Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций
Диссертация
Анализ педагогической концепции формирования мировоззрения учащихся показал, что сложный феномен мировоззрения допускает возможность различных методологических подходов к пониманию его сущности и механизмов формирования. В качестве таковых нами выделены: функциональный (В.М.Медведьев, Э. И. Моносзон, Р. М. Рогова, Ю. Т. Фоминых, Г. И. Школьник), целостный (Т.К.Мухина, Н. А. Менчинская, И. Я… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы выбора школьниками мировоззренческих позиций
- 1. 1. Методологический анализ проблемы мировоззренческой позиции: подходы, сущность, свойства
- 1. 2. Выбор как средство стимулирования и механизм развития мировоззренческой позиции личности старшеклассника
- 1. 3. Типология современных старшеклассников по признаку мировоззренческой позиции
- Выводы главы
- Глава 2. Конструирование ситуаций выбора старшеклассниками мировоззренческих позиций
- 2. 1. Содержательно-процессуальный аспект ситуации мировоззренческого выбора
- 2. 2. Анализ выбора старшеклассниками мировоззренческих позиций в условиях различных педагогических ситуаций
- 2. 3. Логика конструирования ситуаций выбора старшеклассниками мировоззренческих позиций
- Выводы главы
Список литературы
- Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. СПб.: Образование, 1992. — 43 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума (май 1983, г. Турку). М., 1986. -С.154−172.
- Авдеева И.М. Раскрытие ценностных аспектов науки как средство формирования интереса к знаниям (на материале естественнонаучных дисциплин в старших классах): Автореф. дис.. к. пед. н. М., 1988 -18 с.
- Алексеев Н.Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования: Ежегодник. М., 1977. — С.237−249.
- Алексеева В.Г. Место ценностных ориентации в построении типологии личности // Социологические исследования. 1980. — № 1. — С.34−40.
- Аляева O.E. Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем: Автореф. дис.. к. пед. н. Волгоград, 1995. -17 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.- 108 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л: ЛГУ, 1968. 296 с.
- Анисимова Л.Е. Мировоззрение интегрирующий фактор личности // Проблемы формирования целостной личности. — Рига, 1976. — С.26−28.
- Ю.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. -197 с.
- П.Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С.3−19.
- Анциферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969. С.57−100.
- Армавичюте В.А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути ее формирования: Автореф. дис.. к. пед. н. Вильнюс, 1990. -16 с.
- Н.Арцишевский P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов: Вища школа, 1986. — 196 с.
- Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. -СПб., 1996.-97 с.
- Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинанте, 1984.-234 с.
- Ашмарин И.П., Васильев H.H., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. -Д.: ЛГУ, 1974. 76 с.
- Бабак B.C. Мировоззрение как предмет социально-гносеологического анализа И Научные труды Кубанского университета, 1973. Вып.161. — С.3−27.
- Бабак B.C. Мировоззрение как проблема личностного выбора. // Научные труды Кубанского университета. 1972. Вып.158. — С.87−100.
- Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Сов. Пед. 1980. № 3. — С.99−106.
- Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучных теорий. М., 1978. -232 с.
- Бакштановский В.И. Принципы морального выбора.-М.: Знание, 1974. 63 с.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск.: Изд-во Том. Ун-та, 1977. — 200 с.
- Бакштановский В.И. Методологическое исследование морального выбора в деятельности личности: Автореф. дис.. д. философск. наук. Новосибирск, 1977. — 38 с.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.- М.: Политиздат, 1983. 224 с.
- Бакштановский В.И. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии.- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1991. 215 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Балл Г. А., Костюк Г. С. Учебный материал и учебные ситуации: психологические аспекты. Киев, 1986. — 143 с.
- Бальсис А.Б. Мировоззрение в жизни общества и человека. Вильнюс: Минтае, 1981.-375 с.
- Баранов В.Е. Место и роль мировоззрения в сознании личности: Автореф. дис.. к. филос. н. М., 1978. — 24 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — С. 126.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С.325.
- Белова C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Дис.. к. пед .н. Волгоград, 1995. — 163 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания (методологический аспект). -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дис. д. пед. н. Ростов на-Дону, 1979. — 423 с.
- Бондаренко Л.В. Я мир: Механизмы и этапы формирования мировоззрения личности. — Киев: Выща школа, 1991. -131 с.
- Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис.. д. пед. н. СПб, 1991. — 415 с.
- Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ). СПб.: РГПУ, 1991. — 86 с.
- Бочкина Н.В. Ситуация выбора как целостная «единица» процесса формирования самостоятельности у школьников в обучении // Гуманитаризация образования. Л.: ЛГПУ, 1991. — С.30 -38.
- Бочкина Н.В. Ситуации выбора в учебном процессе // Инновационные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Волгоград.: РИО, 1993. — С.90−96.
- Бургин М.С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. АНУССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1991.- 179 с.
- Бурлачук Л. Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987. 206 с.
- Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура бытие. Киев: Наук, думка, 1991. — 195 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. -Л.: ЛГПИ, 1981.-82 с.
- Васильева И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С.81−94.
- Вендеровская Р.Б. Проблема «наука учебный предмет» в советской дидактике // Сов. пед., 1985. — № 7. — С.96−102.
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. //Свободное воспитание. Хрестоматия. Москва: РОУ, 1995. — С.90−110.
- Вильвовская A.B. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно-ориентированном подходе к образованию: Автореф. дис.. к. пед .н. М., 1996. — 18 с.
- Володин Э.Р. Искусство и мировоззрение. М.: МГУ, 1982. — 173 с.
- Выгодский Л. С, Избр. соч. в 6 т. М., 1983. -Т.2. — С.314−336.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. — 272с.
- Гессен С.И. Wettanscbauung, Ideolodje, Bildung.- Прага, 1934. 110 с.
- Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. С.91−113.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
- Герасимова Т.П., Ковалевская М. К., Панчешникова Л. М. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии. М.: Педагогика, 1982. 93 с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии.- Л.: ЛГУ, 1989. 144 с.
- Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис.. д. пед. н. М., 1979. — 31 с.
- Гордин Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса // Сов. пед., 1974. № 12. — С.52−62.
- Горшкова В.В. Педагогика становления субъекта. Л.: ЛГПИ, 1990. — 25 с.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике . Л.: РГТТУ, 1991. — 77 с.
- Григорьева Л.А. Тенденции реидеологизации в педагогической теории формирования мировоззрения. // Учитель современной школы. Тезисы докладов 11 Всероссийской конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург 26 апреля 1996). С. 67−68.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. -№ 1. С.121−132.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. — 323 с.
- Гусев С. С. Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб: Наука, 1994. — 86 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М., 1960. 299 с.
- Данильчук В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе. СПб, 1997. — 50 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -365 с.
- Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Сб. научи, тр. М: Изд-во АПН СССР, 1990. — 180 с.
- Дивитовская H.A. Позиция личности. Автореф. дис.. д. психолог, н. Л., 1971.-16 с.
- Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.- 192 с.
- Дилтс Р., Холлбол Т., Смит С. Убеждения: пути к здоровью и благополучию. Екатеринбург: ЭКО ЭНРОФ, 1994.- 172 с.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология, XX век. М., 1995.- С.213−256.
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типичное своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 292 с.
- Дорин A.B. Взаимодействие идеологического фактора и социально-психологических механизмов формирования мировоззрения социальной личности. Автореф. дис.. к. филос. н. М.: МГУ, 1987.- 15 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. М.: Педагогика, 1987. — 181 с.
- Елисеев Э.П., Сачков Ю. В., Беляев Н. В. Потоки идей и закономерности развития естествознания. М.: Наука, 1982. — 300 с.
- Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: А. дис.. к. пед. н. Екатеринбург, 1994. — 22 с. 83 .Естественнонаучное мировоззрение. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1995. — 166 с.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976. — С.254−277.
- Жуков Ю.Н. Сущность и современное состояние мировоззренческой культуры личности в советском обществе. Автореф. дис.. к. филос. н. М.: МГУ, 1990.-17 с.
- Журавлев И.К., Зорина Л .Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. 1979.- № 1 (33). С.18−23.
- Зверев И.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. 1991.-№ 5.- С.46−49.96.3еньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М., 1993.-223 с. 97.3еньковский В. В. Педагогика. М., 1996. — 154 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников: Автореф. дис.. д. пед. н. М., 1978. — 40 с.
- Зорина Л.Я. Отбор научного материала в учебник // Сов. пед. 1988.- № 9. С. 64−69.
- Зорина JI.Я. Дидактические ориентиры к отбору содержания образования по основам теории // Новые исследования в педагогических науках. 1979. -№ 1 (33). С.28−32.
- Зорина Л.Я. Дидактические ориентиры в практике обучения естественнонаучным дисциплинам // Современная дидактика: теория практике. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- С.80−125.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография. -М.: РАО, 1993.-163 с.
- Зосимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982. — 200 с.
- Иванов В.Г., Лезгина М. Л. Мировоззрение и активная жизненная позиция.- Л.: Знание, 1983. 32 с.
- Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. — 135 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология М.: МГУ, 1994. — 136 с.
- Ильин В.В. Критерии научности знания. М.: Высшая школа, 1989. — 128 с.
- Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. М.: МГУ, 1980. — 82 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественно научного миропонимания школьников. — М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис».- 205 с.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. в 6 т. М., 1964.-Т. 2.- 351с.
- Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» //Соч. в 6 т. М., 1964. — Т. 2. — 304с.
- Карпинская P.C. Биология и мировоззрение .- М.: Мысль, 1980. 208 с.
- Касьян A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. — 183 с.
- Кириленко Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.-62 с.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Ориен-бург: Б.и., 1996. — 188 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. -283 с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Москва: Прогресс, 1979.-504 с.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -167 с.
- Корнетов Г. Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Москва, 1994. — 256 с.
- Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.99−109.
- Кравченко JI.C. Жизненный выбор личности: Автореф. дис.. к. психоло-гич. н. М., 1987. — 19 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краснова JI.A. Функции и место спорных проблем науки в учебном процессе (на материале предметов обществоведческого цикла): А. дис. к. пед. н. М., 1996. — 17 с.
- Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: МГУ, 1991.-51 с.
- Крымский С.Б., В.И. Кузнецов. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев: Наукова думка, 1983. — 221 с.
- Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психол. Журнал. 1997.-Т.18.-Ш.-С. 16−30.
- Кудрявцев В.Т., Алексеенкова Е. Г., Уразалиева Г. К. Орудийность и креативность: опыт логико-психологического анализа проблемы (к критике идеи выбора). // Логика, методология, философия науки. М., 1995. -Т.4. — С. 137 142.
- Кузьмина Е.И. Психология свободы. Ульяновск.: фМГУ, 1994. — 195 с.
- Кузьмина Е.И. Анализ понимания свободы школьниками и студентами // Теоретические и прикладные аспекты социальной работы. Опыт, проблемы, перспективы. Ульяновск.: ф МГУ, 1993. — 64 с.
- Кузнецов В.И., Печенкин A.A. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Педагогика, 1978. — 151 с.
- Кураев А. Миссионеры на школьном пороге . М., 1995. — 110 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. — 128 с.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. № 2. — С.87−96.
- Курганов С.Ю., Соломадин И. М. Учебный диалог и психологическое исследование мышления // Методологические проблемы обоснований науки. -Киев, 1986.- С.95−96.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Изд-во «Университетское», 1988. — 204 с.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск: Изд-во «Университетское», 1983.- 190 с.
- Лазутова М.Н. Права человека в обучении. Москва, 1993. — 89 с.
- Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. Л.: ЛГУ, 1983 -112 с.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.-Москва:Наука, 1980. 359 с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. Психология. 1979.-№ 2.-C.3−13.
- Леонтьев А.Н., Кринчик Е. П. Переработка информации человеком в ситуации выбора // Инженерная психология. М., 1964. — 396 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 572 с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. (Психодиаг-ностич. Серия. Вып.5). М.: Смысл, 1992. — 14 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (Психодиагностич. Серия. Вып.2).- М.: Смысл, 1992. 15 с.
- Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Ав-тореф. дис.. к. психолог, н. М., 1988. — 24 с.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. Психологии. 1995. № 1. -С.97−110.
- Лернер И.Я. К вопросу о структуре коммунистического мировоззрения личности и процессе его формирования // Пути и средства формирования научного мировоззрения у школьников. Куйбышев, 1974. — С.20 -31.
- Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 8−10 классов. М., 1973. — С.5−30.
- Лернер И .Я. Поисковые задачи в обучении как одно из средств формирования коммунистического мировоззрения и способ его выявления. // Проблемы теории и методики коммунистического воспитания подрастающего поколения. Ростов на — Дону, 1968. — С. 147−149.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках М., 1970. — Вып1. — С.86−92.
- Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал, 1983. № 2. — т.7.-С. 28−33.
- Майкина О.Н., Молодцова Т. Д. К вопросу о педагогическом стимулировании // Сов.пед. 1974. № 10. — С.62−71.
- Мальковская Т.Н. Позиция личности школьника в учебном процессе.// Сов. пед. 1970. № 1. — С.23−30.
- Матюхина Н.В. Психология старшего школьника // Возрастная и педагогическая психология. М., 1984. — С.232−244.
- Матюшкин А.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателей. М., 1980. — 221 с.
- Мартынычев И.В. Наука и мировоззрение. М., 1973. — 141 с.
- Мархинин Б.Г. Мировоззрение в филогенезе личности. Новосибирск, 1988.-55 с.
- Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. пед. 1973. -№ 2. -С.58−62.
- Медведев В.М. Формирование научного мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения. Саратов, 1980. — 392 с.
- Менчинская H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развития личности М., 1981.-С.22- 26.
- Менчинская H.A. Психологические исследования проблемы формирования научного мировоззрения: Для обсуждения. М., 1972. 57 с.
- Методики изучения сформированности основ коммунистического мировоззрения у школьников. М., 1983. — 146 с.
- Методологические и теоретические проблемы формирования научного мировоззрения школьников / Под ред. Э. И. Моносзона, Р. М. Роговой. М., 1984.-51 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мещряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопр. психологии. 1998. № 1. — С.20−31.
- Мировоззренческая культура личности: Философские проблемы формирования. Киев: Наук, думка, 1986. — 275 с.
- Мировоззрение в развитии: сущность, функции, уровни: Тез. докл. и выступлений к международной научн. конф. Днепропетровск., 1990. -181 с.
- Мировоззрение и естественно научное познание. — Киев: Наук, думка, 1983.-326 с.
- Мировоззрение и научное познание: Методологические проблемы в тр. ученых. СГУ. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 99с.
- Мировоззрение, наука, практика: Сб. научн. тр. Иркутск: ИГУ, 1988. -166 с.
- Мировоззрение: опыт теоретического анализа: Материалы всесоюзн. на-уч.-практ. конф. / Под. ред. А. Г. Спиркина. М.: ИФАН, 1985. — 140 с.
- Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Моральный выбор. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 344 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Д.: Наука, 1983. — 240 с.
- Мучник И.Б. Типологический анализ анкетной информации // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.: ИС, 1989.- С.25−42.
- Назаров A.B. Свобода выбора и моральная ответственность: Автореф. дис.. к. философ.н. Киев, 1972. — 24 с.
- Назарова О.В. Мировоззрение и мораль, их взаимосвязь: Методологические аспекты Автореф. дис.. к. философ.н. Иваново, 1986. — 14 с.
- Наука и ценности. Новосибирск.: Наука, Сибирское отделение, 1987. -240 с.
- Наука и ценности: Проблема интеграции естественнонаучного и социо-гуманитарного знания: Сб. статей / Под. ред. М. С. Кагана. JI: Изд-во ЛГУ, 1990.-184 с.
- Наумова Н.Ф. Психологические механизмы свободного выбора // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1983. — С.197−221.
- Ничипоров Б.Д. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994. — 188 с.
- Новиков К.А. Свобода выбора // Научные труды Кубанского университета. 1972.- Вып. 158. С.3−63.
- Новиков К.А. К вопросу о структуре свободного действия. // Научные труды Кубанского университета, 1972. Вып.158. — С.64−76.
- Ноговицын О.М. Ступени свободы: логико-исторический анализ категории свободы. Л.: ЛТУ, 1990. — 190 с.
- Образование и идеология. // Педагогика. 1995. № 6 — С.117−119.
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под. ред. Е.В. Бондарев-ской. Ростов на-Дону: РАО. Юж. отд-ие, 1995. -215 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. -304с.
- Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества (опыт анализа понятий). Л.: ЛГУ, 1978. — 100 с.
- Огурцов Н.Г. Дидактические основы формирования коммунистического мировоззрения старшеклассников. Минск.: Народная асвета, 1979. — 207 с.
- Огурцов Н.Г. Содержание и процесс формирования мировоззрения старшеклассников при изучении гуманитарных предметов: Дис.. д. пед. н. -Минск, 1980.-429 с.
- Осипов П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991. -104 с.
- Панкратов A.B. Фесенкова Л. В. Естествознание в системе религиозного образования // Сборник докладов 4 международных рождественских образовательных чтений. Москва, 1996. — С.278−293.
- Поддъяков H.H. Психика ребенка: особенности развития // Магистр. 1998. -№ 1.- С.50−58.
- Пинский A.A., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного предмета // Сов.пед. 1983.-№ 12.-С.53−60.
- Практика -познание мировоззрение.- Киев: Наукова думка, 1980. — 270 с.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: МГУ, 1989. — 176 с.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. А. И. Зелиненко и др. М.: МГУ, 1990. — 120 с.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: МГУ, 1988. — 110 с.
- Пряникова В.Г. Современное состояние и перспективы развития концепции педагогического стимулирования (обзорная информация НИИОН АПН СССР «Обзоры по основным направлениям педагогической науки и практики». М. — 1986. — Вып 3 (65). — 52 с.
- Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. -Минск: МГПИ, 1989. 162 с.
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников: Сб. статей / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Просвещение, 1968.-240 с.
- Психолого-педагогические основы совершенствования процесса формирования коммунистического мировоззрения учащихся: Сб. научн. трудов / Под ред. Э. И. Моносзона. М.: АПН СССР, 1985. — 128 с.
- Равкин З.И. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории и практике современной школы // Проблемы истории советской школы и педагогики. Экспериментальное учебное пособие. М., 1991.-4.2.-С.90−138.
- Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методология исследований истории советской школы. Йошкар-Ола, 1972. — С. 9−76.
- Равкин З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования. //Сов.пед. 1974. -№ Ю.- С.42−46.
- Расчетина С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе. Дис. д. пед. н. Д., 1989. — 378 с.
- Расчетина С.А. Воспитательная ситуация как способ взаимодействия педагога и учащихся // Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. Л.: ЛГПИ, 1989.- С.31−37.
- Редькина Е.Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся . Автореф. дис.. к. психолог, н. -М., 1992.- 16 с.
- Рогова P.M. Проблемы формирования у школьников коммунистического мировоззрения. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. М., 1996. — 144 с.
- Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука. — 1986. — 222 с.
- Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. -Ростов на Дону, 1975. — 297 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.-М.:МГУ, 1981.-179 с.
- Рыбалко Т.С. Нравственно-рациональный выбор и человеческий фактор: Автореф. дис.. к. философ, н. Харьков, 1988. — 16 с.
- Самченко В.Н. Категория свободы: генезис и структура. Красноярск, 1987. -283 с.
- Сафаров Н.С. Этический анализ проблемы ответственности. Автореф. дис. д. филос. н. Баку, 1991.- 38 с.
- Семенов В! Е. Качественно- количественный анализ документов (контент-анализ) // Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ. — С.43−60.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 149 с.
- Сигов К.Б. Введение в философию игры // Философская и социологическая мысль 1990.- № 4.- с. 30−45. № 10. — С.46−62.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: СПЦ, 1996.-349 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. Казань.: КГУ, 1992. — 175 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема адекватности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 231 с.
- Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев: Нау-кова думка, 1989. — 120 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. М., 1990. — Т. 3. — С.80−106.
- Становление гуманистического мировоззрения личности / Под ред. P.M. Роговой. М.: Институт развития личности. — 1994. — 223 с.
- Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся. / Под ред. P.M. Роговой. М.: АПН СССР, НИИ ТиМВ, 1991. — 167 с.
- Степина Л.М. Поиск логических закономерностей при решении задач ти-пологизации в социологических исследованиях : А. дис.. к. филос. н. М., 1984. — 23 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
- Субъект и объект как философская проблема. Киев: Наукова думка, 1979. -303 с.
- Судаков К.В. Функциональная система // Вопросы философии 1984.- № 10. С.73−78.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Д.: ЛГУ, 1988.-166 с.
- Tan П. Общество Пигмалион? Социальная интеграция и реализация личности. // Общественные науки в СССР. 1991. — № 3.- С. 153 — 170.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: Автореф. дис.. д. пед. н. -М., 1997.-32 с.
- Татарова Г. Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. -101 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теория познания. М.: Мысль, 1991. — Т.2. — С.288−289.
- Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978.-384 с.
- Тидикис Р.И. Основы формирования мировоззренческих убеждений старшеклассников. :(Теория, опыт, эксперимент): А. дис. д. пед. н.-Л., 1990.-46с.
- Толстова Ю.Н. Соотношение понятий типология и классификация // Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982. — с. 7−22.
- Тютчев А.П. Роль и место мировоззрения в структуре деятельности. // На-учн. Труды Кубанского университета. 1978.- Вып. 263.- С. 87−93.
- Усольцева Г. Ф. Научное мировоззрение и некоторые вопросы его формирования. М.: МГУ, 1973. — 45 с.
- Филиппов A.B. Ковалев C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал, 1986. № 1.- т.7. — С. 15−17.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Философия Канта и современность. М., 1974. — 109 с.
- Фоминых Ю.Ф. Теоретические основы развития научного мировоззрения учащихся средней школы в системе математического образования.: А. дис.. д. пед. н. М., 1993. — 57 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.'.Педагогика, 1989. — 208 с.
- Формирование мировоззрения старшеклассников: современные проблемы и тенденции: Сб. научн. тр. М., 1989. — 200 с.
- Формирование научного мировоззрения учащихся / Под ред. Э.И. Моно-сзона. М.: Педагогика, 1985. — 232 с.
- Формирование социально активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов / Под ред. Т.Н. Маль-ковской. М.: НИИОП, 1983.- 129 с.
- Фридман J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М&bdquo- 1977−207 с.
- Ценностные ориентации и интересы школьников: Сб. научн. тр. / Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1983. — 126 с.
- Чаплыгин Д.В. Теоретические основы и пути активизации личностной позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е н. 80-х гг.): А. дис.. к. пед. н. — М., 1989. — 20 с.
- Человек и мир человека (категории «человек» и «мир» в системе научного мировоззрения). Киев: Наукова думка, 1977. — 340 с.
- Чмут Т.К. Позиционный эффект в познавательной деятельности школьников. // Воспитание, обучение и психология развития (Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР). М., 1977.4.1. — 137 с.
- Чораян О.Г. Выбор в проблемной ситуации. // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Естественные науки. 1980. -№ 2.- С.86−88.
- Чораян О.Г. Процесс принятия решения: (Нейро. и психофизиологич. аспект). Ростов на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. — 126 с.
- Чораян О.Г. Размытые алгоритмы мыслительных процессов. Ростов на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. — 159 с.
- Чудновский В.З. Актуальные проблемы психологии становления убеждений. // Вопросы психологии. 1990. № 5. — С.40−48.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос.- 1996.-318 с.
- Шевченко А.К. Утопия и идеология. Тупики идеологического сознания. // Философская и социологическая мысль. 1990.- № 10. с. 39−46. — № 11. -С.18−27.
- Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: А. дис.. к. филос. н. Волгоград, 1994. — 23 с.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978.-С.12.
- Школьник В.Г. Процесс формирования научных взглядов и убеждений у школьников средних и старших классов (на материале обучения дисциплинам естественного цикла): Автореф. дис.. к. пед. н. Казань, 1988. — 17 с.
- Школьник Г. И. От всеобщего идеологизированного мировоззрения к личностным мировоззренческим позициям // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. — Волгоград.: Перемена, 1992.-С. 10−16.
- Школьник Г. И., Школьник В. Г. Формирование научных взглядов и убеждений у школьников в учебном процессе. М., 1989. — 67 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-238 с.
- Шмелев А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике: (Тезаурус личностных черт). М.: МГУ, 1988. — 207 с.
- Штракс Г. М. О превращении научных знаний в убеждения. М.: МГУ, 1971.-28 с.
- Штракс Г. М., Штракс М. Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: МГУ, 1985.-168 с.
- Шубаков А.Г. Особенности методов типологии: Автореф. дис.. к. филос. н. М., 1990. — 19 с.
- Шубинский B.C. Педагогические основы философско-мировоззренческой подготовки учащихся средней школы: Автореф. дис.. д. пед. н. М., 1987. -37 с.
- Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. Казань: Изд-во КГУ, — 1989. — 212 с.
- Щедровицкий Г. Н. О необходимости типологических исследований в психологии и педагогике // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. Тезисы докладов на межвузовской конференции. М., 1964.-68−70 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М: Касталь, 1993.- С. 16−193.
- Щербакова Г. В. Историко-философское обоснование проблемы соотношения убеждений и знаний // Методологические проблемы науки. М., 1978.-С.96−104
- Щербинин В.А. Научное мировоззрение и жизненная позиция личности: Автореф. дис. к. филос. н. Москва, 1991. — 17 с.
- Эвристические функции мировоззренческого сознания.-Киев: Наук, думка, 1989.-257 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 60 с.
- Юдин Э. Г. Огурцов А.П. Типология // БСЭ. М.: Сов. энциклопедия, 1976.-Т.25.- С.563−565.
- Юрис Т.А. Субъект реального мировоззрения (методологический аспект).-Минск, 1992. 60 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопр. Психологии. 1995. № 2. — С.30−44.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975, -С.89−105.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во СГУ, 1995. — 331 с.
- Яхонтова Е.С. Научное мировоззрение как фактор детерминации социального поведения личности. Автореф. дис. к. филос. н. -М.: МГУ, 1987.- 15 с.
- Attitude Development // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 1.- p.346−352
- Attitudes and Their Measurement // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 1.- p.352−358.
- Carruthers P. Human knowledge and human nature. Oxford, 1992. -320 p.
- Coleman J. The constructive typology.- N.Y., 1968. 37 p.
- Ideologies in Adult Education // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 5.- p.2384−2388.
- Independent study // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 5.- p.2423−2425.
- Kenneth D. Typologies // Encyclopedia of Sociology. 1992.- Vol.4.- p. 21 882 194.
- Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: Theory, research and social issues / Ed. By T. Lickona. -N.Y., 1976. p. 200−220.
- Morris W. Existentialism and Education // Educational Theory. 1954.- Vol.4.
- Ornstein A., Levine D. Foundations of Education. Boston, 1995. 465 p.
- Philosophy of education // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 7.- p.3859−3877.
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A Theory of organization and change. San Francisco: Josey Bass. Co. 1972, — 214 p.
- Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.-120 p.
- Schmitt F.F. Knowledge and belief. London, 1992. 100 p.
- Stimuli // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 1.- p.432.
- Values education // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol 6.- p.3406−3412.