Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижению целей формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта способствует комплексная, системная и последовательная реализация социально-педагогических условий: обеспечение постоянного предъявления образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личностиорганизация погружения индивида в коллективную жизнедеятельность, включающей физическую культуру… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИ^ЕЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность здорового образа жизни и пути его формирования
    • 1. 2. Возможности средств физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни военнослужащих
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
    • 2. 1. Опыт реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у курсантов военного вуза средствами физической культуры и спорта
    • 2. 2. Анализ результатов опыта формирования здорового образа жизни у курсантов военного вуза средствами физической культуры и спорта
  • Выводы по главе

Формирование здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни.

Все чаще в последнее время на самом высоком государственном уровне поднимается вопрос о необходимости пропаганды физкультуры, спорта и здорового образа жизни. Для столь серьезного обращения государства к рассмотрению данного вопроса существует масса предпосылок. Среди них и', озабоченность низким уровнем физического состояния прибывающего в ряды Вооруженных Сил пополнения. По данным Минздрава России, сегодня более 60% юношей призывного возраста нуждаются в систематическом врачебном контроле, из них 36% имеют дефицит массы тела.

Социальная политика в области военного образования ориентирована на сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья. На это прямо указывают: Концепция развития физической культуры и спорта, наставление по физической подготовке и спорту (НФП — 2001, 2005), Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации, директивы и приказы Министра обороны.

Военный вуз — это особый социальный институт, деятельность которого базируется на приказах Министра обороны, директивах Генерального штаба, указаниях командующих округами. Он имеет потенциальные возможности при незначительной интенсификации учебного процесса проводить работу по воспитанию основ здорового образа жизни курсантов, не изменяя программы по профилю обучения. Обучение в вузе является благоприятным и достаточным по длительности периодом для формирования у курсантов устойчивой мотивации на долгую и здоровую жизнь.

Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой категории молодежи, как курсанты высшего военного учебного заведения, поскольку современный военный специалист должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но хорошим здоровьем.

Большими возможностями по формированию здорового образа жизни курсантов располагает кафедра физической подготовки и спорта вуза. Она способна на качественном уровне решать задачу сохранения и укрепления здоровья курсантов, воспитывать бережное отношение к нему. Однако решение данной задачи не может быть реализовано преподавателями одного предмета, даже если это — физическая подготовка. Только целенаправленная работа всего коллектива вуза может решить проблему укрепления физического, психического, духовного здоровья курсантов.

По мнению специалистов (В.К. Бальсевич, Н. А. Пономарев, В. И. Столяров и др.) физкультурно-оздоровительная деятельность связана с преобразованием в единое целое социального с биологическим и духовным в человеке, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Физкультурно-оздоровительная деятельность своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.

Следует признать, что, несмотря на провозглашенную оздоровительную направленность занятий физической культурой, здоровье так и не стало главной ценностью физического воспитания.

Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий:

— между объективными потребностями в формирования здорового образа жизни курсантов, воспитания у них осознанного, ценностного отношения к здоровью и недостаточным научно-методическим обоснованием социально-педагогических условий реализации этого процесса;

— между накопленным в военных учебных заведениях опытом использования средств и методов физической подготовки военнослужащих и недостаточностью его осмысления с точки зрения формирования здорового образа жизни;

— существованием потребности в офицерах с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни, способных реализовать его в профессиональной деятельности, и недостатком научно-практических рекомендаций по формированию основ здорового образа жизни у курсантов вуза.

На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: каковы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Цель исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений.

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Здоровый образ жизни в настоящем исследовании понимается как эталон, образец, вошедший в структуру личностной идентичности. Соответственно его формирование достигается такой организацией социально-педагогического процесса, в ходе которой комплексное, системное и последовательное применение средств физической культуры и спорта способствует идентификации личности с образцом.

Гипотеза исследования. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта может достигнуть искомой цели, если: обеспечивается постоянное предъявление организаторами физкультурно-спортивной работы образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личностиорганизуется погружение индивида в коллективную жизнедеятельность, включающей физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элемент;

— стимулируется индивидуальный прирост физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционированием в системе межличностных отношений;

— поддерживается демонстрация, проявляемых во внешнем облике, признаков здорового образа жизни в социальном окружении;

— осуществляется коррекция процесса идентификации личности с образцом здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность процесса формирования здорового образа жизни в условиях военного вуза.

2. Охарактеризовать возможности средств физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни у курсантов.

3. Выявить и эмпирически проверить социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

4. Определить результативность реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет комплекс идей и научных положений об основах организации воспитательного процесса (В.М. Басова, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, H.JI. Селиванова, А. И. Тимонин и др.) — о системе социального воспитания в военных учебных заведениях (А.В. Барабанщиков, И. В. Биочинский, М. В. Воропаев и др.), концепции образования в области здоровья (Г.Л. Апанасенко, Н. М. Амосов, Э. В. Вайнер, Г. К. Зайцев, А .Я. Иванюшкин, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Т. В. Карасева, В. В. Колбанов и др.) — теории деятельности и деятельностного подхода в формировании личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — общие теоретические положения о взаимосвязи воспитания и физической культуры (Б.Г. Ананьев, Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев и др.) — труды, обращенные к проблеме оздоровительного и воспитательного значения физической культуры (А.А. Бишаева, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.).

Были приняты во внимание результаты исследований различных аспектов формирования здорового образа жизни (Т.В. Гиголаева, A.M. Лощаков, Ю.И. Якунин) и воспитания курсантов высших военных учебных заведений (Е.В. Лигновская, Ю. А. Поларшинов, А. В. Проворов, М. С. Смирнова, О. А. Стребиж, В. В. Чернов, О. П. Щукина и др.), выполненных в Костроме.

Для проверки исходных положений нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, корреляционный анализ полученных данных, опытная работа).

Базой исследования стали Костромское высшее военное командное училище (КВВКУРХБЗ) и Военная академия радиологической, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (ВАРХБЗ). Исследованием охвачено 150 курсантов. В опытной работе принимали участие командиры подразделений, преподаватели кафедры физической подготовки и спорта, медицинские работники, кафедра гуманитарных социально-экономических дисциплин ВАРХБЗ, преподаватели факультета физической культуры КГУ им. Н. А. Некрасова.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (2004;2005 гг.) изучались теоретические подходы к проблеме, уточнялся понятийный аппарат, определялись цели, задачи, объект и предмет исследования. Анализировалась научно-методическая литература и официальные источники по теме. Разрабатывалась программа и методика исследования.

На втором этапе (2005;2008 гг.) определялись социально-педагогические условия формирования ЗОЖ у курсантов. Организовывалась опытная работа на базе КВВКУРХБЗ и ВАРХБЗ им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.

На третьем этапе (2008;2009 гг.) осуществлены анализ и систематизация полученных данных, уточнены основные положения и выводы исследования, оформление текста диссертационного исследования, даны методические рекомендации командирам подразделений для практической реализации идей воспитания основ здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами и методами физической культуры и спорта.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— обосновано понимание здорового образа жизни как эталона, образца, вошедшего в структуру личностной идентичности;

— охарактеризована организация социально-педагогического процесса формирования здорового образа жизни как комплексного, системного и последовательного применения средств физической культуры и спорта способствующего идентификации личности с образцомопределены социально-педагогические условия формированияздорового образа жизни у курсантов средствами физической культуры и спорта;

— описаны пути реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта реализуются в практике работы Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Материалы исследования используются в учебном процессе при подготовке будущих офицеров Российской Армии, в специальных курсах на факультете физического воспитания КГУ имени Н. А. Некрасова. Научные выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке рекомендаций для организаторов воспитательной и физкультурно-спортивной работы в воинских частях и подразделениях.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались разносторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийорганизацией опытной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиямногократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендацийкорректным применением статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены автором в докладах и выступлениях на семинарах и совещаниях преподавателей Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (2006, 2007, 2008), на III Международной конференции «Научный потенциал мира — 2006» (Днепропетровск, 2006), на научных конференциях «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005), «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности» (Кострома, 2007), «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» (Ярославль, 2008), «Психологическое сопровождение национальных проектов: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры» (Кострома, 2008) и других.

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 публикациях автора, из них 2 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущностной особенностью формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений является такая организация социально-педагогического процесса, в ходе которой здоровый образ жизни предъявляется как эталон, образец, для личностной идентификации.

2. Достижению целей формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта способствует комплексная, системная и последовательная реализация социально-педагогических условий: обеспечение постоянного предъявления образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личностиорганизация погружения индивида в коллективную жизнедеятельность, включающей физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элементстимуляция индивидуального прироста физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционированием в системе межличностных отношенийподдержка демонстрации, проявляемых во внешнем облике, признаков здорового образа жизни в социальном окруженииосуществление коррекции процесса идентификации личности с образцом здорового образа жизни.

3. Результативность реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта проявляется как в объективированных показателях позитивных изменений в физических возможностях индивида, так и в мере вхождения здорового образа жизни в структуру индивидуальной идентичности, измеряемой уровнем самооценки личности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 138 наименования.

Выводы по главе.

Средства физической культуры и спорта в целях нашего исследования можно представить в трех функциональных измерениях: внешне-демонстрируемом, организующе-процессуальном и активно-реализуемом. Первое измерение в нашем понимании — это когда действие средств физкультуры и спорта наблюдаются индивидом как бы со стороны (восприятие спортивных соревнований, праздничных мероприятий, носителей результативности занятий физкультурой и спортом и т. п.). Второе — это выполнение средствами физической культуры и спорта функции нормообразования территориально-временного пространства (режим дня, гигиенические и бытовые требования, чередование физической и умственной деятельности, требования к культуре внешнего вида и т. п.), в которое повседневно погружен индивид. Третье — это активность индивида в использовании средств физической культуры и спорта.

Для формирования здорового образа жизни курсантов в нашей опытной работе мы стремились использовать возможности средств физической культуры и спорта во всех измерениях.

Характер воинских отношений во многом зависит от единства установок и ценностных ориентаций личного состава подразделения, уровень сплочения которого определяется результатом доминирующей деятельности. Использование средств физической культуры во внешне-демонстрируемом измерении происходило во время общевойсковой подготовки (КМБ). Когда абитуриенты приходят с различными внешними данными. В жизнь курсантских подразделений физкультура и спорт постепенно входила как ценностно-нормативный элемент. Она воспринималась как необходимый атрибут повседневной жизни. В связи с этим изменялись показатели физических возможностей каждого курсанта, что стимулировало их к продолжению самосовершенствования. Мы видели это, проанализировав посещаемость соревнований и занятий по самоподготовке по физической культуре.

Наблюдая за процессом формирования здорового образа жизни у курсанта средствами и методами физической культуры и спорта мы проводили коррекцию в отношении самоопределения в образе жизни курсанта, что было связано с поиском своего нравственного идеала, определением для себя социальных ценностей, жизненного призвания. На данном этапе происходило совершенствование знаний и умений, полученных ранее, с позиции их практического применения в служебной деятельности. Здесь, как правило, у курсантов уже сформировался свой индивидуальный образ жизни.

Говоря о погружении личности в коллектив мы видели, что. личность занимает определенную позицию в нем. Это выполнение средствами физической культуры и спорта функции нормообразования территориально-временного пространства (режим дня, гигиенические и бытовые требования, чередование физической и умственной деятельности, требования к культуре внешнего вида и т. п.), в которое повседневно погружен индивид. Здесь средства физической культуры и спорта представлены в организующе-процессуальном функциональном измерении.

Третье измерение в нашем понимании — это активность индивида в использовании средств физической культуры и спорта. Одним из условий нашей гипотезы является процесс стимулирования индивидуального прироста физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционирование в системе межличностных отношений у курсантов высших военных учебных заведений.

Стимулированием для курсантов к выполнению физических упражнений является повышение своих результатов, от которого зависит его положение в подразделении. Соответственно, чем выше его показатели в оценочной шкапе по физической подготовке, чем выше его результат в соревнованиях, тем более уверенную позицию он занимает среди своих сокурсников. От этого напрямую зависит место курсанта в рейтинге у командующего состава, а соответственно и отношение командиров к нему.

Одним из показателей результативности работы, которую мы проводили, выступает изменения уровня самооценки курсантов. Показатель самооценки вычислялся путем измерения уровня взаимосвязи между двумя ранжированными рядами. Рассматривая полученные результаты, мы наблюдаем изменение самооценки от курса к курсу. Так, приходя в стены военного вуза 51,6% первокурсников имеют низкую самооценку, это те курсанты, которые при сдаче вступительных экзаменов и первой экзаменационной сессии уступали в физических данных своим сокурсникам.

Среднюю самооценку имели 35,5% первого курса, прежде всего это курсанты сдавшие физическую подготовку на «хорошо» и «отлично» и регулярно занимающиеся физической культурой и спортом как перед поступлением в ВВУЗ, так и на протяжении первого курса. Высокую самооценку имели 12,9% первокурсников. Это связано с тем, что помимо абитуриентов поступающих после школы есть курсанты, которые отслужили срочную службу в вооруженных силах в РФ и проходят по контракту. Соответственно на первом году службы они занимают более высокую позицию, как в физической подготовке, так и среди курсантского коллектива, являясь сержантами. Также высокую самооценку в физической подготовке имели курсанты, которые добились результатов в спорте высоких достижений до учебы в ВВУЗе.

На четвертом курсе, согласно нашего опроса, мы можем наблюдать следующую ситуацию. Низкая самооценка у курсантов уменьшилась до минимального уровня — 32,2%, средняя самооценка наоборот выросла — 61,3%, а высокая снизилась до 6,5%. Следовательно, это, можно связать с вовлечением курсантов в физкультурно-оздоровительную деятельность, а также с постоянным предъявлением образца здорового образа жизни и ведение ими ЗОЖ на подсознательном уровне.

При сравнении успеваемости курсантов с 1 по 5 курс мы замечаем, что положительных оценок по выполнению нормативов возрастает. При этом мы знаем в соответствии с нормативами НФП-2001 выполнить норматив становится сложнее как в численном так и в качественном показателях. Мы видим, что большее количество курсантов преодолевают планку положительной оценки. Это свидетельствует о том, что такие качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость у курсантов поднялись на новый более высокий уровень. Потому что каждый норматив это проверка у военнослужащего одного из физических качеств. Соответственно видя результаты 1 и 5 курсов и сравнивая их, можно сделать вывод, что наши условия успешно работают за время прохождения службы в академии. Но для нас было более важно как выглядит внутренний мир человека, в который входит самооценка о его физическом развитии. По проведенному опросу у курсантов видна большая разница между первым и пятым курсом. Мы видим, что снизился процент низкой самооценки и завышенной самооценки.

В основе своей результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, где здоровый образ жизни понимается как эталон, образец, вошедший в структуру личностной идентичности. Его формирование достигается такой организацией социально-педагогического процесса, в ходе которой комплексное, системное и последовательное применение методов и средств физической подготовки способствует идентификации личности с образцом.

Формирование ЗОЖ средствами физической культуры может достигнуть искомой цели при следующих социально — педагогических условиях:

— обеспечивается постоянное предъявление образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личностиорганизуется погружение индивида в коллективную жизнедеятельность включающей физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элемент;

— стимулируется индивидуальный прирост физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционированием в системе межличностных отношений;

— поддерживается демонстрация, проявляемых во внешнем облике, признаков здорового образа жизни в социальном окружении;

— осуществляется коррекция процесса идентификации личности с образцом здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В основе своей результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Здоровый образ жизни определяется как эталон, образец, вошедший в структуру личностной идентичности. Его формирование достигается такой организацией социально-педагогического процесса, в ходе которой комплексное, системное и последовательное применение средств физической культуры и спорта способствует идентификации личности с образцом.

2. Возможности средств физической культуры и спорта (физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов) в формировании здорового образа жизни характеризуются их воздействием на физическую развитость человека, проявляемую в определенных физических параметрах состояния организма и отражающуюся в его внутреннем мире.

3. Достижению целей формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта способствует комплексная, системная и последовательная реализация социально-педагогических условий: обеспечение постоянного предъявления образца здорового образа жизни для индивидуальной ориентировки личностиорганизация погружения индивида в коллективную жизнедеятельность, включающей физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элементстимуляция индивидуального прироста физических возможностей личности, сопровождаемый адекватным позиционированием в системе межличностных отношенийподдержка демонстрации, проявляемых во внешнем облике, признаков здорового образа жизни в социальном окруженииосуществление коррекции процесса идентификации личности с образцом здорового образа жизни.

4. Результативность реализации социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта подтверждается как объективированными показателями позитивных изменений в физических возможностях индивида, так и в мере вхождения здорового образа жизни в структуру индивидуальной идентичности, измеряемой уровнем самооценки личности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Выявленные социально-педагогические условия способствуют повышению эффективности процесса формирования здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений средствами физической культуры и спорта.

Дальнейшие перспективы исследования проблемы видятся в определении взаимосвязи и взаимовлияния работы по формированию здорового образа жизни у курсантов высших военных учебных заведений с другими направлениями социального воспитания. Например, с воспитанием гражданственности, социальной ответственности, социальной компетентности. Актуальным представляется исследование проблемы готовности будущих офицеров к социально-педагогическому обеспечению процесса формирования здорового образа жизни у военнослужащих вверенных им строевых подразделений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Донецк:1. Сталкер, 2002. 590 с.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  3. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. — М.: Наука, 1978. —339 с.
  4. Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности современника. Ставрополь: Изд-во СКГТУ, 1999. —43 с.
  5. Р. Психосинтез: принципы и техники. Психотерапия. — М.: 2008.-381 с.
  6. М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 22 с.
  7. А.В. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1986. — 246 с.
  8. В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология. 2002. — № 3. — С. 74−78.
  9. А.В. Здоровье человека: очерк современного состояния вопроса // Проблемы психологии и эргономики. — Тверь-Ярославль, 1996. № 31. — С. 75−77.
  10. Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. -256 с.
  11. Е.Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  12. Белое В. К Психология здоровья. СПб, 1994. — 272 с.
  13. В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. 2-е изд. — М.:1. Химия, 1994.-400 с. 21 .Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1976. — 269 с.
  14. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с. 23 .Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  15. А.А. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. 130 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.2 В.Бондаренко А. В. Формирование социального опыта курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. — 17 е.,
  17. Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология. 1998. -№ 3. — С. 17−23.
  18. М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / МЛ. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 3. — С. 2−7.
  19. Ъ А. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. — 592 с.
  20. Ъ5.Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М., 1996. — 94 с.
  21. Воспитание: научные дискуссии и исследования. Сб. науч. тр. (По материалам научной конференции-дискуссии) / под ред. Е. В. Титовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 200 с.
  22. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. -М.: Вентана-Граф, 2002. 384 с.
  23. Ъ9.Вулъфов Б. З. Острые проблемы воспитания: поиски и решения / Б. З. Вульфов, Н. Ю. Синягина, В. А. Березина, В. Д. Иванов. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. — 240 с.
  24. Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. — М., 1984. — 432 с.
  25. АХ.Гиголаева Т. В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 23 с.
  26. В.Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2001. — 19 с.
  27. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  28. С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: Социально-философские и медико-биологические проблемы. — Кишинев, 1991. —С. 19−39.
  29. Н.Д. Спорт и здоровье // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 4. — С. 49−54.
  30. В.И. Толковый словарь живого великоросского языка. — М.: Сов. энцикл., 1952. 1544 с.
  31. Ю.И. Физическая культура. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
  32. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуреэмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. — Т. 1. — 296 с.
  33. Здоровый образ жизни: Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. — 184 с. 52.3доровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века / сост. В. И. Жолдак. Томск, 1996. — 240 с.
  34. В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — С 255−256.
  35. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. — Т. 45. — № 1. — С. 49−58.-№ 4.-29−33.
  36. История и основы теории физической культуры / под общ. ред. В. В. Миронова, В. Г. Федорова. СПб., 2005. — 295 с.
  37. Э.М. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования / Э. М. Казин, Т. С. Панина, А. И. Федоров // Валеология. 1997. — № 3. — С. 5−9.
  38. Как быть здоровым? (Из. зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): пер. с англ. — М., 1990. — 240 с.
  39. В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / Физическая культура и спорт в Российской Федерации: (студенческий спорт). — М.: Полиграф-сервис, 2002. — С. 43−66.
  40. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. -СПб., 1998.-232 с.
  41. Кон КС. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1989. — 44 с.
  42. Д.Ю. Акмеологические факторы развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2004. — 22 с.
  43. Н. 5 слагаемых здорового образа жизни // Здоровье. 2000. -№ 2. — С. 5−8.
  44. А.Ю. Содержание и формы физической подготовки / А. Ю. Крупорошников, С. Х. Свердов. М., 2005. — 88 с.
  45. В.П. Трехмерная модель здоровья: Сантивность и пантивность // Валеология. — 2000. — № 1.-С. 15−21.
  46. Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. — Минск, 1996. 144с.
  47. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М., 1977. — 304 с.
  48. А.Н. Личность и деятельность // Вопросы философии. — 1974. — № 5. — С.65−68.
  49. П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. — М., 1951.-333 с.
  50. Ю.Лигновская Е. В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2005.-27 с.
  51. В.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 3−23.
  52. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  53. Ю.С. Средовой подход в воспитании. — М.- Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
  54. В.Л. Методики психологии в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиненко, Л. К. Серова. — 1V1.: Просвещение, 1990. — 256 с.1%.Матвеев Л. П. Общая теория спорта. М. 1997. — 304 с.
  55. B.C. Структура личности: характер, способности самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990.-108 с.
  56. А.В. Социализация вчера и сегодня. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 432 с. 81 .Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 304 с.
  57. А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  58. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах РФ (НФП-2001). -М., 2001.-224 с.
  59. Н.Н. Межличностные отношения. JI., 1979. — 152 с. 88 .Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». — М.:ГАСК, 2002.-104 с.
  60. Ю.Павлова И. М. Нравственное формирование личности в процессе развития коллектива / И. М. Павлова, Т. Н. Карпович // Воспитание, личность, профессия. Минск: УО РИПО, 2004. — № 1. — С. 20−23.
  61. Ю.А. Социально-педагогическое обеспечение самореализации курсантов военном вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2008. — 22 с.
  62. А.П. Спортивная психология. — М.: Флинта, 1999. — 152 с.
  63. А.В. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыларакетного соединения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002.-17 с.
  64. PooicKoe М. И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999. 117 с.
  65. Н.С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. -М.: 1993. 193 с.
  66. Т.А. Социальное воспитание: Эволюция теоретических образов. — Новосибирск: Наука, 2007. — 380 с.
  67. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. — 672 с.
  68. С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — 328 с.
  69. Н.Л. Воспитательное пространство: основные теоретические представления // Воспитательное пространство: опыт региона. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2006.-С. 5−19.
  70. И.Н. Формирование социальной компетентности курсантов военного вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2005. — 26 с.
  71. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1996.-384 с.
  72. М.С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 22 с.
  73. И.О. Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 22 с.
  74. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») /В.В. Дубицкий, А. Е. Крухмалев, В. Ф. Шрейдер, В. Г. Пузиков, И. А. Огородникова, Н. К. Поздняков, О. Г. Дука, Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. 2005. — № 4. — С. 86−93.
  75. Г. М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал МАНПО. — М., 2003. -№ 3.-С. 22−27.
  76. В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. 284 с.
  77. В.И. Программа международного социологического исследования здорового образа жизни и физической культуры студентов // Здоровье студентов. Вып. 1: Здоровый образ жизни и физическая культура студентов. — Москва Харьков, 1990. — С. 3−10.
  78. О.А. Формирование субъектности курсанта военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2005. — 19 с.
  79. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. З.-М., 1981.-С. 395−578.
  80. Теория и методика физической культуры / под общ. ред. К. Холодова. -М.: Воениздат, 2001.-125 с.
  81. А.И. Концептуальные основы социально-педагогическогообеспечения профессионального становления студента вуза: Монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — 202 с.
  82. Е. И. Валеология: Словарь. М., 1999. — 248 с.
  83. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2001. — 64 с.
  84. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 213 с.
  85. У майский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977. С. 54−71.
  86. Н.П. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности // Н. П. Фетискин, В. И. Кулайкин, Т. П. Миронова. — Москва-Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. 117 с.
  87. Формирование здорового образа жизни / под ред. JI.B. Баль. — М.: Владос, 2003.-190 с.
  88. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования / под общ. ред. O.JI. Трещевой. Омск: СибГАФК, 2002. -268 с.
  89. А.Б. Эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вестник реабилитационной и коррекционной работы. — 1996.
  90. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-480 с.
  91. Л. Теории личности: (Основные положения, исследования и применение) / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  92. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 314.
  93. О.В. Формирование социально-коммуникативных умений у курсантов военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2005.-23 с.
  94. В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 19 с.
  95. А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
  96. .Н. Валеология: Избранные лекции. — М., 1997. 245 с.
  97. М.В. К вопросу о социально-педагогической обусловленности становления идентичности личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. —2006. Т.12. — № 2. — С. 3−6.
  98. О. П. Организация поликультурного взаимодействиякурсантов в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 21 с.
  99. Энциклопедический словарь. Т. 38 (75) / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1903. -482 с.
  100. Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. — Т.4. — Вып. 2. — С. 364−366.
  101. Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002. — 22 с.
  102. М.Г. Наука о поведении: русский путь // Научный журнал Российской академии образования. 1995. — № 5. — С. 27−30.
Заполнить форму текущей работой