проблем профессионально-ценностных ориентаций, социально-профессиональной адаптации, занятости и безработицы на рынке труда;

— Б. Н. Алмазова, В. Г. Бочаровой, 3. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, В. Д. Семеновап и др, посвященные проблемам социализации, социальной и социально-профессиональной адаптации;

— П. Р. Аутова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. В. Давыдова, Н. И. Думченко, Н. Ф. Золотухиной, Г. И. Лукина, Н. Д. Никандрова, С. А. Шапоринского,.

A.Е. Шильниковой и др., изложивших основы теории профессиональной педагогикитеорию системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного подхода к изучению педагогических явлениймеждисциплинарные концепции внутренних закономерностей системы профессионального образования в условиях рыночной экономики и взаимодействия с социально-профессиональной средой;

— Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Гейжана, В. Я. Ельмеева, А. И. Ковалевой,.

B.Т. Лисовского, В. А. Лукова, Д. Б. Парыгина, А. И. Субетто, Т. Ж. Тощенко, В. Д. Шадрикова, В. А. Ядова и др., научно обосновавших социологические, социально-психологические, социально-профессиональные теории педагогики молодежи.

— Е. К. Балафанова, Д. А. Богдановой, М. А. Винницкой, Е. Г. Гаевской, В. П. Демкина, Д. М. Джусубалиевой, Е. И. Дмитриевой, Г. М. Есбосынова, М. В. Моисеевой, Е. С. Полат, В. П. Тихомирова, в которых представлены теоретикометодологические основы организации дистанционно-модульного обучения, особенности его дидактического и методического обеспечения.

Не менее значимы для проводимого нами исследования:

— концепции прогностики и педагогического проектирования (Н.Е. Астафьева,.

A.П. Беляева, Б. С. Гершунский, М. В. Кларин и др.);

— проектирования адаптивных, инновационных и телекоммуникационных технологий в профессиональном образовании и социализации личности (С.Ю. Лисовец, М. П. Карпенко, О. В. Миненкова, О. В. Попова, A.B. Слива, Ю. И. Титаренко, E.H. Ткаченко, В. Н. Фокина и др.);

— проблем модульного и дистанционно-модульного подхода, модульных и дистанционно-модульных технологий в зарубежной педагогике (Дж. Рассел, Ф. Б. Скиннер, Б. Голыимидт, К. Курх, Г. Оуенс, Б Гольшмидт, Дж. Клингстеда, К. Курх и др.);

— психологических аспектов реализации индивидуального подхода при дистанционно — модульном обучении (М.Д. Миронова, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Е. С. Полат, Н. Б. Лаврентьева, Г. В. Лаврентьев, П. Ф. Кубрушко, Д. Е. Назаров, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов и др.);

— разработки принципов построения и использования дистанционно-модульног подхода в подготовке различных категорий специалистов (В.М. Гареев, Е. М. Дурко, П. Ф. Кубрушко, С. И. Куликов, Д. И. Назаров, М. А. Чошанов,.

B.Б.Закорюкина, Н. Б. Лаврентьевой, Г. В. Лаврентьева, Л. Ю. Макаренко, В. М. Панченко, Л. М. Твердина, М. Г. Тересявичене и др.).

Несмотря на многочисленные подходы к рассмотрению педагогических основ взаимодействия студентов с социально-профессиональной средой при профессиональной подготовке и использования различных подходов в реализации таких взаимодействий педагогические условия дистанционно-модульного подхода раскрыты не в полной мере, а применение иностранного языка в процессе подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду исследованы недостаточно.

В этой связи возникло противоречие между необходимостью подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода с использованием иностранного языка и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике высшего образования.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в определении и обосновании особенностей организации подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду с учетом уровней социализации личности на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка.

Обозначенная проблема и необходимость поиска ее решения определили цель исследования: конструирование и реализация модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

Объект исследования: социально — профессиональная среда высшего профессионального образовательного учреждения.

Предмет исследования процесс подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода на примере изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования заключается в том, что вхождение студентов в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно — модульного подхода с использованием иностранного языка будет более эффективным, если:

— определена совокупность принципов, педагогических условий, выявлены механизмы реализации в образовательной среде дистанционно-модульного изучения иностранного языка при подготовке студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду;

— организовано изучение иностранного языка при подготовке студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду с учетом уровней социализации личности и реализации дистанционно-модульного подхода, который включает: принципы, программу и педагогические условия;

— разработана модель и технология подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционномодульного подхода при изучении иностранного языка с учетом выявленных педагогических условий, уровней социализации личности и субъект-объект-субъектных взаимоотношений преподавателя и студентов;

— осуществляется оценка качества и эффективности вхождения студентов в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике высшей школы и обосновать совокупность условий вхождения студентов в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

2. Сконструировать модель и технологию подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка) с учетом уровней социализации личности, содержания и реализации педагогических условий.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социальнопрофессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

4. Подготовить и внедрить в практику научно-методические рекомендации по подготовке студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне — диалектическая теория о необходимости изучения явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с окружающим миром (И.В. Блауберг, Ф. И. Перегудов, В. П. Тарасенко и др.);

— на общенаучном уровне — теоретические основы моделирования как метода научного познания (В.Г. Афанасьев, Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Е. П. Никитин, И. Б. Новик, Ю. М. Плотницкий, В. А. Штофф и др.) — личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и др.);

— на конкретно-научном уровне — методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.), теория модульного обучения (Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, И. Прокопенко, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене, Н.В. Медведенко).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследования, моделированиеэмпирические — анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, педагогический экспериментматематические методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальнон базой исследования стало НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» (студенты отделений информатики, менеджмента и юриспруденции). Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2004 по 2009 гг. Всего на различных этапах исследования приняло участие 130 студентов дистанционно — очного отделения.

Этапы исследования:

Первый этап (2004;2005гг.) — поисково-теоретический. На данном этапе попеременно изучались и анализировались отечественные и зарубежные литературные источники по проблеме исследования, диссертационные работы по избранной теме, разработан понятийный аппарат, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, сформулированы исходные методологические положения, разработана программа и определены методы исследования.

Второй этап (2006;2007гг.) — практический. Осуществлено конструирование модели и разработана технология дистанционно-модульного изучения иностранного языка в процессе подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду, выявлена совокупность педагогических условий с учетом уровней социализации личности и система средств, обеспечивающих её эффективность, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2008;2009гг.) — обобщающий. На данном этапе проведены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы и уточнены основные методологические положения и методические рекомендации, оформлен окончательный вариант текста диссертации. Научная новизна исследования:

— сконструирована модель подготовки студентов к вхождению в единую социально.

— профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка), включающая взаимосвязанные элементы: цель, условия, принципы, критерии эффективности (потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный), субъектобъект-субъектное взаимодействие и результат;

— выявлены педагогические условия вхождения студентов в единую социально.

— профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода:

1. На макро-уровне социально-профессиональной подготовки: принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обученияобеспечение преемственности в обучениивключенность субъектов обучения в единую виртуальную телекоммуникационную образовательную средуиспользование в подготовке максимально необходимого объема социально-профессиональной, экономико-материальной, учебно-методической, образовательной, научной и другой информации из арсенала единой образовательной сети;

2. На мезо-уровне социально-профессиональной подготовки: индивидуализация учебного процессапроблемность учебного материалапрофессиональная направленностьрефлексия речевой деятельностииспользование в подготовке системы сред с профессиональным участием студента (социально-профессиональная среда, культурно-просветительская среда, учебная группа и др.).

3. На микро-уровне социально-профессиональной подготовки: эмансипация учебного процессаэмпатия субъектов учебной деятельностиформирование мотивационных предпочтенийобеспечение социально-профессиональных ролей и видов деятельностииспользование межличностных отношений;

— разработаны критерии и определены уровни эффективности подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено понятие «вхождение студентов в единую социальнопрофессиональную среду», которое мы рассматриваем как совокупность факторов и обстоятельств, форм, методов и приемов для достижения определенных целей и результатов, способствующих оптимально эффективному, осознанному и целенаправленному процессу, с одной стороны, обретения студентом опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации, вхождения будущего молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой стороны, активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования;

— получили дальнейшее развитие теоретические основания подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода с использованием иностранного языка с учетом уровней социализации личности.

— разработана технология подготовки студентов к вхождению в единую социальнопрофессиональную среду на примере изучения иностранного языка на основе личностно-деятельностного подхода (формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, гуманистическая направленность личности студента, становление учебно-познавательных и профессиональных мотивов, социализация личности).

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций, внедренных в практику работы вуза, и которые могут найти применение в различных по профилю высших учебных заведениях.

Предложенная диагностическая методика может быть использована для выявления степени подготовки студентов к изучению иностранного языка, комплектования разноуровневых групп. Методическое обеспечение модульной программы курса «Иностранный язык» (тесты для определения исходного уровня знаний, для проверки степени владения языком, индивидуальные задания), учебнометодическое пособие «Организация обучения студентов вуза иностранному языку на основе дистанционно-модульного подхода», разработанные автором, направлены на повышение эффективности образовательного процесса и возможности подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены целостностью, четкостью и непротиворечивостью исходных методологических позиций при решении проблемы, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, использованием адекватных цели, задачам и предмету апробированных и взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью объектов выборки педагогического эксперимента, сопоставлением полученных результатов с имеющимся педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно — функциональная модель подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка) должна быть сконструирована на основе следующих принципов: непрерывности, системного структурирования, гибкости, гуманистической и профессиональной направленности, диалогичности учебного процесса, обратной связи, создания положительного эмоционального фона, включать взаимосвязанные элементы: цель, структурные компоненты, условия реализации и результат.

2. Педагогические условия вхождения студентов в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка):

— на макро-уровне социально-профессиональной подготовки: принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обученияобеспечение преемственности в обучениивключенность субъектов обучения в единую виртуальную телекоммуникационную образовательную средуиспользование в подготовке максимально необходимого объема социально-профессиональной, экономико-материальной, учебно-методической, образовательной, научной и другой информации из арсенала единой образовательной сетина мезо-уровне социально-профессиональной подготовки: индивидуализация учебного процессапроблемность учебного материалапрофессиональная направленностьрефлексия речевой деятельностииспользование в подготовке системы сред с участием студента (социально-профессиональная среда, культурно-просветительская среда, учебная группа и др.).

— на микро-уровне социально-профессиональной подготовки: эмансипация субъектов учебного процессаэмпатия субъектов учебной деятельностиформирование мотивационных предпочтенийобеспечение социально-профессиональных ролей и видов деятельностииспользование межличностных отношений.

3. Технология подготовки студентов к вхождению в единую социально.-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка), которая базируется на субъект-объект-субъектных взаимоотношениях преподавателя и студентов и представляет собой систему действий, направленных на реализацию:

— содержательной составляющей, состоящей из специально отобранных элементов социально — профессионального опыта, усвоение которых необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (состав, структура, содержание методической, предметной, общекультурной, психолого — педагогической, социально — профессиональной и др. подготовки);

— деятельпоспшой составляющей, направленной на разработку и реализацию обучения студентов вуза иностранному языку на основе дистанционно — модульного подхода (методы, формы, средства, материальное и материализованной обеспечение и др.) с учетом выявленных уровней социализации личности,.

— механизма реализации педагогических условий на основе дистанционно-модульного подхода (формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, гуманистическая направленность личности студента, становление учебно-познавательных мотивов, культуры общения, социализации личности).

— оценка эффективности подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду при дистанционно-модульном подходе при изучении иностранного языка.

Апробация н внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных научнопрактических конференциях:

Качество образования: системы, технологии, инновации (Барнаул, 2007);

Педагогический профессионализм в современном образовании (Новосибирск, 2008);

Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы (Самара, 2009) — всероссийских научно — практических конференциях:

Проблемы и перспективы языкового образования в XXI веке (Новокузнецк, 2007);

Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования (Челябинск, 2007);

Интеграция методической (научно — методической) работы и системы повышения квалификации кадров (Челябинск, 2008);

Современные технологии в российской системе образования (Пенза, 2009), региональной научно-практической конференции:

Актуальные проблемы развития профессионального образования (Рубцовск, 2007) — межвузовской научно — практической конференции:

Информационные технологии в социально — значимых отраслях экономики ИТСОЭ — 3 (Алтайский региональный центр дистанционного образования.

Новосибирск, 2009).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в шестнадцати публикациях автора, четыре из которых опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных Перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации отражает содержание, логику и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 260 наименований (из них 18 на иностранном языке), содержит 28 таблиц, 5 рисунков и 8 приложений. Общий объем работы составляет 252 страницы.

Выводы по второй главе.

1. Основная цель опытно — экспериментальной работы заключается в проверке эффективности разработанной модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционномодульном подходе (на примере изучения иностранного языка).

2. Опытно — экспериментальная работа по проверке созданной нами модели и технологии при подготовке студентов Современной гуманитарной академии к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционномодульном подходе к изучению иностранного языка проведена в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

3. Констатирующий этап эксперимента показал, недостаточный уровень готовности большинства студентов вуза к вхождению в социальнопрофессиональную среду, так как ведущими мотивами является «получение диплома», а не «приобретение знаний», что не способствует эффективности организации учебного процесса.

4. На формирующем этапе исследования осуществлялось внедрение в образовательный процесс модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе (на примере изучения иностранного языка).

5. Разработано и реализовано методическое обеспечение модульной программы курса «Иностранный язык» (тесты для определения исходного уровня знаний, для проверки степени владения языком, индивидуальные задания), кроме того, подготовлено учебно — методическое пособие «Организация обучения студентов вуза иностранному языку на основе модульной технологии».

6. Разработаны критерии (оптимальный, высокий, средний, низкий) сформированности компонентов (потребностно — мотивационный, эмоциональноволевой, когнитивный, деятельностный, оценочный) эффективности подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе к изучению иностранного языка.

7. В ходе эксперимента выявлено, что коэффициент удовлетворенности подготовкой к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе (на примере изучения иностранного языка) студентов экспериментальной группы (0,47) выше, чем у студентов контрольной группы (0,35).

8. Проведен анализ степени сохранения знаний по иностранному языку у студентов контрольной и экспериментальной групп. Уже через год абсолютная успеваемость у студентов контрольной группы снизилась на 14,28%, качественнаяна 22,5%, а у экспериментальной группы даже через два года после изучения дисциплины абсолютная успеваемость составляет 62,26%, качественная — 39,6%.

9. Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику компонентов (потребностно — мотивационный, эмоционально — волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный) эффективности подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно модульном подходе (на примере изучения иностранного языка) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

10. Опытно — экспериментальная работа доказала эффективность сконструированной модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе (на примере изучения иностранного языка) и показала, что между результатами сформированности по каждому компоненту имеются статистически значимые отличия.

Заключение

.

Актуальность исследования проблемы подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе к изучению иностранного языка определила логику нашего исследования, где предлагается конструирование и реализация модели и технология подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка. Проблема эффективной подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка) для студентов неязыковых вузов способствует профессиональному росту, личностному саморазвитию и привлекает внимание исследователей многих отраслей знания (психологов, философов, педагогов). Рассмотрение данной проблемы с разных точек зрения и проведение анализа особенностей вхождения в социально профессиональную среду, теоретических и практических предпосылок применения дистанционно — модульных технологий в теории и практике высшего образования, а также сущности и структуры дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языканеобходимое условие конструирования и реализации модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка).

Обобщая результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка, можно констатировать актуальность и востребованность проведенного исследования, а также оценить перспективы дальнейшей разработки данной проблемы. Цель исследования в нашем случае сконструировать, реализовать и экспериментально проверить модель и технологию подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционномодульном подходе на примере изучения иностранного языка.

Структура модели представляет собой совокупность целей, задач, принципов, условий, компонентов и уровней их сформированности в условиях подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка.

Технология дистанционно-модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала — модулейпринципов модульного обучения (модульности, проблемности, системности изложения учебного материала, сознательности, позитивизма, паритетности, обратной связи, вариативности, творческой активности, адаптивности) и педагогических условий их реализацииметодов обучения: аудиальных, визуальных, практико — операционных, поисково — творческих, контроля: текущего, промежуточного, рубежного, итогового.

Сконструированная модель и технология ее реализации подверглись экспериментально — опытной проверке, результатом которой выступило подтверждение эффективности и целесообразности их внедрения в учебный процесс вуза.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Эффективным средством подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду с использованием иностранного языка является применение модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода при изучении иностранного языка. Дистанционно-модульного подхода является открытой формой обучения и строится по блочно — модульному принципу и доступен для реализации независимо от удаленности обучаемого от центра, организующего данный процесс.

2. Сконструированная нами модель подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе на примере изучения иностранного языка включает взаимосвязанные элементы: цель, условия, принципы, компоненты эффективности дистанционно-модульного обучения студентов вуза иностранному языку (потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный), субъектобъект-субъектное взаимодействие и результат;

3. Педагогические условия подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе на примере изучения иностранного языка должны базироваться на уровнях социализации личности. При этом мы выделяем три группы уровней социально-профессиональной подготовки:

— на макро-уровне социально-профессиональной подготовки: принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обученияобеспечение преемственности в обучениивключенность субъектов обучения в единую виртуальную телекоммуникационную образовательную средуиспользование в подготовке максимально необходимого объема социально-профессиональной, экономико-материальной, учебно-методической, образовательной, научной и другой информации из арсенала единой образовательной сетина мезо-уровне социально-профессиональной подготовки: индивидуализация учебного процессапроблемность учебного материалапрофессиональная направленностьрефлексия речевой деятельностииспользование в подготовке системы сред с участием студента (социально-профессиональная среда, культурно-просветительская среда, учебная группа и др.).

— на микро-уровне социально-профессиональной подготовки: эмансипация отношенийэмпатия субъектов учебной деятельностиформирование мотивационных предпочтенийобеспечение социально-профессиональных ролей и видов деятельностииспользование межличностных отношений;

4. Доказана эффективность модели подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционно — модульном подходе к изучению иностранного языка, в которой используются взаимосвязанные элементы (цель, задачи, принципы, структурные компоненты, педагогические условия реализации и результат);

5. Разработанная нами технология реализации модели подготовки студентов к вхождению в единую социально — профессиональную среду при дистанционномодульном подходе на примере изучения иностранного языка, включающая: цель, методы обучения (модульные лекции, аудио-лекции, телелекции, коллективный тренинг, индивидуальный тренинг), дидактические единицы (фонетические, грамматические, лексико-грамматические упражнения, аутентичные тексты), модульные контенты, формы контроля (текущий, промежуточный, рубежный, итоговый), субъект-объект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов, результат показала высокую результативность;

6. Разработаные критерии, определяющие уровни подготовки студентов на основе дистанционно-модульной технологии обучения (оптимальный, высокий, средний, низкий), по которым проведена диагностика сформированности каждого компонента (потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный) могут быть использованы в практике высшей школы;

7. Особенности организации подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка позволяют оптимизировать учебный процесс и использовать данный подход в процессе изучения студентами других дисциплин гуманитарного профиля.

Следовательно, результаты эксперимента позволяют считать цель и задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы, а является лишь одним из вариантов подхода к ее решению.

Вместе с тем, выполненное исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением рассматриваемой проблемы, а представляет один из вариантов её решения. Дальнейшее исследование, на наш взгляд, должно быть связано с разработкой разноуровневой системы обучения иностранному языку с использованием озвучивания материала модулей большим количеством носителей языка и включением сюжетов профессионального плана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
  2. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе Текст. / B.C. Аванесов. М.: Высшая школа, 1989. — 186 с.
  3. , Г. З. Современные технологии в учебном процессе вуза Текст.: методическое пособие / Г. З. Адильгазинов, Е. Е. Щербик.- Усть-Каменогорск: ВКГУ, 1997. 66 с.
  4. , Н.Г., Зарецкий, В.И., Ладенко, И.С., Семенов, И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений Текст. / Н. Г. Алексеев, В. И. Зарецкий, И. С Ладенко, И. Н. Семенов.-Новосибирск, 1987. С. 23 — 48.
  5. , А. Педагогика высшей школы Текст.: курс лекций / А. Алексюк. -Киев: изд-во Украина, 1993. 450 с.
  6. , Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили.- Минск: Наука, 1990.- 206 с.
  7. , Б.Г. Психология педагогической оценки Текст.: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1980. — С. 133 — 136.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст.: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. — 329 с.
  9. , М.А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении Текст.: М. А. Анденко. -Новосибирск: МИР, 1993.- 150 с.
  10. , В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — С. 124.
  11. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст.: В. Г. Асеев. М.: Наука, 1976. — 158 с.
  12. , В.Г. Проблемы мотивация личности Текст. / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. -С. 122−124.
  13. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов.-М.: МИР, 1984.-318 с.
  14. , А.Г. Психология личности: культурно историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2007. — 528 с.
  15. , Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации Текст. / Е. Астахова // Alma-mater. 2000. — № 11. — С. 29−32.
  16. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  17. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст.: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 205 с.
  19. , Ж. Б. Тендерный подход как условие адаптации студента к образовательной среде педагогического вуза Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /.Ж. Б. Багичева Махачкала, 2009.- 21с.
  20. , Г. А. Мотив: Уточнение понятия Текст. / Г. А. Балл // Психологический журнал. 2004. — № 4. — С. 51−54.
  21. , Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. С. Бекирова. -М, 1998.- 170 с.
  22. , А.В. Опыт дифференцированного обучения в вузе Текст. / А. В. Белошицкий, А. В. Душкин // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 51−54.
  23. , JI.A. Социокультурные основания педагогической деятельности Текст.: дис. .д ра филос. Наук / JT.A. Беляева. — Екатеринбург, 1994.
  24. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  25. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 213 с.
  26. , B.C. Школа «диалога культур» (о психолого-педагогической концепции авторов школьных и экспериментальных программ Текст. /
  27. B.C. Библер // Сов. педагогика. 1987. — № 11. — С. 29−40.
  28. , P.P. Особенности мотивации целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов Текст. / P.P. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1987. — № 2. — С. 20.
  29. , О.С. Формирование личностного отношения к знаниям при обучении иностранному языку Текст. / О. С. Богданова // ИЯШ. 1989. — № 61. C. 24−29.
  30. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: избранные психологические труды / Л. И. Божович. Москва-Воронеж: МО ДЕК, 1999. -352 с.
  31. , Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности Текст. / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 259.
  32. Большой толковый психологический словарь: В. 2 т. Текст.: пер. с англ. / Ребер Артур. М.: ООО Вече, 2001. — Т. 1 (А-О). — 592 с.
  33. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская. // Педагогика, 1995.- № 4.- С. 29.
  34. , Дж. Исследование развития познавательной деятельности Текст. Дж. Бруннер / М.: Педагогика, 1971.-391 с.
  35. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение // Новое в жизни, науке и технике Текст. / A.B. Брушлинский // Серия Педагогика и психология. М.: Знание, 1983. — № 6. — 99 с.
  36. , A.A. Индивидуальный подход в обучении Текст. / A.A. Бударный // Советская педагогика. 1995. — № 7. — С. 70−83.
  37. , И.А. Что привлекает студентов в учебном процессе Текст. / И. А. Бутенко // Вестник высшей школы. 2001. — № 1. — С. 21−25.
  38. , К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение Текст. / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ВГИПИ, 1991.-230 с.
  39. , К.Я. Модель саморазвития человека Текст. / К. Я. Вазина. -Н.-Новгород: ВГИПИ, 1999. 256 с.
  40. , М.М. Возрастные особенности личности студентов и их учет в обучении иностранному языку Текст. / М. М. Васильева // Иностранный язык в школе. Вып.20. — С. 17−23.
  41. , Т.В. Модули самообучения Текст. / Т. А. Васильева // Вестник высшей школы. 1988. — № 6. — С. 24−28.
  42. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: методическое пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  43. , З.Д. Индивидуальный подход к студентам в процессе учебной деятельности (по материалам обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / З. Д. Ветрова. Л., 1982. — 20 с.
  44. , В. Образованию профессиональную ориентацию Текст. / В. Власов, Н. Ямщикова // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 29−32.
  45. , В.И. Основы педагогики высшей школы Текст. / В. И. Водзинский. Мн.: изд-во Просвещение, 1993. — С. 53.
  46. , JI.C. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1990. — С. 55.
  47. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  48. , JI.C. Педагогическая психология Текст.: собрание сочинений в 6-ти томах/Л.С. Выготский. -М.: МИР, 1989. Т. 1. — 352 с.
  49. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства Текст. / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1988.- 120 с.
  50. , П.Я. Диагностика состояния мотивации познавательной деятельности студентов Текст. / П. Я. Гальперин. Минск: БГУ, 1989. — 20 с.
  51. , П.Я. Языковое сознание как основа формирования речи на иностранном языке Текст. / П.Я. Гальперин- О. Я. Кабанова // Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Московский университет, 1972.-261 с.
  52. , М.В. Принципы модульного обучения Текст. / М. В. Гареев, Е. М. Дурко, С. И. Куликов // Вестник Высшей школы. 1987. — № 8. — С. 33−48.
  53. , Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход) Текст. / дис. д-ра пед. наук / Л. К. Гейхман. Екатеринбург, 2003. -426 с.
  54. , В.И. Основы вузовской педагогики Текст. / В. И. Гинецинский. Л. Лениздат, 1972. — С. 130.
  55. , С.И. Роль социологической концепции жизненных сил человека в гуманизации содержания социального образования Текст. / С. И. Григорьев -1995.-№ 1.
  56. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М.: Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, 1993. — 168 с.
  57. , И.В. Педагогические основы оптимизации взаимодействия старшеклассников различных типов темперамента при обучении иностранному языку Текст.: дис. канд. пед. наук / И. В. Гудухина. Якутск, 1997.- 141 с.
  58. , В.В. Оценка, рейтинг, тест Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1998. -№ 3. — С. 40−46.
  59. , B.B. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  60. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах Текст. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1998. — Т.4. — С. 512.
  61. , М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе Текст. / М. А. Данилов // Советская педагогика. 1956. — № 10. — С. 87−101.
  62. , O.A. Технология формирования языковой профессиональной культуры у выпускников технических вузов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / O.A. Демина. Новосибирск, 2001. — 24 с.
  63. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М.: МИР, 1978. -С. 91.
  64. , О.В. Между прошлым и будущим Текст. / О. В. Долженко // Триместр. Высшее профессиональное образование. 1998. — М.: МОСУ № 2 (7).-С. 4−7.
  65. , Е. Формирование учебной мотивации Текст. / Е. Епифанова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 106−107.
  66. , К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе Текст.: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / К. Б. Есипович. М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  67. , H.A. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «Детский сад-школа-вуз» Текст.: дис.. д-ра пед. наук / H.A. Завалко. Барнаул, 2000. — 339 с.
  68. , В.Б. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам / Проблемы вузовского учебника Текст. / В. Б. Закорюкин,
  69. B.М. Панченко, Л. М. Твердин. Вильнюс: ВГУ, 1983. — С. 73−75.
  70. , Л.В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
  71. , Г. В. К вопросу об истории развития коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в Германии Текст. / Г. В. Захарова // ИЯШ. -2006.-№ 1.-С. 54−57.
  72. , Г. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности Текст. / Г. В. Захарова- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — С. -107−113.
  73. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер //Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  74. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М: Просвещение, 1991. — 219 с.
  75. , И.А. Психология обучения неродному языку Текст. / И. А. Зимняя. -М: Просвещение, 1990. 118 с.
  76. , С.И. Основы андрагогики Текст.: Учебное пособие для вузов /
  77. C.И. Змеев М.: Флинта: Наука, 1999.
  78. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000. -512 с.
  79. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций Текст.: учебное пособие / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 499 с.
  80. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст. / И. А. Ильницкая.- М.: МИР, 1985.- 158 с.
  81. , А.З. Понятийный аппарат в исследовании познавательной активности старшеклассников / В кн. Организация и методы педагогического исследования Текст. / А.З. Иоголевич- Отв. ред. И. А. Филиппова. -Челябинск: Челябинский пединститут, 1979. 102 с.
  82. , М.С. Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Высшая школа, 1974.-С. 101.
  83. , В.М. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе Текст. / В. М. Каган, И. А. Сыченников. М.: Высшая школа, 1986. — 143 с.
  84. , В.М. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем Текст. / В. М. Каган, В. Я. Ламм. Иркутск: Иркутский политехнический институт, 1980. — 117 с.
  85. , М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Полит, лит — ра, 1997. — 32 с.
  86. , Е. Овладение иноязыком в игре Текст. / Е. Казакова // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 73−76.
  87. , В.Г. Пути оптимизации взаимоотношений педагогов и учащихся Текст. / В. Г. Казанская. Казань: КГУ. — 89 с.
  88. , В.П., Спирин, Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств // Человек в системе наук Текст. / В. П. Казначеев, Е. А, Спирин. М. -1989.
  89. , М.П., Помогайбин, В.Н. Будущему образованию- технологию будущего Текст. / М. П. Карпенко, В. Н. Помогайбин // Дистанционное образование. М.: МЭСИ. — 1998. — № 4. — С. 28−33.
  90. , М.П. Телеобучение Текст. / М. П. Карпенко. М.: СТА, 2008. -800 с.
  91. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / A.A. Кирсанов. Казань: Казанский университет, 1982. -224 с.
  92. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранному языку Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Просвещение, 1982. — 193 с.
  93. , М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр и дискуссии Текст. / М. В. Кларин. Рига: Изд-во Профи, 1995.- 176 с.
  94. , M.B. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — С. 7.
  95. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. // Педагогика и психология М.: Знание, 1989.-77 с.
  96. , Е.А. Об основных этапах развития профессионализма. // Психолого -педагогические аспекты многоуровневого образования Текст. / Е. А. Климов. Тверь, 1997.- Т.9.- С. 46 — 50.
  97. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагог: учебное пособие Текст. Г. М. Коджаспирова / под ред. Ю. М. Забродина, М.: МГПУ, 1994.-344 с.
  98. , A.B. Современные методы обучения английскому языку Текст. / A.B. Конышева. Мн.: Тетра-системс, 2004. — 165 с.
  99. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей Текст. / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  100. , H.A. Программированное обучение за рубежом. О различиях между линейным и разветвленным программированием Текст. / H.A. Краудер. М.-: Высшая школа, 1998. — С. 58−67.
  101. , С.П. Управление формированием профессиональных интересов Текст. / С. П. Крегже // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23−30.
  102. , П.Ф. Технология модульного обучения Текст.: учебно-практическое пособие / П. Ф. Кубрушко, Д. Е. Назаров. М.: МГАУ им. В. П. Горочкина, 2001. — 60 с.
  103. , Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 49 с.
  104. , Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам Текст. / Н. Е. Кузовлева // Иностранные языки в школе. 1986. — № 4. — С. 56−59.
  105. , H.B. Методы системного педагогического исследования Текст.: учебное пособие / Н. В. Кузьмина. JL: Ленинградский университет, 1980. -172 с.
  106. , Г. В. Обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов Текст. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, H.A. Неудахина. -Барнаул: АлтГУ, 2004. 232 с.
  107. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения Текст.: учебное пособие / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АлтГУ, 1994. -128 с.
  108. , Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология Текст.: учебное пособие / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АлтГУ, 1995. — 150 с.
  109. , Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения Текст.: учебное пособие / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АлтГУ, 1998.-252 с.
  110. , Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения Текст. / дис.. д-ра пед. наук / Н. Б. Лаврентьева. -Барнаул, 1999.-344 с.
  111. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. / Л.Н. Ланда- Под общей ред. Б. В. Бирюкова, Г. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
  112. , М.М. О сущности методов обучения Текст. / М. М. Левина // Советская педагогика. 1970. — № 2. — С. 106−115.
  113. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 250 с.
  114. Леви Строе, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви — Строе.- М.: Наука, 1985.- С. 311−313.
  115. , B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.:Наука, 1989. -148 с.
  116. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  117. , А. H. Коммуникативность: пришло ее время? Текст. / А. Н. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1991. — № 5. — С. 22−23.
  118. , А.Н. Общее понятие деятельности // Основы теории речевой деятельности Текст.: / А. Н. Леонтьев. -М., 1974. С. 8.
  119. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст.: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. М: Издательство МГУ, 1971. — 115 с.
  120. , А.Н. Проблемы развития психики Текст.: / А. Н. Леонтьев. М., 1959.-480 с.
  121. , А.Н. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков Текст. / А. Н. Леонтьев // Aima mater. -1998.-№ 12.-С. 13−18.
  122. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  123. , И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1972. — 268 с.
  124. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974.-64 с.
  125. , И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия Текст. / И. Я. Лернер. М., 1995. — С. 6.
  126. , O.E. Концептуальные подходы к проектированию и обновлению содержания общего среднего образования в реформировании школы Текст. / O.E. Лисейчиков // На пути к реформе школы. Мн.: Тетра-системс, 1997. -С. 29−66.
  127. , В.В. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. — 928 е.: ил.
  128. , Э.В. Определение программно-целевого управления Текст. / Э. В. Лузик, Д. В. Чернилевский // Среднее профессиональное образование. -2000.-№ 9.-С. 31−34.
  129. , Э.В. Разработка и внедрение критериально-ориентированных педагогических текстов Текст. / Э. В. Лузик. М.: МИР, 1993. — 218 с.
  130. , A.C. Лекции о воспитании детей Текст. / A.C. Макаренко. М.: Просвещение, 1978. — 99 с.
  131. , А.К. Формирование мотивации учения Текст.: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  132. , Д.Ж. Социальная экология Текст.: / Д. Ж. Маркович М., 1991. -С. 53.
  133. , A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  134. , A.M. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения Текст. / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян. М.: Знание, 1981.- 82 с.
  135. , М.И. Проблемное обучение Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 418 с.
  136. , Н.В. Особенности организации модульно-рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа Текст.: учебно-методическое пособие / Н. В. Медведенко. Барнаул: БГПУ, 2005. — 72 с.
  137. Моделирование как метод научного исследования Текст.: гносеологический анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М: МГУ, 1995.-247 с.
  138. Модульно-рейтинговая технология обучения (опыт применения в вузе и средней школе) Текст.: сборник статей. Барнаул: АлтГУ, 1993. — 184 с.
  139. , В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии Текст. / В. М. Монахов. Педагогика, 1997. — № 6. — С. 26 — 31.
  140. , Е.В. Иностранные языки для студентов неязыковых специальностей // Примерные авторские программы для системы высшего образования Текст. / Е.В. Мусницкая- Под ред. Н. Е. Гез.- М.: МИР, 1998. -30 с.
  141. , В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Просвещение, 1980. — 256 с.
  142. , А.Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: Просвещенец, 1995. — 288 с.
  143. , Я.Г. Модели в науке и технике Текст. / Я. Г. Неуймин. JL: Наука, 1984. — 189 с.
  144. , H.H. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам Текст. / H.H. Нечаев // Вестник МПГУ. М.: МИР, 2002. — Вып. 467. — С. 5−21.
  145. , Н.Д. Вопросы индивидуализации обучения в буржуазной педагогике. Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания Текст. / Н. Д. Никандров. М.: НИИОП, 1977. — С. 59−67.
  146. Новейшие методы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей ВУЗов Текст. / Под ред. Г. С. Тер-Минасовой. М.: Московский университет, 1991. — 208 с.
  147. , A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия Текст. / A.M. Новиков // Aima mater, 1998. № 1. — С. 59 — 68.
  148. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов / Под ред. д-ра филол. наук, проф. H.IO. Шведовой. 15-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1984.-С. 746.
  149. , А.Н. Организационно-педагогические условия управления подготовкой учителя Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Н. Орлов. М., 1992.-31 с.
  150. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. / Е. И. Пассов. -2-е изд.- М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  151. , Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. — 173 с.
  152. Педагогика Текст.: учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, ТК Велби, 2004. — 432 с.
  153. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов / И. Ф. Исаев, A.B. Сластенин, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  154. Педагогика школы Текст. / Под ред. Г. И. Щукиной.- М.: МИР, 1977. С. 305.
  155. Педагогика. Учебник нового поколения Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Гриф МО. — М.: Педобщество, 2005. — 450 с.
  156. Педагогическая энциклопедия Текст. Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. -М.: Советская энциклопедия, 1995. Т.2. — С. 208−209.
  157. , Ж.В. Формирование готовности будущего специалиста к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: дата / Ж. В. Перепелкина. Калуга: изд-во Инфра-М, 2001. — 36 с.
  158. , Д.Н. Методика активизации познавательной деятельности студентов. Самостоятельная учебная работа студентов и ее контроль Текст. / Д. Н. Петров. Киев: Украина, 1976. — С. 86−90.
  159. , А.Н. Методика проведения ролевых игр. Методика преподавания иностранного языка в высшей школе Текст. / А.Н. Петрова- Под ред. Г. С. Тер-Минасовой. М.: Московский университет, 1993. — С. 82−90.
  160. , A.B. Психология Текст.: учебник для студентов, высших, педагогических заведений / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: центр «Академия», 1998. — 521 с.
  161. , P.C. Педагогика высшей школы Текст.: учебное пособие / P.C. Пионова. Мн.: Университетское, 2002. — 256 с.
  162. , Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов Текст.: / Ю. М. Плотницкий.- М. 1992.
  163. , И.П. Педагогика Текст.: учебник для студ. пед. вузов / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  164. Познавательные процессы и способности в обучении Текст. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: МИР, 1990. — 142 с.
  165. , Е.С. Дистанционное обучение Текст. / Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. -192 с.
  166. , Е.С. Обучение в сотрудничестве Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 6−7.
  167. , О.В. и др. Дистанционное образование: Региональные аспекты: межвузовский сборник Текст. / О. В. Попова и др. Под ред. Ю. И. Титаренко, И. К. Шалаева — Барнаул: БГПУ, 1999. — С. 46.
  168. , О.В. и др. Непрерывное образование и инженерия знаний. Междисциплинарные аспекты Текст. / О. В. Попова. Монография под ред. Ю. И. Титаренко.- Барнаул: БГПУ, 1998. — С. 413.
  169. , О.В. Проектирование адаптивных технологий профессионального образования Текст. / О. В. Попова. Монография под ред. Ю. И. Титаренко, И. К. Шалаева — Барнаул: БГПУ, 2001. — 130 с.
  170. , О.В. и др. Региональные аспекты дистанционного образования: монографический сборник Текст. / О. В. Попова и др. -Под ред. Ю. И. Титаренко, И. К. Шалаева Барнаул: БГПУ, 1999. — С. 51−55.
  171. , О.В., Титаренко, Ю.И. Социализация и профессиональное образование личности Текст. / О. В. Попова, Ю. И. Титаренко Монография под ред. П. М. Килина.- Барнаул- Алтайская академия экономики и права, 2001.-355 с.
  172. Психология. Словарь Текст. / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  173. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
  174. , В.Н. Системный подход к логике открытого образования // Школа и образование Текст. / В. Н. Редюхин / Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьторской конференции и региональных семинаров. М. — Томск, 1999, С. 34 — 37.
  175. , Ю.Г. Интерактивное самообучение Текст.: монография / Ю. Г. Репьев.- М.: Логос, 2004. 248 с.
  176. , Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
  177. , Б.У. Тестовые технологии Текст. / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М.: МИФИ, 1995.- 152 с.
  178. , Е.И. Формирование творческой деятельности студентов средствами модульного обучения Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук/Е.И. Рожкова. -Калуга: изд-во Феникс, 1991.-21 с.
  179. , Т.Н. Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. Н. Роныпина.- Липецк, 2001.- 18 с.
  180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. -608 е.- 1998. — Т.2. — 672 с.
  181. , С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Академия Наук СССР, 1957. — 328 с.
  182. , С.Л. Направленность личности (Основы общей психологи в 2 т.) Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т 1. — С. 103−165.
  183. , В.В. Развитие образовательной среды региона Текст. / В. В. Рубцов. -М.: Смысл, 1997.-С. 5−6.
  184. , Г. Н. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке Текст. / Г. Н. Салтавская, Г. В. Юргашина // Иностранные языки в школе. 2006. -№ 2. — С. 28.- 32.
  185. , Н.М. Мотивы изучения иностранных языков взрослыми Текст. / Н. М. Самилюк // Иностранные языки в школе.- 1976. № 3. — С. 117−121.
  186. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  187. , Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете Текст. / Т. А. Ильина // Педагогика, 2001. № 5. — С. 51−57.
  188. , И.С. Основы педагогической деятельности Текст.: учебное пособие / И. С. Сергеев. СПб.: Питер, 2004. — 316 с.
  189. , В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. /
  190. B.В. Сериков //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 24−26.
  191. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Степанов. -М.: Педагогика, 1980.-356 с.
  192. , Б. Программированное обучение за рубежом Текст. / Б. Скиннер // Наука об обучении и искусство обучения. М.: Высшая школа, 1998.1. C. 32−46.
  193. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1985. -1560 с.
  194. Современная философия: Словарь и хрестоматия Текст. / Ростов — на -Дону: Феникс, 1997.
  195. Современный философский словарь Текст. / Под общей ред. В. Е. Кемерова.-2-е изд., испр. и доп. -М.: ПАНПРИНТ, 1998.- 1064 с.
  196. , Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся Текст. / Л. А. Соколова // ИЯШ. 2005. — № 1. — С. 16−26.
  197. , E.H. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности Текст. / E.H. Соловова // ИЯШ. 2004. -№ 2.-С. 11−17.
  198. , E.H. Методика обучения иностранным языкам Текст. / E.H. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  199. , H.A. Дидактика Текст. / H.A. Сорокин. М., изд-во Просвещение, 1974. — С. 142.
  200. , А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин М., 1972. -С. 111.
  201. , В. Дидактическая технология и мультимедийное обучение Текст. / В. Стрыковский // Современная высшая школа. 1988. — № 3 (63). -С. 105−109.
  202. , Н.М. Системная синергетическая теория обучения: инновационный тезаурус Текст. / Н. М. Таланчук.- Казань, 1995.
  203. , Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса Текст. / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  204. , Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 99 с.
  205. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Московский университет, 1999. — 133 с.
  206. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 254 с.
  207. , М.Г. Систематизация знаний и умений у будущих инженеров в применении модульного обучения в дипломном проектировании Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Г. Тересявичене. Вильнюс, 1989. — 206 с.
  208. Тер-Минасова, С. Г. Методика преподавания иностранного языка в высшей школе Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: МГУ, 1993. — 131 с.
  209. Технология обучения в Современной Гуманитарной Академии Текст.: методическое пособие для студентов СГА / Сост.: В. Н. Фокина. Современная Гуманитарная Академия. — М.: М-Пресс, 2005. — 14 с.
  210. Траяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / П. Траяр де Шарден. М.: Наука.- 1987.-С. 135- 137.
  211. , П.И. Технология модульного обучения в школе Текст. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. М. Мир, 1997. — 324 с.
  212. , А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1971.-311 с.
  213. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: МИР, 1990. 192 с.
  214. , С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе Текст. / С. К. Фоломкина. М.: Высшая школа, 1987. — 208 с.
  215. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. Мн.: Тетра-системс, 2002. — С. 198.
  216. , Дж. Создание среды кооперативного обучения Текст. / Дж. Хэссард // Исследования США штат Джорджия. М.: МИР, 1987. — С. 43−65.
  217. , Ю.А. Роль самоконтроля студентов в обучении иностранному языку Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Цицельская. СПб, 2002.- 17 с.
  218. , М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов Текст.: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002. — 432 с.
  219. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.
  220. , Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе Текст.: учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: — Экспедитор, 1999.-288 с.
  221. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст.: методическое пособие / М. А. Чошанов // М.: Народное образование. 1999. -№ 2.-160 с.
  222. , М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в высшей школе Текст.: дис. д-ра пед. наук / М. А. Чошанов. Казань, 1999. -320 с.
  223. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  224. , И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Шаршов. Белгород, 2000. — 21 с.
  225. , В. Теория и практика разработки системы дидактико-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам Текст.: дис. д-ра пед. наук / В. Шатуневский. М., 2004. — 145 с.
  226. , Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия Текст.: словарь / Е. В. Ширшов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256 с.
  227. , В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: ЛГУ, 1993. -127 с.
  228. , В.А. Современные проблемы идеологии научного познания Текст. /
  229. B.А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
  230. , Н.В. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США Текст. / Н. В. Шумакова // Проблемы зарубежной высшей школы. Обзорная информация, 1992. Вып. 4. — С. 18−20.
  231. , П.Г. Выступление на открытии конференции: Тьюторство: идея и идеология Текст. / П. Г. Щедровицкий // Материалы I межрегиональной тьюторской конференции.- Томск, ТГПУ, 1996.
  232. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 206 с.
  233. , Г. Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка Текст. / Г. Д. Юрченкова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4.1. C. 42−45.
  234. , П.А. Основы модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. -Вильнюс: ПКР-РиСНХ, 1989. 69 с.
  235. , П.А. Принципы модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.- 52.
  236. , П.А. Теория и практика модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. Каунас: Изд-во «Швиеса», 1989. — 272 с.
  237. , В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы Текст. / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 245 с.
  238. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1999. — 99 с.
  239. , И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения Текст. / И. С. Якиманская // Директор школы. 1998. -№ 3(38). — С. 65−72.
  240. , И.С. Принцип активности в педагогической психологии Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 18.- 27.
  241. , Ф. Технология в системе высшего образования Текст. / Ф. Янушкевич. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
  242. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст.: / В. А. Ясвин М.: Смысл, 2001. — С. 14.
  243. Brown, Н. Douglas Principles of language learning and teaching Текст. / H. Douglas Brown.- Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1987. -300 p.
  244. Curch, C. Modular Cources in British Higher Education Текст. / С. Curch // A Critical Assessment in Education Bulletin. 1975. — Vol. 3. — P. 65−84.
  245. Dewey, J. How we think: A restorement of the relation of reflective thinking to the education progress Текст. / J. Dewey. Boston, etc., 1933. — 407 p.
  246. Disick, R.S. Modern language performance objectives and individualization Текст. / R.S. Disick, R.M. Vatette // A Handbook. Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1972. — 259 p.
  247. Dunn, R. Teaching students through their individual learning styles Текст. / R. Dunn, K. Dunn. Reston Publishing Company, Inc.: A Prentice Hall Company, Reston, Virginia, 1978. — 400 p.
  248. Goldschmidt, В. Modular Instruction in Higher Education Текст. / В. Goldschmidt, M.L. Goldschmidt // Higher Education. 1972. — № 2. — P. 15−32.
  249. Maslow, A. Some educations of humanistic psychology Текст. / A. Maslow // Harvard Educational Review. 1998. — V. 38 n 4. — 691 p.
  250. Modularization and progression Текст. / Issues in the 14−19 curriculum: Working Paper.- London: London Univ. Press. 1989. — № 6. — P. 35.
  251. Modularization and the new curricula Текст. / London: FESC Report. 1986. -Vol. 19.-№ 4.-P. 55.
  252. Owens, G. The Module in «Universities Quarterly» Текст. / G. Owens // Universities Quarterly. Higher Education and Society.- 1985 / Vol. 25. — № 1. -P. 20−27.
  253. Postletwait, S.N. Modulis Текст. / S.N. Posletwait, J.D. Russel // Minicources-the style of the Future in «Modulis» (Omission on Undergraduate Education in the Biological Sciences), 1971. P. 37.
  254. Pressey, S.L. Psychology in Education Текст.: S.L. Pressey, F.P. Rolinson, J.E. Horrocks. New-York: Harper and Row, 1959. — 400 p.
  255. Prokopenko, I. Modular Course Format for Supervisory Development Текст. / I. Prokopenko, L.A. Bittel // Training and Development Journal. 1981. — P. 15−18.
  256. Prokopenko, I. Modular programme for supervisory development Текст. / I. Prokopenko, J. White, L. Bittel, R. Eckles. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. — P. 5.
  257. Rivers, W.M. The principles of interactive language learning Текст. / W.M. Rivers //NFLC Occasional Papers. February. — 1989. — P. 1−11.
  258. Rubenzer, Ronald L. Educating the other half: implications of Left / Right Brain Research Текст. / L. Ronald, Rubenzer // Clearinghouse on handicapped and gifted children, 1982. -44 p.
  259. Russell, J.D. Modular Instruction Текст. / J.D. Russell // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnessota, 1974. — P. 20−22.
  260. Skinner, B.F. The technology of teaching Текст. / B.F. Skinner. 1998. — № 4. -157 p.
Заполнить форму текущей работой