Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия инновационной деятельности в современной средней профессиональной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показало наше исследование и опыт внедрения его результатов в работу Московского технологического колледжа питания, сегодня вполне реально обеспечить развитие конкретного ССУЗ и через эту деятельностьразвитие всей системы. При этом, можно обеспечить достойное финансирование профессиональной школы за счет привлечения внебюджетных источников, которые значительно превышают государственное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы инновационной деятельности в профессиональной школе
    • 1. 1. Развитие профессиональной школы в современных условиях
    • 1. 2. Основные теории управления социальными системами
    • 1. 3. Инновационная деятельность в среднем специальном учебном заведении
  • Глава 2. Педагогические условия и формы инновационной деятельности в профессиональной школе
    • 2. 1. Направления развития современной профессиональной школы. л
    • 2. 2. Разработка научно-методического обеспечения инновационной деятельности в профессиональной школе
    • 2. 3. Средства активизации инновационной деятельности преподавателей

Организационно-педагогические условия инновационной деятельности в современной средней профессиональной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление социально-экономических и политических реформ в нашей стране привело, в частности, к изменению ценностно-целевых ориентиров в образовании, it созданию рынка образовательных услуг. В этих условиях система профессиональной подготовки специалистов среднего звена стала испытывать серьезные трудности по всем аспектам деятельности, так как оказалась неподготовленной к функционированию в новых условиях.

Деятельность профессиональной школы традиционно основывалась на централизованном управлении учебными заведениями, четком планировании объема и качества подготовки специалистов. В новых же социально-экономических условиях оказались невостребованными многие выпускники системы средних специальных учебных заведений (ССУЗ), планирование выпуска специалистов перестало подкрепляться государственными органами материально. Стало ясно, что без кардинального реформирования системы ССУЗ профессиональная школа.

России мбжет прекратить свое существование. Таким образом, необходимость перехода ССУЗ в режим развития.

А* объясняется объективными социально-экономическими условиями, сложившимися в России в настоящее время.

Развитие любого учебного заведения, характеризуется инновационными процессами, широко внедряемыми в учебно-воспитательную деятельность. Успешность развития главным образом, определяется способностью и желанием педагогического коллектива участвовать в инновационной деятельности. Поэтому поиск путей и средств активизации инновационной деятельности преподавателей профессиональной школы сегодня — важнейшая задача управления ССУЗ.

В настоящее время, роль механизмов, с помощью которых можно реально активизировать профессиональный потенциал преподавателя, рассмотрена недостаточно. Хотя понятно, что такая активизация неизбежно приведет к самосовершенствованию преподавателя как профессионала, что в конечном итоге сделает процесс развития учебного заведения необратимым.

Очевидно, что в результате работы по активизации творческого потенциала педагогических кадров можно обеспечить повышение педагогического статуса, самоутверждение учителя, рост профессиональной значимости. Такая работа в условиях функционирования v 1 учебного заведения уже в режиме развития решает и целый ряд социальных вопросов, прежде всего:

• способствует, через повышение педагогической активности преподавателей, удовлетворению их профессиональных амбиций;

• представляет более широкие возможности для профессионального роста.

Таким образом проблема определения организационных и социально-педагогических условий активизации инновационной деятельности преподавателей в современной профессиональной школе может рассматриваться как одна из важнейших на пути развития системы ССУЗ.

Данное исследование посвящено определению основных факторов, влияющих на активность включения педагогического состава в инновационные процессы, рассмотрению мотивационных аспектов этой проблемы и иных организационно-педагогических условий, способствующих развитию профессиональной школы через кардинальные нововведения в деятельность последней.

• Цель исследования — разработка и апробация модели перехода современной профессиональной школы в режим развития.

Объект исследования — инновационная «деятельность в с среднем звене профессиональной школы.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия инновационной деятельности преподавателей.

Гипотеза исследования. Инновационная деятельность в u современной профессиональной школе обеспечит режим развития образовательного учреждения, если:

• системообразующим фактором развития профессиональной школит выступают потребности рынка образовательных услуг;

• осуществляется системное, целевое управление учебным заведением, с постепенным переходом от административного к партисипативному типуi.

• субъекты инновационной деятельности имеют постоянную мотивацию на развитие, действенно участвуют в целевом планировании организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие.

Проблемы управления инновационной деятельностью были отражены в исследованиях В. И. Зверева, А. Е. Капто, В. Ю. Кричевского, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, В. И. Рыбакова, Е. А. Ямбурга. и др.

В работе используются теоретические положения, содержащиеся в трудах ведущих психологов и педагогов: П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. Г. Зазыкина, Н. В. Немовой, М. К. Марковой, k Л. М. Митиной, В. П. Симонова,.

В.А.Сластенина, П. И. Третьякова, Р. Х. Шакурова, И. К. Шалаева, Т. И. Шамовой и др.

Анализ вопросов связанных с мотивацией инновационной деятельности достаточно полно отражен в работах В. Г. Агеева, В. И. Загвязинского, Н. И. Лапина,.

I.

А.И.Пригожина.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования требовалось решить следующие задачи:

1. Провести научный анализ работ по проблеме развития учебного заведения через инновационную деятельность.

2. Разработать модель функционирования профессиональной школы в режиме развития.

3. Определить организационно-педагогические условия инновационной деятельности преподавателей профессиональной школы.

Методологическую основу исследования составляет системный подход в управлении, общая теория управления, теоретические основы педагогической инноватики.

Исходными теоретическими положениями, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты, а также инструментом анализаявляется система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о сущности личности, деятельностной природе воспитания и, развития личности, социальной детерминированности педагогических явлений.

Методы и источники. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документов— изучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения продуктов деятельности. i.

Основные этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1993;1995 гг.). Изучение литературных источников, анализ теории и опыта управления инновационной деятельностью. Определение исходных параметров исследования.

Второй этап (1995;1997 гг.). Разработка модели развития профессионального. учебного заведения через инновационную" деятельность. Экспериментальная реализация модели. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Работа по написанию текста диссертации.

Третий этап (1997;1998 гг.). Завершающий анализ полученных экспериментальных данных. Систематизация и обобщение материалов исследования. Подготовка диссертации к защите.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что:

• раскрыты основные пути развития профессиональной школы на современном этапе;

• разработана модель инновационной деятельности в профессиональной школе, направленная на переход последней в режим непрерывного развития;

I.

• определены методы активизации инновационной деятельности преподавателей;

• определены критерии профессионального роста.

V ' преподавательского состава профессиональной школы.

Достоверность результатов исследование обеспечивается методологической 4 обоснованностью его положений, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики, соответствием выбранных методов' - цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников,.

1. успешным апробированием основных научных положений в ходе экспериментальной проверкипрактикой работы соискателя в должностях (преподавателя с 1971 по 1992 гг.- заместителя директора по учебной работе с 1992 г. по настоящее время в Московском технологическом колледже питания).

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработаны и научно обоснованы организационно-педагогические условия инновационной деятельности педагогических кадров ССУЗ;

• определены основные направления нововведений, направленных на перевод учреждений профессиональной школы в режим развития.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• модель перехода ССУЗ в режим функционирования непрерывного развития- .

• организационно-педагогические условия активизации инновационной деятельности преподавателей профессиональной школы;

• критерии оценки эффективности инновационной деятельности.

Основные положения исследования нашли отражение в Программе развития ССУЗдокладах материалов диссертационного исследования на Ученых советах ИОО МО РФМГПУМИПКРОМПУна курсах повышения квалификации заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Министерства образования и.

А.;

Министерства внешних экономических связей и торговли РФ:

• «Содержание и задачи инновационной деятельности преподавателей профессиональной школы в современных условиях» 1995 г.;

• «Задачи перестройки учебного процесса ССУЗ в зависимости от запросов рынка труда» — 1996 г.;

• «Системный подход в преобразовании учебно-воспитательного процесса средней профессиональной школы» — 1996 г.;

• «Задачи и, содержание непрерывного развития профессиональной школы по подготовке специалистов нового профиля» — 1997 г.;

• «Опыт внедрения Государственных образовательных стандартов в учебный процесс средней профессиональной школы» — 1997 г.

Результаты работы внедрены в систему управления.

Московского технологического колледжа питания других.

ССУЗ г. Москвы и Московской области, в указанных публикациях по теме исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение истории развития системы ССУЗ, а также изучение теории управления и, в частности, основ теории социального управления, позволило определить перспективы профессиональной школы. Анализ современного ее состояния, который в ряде случаев определяется упадком, связанным с социально-экономическим положением страны, ставит вопрос о необходимости государственной поддержки профессиональной подготовки среднего звена. Растущая безработица еще более усиливает эти негативные моменты. Однако, в настоящее время при определенной организации педагогического коллектива профессиональной школы и оптимизации условий ее жизнедеятельности, можно не только говорить о нормальном функционировании системы, но и о ее развитии.

Как показало наше исследование и опыт внедрения его результатов в работу Московского технологического колледжа питания, сегодня вполне реально обеспечить развитие конкретного ССУЗ и через эту деятельностьразвитие всей системы. При этом, можно обеспечить достойное финансирование профессиональной школы за счет привлечения внебюджетных источников, которые значительно превышают государственное финансирование. Привлечение внебюджетных источников связано с расширением номенклатуры специальностей по которым идет подготовка в колледже, а также вариативностью уровня подготовки и ее сроков по требованиям заказчика. у.

Выполнение государственных общеобразовательных стандартов — обеспечивается государственным финансированием и строго контролируется как административно-педагогическим составом учебного заведения, так и органами управления образованием. ч.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

I. Выделены социально-экономические и психологопедагогические подходы перехода профессиональной школы в режим функционирования непрерывного развития. Социально-экономические подходы определяются, прежде всего, возможностями использования внебюджетных источников финансирования учебного заведения. Психолого-педагогические подходы основаны на научной мотивации деятельности педагогического коллектива через различные методы стимулирования, когда на первое место выходит профессиональная значимость преподавателя в коллективе, опережая даже материальные стимулы.

2. Определены организационно-педагогические условия инновационной деятельности преподавателей ССУЗ, представленные через целевое планирование системного развития учебного заведения и переход к партисипативному г управлению инновациями.

3. Проведен анализ опыта инновационной работы v образовательного учреждениявыделены общность и различия в инновационной деятельности различных типов учебных заведенийпредложена модель развития профессионального учебного заведения, которая отличается от ряда общеобразовательных учреждений отказом от административных методов управления. t.

4. Раскрыто и научно обосновано содержание работы по.

•яг активизации инновационной деятельности преподавателей ССУЗ через гуманизацию и демократизацию жизни коллектива, когда каждый участник педагогического процесса является не столько исполнителем указаний администрации, сколько непосредственным его организатором.

5. Разработаны критерии оценки эффективности инновационной деятельности педагогического состава.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. — М., 1989.
  2. С.В. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  3. Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания? // Психология учителя. М., 1989.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития людей. М., 1982.
  5. А.А., Громова Л.А/"Психогеометрия для менеджеров". Л., 1992.1.
  6. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. 1971. № 2.v '
  7. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева П. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
  8. JI.M. Учитель как личность и профессионал. -М., 1994.
  9. А. Психологическое тестирование: В 2 т.-М., 1982.
  10. Ю.Андриади И. П., Виленский М. Я. Структура феномена авторитета учителя. М., 1997
  11. П.Асеев В. Г. Мотивания поведения и формирование личности. М., 1976.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  13. Аттестация педагогических и руководящих работников учреждений образования. Информационно-методический сборник. Вып.1. М., 1995.
  14. М.Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. М., 1996.
  15. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  16. В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. — N 6.
  17. .В. Информация и система. Л., 1969.
  18. Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса. М., 1982.
  19. Ю.К. Совершенствовать методологию педагогических исследований // Советская педагогика, -1986.-N3.
  20. Бабанский Ю.К.,' Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. М., 1988.
  21. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.
  22. С.Я. Производственная педагогика. М., 1984.
  23. Л.Ф. К вершинам педагогического мастерства //Сове!екая педагогика. 1984. — N 3.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  26. П., Голубев Н. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  27. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия,-М., 1991.
  28. С. Общество и образование. М., 1989.
  29. С. Г. Усиление практической направленности школьного образования в условиях обновления его содержания (70−90-е гг.) Автореферат к/д, -М, 1995.
  30. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж. 1990.
  31. ЗКВеселов Г. П. О работе педагогических коллективов учреждений просвещения, органов народного образования РСФСР по осуществлению школьной реформы.// Всероссийской съезд учителей. М., 1987. х
  32. ПГ. Новое в содержании высшего педагогического образования. Материалы всерос. научно-практ. конф. Казань, 1994.
  33. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. — N 1.
  34. .С. О научном статусе и прогностическихфункциях педагогической теории II Сов. педагогика. 1984. — N 10.
  35. Ю.З. Психодиагностика в щколе. М., 1989.
  36. Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж, 1992.
  37. Н., Битинас П., Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  38. А.А., Рогов Е. И. Рейтинг как показательпрофессионального развития педагога. Ростов на Дону, 1991.
  39. B.C. Культура педагогического общения. -М., 1990.
  40. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993.
  41. Гуманистические идеи, социально-педагогический эксперимент,! бюрократические извращения в развитии отечественной школы. СПб&bdquo-, 1993.
  42. К.М. Что такое" психологическая диагностика.-М., 1985.
  43. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореферат д/д. М., 1994.
  44. Диагностика успешности учителя. М., 1997.
  45. Диагностика учебно-воспитйгельного процесса иопытно экспериментальной работы школы. С-Петербург, i1995.
  46. Э.Д. Российское образование: программастабилизации и развития // Советская педагогика. М., -*1991,-N9.
  47. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  48. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М., 1990.149
  49. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  50. К. Педагогическая диагностика. М., 11 991.
  51. Итоги 1996−97 учебного года. Аналитические материалы (ч. 2). Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М., 1997.
  52. В.А. Путь к рабочему мастерству. Опыт исследования некоторых сторон истории. Элиста.: Калмыцкое книжное издательство, 1990.
  53. В.А. Путь к развитию. М.: 1991.
  54. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М, 1987.
  55. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед: соч. М., 1982.
  56. JI.A. «Психодиагностика» // Краткий психологический словарь. М., 1985.
  57. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: Автореферат к/д. М., 1995.
  58. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
  59. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1989.
  60. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994.
  61. Кознев- В. Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя//af
  62. Методы изучения профессиональной направленности учителя. Л., 1980.
  63. .В. Профессионально-техническое образование. N 11, 1987
  64. М.И. Педагогическая наука и реформа школы // Сов. педагогика. 1986, — N 4.
  65. В.П. Стереотипизация в практической деятельности учителя и ее значение для диагностирования личности учащегося.// Научные труды МПГУ. М., 1997.
  66. Концепция среднего специального образования. М.: НИИВО, 1991.
  67. Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко Л.А.-М., 1985.
  68. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.
  69. Н.В. Профессионализм личноститпреподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. i
  70. Л.М. Основы экономических знаний: опыт компактного учебника по новым стандартам. //Специалист, N 2, 1996.
  71. Н.В. на пути к профессиональному совершенству. М., 1990.
  72. А.Н. Педагогическое общение. М., 1979.
  73. В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель? М., 1990.
  74. Лизинский B.1V/L Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996. ~
  75. В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 1996.
  76. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. -Петрозаводск, 1992.
  77. Лях Т. И. Формирование у школьников личностно-значимого учебно-познавательного мотива. Ар. канд. дисс. -М., 1981.
  78. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.1.
  79. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев., 1987.
  80. Методика индивидуальной профориентации. М., «11 982.
  81. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Ленинград, 1991.
  82. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. Тула, 1991.
  83. Л.М. Учителе» как личность и профессионал. -М., 1994.
  84. Л.М. Психологическая диагностикаэмоциональной устойчивости учителя. Учебное пособие дляпрактических психологов. М., 1992.
  85. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки. // Специалист, N 4, 1996.
  86. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //1.
  87. Советская педагогика. 1990. — N 9.
  88. Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений (период 1917—1994 гг.). Автореферат к/д. М., 1994.
  89. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
  90. Е.И. Руководство учебно-воспитательной работой в школе. М., 1952.
  91. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1952. ЮО. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. -М, 1997.
  92. В.М. Оценка качества научно1.педагогических исследований. М., 1987.
  93. А.А. Система образования и ускорение социально-экономического развития страны. М., 1988.1. V '
  94. А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань, 1991.
  95. Ю4.Равкин З. И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. М., 1990.
  96. JT.A. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Ленинград, 1989.
  97. Рогов Е.И.цЛичность учителя: теория и практика. -Ростов-на-Дону, 1996.
  98. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития // Проект докл. правительству РСФСР. М., 1991.
  99. Е.В., Панина Т. С. Введение в теорию и практику психологических технологий общения учителя как менеджера. Кемерово, 1995.
  100. Г. В. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики. А/р канд. дисс.- М., 1993.
  101. Ю.Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
  102. Ш. Симонов В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987. т
  103. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997. -• 113. Сластенин В. А. Технологический контекст профессионально-педагогической кулльтуры // Научные труды МПГУ. М., 1997.
  104. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И.,
  105. Е.Н. Педагогика. М., 1997.
  106. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988.
  107. .А., Кирюхина Н. П. Экспертные системы в психологической диагностике. //Научные труды МПГУ. М., 1997.
  108. Состояние системы образования РСФСР и основные направления деятельности министерствамобразования в переходный период. М., 1991.
  109. Социальная защита работников образования. М., 1995.
  110. Талалова J1.H. Аттестация преподавательского корпуса. университетов США: поиск путей совершенствования профессионального мастерства // Научные труды МПГУ. M., i997.
  111. Н.Н. Государственные работники США: положение и борьба за трудовые права в 60−70-х годах. М., 1982.
  112. Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
  113. М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика// Педагогика. 1994. — N 12.
  114. П.И. Практика управления современной школой. Mi, 1995.
  115. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента1. М., 1998.
  116. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и «В. С. Лазарева. М., 1995.
  117. У правление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие/ Под ред. В. С. Лазарева. М., 1997.
  118. Учебно-воспитательный процесс, проблемы управления и самоуправления. М., 1992.
  119. Учитель крупным планом. С-Петербург, 1994.
  120. К.М. Управление школьной организацией:9 'организационные и управленческие ресурсы. М., 1995.
  121. К.Д. Избр.пед.соч., т.1. М., 1979.
  122. Е.А. Как подготовиться к аттестации. Уч. Пособие. Новгород, 1995.
  123. А. Общее и промышленное управление. -М., 1924. л
  124. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1986.
  125. JI.M., Пушкина Т. А., и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  126. Н.А. Экономика образования: Учебное пособие. М., 1987.
  127. О.А. Формирование действенности мотивации учения школьников. Ар.Канд. дисс.- М., 1985.
  128. В.П. Российское образование- история и1.современное состояние. М., 1993.
  129. В.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров действенное средство перехода к новому качеству образования // Библиотека педагогов г. Москвы. — 1995.
  130. В.В. Аттестация работников образования в г. Москве в 1994−95 учебном году // Оценка учреждений и работников образования. М., 1996.
  131. В.В., Беседина В. Н. Колледж на рынке образовательных услуг. // Специалист, N 2, 1996.
  132. Школоведение. Под ред. А. В. Волковского и М. П. Малышева, изд., 2-е М., 1955.
  133. Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности// Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  134. А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений //Психология труда и личности учителя. — Л., 1977. *
  135. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1993.
  136. Accoutability in Schools. Ed. By T.Burgess. L., 1992. i
  137. Stufflebeam D., Nevq^D. Principal Evaluation: New Directions for Improvement // Peabody Jounal of Education, 1993, vol. 68, no. 2.
  138. The Personnel Evaluation Standards: How to Assess Systems for Evoluating Educators. Newbury Pare, 1988.
  139. Accoutability in Schools. Ed. By T.Burgess. L., 1992.
  140. Department of Education and Science. The Education (School Teacher Appraisal) Regulations. L., 1991.
  141. Department of Education and Science. A School Teacher Appraisal Circular 12/91. L., 1991.
  142. Fontana J. Principal Assessment: A Staff Developer’s Idea of a Complete Overhall.// NASSP Buleetin, 1994, vol. 78, no. 565.
  143. Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994. Wash., 1994.
Заполнить форму текущей работой