Лингводидактические основы обучения русской фонетике будущих филологов-русистов в высшей школе Ирана
Диссертация
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика становления и улучшения русского произношения освещалась в теоретических трудах Р. И Аванесова, С. И. Бернштейна, Е. А. Брызгуновой, В. А. Виноградова, JI.P. Зиндера, М. И. Матусевича, С. И. Ожегова, Е. Д. Поливанова, A.A. Реформатского, Г. И. Рожковой, Н. С. Трубецкого, Л. В. Щербы и других видных российских фонетистов. Ученые исследовали… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Лингводидактические и психологические основы обучения русской фонетике студентов-переводчиков Ирана в условиях отсутствия языковой среды
- 1. 1. Лингво дидактический аспект обучения русской фонетике студентов-переводчиков Ирана
- 1. 2. Обучение фонетике иноязычных (персоязычных) учащихся: корректировочный аспект
- 1. 3. Орфоэпический аспект обучения произношению персоязычных учащихся
- 1. 4. Психологические трудности изучения РКИ персоязычными учащимися: мотивация
- 1. 5. Упражнения как средство формирования коммуникативной компетенции: общая классификация и систематизация упражнений: фонетические упражнения
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Национально-ориентированный постановочно-корректировочный курс практической русской фонетики для студентов-переводчиков с русского языка иранской высшей школы
- 2. 1. Виды фонетических курсов и их реализация в Иране
- 2. 2. Лингвистический аспект усвоения фонетической системы русского языка персоязычной аудиторией
- 2. 2. 1. Персидская артикуляционная база в сопоставлении с русской: пути коррекции артикуляции
- 2. 2. 2. Особенности персидского словесного ударения, ритмики и интонации в сравнении с русским
- 2. 3. Национально-ориентированный корректировочный курс практической фонетики: цели, задачи и структура
- 2. 3. 1. Содержание корректировочного курса: принцип отбора и организации фонетического (учебного) материала
- 2. 3. 2. Система упражнений корректировочного курса практической фонетики
- 3. 1. Условия эксперимента. Констатирующий срез и его результаты
- 3. 2. Обучающий этап эксперимента. Ход лабораторно-практических занятий
- 3. 3. 1. Роль упражнений в формировании фонетико-фонологических навыков будущих переводчиков в ходе эксперимента
- 3. 4. Контрольный срез и его результаты
Список литературы
- Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка. М.: Рольф, 2000. 808 с.
- Агеенко Ф.Л. Словарь ударений для работников и телевидения- под ред. К. И. Былинского. 1-е изд. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960. 645 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков. СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
- Александрова А.Ю. Принципы создания постановочно-корректировочного курса русской фонетики для арабов: автореф.дис.канд.педагог.наук: 13.00.02. М., 2009. 21 с.
- Антонова Д.Н. Фонетика и интонация: корректировочный курс для зарубежных преподавателей (русский язык заочно). М.: Русский язык, 1988.
- Антонова Д.Н., Щетинина М. И. Корректировочный курс русской фонетики в системе заочного повышения квалификации // Русский язык за рубежом. 1980. № 3 (65).
- Антонова Д.Н., Щетинина М. И. Фонетика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1977. 128 с.
- Артемова O.A. Практическое пособие по анализу русской звучащей речи : учеб. пособ. М.: ИПО «Лев Толстой», 1995. 84 с.
- Артемова O.A. Содержание практических занятий по корректировочной фонетике в аспекте РКП // Русский язык за рубежом. 2006. № 3. С. 49−52.
- Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс РКП для заданного контингента учащихся: метод, пособ. М., 1989.
- Ахманова О.С. Фонология: материалы к курсам языкознания- под общ. ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во МГУ, 1954. 21с.
- Баба-Заде Д. Г. Лингвометодические основы базового учебника практического курса русского языка для студентов-филологов вузов Ирана: автореф. дис. канд. педагог, наук: 13.00.02. М., 2006.
- Балыхина Т.М. Методика обучения русскому языку как иностранному в контексте стратегий и перспектив развития высшей школы / Изучение русского языка как иностранного в современных условиях. Ростов: РГУ, 2003.
- Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового: учеб. пособ. М.: РУДН, 2007. 185 с.
- Балыхина Т.М., Нетёсина М. С. Тесты по русской фонетике. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 88 с.
- Бархударова Е.Л., Панков Ф. И. Русская фонетика и интонация: практич. пособ. для иностранных магистрантов-лингвистов. М.: Изд-во МГУ, 2004. 148 с.
- Бархударова Е.Л., Панков Ф. И. По-русски с хорошим произношением / Практический курс русской звучащей речи: учеб. пособ. дляиностранных учащихся гуманитарных специальностей. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 192 с.
- Бахтиярова Х.Ш., Щукин А. Н. История методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 1988. 178 с.
- Бек В. Коммуникативно-функциональный подход к языку как средству интенсификации процесса обучения русскому языку // Русский язык за рубежом. 1984. № 6.
- Бердичевский А. Национальный вариант межкультурного учебника как основного средства межкультурного образования // XI конгресс МАПРЯЛ Варна, 17−22 сентября 2007 г.
- Бердникова О.В. Из опыта обучения русскому произношению студентов из Китая // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2002. № 3.
- Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам) // Вопросы фонетики и обучение произношению. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1975. С. 5−61.
- Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению. Применительно к преподаванию русского языка иностранцам. М.: Изд-во иностр. рабочих в СССР, 1937. 67 с.
- Бернштейн С.И. Основные понятия фонологии // Вопросы языкознания. 1962. № 5.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 213 с.
- Богомазов Г. М. Некоторые типичные ошибки на сочетание русских согласных в речи иностранцев / Очерки по методике преподавания русского языка иностранцам. М., 1970. Вып.З. С.141−166.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труда по общему языкознанию: в 2-х т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т. 1. С. 45−47, 118−127, 351−361- Т. 2. С. 163−175.
- Болла К. Атлас звуков русской речи. Будапешт, 1981.
- Бондаренко Л.Ф., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983. 119 с.
- Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 197 с.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. 176 с.
- Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1998.
- Бородина Л.П. Обучение РКИ в условиях неязыковой среды (из опыта работы) // Практическая методика преподавания русского языка как иностранного: науч.-метод, изд. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005. С. 149−162.
- Борунова С.Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы- под ред. Р. И. Аванесова. М.: Русский язык, 1983. 704 с.
- Брызгунова Е.А. Интонация и смысл предложения // Русский язык за рубежом. 1967. № 1 (1).
- Брызгунова Е.А. Интонация. В кн.: Русская грамматика. В 2 т.- отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. Т.1. С.96−122- Т.2. С. 99−100.
- Брызгунова Е.А. Интонация и синтаксис. В кн.: Современный русский язык- под ред. В. А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1989. С. 776−783.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. 3-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1977. 194 с.
- Брызгунова Е.А. Материалы по изучению русской звучащей речи: тексты упражнений из «Вводного фонетико-разговорного курса русского языка». М.: Изд-во МГУ, 1993. 112 с.
- Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Наука, 1963. 120 с.
- Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 116 с.
- Бужинский В.В., Павлова C.B. Современные проблемы фонетики и обучения иноязычному произношению: монография- под ред. В. В. Бужинского, C.B. Павловой. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001. 180 с.
- Бузанова Т.В. Роль и место фонетики в процессе обучения иностранцев русскому языку на начальном этапе // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. филол. фак-т. Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. С. 53−56.
- Буланин JI.JI. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа 1970. 208 с.
- Бухарин В.И. Синтагмы и речевые такты: вопросы русского языка. Ярославль, 1975.
- Былинский К.И. Словарь ударений. В помощь диктору. 2-е изд. М.: Научно-методический отдел Главного управления радиоинформации министерства культуры СССР, 1954. 475 с.
- Валгина Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык : учебник — под редакцией Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.
- Величкова JI.B. Речевой ритм: механизм психолингвистического исследования // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2002. № 3
- Величкова Л.В. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 102 с.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку. М.: Высшая школа, 2003. 239 с.
- Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л.: ЛГУ, 1976. 124 с.
- Вербицкая Л.А., Игнаткина Л. В. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся: учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. 151 с.
- Вербицкая Л.А. Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами: автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1965.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. 246 с.
- Виноградов В. А. Консонантизм и вокализм русского языка: практическая фонология. М.: Изд-во МГУ, 1971. 83 с.
- Виноградов В. А. Лингвистика и обучение языку. М.: Academia, 2003.370 с.
- Вопросы фонетики и обучения произношению- под ред. A.A. Леонтьева, Н. И. Самуйловой. М.: Изд-во МГУ, 1975. 205 с.
- Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГКД983. 243 с.
- Вохмина Л.Л., Осипова И. А., Вохмина Л. Л. Коммуникативность: цель или средство? // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. СПб, 2003. Вып. № 6.
- Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.
- Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранного языка // Иностранные языки в средней школе. 1975. № 6.
- Галеева М.М., Соколова И. В. Методика обучения русскому произношению. М., 1974.
- Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3−8.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336 с.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985. № 2. С. 17−24.
- Герцев С.Д. Графика и транскрипция заимствованных имён / Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1. С. 296−307.
- Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. 276 с.
- Гончарова Н.Л. О некоторых аспектах формирования фонологического компонента слухового восприятия в процессе обучения иностранному языку: сб. науч. труд. Северо-Кавказского гос. тех. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1 (13).
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб.: Норинт, 2000. 304 с.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979, 1997. 127 с.
- Грачева Ж.В., Кольцова Л. М., Ушакова Т. В. Фонетический разбор в школе и вузе : учеб. метод, пособ. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 27 с.
- Григорьян Е.Л. Русская фонетическая транскрипция. Фонология: учебно-метод. пособ. Для студентов 1 курса отделения романо-германской филологии. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. 16 с.
- Гумбольдт фон В. О мышлении и речи // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 301−302
- Дмитренко С.Н. Фонемы русского языка. Их сочетаемость и функциональная нагрузка. М.: Наука, 1985. 232 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Вып. 1, 2. Серия: Дидактический материал. М.: Книголюб, 2003 2008. 144 с.
- Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М.: Русский язык, 1977. 880 с.
- Зарва М.В. Русское словесное ударение. М.: НЦ Энас, 2001. 600 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 51 с.
- Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1960 1979, 2007.312 с.
- Златоустова Л.В., Потапова Р. К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. М.: МГУ, 1986. 304с.
- Зотова Ю.А. К вопросу о создании национально-ориентированных учебников РКИ (на примере персоязычной аудитории): доклад на III Международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность», 20−23 марта 2007 г.
- Зубкова Л.Г. Фонологическая типология слова. М., 1990.
- Иванов В.Б. Учебник персидского языка. М.: Изд. Центр ИСАА при МГУ, 1999. 163 с.
- Иванов В.Б. Вокализм и просодика в персидском языке и дари: автореф. диссер. док. филол. наук. М., 1996.
- Иванов В.Б. Акустические характеристики словесного ударения в персидском языке (опыт экспериментального исследования): автореф. диссер. канд. филолг. наукМ., 1976.
- Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей // Психологические и психофизиологические исследования речи- под ред. Т. Н. Ушаковой. М., 1985. С. 172−176.
- Каленчук М.Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. 2-е изд. — М.: Русский язык, 2001. — 468 с.
- Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации: учебное пособие. М.: Высш. шк., 1988. 128 с.
- Капитонова Т.И., Московкин JI.B., Щукин А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному- под ред. А. Н. Щукина. 4-е изд., исправ. и доп. М.: Русский язык. Курсы, 2005. 236 с.
- Капустина H.A. Методические принципы тестирования // Актуальные проблемы теории и практики лингводидактического тестирования: материалы междун. науч.-практ. конференции. М., 1996.
- Караванова Н.Б. Слушаем живую русскую речь: пособ. по аудированию для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 472 с.
- Караванова Н.Б. Корректировочный курс фонетики русского языка. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 72 с.
- Касарова В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины // Гуманитарные науки. М., 2003. Вып. 21.
- Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. Серия высшее профессиональное образование. М.: Академия, 2006. 250 с.
- Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М.: Наука, 1983. 295 с.
- Клушина Н.П., Гончарова Н. Л., Клушина Н. П. Иноязычная фонетико-фонологическая компетенция лингвистов-переводчиков и специалистов по межкультурному общению // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 4 (8).
- Кодзасов C.B., Кривнова О. Ф. Фонетика в модели речевой деятельности // Прикладные аспекты лингвистики. М.: МГУ, 1989.
- Кодзасов C.B., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М.: РГТУ, 2001.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.
- Колосницына Г. В. Слушайте, повторяйте, пойте, говорите, пишите, читайте: интерактивный фонетико-разговорный курс. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 112 с.
- Коммуникативность в обучении современным языкам. Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995. 350 с.
- Короткова О.Н. Корректировочный курс русской фонетики и интонации. М.: Изд-во МГУ, 2001. 152 с.
- Короткова О.Н. По-русски без акцента! / Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. М.: Златоуст, 2006. 192 с.
- Крейдлин Г. Е. Голос и тон в языке и речи / Язык о языке. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 453−501.
- Кронгауз М.А. Основные принципы и область применения практической транскрипции / Языки мира. Типология. Уралистика. Памяти Т. Ждановой: Статьи и воспоминания. М.: Индрик, 2002. С. 73−80.
- Крысин JI.П. Языковая норма и речевая практика // Отечественные записки. М., 2005. № 2(23).
- Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. М.: Русский язык, 1975.295 с.
- Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. М.: Высшая школа, 1981. 428 с.
- Лебедева Ю.Г. Фонетический корректировочный курс русского языка для монголов. М.: Русский язык, 1982. 119 с.
- Ладефогед П. МФА и фонетико-фонологический интерфейс. М., 1999. Вып. 3: Проблемы фонетики.
- Ладо Р. Обучение иностранному языку / Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1967. С. 33−51.
- Леонтьев A.A. Функциональное использование звуковысотных различий в языках мира / Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению. М.: МГУ, 1971.
- Леонтьев A.A. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Русский язык, 1991. 360 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1976, 1981. 64с.
- Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение). М.: Изд-во РУДН, 1992. 160 с.
- Лашгари Э. Словесное ударение в аспекте русско-персидских языковых контактов: автореф. дис. канд. филолог, наук: 10.02.20. М., 2010.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975.254 с.
- Любимова H.A. Обучение русскому произношению. 2-е изд., стереотип. Серия «Библиотека преподавателя русского языка как иностранного». М.: Русский язык, 1982. 192 с.
- Любимова H.A., Братыгина А. Г., Вострова Т. А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. М.: Русский язык 1981. 144 с.
- Любимова H.A. Фонетический аспект общения на неродном языке. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2006. 294 с.
- Любимова Н.Е., Егорова И. П., Федотова Н. Л. Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1993. 92 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
- Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1975.328с.
- Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособ. для студ-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 288 с.
- Метлюк A.A. Взаимодействие просодических систем в речи. Минск: Вышэйш. шк., 1986. 112 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. 231 с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. М.: Воениздат, 1980. 237 с.
- Миролюбов A.A. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях. 2-е изд., исправ. М.: Высшая школа, 1984. 240 с.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного // VII МАПРЯЛ. М., 1990.
- Московкин Л.В. Краткий обзор методов обучения иностранным языкам в США // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. СПб., 2003. Вып. 6.
- Московкин Л.В. Содержание методологического раздела современной методики преподавания иностранных языков // Русский язык за рубежом. 2006. № 5.
- Муханов И.Л. Пособие по интонации. М.: Русский язык, 1989.
- Николаева Т.М. Семантика акцентных выделений. М.: Наука, 1982- 2-е изд. М.: УРСС, 2004. 104 с.
- Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXV. Контрастивная лингвистика: Переводы/Сост. В.П. Нерознака- Общ. ред. и вступ. ст. В. Т. Гака. М.: Прогресс, 1989. 440 с.
- Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие- под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам». Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 320 с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург: МГЛУ, 2003. 256 с.
- Овчинникова И.К. Учебник персидского языка. М.: Изд-во МГУ, 1956- М.: ИД «Филология Три», 2002. 440 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М.: Просвещение, 1986. 795 с.
- Ожегов С.И. О нормах словоупотребления: Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С. 285−299.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.955 с.
- Осипов Б.И. Краткий курс русской фонетики / Из лекций по современному русскому языку: учеб. пособ. для студентов филологического факультета. Омск: Омский гос. ун-т, 1992.
- Осипов Б.И. Руководство по фонетической транскрипции. Омск: Омский гос. ун-т, 1989.
- Осипов Б.И. Справочные материалы по орфоэпии. Омск: Омский гос. ун-т, 1992.
- Осипов Б.И., Снегирев Ю. А. Современный русский язык. Фонетика. Графика. Орфография: задания к лабораторным работам для студентов филфака. Омск: Омский гос. ун-т, 1991.
- Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. XVII.
- Павлова C.B. Формирование произносительных основ иноязычной речи : стратегия и методология. Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 2002. 180 с.
- Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1961. 165 с.
- Панов M.B. Русская фонетика. М.: Просвещение, 1967. 440 с.
- Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Academia, 1979 2000,2005,2006.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск: Лексис, 2000, 2003.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. университет, 1998. 159 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
- Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. М.: Изд-во РУДН, 1988. 190 с.
- Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика: метод, указания. М.: Изд-во МГУ, 1985. 69 с.
- Поляков К.И. Самоучитель персидского языка: начал, этап. М.: Формика-С, 2001.287 с.
- Поплавская Т.В. Сегментная фонетика и просодия устной речи. Минск: Высшая школа, 1993.
- Попова Т.В., Губанова Т. В. Практическая фонетика русского языка: учеб. пособ. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2001. 19 с.
- Просвирнина И.С. Обучение фонетике русского языка // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 33. С. 46−60.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Высшая школа, 1980. 120 с.
- Работа по фонетике и интонации при обучении русскому языку иностранцев: сб. метод, статей под ред. Е. А. Брызгаловой. М.: Изд-во МГУ, 1967.
- Реформатский A.A. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М.: Наука, 1970.
- Реформатский A.A. О сопоставительном методе при обучении русскому языку иностранцев // Русский язык в национальной школе. 1962. № 5. С. 23−24.
- Реформатский A.A. О сопоставительном методе / Лингвистика и поэтика. М., 1987. С. 40−52.
- Реформатский A.A. Фонология на службе обучению произношению нерусских / Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 150−185.
- Речь. Артикуляция и восприятие- под. ред. В. А. Кожевникова, Л. А. Чистович. М-Л.: Наука, 1965. 244 с.
- Рогозная H.H. Лингвистика и обучение русскому языку как иностранному // Практическая методика преподавания русского языка как иностранного. Иркутск, 2005.
- Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-Пресс, 2007. 256 с.
- Рубинчик Ю.А. Современный персидский язык- под ред. Г. П. Сердюченко. М.: ИВЛ, 1960. 140 с.
- Русская грамматика в двух томах: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология- под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1. С 14−99.
- Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия- под ред. Л. Л. Касаткина. М.: Academia, 2001 2004.
- Рыбачева JI.B., Вахтель Н. М. Русская разговорная речь: учеб. пособ. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. 35 с.
- Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях (о чем спорят в языковой педагогике). М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
- Светозарова Ю.Д. Интонационная система русского языка. JL: Изд-во ЛГУ. 1982. 175 с.
- Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Просвещение, 1981. 137 с.
- Селиванова Е.И. Значение выразительности речи в устном переводе // Федоровские чтения. Университетское переводоведение. Выпуск 5. СПб., 2004.
- Скугаревская Е.В. Образ, озвученный в слове // Федоровские чтения. Университетское переводоведение. Выпуск 5. СПб., 2004.
- Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.- под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 800 с.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. М.: Русский язык, 1979. 142 с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал унта, 1999. 432 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.
- Торсуева И.Т. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979.112 с.
- Трубецкой Н.С. Принципы фонологической транскрипции / Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. С. 11−14.
- Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 352 с. С. 7−22, 46−56.
- Социолингвистике" и «Стилистике русского языка и культуре речи». Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2005.
- Тунгусова Г. И. Роль воображения при постановке и коррекции слухопроизносительных навыков // Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания: материалы между нар. науч.-метод, конф., 25−28 мая 2001 г., Иркутск, 2001 г. Ч. 2.
- Тунгусова Г. И., Ван Лу Фонетика: учеб. пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. 130 с.
- Тунгусова Г. И. Корректировочные стратегии в методической модели непрерывного совершенствования слухопроизносительных навыков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1999. 273 с.
- Упражнения как средства обучения: учебное пособие в 2 ч.- под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам». Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
- Федорова Н.И. Корректировочные упражнения по фонетическим трудностям русского языка // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 14−16.
- Федянина H.A. Ударение в современном русском языке, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1982. 382 с.
- Фомина Т.Г. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособ. Казань: Казан, гос. ун-т, 2007. 112 с
- Фонетика: Задания к практическим и контрольным занятиям (для студентов филологического факультета специальности «Журналистика») — сост. Е. Г. Малышева, И. П. Ромашова. Омск: ОмГУ, 2003. 27 с.
- Формирование произносительных навыков: учеб. пособ.- под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам». Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 4.2.
- Хавронина С.А., Клобукова Л. П., Михалкина И. В. Формирование коммуникативной компетенции в курсе «Русский язык для деловых людей» // Русский язык за рубежом. 1993. № 4.
- Хамраева Е.А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка как государственного: монография. М.: Спутник, 2004. 247 с.
- Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филол. фак. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Академия, 2002. 204 с.
- Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Хромов С.С. Интонация в системе языка и проблемы методического прогнозирования. М.: Изд-во РУДН, 2000. 192 с.
- Цвиллинг М.Я. Синхронный перевод как объект экспериментального исследования // тетради переводчика. Выпуск 3. М., 1966.
- Чейф У. Значение и структура языка- пер. с англ. Г. С. Щура, послесл. С. Д. Кацнельсона. М.: Прогресс, 1975.
- Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1989. 240 с.
- Чернышев В.И. Законы и правила русского произношения. Звуки. Формы. Ударение: Опыт руководства для учителей, чтецов, артистов / Избр. труды в 2-х т. М., 1970. Т. 1.
- Чистович JI.А., Венцов A.B., Гранстрем М. П. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. 388 с.
- Шанский Н.М., Иванов В. В. Современный русский язык в 3-х частях. Фонетика. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1987. 464 с. 4.1.
- Шоджаи М. Пути и способы повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному в Иране : начальный этап: автореф. дис. канд. педагог, наук: 13.00.02. М., 2008.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация в обучении иностранному языку. М.: Педагогика, 1974. 96 с.
- Шурова М.Е. Роль ритма при обучении языку // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2002. № 3.
- Шутова М.Н. Методика обучения иностранных студентов русскому ударению как средству общения // Русский язык за рубежом. 2008. № 6. С. 1823.
- Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. СПб.: Наука, 1983 (1-е изд.-1912).
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 424 с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Гос. учеб,-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1957.
- Щерба Л.В. Как надо изучать иностранные языки. М.-Л.: Госиздат, 1929. 54 с.
- Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков // Иностранный язык в средней школе: методич. сборн. М., 1934. Вып. I. С. 30−34.
- Щерба JI.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики. М.: Просвещение, 1947. 96 с.
- Щеголева О.Н. Компетентностная парадигма обучения иностранному языку в контексте современной лингводидактики // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения. -Пятигорск: ПГЛУ, 2005. (Лемпертовские чтения VII).
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и методика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1984.
- Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель- ACT: Хранитель, 2007. 746 с.
- Языки мира: Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки // Энциклопедическое издание Российской Академии Наук. М.: Изд-во РАН, 1997. 207 с.
- Якобсон Р., Фант Г., Халле М. Введение в анализ речи. Различительные признаки и их корреляты // НЛ. М., 1962. Вып. II.
- Якобсон Р., Халле М. Фонология и ее отношение к фонетике // НЛ. М., 1962. Вып. II.
- Яковлев Н.Ф. Принципы фонемологии // Вопросы языкознания. М., 1983. № 6
- Bashiril. Persian for beginners. USA: Sorayya Publishers, 1991. 191 с.
- Jones William A grammar of the Persian language. London: W. Bulmer and Co., 1804.1. Экспериментальные группы
- Экспериментальная I группа II курс Экспериментальная II группа I курстретий-четвертый семестр) второй семестр
- Мешхедского университета Мешхедского университетаим. Фирдоуси им. Фирдоусиг. Мешхед, Иран) (г. Мешхед, Иран)
- Ахмеди Рогаи 1. Сепер Салман Асл
- ЭксириНэхрэ 2.3ейнаб Мухаммади
- Багчери Розван З. Марджан Эрфаньян
- Борхани Мослим 4. Назани Зарэ
- Торшизи Фатимэ 5. Нида Мухамадхосейн
- Джелали Фатимэ б. Багэр Амами Пур
- Хейдари Захра 7. Реза Хосейни
- Дехкани Али 8. Мехрад Тахмазби
- Ростампур Захие 9. Марьям Дорени
- Расили Маздие 10. Фатимэ Хасанзадэ
- Заре Хадис 11. Фатимэ Мизджамаха
- Сарбаз Махназ 12. Саминэ Хосейни
- Шаряти Якья 13. Сайд Фэнджани14. Ганеи Шиве Н. Марзие Рози
- Гахрамани Хава 15. Реза Пирамун
- Махмудян Соня 16.3ахре Ихсанбахш
- Мосаеби Митра 17. Элихе Бахши
- Нешатмофиди Екта 18. Лейла Тураби
- Наджафи Амини 19. Париса Омидво
- Инаятмахер Найма 20. Рейхалех Момтаз
- Абдурхосейнзаде Мансур 21. Камяб
- Шокухиманаш Мохамад 22. Фатимэ Мухамадпур23 .Фатимэ Акбари24. Хэмитэ Махбубэ25.Захра Ибрагимеджад26. Лейла Хани27.Мариям Горбани2 8. Акрам Мокарами29. Реза Мири1. ЗО. Сина Ири1. Контрольные группы
- Контрольные фонемы в позиции перед мягким знаком.
- Прослушайте текст, будьте готовы ответить на вопросы.1. Класс
- Это аудитория. Посредине стоят столы и стулья. Здесь лежат учебники, словари, тетради и ручки. Слева висят карты и таблицы. Справа висит доска.
- Студенты много работают. Ахмед уже хорошо говорит по-русски, а Реза пока плохо говорит. У них каждый день есть занятия по русскому языку. Студентам трудно, но им интересно изучать русский язык.1. Ответьте на вопросы.
- Прослушайте вопросы и ответьте на них письменно.
- В Приложении 4 представлен фрагмент материала ориентированного на персоязычную аудиторию постановочно-корректировочного курса практической фонетики русского языка.1. Ткач Татьяна Григорьевна
- ПОСТАНОВОЧНО-КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ФОНЕТИКИ
- ДЛЯ ГОВОРЯЩИХ НА ПЕРСИДСКОМ ЯЗЫКЕ1. Предисловие
- По стихопрозаическому способу составлены и используются в материалах курса авторские чистоговорки: Шакал шагал шажок к шажку, шакал шагал по бережку и др.1. К пособию прилагается СЭ.
- Рекомендации преподавателю по использованию пособия
- Рекомендуется использовать упражнения из каждой части курса в течение одного занятия.
- Необходимо предлагать учащимся на каждом занятии читать и учить наизусть чистоговорки из первой и второй части.
- Рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами транскрибирования по авторской транскрипции, на основе которой издан первый орфоэпический словарь с транскрипцией.
- Рекомендуется работать под руководством преподавателя.
- СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ И ГЛАСНЫХ
- Согласные звуки русского языка
- В русском языке согласных букв 21, звуков — 36. Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, образующихся при воспроизведении- согласные различаются по способу образования и воспроизведения.
- Способы образования русских согласных звуков: а) при участии голоса и незначительного шума: р., [н], [м], [л]-б) при преобладании шума над голосом: б., [в], [д], [г], [з], [ж]-в) при наличии только шума: п., [ф], [к], [т], [с], [ш], [ц], [х].
- Способы различия персидских согласных звуков: а) по участию органа артикуляции-б) по способу образования преграды-в) по участию голосовых связок и наличию голоса.
- Обозначения персидских согласных латинскими буквамир ь г, а с т п V Г в г 1 г ё г У к ё X Ь Фи * 1—1 о Л Е й Л 1 .3 Л J * СУ 3 Л? С, а ?3