Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические и методические выводы, представленные в диссертационном исследовании были подтверждены на опытно-экспериментальной базе исследования. Соискателем получены соответствующие Акты о внедрении инновационной технологии формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров средствами коучинга. Данные Акты подтверждают эффективность предложенной технологии и рост количественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эмоциональная компетентность менеджеров как объект профессиональной подготовки
    • 1. 1. Эволюция подходов в подготовке современного менеджера в вузе
    • 1. 2. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной подготовки будущего менеджера
    • 1. 3. Педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Коучинг в формировании эмоциональной компетентности будущих менеджеров
    • 2. 1. Управленческий и психолого-педагогический анализ понятия «коучинг»
    • 2. 2. Основные подходы к реализации коучинга в подготовке будущего менеджера
    • 2. 3. Технологии коучинга в формировании эмоциональной компетентности менеджера
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению коучинга как технологии формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров
    • 3. 1. Процедура и методика исследования
    • 3. 2. Авторская программа формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров технологиями коучинга
    • 3. 3. Анализ и интерпретация результатов формирования эмоциональной компетентности в процессе внедрения авторской технологии коучинга
  • Выводы по третьей главе

Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Профессиональная подготовка специалистов управленческого профиля становится предметом пристального внимания в связи с изменениями в установках работодателей, конъюнктуре рынка труда, достижениях практического менеджмента и теории управления. Активно развиваются направления исследований в подготовке управленцев, связанные с активизацией обучения менеджеров (О. С. Анисимов, И. В. Резанович, Р. М. Шафиев, P. Hawkins, N. Smith), развитием вариативных систем подготовки и переподготовки управленческих кадров (В. П. Горшенин, JL С. Зникина, С. В. Иванова), использованием технологий, повышающих эффективность подготовки кадров (Р. Брод, П. Б. Волков, А. О. Вылегжанина, М. Silberman). Особое внимание уделено качествам менеджера — коммуникативным и лидерским (Е. М. Борисова, М. Вудкок, Т. А. Грабницкая, Е. В. Руденский, Д. Френсис, Р. F. Drucker).

В Российской Федерации подготовка управленческих кадров является относительно новым явлением. Многие образовательные учреждения все еще находятся в процессе овладения более современными методами обучения и сравнительно недавно начали исследовать возможности подхода, позволяющего в большей степени ориентироваться на клиента. В России, как и в других странах, признают тот факт, что основным элементом конкурентоспособности является максимизация потенциала сотрудников: в частности, на рынке труда большей востребованностью пользуются менеджеры, способные раскрыть потенциал сотрудников (Д. Гоулман, И. JL Добротворский, Е. А. Ермакова).

Следовательно, необходимо обеспечить максимальное раскрытие потенциала специалиста, как в имеющихся условиях, так и путем их изменения.

Провозглашенная Законом РФ «Об образовании» ориентация содержания образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» требует поиска адекватных технологий, поскольку в высшей школе сохраняется тенденция напряженной самореализации личности в связи с унификацией образовательных программ и учебных планов.

В литературе подчеркивается эмоциогенный характер управленческой деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты (А. М. Бандурка, JI. Д. Кудряшова, И. С. Мангутов, JL И. Уманский). К ним относятся: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензитивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т. п.

Компетентностный подход, активно внедряемый в настоящее время в образование (В. А. Кальней, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя) и особенно в подготовку кадров (Д. А. Махотин, А. М. Павлова, А. И. Субетто, Э. Э. Сыманюк, Ю. В. Фролов), служит своеобразным ответом на кризис традиционной системы образования, не всегда способной согласовывать социальный заказ, интересы общества и потребности личности.

В работах И. Н. Андреевой, Р. Брода, Д. Гоулмана показана важная роль эмоционального интеллекта в успешности руководителя, в исследованиях А. С. Петровской, Р. Д. Робертса, С. Шабанова, С. Чумаковой, М. Downey обозначены факторы эффективности субъекта труда в зависимости от развитости эмоционального интеллекта.

В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической и управленческой науке. Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Например, некоторые авторы (D. Goleman, R. Cooper, A. Sawaf) считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (ЭИ), он же EQ (emotional quotient) имеет большую ценность для руководителя, чем IQ (intelligence quotient).

При анализе литературы прослеживается интересная особенность — основные компоненты эмоционального интеллекта в разрозненном виде присутствуют в различных классификациях профессионально-важных качеств (ПВК) руководителя. Концепция эмоционального интеллекта, как отмечает А. С. Петровская, отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. В широком смысле к ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими (как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей) (Д. В. Люсин).

Эмоциональная компетентность исследуется многими зарубежными (Д. Гоулман, М. Зайднер, Д. В. Люсин, Дж. Мэттьюс, Р. Д. Роберте, Л. Уит-ворт и др.) и отечественными (И. Н. Андреева, С. П. Деревянко) исследователями и рассматривается как способность субъекта управлять своими эмоциями и эмоциями других людей во взаимодействии с ними. Эмоциональная компетентность в некоторых исследованиях рядоположена с эмоциональным интеллектом (А. Алешина, А. С. Петровская, Г. Кимси-Хауз, Ф. Сандал, С. Шабанов, М. Г. Яновская), социальным интеллектом (Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк), личностными особенностями и свойствами человека (А. Савкин).

Специфика подготовки менеджера продиктована содержательными и результативными компонентами профессии: менеджер— организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп, руководитель предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов) — руководитель по отношению к подчиненным, администратор любого уровня, организующий работу на основе современных методов (Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова).

В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы к работе с персоналом. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом (И. Боброва, Р. Брод, В. Зимин, И. Луценко, Н. Плотникова, А. Савкин). Современное управление в стиле коучинг — это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия, где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения (Е. А. Ермакова, И. Л. Добротворский).

Вопросам подготовки менеджеров посвящены работы Н. Г. Багдасарьян, М. Н. Берулавы, О. А. Ершовой, 3. Д. Жуковской, В. М. Жураковского, М. М. Зиновкиной, М. Г. Лапусты, В. Ф. Мануйлова, В. И. Маршева, Б. С. Митина, В. П. Рачкова, Н. А. Селезневой, В. П. Симонова, С. П. Тимошенко и др. Изучение профессиональной деятельности менеджеров представлено в работах М. Альберт, Н. Ш. Валеевой, В. Н. Галеева, С. П. Дырина, В. Н. Иванова, Л. Д. Кудряшовой, И. В. Львова, С. Ф. Макарова, С. Д. Мартынова, В. К. Тарасова и др.

Проведенный анализ литературы и исследования по проблеме свидетельствуют о том, что эмоциональная компетентность будущих специалистов в области управления и коучинг как технология ее формирования не становились объектом специального исследования, что обусловливает актуальность работы. На основе представленного анализа нами выявлены следующие противоречия: между высокой значимостью эмоциональной компетентности в деятельности управленца и отсутствием целенаправленной работы по ее формированию в процессе подготовки менеджеров в вуземежду высоким потенциалом коучинга в подготовке руководящих кадров и низким уровнем его использования в подготовке будущих специалистов в области менеджмента.

Таким образом, проблема исследования заключается в поиске эффективных путей внедрения коучинга в учебный процесс как эффективной технологии формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров.

Цель исследования: разработать и апробировать коучинг как эффективную технологию формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера.

Объект исследования: эмоциональная компетентность в профессиональной подготовке менеджера в вузе.

Предмет исследования: коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера.

Гипотеза исследования: эффективность формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера на основе коучинг-технологий будет достигнута при следующих условиях: выявления специфики подготовки менеджера и места эмоциональной компетентности в данном процессе;

— обоснования возможностей компетентностного подхода и определения потенциала коучинга в формировании эмоциональной компетентности менеджераконструирования модели формирования эмоциональной компетентности, отражающей специфику подготовки менеджера и место эмоциональной компетентности в данном процессе;

— разработки и внедрения авторской технологии коучинга формирования эмоциональной компетентности будущего менеджераналичия методического сопровождения реализации модели и технологии в практике подготовки будущих менеджеров (учебной программы, методических пособий).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить специфику подготовки менеджеров в вузе и выявить место эмоциональной компетентности в данном процессе на современном этапе.

2. На основе изученных подходов к формированию эмоциональной компетентности студентов раскрыть возможности интеграции компетентно-стного подхода и применения коучинг-технологий.

3. Сконструировать педагогическую модель формирования эмоциональной компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджера в вузе.

4. Разработать и апробировать авторскую коучинг-технологию формирования эмоциональной компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджера в вузе.

5. Провести анализ результатов экспериментальной работы и подготовить рекомендации по внедрению коучинга в процесс профессиональной подготовки менеджеров как эффективной технологии формирования эмоциональной компетентности будущих специалистов.

Методологические основы исследования.

Общая методология исследования базируется на важнейших философских положениях о диалектике социального, культурного и образовательного пространств (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Д. С. Лихачев,.

А. Ф. Лосев), системном (В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин), личностно-деятель-ностном (А. Н. Леонтьев) и компетентностном (И. А. Зимняя) подходах. Теоретическую основу исследования составляют:

— теории развития профессионализма (А. А. Деркач, А. К. Маркова,.

A. А. Сербацкий, В. А. Сластенин и др.) и формирования компетентности специалиста (Э. Э. Сыманюк, Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, 3. Ф. Зеер), управленческих кадров (Ю. В. Махотин, Ю. В. Фролов, Н. В. Фролова) — основные положения педагогики и психологии профессиональной деятельности (С. Я. Батышев, С. А. Беличева, А. П. Беляева, В. П. Беспалько,.

B. Г. Кинелев, В. С. Лазарев, М. М. Левина, В. С. Леднев, А. М. Новиков, К. К. Платонов, В. А.'Решетова, В. Д. Шадриков и др.) — психолого-педагогические исследования, раскрывающие дидактические основы образования (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Т. Н. Мальковская, А. М. Матюшкин, Т. В. Машарова, В. Г. Разумовский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.) — исследования в области управления и технологий подготовки кадров (С. Я. Ромашина, Е. Parsloe), в том числе коучинга (Г. Кимси-Хауз, Ф. Сандал, Л. Уитворт, Дж. Уитмор, М. Silberman, S. М. Skiffington, Р. Zeus).

— положения о развитии и становлении личности как субъекта деятельности, самопознания и саморазвития (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Е. О. Галицких, В. В. Давыдов, И. Б. Котова, С. Л. Рубинштейн и др.);

— исследования становления и формирования эмоциональной компетентности менеджера и будущего управленца (С. Чумакова, С. Шабанов, Д. Гоулман, М. R. Jay).

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические— анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияконструирование модели формирования эмоциональной компетентностиэмпирические — анкетирование, педагогический экспериментстатистические— количественный и качественный анализ экспериментального материаламатематическая обработка данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Для определения эффективности модели формирования эмоциональной компетентности студентов нами разработана и реализована экспериментальная программа. Данная программа формирования эмоциональной компетентности была апробирована нами в Московском Государственном Университете Технологии и Управления на трех группах студентов:

1) Студенты специальности 0334 («Педагогика») группы второго сокращенного курса, в рамках курса «Конфликтология» (14 человек), в 20 062 007 учебном году.

2) Студенты специальности 0611 («Менеджмент организации») группы первого сокращенного курса в рамках курса «Психология и педагогика» (16 человек), в 2008;2009 учебном году,.

3) Студенты специальности 0604 («Финансы и кредит») группы первого сокращенного курса в рамках курса «Психология и педагогика» (11 человек), в 2008;2009 учебном году.

Дополнительно программа внедрена после апробации в Евразийском открытом институте в рамках курса «Основы управленческого консультирования» в работе с группой студентов дневной формы обучения по специальности 61 100 «Менеджмент организации» (37 человек) во втором семестре 2008—2009 учебного года. Внедрение коучинг-технологии формирования эмоциональной компетентности прошло на основании разработанного методического пособия.

Поставленные задачи и избранная методологическая основа определили логику и этапы исследования:

1 этап — подготовительный (2006;2007 гг.): определение направления исследования, конкретизация методологического аппарата, выбор стратегии поисковой работы, теоретическое изучение проблемы.

2 этап — основной (2007;2008 гг.): разработка и внедрение авторской технологии коучинга в процесс подготовки управленческих кадров и формирования эмоциональной компетентности в формате эксперимента.

3 этап — заключительный (2008—2009 гг.): обработка и интерпретация результатов исследования, создание и внедрение методического сопровождения формирования эмоциональной компетентности руководящих кадров (пособия, программы), литературное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в: акценте на эмоциональной составляющей в подготовке менеджера, что обусловлено спецификой подготовки и содержанием профессиональной деятельности менеджеравыявлении особенностей подготовки будущих менеджеров (эмоцио-генный характер профессии — стрессогенность, высокая степень ответственности, интенсивные межличностные отношения, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции) — обосновании и конкретизации коучинга применительно к подготовке менеджера и формированию его эмоциональной компетентности: коу-чинг-технология — это способ фасилитации личностного развития студентов с целью формирования умений управления собственным эмоциональным состоянием и навыков влияния на эмоциональное состояние партнеров по взаимодействиютехнологизации модели формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера на основе коучинга — этапов, процедур, авторской методики коучинга в работе с будущими менеджерами.

Теоретическая значимость исследования: систематизированы подходы к подготовке менеджера в контексте эволюции науки управления (традиционный, бихевиористский, принятия решений, информационный, научный) и обоснована возможность применения компетентностного подхода в подготовке управленческих кадровобобщены ключевые компетенции менеджера как базис готовности специалиста к профессиональной деятельности и определены основные пути их реализации в теории и практике высшего профессионального образованияуточнено понятие «эмоциональная компетентность» — совокупность способностей, знаний, умений и навыков в эмоциональной сфере, позволяющая управлять собственными эмоциями и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе коммуникациисконструирована педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности в подготовке менеджеров на основе коучинга, позволяющая повысить качество профессиональной подготовки специалистов управленческого профиля.

Практическая значимость исследования: определена технология коучинга в процессе формирования эмоциональной компетентности менеджера: самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы и обозначение дополнительных перспектив, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, планирование ситуации, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана. разработана и внедрена авторская программа коучинга формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера, включающая вводную сессию коучинга (знакомство, определение стратегии и перспектив) — демонстрацию навыков, анализ и поиск новых ресурсов (ко-уч-сессии — личные и групповые) — завершающую сессию коучинга (план действий, ответственные, система мотивационных мер, необходимые ресурсы и т. д.). представлены и рекомендованы к внедрению условия высокой эффективности коучинга в формировании эмоциональной компетентности менеджера, связанные с определением цели и задач, имеющихся ресурсов и ограничений в их решении, выработкой возможностей для преодоления препятствий и выбором конкретного варианта действийопределены и экспериментально апробированы критерии сформированное&tradeэмоциональной компетентности менеджера — самопонимание, взаимопонимание, саморегуляция и взаиморегуляция.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений педагогики и психологии, применение комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследованиябольшим количеством испытуемых и длительностью экспериментальной работысочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материалаэкспериментальной проверкой основных положений гипотезы.

Апробация и внедрение.

Теоретические и методические выводы, представленные в диссертационном исследовании были подтверждены на опытно-экспериментальной базе исследования. Соискателем получены соответствующие Акты о внедрении инновационной технологии формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров средствами коучинга. Данные Акты подтверждают эффективность предложенной технологии и рост количественных показателей компонентов эмоциональной компетентности. Так, согласно зафиксированным в этих Актах данным и результатам проведенных тестирований во время констатирующего и формирующего этапов эксперимента, каждый из количественных показателей эмоциональной компетентности (самосознание, управление отношениями, самоконтроль и социальная чуткость) студентов возросли на 25−35%. Кроме того, на основании полученных результатов были разработаны научно-методическое пособие и рекомендации по внедрению коучинга в целях формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Профессиональная подготовка менеджера рассматривается как процесс формирования личности в процессе обучения будущего специалиста, результатом которого выступает его готовность к профессиональной деятельности на основе устойчивой управленческой позиции и личностных качеств, базовых компетенций, саморегуляции личности и профессионального поведения менеджера. Специфика подготовки менеджера определена в первую очередь насыщенностью и значимостью человеческих отношений в управлении, где эмоциональная компетентность занимает центральную позицию и обусловливает эмоциональную сдержанность, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, экспрессивную сензитивность, действенность (способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т. п.

2. Подготовка специалистов в области менеджмента и управления относится к человековедческим профессиям, которые активно востребуют коммуникативный компонент труда и эмоциональные ресурсы субъекта в труде. Активно развиваемый компетентностный подход в подготовке менеджера характеризуется прагматическими целями (формированием описанных в исследовании компетенций), направлен на актуальные потребности современного профессионального образования, выраженные в современных тенденциях подготовки управленческих кадров и достижение измеряемых результатов готовности менеджера взаимодействовать и воздействовать на других людей, а также управлять собственным развитием.

3. Базисом готовности менеджера к профессиональной деятельности выступает компетентность как способность и опыт реализации субъекта в профессии. Эмоциональная компетентность представляет собой совокупность способностей, знаний, умений и навыков в эмоциональной сфере, позволяющую управлять собственными эмоциями и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе коммуникации.

4. Применительно к подготовке менеджера и формированию его эмоциональной компетентности коучинг— способ фасилитации личностного развития студентов с целью формирования умений управления собственным эмоциональным состоянием и навыков влияния на эмоциональное состояние партнеров по взаимодействию.

5. Педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера на основе коучинга базируется на определении цели (достижении целей студента в области повышения уровня эмоциональной компетентности оптимальными путями и в оптимальные сроки), задачах (формировании самопознания, социального познания, саморегуляции, управлении эмоциями других), содержании (самосознании, социальном понимании, регуляции и управлении собой, управлении отношениями). К технологиям коучинга отнесены следующие шаги: самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы и обозначение дополнительных перспектив, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, планирование ситуации, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана. Результат, проектируемый в моделисформированность эмоциональной компетентности по критериям — самопонимания и взаимопонимания, саморегуляции и взаиморегуляции.

6. Авторская технология реализации модели формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера в процессе коучинга включает вводную сессию коучинга (знакомство, определение стратегии и перспектив развития) — демонстрацию навыков, анализ и поиск новых ресурсов (коуч-сессии — личные и групповые) — завершающую сессию коучинга (план действий, распределение ответственности, система мотивационных мер, необходимые ресурсы и т. д.).

7. Рекомендации по внедрению коучинга в целях формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера описывают технологию внедрения авторской методики коучинга и требования к методическому обеспечению данного процесса (разработка и апробация программы, создание научно-методической основы, контроль процесса подготовки менеджера и экспертиза результатов готовности специалиста).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Работа иллюстрирована 29 таблицами, 7 рисунками.

Выводы по третьей главе.

1. Реализация технологии коучинга в процессе эксперимента позволила существенно повысить уровень сформированности эмоциональной компетентности испытуемых по ее основным критериям — самосознание, самоконтроль, эмоциональная чуткость, управление отношениями. Данные критерии определяют внутренние и внешние компоненты эмоциональной компетентности, из которых складывается общий уровень эмоциональной компетентности.

2. Динамика повышения общего уровня эмоциональной компетентности наблюдается как в результате апробации авторской технологии формирования эмоциональной компетентности средствами коучинга в Московском Государственном Университете Технологии и Управления (показатели внешнего и внутреннего компонентов эмоциональной компетентности испытуемых повысились более, чем на 30% каждый), так и по итогам внедрения авторской технологии на основании разработанного методического пособия в Евразийском открытом институте (зафиксирован следующий рост показателей критериев эмоциональной компетентности: показатели самосознания и самоконтроля выросли более, чем на 35%- показатели социальной чуткости и управления отношениями выросли более, чем на 26%). Статистический анализ данных подтверждает результативность эксперимента.

3. На основании данных эксперимента можно утверждать об эффективности коучинга как технологии формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров.

4. Рекомендации по внедрению коучинга в целях формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера: определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов) — исследование текущей ситуации (определение имеющихся ресурсов и ограничений): коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушаястудент: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучемопределение внутренних и внешних препятствий на пути к результату: ко-уч: старается понять, что мешает студенту в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствийстудент: исследует свои внутренние и внешние препятствиявыработка и анализ возможностей для преодоления препятствий: коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие студента к поиску решений и преодолению ограниченийстудент: исследует возможности для преодоления препятствийвыбор конкретного варианта действий и составление плана: коуч: помогает студенту в анализе возможностейстудент: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило определить основания профессиональной подготовки будущих менеджеров с позиций компетентностного подхода. Профессиональная подготовка менеджера рассмотрена нами как процесс формирования личности и деятельности специалиста, результатом которого выступает его готовность к профессиональной деятельности на основе устойчивой управленческой позиции и личностных качеств, базовых компетенций, саморегуляции личности и профессионального поведения менеджера. Центральным понятием такой подготовки выступает компетентность специалиста как готовность и опыт реализации субъекта в профессии.

Исходя из данных положений, нами определена специфика подготовки менеджера: во-первых, это насыщенность и значимость человеческих отношений в управленииво-вторых, эмоциональная компетентность занимает центральную позицию и обусловливает эмоциональную сдержанность, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, экспрессивную сензитивность, действенностьв третьих, в деятельности менеджера важны такие качества, как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их примененияв четвертых, базисом успешности менеджера являются коммуникативные и управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т. п.

С опорой на выявленную специфику профессиональной подготовки управленческих кадров нами определены место и роль эмоциональной компетентности в данном процессе. Она представляет собой совокупность способностей, знаний, умений и навыков в эмоциональной сфере, позволяющую управлять собственными эмоциями и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе коммуникации.

Педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера реконструирует основные целевые компоненты работы самои взаимопонимание, самои «узаиморегуляция), определяет технологии их достижения и критерии эффективности подготовки будущих менеджеров.

Педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера на основе коучинга определяет цель (достижение целей студента в области повышения уровня эмоциональной компетентности оптимальными путями и в оптимальные сроки), задачи (формирование самопознания, социального познания, саморегуляции, управление эмоциями других), содержание (самосознание, социальное понимание, регуляция и управление собой, управление отношениями).

В исследовании разработана и внедрена базовая технология формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера — коучинг, который является способом развития людей в организации с целью повышения эффективности деятельности и реализации их потенциала в полной мере. Применительно к подготовке менеджера и формированию его эмоциональной компетентности коучинг-технология — это способ фасилитации личностного развития студентов с целью формирования умений управления собственным эмоциональным состоянием и навыков влияния на эмоциональное состояние партнеров по взаимодействию.

К технологиям коучинга отнесены следующие шаги: самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы и обозначение дополнительных перспектив, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, планирование ситуации, ответственное восприятие плана, действия по воплощению плана. Результат, проектируемый в модели — сформирован-ность эмоциональной компетентности по показателям самопонимания и взаимопонимания, саморегуляции и взаиморегуляции.

Реализация технологии коучинга происходила по следующей схеме: вводная сессия коучинга (знакомство, определение стратегии и перспектив) — демонстрация навыков, анализ и поиск новых ресурсов (коуч-сессии — личные и групповые) — завершающая сессия коучинга (план действий, ответственные, система мотивационных мер, необходимые ресурсы и т. д.).

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной технологии коучинга в процессе формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера.

В частности, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют об отсутствии достоверных корреляций между компонентами эмоциональной компетентности испытуемых, преобладании среднего уровня по всем шкалам, интегральным и итоговым показателям ее сформированности.

Эффективность формирующего этапа эксперимента доказана повышением уровня сформированности основных компонентов эмоциональной компетентности (самосознания, самоконтроля, социальной чуткости, управления отношениями), а также повышением уровней внешнего и внутреннего компонентов и итогового показателя эмоциональной компетентности студентов.

Статистический анализ данных позволил установить достоверные корреляционные связи между всеми элементами эмоциональной компетентности по итогам эксперимента и достоверные различия в результатах контрольного этапа эксперимента по сравнению с данными формирующего этапа эксперимента по всем показателям эмоциональной компетентности.

На основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации по внедрению коучинга в целях формирования эмоциональной компетентности будущего менеджера: а) Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов). б) Исследование текущей ситуации: (определение имеющихся ресурсов и ограничений): коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушаястудент: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем. в) Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату: коуч: старается понять, что мешает студенту в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствийстудент: исследует свои внутренние и внешние препятствия. г) Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий: коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие студента к поиску решений и преодолению ограниченийстудент: исследует возможности для преодоления препятствий. д) Выбор конкретного варианта действий и составление плана: коуч: помогает студенту в анализе возможностейстудент: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий. Коуч и студент договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Представленное исследование не претендует на полноту и завершенность решения заявленной проблемы, указывая на перспективные пути формирования эмоциональной компетентности менеджера. Дальнейшими направлениями исследования могут стать вопросы сопровождения профессиональной подготовки и фасилитации личностного развития специалиста, а также применение специалистами коучинговых технологий в своей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов Текст. / И. Н. Андреева // Психология образования сегодня: Теория и практика: материалы Междунар. практ. конф. — Минск, 2003. — С. 166−168.
  2. , И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта Текст. / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы менталь-ности: 6-я Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, СГПУ, 2004. — Ч. 1. -С. 22−26.
  3. , И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 78−86.
  4. , И. Н. Исчезновение эмоционального интеллекта? Электронный ресурс. / И. Н. Андреева // http://www.sl-consult.ru/article.php?articleid=28
  5. , О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования Текст. / О. С. Анисимов. — М.: Экономика, 1991. 351 с.
  6. , О. С. Основы общей и управленческой акмеологии Текст.: учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. — М.- Новгород, 1995.-272 с.
  7. , В. Г. Человек в управлении обществом Текст. /
  8. B. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1977. — 58 с.
  9. , А. М. Психология управления Текст. / А. М. Бандурка,
  10. C. П. Бочарова, Е. В. Землянская. Харьков: ООО «Фортуна — пресс», 1998. -464 с.
  11. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст./ В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1991. 190 с.
  12. , Ф. Наука управлять Текст. / Ф. Биншток. М.: Московский рабочий, 1967.— 151 с.
  13. , Н. М. Таможенный менеджмент Текст.: учеб. пособие / Н. М. Блинов, С. И. Съедин. М.: РИОРТА, 1996. — 244 с.
  14. , И. Проблемы коучинга Текст. / И. Боброва, В. Зимин, Н. Плотникова, И. Луценко // Новые рынки. — 2002. — № 4 (10).
  15. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  16. , К. Основы менеджмента Текст. / К. Бодди, Р. Пэйтон. -СПб.: Питер, 1999. 816 с.
  17. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для студ. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999.-560 с.
  18. , Т. А. Педагогические условия развития рефлексивной культуры студентов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Бондаренко. Магнитогорск, 1999. -23 с.
  19. , Е. Ф. Экономика. Справочник Текст. / Е. Ф. Борисов, А. А. Петров, Ф. Ф. Стерликов. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
  20. , Е. М. Диагностика управленческих способностей Текст. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, М. О. Мдивани // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 112−121.
  21. , Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности Текст. / Р. Брод // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 7. — С. 57—64.
  22. Брунер, Джером С. Психология познания: за пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер- пер. с англ. К. И. Бабицкого- предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  23. , И. Как стать первым: Практический коучинг по-русски Текст. / И. Вагин, А. Глушай. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 288 с.
  24. , И. Как стать миллиардером. Практический коучинг Текст. / И. Вагин, П. Рипинская. М.: ACT, Астрель, 2004. — 304 с.
  25. , Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ю. В. Варданян. М., 1999. — 353 с.
  26. , Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования Текст. / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. — 1997,-№ 5.-С. 28−44.
  27. , А. О. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук / А. О. Вылегжанина. — Тюмень, 2007. — 24 с.
  28. , Е. О. Духовное развитие личности Текст. / Е. О. Галицких Киров, 1997. -124 с.
  29. , JI. Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 174 с.
  30. , Е. Г. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство Текст. / Е. Г. Горшкова, О. В. Бухарко-ва. СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
  31. , Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Текст. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — С. 266−269.
  32. , Д. Эмоциональный интеллект Текст. / Д. Гоулман. М.: ACT, 2008. — 480 с.
  33. , Э. Коучинг принятия решения Текст. / Э. Грант, Дж. Грин. СПб.: Питер, 2005. — 138 с.
  34. , М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей Текст. / М. Дауни. М.: Добрая книга, 2005. — 288 с.
  35. , Р. Коучинг с помощью НЛП Текст. / Р. Дилтс. — М.: Ол-ма-Пресс, 2004. 256 с.
  36. , И. JI. Коучинг- личная тренировка: Помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере Текст. / И. Л. Добротворский. — М., 2006. — 3-е изд., перераб. и доп. — 34 с.
  37. , П. Ф. Практика менеджмента Текст. / П. Ф. Друкер- пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. — 398 с.
  38. , П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке = Challenge management in 21 century Текст. / П. Ф. Друкер. — M.: «Вильяме», 2007. — 272 с.
  39. , О. А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера Текст.: дис. канд. пед. наук / О. А. Ершова-Киров, 2005 172 с.
  40. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. — 2-е изд. М.: ИНФРА — М, 2000. — 52 с. (Серия «Федеральный закон»).
  41. , Э. Ф. Компетентностный подход к образованию Электронный ресурс. / Э. Ф. Зеер // http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer
  42. , Э. Компетентностный подход к модернизации образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманкж // Высшее образование в России. 2005. -№ 4.-С. 23−30.
  43. , И.А. Педагогическая психология Текст. / учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  44. , И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 5.-С. 34−42.
  45. , И. Тренинг Эмоциональная компетентность в бизнесе Текст. / И. Иванилов. СПб.: Речь, 2007. — 149 с.
  46. , С. В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час Текст. / С. В. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. — 160 с.
  47. , Г. Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие Текст. / Г. Л. Ильин — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 98 с.
  48. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг Текст. / сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 464 с.
  49. , Т. С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность Текст.: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. — М.: Роспедагенство, 1996.- 146 с.
  50. , Т. С. Методы психологического воздействия Текст.: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. -М.: Пед. о-во России, 2000. 544 с.
  51. , М. Мотивация персонала и эмоциональная компетентность Электронный ресурс. / М. Казарин // http://www.klerk.ш/boss/?94 702
  52. Как стать эффективным руководителем Текст. / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 160 с.
  53. , С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем Текст. / С. И. Калинин. — СПб.: Речь, 2006. 371 с.
  54. , А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма Электронный ресурс. / А. В. Карпов, А. С. Петровская // Вестник интегративной психологии. 2006. — № 4. http://drupal.psychosfera.ru/?q=node/1211
  55. , А. Технология достижения целей: РИ-пособие в стиле ко-учинг Текст. / А. Кичаев. М.: Гросс Медиа, 2004. — 142с.
  56. , В. И. Искусство управления Текст.: учеб. / В. И. Кнорринг. М.: Изд-во БЕК, 1997. — 288 с.
  57. Консалтинг: Поиски жанра Текст. / сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 336 с.
  58. , А. В. Коучинг— четвертое измерение Текст. /
  59. A. В. Королихин // Кадровое дело, 2005. — М.: Изд-во Актион-пресс, 2005. — 127 с.
  60. Коучинг: истоки, подходы, перспективы Текст.: сб. ст. — СПб.: Речь, 2003.- 120 с.
  61. , И. Эффективность управленческих решений Текст. / И. Кхол. М.: Прогресс, 1975.- 195 с.
  62. , Д. Сначала скажите «нет»: секреты профессиональных переговорщиков Текст. / Д. Кэмп. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003.-272 с.
  63. , М. Коучинг: Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете Текст. / М. Лансберг. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. 151 с.
  64. Личность: внутренний мир и самореализация, идеи, концепции, взгляды Текст. / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. — 175 с.
  65. , А. А. Рефлексивная диагностика профессиональной компетентности в образовании Текст. / А. А. Майер // Диагностика изменений в образовании: монографический сб. / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2002.-С. 152−161.
  66. , А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Текст.: метод, пособие / А. А. Майер. М.: Сфера, 2008. — 128 с.
  67. , В. Е. Коучинг от, А до Я. Возможно все Текст. /
  68. B. Е. Максимов. СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 264 с.
  69. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Дело, 1996. 309 с.
  70. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  71. , Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании Текст. / Т. В. Машарова- ВШУ. — Киров, 2001. 82 с.
  72. Менеджмент в высшем образовании Текст.: учеб.-метод. пособие / пер. с англ. и ред. И. И. Ганчеренка. Минск: РИВШ БГУ, 1997. — 48 с.
  73. Менеджмент в сфере образования (Личность ученика как субъект и объект управления школой. Психолого-педагогический аспект). Ч. 2 Текст. Самара: Изд-во Самар. ин-та повыш. квал. и подгот. работников образования, 1995. — 65 с.
  74. , М. X. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- пер. с англ.- общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко- [Акад. нар. х—ва, Высш. шк. междунар. бизнеса]. — М.: Дело, 1992. — 701 с.
  75. , Э. Ш. Приемы педагогического воздействия Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. / Э. Ш. Натанзон. — М.: Просвещение, 1972. — 215 с.
  76. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Поиск. 1999. — № 44 (546). — 5 ноября. — С. 10.
  77. , Н. Ф. Ключевое понятие — компетентность Текст. / Н. Ф. Низовцева, С. В. Кинелев // Образование и социальное развитие региона. 1995. — № 3−4. — С. 238−240.
  78. , Д. А. Теория управления организационными системами. 2-е изд. Текст. / Д. А. Новиков. М.: Физматлит, 2007. — 584 с.
  79. , А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг Текст. / А. С. Огнев. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 192 с.
  80. О’Нилл, М. Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость Текст. / М. Б. О’Нилл. — М.: Междунар. акад. Корпоративного управления и бизнеса, 2005. 224 с.
  81. , А. И. Менеджмент Текст. / А. А. Орлов.- М.: Изд-во «Изумруд», 2003. 298 с.
  82. , А. Ю. Управленческое общение: практические советы Текст. / А. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  83. , М. Сказки для коучера: Как использовать сказки истории и метафоры в работе с отдельными людьми и рабочими группами Текст. / М. Паркин. — М.: Добрая книга, 2005. — 303 с.
  84. , Э. Коучинг в обучении. Практические методы и техники Текст. / Э. Парслоу, М. Рэй. СПб.: Питер, 2003. — 204 с.
  85. , А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы Текст. / А. Петров // Альма матер. — 2004. — № 10. — С. 6−10.
  86. , А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. С. Петровская. Ярославль, 2007. — 27 с.
  87. , Р. Коучинг— это просто Текст. / Р. Прайор, М. Лейб-линг. СПб.: Питер, 2005. — 144 с.
  88. Психология профессиональной подготовки Текст. / ред. Г. С. Никифоров. СПб: Изд-во СПбГУ, 1993. — 171 с.
  89. , М. Коучинг: эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции (ЕС>) на успех в работе Текст. / М. Рейнольде. — М.: ЦПКУБ, 2003.- 112 с.
  90. , Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике Текст. / Р. Д. Роберте, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. — Т. 1. — № 4. — С. 3−24.
  91. , С. А. Коучинг: возможности применения в бизнесе Текст. / С. А. Рогачев. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с.
  92. , С. Я. Функциональная структура педагогического взаимодействия учителя с классом Текст. / С. Я. Ромашина. Барнаул: БГПУ, 1999.-136 с.
  93. , С. Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога Текст. / С. Я. Ромашина. М.: УРАО, 2005. — 171 с.
  94. , Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера Текст.: уч. пособие / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА— М.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-180 с.
  95. Румянцева, 3. П. Модульная программа для менеджеров Текст. / 3. П. Румянцева Н. Б. Филинов, Т. Б. Шрамченко. М.: ИНФРА-М, 2000. -270 с.
  96. , И. В. Коучинг социального успеха Текст. / И. В. Рыбкин. М.: ИОИ, 2005. — 224 с.
  97. , А. Коучинг по-русски— смелость желать Текст. / А. Савкин, М. Данилова. СПб.: Речь, 2003. — 112 с.
  98. , Н. Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса Текст. / Н. Самоукина, Н. Туркулец. — СПб.: Питер, 2004. —192 с.
  99. , Ф. Коактивный коучинг Текст.: учебник / Ф. Сандал, Г. Кимски-Хауз, Л. Уитворт. М.: Макцентр, 2004. — 360с.
  100. , А. Л. Социальная психология управления /
  101. A. Л. Свенцицкий. — Л.: Изд-во Ленинигр. ун-та, 1986. — 186 с.
  102. , М. Сущность и содержание теории менеджмента Текст. / М. Седлак // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 5. — С.107−112.
  103. , В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Текст.: учеб. пособие /
  104. B. П. Симонов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Роспредагенство, 1997. — 264 с.
  105. , Дж. К. Коучинг Текст. / Дж. К. Смарт. СПб.: Нева, 2004.- 192 с.
  106. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: уч. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов /
  107. C. Д. Смирнов. М.: Аспект — Пресс, 1995. — 271 с.
  108. , М. Дж. Тренинг уверенности в себе. Комплекс упражнений для развития уверенности Текст. / М. Дж. Смит. — СПб.: Речь, 2002. — 254 с.
  109. , А. В. Стратегия успеха в эпоху перемен. Коучинг игроков в бизнесе Текст. / А. В. Сорокоумов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 528 с.
  110. , М. Карьера начинающего менеджера. Ступени роста и подводные камни Текст. / М. Стеттнер. — М.: Фаир, 2003. — 224 с.
  111. , А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций Текст. / А. И. Субетто. СПб.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006 — 72 с.
  112. , Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст. / Э. Э. Сыманюк, Э. Ф. Зеер,
  113. A. М. Павлова, 3. Ф. Зеер. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  114. , В. А. Стили профессиональной деятельности Текст. /
  115. B. А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. 199 с.
  116. , В. А. Современная психология труда Текст.: учеб. пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005. — 479 с.
  117. ПЗ.Торп, С. Коучинг. Руководство для тренера и менеджера Текст. /
  118. C. Торп, Дж. Клиффорд. СПб.: Питер, 2004. -224 с.
  119. , Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности Текст.: учеб. пособие / Г. С. Трофимова. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 76 с.
  120. , Н. Н. О Категориях «цель», «средство», «результат» Текст. / Н. Н. Трубников. — М.: Высш. шк., 1968. — 116 с.
  121. Уитмор, Дж. Coaching новый стиль менеджмента и управления персоналом Текст.: практ. пособие / Дж. Уитмор. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
  122. , Д. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей. Высокая эффективность Текст. / Д. Уитмор. — М.: Междунар. акад. Корпоративного управления и бизнеса, 2005. 168 с.
  123. , JI. Коактивный коучинг: Новые методы коучинга, помогающие людям добиться успеха на работе и в жизни Текст. / Л. Уитворт, Г. Кимси-Хауз, Ф. Сандал- пер. с англ. — М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. — 356 с.
  124. , Дж. Коучинг высокой эффективности Текст. / Дж. Уитмор- пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с.
  125. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики Текст. / под ред. Р. Марра. М., 1997. — 480 с.
  126. , А. Общее и промышленное управление Текст. / А. Файоль. М.: Контроллинг, 1992. — 112 с.
  127. , И. Коучинг. Карманный справочник Текст. / И. Флеминг, А. Тейлор. -М.: ШРРО, 2004. 108 с.
  128. , К. Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие Текст. / К. Фопель. М.: Генезис, 2004. — 128 с.
  129. , Н. В. Повышение качества профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе посредством компетентностно-ориентирован-ных технологий обучения Электронный ресурс. / Н. В. Фролова. Режим доступа: www. t21.rgups.ru/doc/5/20.doc
  130. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Ю. В. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
  131. , Р. Ваш коуч: помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере Текст. / Р. Харгроуф, М. Рено. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. — 270 с.
  132. , Дж. Коучинг: личностный рост и успех Текст. / Дж. Харрис. СПб.: Речь, 2003. — 112 с.
  133. , С. Коучинг Эмоциональной компетентности (EQ). (EQ — мощный ресурс успешного менеджера) Электронный ресурс. / С. Чумакова Режим доступа // http://coacha.ru/help/publications/20 030 619.html
  134. , С. Учитесь властвовать собой Электронный ресурс. / С. Шабанов. Режим доступа: http://www.hr-director.ru/78
  135. , С. Эмоциональная компетентность и обучение Электронный ресурс. / С. Шабанов. Режим доступа: www.eqspb.ru
  136. , С. Эмоциональный интеллект руководителя Электронный ресурс. / С. Шабанов, А. Алешина. Режим доступа: http://prostobiz.com.ua /upravleniebiznesom/menedzhment/emotsionalnyyintellektrukovoditelya
  137. , И. К. Программно-целевая психология управления Текст.: учеб. пособие / И. К. Шалаев. — Изд. 3, испр. и доп. — Барнаул: БГПУ, 1998.-216 с.
  138. , С. Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования Текст. / С. Е. Шишов М.: Изд-во НЦСиМО, 2008.— 404 с.
  139. , М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста Текст. / М. Г. Яновская. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2008 79 с.
  140. Drucker, P. F. The Frontiers of Management: where tomorrow’s decisions are being shaped today Text. / P. F. Drucker. L.: Heinemann, 1987. — XI, 368 p.
  141. Downey, M. Effective Coaching. Lessons from the coach’s coach. Second edition Text. / M. Downey. Texere, 2003. — 149 p.
  142. Goleman, D. Leadership that gets results Text. / D. Goleman // Harvard business review. — 2000. — March — April. — P. 79−90.
  143. Hawkins, P., Smith N. Coaching, Mentoring and Organizational Consultancy Text. / P. Hawkins, N. Smith. 2007. — 368 p.
  144. Jay Mike R. Coaching as a Transformational Leadership Competency Electronic resource. / Mike R. Jay. Mode of access: www.coachingedge.com/ctlc
  145. Leonard, J. T. The Portable Coach Text. / J. T. Leonard. Scribner, 1998.- 183 p.
  146. Mayer J. D. Emotional intelligence Electronic resource. / J. D. Mayer, P. Salovey. 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotionalintelligence
  147. O’Neill, M. B. Executive Coaching with Backbone and Heart: A Systems Approach to Engaging Leaders with Their Challenges Text. / M. B. O’Neill. Jossey-Bass, 2000. — 272 p.
  148. Parsloe, E. Coaching, Mentoring and Assessing Text. / E. Parsloe. — L.: Kogan Page, 1992. 178 p.
  149. , M. 101 Ways to Make Training Active (Active Training Series) Text. / M. Silberman. Pfeiffer, 2005. — 336 p.
  150. Skiffington, S. M., Zeus, P. The Complete Guide to Coaching at Work Text. / S. M. Skiffington, P. Zeus. Sydney: McGraw-Hill, 2002. — 215 p.
  151. Stone Florence M. Coaching, Counseling & Mentoring: How to Choose & Use the Right Technique to Boost Employee Performance Text.— AMACOM, 2007. 135 p.
  152. Whitmore, J. Coaching for Performance Text. / J. Whitmore. — Nicholas Brealey Publishing, 2002. 224 p.
Заполнить форму текущей работой