ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π¦Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ большоС тСорСтичСскоС ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» Π›. Π‘. Выготский. Π’ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ Π•. К. Π“Ρ€Π°Ρ‡Ρ‘Π²ΠΎΠΉ «Π’оспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталого Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°», Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅ΠΉ Π² 1932 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ, ΠΎΠ½ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ ΠΊΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ вопросы ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. Π›. Π‘. Выготский… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π¦Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ тСорСтичСских ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΊ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ являСтся исслСдованиС особСнностСй, возмоТностСй ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… условий формирования Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ посрСдством ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ умствСнно отсталым дСтям ΠΈ ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ прСдставляСт собой Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° развития взглядов Π½Π° ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡƒΠΌΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π³ΠΎ лСчСния. Как извСстно, взгляды эти мСнялись Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития мСдицинских ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ 60−70-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ умствСнно отсталых учащихся Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚риваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ дидактичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, этот вопрос обсуТдаСтся Π² Π½ΠΈΡ… Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ обучСния. Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-мСтодичСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ…, адрСсованных учитСлям Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ спСцифичСской Ρ†Π΅Π»Π΅Π²ΠΎΠΉ установки обучСния выдСляСтся Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, Π° ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡ Π΅Π³ΠΎ нСдостатков. Но Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎ ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ («Π’оспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС», ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π’. Π’. Π’ΠΎΡ€ΠΎΠ½ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Москва, 1994) Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обучСния снова отнСсСна ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ основных дидактичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² (Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Π³Π»Π°Π²Ρ‹ — Π•.А. ΠšΠΎΠ²Π°Π»Ρ‘Π²Π°).

Основная идСя Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния сформулирована Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π›. Π’. Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ²Π° «Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ» (1968): «Π”идактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ Ρ‚рСбования, рассчитанныС Π½Π° ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², приносят извСстный Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ ΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Однако Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚, Π° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ максимальной эффСктивности обучСния для развития школьников».

Π£ ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ вопросов ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ стояли: М. И. ΠšΡƒΠ·ΡŒΠΌΠΈΡ†ΠΊΠ°Ρ, Н. Π‘. Π›ΡƒΡ€ΡŒΠ΅, О. Π›. Π‘Π΅Π»ΠΈΡ…ΠΎΠ²Π°, Π’. А. Π‘ΡƒΠΌΠ°Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ умствСнного развития, Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ² России (Π .М. Боскис, Π’. А. Власова, И. Π“. ВласСнко, А. П. Π“ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π°, Π’. П. Π•Ρ€ΠΌΠ°ΠΊΠΎΠ², Π•. П. ΠšΡƒΠ·ΡŒΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²Π°, А. Π“. Π›ΠΈΡ‚Π²Π°ΠΊ, Π’. Π’. Π ΠΎΠ·Π°Π½ΠΎΠ²Π°, Π’. А. ЀСаклистова ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-пСдагогичСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° опрСдСляСтся ΠΊΠ°ΠΊ систСма ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ЦСлью ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ являСтся исправлСниС (Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅) психичСских ΠΈ Ρ„изичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ аномального Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ Π΅Π³ΠΎ образования, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ содСрТаниС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π²ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΠ²ΡΠ·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ основными ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ систСмы образования ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ послС этого Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ структуры подсистСмы ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Ρ‚Ρ€ΠΈ основныС части: ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, воспитаниС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ нСпосрСдствСнно Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ учащимися ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ опосрСдовано. ВсС Ρ‚Ρ€ΠΈ процСсса — воспитаниС, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ — Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ связаны Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСски Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Π΄Π° ΠΈ Π½Π΅Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ.

Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΏΠΎ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎ обоснованно, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½Π° Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Но ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° говорят ΠΎ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ· Ρ‚Ρ€ΠΈΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ схСмы образования: ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, воспитаниС, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π’ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСском осущСствлСнии ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π²ΠΎ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ процСсс Π½Π΅Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΌ ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания.

ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ — усвоСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ях ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… прСодолСния нСдостатков психичСского ΠΈ Ρ„изичСского развития ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ способов примСнСния ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π›ΡŽΠ±ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ‚носится ΠΈ ΠΊ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ процСссам. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ коррСкция развития Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ². Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ психичСскиС ΠΈ Ρ„изичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ компСнсации Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Ρ‘тся Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-пСдагогичСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅; Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½Π° опрСдСляСт Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС.

Вся систСма ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π° Ρ€Π΅Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ аномального школьника ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΡΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π°Ρ€Π°Π²Π½Π΅ со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ людьми ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Тизнь ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ общСству.

Π Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ большоС тСорСтичСскоС ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» Π›. Π‘. Выготский. Π’ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ Π•. К. Π“Ρ€Π°Ρ‡Ρ‘Π²ΠΎΠΉ «Π’оспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталого Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°», Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅ΠΉ Π² 1932 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ, ΠΎΠ½ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ ΠΊΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ вопросы ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. Π›. Π‘. Выготский ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ вопрос, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ встаёт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΡ‹ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠΌ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталого Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ: ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ смысл Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ»ΠΎΡΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ усилия Π½Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталого Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ΄ΠΈΠΎΡ‚Π°, Ссли Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ этих усилий ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, достигнутыми Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Π½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ? Диспропорция ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ усилиями ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Ρ€Π°Π· Π²Π½ΡƒΡˆΠ°Π»ΠΎ самыС пСссимистичСскиС Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌ исслСдоватСлям, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΌ ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ с ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской стороны… Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ взгляд ΠΈ Ρ‚СорСтичСски ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСски Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΈ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ Π•. К. Π“Ρ€Π°Ρ‡Ρ‘Π²ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° краснорСчивым языком Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π³Π°Π΅Ρ‚ эту ΠΏΠ΅ΡΡΠΈΠΌΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈΡΡ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ идСю пСдагогичСского ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталым дСтям … ВоспитаниС Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ отсталому Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΡƒ большС, Ρ‡Π΅ΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ, — Π²ΠΎΡ‚ основная идСя всСй соврСмСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ».

Π¦Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ с Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ воспитания всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ спСцифичныС.

ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ для обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — содСйствиС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сторон личности, сглаТиванию ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, воспитаниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ трудоспособными ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ общСства. Для Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ эти Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ достигнутых успСхов, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ особыС мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΡ‹, ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ.

ЦСль ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталыми Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ счСтС, — ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация, трудоустройство ΠΈ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ приспособлСниС ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ…, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΈΠ· ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды. НСобходимо, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ всС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹, став взрослыми, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ сСбя ΠΎΠ±ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Π² Π±Ρ‹Ρ‚Ρƒ ΠΈ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… производствСнных Ρ†Π΅Ρ…Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΈ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅.

ДостиТСниС поставлСнных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ обСспСчиваСтся Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… основных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹:

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ всСх психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡ ΠΈΡ… Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ². ОсновноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

  • 1. ВоспитаниС Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. ОсновноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ воспитаниС.
  • 2. Π’Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. ЀизичСскоС воспитаниС. БамообслуТиваниС.
  • 3. Бытовая ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ всСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

РСализация поставлСнных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ идСю Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, нСльзя Π²ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π· ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ эффСкта ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ссли ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ идСям Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… возмоТностям ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΡΠΌ ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, — ваТнСйшСС ΠΈ Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ условиС для развития всСй ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НСобходимо Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρƒ Π½ΠΈΡ… осущСствляСтся элСмСнтарный пСрСнос Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ примСнСния ΠΈΡ… Π΄Π»Ρ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. Для достиТСния Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ эффСкта, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ рассчитано Π½Π° Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·ΠΎΠ½Ρ‹ блиТайшСго развития, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возрастного ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°.

Для Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ особСнно Π²Ρ€Π΅Π΄Π½Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ повторСния ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ осмыслСнного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°; ΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠ΅ словСсного обучСния Π² Ρ€Π°ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ…аничСскоС Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅; Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстов ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΎ — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π±Π΅Π· ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π° Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎ — дСйствСнноС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащихся; ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡˆΡ‚Π°ΠΌΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π±Π΅ΡΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ†ΠΈΡ„Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ счСту. ВсС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ — практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся с Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ сопровоТдСниСм ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Π½Π° Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ…, Π½ΠΎ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, особСнно младшСго возраста, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ прСимущСствСнно Π² Ρ‚Π΅Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ обучСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ организация постоянной Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ — практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ умствСнно отсталых Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…. Π’ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ — практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π±Ρ‹Π»ΠΈ осущСствлСны ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚упности обучСния.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ