Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование по теме диссертации показывает, что созданы организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки менеджера. Социально-экономические преобразования российского общества предопределили потребность в научном обосновании процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров. Анализ научной литературы выявил… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА
    • 1. 1. Теоретические и исторические аспекты становления менеджмента в России
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности подготовки менеджера в современном образовательном учреждении
    • 1. 3. Теоретические аспекты взаимосвязи допрофессиональной и профессиональной подготовки будущего менеджера
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВУЗОВСКОЙ И ВУЗОВСКОЙ % ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА
    • 2. 1. Содержание констатирующего эксперимента в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Организация формирующего эксперимента в гуманитарно-экономическом классе школы
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия экспериментальной подготовки будущего менеджера в вузе

Организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменения в экономической и социальной сферах Российского общества предопределяют потребность в научном обосновании процесса профессиональной подготовки будущих специалистов-менеджеров, способных оптимально решать сегодняшние задачи, принимать решения в динамических, постоянно меняющихся условиях. От квалифицированного специалиста это требует, с одной стороны, профессиональной и социальной компетентности, достаточного инновационного потенциала. С другой стороны, менеджер должен осознавать роль творческого начала в своей деятельности, умения планировать собственную жизнедеятельность, противостоять неблагоприятным условиям и ситуациям.

К настоящему времени экономику российских регионов по праву считают смешанной, так как здесь представлены все формы собственности: государственная, муниципальная, частная и акционерная, и во всех сферах общественной деятельности. Данными видами собственности руководят управляющие, не всегда имеющие специальной подготовки, а чаще всего пользующиеся опытом работы в государственной системе управления. Не случайно в России интерес к профессии менеджера стал проявляться в начале 90-х годов XX в., а по специальности менеджера стали готовить на экономических или инженерных факультетах. С середины 90-х годов начали появляться первые факультеты менеджмента в технических и экономических вузах и университетах страны.

В теории и практике образования осуществляется поиск наиболее эффективных условий подготовки будущего специалиста. Общетеоретические аспекты подготовки студентов к профессиональной деятельности рассматриваются в работах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, B.C. Леднева, Н. Ф. Масловой, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенина и др.- системный подход в организации педагогического процесса в вузе отражены в работах В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. П. Симонова и др.- методологические принципы и опыт конструирования содержания образования выделены в исследованиях П. Р. Атутова, В. В. Краевского, В. С. Леднева, М. Н. Скаткина и др.- методические аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах П. Р. Атутова, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и др.

Богатый материал по изучению личностных особенностей и профессиональной деятельности представителей различных профессий накоплен в психолого-педагогических исследованиях Э. Ф. Зеер, Е. М. Иванова, Ф. И. Иващенко, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, К. К. Платонова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова и др.- вопросы формирования социально-значимых свойств и качеств личности рассматриваются Г. М. Андреевой, А. К. Марковой, А. В. Мудриком, А. В. Петровским, Д.И.Фельд-штейном. Различные аспекты профессионального становления личности изучались многими учеными. Для нашего исследования наибольший интерес представляют: исследование вопросов теории и практики управления процессами профессионального самоопределения, профориентации и профотбора школьников (С.Я.Батышев, Н. Н. Захаров, Е. М. Павлютенков, М. И. Рожков,.

A.Д.Сазонов, В. Ф. Сахаров, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова, В. Б. Успенский и др-);

— изучение процесса активизации вузовского обучения (Б.В.Бокуть, Н. В. Бордовская, С. И. Разум, А. А. Реан и др.);

— исследование профессиональной подготовки будущих менеджеров (В.С.Алексеевский, Б. А. Аникин, О. С. Виханский, В. С. Ефремов, В. Г. Зазыкин, Г. П. Зинченко, И. А. Кузьмин, Э. М. Коротков, А. И. Наумов, С. Л. Резник,.

B.Н.Румянцева, В. К. Тарасова, В. М. Шепель, Л.А.Шипилина);

— исследование проблем формирования профессиональных интересов и склонностей учащихся в различных сферах профессиональной деятельности.

А.А.Вайсбург, С. П. Крягжде, А. В. Мордовская, А. Н. Прядехо, А. П. Сейтешев, Б. А. Федоришин, А. Ф. Эсаулов и др.).

В результате изучения проблем профессиональной подготовки будущего менеджера выявлено, что в настоящее время расширяется и обновляется содержание, осуществляется гуманизация и гуманитаризация высшего экономического и управленческого образования, вводятся в учебные планы такие учебные дисциплины, как культурология, валеология, концепция современного естествознания, практическая психология, экономическая психология, этика менеджмента и бизнеса. Актуальными в настоящее время становятся вопросы взаимосвязи довузовского и вузовского образования будущего менеджера. Однако современный опыт работы учреждений общего образования по профориентационной подготовке учащихся чаще всего ограничивается передачей дополнительных знаний и умений, школьные учителя не всегда рассматривают в качестве одной из главных задач становление и развитие личностных качеств будущих специалистов, усвоение обучающимися социальных и профессиональных видов деятельности, способствующих успешной адаптации к работе в рыночной экономике.

Анализ исследований показал, что в настоящее время сложилось объективно существующее противоречие между необходимостью осуществлять взаимосвязь между довузовской и вузовской подготовкой будущего менеджера и недостаточным уровнем развития организационно-педагогических условий этой взаимосвязи. Поиск педагогически эффективных путей разрешения данного противоречия, требующий научно обоснованной программы становления будущего специалиста и разработки организационно-педагогических условий эффективной взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки менеджера, составляет проблему исследования, которая является актуальной для теории и методики профессионального образования: каковы организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера?

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность исследуемой проблемы определили тему диссертации: «Организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера».

Цель исследования: разработать и апробировать организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера.

Объект исследования: педагогический процесс подготовки будущего менеджера.

Предмет исследования: взаимосвязь довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера.

Гипотеза исследования: подготовка будущего менеджера, рассматриваемая во взаимосвязи довузовского и вузовского образовательного процесса, будет эффективной, если:

— будет разработана и реализована система организационно-педагогических условий взаимосвязи субъектов образовательного процесса, обеспечивающая профессиональную направленность формирования личности, актуализирующая ее творческий потенциал, преемственность содержания и методов обучения в профильных классах школы и вузе;

— осуществлено взаимодействие учебной и внеучебной деятельности, направленное на стимулирование творческой активности и самостоятельности обучающихся;

— будут определены критерии, показатели и уровни эффективной образовательной подготовки будущего менеджера;

— деятельность преподавателей ориентирована на формирование ценностного отношения обучающихся к освоению содержательной части образования, помощь в самоопределении путей профессионально-личностного роста.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования выделены следующие задачи:

1. Разработать теоретическое обоснование проблемы исследования на основе анализа научно-теоретической, психолого-педагогической и историко-педагогической литературы.

2. Изучить психолого-педагогический опыт подготовки менеджера в современном образовательном учреждении.

3. Раскрыть теоретические предпосылки взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера.

4. Определить критерии, показатели и уровни образовательной подготовки будущего менеджера.

5. Выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия деятельности преподавателей общеобразовательной школы и вуза по подготовке будущего менеджера.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют философские учения о личности, научные положения о диалектическом характере социальных отношений, личностно-деятельностный подход к изучению педагогических явлений, идеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса.

Исследование опиралось на положения теории целостной личности и ее развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн), системно-структурного анализа явления (В.Т.Афанасьев, Г. В. Копнин, В. А. Свидерский и др.) — теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский и др.) — инновационной активности субъектов образовательной системы высшей школы (С.Я.Батышев, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, В. Я. Ляудис, Н. Н. Нечаев, О. К. Филатов и др.) — теории социализации личности (Г.Н.Андреева, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Д.И.Фельдштейн) — теории оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин) — концепции профессиональной подготовки будущих менеджеров (В.С.Алексеевский, О. С. Виханский, Э. М. Коротков, А. И. Наумов, Э. А. Уткин, В. М. Шепель, Л. Шипилина, Г. В. Щекин и др.) — теории профессиональной подготовки специалистов зарубежных менеджеров (Б.Депортер, П. Друкер, Г. Льюис, В. Редцин, М. Хенаки, М. Морис, Л. Якокка и др.) — теории профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (Е.А.Климов, И. Н. Назимов, Е. М. Павлютенков, М. В. Ретивых, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистякова и др.), исследования психологических особенностей профессионального становления молодежи (Э.Ф.Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. И. Крылов, Н. С. Пряжников и др.), фундаментальных работ в области комплексного изучения профессионального обучения и воспитания (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, М. И. Махмутов, К. К. Платонов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко и др.).

Методы исследования. В процессе выполнения научной работы использовались следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыанализ нормативных документованализ профессиональной деятельности менеджеров в сфере образованиянаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка, ранжированиеметод констатирующего и формирующего эксперимента, педагогическое моделированиестатистические и графические методы обработки и анализа результатов исследования.

Организация и этапы исследования. В исследовании условно выделяются три этапа, на каждом из которых проводилась содержательная и организационная работа с применением различных методов.

На первом этапе (2000;2001 гг.) выявлено современное состояние проблемы, разработан научный аппарат исследования, раскрыты теоретические предпосылки взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера, определены критерии, показатели, возможные уровни подготовки будущего специалиста.

На втором этапе (2001;2003 гг.) изучено исходное состояние подготовки абитуриентов к обучению в вузе, а студентов — к будущей профессиональной деятельности, проведен анализ учебных планов, программ общеобразовательной школы и вуза, определено содержание опытноэкспериментальной работы в профильном классе школы и на факультете менеджмента в вузе.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. Осуществлен анализ полученных результатов, сформулированы выводы. Составлены методические рекомендации, литературно оформлены материалы диссертации.

Основные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна:

1. Уточнено содержание взаимосвязи современной довузовской и вузовской подготовки менеджера, которое в полной мере отвечает требованиям к профессиональным и личностным качествам будущего специалиста, включая профессионально-ценностные ориентации, активно-творческую позицию, коммуникативные навыки и способности, готовность к профессионально-личностному самосовершенствованию.

2. Теоретически обоснован и эмпирически подтвержден поиск условий профессионального становления будущего специалиста, направлением которого является взаимосвязь допрофессионального и профессионального образования, развитие профессиональной ориентации как целевой функции современного общеобразовательного учреждения, что изменяет его социальную роль путем разработки компонентов профессиональной ориентации школьников: профессионального просвещения, консультирования, отбора, адаптации.

3. С позиции системного подхода обосновано и в опытной работе апробировано создание единого образовательного поля школы и вуза (преемственное содержание учебных планов и программ, принципов и методов работы школьных и вузовских преподавателей, актуализация внеаудиторной разнообразной организационно-практической деятельности школьников и студентов — общественной, художественной, спортивной, научно-исследовательской, клубной, социально-творческой, стимулирующей развитие разносторонних потребностей личности будущего менеджера).

Теоретическая значимость исследования:

1. Взаимосвязь довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера детерминирована содержанием педагогических факторов. Объективными факторами выступают разработка и реализация педагогической системы взаимодействия школы и вуза, как учреждений разного уровня образования. Субъективными факторами становятся ориентация деятельности преподавателей на формирование ценностного отношения обучающихся к освоению содержания учебной и внеучебной деятельности общего и профессионального образованияорганизация образовательной деятельности, направленной на стимулирование творческой, коммуникативной активности, самостоятельности обучающихся.

2. Теоретически разработан и эмпирически проверен комплекс организационно-педагогических условий, оптимизирующих процесс создания системы учебных и внеучебных занятий школьников и студентов в образовательных учреждениях: согласована и скоординирована деятельность школьных и вузовских педагогов в процессе выработки профессионально-ценностных ориентаций школьников и студентов, активно-творческой позиции последних, их коммуникативных навыков и способностей, а также готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты создают предпосылки для проектирования, осуществления и дальнейшего диагностирования процесса допрофессиональной подготовки школьников и профессиональной подготовки студентов. Комплекс организационно-педагогических условий эффективной подготовки будущего специалиста и методика их реализации в образовательном процессе школы и вуза могут быть использованы в учебно-воспитательной практике при разработке программ развития образовательного учреждения, модернизации образовательных программ общей и профессиональной подготовки обучающихся.

Разработанные методические рекомендации помогут руководителям, педагогам и психологам образовательных учреждений осуществлять диагностику профориентационной работы со школьниками, подготовки студентов к профессиональной деятельности. Методический инструментарий позволит определять оптимальные пути формирования личностных и профессиональных качеств будущего менеджера в процессе образовательной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, соответствующими цели и задачам исследования, применением комплекса апробированных диагностических методов, проверкой результатов посредством их реализации в образовательном процессе учреждений общего и высшего профессионального образованияиспользованием взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов сбора и обработки данных с их последующим качественно-количественным анализомпозитивными результатами опытной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации, полученные результаты, выводы и рекомендации нашли отражение в докладах и выступлениях, изложенных автором на научно-практических конференциях, чтениях, семинарах работников профессионального образования: «Проблемы повышения качества подготовки специалистов» (Москва, 2000;2002 гг.) — «Молодежь и наука XXI века» (Смоленск, 2002 г.) — «Краеведческое содержание образовательного процесса в учебном заведении» (Вязьма, 2003 г.) — «Региональные особенности развития современного образования» (Смоленск, 2004 г.) — «Проблемы страны и региона в период глобализации» (Калуга, 2005 г.). Материалы исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Калуге, кафедры педагогики Московского государственного университета технологий и управления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимосвязь довузовской и вузовской подготовки менеджера обеспечивается совокупностью объективных и субъективных факторов и обусловлена необходимостью обеспечить: преемственность содержания учебно-воспитательного процесса в школе и вузеоптимальную организацию вузовского взаимодействия субъектов образовательного процесса уже в школьных условияхорганизацию целенаправленного взаимодействия учебной и вне-учебной деятельности школьников по профилю класса, что позволяет на до-профессиональном уровне сформировать у обучающихся устойчивый интерес к профессииминимизацию проблемы социальной адаптации, которая возникает у студентов-первокурсниковуспешную активную вовлеченность бывших учеников профильного класса в образовательный процесс вуза.

2. Эффективность подготовки студентов-менеджеров обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий, включающих: разработку и реализацию педагогической системы творческого взаимодействия субъектов вузовского образовательного процесса, обеспечивающей творчески ориентированную направленность личности, актуализирующей методические ресурсы учебной и внеучебной профессионально ориентированной деятельности в единое образовательное поле на основе использования действенно-преобразующих педагогических средств, позволяющих связать содержание и методы обучения с интересами и потребностями студентов и преподавателей.

3. Критериями и показателями эффективной профессиональной подготовки будущих менеджеров выступают: социокультурная и профессиональная компетентность (формирование взаимосвязи социокультурных и профессиональных знаний) — социокультурный и профессионально-направленный опыт (формирование опыта участия в социокультурных и профессионально-направленных видах учебной и досуговой деятельности) — социокультурная и профессионально-ориентированная потребность (формирование потребности в социально-ценной учебной, и досуговой деятельности).

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Основные выводы диссертационного исследования:

1. Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование по теме диссертации доказало необходимость в современных условиях осуществления взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки менеджера. Разработано содержание взаимосвязи школьного и вузовского образовательного процесса, которое в полной мере отвечает требованиям к профессиональным и личностным качествам будущего специалиста, которые включают профессионально-ценностные ориентации, активно-творческую позицию, коммуникативные навыки и способности, готовность к профессионально-личностному самосовершенствованию.

Продолжен поиск эффективных условий профессионального становления будущего специалиста, одним из направлений которого является взаимосвязь допрофессионального и профессионального образования, развитие профессиональной ориентации как целевой функции современного общеобразовательного учреждения. Это изменяет его социальную рольпутем разработки компонентов профессиональной ориентации школьников: профессионального просвещения, консультирования, отбора, адаптации.

2. Сонаправленность довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера обеспечила: преемственность содержания работы профильных классов школы и вузовского образовательных процессовзнакомство в школьных условиях с вузовскими формами образовательного процессацеленаправленное взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в профильном классе и оздоровительном профильном лагере школьников, позволившее на допрофессиональном уровне сформировать у учащихся устойчивый интерес к профессии менеджераподготовленность обучавшихся в профильном классе к учебе в вузе, которая минимизировала проблему социальной адаптации, свойственную практически всем студентампервокурсникам.

3. Опытным путем доказано, что в образовательном процессе реализован комплекс организационно-педагогических условий эффективности профессионального становления будущего специалиста, осуществляющийся на основе создания единого образовательного поля школьной и вузовской программ обученияцеленаправленной двухгодичной профориентации школьников в профильных классах и оздоровительном профильном лагерерасширения традиционной системы школьного обучения учащихся и вузовского обучения студентов путем актуализации внеаудиторной разнообразной организационно-практической деятельности (общественной, художественной, спортивной, научно-исследовательской, клубной, социально-творческой), развития разносторонних потребностей личности будущего специалиста.

Основополагающими для разработки организационно-педагогических условий взаимосвязи общего и профессионального образования явились философские, психологические, педагогические и исторические подходы к формированию у обучающихся представления о профессии менеджера, интереса к корпоративной деятельности, профессиональной деятельности человека, способного к новаторству, творчеству, реализации новых идей, принятию на себя ответственности перед своими партнерами.

4. Основными критериями и показателями уровня подготовки будущих менеджеров выступают социокультурная и профессиональная компетентность (формирование взаимосвязи социокультурных и профессиональных знаний) — социокультурный и профессионально-направленный опыт (формирование опыта участия в социально-ценных видах учебной и досуговой деятельности) — социокультурная и профессионально-ориентированная потребности (формирование потребности в социально-ценной учебной и досуговой деятельности). Организационно-практическая деятельность стала важным условием развития как коммуникативных и организаторских способностей студентов, так и их положительного отношения к самой профессии. Увеличение возможностей профессиональной подготовки произошло за счет актуализации внеаудиторной вузовской деятельности (клубной, социальнотворческой, общественной, спортивной, художественной, научно-исследовательской).

Проведенное исследование не претендует на полное решение задач взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки будущего менеджера. Вместе с тем его результаты могут быть использованы для определения перспективных направлений изучения данной проблемы в будущем. Представляется целесообразным более’глубоко рассмотреть: социальные, психологические факторы, влияющие на эффективность профориентационной работы современного образовательного комплекса «вуз-школа" — инновационную модель образовательного процесса современной профильной школы и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование по теме диссертации показывает, что созданы организационно-педагогические условия взаимосвязи довузовской и вузовской подготовки менеджера. Социально-экономические преобразования российского общества предопределили потребность в научном обосновании процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров. Анализ научной литературы выявил качества будущего специалиста, которые позволяют ему эффективно конкурировать и реали-зовывать свой творческий потенциал в современном социуме. При этом выделяется роль высшей школы, которая закладывает фундамент профессии, формирует менталитет предпринимательской деятельности. Очень важным аспектом в профессиональной подготовке считается воспитание, которое способствует формированию установок и определенного стиля профессионального мышления на основе формирования системы знаний. Не случайно специалистами отмечается, что профессиональные качества, которые формируются в молодом возрасте, всегда более ценны и эффективны.

Исторически сложившиеся особенности труда менеджера, а также теоретические основы управления формированием профессиональной готовности менеджера обусловили специфические требования к его профессиональной подготовке, к личным характеристикам и состоянию здоровья, изложенные в профессиограмме менеджера. Совершенно очевидно, что существует естественная взаимосвязь менеджмента с идеальным представлением о профессии менеджера как культуре корпоративной деятельности, в рамках которой актуализируется человеческая способность интегрировать систему взглядов, представлений, ценностей, норм, осуществляется целенаправленное формирование профессиональных и личностных качеств специалиста.

Несмотря на расширение исследований в области профессиональной подготовки менеджеров, тем не менее в теории и практике образования осуществляется дальнейший интенсивный поиск наиболее эффективных уеловий профессионального развития будущего специалиста. Одним из направлений поиска может стать актуализация взаимосвязи допрофессионального и профессионального образования, развитие профессиональной ориентации как целевой функции современной общеобразовательной школы.

Поиск путей формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи связан с личностью школьника, реальными «рыночными» условиями самоопределения. Известно, что развитие личности осуществляется не только адекватно своим способностям, но и в определенном социокультурном, информационном, экономическом пространстве, создающем определенные условия для решения проблемы профессиональной ориентации.

В процессе профессионального самоопределения возрастает значение интенсивных педагогических технологий, развивающих личностные качества с точки зрения будущей профессии уже в условиях общеобразовательной школы. Поиск оптимальной педагогической технологии профориентации выявил значительные перспективы организации клубной деятельности учащихся, что создает немалые дополнительные возможности для формирования интереса к сфере будущей профессиональной деятельности, подготовки учащихся к сознательному выбору самой профессии.

В условиях ранней профессиональной ориентации школьников изменяется социальная роль учреждения профессионального образования, которое способно перспективно моделировать взаимосвязь допрофессионального и профессионального образования в виде научной и практической разработки компонентов профессиональной ориентации школьников: профессионального просвещения, активизации (воспитания), консультирования, отбора, адаптации. Целенаправленная профориентационная работа со школьниками профильного класса показывает, что у обучающихся в числе наиболее значимых областей формируются «уважение и признание других людей», «интересная работа», «получение высокого образования», «полная самореализация».

Проведенное исследование в выпускных классах школы свидетельствует о том, что в условиях, когда повышению уровня психологической культуры, коммуникативной компетентности, развитию ценностной сферы не уделяется достаточного внимания, возникает стихийно сложившийся уровень общей культуры, который бывает недостаточен для формирования профессиональных интересов молодого человека. Открытие профильных классов становится одной из наиболее эффективных форм ранней профессиональной ориентации школьников. Кроме этого, нами была спланирована система профессиональной ориентации школьников, которая включала в себя также индивидуальную консультацию старшеклассника по вопросам его профессиональной деятельности, связывала деятельность организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителей, классных руководителей, школьного библиотекаря, родительских общественных объединений, семьи, продолжалась в условиях летнего профильного лагеря. Выпускники профильных классов в большей мере оказались готовыми к учебе в экономическом вузе.

Вузовская профессиональная подготовка как личностное и профессиональное новообразование во многом зависела от организации учебно-профессиональной деятельности, системыотношений, в которые включался будущий специалист. Эффективность подготовки будущих менеджеров была достигнута в процессе специально организованной системы профессионально-творческого взаимодействия, сочетающего в себе мотивационно-ценностное обеспечение профессионального выбора, стимулирования интереса к учению, развития навыков самоорганизации профессиональной деятельности. Учитывая сложности формирования профессиональной готовности студентов к профессии менеджера, мы создали компенсаторные условия. Они восполнили недостаток у студентов организаторских и коммуникативных способностей.

Разработка компенсаторных условий подготовки будущих специалистов связана с осмыслением и творческим использованием педагогических ресурсов вузовского образовательного процесса, обеспечивающего гуманистически ориентированную направленность личности в соответствии с ее потребностями, возрастными особенностями, целями и задачами профессионального самосовершенствования.

Создание механизма организационно-практического общения позволило будущим менеджерам выработать навыки организационного и коммуникативного поведения. Полученные в ходе учебно-воспитательной работы знания реализовались студентами через разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности, прохождение учебно-производственной и преддипломной практики. Организационно-практическая деятельность стала важным условием развития и формирования как коммуникативных и организаторских способностей студентов, так и их положительного отношения к самой профессии. Результаты исследования подтвердили, что создание определенных организационно-педагогических условий способствует более эффективному обучению будущих менеджеров, формированию их профессиональной готовности.

Экспериментальное исследование дает основание утверждать, что в образовательном процессе возможно успешное взаимодействие довузовской и вузовской подготовки менеджера. Реализация комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективности профессионального становления будущего специалиста, осуществляется на основе целенаправленной двухгодичной профориентации школьников в профильных классахрасширения традиционной системы обучения студентов путем актуализации внеаудиторной разнообразной организационно-практической деятельности (общественной, художественной, спортивной, научно-исследовательской, клубной, социально-творческой), развития разносторонних потребностей личности будущего специалиста.

Выпускники профильных классов в большей мере оказались готовыми к учебе в экономическом вузе: учебные занятия в профильных классах проводили вузовские преподаватели, максимально стремившиеся уже в школе приобщать учащихся к вузовским формам работыв каникулярное время школой совместно с вузом была организована работа оздоровительного профессионально ориентированного лагеря для учеников и др. Они с готовностью приняли вузовские требования относительно их участия в учебной и внеучебной деятельности. Последняя содержала в себе немалый потенциал в плане профессионального и личностного роста:

— научно-исследовательскую деятельность: развитие научного, творческого мышленияфакультативы, кружки, студенческое научное общество, конференции, форумы);

— клубную деятельность: развитие лидерских, организаторских, коммуникативных качеств (клубы по интересам, наставничество, организация летнего лагеря студентов, ОДИ);

— социально-творческую деятельность: развитие коллективной социально-творческой деятельности (студенческий деловой лагерь, проведение различных студенческих конкурсов — «Студенческая Весна», КВН, студенческих социальных проектов);

— общественную деятельность: развитие организаторских общественно-значимых навыков (актив группы, курса, факультета, вуза, студенческие общества, клубы, движения и т. д.).

В период профессионального обучения будущий специалист включался в разнообразные виды деятельности, предполагающие общекультурное развитие обучающихся, мотивационно-ценностное обеспечение профессионального выбора, стимулирование интереса к учению, овладение опытом профессионального поведения, развитие навыков самоорганизации профессиональной деятельности на основе ценностных ориентаций личности. Лич-ностно-профессиональная зрелость как интегративное новообразование характеризовалась готовностью к профессионально-личностному самосовершенствованию, способностью к активно-творческой позиции, развитию коммуникативных и организаторских навыков и способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.:Наука, 1980.
  2. В.Н. Влияние компьютерной технологии обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дисс. к.пед.н.-Брянск, 2001.-18 с.
  3. B.C. Введение в Российский менеджмент: Учебное посо-бие.-Калуга:Манускрипт, 2001.-192 с.б.Алексеевский B.C. Совершенствование системы управления образованием.- Калуга: КГПИ, 1992.
  4. B.C., Коротков Э. М. Введение в специальность «Менеджмент организации»: Учеб. пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.159 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества.- Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  6. В.П. Психологические аспекты формирования профессионального мышления.- Саранск: Изд-во Мордовского ГУ, 1991.-82 с.
  7. .А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие.- М.:Инфра-М, 2000.-136 с.
  8. Ю.Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Дисс.к.пед.н.-Уфа, 1997.-202 с.
  9. П.Антонова И. И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента: Автореф.дисс. к.пед.н.-Брянск, 1999.-19 с.
  10. М.М. Активные формы и методы обучения: научно-методиченское пособие. -Тула:ИПКРОД 993.-24 с.
  11. З.Арнольд В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. -М., 2000.
  12. Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса 7/ Педагогика. -2004.-№ 4.-С.53−57.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.:Высшая школа, 1980.-367 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.:Ин-т практической психологии, 1996.-768 с.
  15. П.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом.-М.Политиздат, 1977.-382 с.
  16. Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристической деятельности в процессе профессиональной подготовки: Дисс к.пед.н.-М., 1999,-170 с.
  17. О.Н. Практика социальной работы как социокультурный и педагогический феномен становления будущего специалиста: Автореф. дисс. к. пед. наук.- Брянск, 2002. 21с.
  18. А.А. Активные методы обучения.-М.:Профиздат, 1986.
  19. С. Малый бизнес:контуры кадровой политики //Проблемы теории и практики управления.-1999.-№ 6.-С. 104−108.
  20. B.C., Цейтлин Д. А. О некоторых направлениях преемственности школы и вуза в развитии общественно-политической активности учащейся молодежи // Науч.тр.СГПИ.-Свердловск:СГПИ, 1974.-С.38−50.
  21. Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика.-1998.-№ 3.
  22. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //Педагогика.-1996.-№ 4.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии,-М.:Педагогика, 1989.-190 с.
  24. И.С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50−90-е годы): Дис. канд. пед.наук.-Волгоград, 2000.
  25. Л.С., Галенко В. П., Минкин А. В. Введение в менеджмент. -СПб., 1994.-113 с.
  26. С.А., Волков Г. М. и др. Менеджмент. Учебное пособие.-М.:3нание, 2000.-288 с.
  27. А.А. Личность и общение.- М.:МГУ, 1988.-187 с.
  28. Т.Г. Гуманистические основы технологии обучения взрослых в различных образовательных системах.- СПб.:ИОВ РАО, 1999.-С.90.
  29. Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М., 1968.-268 с.
  30. В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура и образование в XXI веке//Высшее образование в России.-2000.-№ 2.-С.8−14.
  31. Н.В. Способы преодоления неуспеваемости учащихся подросткового возраста на занятиях в школьном центре консультирования: Авто-реф.дисс. к. пед. н.-Брянск, 2004.-21 с.
  32. А. Л. Школьники выбирают рабочие профессии.-М.:3нание, 1983.-94 с.
  33. Ю. Менеджмент: история, теория и методология // Управление персоналом.-1999.-№ 9.
  34. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.-М.:Высш.шк., 1991.
  35. Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии.-1999.-№ 4(20).-С.283.
  36. В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: Автореф. дисс. к.пед.н.-Брянск, 2002.-22 с.
  37. В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школь-ников.-М.:Педагогика, 1988.-120 с.
  38. О.С., Наумов А. И. Менеджмент.-М.:Гардарика, 1996.-416 с.
  39. А. Система непрерывного народного образования состояние и перспектива// Коммунист.-1984.-№ 2.-С.54−64.
  40. Вопросы преемственного школьного и вузовского обучения: Сб.-Барнаул, 1975.-151 с.
  41. Н.Е., Бессарабова И. С. Джером Брунер о взаимосвязи культуры и образования // Педагогика.-2004.-№ 9.-С.85−89
  42. Р.А., Лобейко Ю. А., Трухачев В. И. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии.- М.:Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2002.-544 с.
  43. A.M. Организационно-педагогический менеджмент на муниципальном уровне: Дисс.к.пед.н.-Армавир, 1989.-174 с.
  44. Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться // Вестник высшей щколы.-1999.-№ 10.-С.26−27.
  45. M.JI. О последовательности и преемственности системы «вуз-производство»//Вопросы совершенствования организации высшего образования: Сб. науч. тр.-Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. ун-та- 1976.-С.33−44.
  46. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления.-М., 1993.-120 с.
  47. Ю.В. Игра, модель экономики.-М.:Знание, 1989.-208 с.
  48. И.Н. Менеджментучебник.-3-е изд. перераб. и доп,-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  49. .С. Методические проблемы развития непрерывного образования // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сб.науч.тр./Под ред.Б. С. Гершунского и др.-М.:АПН СССР, 1987.-С.5−14.
  50. .С. Прогностические проблемы развития педагогики непрерывного образования //Новые исслед. в пед.науках.-1988.-№ 2.-С.З-6.
  51. .С. Философия образования для XXI века.-М.:Совершенство, 1998.-605 с.
  52. Е.П. Методы системного анализа при принятии управленческого решения. М.: Наука, 1973
  53. В.Г. Словарь-справочник по курсу философии: Учебное пособие для вузов и средних специальных учебных заведений. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.
  54. В.М. Категория становления в марксисткой диалектике // Философские науки. № 4. — 1968.
  55. В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе //Народное образование.-2002.-№ 9.
  56. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода.-М., 1994.
  57. JI.B. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов технолого-экономического факультета педвуза: Дис. к.пед.н.-Комсомольск-на-Амуре, 1997.-179 с.
  58. М.А., Малин В. И. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов //Сов.педагогика.-1971.-№ 1.-С.73−95.
  59. B.C., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве //Педагогика.-2004.-№ 9.-С.28−33.
  60. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность//Педагогика.-2003.-№ 4.
  61. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып.1−2.-М.:Луч, 1993.-72 с.
  62. В.И. Потребность, отношения и направленность личности //Вопросы психологии.-l 983.-№ 5.-С. 18−29.
  63. П. Задачи менеджмента в XXI век: Пер. с англ.-М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.-272 с.
  64. Н.Г. Московские меценаты.-М.:Мол.гвардия, 1992.-333 с.
  65. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте.-М.:Дело, 1996.-272 с.
  66. Г. М. Возникновения нового. -М.: Наука, 1983.
  67. B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-1997.-№ 7.-С.З-13.
  68. А.Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образова-ния:Автореф.дисс.к.пед.н.-Брянск, 2004.-24 с.
  69. И.С. Педагогические условия развития научного стиля мышления в процессе профессиональной подготовки студентов-менеджеров: Дисс. канд.пед.наук.-Калуга, 2004.-235 с.
  70. В.И. Педагогика в системе наук о человеке.-М.:Педагогика, 1990.-166 с.
  71. Е.М. Содержание и методика обучения старшеклассников общеобразовательных школ основам предпринимательства: Автореф.дисс. к.пед.н.-Брянск, 2004.-20 с.
  72. В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления //Менеджмент в России и за рубежом.-1998.-№ 6.-С.73−79.
  73. Игровое моделирование: методология и практика.-Новосибирск, 1987.
  74. Э.В. Идеал //Философский энциклопедический словарь.-М.1983.
  75. Индивидуальность и способности /Под ред. В. Н. Дружинина и др.-М.:ИПАН, 1994.
  76. JI.A. Проблема профессиональной ориентации школьников.-М.:Педагогика, 1983.-129 с.
  77. И.Ф. Теоретические основы формирования профессиональной культуры преподавателей высшей школы: дисс. д-ра пед.н.-М., 1993.-460 с.
  78. Р.А., Габдулханов В. Ф. Развитие коммуникативной культуры в школе //Изв. Академии педагогических и социальных наук.-Вып.5.-2001.-С.71−82.
  79. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа).-М.Политиздат, 1974.-328 с.
  80. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность //Вопросы психологии.-1989.-№ 4.-С.5−15.
  81. Е.И. Педагогика успеха развития (Из опыта работы авторской школы (гимназии) № 56 Санкт-Петербурга.42.-СПб.:Образование, 1995.-С.4−86
  82. С.И. Преемственность школы и вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов.-Л., 1988.-25 с. •
  83. А.Е. Организационно-педагогические условия формирования готовности к профессии менеджера: дис. канд.пед.наук.-Калуга, 2003.-217 с. 91 .Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).-М.:МГУ, 1983.-168 с.
  84. B.C. Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров туризма: дисс.к.пед.н.-М., 1999.-132 с.
  85. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в орга-низации.-М.:Инфра-М, 1999.-220 с.
  86. С.А. Особенности деятельности руководителей и предпринимателей //Время культуры и культурное пространство.-М.:МГУКИ, 2000.-С.302−304.
  87. Т.И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза: дисс. канд.пед.н.-Липецк, 1999.-174 с.
  88. Е.А. Как выбирать профессию.-М., 1990.
  89. Е.А. Психология профессионального самоопределения.-Ростов-н/Д.:Феникс, 1996.-512 с.
  90. В.О. Этнографические следствия колонизации Верхнего Поволжья //Исторические портреты.-М., 1990.
  91. Е.Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры.-М., 2002.
  92. ЮО.Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих реше-ний:Учебное пособие.-К.:МАУП, 2000.-256 с.
  93. М.В. Ролевой портрет менеджера //Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 4.-С.79−82.
  94. Д.Е. Истоки Вяземского предпринимательства //Справочник «Вся Вязьма-2003». -Смоленск: Вяземский союз промышленников- и предпринимателей, 2003.-158 с.
  95. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи //Новое педагогическое мышление /Под ред.А. В. Петровского.-М.:Педагогика, 1989.-С. 191−205.
  96. Кон И. С. Социология личности.-М.Политиздат, 1967.-312 с.
  97. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Российское образование.-2002.-№ 5.
  98. Юб.Концепция развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2001−2005 годы Проект.-М., 2000.-40 с.
  99. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся образовательных школ / Науч. ред С. Н. Чистякова.-Ярославль, 1993.-54 с.
  100. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.-Ярославль:ЯГПИ, 1983.-54 с.
  101. Э.М. Концепция менеджмента.-М.:Де Ка, 1997.-127 с.
  102. ПО.Коротков Э. М. Креативное образование современного менеджера // Бизнес-образование.-1998.-№ 1.-С.34−43.
  103. Ш. Коссов Б., Виноградов В., Гуртовой Е., Добродеева М. Гуманитарные дисциплины и становление личности //Высшее образование в России.-2000.-№ 1.-С.60−68.
  104. А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2002. — 560с.
  105. З.Кузнецов М. Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект.-Брянск:БГПУ, 2000.-375 с.
  106. И. Психотехнология и эффективный менеджмент.-M.:TBS, 1994.
  107. С.В. Личностная ориентация педагогической культуры учителя //Педагогика.-1997.-№ 5.
  108. Пб.Куписевич Ч. Основы общей дидактики.-М.:Высш.шк., 1986.-368 с.
  109. Ч. Система непрерывного образования в СССР //Сов.педагогика.-1982.-№ 6.-С.22−56.
  110. Ю.А. Преемственность в системе подготовки и производительного труда молодежи.-Саратов:Изд-во Саратов. ун-та, 1990.-159 с.
  111. Л.Де Калувэ, Э. Маркс, М. Петри Развитие школы: модели и изменения /Пер. с англ.Е.Н.Максимовой- Науч.ред.А. К. Зайцева.-Калуга:КИС, 1993.- 240 с.
  112. B.C. Содержание образования: Учебное пособие.-М.:Высшая школа, 1989.-360 с.
  113. .А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли.-ХарьковД997.-116 с.
  114. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века.-М.:Мысль, 1971.-368 с.
  115. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред.Д. А. Леонтьева.-М., 1994.-287 с.
  116. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики.-М.:Педагогика, 1989.-192 с.
  117. А.Л. Подготовка и проведение деловых игр: Методические указания.-М., 1977.
  118. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации.-Петрозаводск: Изд-во Петроком, 1992.-318 с.
  119. Л.Л. Экономическое образование в России: есть ли вы-ход?//Бизнес-образование.-1997.-№ 2.-С. 12−21.
  120. А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ.-М.:СмыслД999.
  121. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика, 1972.-208 с.
  122. Н.В. Проектная деятельность школьников.- М.:Высшая школа, 2000.-306 с.
  123. А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего специалиста: Автореф. дисс.к.психол.н.-Л., 1987.-16 с.
  124. Е.И., Андриевская В. В., Комисарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе.-Киев: Выш. шк., Головное изд-во, 1989.-184 с.
  125. Ю.В. Педагогические возможности социального партнерства: Автореф. дисс. к.пед.н.-Калуга, 2005.-20 с.
  126. Менеджмент: Учебник для вузов /Под ред.М. М. Максимцова, М. А. Комарова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.13 5. Менеджмент: Учебное пособие /Общ.ред. Ж. В. Прокофьевой.-М.:3нание, 2000.-288 с.
  127. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ.-М.:Дело, 2002.-470 с.
  128. Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций: Сборник конкретных ситуаций /Под ред.А. И. Наумова.-М.:МГУ, 1997.
  129. В.Д. Менеджмент: Учебное пособие.-М.:ГИНФО, 2001.-256 с.
  130. В.А. Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: Автореф. дисс. к.пед.н.-Брянск, 1999.-20 с.
  131. Т.В. Подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря: Автореф. дисс. к. пед.н.-Брянск, 2004.-17 с.
  132. Г. С. Психологический отбор и подготовка менеджеров //Вестник СПб университета. Сер.6. Вып. 2(13).-С.56−66.
  133. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. № 3. — 1996.
  134. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.:Просвещение, 1987.144.0черки психологии педагогического такта /Под ред.И. П. Страхова,-Саратов, 1960.
  135. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. -Владивосток: Изд-во ДВУ, 1990.-173 с.
  136. Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода//Педагогика.-2004.-№ 9.-С.21−27.
  137. Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образова-ния:Монография/Под ред.Г. В. Дорофеева.-М., 2001.
  138. О.В. Учебная и внеучебная работа в классах естественнонаучного профиля // Педагогика.-2004.-№ 8.-С.50−56.
  139. Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: Автореф. дисс. к. пед.н.-Брянск, 2002.-21 с.
  140. Ж. Прохорофф, А. Карпофф, Р. Батетос, В. Уланов. Система среднего образования Франции. Калуга: Калужский институт социологии, КГПУ, 1997. — 84с.
  141. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика.-СПб.: Питер, 2000.-432 с.
  142. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: Поиск аль-тернатив.-М., 1995.
  143. С.Д. Академия юных менеджеров и предпринимателей //Эко.-1998.-№ 3.
  144. С.Д. Система непрерывной практической бизнес-подготовки и трудоустройства студентов экономических специальностей: опыт конкретного вуза // Российский экономический журнал.-1999.-№ 9−10.-С.67−70.
  145. М.В. Подготовка школьников к профессиональному самооп-ределению.-Брянск:БГПУ, 1999.-111 с.
  146. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: Автореф.дисс.д-ра пед.н.-Чебоксары, 1998.-38 с.
  147. М.В., Симоненко В. Д. Как помочь выбирать профессию. -Тула: Приокс. книжное изд-во, 1990.-132 с.
  148. Е.И. Личность учителя: теория и практика. -Ростов-н/Д.:Феникс, 1996.-512 с.
  149. Д.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: Дисс. канд. пед. н.-М., 1993.-170 с.
  150. А.Т. Формирование профессиональной пригодности.-Минск:БГУ, 1984.-176 с.
  151. С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946.
  152. З.П., Филинов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы.М.: 1999.-312 с.
  153. Ф.М., Никулин Л. Ф., Файкин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений.-М.:Инфра-М., 1996.-34 с.
  154. В. Профессиональная подготовка. Британская модель //Профессионально-техническое образование.-1990.-№ 6.
  155. А.П. Пути профессионального становления учащейся моло-дежи:Профпедагогика.-М.:Высш.шк.Д988.-336 с.
  156. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное по-собие.-М.:Народное образование, 1998.-256 с.
  157. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования//Высшее образование в России.-1997.-№ 1.-С.53−56.
  158. Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования: Дисс. в виде научного доклада. д-ра пед.н.-Волгоград, 1998.-79 с.
  159. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография.-Волгоград: «Перемена», 1994,-150 с.
  160. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. Пособие.-3-е изд., испр. и доп.-М.Педагогическое общества России, 1999.-430 с.
  161. В. Профессионализм и качество образования //Народное об-разование.-1999.-№ 7−8.-С.64−66.
  162. И.И., Аверин Ю. П. Основы теории социального управле-ния.-М.:Высшая школа, 1990.
  163. Словарь-справочник менеджера /Под ред.М. Г. Лапусты.-М.Инфра-М, 1998.-215 с.
  164. Н.А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: Автореф. дисс. к.пед.н.-Спб., 1995.-17 с.
  165. П. Социально-педагогическая система в Народной Республике Болгар ии.-М. Педагогика, 1988.-122 с.
  166. Теория и практика профориентации и профконсультирования.Вып.2 /Под ред.В. В. Спасенникова.- Калуга: КФ МГЭИД995.
  167. В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения//Педагогика.-2004.-№ 8.-С.35−39.
  168. А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения: автореф. дисс. д-ра пед. Н.-М., 2001.-46 с.
  169. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.:Наука, 1975.-162 с.
  170. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика.-1993.-№ 5.-C.33−37.
  171. Трудовое становление и профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Сб.науч.тр./Под ред. Н. П. Тименко.-К.:НИИ педагогики УССРД 989.-90 с.
  172. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.:Педагогика, 1990.-192 с.
  173. Управление это наука и искусство /А.Файоль, Т. Эмерсон, Ф. Тейлор, Т.Форд.-М.:Республика, 1993.- 361 с.
  174. У правление организацией: Учебник /Под ред.А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина.-М.:ИНФРА-М., 2000.
  175. В.Б. Профессиональная ориентация— целевая функция школы.-Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994.-81 с.
  176. М.Ф. Воспитание специалиста.- Казань: Изд-во КУ, 1990.-150 с.
  177. P.M. Личностно-ориентированное общение и профессиональное становление специалиста в высшей школе // Проблемы интеграции образования на пороге XXI века: Материалы Всерос.науч.-практ.конф. 26 мая 1999 г.- Бирск, 1999.-С. 17−21.
  178. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика.- Екатеринбург: УГППУ, 2001 .-330 с.
  179. Д.И. Психология развивающейся личности.- М. Воронеж, 1996.-С.289.
  180. JI.O. Преемственность общего среднего и вузовского обра-зования//Педагогика.-2004.-№ 8.-С.63−68.
  181. Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный ана-лиз//Школьные технологии.-1999.-№ 1−2.-С.112−121.193 .Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Гардарики, 2002.-519 с.
  182. Н.В. Личностный подход к формированию неформальной культуры выпускников вузов: дисс.к.пед.н.-Волгоград, 1996.-182 с.
  183. Е.А. Организация проведения деловых игр.-М.:Высшая школа, 1991.-320 с.
  184. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся в инновационных учебных заведениях.-Ч.1.-М.:РИПКРО МО РФ, 1995.-165 с.
  185. И.Д. Управление исследовательской деятельности учителя и учащегося современной школы.-М., 1999.-160 с.
  186. А.Е. Личностные предпосылки успешной деятельности российских предпринимателей //Психологический журнал. Т.20.-1999.-№ 3.-С.81−92.
  187. С.Н. О международном проекте «Город как школа»// Дополнительное образование.-1999.-№ 3,4.-С.25−26.
  188. С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Крапивян-ская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки //Школьные технологии.-2002.-№ 1.
  189. М.Ф., Ротенберг В. А. и др. История дошкольной педагоги-ки:Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов.-М.:Просвещение, 1989.-352 с.
  190. В.Д. Деятельность и способности.-М., 1994.
  191. Т.И. Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению //Педагог: наука, технология, практика.-1999-№ 1.-С. 114−117.
  192. А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: Дисс.к.пед.н.-УфаД 997.-171 с.
  193. В.Ф. Оптимизация сенсорного научения как фактор повышения эффективности профессиональной подготоки: Автореф.дисс. к.психол.н.-Ярославль, 1973.-18 с.
  194. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности //Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов.-М., 1983.
  195. С.Ф. Учебная игра как средство формирования и развития интеллектуальных умений у студентов: Автореф. дисс. к.пед.н.-М., 1989.
  196. Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.20.
  197. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.
  198. А.В. Особенности социализации современного подростка //Вопросы психологии.-1996.-№ 6.-С.54−58.211
Заполнить форму текущей работой