Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросам практической готовности учителя к использованию в процессе обучения средств новых информационных технологий были посвящены докторские диссертации И. В. Марусевой, В. И. Пугача, А. Л. Денисовой, Г. А. Кручининой, Ю. С. Брановс-кого, М. И. Лапника и др. Т. А. Бороненко исследовала основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Развитие методической системы обучения
    • 1. 2. Методология исследования: определение понятий «методическая теория» и «методическая теория задач по информатике»
    • 1. 3. Элементы концептуального базиса методической теории обучения информатике
  • У 1.3.1. Понятийный аппарат исследования, относящийся к понятию «информатика»
    • 1. 3. 2. Понятийный аппарат исследования, относящийся к теории задач
    • 1. 3. 3. Понятие «метод обучения», классификация методов обучения и специальные методы обучения информатике
    • 1. 4. Концептуальный каркас методической теории обучения информатике
    • 1. 5. Логика методической теории обучения информатике
  • Выводы по главе
    • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
    • 2. 1. Фундаментализация образования как фактор развития содержания обучения информатике
    • 2. 1. 1. Компоненты оснований информатики
    • 2. 1. 2. Фундаментальность образования в области информатики
    • 2. 2. Уточнение содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
    • 2. 2. 1. Основные компоненты содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
    • 2. 2. 2. Отбор содержания обучения основам семиотики
    • 2. 2. 3. Математические основания информатики как элемент содержания обучения
    • 2. 2. 4. Взаимосвязь математических оснований информатики с содержанием курсов «Элементы дискретной математики» и «Теория алгоритмов»
    • 2. 3. Использование логико-семиотического анализа для коррекции содержания обучения фундаментальным разделам курса информатики
    • 2. 4. Классификация задач по информатике в фундаментальной подготовке
  • Выводы по главе
    • ГЛАВА 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАДСТРОЙКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 3. 1. Цели обучения
    • 3. 2. Содержание обучения
    • 3. 2. 1. Концептуальные линии
    • 3. 2. 2. Структура содержания обучения как результат оптимизации учебной программы методами теории графов
    • 3. 2. 3. Содержание теоретического и задачного материала курса «Теоретические основы информатики»
    • 3. 2. 4. Отбор содержания раздела «Архитектура компьютерных систем» как пример развития одного из разделов существующей методической системы фундаментальной подготовки
    • 3. 3. Генетический метод как метод обучения формальной математике и элементам теоретической информатики
    • 3. 4. Связи фундаментальной подготовки и развивающего обучения информатике
  • Выводы по главе
    • ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 1. Общая характеристика исследования
    • 4. 2. Анализ состояния и проблемы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики по вопросам теоретической информатики
    • 4. 3. Исследование основных направлений в содержании обучения элементам теоретической информатики будущих учителей информатики
    • 4. 4. Использование анализа контрольных работ для корректировки содержания системы упражнений по математическим основаниям информатики
    • 4. 5. — Проверка сформированности фундаментальных знаний у будущих учителей информатики по элементам теоретической информатики
  • Выводы по главе 4

Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность направления исследования.

Информатизация общества предполагает широкое внедрение средств вычислительной техники и новых информационных технологий практически во все сферы жизни человека. Она трансформирует все структуры общества и оказывает большое влияние на систему образования. Проблеме информатизации образования посвящено множество исследований как зарубежных, так и отечественных ученых, которые, в частности, показывают, что информатизация образования необходима, во-первых, для скорейшего овладения учащимися школ, специальных и высших учебных заведений современным уровнем знаний и достижений научно-технического прогрессаво-вторых, для достижения более качественного уровня этих знаний.

Таким образом, информатизация образования является составной частью глобального процесса информатизации общества. Современная парадигма образования ставит перед научно-педагогическими кадрами задачу разработки проблем принципиально новой отрасли знанийинфоноосферной эдукологии, согласно В. А. Извозчикову [1991], науки об образовании в информационном обществе. Ее теоретико-практическим фундаментом является новая информационная технология, основу которой составляет научная дисциплина — информатика. Сказанное определяет актуальность выбранного направления исследования.

Большой вклад в развитие этого направления в нашей стране внесли Е. П. Велихов, В. М. Глушков, А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, В. М. Монахов, В. Г. Разумовский, А. А. Самарский. Дидактические и методические аспекты проблемы компьютеризации и информатизации рассматриваются в работах Г. А. Бордовского, В. А. Белошапки, С.А.Бе-шенкова, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, С. А. Жданова, Г. А. Звенигородского, В. А. Извозчикова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, В. В. Лаптева, В. С. Леднева, Н. В. Макаровой, В. М. Монахова и др. Психолого-педагогические аспекты этой проблемы наиболее подробно представлены в работах Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, Е. И. Машбица.

За рубежом большой вклад в решение этих и других проблем компьютеризации и информатизации образования и преподавания информатики в вузах внесли известные специалисты в области информатики и вычислительной техники Н. Вирт, Д. Грис, Э. Дейкстра, П. Ден-нинг, Д. Кнут, А. Таккер, Дж. Хебенстрейт.

Актуальность пуоблемы исследования.

Актуальность проблемы исследования характеризуется необходи-&diamsмостью выявления факторов, влияющих на развитие теории и методики обучения информатике и обуславливающих содержание и особенности профессиональной деятельности учителя информатики в свете современных проблем информатизации общества и новой государственной образовательной парадигмы.

На всех этапах информатизации общества одной из важнейших задач системы образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Для достижения этого с 1985 г. в школах и вузах был введен новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники», который должен был привить учащимся навыки использования компьютера и вооружить их знаниями ^ о его применении в народном хозяйстве. При этом сильный акцент в курсе был сделан на алгоритмизацию и программирование. Позже, учитывая потребности общества, основное внимание было перенесено на овладение информационными технологиями и на их применение в различных предметных областях.

Таким образом, потребности общества и личности, преломляясь через потребности школы, определили социальный заказ также и в системе педагогического образования, что предполагает подготовку учителя информатики, обладающего информационной культурой и способного воспитать компьютерно грамотных учащихся. Данная проблема остается актуальной и сегодня, но согласно новой государственной образовательной парадигме в рамках информатизации образования происходит перенос акцентов с прагматических узкоспециализированных целей на цели, связанные с приобретением фундаментальных междисциплинарных знаний. Приоритетами этой парадигмы являются:

— фундаментальность, что подразумевает ориентацию на выявление сущностных оснований и связей между процессами окружающего мира;

— целостность, предполагающая внедрение в образование единых циклов фундаментальных дисциплин, объединенных единой целевой функцией и ориентированных на междисциплинарные связи;

— ориентация на интересы развития личности обучающегося.

Затрагивая проблему подготовки учителя информатики, уместно указать наиболее известные работы в этой области в период с 1985 г. до настоящего времени. Ими являются многочисленные исследования академика А. П. Ершова и докторские исследования Ю.А.Перви-на, А. А. Кузнецова, М. И. Жалдака, А. А. Абдукадырова, Э. И. Кузнецова, С. А. Бешенкова, В. И. Пугача, И. В. Марусевой, М. В. Швецкого, Т.А.Боро-ненко, М. П. Лапчика, И. Б. Готской, Т. В. Добудько и др.

Так, например, М. И. Шалдак [1989], исследуя систему подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе, разработал компоненты профессиональной подготовки учителя с квалификацией «математика и информатика» .

Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин на основе использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе разработаны А.А. Абдука-дыровым [1990].

Докторское исследование Э. И. Кузнецова [1990] содержит разработку методической системы подготовки студентов педагогического института в области информатики и вычислительной техники как по традиционным учительским специальностям, так и по новой специальности «информатика», для которой автор разработал квалификационную характеристику и указал основные направления специальной подготовки. М. В. Швецкий [1994] развил идеи Э. И. Кузнецова и предложил методическую систему фундаментальной подготовки студентов педагогического вуза в области информатики и вычислительной техники в условиях двухуровневого образования, в основу которой был положен принцип фундаментальности образования.

В рамках докторского исследования М. П. Лапника [1999] говорилось о необходимости подготовки учителя информатики нового типа, имеющего фундаментальные знания по предмету и обладающего информационной культурой.

Вопросам практической готовности учителя к использованию в процессе обучения средств новых информационных технологий были посвящены докторские диссертации И. В. Марусевой [1994], В. И. Пугача [1994], А. Л. Денисовой [1994], Г. А. Кручининой [1996], Ю. С. Брановс-кого [1996], М. И. Лапника [1999] и др. Т. А. Бороненко [1998] исследовала основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах. Проблемы формирования профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования рассматривались Т. А. Добудько [1999]. Исследованию методической системы обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики посвящена докторская диссертация И. Б. Готской [1999]. В рамках этого исследования, в частности, рассматривались вопросы проектирования содержания обучения информатике с учетом современных тенденций социально-экономического развития общества, проявляющихся через концепции потребительского и социально-этического маркетинга. В диссертации В. П. Линьковой [2000] исследовались вопросы развития методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования.

Заметим, что перечисленные исследования затрагивают в той или иной мере проблемы развития методической системы обучения информатике. Однако анализ отечественных и зарубежных исследований и публикаций по проблемам подготовки учителей информатики показал, что на новом витке информатизации образования на первое место в подготовке выступают общетеоретические, фундаментальные и междисциплинарные знания, а не технологические, утилитарные знания и умения по обучению и применению новых информационных технологий в учебном процессе.

Сказанное подтверждает необходимость фундаментализации образования будущего учителя информатики в предметной области и приводит к необходимости пересмотра существующих подходов к его профильной подготовке, а также предполагает необходимость анализа и развитие существующих методических систем обучения по предмету.

Таким образом, для теории и методики обучения информатике становится актуальной пиоблема исследования состояния и развития существующей методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области, в частности, выявление факторов, влияющих на развитие каждого из ее компонентов и их взаимосвязи.

Решение этой проблемы может быть достигнуто за счет ликвидации несоответствия между современными требованиями к профессиональной подготовке учителя информатики и фактической подготовкой студентов по фундаментальным разделам курса информатики в педагогическом вузе. В связи с этим необходимо провести коррекцию содержания обучения, смещая акцент в сторону фундаментальных знаний.

Отметим, что в теории обучения принято выделять два крупных аспекта: теория содержания обучения и методическое обеспечение (согласно А. М. Пышкало, под методическим обеспечением понимается совокупность методов, средств и организационных форм обучения). Можно констатировать, что вопросы теории содержания обучения будущих учителей информатики в предметной области исследовались многими учеными (об этом свидетельствуют указанные выше докторские диссертации), а второй аспект, затрагивающий методическое обеспечение, остается по-прежнему практически не исследованным на этом уровне.

В частности, один из основных вопросов методического обеспечения информатики, относящихся к теории задач по информатике, остается нераскрытым. Более того, до сих пор сами понятия «задача по информатике» и «упражнение по информатике» остаются интуитивными, нестрого определенныминесмотря на это, обучение решению задач является важной составной частью обучения информатике.

Таким образом, в рамках фундаментальной подготовки будущего учителя информатики возникла еще одна проблема исследованияразработка теории задач по информатике в педагогическом вузе.

Заметим, что ее решение невозможно без анализа состояния методической системы фундаментальной подготовки и ее коррекции с учетом современных требований. Нам представляется, что построение теории задач по информатике приведет к пересмотру содержания обучения существующей методической системы фундаментальной подготовки будущего учителя информатики. Все это подтверждает актуальность выдвинутой выше проблемы исследования развития методической системы фундаментальной подготовки.

— И.

Как мы уже отмечали выше, в настоящее время в рамках информатизации образования происходит смещение акцентов в процессе обучения конкретным учебным предметам в высшей школе на приобретение фундаментальных знаний. Это связано в первую очередь с социальным заказом общества, который формируется вследствие научно-технического прогресса. Однако социальный заказ на современном этапе развития общества понимается не в узком смысле, как сумма директивных указаний сверху, а как совокупность общественных и личных потребностей. Тенденции общественного развития находят отражение в системе педагогического образования в значительной степени, преломляясь через потребности массовой школы. На основе социального заказа, как следствие развития методической системы обучения информатике в школе, определяются требования к деятельности учителя, в том числе, цели и задачи, которые ему придется решать в условиях информатизации сферы образования. М. П. Лапчик в своем докторском исследовании 1999 г. выразил эту мысль следующим образом: «.школе нужен учитель информатики с фундаментальными знаниями в области информатики. Причем объем этих знаний неожиданно... не только стал уже достаточно ощутимым, но и имеет тенденцию к постоянному (и довольно энергичному) возрастанию.» .

Более того, необходимо учитывать новые тенденции системы высшего образования, где приоритет отдается фундаментальной подготовке специалиста в предметной области. Основу такой подготовки должны составлять общетеоретические знания по предмету, основные характеристики которых стабильность, сохраняемость, универсальность, доступность. По этому поводу В. Г. Кинелев [1996] указывал, что в рамках информатизации образования происходит смещение акцентов на приобретение фундаментальных знаний, наиболее стабильных и универсальныхследовательно, на первое место в подготовке будущих учителей информатики должны выйти общетеоретические знания, отличающиеся многообразием внутренних и внешних связей, раскрывающих структуру содержания и определяющих методологическую базу предметной области «Информатика» .

Результаты маркетинговых исследований И. Б. Готской [1999,а, б] показали, что в настоящее время в образовательной области «Информатика» наблюдается тенденция роста потребностей, связанных с приобретением фундаментальных знаний, скорость обновления которых не столь высокая как у прикладных, а цена их приобретения минимизируется. Это обосновывается особенностью знаний по информатике, • для которых характерен достаточно высокий темп обновления. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в прикладных знаниях по информатике, а конкретнее, в знаниях по новым информационным технологиям. Государство заинтересовано в фундаментальной подготовке будущего специалиста. Уход от фундаментальности в образовании — это «порочная» практика. Для достижения максимальной универсальности получаемые знания по информатике должны содержать инвариантное фундаментальное ядро для всех специальностей педагогического вуза.

Более того, М. П. Лапник [1999], исследуя структуру и методическую систему подготовки кадров информатизации школы в педагогичес-ш ких вузах говорил о необходимости усиления профильной подготовки учителя информатики за счет математической компоненты фундаментального образования. Так, в частности, он указал, что важное место в профильной подготовке учителя информатики составляет математическая компонента фундаментального образования, имеющая целью: получение образования в области основ математики, математического моделирования, отсутствие которого делает беспомощными приложения информатики для решения задач в различных сферах практической деятельностиформирование фундаментальных основ теоретической (математической) информатики, составляющих общеобразовательное ядро этой области знания.

С учетом сказанного была сформулирована тема исследования: «Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области» .

Таким образом, цель исследования состоит в построении модели развития методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области и коррекции существующей методической системы фундаментальной подготовки на базе фун-даментализации образования.

Объектом исследования является фундаментальная подготовка будущих учителей информатики в предметной области.

Предметом исследования является модель развития методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области, в основе которой лежит понятие «методическая теория» .

Проблема и цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

1) исследовать состояние методической системы фундаментальной подготовки учителя информатики в предметной области и выявить факторы, влияющие на ее развитие;

2) построить модель развития и провести коррекцию методической системы фундаментальной подготовки учителя информатики;

3) определить понятие «методическая теория» и разработать процесс построения методической теории обучения;

4) определить понятие «фундаментализация образования», выявить составляющие фундаментализации образования в предметной области и указать факторы, позволяющие достичь фундаментализации образования в рамках учебного предмета;

5) разработать содержание и структуру учебного предмета, позволяющего обеспечить будущего учителя информатики фундаментальными знаниями в предметной области «Информатика» ;

6) разработать методологию построения и реализации (внедрения) системы задач по информатике в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики;

7) исследовать в рамках педагогического эксперимента разработанные учебный предмет и систему задач по информатике на возможность обеспечения будущего учителя информатики фундаментальными знаниями в предметной области.

Для решения сформулированных задач и достижения цели исследования была сформулирована гипотеза, состоящая из трех частей:

1. Если исследование в области методики обучения конкретному учебному предмету моделировать с помощью понятия «методическая теория», понимаемого как система научных знаний, направленных на получение новых знаний в области методики обучения, основными элементами которой являются: эмпирический базис, концептуальный базис, концептуальный каркас, логика теории, содержательная надстройка и интерпретация методической теории, то его характеристика (эмпирическое, теоретическое, экспериментально-практическое) и структура методического исследования определяются выделенными элементами методической теории.

2. Если в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в содержание обучения предметной области включить математические основания информатики (содержащие семиотику формальных языков и формальные аксиоматические теории, лежащие в основаниях информатики), а также обучение формализации в рамках курса.

Теоретические основы информатики", то в ходе учебного процесса будущие учителя информатики приобретут фундаментальные знания по информатике, что обеспечит фундаментализацию образования в предметной области.

3. Для построения системы задач по информатике в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики достаточно воспользоваться: (а) определенным понятийным аппаратом (понятия: «задача», «информационная модель», «вычислительный эксперимент», гносеологическое и онтологическое определения понятия «информатика») — (б) классификацией методов обучения информатике- (в) классификацией задач по информатике- (г) моделью системы задач по информатике- (д) технологией отбора содержания обучения, включающей факторный и кластерный анализ, топологическую сортировку, а также логико-семиотический анализ учебного материала.

Кониепиия исследования.

1. Модель методического исследования (в частности, его структура и характер) определяется построением методической теории, выделением всех (или части) элементов методической теории, содержание которых определяется понятийным аппаратом из области дидактики и конкретной предметной области, для которой проводится методическое исследование.

2. Фундаментализация образования достигается при помощи включения оснований учебного предмета в содержание обучения, в которых мировоззренческая составляющая заключается в умении описывать локальную картину мира с помощью формализации объектов средствами формального языка и теорий конкретной предметной области, что, в свою очередь, обеспечивается философскими и математическими составляющими оснований учебного предмета.

3. В основе модели развития методической системы фундаментальной подготовки учителя информатики в предметной области лежит понятие «методическая теория», концепция фундаментализации образования и концепция построения методической теории.

Научная новизна и теоуетическая значимость исследования определяются:

— построением модели методического исследования, в основе которой лежит понятие «методическая теория», понимаемое как система научных знаний, направленных на получение новых знаний в области методики обучения, основными элементами которой являются: эмпирический базис, концептуальный базис, концептуальный каркас, логика теории, содержательная надстройка и интерпретация методической теории;

— обоснованием концепции фундаментализации образования будущих учителей информатики в предметной области, в основе которой лежит трактовка фундаментализации образования в предметной области как выделение в содержании обучения оснований учебного предмета (мировоззренческих, философских и математических) и обучение формализации теорий предметной области;

— определением понятия «математические основания учебной дисциплины» как совокупности: (а) методологических оснований — важнейших философских направлений в математике, оказывающих воздействие на приобретение научных знаний в данной дисциплине- (б) формально-логических концепций, на базе которых строится учебная дисциплина.

— определением математических оснований информатики в рамках учебного предмета;

— определением понятий: «учебный вычислительный эксперимент», «задача по информатике», «учебная спецификация» логико-семиотический анализ учебного материала" ;

— отбором содержания обучения семиотике и математическим основаниям информатики, его структуризацией для развития содержания обучения учителя информатики в предметной области, в частности, для использования его в построении учебного предмета «Теоретические основы информатики» в рамках фундаментальной подготовки в области информатики;

— построением типологии методов обучения информатике, выделением среди них группы специальных методов обучения информатике, описанием новых характеристик существующих методов обучения и нового метода обучения — генетического, используемого для обучения элементам теоретической информатики;

— моделью методической теории, используемой для построения системы упражнений по информатике, которая применима не только при обучении информатике, но и при обучении другим учебным дисциплинамприменением этой модели для построения системы упражнений по информатике в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики.

Пуактическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические результаты доведены до практической реализации и могут рассматриваться как варианты интерпретации методической теории (представляющей модель развития методической системы фундаментальной подготовки учителей информатики в предметной области) в виде учебного предмета «Теоретические основы информатики» и системы упражнений по математическим основаниям информатики, обеспечивающих фундаментальными знаниями будущих учителей информатики в предметной области.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена: теоретическим обоснованием положений исследования и практической реализацией отдельных элементов построенной методической теории обученияколичественным и качественным анализом результатов исследования, полученным на основе использования методов исследования, адекватных предметным задачам и этапам исследованияиспользованием методов математической статистики для обработки результатов проведенного опытно-экспериментального исследования.

Теоуетико-методологической базой исследования являются философские, мировоззренческие и психолого-педагогические основания • информатизации образования: работы философов в области информатизации общества, теории науки, теории фундаментализации (В.В.Ильин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, В. С. Степин, М. К. Мамардашвили, Н. Т. Абрамова, Е. Д. Гражданников, Ле Хыу Танг, и др.) — работы в области информатики и методологии информатизации (А.П.Ершов, В. М. Глушков, Е. П. Велихов, А. А. Дородницын, С. С. Лавров, Д. А. Поспелов и др.) — работы в области развития концепций и структуры высшего образования и его информатизации (В.Г.Кинелев, В. А. Садовничий, В. Л. Матросов, А. Н. Тихонов, Ю. Г. Татур и др.) — работы психологов, педагогов, ди-дактов (П.Я.Гальперин, Б. Г. Гершунский, В. П. Беспалько, В. С. Леднев, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Сухо-^ дольский, Л. М. Фридман и др.) — работы в области методологии и методики обучения информатике, математике, физике (С. А. Бешенков, Г. А. Бордовский, С. Г. Григорьев, В. А. Извозчиков, А. С. Кондратьев, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, В. В. Лаптев, М. П. Лапчик, В. Г. Разумовский, И. А. Румянцев, А. А. Столяр, А. М. Пышкало, Е. И. Лященко, Т.А.Бо-роненко, М. В. Швецкий и др.) — работы в области фундаментализации образования (А.Г.Мордкович, В. А. Кузнецова, 0.Н.Голубева, А. Д. Суханов, Н. Л. Стефанова, Г. А. Бордовский, А. С. Кондратьев и др.).

Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования: научно-методический анализ литературы по философским, социальным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образованияанализ научной литературы по математике, информатике, вычислительной технике, методике преподавания математики и информатикианализ школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособийизучение и обобщение зарубежного опыта информатизации сферы образования и, в частности, проблем подготовки учителя информатикиобоснование прогноза развития методической системы • подготовки учителя информатики на базе системы, внедренной в педагогическую практикуизучение и обобщение педагогического опытаанкетирование учителей, студентов, преподавателей педагогических вузовметод экспертных оценок и обработка результатов методами факторного и кластерного анализаконстатирующие и формирующие эксперименты по проверке отдельных теоретических положений работыпостроение модели специалиста на основе деятельностного подходамоделирование содержания фундаментальной подготовки будущего учителя информатики с помощью графов. Содержание применяемых методов исследования, конкретные проблемы, решаемые с помощью каждого из них, а также экспериментальные материалы описаны в со* ответствующих разделах диссертации.

Логика и основные этапы исследования.

На пеувом этапе (1995;1998 гг.) проводился теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени разработанности проблемыизучение и обобщение состояния проблемы в педагогических вузахнаблюдения за процессом обучения фундаментальным разделам курса информатики в педагогическом вузе. В результате этого изучения выявлена актуальность исследования и сформулирована гипотеза о необходимости решения комплекса вопросов, связанных с формированием методологии исследования (в частности, с необходимостью определения понятия «методическая теория») и разработкой основных концепций исследования. Так, например, в ходе изучения состояния проблемы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области, была выявлена необходимость развития методической системы обучения информатики, фундаментализация образования, которая обеспечивала бы будущего учителя информатики фундаментальными знаниями.

На втоуом этапе (1998;1999 гг.) на основе анализа состояния проблемы и материалов анкетирования преподавателей и студентов, а также с учетом требований, предъявляемых к современным учителям информатики для их качественной подготовки, был произведен отбор материала для развития методической системы обучения информатике в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики и была сформулирована гипотеза и концепция исследования. Основной целью на этом этапе было провести отбор содержания обучения по вопросам теоретической информатики, выделить математические основания информатики, а также построить систему упражнений по математическим основаниям информатики.

На туетьем этапе (1999;2000 гг.) проведена экспериментальная проверка второй и третьей частей гипотезы исследования и определены перспективы развития системы упражнений по информатике в педагогическом вузе.

На защити выносятся:

1) Модель методической теории, понимаемой как система научных знаний, направленных на получение новых знаний в области методики обучения, основными элементами которой являются: эмпирический базис, концептуальный базис, концептуальный каркас, логика теории, содержательная надстройка и интерпретация методической теории;

2) Модель развития методической системы фундаментальной подготовки будущего учителя информатики, в основе которой лежит понятие «методическая теория» ;

3) Концепция фундаментализации образования в предметной области, предполагающая выделение в содержании обучения оснований учебного предмета (мировоззренческих, философских и математических) и обучение формализации теорий предметной области;

4) Содержание и структура учебного предмета «Теоретические ос.

• новы информатики", представляющие собой развитие содержания обучения методической системы фундаментальной подготовки будущего учителя информатики в предметной области как основополагающего элемента методической системы;

5) Система упражнений по математическим основаниям информатики, как средство, обеспечивающее будущих учителей информатики фундаментальными знаниями по информатике в рамках фундаментальной подготовки.

Апуобаиия результатов исследования осуществлялась в форме научных докладов на научно-методических семинарах и конференциях по проблемам преподавания информатики в вузе: Герценовских чтениях г. С.-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, 2000гг.), Международной конференции «Современные технологии обучения» (г.С.-Петербург, СПбГЭТУ — «ЛЭТИ», 2000 г.), «Технологии-2000» (г.Самара, СИПКРО, 2000 г.) — Международном научно-методическом семинаре «Информационные технологии в учебном процессе» (г.Одесса, ЮУГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999 г.) и др. Теоретические положения обсуждались на научно-методическом семинаре «Вопросы теории и практики обучения информатике» кафедры информатики и ВТ РГПУ им. А. И. Герцена (1997;1999 гг.). Кроме этого, основные положения исследования отражены в 51 публикации.

Внедрение результатов исследования проводилось в рамках курсов «Элементы дискретной математики», «Математическая логика и теория алгоритмов», «Теоретические основы информатики», а также спецкурсов «Математические основания информатики (теория формальных языков)» и «Математические основания информатики (дедуктивная семантика языков программирования)» для студентов IV и V курсов специальности «математика-информатика» .

Стужтууа и объем диссеутаиионного исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 429 с., из них основной текст — 402 с., библиографии из 291 наименования — 26 с., 4 приложения, которые занимают 27 с. В тексте содержится 51 рисунков и 32 таблицы.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4.

Практическая реализация концепции развития методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области способствует фундаментализации образования по информатике в педагогическом вузе. Она была представлена в виде системы упражнений по математическим основаниям и осуществлялась *на различных уровнях учебного процесса в педагогическом вузе. Студенты 4−5 курсов факультета математики РГПУ им. А. И. Герцена (г.Санкт-Петербург) и факультета математики и информатики Южно-Украинского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г.Одесса), а также преподаватели информатики и прикладной математики различных вузов, явились участниками педа.

— 372 готического эксперимента, который подробно описан в четвертой главе диссертационного исследования.

Его основная цель заключалась в проверке гипотезы, сформулированной на этапе формирующего эксперимента: если в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области в содержание обучения включить математические основания информатики, понимаемые как семиотика формальных языков и формальные аксиоматические теории, лежащие в основаниях информатики, а также включить обучение формализации в рамках курса «Теоретические основы информатики», то в ходе учебного процесса будущие фУчителя информатики приобретут фундаментальные знания по информатике, что обеспечит фундаментализацию образования в предметной области.

С помощью отсеивающего эксперимента удалось подтвердить, что при обучении будущих учителей информатики для получения ими фундаментальных знаний по информатике в курсе «Теоретические основы информатики» важно уделять особое внимание основаниям учебного предмета.

С помощью контрольного эксперимента было показано, что:

— выбранный подход к отбору и структуризации содержания обучения по элементам теоретической информатики является эффективным и позволяет обеспечить студентов фундаментальными знаниями в области теоретической информатики;

— фундаментализация образования в области информатики в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики достигается за счет включения математических оснований информатики в процесс обучения.

Таким образом, экспериментально-методическая проверка некоторых результатов исследования, направленная, в первую очередь, на.

— 373 выявление факторов, способствующих фундаментализации образования в предметной области будущих учителей информатики в рамках фундаментальной подготовки по вопросам теоретической информатики, позволяет решить следующие задачи:

1) исследовать состояние проблемы преподавания элементов теоретической информатики, в частности, математических оснований информатики в рамках фундаментальной подготовки будущих учителей информатики;

2) построить и внедрить систему упражнений по математическим основаниям информатики в рамках курса «Теоретические основы инфформатики», как средство обеспечивающее будущих учителей информатики знаниями о формализации, которая является необходимой составляющей фундаментализации образования;

3) провести апробацию разработанной системы упражнений на предмет обеспечения будущих учителей информатики фундаментальными знаниями в рамках фундаментальной подготовки в предметной области «Информатика» .

Результаты педагогического эксперимента, описанные в четвертой главе, позволили сделать вывод, что фундаментализация образования достигается вследствие включения в содержание обучения оснований учебного предмета, в которых мировоззренческая составляющая заключается в умении описывать локальную картину мира, с помощью т формализации ооьектов реального мира средствами формального языка и теорий конкретной предметной области, что, в свою очередь, обеспечивается философскими и математическими составляющими оснований учебного предмета. w — 374.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое исследование показало, что на современном этапе информатизации общества, когда перед системой образования наряду с проблемой перехода к непрерывному образованию стоит проблема его фундаментализации, необходимо дальнейшее совершенствование системы непрерывной подготовки учителя в сфере информатики и вычислительной техники, центральным звеном которой является фундаментальная подготовка.

Подготовка по предмету осуществляется в учебном процессе через образовательную составляющую этого предмета, которая в свою оче-#редь реализуется через определенную систему знаний. Таким образом, образовательная составляющая любого учебного предмета, реализуясь через систему знаний, обеспечивает студентов:

— либо фундаментальными знаниями и тогда можно говорить, что процесс обучения обеспечивается фундаментальностью (другими словами, носит фундаментальный характер);

— либо прикладными знаниями и тогда можно говорить, что процесс обучения обеспечивается «рецептурностью», носит утилитарный характер, а в его основе лежит подход к приобретению знаний, соответствующих уровню современных информационных технологий.

Фундаментальность образования в любой предметной области реализуется через учебный предмет, содержание обучения которого •предполагает, что значительная доля среди учебных элементов (основных понятий, методов конкретной дисциплины и т. п.) отводится фундаментальным знаниям — теоретическим знаниям, раскрывающим структуру содержания предметной области и деятельности, отражающей основной метод познания в данной предметной области.

Фундаментальные знания отражают в учебном предмете основания предметной области (к ним, как правило, относят нормы и идеалы.

— 375 познания данной предметной области) и составляют основания учебного предмета, которые складываются в свою очередь из мировоззренческих, философских и математических оснований.

Мировоззренческие основания можно охарактеризовать как умение использовать приобретенные знания о формализации (математические основания) и знания философских концепций (философские основания) для описания картины мира средствами данной предметной области, которые обеспечиваются конкретными знаниями из предметной области — фактологическая составляющая учебного предмета. Философские основания обеспечивают знанием основных философских концепций и •направлений, в рамках которых определяется основной метод познания науки, характеризующий деятельность исследователей в данной предметной области. Математические основания обеспечивают знаниями о формализации, которая достигается за счет построения формального языка предметной области и формализации существующих содержательных теорий данной предметной области.

Заметим, что фактологическая составляющая в основаниях учебного предмета присутствует во всех трех видах основаниях: философских, мировоззренческих и математических.

В данном исследовании, учитывая особенности предметной области «Информатика» (как на гносеологическом, так и на онтологическом уровне), особенности учебного предмета, его оснований, фундаменталистскую модель научного познания, а также опираясь на методологию системного подхода, предложен подход к развитию методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики.

Разработанная модель методической системы носит опережающий характер, т. е. рассчитана не только на сегодняшний день, но и на перспективу. Она представляют собой «открытую» систему, доступную.

— 376 для корректировки с учетом развития информатики и вычислительной техники и динамики социального заказа общества. Универсальность модели дает возможность построить на ее основе вариативные учебные планы в педагогических вузах с учетом местных условий и доступных ресурсов. Выделение учебных дисциплин, относящихся к фундаментальной подготовке, обеспечивает возможность формирования на этой основе двухуровневых учебных планов, что позволяет не только создать равные стартовые возможности всем студентам, но и осуществить дальнейшую их селекцию по способностям.

В рамках поставленных задач выполненное диссертационное иссле-#дование можно считать законченным. Оно может быть использовано как концептуальное для дальнейшего совершенствования методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в условиях многоуровневого образования и её практической реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Т. Границы фундаменталистского идеала и новый образ науки // Философские науки, 1989, 11, с.39−50.
  2. В. Н. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. — 240 с.
  3. А.К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. т- М.: Наука, 1989.
  4. П.В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 1999. — 576 с.
  5. М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993. — 400 с.
  6. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // В сб.: Принципы системной организации функций. М., 1973.
  7. Ф. Заочное обучение и коммуникация с помощью ЭВМ // Перспективы. Вопросы образования, 1989, 1, с.82−87.
  8. Д. Параллельные компьютеры с распределенной памятью // КомпьютерУик, 1995, 22, с.40−41.
  9. Г. Т., Тюрин В. Д. Топология сетей ЭВМ и многопроцессорных систем. М.: Радио и связь, 1991. — 248 с.
  10. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  11. В. О языках, моделях и информатике // Информатика и образование, 1987, 6, с.12−16.- 378
  12. В.К. Три аспекта мироздания или мир как информационная структура // Информатика и образование, 1988, 5, с.3−9.
  13. В. Три учебника информатики // Информатика и образование, 1991, 1, с.111−115.
  14. В. Информатика как наука о буквах // Информатика и образование, 1992, 1, с.6−12.
  15. В.К., Лесневский А. С. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // Информатика и образование, 1993, 6, с.25−29.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ¦ Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  17. В.П. Теория учебника. М., 1988.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. м.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика, 1993, 2, с.5−10.
  20. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф.дис. докт. пед. наук. М., 1994.
  21. С. А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Пед. информатика, 1998, 1, с.9−16.
  22. С. А., Матвеева Я. В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы // Информатика и образование, 1997, 8, с.19−23.
  23. С.А., Матвеева Я. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование, 1998, 2, с.17−18.
  24. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: УГПИ, 1995. — 144 с.- 379
  25. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование, 1998, 6−8.
  26. С. А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // Информатика и образование, 1999, 5, с.11−14.
  27. В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
  28. Г., Барти Т. Современная прикладная алгебра. М.: Мир, 1976. — 400 с.
  29. Ю.П. Вычислительная математика и программирование. ф- М.: Высш.шк., 1990. 544 с.
  30. A.M., Салий В. Н. Алгебраические основы теории дискретных систем. М.: Наука, 1997. — 368 с.
  31. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969−78.
  32. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с.
  33. Г. А., Кондратьев А. С., Суханов А. Л. Физика в системе современного образования // Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения РАО. Выпуск 3.- СПб.: 1998, с.5−15.
  34. Т. А. Концепция школьного курса информатики- Учеб. пособ. Санкт-Петербург, ВАШ, 1995. — 68 с.
  35. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Автореф. дисс. .докт.пед.наук.- СПб., 1998. 34 с.- 380
  36. Т. А., Рыжова, Н.И. Методика обучения информатике. Специальная методика. Учебное пособие для студентов. СПб.: РГПУ #им. А. И. Герцена, 1997. — 134 с.
  37. Т. А., Лебедева И. А., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Модель школьного курса информатики // Компьютеры в образовании: Тезисы докл. Всероссийской конференции. СПб., 1993.
  38. А. 14. Концепция открытой программы // Информатика и образование, 1997, 7, с.47−53.
  39. М. Информатика. Теоретическая информатика, алгоритмы и структуры данных, логическое программирование, объектная ориентация: В 4 ч. 4.4. М.: Диалог-МИФИ, 1998. — 224 с.
  40. . Ребенок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 288 с.
  41. Н. Программирование на языке Модула-2. М.: Мир, 1987.- 224 с.
  42. В. А., Буланже Д. Ю., Герман О. В. Аппаратно-программные средства процессоров логического вывода. М.: Радио и связь, 1991. — 264 с.
  43. В.В. Компьютерная революция и вычислительная математика. М.: Знание, 1988. — 48 с.
  44. А. А. Методика построения и использования систем упражнений для самостоятельной работы студентов при решении математических задач с помощью персонального компьютера: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 16 с.- 382
  45. Вычислительная техника и обработка данных. Терминологический словарь фирмы IBM. М.: Статистика, 1978. — 231 с.
  46. Г. П., Сапоженко А. А. Сборник задач по дискретной математике. М.: Наука, 1977. — 368 с.
  47. Г. П., Сапоженко А. А. Задачи и упражнения по курсу дискретной математики. М.: Наука, 1992. — 408 с.
  48. . С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.. 1980. — 144 с.
  49. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-ВО СПбУ, 1992. — 154 с.
  50. А.В. Математическая логика. М.: Российск.гос.гума-нит.ун-т, 1998. — 479 с.
  51. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. — 552 с.
  52. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. — 488 с.
  53. Н.К. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. Методич. рекомен. Л.: Изд-во ЛГПИ «Образование», 1986. — 80 с.
  54. О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в образовании // Философия образования. М.: МГУ, 1996.
  55. О.Н., Суханов А. Д. Дополнительность и целостность в современном образовании // Alma mater, 1997, М.
  56. В.А. Основы дискретной математики. М.: Высш. шк., 1986. — 311 с.
  57. В.А. Дискретная математика в задачах и упражнениях. М.: МГИ, 1989. — 134 с.- 383
  58. А.В., Кучин Я. В. Проектирование взаимодействующих процессов в операционных системах: Учеб.пособие. Л.: ЛИАП, 1991.- 72 с.
  59. Д.В. Определение. М.: Мысль, 1974. — 312 с.
  60. Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  61. А. В. Информатика фундаментальная и прикладная // Информатика и образование, 1998, 6, с.27−30.
  62. Е.Д. Метод построения системной классификации наук. Новосибирск: Наука, 1987. — 120 с.
  63. В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наук. думка, 1988. — 272 с.
  64. В. И. Базовое обучение информатике // Вестник МГУ, сер.15, выч.мат. и кибернетика, 1995, 2.
  65. В.И., Кучевский Ю. В., Панчук О. А. Развивающее обучение в комплексе обучения основам информатики. Метод и практика подготовки учебного материала // Педагогическая информатика, 1995, 2, с.37−57.
  66. В.И., Трифонов U. П. Компьютерный задачник-учебник по программированию на базе развивающегося обучения (информатике) // Педагогическая информатика, 1993, 2, с.60−67.
  67. Р., Кнут Д., Поташник 0. Конкретная математика. Основание информатики. М.: Мир, 1998. — 703 с.- 385
  68. Jl. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1976.
  69. В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  70. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
  71. А. Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1994.
  72. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидак-фтики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
  73. Р., Яковлев А. Информатика или компьютерное дело // Информатика и образование, 1989, 3, с.105−107.
  74. Дискретная математика и математические вопросы кибернетики. Т.1 / Под общей ред. С. В. Яблонского и 0.Б.Лупанова. М.: Наука, 1974. — 312 с.
  75. Г. Программирование на языке Оккам. М.: Мир, 1989.- 208 с.
  76. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. Москва, 1999. — 44 с.
  77. В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). М.: Сов. радио, 1976. — 296 с.
  78. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1992, 5−6, с.3−12.
  79. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1989.3агвязинский В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
  80. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты. М.: Наука, 1987. — 336 с.
  81. А.П., Марков А. С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. М.: Русс.яз., 1987. — 221 с.
  82. О.А. Теоретические основы построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1997. — 80 с.
  83. А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике М.: Гуманит. физд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  84. Избранные труды / А. П. Ершов. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. — 416 с.
  85. В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120 с.
  86. В. П. Вычислительная информатика: открытие науки. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1991. — 198 с.
  87. В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 136 с.
  88. Л. Я. Средства обучения как система // Сов. педагогика, 1986, 9, с.55−58.
  89. .М. Электронные вычислительные машины и системы. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 592 с.
  90. X. Основания математической логики. М.: Мир, 1969.- 568 с.
  91. В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  92. Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.- 190 с.
  93. Н.Г. 0 сущности учебной задачи по методике преподавания математики // В межвуз. сб.: Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы. Л.: ЛГПИ, 1981, с.25−33.
  94. В.Г. Образование и цивилизация // Информатика и образование, 5, 1996, с.21−28.
  95. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  96. С.К. Введение в метаматематику. М.: ИЛ, 1957. — 526 с.
  97. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т.1: Основные алгоритмы. М.: Мир, 1976. — 736 с.
  98. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 2: Получисленные алгоритмы. М.: Мир, 1977. — 724 с.
  99. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. З: Сортировка и поиск. М.: Мир, 1978. — 844 с.
  100. А.Н., Драгалин А. Г. Введение в математическую логику. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 120 с.
  101. А. И., Драгалин А. Г. Математическая логика. Дополнительные главы. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 120 с.- 388
  102. Компьютеры на СБИС: В 2-х кн. Кн.1: Пер. с япон. / Мотоока Т., Томита С., Танако X. и др. М.: Мир, 1988. — 392 с.
  103. Я.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. — 720 с.
  104. Л.Н. Развитие ЭВМ и их математического обеспечения.- М.: Знание, 1984. 64 с.
  105. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий. Автореф.дис.. докт.пед.наук. Москва, 1996.
  106. А. П., Радионов А. Я., Таранов А. Ю., Шаблыгин Е. М. Программирование на языке R-Лисп. М.: Радио и связь, 1991. — 192 с.
  107. Л. Т. Основы кибернетики. Т. 2. Основы кибернетических моделей. М.: Энергия, 1979. — 584 с.
  108. А. А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование, 1998, 2, с.14−16.
  109. А. А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование, 1999, 1, с. 2−9.
  110. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990.- 38 с.- 389
  111. О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 480 с.
  112. В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1995. — 268 с.
  113. Н.Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 104 с.
  114. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990. — 384 с.
  115. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики *и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  116. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн, 1980. — 334 с.
  117. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 233 с.
  118. С. С., Слисенко А. О., Цейтин Г. С. Проект плана-программы по специальности «Информатика и системное программирование» // Микропроцессорные средства и системы, 4, 1985, с.20−28.
  119. В.В. Современная электронная техника в обучении физике в школе. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 84 с.
  120. В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика, 1994, 2, с.7−16.
  121. В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 508 с.- 390
  122. В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Специальные методы обучения информатике / Вопросы теории и практики обучения информатике. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, РГПУ, 1998. С.95−113.
  123. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1992, 1, с.3−6.
  124. М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах. Автореф.. дисс. докт. пед. наук. М., 1999. — 82 с.
  125. И. А. Методика отбора содержания обучения будущих учи-#телей информатики конструированию компиляторов. Автореф. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 19 с.
  126. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  127. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование, 1998, 3, с.76−78.
  128. А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. Вып. 2. М., 1970. с. 3−12.
  129. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  130. В. П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования. Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 2000. — 37 с.
  131. Логика и методология науки. IV Всесоюзный симпозиум. М.: Наука, 1967. — 340 с.
  132. В. А. Элементы дискретной математики. М.: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1976. — 176 с.- 391
  133. Е.Н. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики. Метод, реком. для студ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 52 с.
  134. Г. Г. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: Введение в нелинейную динамику. М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 256 с.
  135. А. А., Нагорный Н. М. Теория алгорифмов. М.: ФАЗИС, 1996. — 448+48 с.
  136. , И. В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1993.
  137. Математическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, т.2, 1979. — 1104 стб.
  138. Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопе-дия, 1995. — 847 с.
  139. В.Л., Стеценко В. А. Лекции по дискретной математике.- М.: МПГУ, 1997. 220 с.
  140. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. — 208 с.
  141. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование" — 392
  142. Москва, МГУ, октябрь 1994 г.) // Высшее образование в России, 1994, М.
  143. B.C., Суханов А. Д. Долгосрочные перспективы сотрудничества России и ЮНЕСКО по трансдисциплинарному проекту «Фундаментальное университетское образование» // Международное сотрудничество, 1997, № 1.
  144. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  145. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  146. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики. /Б.С.Каплан, Н. К. Рузин, А. А. Столяр. Мн.: Нар. асвета, 1981.- 191 с.
  147. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Метод, реком. для студ. Сост. Г. Д. Кириллова. Л.: ЛГПИ, 1986. — 44 с.
  148. А.В., Плоткин A.M., Рисс Е. А., Яшина Е. Ю. Математический язык в задачах: сборник задач. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 236 с.
  149. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 1986. — 36 с.
  150. А. Б., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Математические теории. СПб.: РГПУ, 1997. — 142 с.
  151. В.Н., Осипова, В. А. Курс дискретной математики. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 264 с.
  152. Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. Ш- 896 с.
  153. В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. Ереван: Луйс, 1984. — 215 с.
  154. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.- 382 с.
  155. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1992.- 254 с.
  156. С. А. Экстенсиональные и интенсиональные аспекты аксиоматической теории обозначения / Логические исследования. Вып.4.- М.: Наука, 1997, с.261−270.
  157. И.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике. Автореф.дис.. канд. пед.наук. СПб., 1994. — 18 с.
  158. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1965.
  159. Педагогическая энциклопедия М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. — 912 с.- 394
  160. В.Н. Логистика: Справочная книга по логике. М.: МЫСЛЬ, 1995. — 224 с.
  161. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ.- М.: Высш.ШК., 1989. 367 с.
  162. В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике.- М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
  163. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  164. Д. Как решать задачу. М., 1961. — 208 с. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, #1975. — 464 с.
  165. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с. Попа К. Теория определения. — М.: Прогресс, 1976. — 248 с. Попов Ю. П., Самарский А. А. Вычислительный эксперимент. — М.: Знание, 1983. — 64 с.
  166. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Г. А. Берулаева, Е. М. Борисова и др. / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Междунар.Пед. академия, 1995. — 360 с.
  167. В.М. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики. Автореф.дис.. докт. пед. наук. М., 1994.
  168. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ.докт.пед.наук. М., 1975.
  169. A.M. Содержание начального образования // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985.- 395
  170. В. П. К вопросу о методике обучения решению задач // Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: Межвуз.сб.научн. трудов. Л.: ЛГПИ, 1981, с. 123−132.
  171. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии». М.: ИПИАН, 1991. — 22 с.
  172. Е., Сикорский Р. Математика метаматематики. М.: Наука, 1972. — 591 с.
  173. И. А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы.- Днепропетровск: ДГУ, 1980. 95 с.
  174. С.В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск.: Университетское, 1990. — 128 с.
  175. С. С. Классификационная проблема в современной науке.- Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.
  176. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1 А-М.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 2 М-Я.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  178. Н. Турбо Паскаль для Windows: В 2-х томах. Т.1. М.: Мир, 1993. — 536 с.
  179. Н.И., Пальчикова И. Н., Тузова Л. В., Швецкий М. В. Система лабораторных работ по программированию на диалекте TURBO Pascal (версия 3.0). СПб.: РГПУ, 1997. — 115 с.
  180. А. А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент // Вестник АН СССР, 1979, 5, с.38−49.- 397
  181. А. А. Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестник АН СССР, 1985, 8, с. 57−69.
  182. А. А. Введение в численные методы. М.: Наука, 1987.- 288 с.
  183. .Е., Тихомиров С. А. Многоуровневое образование: проблемы, сущность, перспективы // Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: Межвуз.сб. науч.тр. СПб.: Изд-во Лесотехн. академии, 1993, с. 15−19.
  184. Г. И. Упражнения в обучении математике // Современные проблемы методики преподавания математики: Сб.статей. М.: Просвещение, 1985, с.121−132.
  185. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  186. А.Л. Математическая информатика в школе // Информатика и образование, 1995, 5, с.54−58.
  187. А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3» // Информатика и образование, 1998, 6, с. 19−23.
  188. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) // Информатика и образование, 1991, 1, с.3−10.
  189. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 350 с.
  190. Словарь по кибернетике: Св. 2000 ст. / Под ред. В. С. Михалевича.- К.: Гл.ред. УСЭ им. М. П. Бажана, 1989. 751 с.
  191. В.А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.
  192. Е.Д., Таванец П. В. Семантика в логике / Логическая семантика и модальная логика. М.: Наука, 1967, с.3−53.- 398
  193. . Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. 368 с.
  194. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1979. — 1600 с.
  195. Современные основы школьного курса математики / Н. Я. Виленкин, К. И. Дуничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1980.- 240 с.
  196. Современный философский словарь /Под общей ред. д. ф.н., проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.
  197. А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. 352 с.
  198. О.А. Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педвузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 18 с.
  199. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
  200. Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 168 с. Степин В. С. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
  201. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996.
  202. А. А. Педагогика математики: Курс лекций. Минск: Вы-шэйш. школа, 1969. — 368 с.
  203. А.А. Педагогика математики. Мн.: Выш.шк., 1974.- 414 с.- 399
  204. Сухо дольский Г. В. Математико-психологические модели деятельности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 64 с.
  205. Танг Ле Хыу. О содержании понятия «методология» // Философские науки. 1979, 4, с. 98.
  206. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.- 352 с.
  207. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-составители А. Н. Аверкин, М.Г.Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. — 256 с.
  208. Н.П., Громыко В. И., Колядко Ш. В. Компьютерная система в комплексе обучения основам информатики // Педагогическая информатика, 1995, 2, с. 58−68.
  209. Л. Т. Информационно-семантическая модель обучения.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 178 с.
  210. Э.Х. Концептуальное программирование. М.: Наука, 1984.- 256 с.
  211. А. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Информатика и образование, 1990, N4, с.3−10.
  212. В.А., Семенов А. Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  213. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 551 с.
  214. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  215. В.К. Логические проблемы информационного поиска. М.: Наука, 1976. — 152 с.
  216. А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М.: Мир, 1966. — 555 с. ф Фридман Л. М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф.дисс.. докт. пед. наук. — М., 1971. — 51 с.
  217. Т., Касами Т. Математика для радиоинженеров: Теория дискретных структур. М.: Радио и связь, 1984. — 240 с.
  218. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. — 142 с.
  219. Ч. Взаимодействующие последовательные процессы. М.: Мир, 1989. — 264 с.
  220. Р., Джессхоуп К. Параллельные ЭВМ. Архитектура, программирование и алгоритмы. М.: Радио и связь, 1986. — 392 с.
  221. Н. Г., Буравцева И. Н., Пушкина И. М. Архитектура вычисли-# тельных систем и сетей. М.: Финансы и статистика, 1986.- 318 с.
  222. Д. С., Цаленко М. С. Перспективы и проблемы развития информационных технологий // Систем, исслед. методол. проблем: Ежегодник, 1988. Вып.20. М., 1989, с.7−26.
  223. А. Введение в математическую логику. Т.1. М.: ИЛ, 1960.- 486 с.
  224. к., Павлов Р., Гюдженов И., Луканова Р. Ръководство за решаване на задачи по дискретна математика. Благоевград: Высш. педагогически институт, 1990. — 216 с.
  225. Н.А. Конструктивные вещественные числа и конструктивные функциональные пространства // Труды МИАН СССР, 1962, т. 67, с.15−294.
  226. М.В. Язык профессионала-программиста и пользователя ЭВМ. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. — 405 с.
  227. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дисс... докт.пед.наук.1. СПб., 1994. 36 с.
  228. B.C. Занимательная информатика. СПб.: Политехника, 1994. — 304 с.
  229. Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика. М.: КАСТАЛЬ, 1993. — 196 с.
  230. Энциклопедия кибернетики. Т. 2. Киев: Гл. ред. Укр. Сов. энциклопедии, 1974. — 624 с.
  231. С. В. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1986. — 384 с.
  232. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  233. С. А. Предисловие / Карнап Р. Значение и необходи-• мость. М., 1959.
  234. ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum'68, Recommendations for Academic Programs in Computer Science // Comm. ACM, 11, 3 (Mar.1968), pp.151−197.
  235. ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum'78 -Recommendations for the Undergraduate Program in Computer Science // Comm. ACM, 22, 3 (Mar.1979-, pp.147−166.
  236. Aiken R., Balasubrahmanian A., Brauer W., Buckingham D., He-benstreit J., Khvilon E., Levrat В., Lovis F., Murray-Lasso M., Turner J., Weert van T. A Modular Curriculum In Computer Science, UNESCO-IFIP, 1994. ED/94/WS/13.
  237. Computing Curricula 1991 // Comm. ACM, 34, 6, 1991, pp. 69−84.
  238. Currikulum Organization and Dezign. University of London Press, London, UK, 1991.
  239. Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A. B, Turner A.J., Young P.R. Draft Report of the ACM Task Force on the Core of Computer Science, Feb. 1988.
  240. P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A.B., *Turner A.J., Young P.R. Computing as a discipline. Commun. ACM 32, 1 (Jun. 1989), p.9−23.
  241. Dictionary of Information Technology. MacMillan Press, London, 1982.
  242. Dictionary of Computing. Data Communications. Hardware and Software. Basics. Digital Electronics. John Wiley, 1983.
  243. Dictionary of Computing. Second Edition. Oxford University Press, 1986.
  244. Gibbs N.E., Tucker A.B. Model Curriculum for a Liberal Arts Degree in Computer Science // Comm. ACM 29, 3 (Mar. 1986), pp.202 210.
  245. Hebenstreit J. Computers in Education the Next Step // Education and Computing, 1 (1985), pp.37−43.
  246. Knuth D.E. Computer Science and its Relation to Mathematics // Am.Math.Monthly, 81, 4 (Apr 1974), 323−343.
  247. Tucker A. Computing Curricula 1991 // Comm. ACM, 1991, 34, 6, pp.69−84.
Заполнить форму текущей работой