Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современный кабинет истории в школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Классная доска должна обладать определёнными свойствами, которые соответствуют специфике учебного процесса, функциональным особенностям и роли… Читать ещё >

Современный кабинет истории в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Северный Арктический Федеральный университет»

Институт социально-гуманитарных и политических наук Кафедра отечественной истории Курсовая работа на тему

«Современный кабинет истории в школе»

Выполнила: студентка ІV курса Кузьмина Ю. А Научный руководитель КПН, заслуженный учитель РФ Овчинникова Н. П Архангельск 2013

Актуальность исследования: эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках. Также не последнюю роль играет правильное оформление кабинета. В красивом, хорошо оформленном кабинете работать намного приятнее. Оформление кабинета истории должно передавать огромное значение исторической науки для человека, пробуждать интерес учащихся, учить их мыслить. Одно из основных назначений оформления кабинета истории — это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства. Но учебная база кабинета все же важнее. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к истории. Это и объясняет актуальность этой теме, ведь любой способ заинтересовать учащихся всегда будет интересен увлеченному учителю.

Предмет: учебно-методическое обеспечение процесса обучения истории в школе.

Объект: роль кабинета истории в учебно-познавательной деятельности учащихся по истории.

Цель работы: рассмотреть организацию работы современного школьного кабинета истории

Задачи: 1. Проследить за развитием организации работы школьных кабинетов истории в советское время, рассмотреть, какие рекомендации были выработаны ведущими методистами по этому вопросу.

2. Охарактеризовать научные основы работы современного кабинета истории, выяснить, как должен быть оборудован кабинет, чтобы отвечать самым современным стандартам образования и наиболее активным образом участвовать в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

3. Дать характеристику перспективам развития кабинетов истории с учётом внедрения новейших информационных компьютерных технологий.

Структура курсовой работы: курсовая работа делиться на две части, теоретическую и практическую, введение и заключение. Первая часть отражает то, каким должен быть современный кабинет истории в школе, основные требования к его организации. Вторая часть — это пример кабинета истории, рассмотрение его соответствия общепринятым нормам.

Методисты: в советское время этой темой занимались выдающиеся методисты Аппорович Н. И. и Завадье А. С. они отмечали важность оснащения кабинета истории техническими средствами обучения для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Сегодня этим вопросом занимаются Калуцкая Е. К., Чернов А. И., Захарова Е.Н.

Теоретическая часть

Учебный кабинет — это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. А кабинет истории — один из самых завораживающих и интереснейших кабинетов в школе. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием.

Задачи учебного кабинета:

1) создавать все необходимые условия для овладения предметом на уроках, внеклассных занятиях, под руководством учителя, самостоятельно, индивидуально или в группе;

2) соответствовать специфике деятельности учащихся и учителя по различным лицейским дисциплинам с тем, чтобы в единицу времени, затрачивая минимум энергии и средств, можно было бы достичь лучших результатов (требование педагогической эргономики);

3) позволять добиваться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения;

4) отвечать требованиям научной организации труда (НОТ) учителя и учащихся на уроке и служить определённым дидактическим и воспитательным целям.

Организация работы кабинета в советское время

Но прежде чем приступить к рассмотрению основных требований к современному кабинету истории в школе, необходимо ознакомиться с организацией работы кабинета истории в советское время.

Русская дореволюционная школа кабинетов не имела. Кабинеты истории стали возникать только после Октябрьской революции, когда началось строительство советской школы. В кабинетах сосредоточивались карты, самодельные пособия, книги и материалы для лабораторной работы. Перестройка школьного исторического образования в 30-е гг. привела к тому, что кабинеты были ликвидированы, а учебно-наглядные пособия переданы в методические кабинеты школы. Внимание к кабинетной системе возродилось после Великой Отечественной войны. В августе 1945 г. Нарком просвещения и Академия педагогических наук РСФСР приняли решение об организации школ с оборудованными кабинетами. Предпосылками перехода к массовой организации школьных кабинетов истории и обществоведения во второй половине 60-х: гг. послужили растущее насыщение школ печатными наглядными пособиями, развитие деятельности учителей и учащихся по созданию учебных пособий своими силами, накопление опыта работы лучших кабинетов истории и разработка в педагогической литературе вопросов об оборудовании и оформлении кабинета, о его назначении и роли в процессе обученияМетодика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. для пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / С. А. Ежова [и др.]. — М.: Просвещение, 1986. — С. 245.. 1980;е года являются важной вехой в этом вопросе, так как на это время приходится наибольшее количество публикаций на тему проблемы оформления школьного кабинета истории.

По существовавшим тогда нормативам оборудование кабинета истории в школе должно было состоять из трех основных частей:

а) специальной мебели приспособлений;

б) технической аппаратуры;

в) фонда учебных пособий Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 1999. — С. 166.

Фонд учебных пособий кабинета истории, содержит все материалы, которые служат источниками познания исторического прошлого и современности и обеспечивают применение всей системы методов обучения истории — методов живого слова, методов наглядного обучения и методов работы с текстуальными источниками.

1) Текстуальные источники.

Включают:

а) тексты некоторых наиболее ценных документов краеведческого и общеисторического характера; редких источников, скопированных в архиве или в музее. Наличие такого материала в кабинете позволяет организовать самостоятельную индивидуальную поисковую работу учащихся по заданиям учителя, расширить круг используемых на уроке источников для фронтальной работы с классом путем привлечения более разнообразных документов и таким образом возбуждать интерес учащихся к изучению исторического прошлого

б) экземпляры недорогих изданий художественно-исторической беллетристики, исторических повестей для учащихся V-VII классов. Наличие такой небольшой библиотечки помогает учителю не только руководить внеклассным чтением, вызывать интерес школьника к книге, но и ознакомить всех учащихся данного класса с некоторыми произведениями исторической беллетристики, построив на этой основе более активную работу на уроке;

в) папки с вырезками из газет и журналов — тематические подборки к урокам истории и к докладам учащихся;

г) справочную и методическую литературу для учителя, книги для чтения и хрестоматии, комплекты журнала «Преподавание истории в школе» и методические пособия Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. — М.: Просвещение, 1972. — С. 340.

2) Наглядные учебные пособия.

Они подразделяются на объёмные и плоскостные. К объёмным относили различные макеты и модели, часть которых изготавливалась в процессе обучения самими учащимися. Плоскостные наглядные пособия включали:

а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учащимися; сюда относили и печатные и самодельные схематические карты и даны сражений, боевых операций и т. п. Необходимой принадлежностью кабинета являлись комплекты исторических атласов, в количестве 15—20 экземпляров каждого выпуска, т. е. по одному атласу на каждую парту;

б) картины на исторический сюжет; сюда относили серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры;

в) схемы и таблицы по истории, печатные и самодельные;

г) иллюстративный раздаточный материал, позволявший вести фронтальный разбор и беседу в классе: открытки, вырезки из газет и журналов, а также фотографии, заснятые учащимися на экскурсиях, походах, в ходе краеведческого поиска. Всё это значительно расширяет круг наглядных источников, привлекаемых в обучении, и активизирует работу на уроке Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. — М.: Просвещение, 1972. — С. 341.

Другая составляющая кабинета — наличие разнообразного фонда аудиовизуальных средств обучения, которые можно разделить на три группы:

1) средства статичной экранной проекции — диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора;

2) динамические экранные пособия — учебное кино и телевидение;

3) звукозаписи на магнитной пленке радиопередач, выступлений участников и очевидцев исторических событий. Комплект аппаратуры в кабинете предполагал наличие кинопроектора — 16 мм, графопроектора, диапроектора, магнитофона, проигрывателя, а во многих школах, принимающих учебные передачи, и телевизора.

Книжный фонд (библиотека) — необходимый компонент кабинета истории. Комплектование её велось по следующим основным разделам: научная литература, учебная, методическая, художественно-историческая, а также существовал обширный раздел, посвящённый коммунистическому воспитанию учащихся (книги классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, справочная литература такого типа, как «СССР в цифрах», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международное рабочее движение» и другое.

Особой частью кабинета являлись дидактические раздаточные материалы как текстового, так и иллюстративного характера: это различные карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки. Сюда же относятся перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам и для различных классов, разработанные и проверенные опытом цифровые диктанты по истории и другие пособия для контроля и самоконтроля Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. — М.: Просвещение, 1972. — С. 341. Такими были методические рекомендации и организация работы кабинета истории в советское время. В современной школе данная организация претерпела ряд изменений.

Кабинет — это учебно-методическая база школы, она должна постоянно совершенствоваться, так как происходят частые изменения в содержании образования, методике, развитие ТСО (новые технологии). Школьный кабинет имеет ряд требований, установленных

Общие требования к учебному кабинету

1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

· приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);

· приказа о назначении зав кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);

· паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;

· инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

· правил техники безопасности при работе в кабинете;

· правил пользования учебным кабинетом учащимися;

· акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

· протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

· плана работы кабинета на учебный год и перспективу;

· журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

· заключения методической комиссии о готовности программноучебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

· аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

· самоанализа работы кабинета учителем;

· планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

· оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места);

· наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:

1. Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т. д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.

2. Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т. д.

3. Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.

4. Объемные наглядные пособия: модели, макеты.

5. ТСО, диотека, фонотека.

Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий в учебном кабинете

Размещение, систематизация и хранение средств обучения в кабинете должно соответствовать научной организации труда учителя и учащихся. То есть всё оборудование хранится таким образом, чтобы учитель в любой момент мог быстро найти и подготовить любой предмет учебного оборудования к использованию на уроке или во внеклассной работе.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Демонстрационные пособия и раздаточный материал хранятся отдельно, в специально предназначенных для этого шкафах. Шкафы целесообразно размещать так: у задней стены два шкафа и один у передней стены, вблизи стола учителя. Учебники, книги для внеклассного чтения хранятся в шкафах, расположенных у задней стены кабинета. В шкафу у стола учителя размещаются справочная и методическая литература для учителя, словари, картотеки.

Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. Грампластинки должны храниться в полиэтиленовых конвертах в вертикальном положении. Аудиои видеокассеты хранятся в шкафах также в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящиках с ячейками.

Все пособия систематизируются по темам и классам, нумеруются. Для каждого вида пособия составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог быстро без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам, по классам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в кабинете. Каждый раз указывается присвоенный пособию номер. Таблицы хранятся в специальных ящиках, которые размещаются под классной доской или вдоль боковой стены кабинета под стендами.

Большую помощь в научной организации учебно-воспитательного процесса может оказать картотека подготовки учителя к уроку. В такой картотеке на каждый конкретный урок разрабатываются (в соответствии с определёнными учебно-воспитательными задачами) методы, организационные формы, средства обучения, намечаются конкретные упражнения, кадры экранных пособий, фрагменты звуковых пособий и пр. Последовательность их включения в учебно-воспитательный процесс, их рациональное сочетание.

Экспозиция в учебном кабинете

Экспозиция должна иметься практически в каждом кабинете.

Она, прежде всего, определяет внешний вид кабинета. Красиво, со вкусом оформленные стенды, продуманное расположение экспонатов, подбор цветов — всё играет важную роль в решении задач эстетического воспитания учащихся.

Однако этим не ограничивается роль экспозиции в кабинете. Стенды с экспозиционными материалами следует рассматривать не только как часть интерьера кабинета, но и как своеобразное средство обучения и воспитания. Экспозиция используется для информации, которая позволяет учащимся пополнить знания об изучаемом предмете, организует самостоятельную деятельность учащихся с помощью продуманных заданий и инструкций. Она облегчает включение в учебный процесс самодельных средств обучения.

Воспитывающая функция экспозиции реализуется через содержание отобранных экспонатов: материалы текущей периодики, материалы об изучаемой науке, изобразительный материал и др.

По назначению можно выделить следующие группы стендов:

1) расширяющие представление учащихся о предмете;

2) по материалам текущей периодики;

3) по отдельным вопросам программы;

4) с материалами по учебным темам.

Экспонаты, используемых в экспозиции:

— изобразительный материал (рисунки, картины, фотографии, открытки);

— текстовый материал (подписи к иллюстрациям);

— инструктивный материал (разного вида задания для домашней работы).

Соотношение текстового и изобразительного материала на стендах решается с учетом особенностей восприятия информации. Читать большие по объему тексты стоя неудобно. Именно поэтому на стендах, как правило, должен преобладать изобразительный материал, а текст должен быть небольшого объема. Характер текстового и изобразительного материала зависит от назначения стенда.

Экспонаты для экспозиции отбираются учителем с учетом уровня подготовки учеников данного класса. На стендах может быть расположен материал, который, по мнению учителя, представляет трудности для учащихся. Это могут быть вопросы программы, которые ученики отрабатывают в данное время или изучали ранее, но плохо запомнили.

Интересные юмористические рисунки и остроумные задания привлекут внимание учащихся, вызовут желание познакомиться с экспозицией во внеурочное время, что будет способствовать более прочному запоминанию изучаемых тем.

С помощью стенда можно проводить различные викторины.

В конце года стенд может быть использован для экспонирования инструктивно-информационных материалов, которые помогут учащимся выпускного класса лучше подготовиться к экзаменам.

Успешное применение стендов в учебно-воспитательном процессе как своеобразной формы организации самостоятельной работы учащихся во многом зависит от последовательности и требовательности учителя. Работа должна быть организована так, чтобы ученики твёрдо знали, что помещенное на стенд задание будет проверяться. Только так можно добиться ответственного отношения учащихся к заданиям на стендах.

Отбирая материал для экспозиции и решая вопрос его оформления, необходимо иметь в виду особенности восприятия экспонатов стенда. Прежде всего, важно избегать перегруженности кабинета экспозиционными материалами. Отобранные экспонаты должны быть красиво оформлены и продуманно расположены. Четко и красиво оформленные подзаголовки помогут учащимся ориентироваться в информации стенда. Они исполняют роль своеобразных сигналов, ориентиров в процессе восприятия.

Продуманное цветовое решение экспозиционных материалов имеет большое значение. Следует помнить, что красный цвет целесообразно использовать не для выделения названия стенда, а для акцентирования внимания учащихся на какой-либо важной информации. При выборе цветового оформления стендов следует помнить о необходимости избегать как пестроты (использовать не более двух-трех цветов), так и монотонности. Название стендов желательно писать крупными буквами. Причем шрифт названий и подзаголовков должен быть выполнен в одном стиле. При подготовке заданий, информационных и инструктивных текстов желательно набрать их на компьютере. При этом объем текстов не должен превышать половины печатной страницы.

Важным требованием к работе со стендами является периодическая смена экспонатов. Это требование должно соблюдаться по той причине, что материалы, которые в течение длительного времени находятся перед глазами учащихся, постепенно перестают их интересовать, так как не содержат для них новой информации. Материалы, которые экспонировались на стендах, желательно сохранять, чтобы можно было их повторно использовать спустя некоторое время.

Хорошо продуманная экспозиция и систематическое использование её в учебном процессе способствуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания учащихся по предметам. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников. Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Педагог О. Н. Шапарина предлагает по минимуму ограничиться четырьмя стендами: «Информация для учащихся» (постоянный стенд); «Это интересно…», «Творческие работы учащихся»; «История нашего края (города и т. п.)» (стенды с периодической заменой материала) Шапарина, О. Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 3. — С. 18.

Стенд «Информация для учащихся» содержит материалы, которые используются учениками на уроках и в домашней работе. Он носит обучающий характер и содержит памятки для учащихся и т. п. материалы. Возможно размещение на данном стенде информации об экзаменах по истории и обществознанию, правил написания эссе и пр. Стенд «Это интересно…» предполагает размещение иллюстративного и письменного о биографиях знаменитых людей, об интересных событиях из всемирной и отечественной истории и пр. Поскольку стенд призван привлечь внимание учащихся, иллюстрации должны занимать не менее ¼ его площади, причем это должны быть иллюстрации хорошего качества. Если интересный письменный материал сегодня можно легко взять из Интернета, то иллюстрации из этого источника для размещения на стенде, как правило, непригодны. Качественно распечатать сканированные иллюстрации на цветном ксероксе часто бывает затруднительно, а тратить имеющуюся хорошую иллюстрацию на стенд нередко бывает жалко. В результате стенды получаются «слепыми» (без иллюстраций), что на многих детей сегодня действует отталкивающе. Планируя оформление стендов, учитель должен обязательно учитывать имеющиеся возможности в плане использования иллюстративного материала.

На стенд «Творческие работы учащихся» вывешиваются наиболее интересные тематические доклады, рисунки и т. п. Материалы стенда «История нашего края (города и т. п.)» необходимо разделить на рубрики по тематическому («Наши великие земляки» и пр.) или хронологическому основаниям. Помимо данных «минимально необходимых» могут быть оформлены и другие стенды. Если они носят постоянный характер, то должны быть посвящены не какому-либо конкретному событию или историческому персонажу (иначе детям быстро надоест смотреть на них), а своего рода «пронизывать» и обобщать всю историю страны (или её большую часть). Вообще же отбор информации для стендов позволяет учителю показать своё видение того, как учить и чему учить. Для учащихся стендовый материал носит как обучающий, так и познавательный характер. .

Санитарно-гигиенические требования к кабинету в школе

Школьная мебель должна быть представлена тремя группами В, Г, Д в соответствии с количеством ростовых групп. При этом должно выдерживаться расстояние:

· от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;

· от внутренней стены до третьего ряда — 0,5 м;

· от задней стены до последних парт (столов) — 0,65 м;

· от классной доски до первых парт (столов) — 2 м;

· от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м;

· между рядами — о, 6 м.

Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Классная доска должна обладать определёнными свойствами, которые соответствуют специфике учебного процесса, функциональным особенностям и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Классная доска служит для демонстрации различных средств наглядности. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске должны быть предусмотрены приспособления для демонстрации, например, картин, таблиц. С этой целью могут быть использованы роликовые держатели или магниты, если на доске есть железный лист. Крепление таблицы, картины таким образом удобно и требует минимальных усилий и времени, что отвечает требованиям научной организации труда.

Площадь кабинета не менее 60 метров квадратных. Уровень окон — 80 см от пола. Свет должен падать с левой стороны. Влажность воздуха 40−60%. Температура воздуха 17−20 градусов Цельсия.

Оборудование современного кабинета истории, как и в советское время, может быть представлено тремя частями: специальной мебелью и приспособлениями, технической аппаратурой и наглядностью, учебными пособиями. Хотелось бы немного подробнее остановится на наглядных и учебных пособиях в школе. Присутствие наглядных пособий в кабинете истории очень важно. Благодаря их активному использованию в учебном процессе, у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Несмотря на внедрение новых технологий, наглядные информационные пособия, такие как стенды, в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.

Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Кабинет истории должен содержать так же и атрибуты государственности России (текст гимна, герб, изображение флага) — для развития патриотических чувств.

Кабинет нового поколения

Ключевым инструментом в современном кабинете истории, несомненно, должен стать компьютер, а сам кабинет должен быть максимально информативным.

Такой «кабинет нового поколения» должен удовлетворять следующим требованиям: а) наличие проекционной техники, позволяющей одновременно демонстрировать изображение на мониторе и на экране с диагональю не менее 1,5 м (только при таком размере можно обеспечить хорошую видимость текста для учащихся, сидящих на последних партах); б) оснащение устройствами оцифровки графики и видеороликов; в) возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками; г) подключение по широкополосному каналу к Интернету и к внутри школьной сети (школьному ресурсному центру); д) возможность тиражировать необходимые материалы в печатном виде.

Чтобы эти требования удовлетворить, класс должен быть оборудован следующей техникой (идеальный вариант): 1) компьютер с мощными мультимедийными возможностями; 2) мультимедиа-проектор; 3) акустическая система; 4) интерактивная доска 5) сканер с возможностью сканирования; 6) цветной универсальный принтер; 7) система обратной связи (пульты, аналогичные используемым в программе «Кто хочет стать миллионером», для выяснения мнения зрителей; возможен вариант использования для этой цели графических планшетов, подключаемых по радиоканалу) Чернов, А. И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 3. — С. 7. Аппаратура может находиться в кабинете или доставляться в него по мере необходимости. Если кабинет оснащён техническими средствами обучения, то необходимо иметь устройство для зашторивания.

Достижение новых технологий — интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудиои видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении. Интерактивная доска — это идеальное решение для учебного класса. Различные размеры позволяют подобрать решение и для небольшого класса, и для просторной аудитории. Благодаря удобству использования и большому набору возможностей, интерактивные доски займут достойное место везде, где необходима демонстрация визуального материала и тесное интерактивное взаимодействие с аудиторией.

Для успешного использования ТСО на уроке необходимы:

— специальная подготовка учителя;

— современная аппаратура.

Для эффективного использования ТСО на уроке немаловажное значение имеет умелая работа учителя. Учитель должен уметь: пользоваться любыми видами теле-, аудио-, видеоаппаратуры; уметь делать запись или перезапись с любого источника звука. От его уверенных и умелых действий на уроке зависит не только исправность техники, но и чёткая организация учебного процесса с использованием ТСО.

Непременным условием высокой эффективности ТСО является слово учителя, которое способствует осознанности восприятия и усвоения, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Наличие хорошо оборудованного кабинета истории ведёт за собой более широкое привлечение современных технических средств обучения, наглядных и иных пособий, необходимых для повышения эффективности урока. При правильной организации наличие кабинета сказывается на всем процессе обучения истории, на методике обучения, на разнообразии уроков, на организации самостоятельной работы, на отношении учащихся к предмету. Внедрение в практику обучения различных технических и информационных средств позволяет в значительной степени активизировать учебный процесс. Благодаря ТСО история не просто визуализируется, а в буквальном смысле слова оживает в виде реконструкций, документальной хроники и отображения исторических источников, сохранившихся до наших дней. Люди, события, архитектура и быт разных эпох — все это воссоздается на экранах, прямо перед взорами учеников, что делает учебный процесс более привлекательным с точки зрения учащихся. Применение технических средств — одна из характерных черт современного развития школы и педагогики.

Оснащение кабинета — это дело не только администрации, но и эстетический вкус, и профессионализм учителя, т.к. от него зависит подготовленность кабинета к учебному процессу. Кабинет может носить в учебном процессе основную вспомогательную роль. И учителю необходимо определить роль кабинета в его работе и постараться, чтобы кабинет состоял не только из стен и мебели, а соответствовал требованиям, предъявляемым аттестации кабинета. Эффективность работы в условиях учебного кабинета во многом зависит от соблюдения следующих требований:

— своевременного включения в учебный процесс имеющихся в кабинете книг и наглядных пособий;

— комплексного использования средств обучения;

— систематической организации самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

— дифференциации заданий для самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

— активизации познавательной деятельности учащихся в процессе использования каждого средства обучения.

В условиях грамотно, рационально оборудованного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений, для осуществления нравственного воспитания учащихся. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием. Кабинеты истории и обществознания — важнейшее средство учебно-познавательной деятельности учащихся.

цифровой образовательный советский кабинет

Практическая часть

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ИСТОРИИ № 1

на 2011/2012 учебный год

1. Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом: ШИПИЛОВА АЛЁНА ВЛАДИМИРОВНА

2. Класс, ответственный за кабинет: 5 «А»

3. Классы, для которых оборудован кабинет: 5−11 кл.

4. Площадь кабинета: 48 кв.м.

5. Число посадочных мест: 30

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

_______________

(Каверин В.В.)

«___» _________ 2011 г.

ИНСТРУКЦИЯ Правила поведения в кабинете истории и обществознания

1. В кабинет входить только после разрешения учителя.

2. Во время перемены приготовить ученические принадлежности к уроку.

3. Дежурным на перемене обеспечить чистоту классной доски, наличие влажной губки.

4. В кабинете не разрешается во время перемены играть в подвижные игры.

5. Категорически запрещается открывать оконные рамы, портить мебель.

6. Нельзя без разрешения учителя пользоваться электрической розеткой.

7. По окончании урока оставить своё рабочее место в чистоте, убрать бумажки, опилки от карандаша в корзину для мусора, подвинуть стул к парте.

ИНСТРУКЦИЮ СОСТАВИЛА

______________ А.В.Шипилова

Назначение кабинета

Учебный кабинет — сложная функциональная система, назначение которой — рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.

Оптимизация процесса обучения — это целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса зависит от условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, насколько эти условия отвечают специфике их деятельности, в какой мере они позволяют добиться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения.

Учебный кабинет оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.

Задача кабинета — создавать все необходимые условия для овладения учебным предметом на уроках, внеклассных занятиях под руководством учителя или самостоятельно, индивидуально или в группе.

Опись имущества кабинета № 10

Наименование имущества

Количество

1.

Учительский стол

2.

Парты двухместные

3.

Стулья ученические

4.

Стул учительский

5.

Доска учебная настенная

6.

Шкафы

7.

Корзина мусорная

8.

Монитор

9.

Клавиатура

10.

Мышь

11.

Системный блок

12.

Сетевой фильтр

13.

Колонки

Перспективный план развития кабинета на 2011;2015 гг.

п./п.

Сроки Вид работы

Компьютер

Экран

Проектор

Принтер

Колонки

Компьютерный стол

Шкафы

Стенды и портреты исторических деятелей

Классный уголок

Дидактический материал

Раздаточный материал

СD, DVD диски обучающие

Тестовые задания

План развития кабинета на 2012;2013 учебный год

п/п

Вид работы

Сроки выполнения

1.

2.

3.

4.

Укрепление материально-технической базы, ремонт кабинета:

— покраска окон, батарей

— настил нового линолеума

— замена веников и другого инвентаря

Проведение индивидуальных и дополнительных занятий с учащимися:

— вновь прибывшие учащиеся

— неуспевающие учащиеся

— одаренные учащиеся

Внеклассная работа:

— проведение праздников по системе КТД

— проведение методических заседаний

Методическая работа кабинета:

— разработка тестового материала

— разработка дидактического материала

Июнь

Сентябрь — май

Сентябрь — май

Сентябрь — май

Занятость кабинета на 2011/2012 учебный год

Уроки

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

6 «Б» ист.

9 «Б» мат.

5 «А» ист.

9 «Б» ист.

10 ист.

;

10 ист.

11 ист.

10 общ.

9 «А» ист.

10 ист.

;

7 «Б» ист.

;

5 «Б» ист.

6 «А» общ.

11 общ.

;

6 «А» ист.

7 «Б» общ.

7 «А» ист.

9 «А» общ.

7 «А» ист.

5 «Б» ист.

5 «А» ИЗО

6 «Б» общ.

6 «А» ист.

6 «Б» ист.

7 «А» общ.

10 электив

5 «А» ист.

;

11 общ.

7 «Б» ист.

11 ист.

11 электив

;

;

;

;

;

;

Кабинет истории

п./п.

Наименование продукции

Ед. из.

Кол-во

I.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

шт.

Системный блок

шт.

Клавиатура

шт.

II.

Печатные пособия.

1.

Схемы по обществознанию (раздел «Экономика»)

1.

Экономика как сфера деятельности и науки.

шт.

2.

Потребности и ресурсы общества.

шт.

3.

Экономическая система и ее виды.

шт.

4.

Экономическое содержание собственности.

шт.

5.

Предпринимательство и его виды.

шт.

6.

Производство: факторы и результаты.

шт.

7.

Рыночная система хозяйствования.

шт.

8.

Деньги и их функции.

шт.

9.

Кредит и кредитно-денежная система страны.

шт.

10.

Финансы: назначение и структура государственных финансов.

шт.

11.

Налоги и налоговая система.

шт.

12.

Государство и экономика.

шт.

13.

Рынок труда, занятость и безработица.

шт.

14.

Доходы и их распределение в обществе.

шт.

15.

Мировая экономика и международные экономические отношения.

шт.

2.

Исторические карты.

1.

Египет и Передняя Азия в древности.

шт.

2.

Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)

шт.

3.

Завоевания Александра Македонского в IV в. до н.э.

шт.

4.

Византийская империя и славяне в VI — XI вв.

шт.

5.

Народы и их передвижения в Европе в IV—VII вв.

шт.

6.

Европа в XXI веках.

шт.

7.

Западная Европа в XI — начале XIII в. Крестовые походы.

шт.

8.

Европа в XIVXV вв.

шт.

9.

Великие географические открытия и колониальные захваты в XVсередине XVII в.

шт.

10.

Европа в XVI — первой половине XVII в.

шт.

11.

Древнерусское государство — Киевская Русь в IX — начале XII в.

шт.

12.

Русские княжества в XII и начале XIII века (до похода Батыя)

шт.

13.

Раздробленность Руси в XII — первой четверти XIII в.

шт.

14.

Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.

шт.

15.

Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке.

шт.

16.

Российское государство в XVII веке.

шт.

17.

Российская империя в XVIII веке.

шт.

18.

Отечественная война 1812 года.

шт.

19.

Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.

шт.

20.

Россия в XIXначале XX столетия.

шт.

21.

Территориально-политический раздел мира с 1871 по 1914 г.

шт.

22.

Первая мировая война 1914;1918 гг.

шт.

23.

Европа после Первой мировой войны.

шт.

24.

Великая Отечественная война 1941;1945 гг.

шт.

25.

Великая Отечественная война Советского Союза (1941;1945 гг.)

шт.

26.

Политическая карта мира.

шт.

3.

Комплект портретов для кабинета истории.

1.

Геродот

шт.

2.

Кавелин Константин Дмитриевич

шт.

3.

Карамзин Николай Михайлович

шт.

4.

Ключевский Василий Осипович

шт.

5.

Костомаров Николай Иванович

шт.

6.

Платонов Сергей Федорович

шт.

7.

Соловьев Сергей Михайлович

шт.

8.

Тарле Евгений Викторович

шт.

9.

Татищев Василий Никитич

шт.

10.

Тихомиров Михаил Николаевич

шт.

4.

Картины и таблицы по новой истории. I период

1.

Казнь английского короля Карла I.

шт.

2.

Диггеры.

шт.

3.

Паровая машина Уатта.

шт.

4.

Фабрика (ткацкий цех середины XIX века).

шт.

5.

Стачка на ткацкой мануфактуре.

шт.

6.

Сражение между войсками англичан и восставшими американскими колонистами.

шт.

7.

Обнародование «Декларации независимости США», принятой 4 июля 1776 г.

шт.

8.

Высшие органы власти США по конституции 1787 г.

шт.

9.

Французская деревня накануне революции.

шт.

10.

Три сословия во Франции.

шт.

11.

На внутренней таможне.

шт.

12.

Революция во французской деревне.

шт.

13.

Переход армии Боливара через Анды.

шт.

14.

Восстание лионских рабочих.

шт.

15.

Чартисты несут петицию в парламент.

шт.

16.

Июньские дни 1848 г. в Париже.

шт.

17.

Восстание силезских ткачей.

шт.

18.

Мартовское восстание 1848 г. в Берлине.

шт.

19.

Петефи читает «Национальную песнь» в революционном Будапеште.

шт.

20.

Маркс и Энгельс за работой над «Манифестом Коммунистической партии».

шт.

21.

Разгром англичанами Дели во время народного восстания в Индии в 1857—1859 гг.

шт.

22.

Аукцион рабов в Соединенных Штатах Америки.

шт.

23.

Армия северян в южных штатах в 1864—1865 гг.

шт.

Картины и таблицы по новой истории. II период

1.

Мюнцер у Франкенгаузена.

шт.

2.

Провозглашение Германской империи 18 января 1871 года в Версале.

шт.

3.

Вид немецкого города середины XIX века.

шт.

4.

Индустриальный Рур в начале XX века.

шт.

5.

Высылка социал-демократов в период действия «исключительного закона».

шт.

6.

Расправа полиции с рабочими Ливерпуля.

шт.

7.

Высадка революционного отряда Христо Ботева на Болгарскую землю 17 мая 1876 года.

шт.

8.

Пульмановская стачка в Чикаго.

шт.

9.

Вступление отрядов Сапаты в Вильи в Мехико.

шт.

10.

Зверства японцев в колонизированной Корее.

шт.

11.

Вооруженное столкновение ихэтуаней с германскими войсками в Шаньдуне.

шт.

12.

Захват революционерами шанхайского арсенала в 1911 году.

шт.

13.

Английская фабрика и трущобы в Индии.

шт.

14.

Разгон полицией и английскими войсками демонстрации в Бомбее.

шт.

15.

Сражение зулусов с англичанами во время 1879 года.

шт.

16.

Число участников стачечного движения в Германии, Англии, Франции и США.

шт.

17.

Количество избирателей, голосовавших за социал-демократов и социалистов на выборах в парламент.

шт.

18.

Русские войска в Восточной Пруссии. Август 1914 года.

шт.

19.

Битва на Марне.

шт.

20.

Верденское сражение. Контратака защитников фронта.

шт.

Картины по истории средних веков.

1.

Осада Лейдена.

шт.

2.

В Альгамбре.

шт.

Картины по истории СССР. Выпуск II.

1.

Разгром помещичьей усадьбы в 1905 году.

шт.

2.

На рабочей окраине Петрограда в дни Февральской революции.

шт.

3.

Переход фабрики в руки рабочих.

шт.

4.

Разгон стачечников.

шт.

5.

Ленин-вождь.

шт.

Цифровые образовательные ресурсы

2.1. ЦОРы с текстовой и комбинированной информацией

Электронные учебники, учебные пособия, предметные обучающие системы

1. Легенды и мифы Древней Греции.

2. История. 5 класс (мультимедийное учебное пособие нового образца)

3. История 5−6 классы. Тесты.

4. История Средних веков. 6 класс (интерактивное наглядное пособие)

5. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс (интерактивное наглядное пособие)

6. История 7−8 классы. Тесты.

7. Новейшая история. 9 класс (интерактивное наглядное пособие)

8. История 10−11 классы. Тесты.

9. Обществознание 8−11 классы.

(Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты.)

10. Тематическое планирование. История. Обществознание.

Для самостоятельной подготовки учащихся к урокам, контрольным тестам; для учителя при планировании уроков объяснения нового материала, повторения и контроля пройденного.

Материалы, дополняющие учебник

Рабочие тетради по истории.

1.Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. — М.: «Просвещение», 2011.

2. Г. И. Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. — М.: «Просвещение», 2011.

3. Е. А. Крючкова Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского «История средних веков». 6 класс. — М.: «Просвещение», 2011.

4. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. — М.: «Просвещение», 2011.

5. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкин Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть I. — М.: «Просвещение», 2011.

6. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкин Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть II. — М.: «Просвещение», 2011.

7. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России: конец XVI—XVIII вв.ек. Рабочая тетрадь. 7 класс. — М.: «Просвещение», 2011.

Тематический контроль знаний

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Толмачевская средняя школа»

_____________/Яркова Т.П./

«___"__________200___г.

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ № 2

Заведующий кабинетом:

Кутеева Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ИСТОРИИ

на 2009/2010 учебный год

1. Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом:

Кутеева Татьяна Николаевна

2. Класс, ответственный за кабинет: нет

3. Классы, для которых оборудован кабинет: 5, 7, 9, 10, 11

4. Площадь кабинета: 49,25 кв.м.

5. Число посадочных мест: 34

6. Актив кабинета:

Кутеева Татьяна Николаевна — учитель истории,

Топоркова Татьяна, ученица 11 класса,

Степанова Ольга, ученица 11 класса.

Основное назначение кабинета истории:

- обеспечение высокого уровня преподавания предмета, который достигается современными формами проведения уроков и эффективным использованием материально-технической базы кабинета.

Цель:

— создание современных условий для организации процесса обучения предметам общественно-научного цикла в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Задачи:

— оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями (требования перечней минимального оснащения кабинетов Министерства образования и науки РФ.

— совершенствование научно-методической, дидактической и материально-технической базы кабинета;

— обеспечение условий реализации базового уровня обучения учащихся 5−11-х классов;

— развитие творческих способностей обучающихся;

Основное содержание деятельности кабинета истории:

— совершенствование форм и методов преподавания предметов общественно-научного цикла;

— освоение и введение в программу преподавания общественных дисциплин новых педагогических технологий;

— систематизация материалов по применению активных форм и методов преподавания истории в основной и средней школе;

— организация работы по накоплению и систематизации дидактического материала;

— применение информационных технологий на уроках истории,

— организация работы по созданию мультимедийных проектов.

Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность:

Международного уровня

1. Международная декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

Федерального уровня

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об образовании» № 12-ФЗ, утвержден 13.01.96

3. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006;2010 г. г.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.12.05 № 803;

4. Национальная доктрина образования (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 № 751);

5. Типовое Положение об образовательном учреждении;

6. Государственный образовательный стандарт по предметам в школе;

7. Национальный проект «Образование».

Регионального уровня

1. Региональная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006;2010 г. г.», утвержденная Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.05 № 328;

2. Методические письма по вопросам преподавания в школе I ступени.

Муниципального уровня

1. Программа развития образовательных учреждений Лужского района Ленинградской области до 2010 года.

Образовательного учреждения

1. Лицензия № 520−07 дата выдачи 19 декабря 2007 г.

2. Программа развития МОУ «Толмачевская средняя школа».

3. Образовательная программа на текущий учебный год;

4. Устав. Утвержден Постановлением Главы администрации Лужского муниципального района от 20 ноября 2007 г. № 829;

5. Локальные акты образовательного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя:

1. Должностная инструкция учителя истории высшей категории;

2. Программы общеобразовательных учреждений по предмету, 2008 г.

3. Стандарт основного общего образования по предмету;

4. Среднего (полного) общего образования по предмету;

5. Тематическое планирование по предмету, утверждённое администрацией школы на текущий учебный год;

6. Нормы оценки знаний учащихся по предмету.

Аналитико-прогностическая деятельность учителя в классе, который он ведёт на момент проверки:

я Документация учителя по диагностике учебно-воспитательного процесса:

— мониторинг умений и навыков учащихся

— сводные информационные таблицы по диагностике учебно-воспитательного процесса

— аналитические материалы по итогам диагностики я Документация учителя по выполнению учебных программ по предметам учебного плана.

План развития кабинета на 2009/2010 учебный год

п./п.

Вид работы

Сроки выполнения

1.

2.

3.

4.

5.

Укрепление материально-технической базы, ремонт кабинета:

— ремонт мебели

— покраска батарей

— покраска окон и дверей

Обновление и пополнение кабинета новыми материалами:

— обновление стендов

— приобретение недостающих печатных пособий (учебных карт, таблиц)

Проведение индивидуальных и дополнительных занятий с учащимися:

— вновь прибывшие учащиеся

— неуспевающие учащиеся

— одаренные учащиеся

Внеклассная работа:

— проведение праздников

— проведение предметной недели

Методическая работа кабинета:

— разработка тестового материала

— разработка дидактического материала

Июнь-август

Сентябрь-май

Август-май

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Перспективный план развития кабинета на 2009;2012гг.

п./п.

Сроки Вид работы

Компьютер

Экран

Проектор

Принтер

Колонки

Компьютерный стол

Комплект ученической мебели

Стенды и плакаты ученические

Дидактический материал

Раздаточный материал

DVD диски обучающие

Тестовые задания

Занятость кабинета на 2009/20 010 учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

9 и

5 б

занятия

10 о

10 и

5 а

5 а

11 о

7 и

9 и

7 и

вечерней

10 о

9 и

7 о

11 и

5 б

11 и

9 и

9 о

школы

11 о

10 и

Подготовка к ЕГЭ

гпд

Занятия с неуспевающими

гпд

гпд

гпд

гпд

Оснащение кабинета

№ п./п.

Наименование учебного оборудования

Должно быть

Фактически имеется

в %

Планируемые сроки приобретения

1. Учебная литература

1.

Программы

1. По истории 5−11 кл.

2. По обществознанию 6−11 кл.

100%

100%

2.

Учебники

1. По истории 5−11 кл

2. По обществознанию 6−11 кл.

100%

100%

3.

Методические пособия для учителя

УМК

100%

4.

Тематическое планирование

5, 7,9, 10, 11 классы

100%

5.

Поурочное планирование

5, 7,9, 10, 11 классы

100%

6.

Тестовые задания

5, 7,9, 10, 11 классы

100%

2. Печатные пособия

Карты

5−11 кл.

80%

Картины, таблицы, схемы, аппликации, альбомы

5−11 кл.

47%

Раздаточные, Атласы

5−11 кл.

100%

3. Экранно-звуковые пособия

Компакт-диски CD-ROM

5−11 кл.

30%

Мультимедийные разработки

5−11 кл.

100%

4 Технические средства обучения

Компьютер

в мультимедийном кабинете

100%

Телевизор

в малом зале

100%

5. Учебно-практическое оборудование

Классная доска

100%

Шкафы книжные

100%

Стол учительский

100%

Стул учительский

100%

Ученические столы двуместные с комплектом стульев

100%

Ящик для хранения пособий

100%

Стенды

100%

Шторы оконные

100%

Итого:

94%

Учебная литература

Программно-методическое обеспечение

Название (автор, издательство, год издания)

Кол-во экз.

Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). Стандарт основного общего образования по истории. «Преподавание истории и обществознания в школе», № 6,7 2004.

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5−11 кл. М., «Просвещение», 2008 г.

Программы Волобуева О. В., Клокова В. А., Пономарева М. В. «Россия и мир с древнейших времен до конца XX века» для общеобразовательных учреждений 10−11 кл., изд. 3, М., «Дрофа», 2006.

Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание. 10−11 кл., изд. 2-е, «Просвещение», 2007 г.

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6−11 кл., авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. М., «Просвещение», 2009 г. .

Рабочие учебные программы по предмету.

Учебники

Название (автор, издательство, год издания)

Класс

Кол-во экз.

История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. А. В. Вигасин, Г. И. Гордер. М.: «Просвещение», 2006 г.

История России: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: «Просвещение», 2006 г.

Новая история, 1500−1800 гг.: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: «Просвещение», 2005 г.

История России XX — н. XXI вв. Учебник для 9 кл. общеобразовательн. учреждений. Данилова А. А. и др., «Просвещение», 2007 г.

Новейшая история зарубежных стран XX — н. XXI века. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа О. А. М., «Просвещение», 2006 г.

" История" (базовый уровень) Учебник для 10 кл. 10 кл. общеобразоват. учреждений. Волобуева О. В., Клокова В. А., Пономарева В. М. и др. «Дрофа», 2005 г.

История России с древнейших времен до конца 17 в. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Сахаров А. Н., Буганов В. Г. «Просвещение», 2001 г.

История России 18−19 вв. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. Сахаров А. Н., Зырянов П. Н. «Просвещение», 2001 г.

" История «(базовый уровень), Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Загладин Н. В., Симония Н. А, «Русское слово», 2005 г.

История и культура Ленинградской земли. Под рук. Лисицына С. А. VIII — IX классы, СПб, 2006 г.

8−9

Обществознание. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. Боголюбова Л. Н., Виноградовой Н. Ф., Городецкой Н. И., и др. «Просвещение», 2009 г.

Введение

в обществознание. Учебник для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. Боголюбова Л. Н, «Просвещение», 2006 г.

8−9

Обществознание (базовый уровень). Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И., «Просвещение», 2008 г.

Обществознание (базовый уровень). Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И., «Просвещение», 2007 г.

История России: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.: «Просвещение», 2005

История средних веков. Учебник Агибаловой Е. В. и Донского Г. М. «Просвещение», 2008

История России XIX век. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Данилова А. А., Косулиной Л. Г век", М., «Просвещение», 2008 г.

Новая история, 1800−1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. М.: «Просвещение», 2005 г.

История мировых цивилизаций. Учебник Хачатурян М. В. М., «Просвещение», 2001.

10−11

Россия в XX в. Учебник для общеобразовательных учреждений Левандовского А. А., Щетинова Ю. А. М., «Просвещение», 2001

10−11

Методические пособия для учителя

Название (автор, издательство, год издания)

Кол-во экз.

Арасланова О. В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл. «Вако», М., 2004.

История средних веков: Поурочные планы по учебнику Агибаловой Е. В., Донского Г. М. 6 кл., сост. Колесниченко. Волгоград, «Учитель», 2004 г.

История России с древнейших времен до конца 16 в. Поурочные планы по учебнику А. Данилова, Л. Косулиной 6 кл., сост. Колесниченко. Волгоград, «Учитель», 2005 г.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории 1500 — 1800 гг. М., «Просвещение», 2001.

Серов Б.Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с конца 16 до конца 18 века. 7 кл., М., «Вако», 2004.

Соловьев К. С. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 8 кл., М., «Вако», 2006.

Колганов Е.В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории России. 19 век.8 кл., М., «Вако», 2005.

Загладин Н.В. и др. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 кл., М., «Русское слово», 2001.

Арасанова О.В., Поздеев А. В. Поурочные разработки по истории России XX — XXI века. 9 кл., М., «Вако», 2005.

Серов Б.Н., Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл., М., «Вако», 2005.

Петрович В.Г., Петрович Н. М. Уроки истории. Поурочное планирование 11 кл., М., ТЦ, 2004.

Филиппов А. В. Новейшая история России 1945;2006 гг. М., «Просвещение», 2006.

Обществознание. 8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л. Н. Боголюбова. Сост. С. Н. Степанько, Волгоград, «Учитель», 2007.

Обществознание. 9 класс. Поурочное планирование по учебнику Л. Н. Боголюбова. Сост. С. Н. Степанько, Волгоград, «Учитель», 2007.

Обществознание. 10 класс. Поурочное планирование по учебнику Л. Н. Боголюбова. Части 1,2. Сост. С. Н. Степанько, Волгоград, «Учитель», 2008.

Бегенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. базовый уровень. 10 кл., М., «Вако», 2008.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. М., «Просвещение», 2007.

Данилов А. А. Контрольные и проверочные работы по истории. 9—11 кл.

Жукова А. И. Контрольные и проверочные работы по истории. 10—11 кл.

Различные учебные пособия по подготовке учащихся к ЕГЭ, 2002;2009 гг.

Печатные пособия

№ п./п.

Наименование

Кол-во

Карты по истории России

1.

Киевская Русь в IX—XII вв.

2.

Феодальная раздробленность Руси в XII— первой четверти XIII в.

3.

Борьба народов с иноземными захватчиками в XIII веке.

4.

Образование централизованного государства.

5.

Российское государство в XVI в.

6.

Интервенция польских и шведских феодалов в XVII в.

7.

Россия с конца XVI в. до 60-х гг. XVIII в.

8.

Российская империя во вт. п. XVIII в.

9.

Российская империя 1800—1861 гг.

10.

Отечественная война 1812 года.

11.

Россия конца XIX — начала XX в.

12.

Россия в 1907—1914 гг.

13.

Русско-японская война 1904;1905 гг.

14.

Первая русская революция 1905;1907 гг.

15.

Первая мировая война 1914—1918 гг.

16.

Гражданская война и интервенция 1918;1919 гг.

17.

Гражданская война и интервенция 1919;1920 гг.

18.

Индустриальное развитие СССР 1928;1940 гг.

19.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

20.

Российская Федерация (политико-административное деление)

нет

Карты по Всеобщей истории

21.

Египет и Передняя Азия в древности.

нет

22.

Древний Восток. Индия и Китай.

23.

Древняя Греция до сер. V в. до н.э.

нет

24.

Древняя Италия (до середины III в. до н.э.)

25.

Завоевания Александра Македонского

26.

Рост территории государства в древности.

27.

Римская империя в 4−5 вв.

28.

Рост Римского государства в II-II. вв. до н.э.

29.

Римская империя в I—III вв. н.э.

30.

Индия и Китай в средние века.

31.

Франкское государство.

нет

32.

Арабы в VII—XI вв.

нет

33.

Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

34.

Западная Европа в XI—XIII вв. (Крестовые походы)

35.

Западная Европа в 14−15 вв.

36.

Важнейшие географические открытия с.XVс. XVI вв.

37.

Европа в начале Нового времени.

нет

38.

Европа с 1789—1815 гг.

39.

Европа с 1815—1849 гг.

нет

40.

Европа в 50−60 гг. XIX века.

41.

Война за независимость и образование США (1775−1783)

42.

Гражданская война в США в 1861—1865 гг.

43.

Образование независимых государств в Латинской Америке.

44.

США в конце XIX — начало XX вв.

45.

Европа 1870−1914 гг.

нет

46.

Территориально-политический раздел Мира

47.

Европа после первой мировой войны

48.

Западная Европа в 1924—1939 гг.

49.

Вторая мировая война 1939;1945 гг.

нет

50.

Политическая карта мира.

нет

50/40

Картины, таблицы, схемы, аппликации, альбомы

1.

Таблицы демонстрационные «Факторы формирования Российской цивилизации» (б табл., ламинир., 700×1000)

нет

2.

Таблицы демонстрационные «Цивилизационные альтернативы в истории России» (10 табл., ламинир., 700×1000)

нет

3.

Таблицы демонстрационные «Становление Российского государства» (8 табл., ламинир., 700×1000)

нет

4.

Таблицы демонстрационные «Развитие России в XVII—XVIII вв.» (6 табл., ламинир., 700×1000)

нет

5.

Таблицы демонстрационные «Политические течения в XVIII—XIX вв.» (8 табл., ламинир., 700×1000)

нет

6.

Таблицы демонстрационные «Движение декабристов» (6 табл., ламинир., 700×1000)

нет

7.

Таблицы История России (обобщающие таблицы) 9 шт

нет

8.

Таблицы Всемирная история (обобщающие таблицы) 5 шт

нет

9.

Картосхемы «Великая Отечественна война»

10.

Альбом по истории культуры СССР, выпуск 1

11.

Альбом по истории культуры СССР, выпуск 2

12.

Альбом по истории культуры зарубежных стран в Новое время (первый период)

13.

Альбом по истории культуры зарубежных стран в Новое время (второй период)

14.

Аппликации по истории средних веков.

15.

Аппликации по истории СССР

16.

Портреты для кабинета истории

17.

Государственный Герб, Флаг и Текст Гимна РФ

17/8

Раздаточные

1.

Карточки иллюстрированные для индивидуальной работы по истории Древнего мира.

2.

Г. М. Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М., Просвещение, 1987.

3.

Г. М. Донской. Задания для самостоятельной работы по новой истории (17−19 вв.). М., Просвещение, 1983.

4.

О.И. Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М., Просвещение, 1988.

5.

И.Я. Лернер. Задания для самостоятельной работы по истории СССР с древнейших времен до к. 18 в. М., Просвещение, 1988

6.

В.С. Грибов. Задания для самостоятельной работы по истории к. 19 — п.п. 20 века. М., Просвещение, 1988

7.

Троицкий Ю.А., Умбрашко К. Б. Советский Союз: годы испытаний. Великая Отечественная война. НПО «Школа», 1996.

8.

Конституция РФ

Атласы

9.

Атлас по истории Древнего мира. 5 кл. М., 1988

10.

Атлас по истории средних веков. 6 кл. М., 1994.

11.

Атлас по Отечественной истоии с древнейших времен до конца 18 века. М., 2004.

12.

Атлас по истории СССР. 19 век. М., 1989.

13.

Атлас по истории СССР. 20 век. М., 1989.

14.

Атлас по новой истории 18−19 вв. М., 1989.

15.

Атлас по новой истории 1870 по 1918 г. 10 кл. М., 1989.

16.

Новейшая история зарубежных стран 10—11 кл. М., 1989

16/16

Охрана труда и техника безопасности

1. Инструкция по охране труда в кабинетах учебного заведениях № 40.

2. Инструкция по охране труда при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий № 34

3. Памятка «Действия учащихся в особых случаях».

4. Сигналы гражданской обороны.

5. Расчеты гражданской обороны.

6. Стенд по безопасности движения.

Пожаробезопасность

1. Инструкция по пожарной безопасности в кабинетах учебных заведений № 36.

2. Памятка «Действия при возникновении пожара».

3. Телефоны службы безопасности.

Общая оснащенность кабинета истории 94% от потребности.

Заключение

комиссии по смотру кабинетов:

Комиссия осмотрела кабинет и подтверждает наличие учебно-методических пособий, дидактических материалов, мебели и оборудования, указанных в паспорте.

Кабинет хорошо освещен и содержится в чистоте.

Оборудование рабочее.

Заключение

Учебные кабинеты открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания. Организация в школах учебных кабинетов способствуют повышению культуры работы учителя, его квалификации, качества знаний учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится паспортизация учебного кабинета. Цель паспортизации учебного кабинета — проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Паспорт учебного кабинета — документ, информирующий о принадлежности кабинета, его персонале, изучаемом предмете, об оснащении кабинета, степени его использования в течение года, плане развития и других параметрах. В паспорте должны быть отражены основные задачи кабинета:

1. нормативно-организационная (пропаганда решений и указаний отдела образованием, руководства ОУ и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания);

2. дидактико-методическая (в организации, подготовке и проведении уроков, общешкольных мероприятий по предмету, организация научной и исследовательской работы учащихся);

3. информационно-проблемная (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);

4. практическая (оказание помощи учащимся в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических разработок и образцов творческих работ, организация консультаций для слабоуспевающих учащихся);

Как видно из двух приведенных примеров паспортизации кабинета эти задачи были реализованы максимально. В обоих паспортах приводятся планы организации работы кабинета, перечисляется имущество и оборудование, средства обучения. Также, что не маловажно, перспективы работы кабинета.

Таким образом, современный кабинет истории в школе должен отвечать самым последним требованиям. Правильно оформленный кабинет способствует повышению учебно-познавательной способности учащихся, способствует лучшему усвоению материала. Современный кабинет истории ни как не может обойтись без мультимедийных технологий и Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Помимо освоения самой истории, учащиеся параллельно осваивают и работу на компьютере, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.

1. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. для пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / С. А. Ежова [и др.]. — М.: Просвещение, 1986

2. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 1999

3. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. — М.: Просвещение, 1972

4. Шапарина, О. Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 3

5. Чернов, А. И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 3

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой