Формирование грамматико-коммуникативной компетенции «вторичной» языковой личности франкоговорящих иностранных студентов при изучении предложно-падежных конструкций с пространственным значением
Стратегия данного исследования заключалась в том, чтобы построить теорию обучения способам выражения пространственных отношений в русском языке на основе системно-функционального подхода к формированию грамматико-коммуникативной компетенции ЯЛ2. Ядро этой теории составляет ее основные положения о принципах, методах и приемах поэтапного обучения ППК с пространственным значением в единстве… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ВТОРИЧНОЙ» ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ФРАНКОГОВОРЯЩИХ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.
1.1. Языковая картина мира и формирование «вторичной» языковой личности при обучении грамматике русского языка иностранных студентов.
1.2. Системно-функциональное описание 1111К с пространственным значением в лингвометодическом аспекте.
1.2.1. Структурно-семантическая организация русских ППК с пространственным значением.
1.2.2. Интегративное взаимодействие языковых единиц разных уровней в процессе усвоения иностранными студентами ППК с пространственным значением в системно-функциональном аспекте.
1.2.3. Текст как высшая единица обучения.
1.2.4. Сопоставительное описание систем пространственных значений в русских и французских ППК.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ВТОРИЧНОЙ» ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ФРАНКОГОВОРЯЩИХ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ.
2.1. Речевая деятельность и грамматическое структурирование речевых высказываний при обучении грамматике русского языка франкоговорящих студентов.
2.2. Соотношение теоретических знаний и практических навыков и умений в процессе формирования грамматико-коммуникативной компетенции франкоговорящих студентов.
2.3. Характер грамматических ошибок в речи франкоговорящих иностранных студентов подготовительного отделения, причины их появления и устойчивости (на материале констатирующего эксперимента).
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФРАНКОГОВОРЯЩИХ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕН&trade- В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
3.1. Принципы обучения предложно-падежным конструкциям с пространственным значением иностранных студентов в процессе формирования их грамматико-коммуникативной компетенции.
3.2. Методы и приемы формирования грамматико-коммуникативной компетенции франкоговорящих студентов при обучении ППК с
1 пространственным значением.
3.3. Комплекс упражнений экспериментального обучения.
3.4. Проверка эффективности экспериментальной методики обучения франкоговорящих студентов предложно-падежным конструкциям с пространственным значением.
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л.: Наука, 1988. — 238 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. — 472 с.
- Акишина A.A., Жаркова Т. Л., Акишина Т. Е. Игры на уроках русского языка: Учебное наглядное пособие. М.: Рус. яз., 1988. — 96 с.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. Под ред. A.A. Леоньтева и Т. В. Рябовой. Изд-во Моск. ун-та, 1970. 165 с.
- Алексеева H.H. Комплексный подход к обучению видам речевой деятельности на русском языке нерусских студентов. М.: Высшая школа, 1983.- 16 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.
- Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. Вестник высш. шк., 1972. С. 17−26.
- Анисимов Г. А. Научные основы изучения морфологии русского языка в чувашской школе. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1989. — 39 с.
- Анисимова Л.В. Систематизация и углубление грамматических знаний. Учебные задания по спецкурсу. -М: Изд-во РУДН, 1993. 60 с.
- Ю.Аношкина Л. К. Определение уровня подготовки студентов к изучению русского языка как иностранного на подготовительном факультете. М.: Изд-во УДН, 1987. — 24 с.
- Антропова Н.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 24 с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. -М.: Наука, 1974.-368 с.
- Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.: Наука, 1967. 248 с.
- Арваш Н.Н. О взаимосвязи лексического и грамматического уровней при обучении русскому языку как иностранному. В кн.: Проблемы учебника русского языка как иностранного. М., 1980. С. 63−73.
- Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи. Изд-во Моск. ун-та, 1975. 125 с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Арутюнов А.Р., Костина И. С. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков: (Конспекты лекций). -М.: ИРЯП, 1992.- 147 с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. — 383 с.
- Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1987. — 243 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 543 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Классификация методов обучения и критерии их оптимального выбора // Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1981. — С. 5 — 47.
- Бабов К.Г. Проблемы интерференции в процессе обучения русскому языку в болгарской школе. София: Нар. просвета, 1974. — 165 с.
- Байкова Л.С. Теория и практика коммуникативного обучения русскому языку в национальном вузе. Таллин, 1983. — 124 с.
- Баранникова Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления. В кн.: Проблема двуязычия и многоязычия. М., Наука, 1972.-С. 140- 147.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 444 с.
- Белошапкова В.А. Расширенные структурные схемы русского предложения // РЯЗР. 1979. — № 5. — С. 63 — 68.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Пособие для преподавателей и студентов М.: Просвещение, 1965. -227 с.
- Берулаева М.Н. Гуманизация образования: направление и перспективы // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 23 — 27.
- Берулаева М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 191 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3 — 8.
- Бланш Фахер. Обучение русской падежной системе арабоговорящих учащихся на начальном этапе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.-22 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. — Л., 1984. -31 с.
- Богоявлинский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 42 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11 — 17.
- Бондаренко B.C. Временные отношения, выражаемые в современном русском языке с помощью предлогов // Ученые записки МГПИ им. В. П. Потемкина. т. 42. — М., 1957. — С. 99 — 115.
- Бондарко A.B. Принципы построения функциональной грамматики современных славянских языков // Грамматическое описание славянских языков концепции и методы. М., 1974. — С. 23 — 31.
- Бондарко A.B. Функциональная грамматика. JI.: Наука, 1984. — 124 с.
- Бондарко A.B. и др. Теория функциональной грамматики. JI.: Наука, 1987.-347 с.
- Бутакова Е.С. Развитие речевой културы учащихся в процессе личностно-ориентированного изучения русского языка. Дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1996. — 355 с.
- Быстрова Е.А. Теоретические основы обучения русской фразеологии. М.: Педагогика, 1985. — 136 с.
- Вагнер В.Н. Обучение сознательному конструированию речевых высказываний. В сб.: Русский язык для студентов иностранцев. Вып. 20. М.: Русский язык, 1981. — С. 147 — 155.
- Вагнер В.Н. Национально ориентированная методика в действии // РЯЗР. 1988.-№ 1.-С. 70−75.
- Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка в англо и франкоязычных группах. Раздел: Части речи (наречия, имя прилагательное, предлоги). Пособие для преподавателей. М.: РУДН, 1991.-48 с.
- Ванеева В.Н., Вишнякова Т. А., Остапенко В. И. Учебник русского языка для франкоговорящих. М.: Русский язык, 1977. — 440 с.
- Василенко Э.П. Определение объема языкового материала для обучения русскому языку на первоначальном этапе. Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1969.-27 с.
- Василенко Э.П. Принципы учета родного языка // РЯНШ. 1982. — № 5.- С. 20 26.
- Васильева А.Н. Единая методическая периодизация полного практического курса русского языка для иностранных студентов-русистов // Теория и практика обучения русскому языку иностранных студентов-филологов. М.: Русский язык, 1984. — С. 69 — 79.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. — № 5.
- Виноградов В.В. Русский язык . М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
- Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения. М.: Изд-во МГУ, 1972.-57 с.
- Вишнякова Г. А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М.: Русский язык, 1982. — 124 с.
- Владимирский Е.Ю. Предлоги при географических названиях // РЯЗР-1967.-№ 2.- С. 68−71.
- Владимирский Е.Ю. Система предлогов с пространственным значением.- В кн.: В помощь преподавателям русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1968.-С. 25 -30.
- Владимирский Е.Ю. Система предложно-падежных конструкций с пространственным значением в современном русском языке.
- Дисс. канд. фил. наук. М., 1972.
- Владимирский Е.Ю. Выражение пространственных отношений // Русский язык за рубежом. 1979. — № 1. — С. 27 — 35.
- Владимирский Е.Ю. Выражение пространственных отношений при помощи предложно-падежных конструкций // Русский язык как иностранный: актуальные вопросы описания и методики преподавания. Сб. спецкурсов. М.: Русский язык, 1982. — С. 87 — 118.
- Вопросы сопоставительной аспектности. Л.: ЛГУ, 1978. — 195с.
- Воскобойникова A.B. Синонимия предложно-падежных конструкций в современном русском языке. Киев, 1989. — 131 с.
- Всеволодова М.В., Владимирский Е. Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. -М.: Русский язык, 1982. 264 с.
- Всеволодава М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 283 с.
- Всеволодова М.В. Методологические аспекты функционально-коммуникативного описания языка // Русский язык за рубежом. 1986. -№ 4.-С. 50−53.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: 1956. — 519 с.
- Вятютнев М.Н. О методах обучения иностранным языкам. Некоторые принципы оптимального метода // Русский язык за рубежом. 1971. — № 1.- С. 20−25.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника РКИ. (Методические основы). М.: Рус.яз., 1984.- 144 с.
- Вятютнев М.Н. Методологические аспекты современного учебника русского языка как иностранного. М., 1986. — 42 с.
- Гадалина И.И. К вопросу об изучении ошибок в речи студентов-иностранцев. В сб.: Экспериментальные исследования в методике преподавания РКИ. Под. ред. Митрофановой О. Д. М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 14−30.
- Гак В. Г. Сопоставительное изучение языков и лингвистическая типология // РЯЗР 1974. — № 3. — С. 35 — 40.
- Гак В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским. М.: Рус.яз., 1975.-278 с.
- Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М.: Международные отношения, 1977. — 264 с.
- Гак В. Г. Межъязыковое сопоставление и преподавание иностранного языка // ИЯШ 1979. — № 3. — С. 3 — 11.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец, A.B., Карпова С. Н. Актуальные вопросы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
- Гаркавенко Н.И. О выработке навыков употребления падежей имени существительного. В сб.: Экспериментальные исследования в методике преподавания РКИ. Под ред. Митрофановой О. Д. М.: Изд-во МГУ, 1975. -С. 30−35.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
- Голубева Э.А. Способности и ндивидуальность. М., 1993. — 125 с.
- Городилова Г. Г. Развитие навыков и умений говорения у студентов иностранцев на начальном этапе обучения русскому языку. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1969.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Руский язык, 1979.-208 с.
- Городилова Г. Г. Лингвистическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов. Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1989.-35 с.
- Гохлернер М.М. Понятие «единица усвоения» при обучении грамматическим явлениям иностранного языка // Психология грамматики. М.: Наука, 1968.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1972. -432 с.
- Двинянинова Г. С. Предложно-падежная система в русском и английском языках. Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1978. — 24 с.
- Дерибас J1.A. Русский язык на курсах. -М: Русский язык, 1982. 272 с.
- Дешериева Т.А. Субъектно-объектные отношения в разноструктурных языках. М.: Высшая школа, 1985. — 175 с.
- Дешериева Ю.Ю. Коммуникативные основы национально ориентированного учебника русского языка для иностранцев // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1977. — С. 90 — 102.
- Дзуцев Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной речи в национальной школе. -Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991.-41 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. (Под ред. Давыдова В.В.). М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку. -Л.: ЛГПИ, 1985.-87 с.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1989. — 43 с.
- Дорофеева Т.М. Синтаксическая сочетаемость русского глагола. М.: Русс.яз., 1986.- 112 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. -904 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука., 1984. — 268 с.
- Есаджанян Б.М. Изучение русских предлогов и предложных конструкций в армянской школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ереван, 1960. — 16 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Наука, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы оценки знаний по русскому языку и умственное развитие школьников // Вопросы психологии. 1972. -ЖЗ.-С.71 -85.
- Заирная Л.П. Совершенствование содержательной стороны устной иноязычной речи на основе системы учебных текстов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. -15 с.
- Забелина H.A. Учет социально-личностных факторов в обучении иностранным языкам. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 16 с.
- Зардиев Ш. Р. Функциональный подход к изучению падежной системы имен существительных русского языка в таджикской школе. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1994. -185 с.
- Зарубина Т.Д. Текст: лингвистический и методический анализ. М.: Русский язык, 1981. — 112 с.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: МГУ, 1976.-307 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Педагогика, 1978. — 153 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Рус. яз., 1989. -219 с.
- Золотова Г. А. О структуре простого предложения в русском языке// Вопросы языкознания. 1967. — № 6. — С. 90 -101.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973.-351 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368 с.
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. — 440 с.
- Иванов В.В. Принципы и приемы отбора учебного материала для курса русского языка как иностранного на начальном этапе обучения // Вопросы лингвистического описания русского языка в целях обучения. М., 1975.
- Иванов В.В. Чет и нечет: ассиметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. — 185 с.
- Игнатова И.Б. Текст как основная единица обучения иностранных студентов-филологов // Вопросы коммуникативной методики в национальной школе. М., 1989.
- Игнатова И.Б. Грамматические упражнения. Часть I. Мет. рекомендации и учебные задания для иностранных студентов. Белгород: Изд-во БГПИ, 1989.- 100 с.
- Игнатова И.Б. Практическая грамматика. Учебная программа для ин. студ. подготовительного ф-та. Белгород, 1994. — 12 с.
- Игнатова И.Б. Практическая грамматика. Учебное пособие для иностранных студентов подготовительных факультетов. Белгород: БГПУ, 1995.- 176 с.
- Игнатова И.Б. Учет родного языка студентов при формировании коммуникативной компетенции // Пути интенсификации процесса обучения ин. студентов. Белгород, 1995. — С. 125−137.
- Игнатова И.Б., Петрова Л. Г. Корректировочный курс русского языка для иностранных студентов гуманитарных факультетов (1-ый год обучения). -Москва-Белгород, 1996. 135 с.
- Игнатова И.Б. Теоретические основы обучения русской грамматике иностранных студентов. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 196 с.
- Игнатова И.Б., Петрова Л. Г. Способы выражения причинно-следственных отношений в русском языке: лингвометодический анализ. -Белгород, 1999. 101 с.
- Игнатова И.Б., Еременко Н. В. Личностно-ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам с временным значением. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 218 с.
- Игнатова И.Б., Петрова Л. Г. Обучение грамматическим основам русской речи. Учебное пособие для студентов-иностранцев. Белгород: БелГУ -Логия, 2001.-482 с.
- Игнатова И.Б., Самосенкова Т. В. Культура речевого общения как один из путей формирования языковой личности иностранного учителя-русиста. Белгород: БелГУ — Логия, 2001. — 134 с.
- Игнатова И.Б., Петрова Л. Г., Самосенкова Т. В. Обучение русскому языку иностранных студентов-русистов в русле концепта «языковая личность»: Монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 304 с.
- Иевлева З.Н. Грамматика в речевых ситуациях // РЯНШ. 1969. — № 1. -С. 30−35.
- Иевлева З.Н. Цели обучения и принципы отбора грамматического материала для начального этапа обучения // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: МГУ, 1971. — С. 144 — 147.
- Иевлева З.Н. Отбор грамматического материала для начального этапа обучения русскому языку иностранцев. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1977. -23 с.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для студентов-иностранцев. М.: Рус.яз., 1981. — 143 с.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Рус. яз, 1986.- 160 с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения // Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. — С. 54 — 60.
- Изаренков Д.И. Когнитивные процессы и обучение устной иноязычной речи // Вестник МАПРЯЛ. 2002. — № 36. — С. 30 — 40.
- Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л., 1989. — 61 с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. -М.: Рус. яз., 1975. 152 с.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка. М., 1992. -125 с.
- Исаев Н.П. Выбор лингвистического описания и его методическая интерпретация (на примере словоизменения русского глагола). Дисс. канд. пед. наук. М., 1981.
- Кабаров М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: 1983. — 25 с.
- Каган О. Теория и практика написания личностно-ориентированного учебника русского языка как иностранного. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1997.-213 с.
- Каменская О.Л. Компоненты семантической структуры текста. Дис.. д-ра филол. наук. — М., 1988. — 419 с.
- Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку. -М.: Просвещение, 1978. С. 64 — 75.
- Капитонова Т.Н., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М.: Рус.яз., 1979. — 224 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -363 с.
- Караулов Ю.Н. Так что же такое языковая «личность» // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. — С. 63−65.
- Карпов В.А. Язык как система. Минск: Вышейш. шк., 1992. — 301 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. JI.: Наука, 1972.-216 с.
- Киров Е.Ф. Теоретические проблемы моделирования языка. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 255 с.
- Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. М.: МГУ, 1987. — 78 с.
- Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1995. -45 с.
- Коверлят A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слова и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. — 238 с.
- Кодухов В.И. Функции языка и речи и функциональная грамматика. // Языковая системность при ком. обучении. М.: Рус. яз., 1988.-С. 17−26.
- Кокорина С.И. Проблемы описания грамматики русского языка как иностранного. М., 1982. — 132 с.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980. 147 с.
- Коммуникативный минимум. / Сост. Саяхова Л. Г., Флекенштейн к и др./ -Уфа, 1989.-37 с.
- Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1970. — 119 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей РКИ. М.: Рус.яз., 1984. — 159 с.
- Костомаров В.Г. Требования к грамматическим упражнениям. // Материалы пятого международного методического семинарапреподавателей русского языка стран социализма. М.: МГУ, 1965. — С.
- Крылова O.A. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 1993.
- Кубрякова Е.С. Наминативный аспект речевой деятельности. М., 1986.- 156 с.
- Кудрявцев H.A. Психология текстового мышления. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.
- Кулак O.A. Функциональный синтаксис и семантика. М.: Изд-во РУДН, 1991.-86 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 127 с.
- Левченко Е.Б. Учебные задания по грамматике русского языка. Научный стиль речи. М.: РУДН, 1992. — 42 с.
- Лексика. Грамматика: Учебник для зарубежных преподавателей /Колесникова, Успенская И. Д., Дорофеева Т. М. и др./ М.: Рус. яз., 1986.
- Леонтьев A.A. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев A.A. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранному языку // РЯЗР. 1982. -№ 4.-С. 21 -25.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1969. — 214 с.
- Леонтьев A.A., Рябова Т. В. Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. М.: МГУ, 1972. — 106 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М: Смысл, 1997. — 288 с. 199.209.16 с. 280 с.
- Леонтьев A.A. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Память в усвоении иностранного языка // ИЯШ. 1975. -№ 3.-С. 91 -96.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1980. — 185 с.
- Ливер Б. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 47 с.
- Лингвистика текста. Материалы научной конференции. М.: МГПИИЯ им. М. Терезы. — 4.1. — М., 1984. — 230 с.
- Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М.: Наука, 1987. — 182 с.
- Лингвистическое описание русского языка в учебных целях. / Отв. ред. Н. М. Шанский, Т. Ф. Ефремова. М.: АПН СССР, 1981. — 88 с.
- Ломов A.M. Очерки по русской аспектологии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.- 140 с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 90 с.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975. — 120 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 320 с.
- Львов М.Р. Основные понятия методики преподавания и методическая терминология // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 41 — 44.
- Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука, 1982. — 255 с.
- Мартынова М.А. К поиску путей оптимальной организации принципа сознательности при формировании у иностранных учащихся грамматических обобщений. Сб. методических статей. М.: Русский язык, 1980.-С. 6- 14.
- Мартынова М.А. Грамматические обобщения в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка для студентов нефилологов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 25 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. М.: Русский язык, 1983. — 168 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. О. Д. Митрофановой, В. Г. Костомарова и др. М.: Русский язык, 1990. -268 с.
- Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Рус. яз., 1985.- 128 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста: Пособие по грамматике немецкого языка для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высш. школа, 1981. — 183 с.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: Лингводидактические основы обучения русскому языку иностранных студентов-нефилологов.- М.: Рус. яз., 1988, — 176 с.
- Напольнова Г. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 110 с.
- Немов P.C. Основные трудности и требования, предъявляемые к научному эксперименту в методике преподавания РКИ // РЯЗР. 1988. -№ 2. — С. 45 — 49.
- Нечаева Е.В. Причины возникновения и некоторые способы устранения ошибок иностранцев, овладевающих русским языком. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1990.- 153 с.
- Нуржанова М.Н. Функционально-семантический аспект в обучении грамматике. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.
- Образовательная программа по русскому языку. Элементарный уровень. Базовый уровень Первый сертификационный уровень. М.: РУДН, 2001.
- Обшая психология. / Под. ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1970.-432 с.
- Ольшанский И.Г. Лингвистический анализ ошибок в русской речи иностранцев. В кн.: Памяти В. В. Виноградова. М., 1971. — С. 164 — 170.
- Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. М.: Рус. яз., 1978. — 143 с.
- Основы теории речевой деятельности // Коллективная монография. -М.: Наука, 1974. 368 с.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986.
- Павиленис Р.И., Петров В. В. Язык как объект лингвометодического анализа: новые тенденции и перспективы // Вопросы философии. 1987. -№ 7.
- Панда А.К. Обучение хиндиговорящих учащихся предложно-падежным конструкциям с пространственным значением. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. — 16 с.
- Панюкова C.B. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологии. М., 1998. — 119 с.
- Парра Е.В. Интенсификация преподавания теории современного русского языка иностранным студентам-филологам. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1985. — 16 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Рус. яз., 1977. — 216 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Педагогика школы / Под общ. ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.
- Петровский A.B. Личность // Общая психология. М., 1986. — 345 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. -247 с.
- Попова З.Д. Падежные и предложно-падежные формы русского языка в связной речи. Воронеж, изд-во ВГУ, 1971. 90 с.
- Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов нефилологов. / B.C. Девятайкина, В. В. Добровольская, З. Н. Иевлева и др. М.: Рус. яз., 1984. — 184 с.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Т. I-II. (Общ. ред. В.И. Борковского). М.: Учпедгиз, 1958.-536 с.
- Присяжнюк Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1983. — № 2. — С. 67 — 72.
- Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — 360 с.
- Проблемы отбора учебного материала. / Под ред. М. Н. Вятютнева. -М: МГУ, 1971.- 139 с.
- Проблемы функциональной грамматики: Тез. конф. / Звенигород, 1983. Отв. ред. В. Н. Ярцева. М., 1983.
- Программа по русскому языку для студентов-иностарнцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. М.: Русский язык, 1985. — 79 с.
- Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. (Сборник статей). / Под. ред. Леонтьева A.A., Зарубиной Н. Д. М.: Рус. яз., 1977.- 175 с.
- Психология грамматики. / Под ред. Леонтьева A.A., Рябовой T.B. М.: Наука, 1968.
- Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. / Под ред. Леонтьева A.A., Рябовой T.B. М.: МГУ, 1972. — 105 с.
- Пути интенсификации процесса обучения иностранных студентов. / Отв. ред. И. Б. Игнатова. Белгород: БГПУ, 1995. — 232 с.
- Рогова Г. В. О методах и приемах обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1975. — № 2. — С. 87 — 94.
- Рогова Г. В. Цели и задачи обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. М.: Русский язык, 1991.-С. 75 -82.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1977. — 143 с.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка. М.: Рус. яз., 1985. — 126 с.
- Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь справочник. Для работников печати. М.: Книга, 1986. — 304 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Педагогика, 1989. — т.1. -486 с.
- Русская грамматика. М.: Изд-во Академии наук СССР. Т. 1. — М., 1980. — 783 с. — Т. 2. — М., 1980. — 709 с.
- Самарин Ю. А. Очерки психологии ума: Особенности умственных действий. М: АПН СССР, 1962. — 504 с.
- Севостьянова В.П. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции учащихся средней школы в процессе изучения падежей русского языка на системно-функциональной основе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 16 с.
- Серебренников Б.А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация (общие вопросы). М.: Наука, 1977. — С. 147−187.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПУ, 1991. — 150 с.
- Сидоров Е.В. Основы системной концепции текста. Дис.. д-ра филол. наук. — М., 1986. — 498 с.
- Ситникова О.П. Системно-функциональный аспект изучения предложно-падежных форм имен существительных в курсе «Современный русский язык» в национальных группах педвуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1989.- 18 с.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. -М.: Русский язык, 1990. 176 с.
- Слюсарева H.A. и др. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1983. — 192 с.
- Смирницкий А.И. Об особенностях обозначения направления движения в отдельных языках // ИЯШ 1953. — № 1. — С. 3 — 5.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 270 с.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1978.-341 с.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. М.: Рус. яз., 1979.- 136 с.
- Сопоставительная лингвистика и обучение неродному языку. М., 1987.-275 с.
- Способы выражения обстоятельственных отношений. (Пространство, время, причина) // Сборник упражнений. / Под ред. М. В. Всеволодовой. -М: МГУ, 1973.- 138 с.
- Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения: семиологическая грамматика. М.: Наука, 1981. — 362 с.
- Степанова В.В. Глагольное слово в лексико-системном аспекте его характеристики // Глагол в лексической системе русского языка. Л., 1983.- 138 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высш. шк., 1991. — 182 с.
- Ташев Р.Х. Методика обучения студентов национальных групп русским предложно-падежным конструкциям, выражающим обстоятельственные отношения. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. — 197 с.
- Теория функциональной грамматики. / Отв. ред. A.B. Бондарко. -СПб.: Наука. С-Петербург.отд-е, 1992. 303 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-427 с.
- Типологические развития и сходства языков и проблемы обучения иностранцев русской речи. Ташкент, 1971. — 31 с.
- Текучев A.B. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
- Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. М.: Наука, 1981. — 269 с.
- Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка). Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1984. — 42 с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
- Уфимцева A.A. Лингвистическая сущность и аспекты номинации //языковая номинация (общие вопросы). М.: Наука, 1977. — С. 7 — 98.
- Уфимцева A.A. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980. — С. 5 — 80.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания русского языка как иностранного. М., 1994. — 189 с.
- Хавронина С.А., Широченская А. И. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. М.: Русский язык, 2001. — 240 с.
- Хавронина С.А., Харламова H.A. Русский язык в упражнениях. М.: Русский язык, 1990. — 354 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. -М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
- Харченкова Л.И. Преемственность в работе над текстом при изучении русского языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1985.
- Храпченко М.Б. Текст и его свойства. // Вопросы языкознания. 1985. -№ 2. — С. 3 — 9.
- Цветков И.В. Семантика пространственных обозначений в современном английском языке. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Одесса, 1987.-21 с.
- Чистякова А.Б. Научные основы подготовки по русскому языку иностранных студентов вузов нефилологического профиля. Дис.. д-ра пед. наук. -Харьков, 1994. — 382 с.
- Шаповалова И. А. Теоретические основы обучения учащихся национальных школ лингвистическому анализу текста. Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1994. — 480 с.
- Шатилов С.Ф. Основные проблемы методики обучения грамматическому аспекту устной немецкой речи в школе. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — М., 1972.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: ЛГУ, 1985. — 53 с.
- Шатилов С.Ф. Некоторые вопросы сопоставления иностранного и родного языков в методических целях. // РЯЗР. 1985. — № 5. — С. 51 — 64.
- Шведова Л.Н., Трофимова Т. Г. Пособие по употреблению видов глагола для работы с филологами русистами. — М.: Рус.яз., 1987. — 128 с.
- Шведова Н.Ю. Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельство как самостоятельные распространители предложений // Вопросы языкознания. 1964. — № 6.
- Штульман Э.Я. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд. ВГУ, 1976. — 155 с.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- 157 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. / Под. ред. И. В. Рахманова, 2-е изд. М.: Высш. шк., 1974.- 112 с.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1984. — 126 с.
- Язык и Личность. М.: Наука, 1989. — 216 с.
- Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. Сб. статей. / Институт русского языка РАН. М., 1995. — 286 с.
- Язык: система и функционирование. // Сб. науч. трудов. Под ред. чл-корр. АН СССР Ю. Н. Караулова. — М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Языковая семантика и речевая деятельность. Межвуз. сб. науч. трудов. / Отв. ред. JT.B. Бортэ. Кишинев: Штиинца, 1985. — 110 с.
- Языковая системность при коммуникативном обучении. Сб. статей / Под ред. Лаптевой О. А., Лобановой Н. А., Формановской Н. И. М.: Рус. яз., 1988.- 163 с.
- Языковые уровни и их взаимодействие. Сб. науч. статей. Казань, 1990. — 268 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии ЛОО // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 31 -42.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.-98 с.
- Якобсон Г. К теоретическому обоснованию сопоставительного описания языка. // РЯЗР. 1979. — № 6. — С. 79 — 84.
- Янко-Триницкая Н. А. Русская морфология. М.: Рус. яз, 1982. — 240 с.
- Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М.: Наука, 1980. — 109 с.
- Chamo A.U., O’Meily J.M. The Cognitive Academic Language Learning Approach in Language Issues: Reading for Teachers. Durking D.B. ed. White Plains, New York. Longman Publishers USA, 1995. С 160 — 175.
- Maclntyre P.D., Noels K.A. Using Social-psycological Variables to Predict the Use of Language Learning Strategies. Foreign Language Annals, 1996, volume 29, number 3. C. 373 — 386.
- Mauger G. Grammaire pratique de francais d’aujourd’hui (langue parlee, langue ecrite). Paris: Librairie Hachette, 1968. — 420 c.
- Muller P. Deux approaches pour l’etudes de textes // Francais dans le monde. Septembre, 1985.
- Nunan D. Designing Tasks for Communicative Classroom. Cambridge University Press, 1989. -211 c.
- Oxford R. Language Learning Strategies. Boston: Heine & Heine, 1990. -342 c. т