Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общеизвестен тезис: личность воспитывает личность. Социальный заказ общества и государства образованию преломляется через личность педагога. Без личного непосредственного влияния на воспитанника «истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» (К. Д. Ушинский). Поэтому во все времена ученые и практики внимательно относились к требованиям, предъявляемым к личности педагога. Для того чтобы… Читать ещё >

Закономерности воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под закономерностями воспитания понимаются внутренняя существенная связь явлений воспитания, результат совокупного действия выявленных или пока скрытых законов.

Анализ воспитательного процесса позволяет выделить следующие закономерности.

1. Воспитание будет эффективным, если цели и характер организации воспитательного процесса будут согласованы с потребностями государства и общества.

Воспитание — это социально заданный процесс, поэтому при его организации необходимо опираться на те потребности, которые имеют место в данную историческую эпоху, в данном государстве, в данной социальной группе. К. Д. Ушинский неоднократно указывал на то, что если воспитание не будет отвечать потребностям времени, то обществу придется «довоспитывать» поколение, которое окажется неспособно жить в существующей реальности.

2. Воспитание окажется эффективным, если воспитательный процесс будет протекать в условиях развивающей среды.

Воспитание — это многофакторный процесс, который проходит в условиях большого разнообразия социальных контактов. Практически невозможно проследить ту внутреннюю работу, которая осуществляется самой личностью в результате взаимодействия с окружающей средой. Тем не менее весь исторический опыт показывает, что среда, в которой растет и развивается личность, формирует ценностные доминанты, направленность, интересы. Важно сформировать такую среду, в которой каждая личность может найти пищу для полноценного развития и самореализации.

3. Воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс опирается на активность личности воспитанника, его интересы и потребности.

Воспитанник является активным участником воспитательного процесса (субъектом), поэтому воспитание и обучение основывается не па воздействии, а на взаимодействии воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, коллектива и личности. Активность обеспечивает личности возможность по-своему структурировать общение, познание, деятельность. Педагог должен, опираясь на позитивную активность личности, ставить развивающие задачи и работать в «зоне интересов» ребенка, поскольку именно интересы стимулируют активность личности.

4. Воспитание будет эффективным, если воспитательный процесс строится на основе педагогически целесообразных отношениях и деятельности.

Известно, что взаимодействие осуществляется в двух основных формах: общение и деятельность. Характер той деятельности, в которую включена личность, определяет ее направленность, формирует мотивы и потребности. Чтобы грамотно построить воспитательный процесс, необходимо учитывать ведущие виды деятельности. Прежде всего — той деятельности, которая определяет возникновение и формирование психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Деятельность может не только воспитывать социально значимые качества, но и деструктивно действовать на личность. Множество фактов доказывает, что негативные эмоции, которые сопровождают деятельность, разрушительным образом действуют на личность и если учебная или внеучебная деятельность будет сопровождаться страхом, скукой, тревожностью, неуверенностью в себе, то она не позволит ожидать эффективного воспитательного результата. Например, неграмотно выстроенные отношения в процессе обучения могут вызвать дидактогению — негативное психическое состояние учащихся, инициированное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя, которое выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п.

5. Воспитание окажется эффективным, если будут достигнуты целостность, неразрывное единство обучения и воспитания, единство целей, содержания и методов воспитания и обучения.

Всякая попытка искусственно разорвать процесс обучения и воспитания снижает эффективность воспитательного влияния. «Вы отличаете учителя от воспитателя, — пишет Ж.-Ж. Руссо, — новая нелепость! Разве вы отличаете ученика от воспитанника? Одну лишь науку предстоит преподать детям — науку об обязанностях человека». Лучшие воспитательно-образовательные модели основываются на единстве обучения и воспитания. Разделив воспитание и обучение, мы лишаем учебно-воспитательный процесс необходимой целостности, что само по себе снижает эффективность воспитательной деятельности. Целостность и единство воспитательного процесса проявляются в согласованности педагогических влияний — только команда педагогов способна достигать существенных результатов. Безусловно, важно согласование содержания и методов обучения и воспитания с целями.

6. Воспитание эффективно, если сопровождается личностным и профессиональным ростом педагога.

Общеизвестен тезис: личность воспитывает личность. Социальный заказ общества и государства образованию преломляется через личность педагога. Без личного непосредственного влияния на воспитанника «истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» (К. Д. Ушинский). Поэтому во все времена ученые и практики внимательно относились к требованиям, предъявляемым к личности педагога. Для того чтобы педагог соответствовал требованиям времени, необходима постоянная работа в сфере его личностного и профессионального роста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой