Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области
Диссертация
Вопросам практической готовности учителя к использованию в процессе обучения средств новых информационных технологий были посвящены докторские диссертации И. В. Марусевой, В. И. Пугача, А. Л. Денисовой, Г. А. Кручининой, Ю. С. Брановс-кого, М. И. Лапника и др. Т. А. Бороненко исследовала основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Развитие методической системы обучения
- 1. 2. Методология исследования: определение понятий «методическая теория» и «методическая теория задач по информатике»
- 1. 3. Элементы концептуального базиса методической теории обучения информатике
- У 1.3.1. Понятийный аппарат исследования, относящийся к понятию «информатика»
- 1. 3. 2. Понятийный аппарат исследования, относящийся к теории задач
- 1. 3. 3. Понятие «метод обучения», классификация методов обучения и специальные методы обучения информатике
- 1. 4. Концептуальный каркас методической теории обучения информатике
- 1. 5. Логика методической теории обучения информатике
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
- 2. 1. Фундаментализация образования как фактор развития содержания обучения информатике
- 2. 1. 1. Компоненты оснований информатики
- 2. 1. 2. Фундаментальность образования в области информатики
- 2. 2. Уточнение содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
- 2. 2. 1. Основные компоненты содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
- 2. 2. 2. Отбор содержания обучения основам семиотики
- 2. 2. 3. Математические основания информатики как элемент содержания обучения
- 2. 2. 4. Взаимосвязь математических оснований информатики с содержанием курсов «Элементы дискретной математики» и «Теория алгоритмов»
- 2. 3. Использование логико-семиотического анализа для коррекции содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
- 2. 4. Классификация задач по информатике в фундаментальной подготовке
- Выводы по главе
- ГЛАВА 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАДСТРОЙКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 3. 1. Цели обучения
- 3. 2. Содержание обучения
- 3. 2. 1. Концептуальные линии
- 3. 2. 2. Структура содержания обучения как результат оптимизации учебной программы методами теории графов
- 3. 2. 3. Содержание теоретического и задачного материала курса «Теоретические основы информатики»
- 3. 2. 4. Отбор содержания раздела «Архитектура компьютерных систем» как пример развития одного из разделов существующей методической системы фундаментальной подготовки
- 3. 3. Генетический метод как метод обучения формальной математике и элементам теоретической информатики
- 3. 4. Связи фундаментальной подготовки и развивающего обучения информатике
- Выводы по главе
- ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 4. 1. Общая характеристика исследования
- 4. 2. Анализ состояния и проблемы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики по вопросам теоретической информатики
- 4. 3. Исследование основных направлений в содержании обучения элементам теоретической информатики будущих учителей информатики
- 4. 4. Использование анализа контрольных работ для корректировки содержания системы упражнений по математическим основаниям информатики
- 4. 5. — Проверка сформированности фундаментальных знаний у будущих учителей информатики по элементам теоретической информатики
- Выводы по главе 4
Список литературы
- Абрамова Н. Т. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки // Философские науки, 1989, 11, с.39−50.
- Агафонов В. Н. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. — 240 с.
- Айламазян А.К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. т- М.: Наука, 1989.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 1999. — 576 с.
- Амамия М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993. — 400 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // В сб.: Принципы системной организации функций. М., 1973.
- Анри Ф. Заочное обучение и коммуникация с помощью ЭВМ // Перспективы. Вопросы образования, 1989, 1, с.82−87.
- Арапов Д. Параллельные компьютеры с распределенной памятью // КомпьютерУик, 1995, 22, с.40−41.
- Артамонов Г. Т., Тюрин В. Д. Топология сетей ЭВМ и многопроцессорных систем. М.: Радио и связь, 1991. — 248 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Белошалка В. О языках, моделях и информатике // Информатика и образование, 1987, 6, с.12−16.- 378
- Белошапка В.К. Три аспекта мироздания или мир как информационная структура // Информатика и образование, 1988, 5, с.3−9.
- Белошапка В. Три учебника информатики // Информатика и образование, 1991, 1, с.111−115.
- Белошапка В. Информатика как наука о буквах // Информатика и образование, 1992, 1, с.6−12.
- Белошапка В.К., Лесневский А. С. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // Информатика и образование, 1993, 6, с.25−29.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ¦ Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. м.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бешенков С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика, 1993, 2, с.5−10.
- Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф.дис. докт. пед. наук. М., 1994.
- Бешенков С. А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Пед. информатика, 1998, 1, с.9−16.
- Бешенков С. А., Матвеева Я. В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы // Информатика и образование, 1997, 8, с.19−23.
- Бешенков С.А., Матвеева Я. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование, 1998, 2, с.17−18.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: УГПИ, 1995. — 144 с.- 379
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование, 1998, 6−8.
- Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // Информатика и образование, 1999, 5, с.11−14.
- Библер В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
- Биркгоф Г., Барти Т. Современная прикладная алгебра. М.: Мир, 1976. — 400 с.
- Боглаев Ю.П. Вычислительная математика и программирование. ф- М.: Высш.шк., 1990. 544 с.
- Богомолов A.M., Салий В. Н. Алгебраические основы теории дискретных систем. М.: Наука, 1997. — 368 с.
- Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969−78.
- Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с.
- Бордовский Г. А., Кондратьев А. С., Суханов А. Л. Физика в системе современного образования // Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО. Выпуск 3.- СПб.: 1998, с.5−15.
- Бороненко Т. А. Концепция школьного курса информатики- Учеб. пособ. Санкт-Петербург, ВАШ, 1995. — 68 с.
- Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Автореф. дисс. .докт.пед.наук.- СПб., 1998. 34 с.- 380
- Бороненко Т. А., Рыжова, Н.И. Методика обучения информатике. Специальная методика. Учебное пособие для студентов. СПб.: РГПУ #им. А. И. Герцена, 1997. — 134 с.
- Бороненко Т. А., Лебедева И. А., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Модель школьного курса информатики // Компьютеры в образовании: Тезисы докл. Всероссийской конференции. СПб., 1993.
- Бочкин А. 14. Концепция открытой программы // Информатика и образование, 1997, 7, с.47−53.
- Брой М. Информатика. Теоретическая информатика, алгоритмы и структуры данных, логическое программирование, объектная ориентация: В 4 ч. 4.4. М.: Диалог-МИФИ, 1998. — 224 с.
- Верньё Ж. Ребенок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 288 с.
- Вирт Н. Программирование на языке Модула-2. М.: Мир, 1987.- 224 с.
- Вишняков В. А., Буланже Д. Ю., Герман О. В. Аппаратно-программные средства процессоров логического вывода. М.: Радио и связь, 1991. — 264 с.
- Воеводин В.В. Компьютерная революция и вычислительная математика. М.: Знание, 1988. — 48 с.
- Володин А. А. Методика построения и использования систем упражнений для самостоятельной работы студентов при решении математических задач с помощью персонального компьютера: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 16 с.- 382
- Вычислительная техника и обработка данных. Терминологический словарь фирмы IBM. М.: Статистика, 1978. — 231 с.
- Гаврилов Г. П., Сапоженко А. А. Сборник задач по дискретной математике. М.: Наука, 1977. — 368 с.
- Гаврилов Г. П., Сапоженко А. А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.: Наука, 1992. — 408 с.
- Гершунский Б. С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.. 1980. — 144 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-ВО СПбУ, 1992. — 154 с.
- Гладкий А.В. Математическая логика. М.: Российск.гос.гума-нит.ун-т, 1998. — 479 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. — 552 с.
- Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. — 488 с.
- Голубев Н.К. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. Методич. рекомен. Л.: Изд-во ЛГПИ «Образование», 1986. — 80 с.
- Голубева О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в образовании // Философия образования. М.: МГУ, 1996.
- Голубева О.Н., Суханов А. Д. Дополнительность и целостность в современном образовании // Alma mater, 1997, М.
- Горбатов В.А. Основы дискретной математики. М.: Высш. шк., 1986. — 311 с.
- Горбатов В.А. Дискретная математика в задачах и упражнениях. М.: МГИ, 1989. — 134 с.- 383
- Гордеев А.В., Кучин Я. В. Проектирование взаимодействующих процессов в операционных системах: Учеб.пособие. Л.: ЛИАП, 1991.- 72 с.
- Горский Д.В. Определение. М.: Мысль, 1974. — 312 с.
- Горский Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
- Горячев А. В. Информатика фундаментальная и прикладная // Информатика и образование, 1998, 6, с.27−30.
- Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. Новосибирск: Наука, 1987. — 120 с.
- Гриценко В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наук. думка, 1988. — 272 с.
- Громыко В. И. Базовое обучение информатике // Вестник МГУ, сер.15, выч.мат. и кибернетика, 1995, 2.
- Громыко В.И., Кучевский Ю. В., Панчук О. А. Развивающее обучение в комплексе обучения основам информатики. Метод и практика подготовки учебного материала // Педагогическая информатика, 1995, 2, с.37−57.
- Громыко В.И., Трифонов U. П. Компьютерный задачник-учебник по программированию на базе развивающегося обучения (информатике) // Педагогическая информатика, 1993, 2, с.60−67.
- Грэхэм Р., Кнут Д., Поташник 0. Конкретная математика. Основание информатики. М.: Мир, 1998. — 703 с.- 385
- Гурова Jl. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1976.
- Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
- Денисова А. Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1994.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидак-фтики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
- Дименштейн Р., Яковлев А. Информатика или компьютерное дело // Информатика и образование, 1989, 3, с.105−107.
- Дискретная математика и математические вопросы кибернетики. Т.1 / Под общей ред. С. В. Яблонского и 0.Б.Лупанова. М.: Наука, 1974. — 312 с.
- Джоунз Г. Программирование на языке Оккам. М.: Мир, 1989.- 208 с.
- Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. Москва, 1999. — 44 с.
- Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). М.: Сов. радио, 1976. — 296 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1992, 5−6, с.3−12.
- Жалдок М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1989.3агвязинский В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
- Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты. М.: Наука, 1987. — 336 с.
- Заморин А.П., Марков А. С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. М.: Русс.яз., 1987. — 221 с.
- Иванов О.А. Теоретические основы построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1997. — 80 с.
- Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике М.: Гуманит. физд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
- Избранные труды / А. П. Ершов. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. — 416 с.
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120 с.
- Ильин В. П. Вычислительная информатика: открытие науки. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991. — 198 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 136 с.
- Зорина Л. Я. Средства обучения как система // Сов. педагогика, 1986, 9, с.55−58.
- Каган Б.М. Электронные вычислительные машины и системы. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 592 с.
- Карри X. Основания математической логики. М.: Мир, 1969.- 568 с.
- Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.- 190 с.
- Килина Н.Г. 0 сущности учебной задачи по методике преподавания математики // В межвуз. сб.: Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. Л.: ЛГПИ, 1981, с.25−33.
- Кинелев В.Г. Образование и цивилизация // Информатика и образование, 5, 1996, с.21−28.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
- Клини С.К. Введение в метаматематику. М.: ИЛ, 1957. — 526 с.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т.1: Основные алгоритмы. М.: Мир, 1976. — 736 с.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 2: Получисленные алгоритмы. М.: Мир, 1977. — 724 с.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. З: Сортировка и поиск. М.: Мир, 1978. — 844 с.
- Колмогоров А.Н., Драгалин А. Г. Введение в математическую логику. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 120 с.
- Колмогоров А. И., Драгалин А. Г. Математическая логика. Дополнительные главы. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 120 с.- 388
- Компьютеры на СБИС: В 2-х кн. Кн.1: Пер. с япон. / Мотоока Т., Томита С., Танако X. и др. М.: Мир, 1988. — 392 с.
- Кондаков Я.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. — 720 с.
- Королев Л.Н. Развитие ЭВМ и их математического обеспечения.- М.: Знание, 1984. 64 с.
- Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий. Автореф.дис.. докт.пед.наук. Москва, 1996.
- Крюков А. П., Радионов А. Я., Таранов А. Ю., Шаблыгин Е. М. Программирование на языке R-Лисп. М.: Радио и связь, 1991. — 192 с.
- Кузин Л. Т. Основы кибернетики. Т. 2. Основы кибернетических моделей. М.: Энергия, 1979. — 584 с.
- Кузнецов А. А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование, 1998, 2, с.14−16.
- Кузнецов А. А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование, 1999, 1, с. 2−9.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990.- 38 с.- 389
- Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 480 с.
- Кузнецова В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1995. — 268 с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 104 с.
- Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990. — 384 с.
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики *и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн, 1980. — 334 с.
- Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 233 с.
- Лавров С. С., Слисенко А. О., Цейтин Г. С. Проект плана-программы по специальности «Информатика и системное программирование» // Микропроцессорные средства и системы, 4, 1985, с.20−28.
- Лаптев В.В. Современная электронная техника в обучении физике в школе. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 84 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика, 1994, 2, с.7−16.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 508 с.- 390
- Лаптев В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Специальные методы обучения информатике / Вопросы теории и практики обучения информатике. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, РГПУ, 1998. С.95−113.
- Лапник М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1992, 1, с.3−6.
- Лапник М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Автореф.. дисс. докт. пед. наук. М., 1999. — 82 с.
- Лебедева И. А. Методика отбора содержания обучения будущих учи-#телей информатики конструированию компиляторов. Автореф. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 19 с.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование, 1998, 3, с.76−78.
- Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. Вып. 2. М., 1970. с. 3−12.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Линькова В. П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования. Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 2000. — 37 с.
- Логика и методология науки. IV Всесоюзный симпозиум. М.: Наука, 1967. — 340 с.
- Любецкий В. А. Элементы дискретной математики. М.: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1976. — 176 с.- 391
- Лященко Е.Н. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики. Метод, реком. для студ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 52 с.
- Малинецкий Г. Г. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: Введение в нелинейную динамику. М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 256 с.
- Марков А. А., Нагорный Н. М. Теория алгорифмов. М.: ФАЗИС, 1996. — 448+48 с.
- Марусева, И. В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1993.
- Математическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, т.2, 1979. — 1104 стб.
- Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопе-дия, 1995. — 847 с.
- Матросов В.Л., Стеценко В. А. Лекции по дискретной математике.- М.: МПГУ, 1997. 220 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. — 208 с.
- Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование" — 392
- Москва, МГУ, октябрь 1994 г.) // Высшее образование в России, 1994, М.
- Меськов B.C., Суханов А. Д. Долгосрочные перспективы сотрудничества России и ЮНЕСКО по трансдисциплинарному проекту «Фундаментальное университетское образование» // Международное сотрудничество, 1997, № 1.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
- Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики. /Б.С.Каплан, Н. К. Рузин, А. А. Столяр. Мн.: Нар. асвета, 1981.- 191 с.
- Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Метод, реком. для студ. Сост. Г. Д. Кириллова. Л.: ЛГПИ, 1986. — 44 с.
- Михайлов А.В., Плоткин A.M., Рисс Е. А., Яшина Е. Ю. Математический язык в задачах: сборник задач. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 236 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 1986. — 36 с.
- Михайлов А. Б., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Математические теории. СПб.: РГПУ, 1997. — 142 с.
- Нефедов В.Н., Осипова, В. А. Курс дискретной математики. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 264 с.
- Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. Ш- 896 с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. Ереван: Луйс, 1984. — 215 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.- 382 с.
- Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1992.- 254 с.
- Павлов С. А. Экстенсиональные и интенсиональные аспекты аксиоматической теории обозначения / Логические исследования. Вып.4.- М.: Наука, 1997, с.261−270.
- Пальчикова И.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике. Автореф.дис.. канд. пед.наук. СПб., 1994. — 18 с.
- Педагогическая энциклопедия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1965.
- Педагогическая энциклопедия М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. — 912 с.- 394
- Переверзев В.Н. Логистика: Справочная книга по логике. М.: МЫСЛЬ, 1995. — 224 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ.- М.: Высш.ШК., 1989. 367 с.
- Першжов В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике.- М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М., 1961. — 208 с. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, #1975. — 464 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с. Попа К. Теория определения. — М.: Прогресс, 1976. — 248 с. Попов Ю. П., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент. — М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Г. А. Берулаева, Е. М. Борисова и др. / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Междунар.Пед. академия, 1995. — 360 с.
- Пугач В.М. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики. Автореф.дис.. докт. пед. наук. М., 1994.
- Пышкало A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ.докт.пед.наук. М., 1975.
- Пышкало A.M. Содержание начального образования // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985.- 395
- Радченко В. П. К вопросу о методике обучения решению задач // Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: Межвуз.сб.научн. трудов. Л.: ЛГПИ, 1981, с. 123−132.
- Развитие определений «информатика» и «информационные технологии». М.: ИПИАН, 1991. — 22 с.
- Расёва Е., Сикорский Р. Математика метаматематики. М.: Наука, 1972. — 591 с.
- Рейнгард И. А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы.- Днепропетровск: ДГУ, 1980. 95 с.
- Репин С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск.: Университетское, 1990. — 128 с.
- Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке.- Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1 А-М.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 2 М-Я.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
- Рубекинг Н. Турбо Паскаль для Windows: В 2-х томах. Т.1. М.: Мир, 1993. — 536 с.
- Рыжова Н.И., Пальчикова И. Н., Тузова Л. В., Швецкий М. В. Система лабораторных работ по программированию на диалекте TURBO Pascal (версия 3.0). СПб.: РГПУ, 1997. — 115 с.
- Самарский А. А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент // Вестник АН СССР, 1979, 5, с.38−49.- 397
- Самарский А. А. Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестник АН СССР, 1985, 8, с. 57−69.
- Самарский А. А. Введение в численные методы. М.: Наука, 1987.- 288 с.
- Саморуков Б.Е., Тихомиров С. А. Многоуровневое образование: проблемы, сущность, перспективы // Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: Межвуз.сб. науч.тр. СПб.: Изд-во Лесотехн. академии, 1993, с. 15−19.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике // Современные проблемы методики преподавания математики: Сб.статей. М.: Просвещение, 1985, с.121−132.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
- Семенов А.Л. Математическая информатика в школе // Информатика и образование, 1995, 5, с.54−58.
- Семенов А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3» // Информатика и образование, 1998, 6, с. 19−23.
- Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) // Информатика и образование, 1991, 1, с.3−10.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 350 с.
- Словарь по кибернетике: Св. 2000 ст. / Под ред. В. С. Михалевича.- К.: Гл.ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989. 751 с.
- Смирнов В.А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.
- Смирнова Е.Д., Таванец П. В. Семантика в логике / Логическая семантика и модальная логика. М.: Наука, 1967, с.3−53.- 398
- Советов Б. Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. 368 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1979. — 1600 с.
- Современные основы школьного курса математики / Н. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1980.- 240 с.
- Современный философский словарь /Под общей ред. д. ф.н., проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.
- Сотникова О.А. Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педвузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 18 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
- Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 168 с. Степин В. С. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
- Стефанова Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996.
- Столяр А. А. Педагогика математики: Курс лекций. Минск: Вы-шэйш. школа, 1969. — 368 с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Мн.: Выш.шк., 1974.- 414 с.- 399
- Сухо дольский Г. В. Математико-психологические модели деятельности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 64 с.
- Танг Ле Хыу. О содержании понятия «методология» // Философские науки. 1979, 4, с. 98.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.- 352 с.
- Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-составители А. Н. Аверкин, М.Г.Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. — 256 с.
- Трифонов Н.П., Громыко В. И., Колядко Ш. В. Компьютерная система в комплексе обучения основам информатики // Педагогическая информатика, 1995, 2, с. 58−68.
- Турбович Л. Т. Информационно-семантическая модель обучения.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 178 с.
- Тыугу Э.Х. Концептуальное программирование. М.: Наука, 1984.- 256 с.
- Уваров А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование, 1990, N4, с.3−10.
- Успенский В.А., Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987. — 288 с.
- Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 551 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Финн В.К. Логические проблемы информационного поиска. М.: Наука, 1976. — 152 с.
- Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. — 555 с. ф Фридман Л. М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф.дисс.. докт. пед. наук. — М., 1971. — 51 с.
- Фудзисава Т., Касами Т. Математика для радиоинженеров: Теория дискретных структур. М.: Радио и связь, 1984. — 240 с.
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 142 с.
- Хоар Ч. Взаимодействующие последовательные процессы. М.: Мир, 1989. — 264 с.
- Хокни Р., Джессхоуп К. Параллельные ЭВМ. Архитектура, программирование и алгоритмы. М.: Радио и связь, 1986. — 392 с.
- Черняк Н. Г., Буравцева И. Н., Пушкина И. М. Архитектура вычисли-# тельных систем и сетей. М.: Финансы и статистика, 1986.- 318 с.
- Черешкин Д. С., Цаленко М. С. Перспективы и проблемы развития информационных технологий // Систем, исслед. методол. проблем: Ежегодник, 1988. Вып.20. М., 1989, с.7−26.
- Чёрч А. Введение в математическую логику. Т.1. М.: ИЛ, 1960.- 486 с.
- Чимев к., Павлов Р., Гюдженов И., Луканова Р. Ръководство за решаване на задачи по дискретна математика. Благоевград: Высш. педагогически институт, 1990. — 216 с.
- Шанин Н.А. Конструктивные вещественные числа и конструктивные функциональные пространства // Труды МИАН СССР, 1962, т. 67, с.15−294.
- Швецкий М.В. Язык профессионала-программиста и пользователя ЭВМ. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. — 405 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дисс... докт.пед.наук.1. СПб., 1994. 36 с.
- Шнейдеров B.C. Занимательная информатика. СПб.: Политехника, 1994. — 304 с.
- Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика. М.: КАСТАЛЬ, 1993. — 196 с.
- Энциклопедия кибернетики. Т. 2. Киев: Гл. ред. Укр. Сов. энциклопедии, 1974. — 624 с.
- Яблонский С. В. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1986. — 384 с.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
- Яновская С. А. Предисловие / Карнап Р. Значение и необходи-• мость. М., 1959.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum'68, Recommendations for Academic Programs in Computer Science // Comm. ACM, 11, 3 (Mar.1968), pp.151−197.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum'78 -Recommendations for the Undergraduate Program in Computer Science // Comm. ACM, 22, 3 (Mar.1979-, pp.147−166.
- Aiken R., Balasubrahmanian A., Brauer W., Buckingham D., He-benstreit J., Khvilon E., Levrat В., Lovis F., Murray-Lasso M., Turner J., Weert van T. A Modular Curriculum In Computer Science, UNESCO-IFIP, 1994. ED/94/WS/13.
- Computing Curricula 1991 // Comm. ACM, 34, 6, 1991, pp. 69−84.
- Currikulum Organization and Dezign. University of London Press, London, UK, 1991.
- Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A. B, Turner A.J., Young P.R. Draft Report of the ACM Task Force on the Core of Computer Science, Feb. 1988.
- Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A.B., *Turner A.J., Young P.R. Computing as a discipline. Commun. ACM 32, 1 (Jun. 1989), p.9−23.
- Dictionary of Information Technology. MacMillan Press, London, 1982.
- Dictionary of Computing. Data Communications. Hardware and Software. Basics. Digital Electronics. John Wiley, 1983.
- Dictionary of Computing. Second Edition. Oxford University Press, 1986.
- Gibbs N.E., Tucker A.B. Model Curriculum for a Liberal Arts Degree in Computer Science // Comm. ACM 29, 3 (Mar. 1986), pp.202 210.
- Hebenstreit J. Computers in Education the Next Step // Education and Computing, 1 (1985), pp.37−43.
- Knuth D.E. Computer Science and its Relation to Mathematics // Am.Math.Monthly, 81, 4 (Apr 1974), 323−343.
- Tucker A. Computing Curricula 1991 // Comm. ACM, 1991, 34, 6, pp.69−84.