Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе
Диссертация
Сформулирована концепция междисциплинарной системы геометро-графической подготовки инженера, включающая ряд положений. Главная цель — формирование пространственно-конструктивного мышления, включающая владение визуально-образнымгеометрическимязыкомиг компьютернымитехнологиями геометрического моделирования. Структура и содержание геометро-графической подготовки должны формироваться, опираясь… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГЕОМЕТРИЧЕКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Теоретические основы изучения деятельности
- 1. 2. Диалектическая и структурно-функциональная модели инженерной деятельности
- 1. 3. Структурно-функциональная модель конструкторской деятельности
- 1. 4. Структурно-функциональная модель инженерного геометрического моделирования
- Выводы к главе
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ л
- СИСТЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
- 2. 1. Историко-логическая и диалектическая модели геометрического моделирования
- 2. 2. Визуально-образный язык геометрического моделирования как системный объект исследования
- 2. 3. Концепция моделирования междисциплинарной системы л геометро-графической подготовки инженера
- 2. 4. Моделирование междисциплинарной системы геометро-графической подготовки инженера
- Выводы к главе 2
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА
- Ф
- 3. 1. Диалектическая модель базовой геометро-графической подготовки инженера
- 3. 2. Интеграция как определяющий фактор развития геометро-графической подготовки инженера
- 3. 3. Педагогическое проектирование структуры и содержания базовой геометро-графической подготовки инженера
- Выводы к главе 3
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УЧЕБНОГО КУРСА «ИНЖЕНЕРНОЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
- 4. 1. Проблемы внедрения учебного курса «Инженерное геометрическое моделирование»
- 4. 2. Оценка результатов экспериментального исследования
- Выводы к главе 4
Список литературы
- Айзенк Г. Проверь свои интеллектуальные способности/Пер. с англ. Рига, 1992.
- Айзенк Г. Узнай свой коэффициент интеллекта/Пер. с англ. Новгород, 1994.
- Акимова И.Н., Якунин 5.//. Системологические подходы к преподаванию графических дисциплин //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Матер, семинара-совещания зав. каф. /ННГАСУ: Н. Новгород, 1997.-С. 12−13.
- Александров ВВ., Шнейдеров В. С. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ. Л1: Машиностроение, 1988. 128 с.
- Алехин ВВ. Инженерно-технический труд и творчество как предмет философского анализа: Дис.. д-ра филос. наук. /Донецк, 1982. 335 с.
- Амиров Ю.Ф. Основы конструирования: творчество стандартизация-экономика: Справоч. пособие. — М.: Изд-во стандартов, 1991. — 392 с.
- Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теорет.-методол. аспект. Минск, 1986.
- Афанасьев А.Г. Общество: системность, познание и управление. М-, 1981.
- Ахлибинский Б. А. Категориальный аспект понятия интеграции //Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII Л.: ЛГУ, 1984. -С. 51.
- Барбаки Н. Элементы математики. Очерки по истории математики. М., 1985.
- Барчал Б. Внутренний мир AutoCAD 14. К.: Издательство «ДиаСофт», 1997. 672 с.
- Батаршев A.B. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001. — 240 с.
- Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности //Деятельность: теории, методология- проблемы: М.: Политиздат, 1990. — С. 21−34.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.- 671 с.
- Батышев С.Я. Профессионализм: каким он должен быть // Профессионал. 1991 -№ 9.~ С. 7−9.
- Банковский Ю.М., Галактионов В. А., Михайлова Т. Н. ГРАФОР: комплекс графических программ на ФОРТРАНе. М.: ИПМ АН СССР, 1983. 4.1. — 182 е.- Ч. 2: — 176 с.
- Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации//Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. /СИПИ. Свердловск. 1990. С. 18.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт-Петербург, 1996. — 227 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 199U — 208 с.
- Беспалъко В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 19 881- 160 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2 т. /Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.1. — 863 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2 т. /Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. — 768 с.
- Бондарев Н.Д. Роль, чертежно-графических умений: в формировании мысленных образов трудовых действий //Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Сб. /СЕТУ. Саратов, 2000. С. 64−66.
- Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
- Брушлинский A.B. Деятельность субъекта и психологическая деятельность //Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. -С. 129−142.
- Бубенников A.B. Начертательная геометрия: Учебник для втузов. М.: Высш. шк., 1985. -288 с.
- Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Alma mater. 1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Бургин М.С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную: методологию науки. М: АО «Аспект Пресс», 1994. — 304 с.
- Барчал Б. Внутренний мир AutoCAD 14. К.: Издательство «ДиаСофт», 1997.-672 с.
- Вальков В: А. Лекции по основам геометрического моделирования. Л:: ЛГУ, 1975. — 175 с.
- Виноградова Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения на примере изучения системы автоматизированного проектирования: Автореф. дис. канд. пед наук /М., 2000. 20 е.
- ЪЯ.Гладун А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста //Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.21−23.
- Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования //Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.23−27.
- Горелик А.Г. Автоматизация инженерно-графических работ с помощью ЭВМ. Минск: Вышэйшая школа, 1980. — 206 с.
- Горелов A.A. Экология — наука — моделирование (философский очерк) /Отв. ред. Шаталов. М.: Наука, 1985. — С. 203.
- Гордон В. О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. -М.: Наука, 1971. -368 с.
- Горохов В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие / Науч. ред. Ц. Г. Арзаканян. М.:ИНФРА-М, 1998. — 224 с.
- Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. — 175 с.
- ГОСТ 23 501.0−79 Системы автоматизированного проектирования. Основные положения. Введ. 01.01.78. -М: Изд-во стандартов, 1979.
- Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М., 1962.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
- Гусев А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М:Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Гусев Д.О. Диалектика становления и развития функций инженерной деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1987. — 16 с.
- Давыдов В. Bi О месте категории деятельности в современной теоретической психологии //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 143−156.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М: ГИИНС, 1955. — Т.2. — 780 с.
- Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. Педагогика. 1998: — № 2. — С. 8−12.
- Дворецкий С.И., Муратова Е. И. Система подготовки инженера XXI века и дидактические условия ее реализации //Тр. 2-го Росс. сем. Тамбов: ТГТУ, 2001. С. 91−97.
- Дробинский И.М., Большое С. А. На весах выбора (2D и 3D что предпочесть?) // CADmaster. — 2001. — № 5. — С. 4−9.58 .Душков А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1981. — 208с.
- Елисеев H.A. Истоки истории начертательной геометрии в трудах российских геометров //Совершенствование подготовки учащихся и студентовв области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. научн.-метод. сб. /СГТУ. Саратов, 2000. С. 16−18.
- Ермилова НЛО. Некоторые принципы- модульного обучения студентов графическим дисциплинам //Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Межвуз. науч.-метод. сб. /СГТУ. Саратов, 1999. С. 60−62.
- Журбенко JI.H. Дидактическая система гибкой многопрофильной математической подготовки в технологическом университете. Автореф. дис. д-ра пед. наук/КГТУ. Казань, 2000.
- Журбенко JI: H. Дидактическая система гибкой математической подготовки. Казань: Мастер Лайн, 1999. — 160 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата- педагогов-практиков. С.-Пб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
- Злобин Н.С. Деятельность — труд — культура //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М-: Политиздат, 1990.-С. 111−128.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности//Системные исследования. М., 1976.
- Зозулевич Д.М. Машинная графика в автоматизированном проектировании. М: Машиностроение, 1976. — 240 с.
- Иванов В.Т. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Автореф. дис. д-ра пед. наук /КГТУ. Казань, 1997. 40 с.
- Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Казань: Карпол, 1997.-258с.
- Иванова А. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: МГУ, 1987. 208 с.
- Извозчиков B. Ai, Павлович M.A., Румянцев И. А. Информационная парадигма и картина мира в аспекте образования: и общей культуры. Педагогическая информатика. 1999. — № 2. — С. 48−54.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. С. 55.
- Инновационное образование (парадигма, принципы реализации- структура научного обеспечения) /В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, А-Я. Савельев и др. //Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 13−28.
- Интеграция современного научного знания. Киев: Вища школа, 1984. -С. 33.
- Каган В. И, Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. — 147 с.
- Касавин ИТ. Деятельность и рациональность //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — G. 35−51.
- Келле В.Ж. Деятельность и общественные отношения //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 98−110.
- Керимов З.Г., Багиров С. А. Автоматизированное проектирование конструкций. М.: Машиностроение, 1985. — 224 с.
- Кинелев ВТ. Фундаментализация университетского образования //Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.6−13
- Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1989. — 493 с.,
- Климов B.E. Графические подсистемы САПР: Практическое пособие. Кн. 7. //Разработка САПР. В 10 кн. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Климов E.JI. Как выбирать профессию. M., 1984.86- Кобелев В. В. Машинная графика для: системы БЭСМ-АЛГОЛ. М.: Наука, 1978.- 175 с.
- Коваленко Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении? содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук /ТААСУР. Майкоп, 1995. 25 с.
- Коган Л.Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы. Красноярск, 1981.
- Козлов Г. О неотложных мерах государственной поддержки российской- науки // Междунар.-сотрудничество. 1997. — № 21 — С.7−11.
- Козлов Б.И. Возникновение и развитие наук: Опыт историко-теоретического исследования- Л.: Наука, 1987. — 248 с.
- Козлова MC. Философия и язык. М-, 1972. -256 с. 92 — Козлова М. С. Наука и формализованные языки //Очерки истории и теории — развития науки. М., 1969. — 403 с-
- Колин К. К. Информационный подход в методологии — науки и проблемы — образования//Педагогическая информатика. 1998- - № 2. — С. 37−43.
- Кондаков Н. Я Логический словарь-справочник. М-: Наука, 1975.
- Кондратьев BIBI Проектирование втузовской системы обучения (на примере математики) Казань: Изд-во КЕТУ, 1999. — 135 с.
- Кондратьев В.В. Фундаментализация профессионального образования: специалиста в технологическом университете. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. -323 с.
- Кондратьев В.В. Методологические основы инженерного образования в- условиях постиндустриального общества: Тез. док. /КГТУ. Казань, 2000-. С. 265−266.
- Кондратьев BIB: Фундаментализация профессионального образования специалиста на основе непрерывной" математической подготовки: в условиях технологического университета: Автореф- дис.. д-ра пед. наук /КГТУ. Казань, 2000.
- Контроль знаний студентов / Н. Павлов, А. Артемов, Т. Сидорова и др. //Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 116−121.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. науч. тр. -М.: НИИВО, 1991. 198 с.
- Корнилов И. К. Методологические основы инженерной деятельности. М.: МГУП, 1999. — 207 с.
- Корнилов И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. -М.: Мир книги, 1996. 196 с.
- Корнилов И.К. Конструктивно-технологические особенности книжных изданий- Системный подход: Учеб. пособие. М: Мир книги- 1995. — 56 с.
- Котов И.И., Полозов B.C., Широкова JJ.B. Алгоритмы машинной графики. М.: Машиностроение, 1977. — 231 с.
- Котов Ю.В. Как рисует машина. M.: Наука, 1988. — 224 с.
- Кочнев A.M. Проектирование- и реализация- подготовки- специалистов двойной компетенции- вt техническом вузе: Дис-. д-ра? пед- наук/- КГТУ. Казань, 1998.-402 с.
- Кудрявцев T.B. Психологии технического мышления. Педагогика, 1975. -303 с.
- Кузнецов В., Кузнецова В. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании //Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 36−40.
- Кузнецов В. И, Корнилов И. К. История науки в реализации ключевой задачи реформы образования //Вопросы истории естествознания и техники 1996.-№ 4.-С. 135−142.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: ЛГУ, 1970.-156 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя /11 У. Гомель, 1976. — 57 с.
- Курлов А.Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема: Автореф. дис. д-ра. социол. наук. /Уфа, 1994. 37 с.
- Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ): Учебник для инж.-тех. вузов / A.M. Тевлин, Г. С. Иванов, Л. Г. Нартова и др.- Под ред. A.M. Тевлина. -М.: Высш. шк., 1983. 175 с.
- Кустов. Ю.А., Переверзев И. И., Пасмор M.A. Связь профессионального образования молодежи с производительным трудом. Самара, 1996. — 200 с.
- Кустов Ю.А., Кустов Ю. Ю. Интеграция как педагогическая проблема/ Интеграция в педагогике и образовании: Сб. науч.- метод. /СИПК. Самара, 1994. С. 7.
- Лагунова М.В. Графическая культура как высший уровень результативности графической подготовки студентов, ее структура и иерархия? //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Сб. /ННГАСУ: Н. Новгород, 2001. Вып 7. — С. 158−162.
- VIS. Левин В. Г. Интегративная функция понятия системы //Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII Л.: ЛГУ, 1984. — С. 70.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическое изд-во, 1975. -304 с:
- Леонтьев А: Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С. 61−69.
- Леонтьев. А.Н. Анализ деятельности //Вестник Московского университета- Серия 14. Психология. 1983. — № 2. — С. 9.
- Логический словарь ДЕФОРТ. М.: Мысль, 1994.
- Любимова О. В. Разработка технологии диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода: Дис.. канд., пед. наук/ ИГТУ. Ижевск, 2002.
- Люстиг M.A. Содержание и структура: углубленной математической подготовки по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»: Автореф. дис. канд. пед. наук / КГТУ. Казань, 1999. 16с.
- Ляхов И.И. Социальное конструирование. М., 1970.
- Ъв. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. M., 1956. — С. 596.
- Мартинкус В.Й. Инженерно-творческая деятельность как социологическая проблема: Дис. канд. филос. наук. /Вильнюс, 1981. 184 с.
- Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. -Казань: Карпол, 1997. 293 с.
- Миклин A.M., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М-, 1980- - С. 37.
- Митчел К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. — 149с.
- Михайлов А., Чигишев Ю. HydrauliCS v. 1.0 — система автоматизированного проектирования гидравлических и пневматических схем в среде AutoCAD //CADmaster. 2000. — № 2. — С. 10−11.
- Морозова Н.Т. Компьютерная технология преподавания дисциплины «Инженерная графика» //Padagogisch Probleme in: der Ingenieurausbildung: Referate d es 2 7.1 nternationalen S ymposiums «Ingenierurpadagogik ' 98», M oskau, Band 2. S. 406−409.
- Мухамедшин И.С. Реформа внешнеэкономической деятельности и вопросы передачи технологий. М.: ВНИИПИ, 1989. — 52 с.
- Научно-технический прогресс: Словарь. -М.: Политиздат, 1987.
- Начертательная геометрия: Инженерная и машинная графика. /К. И. Вальков, Б. И. Дралин, В. Ю. Клементьев и др. М.: Высш. шк., 1997. — 495 с.
- Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990! — С. 52−69.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. школа, 1986. — 283 с.
- Новиков C.B. Профессионально важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня трудности. Дис.. канд. псих. наук. -М.: 1996. 172 с.
- Норенков И.П. CALS-технология и модели распределения ресурсов //Педагогическая информатика. 1999. — № 3. — С. 16−23.
- Ньюмен У., Спрул Р. Основы интерактивной машинной-графики. М.: Мир, 1976.-574 с.
- Омура Д AutoCAD 3D: трехмерное моделирование. М.: Издательство «Лори», 1997. — 544 с.
- Орельяла И: САПР //CADmaster. 2001. — № 5- - С. 4−9.161 .Орлов П. И- Основы методологии проектирования- машин: Справочно-методическое пособие в 3-х кн. Кн. 1. М.: Машиностроение, 1977. — 623 с.
- Основы инженерной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ф. Ломова- М.: Высш. шк., 1977. — 337 с.
- Очерки психологии труда оператора. — М.: Машиностроение, 1974. 317с. в%.Павленис Р. И. Проблема смысла: Современный логико-философский! анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Пак M Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ: Лекция. С. Петербург, 1992. — 35 с.
- Педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. И. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. -М., 1994.- 132 с.
- Пирогов H.H. Избр. сочинения. М., 1953. — С. 302.
- Пичугина A.A., Квач Т. Г. Интеграция на уровне межпредметных связей /Интеграция в педагогике и образовании: Сб. науч.- метод, работ. /СИПК. Самара, 1994.
- Плетников Ю.К. Место категории деятельности теоретической системе исторического материализма //Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 83−97.
- Подчиненов И.Е., Кашина Е. А. На пути к интеграции информатики и профильного обучения в школе //Педагогическая информатика. 1999. — № 3. -С. 41−44.
- Полозов B.C., Ротков С. И. Современные информационные технологии и графические дисциплины в вузах //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Междунар. сб. тр. /ННГАСУ. Н. Новгород, 2000. Вып. 5.-С. 8−12.
- Попов ЕВ. Метод натянутых сеток в задачах геометрического моделирования: Автореф. дис. д-ра тех. наук. /ННГАСУ. Н. Новгород, 2001. -45 с.
- Попова Г. Н., Алексеев С. Ю. Машиностроительное черчение: Справочник. JL: Машиностроение, 1986. -447 с.
- Посвянский А.Д. Краткий курс начертательной геометрии: Учебник для втузов. М.: Высш. шк., 1970. — 240 с.
- Потапкин A.B., Кучвалъский Д. Ф. 3D Studio МАХ: Практическое пособие. -М.: ЭКОМ, 1997.-480 с.
- Примерная программа дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». М.: Станкин, 1996. -18 с.
- Принс М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М.: Советское радио, 1975. — 232 с.
- Программа дисциплины «Начертательная графика. Инженерная графика». М.: 1989. — 32 с.
- Программные средства машинной графики. Международный стандарт GKS: Пер. с англ. /Г. Эндерле, К. Кэнси, Г. Пфафф, и др. М.: Радио и связь, 1988.-480 с.
- Прохоров А. Ф. Конструктор и ЭВМ. М.: Машиностроение, 1987. — 272 с.
- Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. M.-JL: Энергия, 1985.-207 с.
- Ш. РайанД. Инженерная графика в САПР. М.: Мир, 1989. — 391 с.
- Ракитов А. И: Философия компьютерной революции. М: Политиздат, 1991. — 284 с.
- Рейтинговый контроль знаний студентов / В. И. Якунин, A.JI. Аношин, О. Н. Кузнецова и др. //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Междунар. межвуз. науч.-метод. сб. Вып. 5. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — С. 52−54.
- Решетова З А., Мищук С. А. Формирование политического мышления в условиях подготовки школьников к широкопрофильному труду//Вестник Московского ун-та. Серия — Психология. — 1981. — № 1.
- Ридлер А: Машиностроительное черчение. М., 1902.
- Розин В. Визуальное восприятие в современной культуре //Aima mater. -1998. -№ 7. G. 40−42.
- Ройтман И.А. Практикум по машиностроительному черчению. М.: Просвещение, 1978. — 102 с. 196 .Романов Е. В. Введение в специальность инженера: психолого-педагогический аспект: Учеб. пособие. Магнитогорск, 1997. — 91 с.
- Рубашкин В.Ш. Математическая логика' и язык науки //Вопросы философии. 1973. — № 1.200: Рукавишников В. А: Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженера. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. —184 с.
- Рукавишников В.А. К вопросу о целостности графического образования // Начертательная геометрия, инженерная графика:. Сб. /ННГАСУ. Н. Новгород, 2000. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2000. Вып. 5. — С. 107−111.
- Рукавишников В. А, Голубева И. Л., Альтапов А. Р. Новый уровень в развитии графического образования: Матер, третьих Вавиловских чтений: 4.1. /МПИ. Йошкар-Ола, 1999- С. 200−202.
- Рукавишников В.А. К вопросу о целостности графической подготовки // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: СбУ СГТУ. Саратов, 2000. С. 69−74.
- Руткевич М.Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания: Учеб. пособие. М.: Мысль, 1994. — С. 384.
- Савиных В.M., Шебашев В. Е. Анализ качества графической подготовки студентов: по результатам тестирования остаточных знаний //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Сб. /ННГАСУ. Н. Новгород, 2001.-Вып. 7.-С. 169−173.
- Сагатовский ВН. Категориальный контекст деятельностного подхода //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 70−82.
- Сакселъцев Г. А. Актуальность проблемы изучения — истории инженерно-технического образования. Саратов, 1993. — 218 с.
- Сергиевский В. Информация и знание с позиции субъекта познания //Aima mater. 1999. — № 12. — С. 21- 24.
- Сергиевский В. Стандартизация образования и язык //Aima mater. 1998. -№ 9. — С. 3−8.
- Сидору к М, Райкин Л. И., Плоткин Е. Е. Методологические аспекты компьютерно-графической подготовки в техническом университете: Матер. 4-й1 Междунар. конф. «Графикон-94″. Н. Новгород, ННГУ, 1994. — С. 150−151.
- Системы автоматизированного проектирования: В 9 кн. Кн. 9 Иллюстрированный словарь: Учеб. пособие для втузов / Д. М. Жук, ПК. Кузъмик, В. Б. Маничев и др.- Под ред. И. П. Норенкова. М.: Высш. шк., 1986. -159 с.
- Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. М.: Логос, 1996- - 400 с,
- Справочник по машинной графике в проектировании /В.Е. Михайленко, В. А} Анпилогова, Л. А. Кириевский и др.- Под ред. В. Е. Михайленко, A.A. Лященко. К.: Буд1вельник, 1984. — 184 с.
- Степанова В В. О концепции и минимуме содержания образования по черчению. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: Сб. /СГТУ. Саратов, 2000. С.5−14.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем: М, 1994.223 .Субетто А. И. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. Кострома ЮТУ, 1995. — 332 с.
- Султанов BiA. Военно-топографическая и топогеодезическая подготовка специалиста в условиях внедрения геоинформационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук.- КГТУ. Казань, 2002. -22 с.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах//Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.17−24.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. М.: Высш. шк., 1991. — 200с.
- Таленс Я.Ф. Работа конструктора. Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1987. — 255 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
- Тарасенко Ф.П. К определению понятия „информация“ в кибернетике //Вопросы философии». 1963. — № 4.
- Таукач Г. Л. Теория инженерной специализации. Киев, 1976.231 .Торокин А. Высшее образование: системный подход //Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 42−48.
- Тунаков А.П., Филимонова М. Ю. К вопросу о преподавании компьютерной графики //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Междунар. межвуз. науч.-метод. сб. /ННГАСУ. Н. Новгород, 2001. Вып. 6. — С. 103−106
- Тунаков А.П. Чертежи будущего //Изв. вузов. Авиационная техника. — 1997. № 2.- С. 98−102.
- Тучков А. Создание корпоративной САПР //CADmaster. 2000. — № 4. — С. 2−5.
- Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М.: АПН СССР, 1988! -47с.
- Удлер Е., Толстое Е. Проектирование тентовых оболочек //CADmaster. -2001.-№ 1.-С. 43−47.
- Уокер Б., Гурд Д., Дроник Е. Интерактивная машинная графика. М.: Машиностроение, 1980.- 171 с.
- Урсул А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981.
- Урсул АД. Природа информации. М.: Мысль, 1968. — С. 79−94.
- Успенский В.А. Витгенштейн и основания: математики //Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 85−97.
- Ушинский К. Д. Собр. пед. соч., т. I. М., 1916. — С. 491.242- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2. М., 1974.
- Федоров И. Качество образования категория фундаментальная //Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С.3−7.
- Федоров И.Б., Юдин Е. Г., Медведев В. Е. Фундаментализация университетского технического образования. Padagogisch Probleme in der Ingenieurausbildung: Referate des 27. Internationalen Symposiums «Ingenierurpadagogik '98″, Moskau, Band 1. S.297−300.
- Федосеев П.Н. Философия и интеграция знания //Вопросы философии. -1978.-№ 7.-С. 16−30.
- Философия и интеграция науки: Сб. М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -815 с.
- Философская энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. Энциклопедия- 1962. — С. 282.
- Флоренский П. А. У водоразделов мысли //Вопросы истории естествознания и техники. 1989. — № 1. — С. 76.
- Фокин Ю.Г. Определение основных терминов дидактики вышей школы: Обзор, информ. Вып. 4. М.: НИИВО, 1995. — 60 с.
- Харитонов E.A., Харитонова H.Ei Рейтинговая система оценки знаний студентов // Техническое образование XXI века. Актуальные проблемы технологического образования: Тез. док./ КГТУ. Казань 2000. С. 178.
- Харитонов H.F. Социальное проектирование новых городов: Автореф. дис. канд. филос. наук/ М., 1983.
- Хасанова Г. Б. О возможности фундаментализации профессионального образования социальных работников: Тез. док. /КГТУ. Казань, 2000. С. 178 179.
- Хей фец A.JI. Начертательная геометрия и теоретические основы компьютерного моделирования. //Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика Междунар. межвуз. науч.-метод. сб. Вып. 5. Н. Новгород, ННГАСУ, 2000. — С. 140−145.
- Хейфец А.Л., Логиновский В. Н. Решение комплексных задач средствами 3 D-компьютерного геометрического моделирования //Начертательная- геометрия, инженерная и компьютерная графика: Сб. /ННГАСУ. Н. Новгород- 2001.-Вып 7.-С. 174−180.
- Хинтикка Я. Проблемы истины в современной философии //Вопросы философии. 1996. — № 9. — С. 46−58.
- Хохлов Н.Г. Направления и формы интеграции образования, науки, и производства //Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 108−112.
- Чебышев Н., Коган В. Высшая школа XXI века: проблема качества //Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
- Четкое М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
- Черепанов В С. Экспериментальные оценки- в педагогических исследованиях. М: Педагогика, 1989. — 152 с. 266., Чернова Ю. К. Интегральный критерий качества усвоения- знаний// Интеграция в педагогике и образовании: Сб. / СИПК. Самара, 1994. С. 39−46.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти: Изд-во „Развитие через образование“, 1998. — 147 с.
- Чигишев Ю: Слухи о дороговизне иш§ тарЫсБ оказались сильно преувеличенными //САОшаБ1ег. № 1. — 2001. — С. 7−9.
- Чиркунова С.К., Иванов- В.Г., Курамшин И. Я. К вопросу о фундаментализации общепрофессиональной подготовки студентов: технического вуза: Тез. док./ КГТУ. Казань 2000. С. 292.
- Читалин Н.А. Проектирование содержания- образования в техникуме.// Специалист. 1993. — № 7. — С. 31−32.
- Швырев В.С. Проблемы- разработки- понятия: деятельности как философской категории //Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 19 901 С. 9−20.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Знание, 1964.
- Энгельмейер П.К. Технический итог Х1Х-го века. М.: Тип. К. А. Казначеева, 1898. 107 с.
- Энгельмейер П: К. Теория творчества. СПб., 1910.
- Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике //Вестник инженеров. -1915.-№ 3.-С. 99.
- Энциклопедический словарь юного математика. /Сост. А. П. Савин. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
- Bezier Р.: Definition Numerique des Courbes et Surfaces. Automatisme 12 (1966) 1, S. 17−21.2№.Beitz W.: Rechnerunterstutzte Auswahl und Auslegung von Maschinenelementen. Unterlagen zum Seminar am 7. und 8. April 1978 im VDI-Haus, Dusseldorf 1978.
- Boyse J. W. Gilchrist I.E.: GMSOLID: Interactive Modelling for Disign and Analysis of solids. IEEECG&A, MARCH 1982.
- Connolly P.E.Introducing Students to CAD Selection and Control Technology Issues //GraphiCon' 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 10−15, 2001, p. 259−262.
- Connolly P.E., Ross W.A. Incorporating Graphics, Audio, and Motion in a Freshman Engineering Technology Course //GraphiCon' 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 10−15, 2001, p. 303−309.
- Coons S.A.: Surfaces for Computer-Aidedi Design. Design Division- Mechanical Engineering Department, M.I.T., Cambridge, Mass. 1967.
- Cory C. Ai, BozelL 3D Modeling for the Architectectural Engineering and- Construction Industry //GraphiCon» 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 1015, 2001, p. 263−269.
- Cory C.A., Meador W.S. Taking an, Architectural Illustration Course from- Traditional Rendering to 3D Computer-Based Rendering //GraphiCon1 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 10−15, 2001, p. 270−274.
- Cory C. Ai, Meador W.S. 3D Computer Animated Walkthroughs for Architecture, Engineering, and Construction Applications //GraphiCon' 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 10−15,2001, p. 341−346.
- Encarnocao, J., Strasser, W. (Hrsg).: Computer Graphics und Portabilitat. Oldenboug. Verlag, Stuttgart 1981.
- Eversheim W., Wiewelhove W., Zzabo, Z.-I.: Maschinelle Arbeitsplanung. KfK-CAD 46, Gesellschaft fur Kernforschung, Karlsruhe 1977.
- Gausemeier B.J.: Rechnerorientierte Darstellung technischer Objekte im Maschinenbau. Diss. TU Berlin 1977.
- Gilbert J.P., Light R.L., Mosteller F. Assessing social innovations: an empirical base for policy: In Statistics and Public Policy /ed. By Fairley W.B., Mjsteller F- Menlo Paek, California, Addison-Wesley, 1977, p. 185−241.
- International Organization for Standardization: Data Processing Vocabulary, Section 13: Computer Graphics. ISO/DIS 2382/13 (1982).
- Kapfberger K.: Die elektrische Rechenanlage als Hilfsmittel bei der Herstellung von Werstattzeichnungen. Konstruktion 19 (1967) 1, S. 1−7.
- Krause F-L:. Ein Beitrag zur Behandlung rechnerinterner Darstellungen in CAD-Prozessen. ZwF 69(1974 5, S.228−233)
- Kurth- J. v Rechnerorientierte Werkstuckbeschreibung. Ein- Beitrag zur, ationalisierung produktiosbezogener Planungsprozesse. Diss. TU Berlin 1971.
- Mohler J.L. Using interactive multimedia technologies to improve student understanding of spatially-dependent engineering concepts //GraphiCon' 2001- Nizhny Novgorod (Russia) — September 10−15- 2001, p. 294−302:
- N.N. Proceedings 1 978 C AM-I. P-78-MM-01. International S pring Seminar, April 25. 27., Albuqueque Convention Center, Albuquerque, New Mexico, 1978.
- Rojas W.E.S. Fundamentals for Renovation of Engineering Curriculum //Proceedings on the 3-rd World Congress on Engineering Education and Training, Cairo, Egypt, November 14−18, 1994.-Vol. 1. P.619−625.
- Rukavishnikov V. The: concept of the geometrical education: development. GRAPHICON' 2001 September 10 September 15- 2001, Nizhny Novgorod, Russia, pp. 310−312.
- Seifert H. Fortschritte bei der graphischen Datenverarbeitung im Konstruktionsbereich des Maschinenbaus. VDI-Z 119 (1977) ½, S. 9−16.
- Spur G.: Ziele der weiteren Entwicklung des Programmiersystems EXAPT. TZ fur praktische Metallbearbeitung 62(1968) 11, S. 582−585.
- Stewart D.K. Image Considerations Across Multi-Purpose Applications //GraphiCon' 2001, Nizhny Novgorod (Russia), September 10−15, 2001, p. 347−349.
- Sutherland Z.ii.:SKETCHPAD: A man machine graphical communication system. T2 96, Lincoln Lab., M.I.T., Lexington, Mass. 1963.
- Weck M., Thurat B.: Berechnung linear elastischer Stukturen. KfK-CAD 64, Gesellschaft fur Kernforschung, Karlsruhe 1978.
- Woodsford P.: GINO, Graphical Input/Output. 3. Ed., University of Cambridge, Computer Aided Design Group, 1970.