Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование дидактических игр в логопедической работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива в какой-либо другой деятельности, например, в игровой. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности… Читать ещё >

Использование дидактических игр в логопедической работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для данной работы основополагающим является мнение Л. С. Выготского о том, что игра является источником развития и составляет основу зоны ближайшего развития ребенка только в том случае, если он через нее движется в своем развитии [18].

В системе современного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях игре отводится одно из первых мест. В «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», в содержании образовательных областей.

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», реализуемых в различных видах деятельности, прежде всего, как ведущие выделены игровая деятельность, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы [2].

Формирование игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями имеет ряд особенностей. По данным Г. В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (в особенности у детей с дизартрией) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

У детей с алалией действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла, они не совершают целенаправленных действий. Игра у них носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей наблюдается робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению [50, 58].

В исследованиях по логопедии говорится о том, что специально организованная игра содействует развитию детей с различными речевыми нарушениями [14, 17, 52].

Дидактические игры применяются в логопедической работе с детьми с целью совершенствования правильного звукопроизношения; развития фонематического восприятия; формирования слоговой структуры слова; обогащения и уточнения словаря; формирования грамматического строя речи; развития связной речи; развития психических функций; развития мелкой моторики пальцев рук.

Г. А. Волкова рекомендует в коррекционно-воспитательной работе с детьми использовать игры с опорой на ряд принципов. В соответствие с принципом деятельности комплекс игр рассматривается как совокупность связанных между собой различных видов деятельности. Поэтому, проведение игры всегда предполагает выбор темы, распределение ролей, определение последовательности игровых действий и оценку поведения детей.

Принципы системности, последовательности и учета возраста позволяют распределить игры в определенной системе с выделением наиболее важных для детей каждого возраста видов игр. Например, в работе с заикающимися детьми необходимо начинать с игр с готовым содержанием и данными в них правилами, а затем постепенно переходить к играм творческим. Такая последовательность использования игр позволяет учитывать клиническую картину заикания, особенности поведения детей и создает условия для развития у заикающихся детей самоорганизации и активности в поведении и речи [14].

В исследованиях В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичевой отмечается, что эффективность логопедических занятий во многом определяется умением логопеда создать на занятии эмоционально положительный фон, стимулировать интерес детей к заданиям, учитывать при подборе упражнений имеющийся у детей практический и речевой опыт. Усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения [58, 55].

Ю.Ф. Гаркуша пишет о том, что использование игры и отдельных игровых действий на логопедических занятиях является одним из эффективных средств коррекции нарушений речи. Автор отмечает, что в старшем дошкольном возрасте игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она является стимулом для появления мотивов к выполнению разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее, что в свою очередь способствует более полному раскрытию когнитивных и творческих возможностей ребенка, развитию речи и речевого общения [34].

На логопедических занятиях от ребенка требуется правильное, точное воспроизведение речевого материала, который повторяется от одного занятия к другому. Поэтому введение в занятие сказочного персонажа или использование игровой ситуации позволяют сделать занятие более интересным и помогают ребенку быстрее усвоить материал. Необходимо помнить о том, что предлагаемые игры должны иметь относительно завершенную структуру и включать основное структурные элементы игры: игровую задачу (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

В.И. Селиверстов указывает, что игры можно использовать в работе над развитием всех сторон речи. В своем пособии «Речевые игры с детьми» он предлагает применять одни и те же игры для формирования звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Например, игра «Волшебный мешочек» может использоваться в разных аспектах, например для автоматизации звуков или обогащения словаря.

В.И. Селиверстов подчеркивает, что «игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка» [с.22; 58].

Ю.Ф. Гаркуша описывает особенности применения сюжетно-ролевой игры на логопедических занятиях с дошкольниками с ОНР. Она говорит о том, что в сюжетно-ролевой игре ребенок получает возможность расширения своих речевых возможностей посредством выбора разных вариантов речевых высказываний (в зависимости от роли).

Логопед может использовать сюжетно-ролевые игры, отдельные игровые ситуации в процессе работы на разных этапах фронтальных занятий. Занятие, построенное по определенному сюжету, вызывает у детей оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи [34].

Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова предложили комплекс игр для использования их в процессе коррекционной работы по развитию грамматического строя речи детей с ОНР [35].

Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива в какой-либо другой деятельности, например, в игровой. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) — важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами [68].

Дошкольников с нарушениями развития игре необходимо обучать. Важным условием обучения игре является организация предметно-игровой среды (игрушки, мебель, игровые атрибуты).

Таким образом, для детей, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения игра, направленная на развитие речи, расширение жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Задача логопеда заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.

Из чего можно заключить, что планирование организации дидактических игр в логопедической работе, является одним из связующих звеньев, при взаимодействии логопеда с детьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой