ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹» (классного руководитСля, воспитатСля ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… направлСниях ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Π°ΠΊΡΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅, нравствСнныС, эстСтичСскиС, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ аспСкты воспитания Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Но ΡΡ‚ΠΎ — ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния считаСтся ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ процСссом всСй школьной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ благодаря Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ процСссу Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ систСматизированныС познания, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², освоСниС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ стимулированиС личностных качСств [22].

Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ И. Π”. Π—Π²Π΅Ρ€Π΅Π², И. Π’. Π‘ΡƒΡ€Π°Π²Π΅Π³ΠΈΠ½Π°, знания ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ, соотвСтствСнного проявлСния личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности, Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… усилий, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… взглядов [24].

По — этому Π² ΠΎΡ‚сутствиС Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ осмыслСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ всю Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, знания Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅ Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ способом.

ΠŸΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Козина Π•. Π€., это Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс, Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ упраТнСниями [33].

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… МоисССвой Π›. Π’., ΠΌΡ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈ схСму Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ процСсс обучСния базируСтся Π½Π° ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΉ совокупности Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [45].

ΠšΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учащСгося выраТаСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния, образуя Ρ‚ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π°ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π°Π½ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния, рассчитанный для освоСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ»Π°Π½Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, всСгда ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Он ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ ΠΈ Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… возмоТностях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ находят своС ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ областях Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ [30].

Π’ΠΎ Π²ΡΡΠΊΠΈΡ… сфСрах ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… дСтской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ пСдагогичСски ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π³Π΄Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, явлСниями, людьми, сущСствуСт ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт: ΠΌΠΈΡ€ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π²Π½Π΅ процСсса обучСния ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, нСдосягаСмыС для обучСния, ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΠΏΠΎΡ€ пСрСносится Π½Π° Ρ‚Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ нСсущСствСнно (ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, практичСскиС дСйствия, исслСдования) [36].

Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ становится ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ пСдагогичСского процСсса, Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ мировоззрСнчСской ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, цСнностного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, нравствСнной установки, эстСтичСского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹» (классного руководитСля, воспитатСля ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… направлСниях ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Π°ΠΊΡΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅, нравствСнныС, эстСтичСскиС, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ аспСкты воспитания Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Но ΡΡ‚ΠΎ — ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания» [39].

Когда говорят ΠΎΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ процСссС, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ся Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΉ:

  • — ΡΡ‚ΠΎ процСсс усвоСния систСматизированных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²
  • — ΡΡ‚ΠΎ «ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс» (Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ Π Π€ «ΠžΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ»)

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ понятии ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ образования сблиТаСтся с ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅». Π₯отя Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° ΠΌΠ°Π»ΠΎ обоснованно, Π½ΠΎ Π²ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅Π΅ Π² ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΠ½Ρ†ΠΈΠΊΠ»ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡŽ, ΠΎΠ½ΠΎ примСняСтся Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ….

ДСрябо Π‘.Π”. писал: «ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго усвоСниС систСматизированных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² — Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ усвоСния ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅» [15].

Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ «ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ процСсс обучСния Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ, внСшкольной), Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ дСлаСтся Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ — ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ пСдагогичСский прогрСсс. ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ этого Сдинства, C. Π” Π”Срябин ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ процСсс формирования Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ мировоззрСнчСски — нравствСнных установок, цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ рядом ΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°Π΅Ρ‚ с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ воспитания» [15].

Π’ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΈ «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ содСрТаниС, Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ. Π’ Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ дискутируСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ, Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ΅ эколого — ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², доступных ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ.

А.П. Π‘ΠΊΡ€ΠΈΠΏΠΊΠ° Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ воспитаниС рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ экологичСского образования, Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» [56].

Под экологичСским ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ усвоСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ — это ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ процСсс, ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΈ Π½Π΅ΠΎΡ‚ΡŠΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΠΎ взаимосвязанноС со Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ воспитаниС, Π³Π΄Π΅ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитания прСдставлСна лишь Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ с Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, эколого — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ знаниями. «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ лишь ΠΊΠ°ΠΊ усвоСниС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π² ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠ° ΠΈΡ… Π² ΠΏΠ»Π°Π½ воспитания, Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ воспитаниС», Π½Π΅ Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ закономСрности ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π½Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ развития экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ самоцСнности [56].

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌ Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΉ — ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс, исполняСмый Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [56].

Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ — ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс обучСния, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ для освоСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ ΠΈ Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ эколого — цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΠΈ Π½Π° Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² эколого-ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Он Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρƒ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ основной ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ экологичСского образования — воспитаниС экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ [59]. Выступая Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ экологичСского образования ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… основ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, цСнностного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ цСнностной ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ практичСской ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… сил. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… рассматриваСтся ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ — Сдинство познания ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания [59].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ