Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования
![Диссертация: Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования](https://westud.ru/work/3539714/cover.png)
Диссертация
В противовес приведенной выше цитате можно привести ссылку на психологическую теорию о сущности процессов творчества и истоках творческой интуиции в связи с процессом взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга человека. В этой теории отмечается, что традиционно «процесс преобразования информации при решении задачи рассматривается только как переход от чувственного правостороннего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема непрерывности в теории и практике дошкольного и начального школьного математического образования ребенка
- 1. 1. Проблема целей непрерывного математического образования на дошкольной и начальной школьной ступенях образования
- 1. 2. Проблема преемственности в системе дошкольного и начального школьного математического образования
- Глава 2. Современное состояние теории и практики дошкольного математического образования
- 2. 1. Современные программы математического образования дошкольников
- 2. 1. 1. Содержательный и методический анализ математического блока программы «Радуга»
- 2. 1. 2. Содержательный и методический анализ математического блока программы «Детство»
- 2. 1. 3. Содержательный и методический анализ математического блока программы «Развитие»
- 2. 1. 4. Содержательный и методический анализ дошкольного математического блока программы «Школа 2000»
- 2. 1. Современные программы математического образования дошкольников
- 3. 1. Математическое развитие ребенка как цель математического образования на дошкольном и начальном школьном этапе образования
- 3. 2. Влияние математического развития на личностное развитие ребенка.,
- 3. 3. Отбор содержания для организации математического развития ребенка младшего возраста (психолого-педагогическое обоснование)
- 4. 1. Моделирование как образовательная технология математического развития дошкольников и младших школьников
- 4. 2. Методические принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников»
- 4. 3. Основные направления математического развития младших школьников
- 4. 3. 1. Анализ содержания учебников математики для начальных классов
- 4. 3. 2. Методические принципы отбора содержания для организации математического развития младших школьников
- 5. 1. Развитие конструктивного мышления дошкольника как основа его математического развития
- 5. 2. Система логико-конструктивных заданий на математическом содержании как основа организации деятельности на математическом занятии при работе с детьми дошкольного возраста
- 5. 3. Методическое обеспечение математического развития младших школьников
Список литературы
- Абашина B.B. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. — Сургут, 1998. — 184с.
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах //Под ред М. И. Моро, А. М. Пышкало. М., 1977. -247 с.
- Акимова М.К., Козлова В. П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992. — 79 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 125 с.
- Аматуни И.Л. Некоторые условия, способствующие формированию творческого мышления дошкольников. Сообщение 1. Возможности развития мышления при традиционном обучении. // Новые исследования в психологии. М., 1973. № 1 (7). С. 52 -53.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети! — М., 1983. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1986. — 175 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М., 1987. — 205 с.
- Амонов Н.К. Психологические особенности развития математического мышления у учащихся 5−9 классов. Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. -129 с.
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика, 1953.-№ 2. с. 23−25.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997. — 373 с.
- Анищенко O.A. Условия формирования предпосылок учебной деятельности // Дошкольное воспитание, 1979. № 5. с. 39−41.
- Анищенко O.A. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. пед наук. М., 1980. -183с.
- Анищенко O.A. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание, 1983. № 6. — с. 36 — 37.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / В кн. «Психология формирования и развития личности». Отв. ред. Л. И. Анциферова. М., 1981. — с. 67 — 87.
- Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. -М., 2000. 68 с.
- Атаханов Р. Уровни развития математического мышления // Под ред. В. В. Давыдова. Душанбе, 1993. — 174 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников.) Дисс. докт. пед. наук. М., 1973.-517 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. — 192 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1989. — 320 с.
- Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000. — 308 с.
- Березина Р.Л., Данилова В. В., Рихтерман Т.Д и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М., 1987. — 175 с.
- Бершадский М.Е. На пути к технологии когнитивного обучения // Школьные технологии, 2002. № 4. — с. 3 — 17.
- Бершадский М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003. — 256 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Отв. ред. акад. Б.Кедров. Ростов -на -Дону, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора психол. наук. М., 1987. -42с.
- Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. Сб. науч. трудов. М., 1983. — с. 115 — 125.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968. — 464 с.
- Бондаренко A.K. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. — 160с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. с англ. Под ред. А. Р. Лурия. М., 1962.-84 с.
- Брунер Дж. Психология познания. Пер. с англ. М., 1977. — 412 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1985.-96с.
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. -М., 1990. 136 с.
- Вахрушева Л.И. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. Москва, 1996. — 231 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969. -364 с.
- Венгер Л.А. и др. Подготовка детей к школе в семье. / Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., 1976. — 192с.
- Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе. // В кн. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. — с. 10 — 19.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. Учебное пособие. М., 1988. -335 с.
- Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989. — 126 с.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л., 1989. — 65 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М., 1987. — 336с.
- Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа, 2000. № 1. — с.7 -11.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.- 173 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) //
- Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442 с.
- Возрастные и индивидуальные возможности образного мышления учащихся // Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. — 224 с.
- Вопросы общей методики преподавания математики // Л. Ф. Пичурин и др. -М., 1979.-80 с.
- Восприятие и действие // Под ред A.B.Запорожца. М., 1967. 321 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // В кн. «Умственное развитие детей в процессе обучения». М., 1935. — с. 438 — 452.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. психологич. исследования. М., 1956. — с. 438 — 452.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1983. — Т. З — с. 21 — 89.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч. в 6-ти т. -М., 1984.-Т. 6.-с. 5−90.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969. № 1. — с. 15 — 25.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. T.II. М., 1959. — с. 441 — 469.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 118 с.
- Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001. — 112 с.
- Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование, 1998. № 1. — с. 93 — 100.
- Генезис сенсорных способностей // Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976. -256 с.
- Гибш А.И. Принципы, формы и методы обучения математике. Известия АПН СССР. Вып. 92. 1958.
- Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. -М., 1978. 104 с.
- Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе, 1991. № 4. — с. 3 — 9.
- Годовикова Д.Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно исследовательской деятельности в новой ситуации // Новые исследования в психологии, 1974. — № 2 (10). — с. 28 — 31.
- Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений устарших дошкольников и первоклассников. Автореф.дис. канд. пед.наук. М., 1988.- 16 с.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов // Бугрименко Е. А., Венгер A. JI и др.-М., 1992.- 127с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988. — 565с.
- Гринева A.B. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1995.-20 с.
- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М., 1982. — 300с.
- Груденов Я. И Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М., 1987. — 159с.
- Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Автореф. докт. дисс. М., 1999. — 38 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М., 2000.-224 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. — 190с.
- Давайте поиграем: математические игры для детей 5−6 лет. Под ред. A.A. Столяра. М., 1996. — 80 с.
- Давидчук А.Н. Формирование учебных умений у детей подготовительной группы // В кн. «Актуальные вопросы подготовки детей к школе». М.: АПН СССР, 1985.-с. 10−81.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольноевоспитание, 1970. № 4. — с. 50−52.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1981. № 6. — с. 13−26.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 240 с.
- Данилова В.В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей 1,6−3 лет. Д., 1973. — 236 с.
- Данилова В.В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия. Для студентов средних педагогических заведений. М., 1997. — 157с.
- Демина Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. Дисс. канд. пед. наук. Барнаул, 1999. — 248 с.
- Дети с временными задержками развития // Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971.- 184 с.
- Дети с задержкой психического развития // Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — 256с.
- Детство. Программа развития и обучения детей в детском саду // В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. // Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995. — 288с.
- Диагностика умственного развития дошкольников // Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978. — 248 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. // Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1986. — 188 с.
- Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995. — 399 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. — 192с.
- Дорофеев Г. В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе, 1998. № 5. — с. 70 -77.
- Дорохина В.Т. Исследование процесса принятия учебного задания.
- Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1977. — 17с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 149 с.
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М., 1994. — 64с.
- Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание, 1995. -№ 1. с. 46 — 50.
- Еник O.A. Проблема профессионального математического образования студентов факультетов дошкольного воспитания. Тольятти, 2000. — 211 с.
- Ермолаева Л.И. Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами. Д., 1982. — 239 с.
- Ерофеева Т.Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. -М., 1992. 189с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. — 112 с.
- Зак А. З. Исследование типов мышления у младших школьников // Новые исследования в психологии, № 1 (18). М., 1978. — с. 57−61.
- Зак А. З Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М., 1984.- 152 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь // В кн. «Избранные педагогические труды». М&bdquo- 1990. — с. 23 -83.
- Занков J1.B. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) / В кн. «Избранные педагогические труды». М., 1990. — с. 84 -318.
- Запорожец A.B. Развитие мышления / В кн. «Психология детей дошкольного возраста.» М., 1964. — с. 183 — 246.
- Запорожец A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1972. № 4. — с. 37 — 42.
- Запорожец A.B. Проблемы всестороннего развития и подготовки кшколе детей дошкольного возраста / В кн. «Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе». М., 1973. -с.З -6.
- Запорожец A.B. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста // Советская педагогика. 1973. № 1. — с. 32 — 37.
- Запорожец A.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание, 1977. № 8. — с. 30 — 34.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / В кн. «Принцип развития в психологии» -М., 1978. с. 243 — 267.
- Зверева М.В. Метод исследования индивидуальных вариантов развития младших школьников / В кн. «Индивидуальные варианты развития младших школьников». М., 1973. — с.5 — 49.
- Зворыгина Е. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления // Дошкольное воспитание, 1981. № 12. — с. 38 — 45.
- Змановский Ю.Ф. Психофизиология ребенка и дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание, 1980. № 8. — с.33 — 36.
- Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание, 1983. № 2. -с.41 -44.
- Зыкова В.И., Калмыкова З. И., Орлова A.M. Об учащихся с замедленным темпом развития // Советская педагогика, 1968. № 10. — с. 58 -69.
- Иванова Т.И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2001. — 279 с.
- Истомина Н.Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе. Диссертация в виде научного доклада на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1995. — 42 с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2000. 288с.
- Кабанова Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. — М., 1962. — 376 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-200с.
- Карандашев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Минск, 1981. — 208 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. -174 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993. -№ 1. с. 13 — 23.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М., 1988. — 285с.
- Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии // Под ред. В. А. Успенского. М., 1991.-221 с.
- Колмогоров А.Н. К проблеме развития математических способностей. Ответы на вопросы анкеты В. А. Крутецкого и комментарий. Из научного архива // Вопросы психологии, 2001. № 3. — с. 101 — 116.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1998. — 186 с.
- Колягин Ю.М. Русская школа математического образования. М., 2001. -318с.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч. («Великая дидактика»). М., 1982. — Т.1. — с. 246 — 476.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002, Март 6. с. 11 — 40.
- Концепция начального образования. Пышкало A.M., Давыдов В. В., Журова Л. Е. // Начальная школа, 1992. -№№ 7- 8. с. 62 -67.
- Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Проект // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 10. — с.8.26.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 2001 .-314с.
- Кочелаева Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1997.- 18 с.
- Кочурова Е.Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников. М., 1995. — 175 с.
- Кошенова М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1997.- 16 с.
- Красницкая Г. С., Борщанская Б. Р., Ненашева Л. А., Семушкина Л. Г. Практикум по дошкольной педагогике. М., 1998. — 270 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1968.432 с.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, 1998. № 1, 4, 5, 10- 11- 1999.-№ 1−3, 12- 2000.-№ 1.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997. — 175 с.
- Левитас Г. Г. Введение в геометрию // Математика в школе, 1990. № 6. -с. 21−22.
- Левитёс Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов. Автореф. докт. дисс. СПб, 1998. — 47 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 280 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1979. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М., 1983. Т. 2.-318 с.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности / В кн. «Психология личности в трудах отечественных психологов». СПб, 2000. — с. 17−23.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 183 с.
- Леушина A.M. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе. Дисс. докт пед. наук. Л., 1955. — 498 с.
- Леушина A.M. Обучение счету в детском саду. М., 1961. — 150 с.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. — 368 с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущих деятельностей в первые семь лет жизни / В кн. «Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе». -М., 1976. с. 5 — 8.
- Лозанский С.Б. Парадоксы педагогического сознания // Школьные технологии, 2002. № 4. — с. 228 — 232.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. — 102 с.
- Лукасик A.B. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 2000. — 20 с.
- Люблинская A.A. Преемственность детского сада и школы в работе над развитием умственной деятельности детей. / В кн. «Воспитание и обучение старших дошкольников в саду». М., 1971. — с. 21 — 24.
- Люблинская A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1973. — 256 с.
- Люблинская A.A. О понятии «умственное развитие детей» / В кн. «Умственное развитие младших школьников в процессе обучения». Л., 1974. с. 4−23.
- Люблинская A.A. Еще раз о преемственности в работе детского сада и школы // Дошкольное воспитание, 1982. № 8. — с.32 -34.
- Маклаева Э.В. Подготовка учителя в педвузе к формированию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике. Автореф. канд. пед. наук. Саранск, 2000. — 18 с.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекцияумственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.- 180 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.- 176 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность.//Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. — с.422 — 449.
- Менчинская H.A. Психология обучения арифметике. М., 1955. — 432 с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск, 1977. — 156 с.
- Метлина JI.C. Математика в детском саду. М., 1984. — 255 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. // В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. М., 1975. — с. 367.
- Методы системного педагогического исследования. // Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 172 с.
- Михайлова З.А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец A.M. теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1988. — 86 с.
- Мелхорн Г. Х., Мелхорн Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Пер. с нем. М., 1989. — 160 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. М., 1993. — 29 с.
- Мухаметрахимова С.Д. Учебное моделирование как психологический фактор формирования математического мышления учащихся. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Казань, 2000. — 18 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986. — 114 с.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). М., 1972.-271 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992. -160 с.
- Никитин Б.С. Развивающие игры. М., 1985. — 120 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. Формирование элементов научного мышления у ребенка. М., 1972. — 152 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.-357 с.
- Одаренные дети. Пер. с англ. М., 1991. — 381 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. // Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1988.
- Павлов И.П. Избр. труды. М., 1951. — 409 с.
- Пастернак H.A. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности. Автореф. дисс. канд. псих, наук. -М., 2001. -28с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. М., 1965. — т.2. — 912 с.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1992. -102с.
- Петроченкова Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. -Минск, 1982.-240 с.
- Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966. № 4.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер. с фр. /Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. — с. 53 — 236
- Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка. Пер. с фр. / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. — с. 237 — 582.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983. — 96 с.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии / В кн.
- Методологические и теоретические проблемы психологии". М., 1969. -376 с.
- Подготовка детей к школе в детском саду / Сб. статей, под ред. Ф. А. Сохина. М., Г. В. Тарунтаевой. М., 1977. 160с.
- Поддъяков H.H. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве / В кн. «Сенсорное воспитание дошкольников». М., 1963. — 228 с.
- Поддъяков H.H. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду / В кн. «Умственное воспитание дошкольников». М., 1972. -с. 5−52.
- Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М., 1977. — 272 с.
- Поддъяков H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 32 с.
- Поддъяков H.H. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2000. — № 1, -с.73−77.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994. № 1. — с. 61 -70.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
- Попова И. А. Преемственность в первоначальном обучении математике в подготовительной группе детских садов и первых классов школы. М., 1968. — 209 с.
- Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей. // Сост. А. М. Пышкало. М., 1976. — 192 с.
- Программа обучения и воспитания в детском саду // Под ред. М. А. Васильевой. М., 1987. — 192 с.
- Психология развивающейся личности // Под ред A.B. Петровского. -М., 1987.-239 с.
- Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальныхклассах. M., 1973. — 208 с.
- Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. M., 1991. — 177 с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников // Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985. -200 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания // Под ред. Л. А. Венгера. M., 1986. 222 с.
- Развитие творческой активности школьников // Под ред. А. М. Матюшкина. M., 1991. — 155 с.
- Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования». Москва, октябрь, 1999 // Начальная школа, 2000. -№ 1.-е. 5−7.
- Репкин В.В. О понятии учебной деятельности, строении учебной деятельности, формировании учебной деятельности у младших школьников // Вестник Харьковского ун-та. 1976. — № 132- 1978. — № 171.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991. — 48 с.
- Роттенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., 1984.- 192 с.
- Рбттенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.-239 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. Изд.2-е. Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1976.- с. 219−234.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.- т.1. -704 с.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М., 2000. -232 с.
- Сагымбекова П. Преемственность в обучении математикедошкольников и младших школьников. М., 1979. — 192 с.
- Сенсорное воспитание дошкольников. // Под ред. A.B.Запорожца, А. П. Усовой. М., 1963. — 228 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду. // Под ред. Н. Н. Подцъякова. -М., 1981.- 192 с.
- Симаева Т.В. Развитие интеллектуально-творческих способностей у одаренных дошкольников 5−6 лет. Дисс. канд.пед.наук. СПб, 1998. — 170 с.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. Киев, 1983. — 192 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. докт. дис. М., 1994. — 46 с.
- Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. -216 с.
- Содержание и методы умственного воспитания дошкольников.//Под ред. Н. Н. Подцъякова. М., 1980. — 216 с.
- Суннатова Р.И. Индивидуально-типологические особенности мыслительной деятельности. Автореф. дисс. докт. псих. наук. Ташкент, 2001.-42 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. -344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 173 с.
- Тарунтаева Г. В. Исследование возможностей обучения старших дошкольников началам математики в детском саду. М., 1976. -177 с.
- Тарунтаева Г. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980. — 64 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 536с.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. -с. 256.
- Тюхтин B.C. Диалектико-материалистический принцип отражения итворческий характер познания / В кн. «Творческая природа научного познания» М., 1984. — 288 с. — с. 6 — 31.
- Усова А.П. Учебная деятельность детей. // Дидактика детского сада. -М., 1970.- 182 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. // Под ред. A.B.Запорожца. 3-е изд., испр. -М., 1981. 176 с.
- УЛьенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994. — 230 с.
- Фельдбаум A.A. Процессы обучения людей и автоматов / В кн. «Методы оптимизации автоматических систем». Под ред Я. З. Цыпкина. М., 1972.-с. .
- Филиппов Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование, 1996. № 3. — с. 85 — 93.
- Философский словарь. М., 1975. — 496 с.
- Фоминова А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления. Автореф. дисс. канд. псих, наук. Нижний Новгород, 2000. — 21 с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников // Под ред. A.A. Столяра. М., 1988. — 303 с.
- Формирование восприятия у дошкольника // Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1968. — 278 с.
- Фрейман Л.С. Творцы высшей математики. М., 1968. — 216 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983. — 160 с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача: ч. 1. пособие для учителей // Под ред. Н. Я. Виленкина. М., 1982. — 208 с.
- Фуше А. Педагогика математики. Пер. с фр. М., 1969. — 126 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М., 1997.-391 с.
- Цаплина О.В. Формирование творческой активности старшихдошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада. Дисс. канд.пед.наук.М., 1998. 170 с.
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001. — 87 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М, 1995. — 190 с.
- Шаграева O.A. Детская психология: теоретический и практический курс. -М., 2001.-368 с.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. Дисс. докт. пед наук. М., 1959. — 303 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Органзационно-педагогические аспекты. М., 1999. — 136 с.
- Шмидт Г. Д. Разработка методологических проблем психологического развития в ГДР. / В кн. «Принципы развития в психологии». М., 1979. 111 с.
- Шохор Троцкий С. И. Требования, предъявляемые психологией к математике как к учебному предмету // Труды 1 Всероссийского съезда преподавателей математики. Т.1. С -Пб, 1913.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.- 180 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. — 143с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. 4. — с. 6 — 20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1978. 304 с.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. — с. 212 — 243.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1979, 2000. — 64 с.
- Юркевич B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности //
- Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1978. Т.7. с. 233 — 249.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., 1996. -136 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М., 1980.-240 с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985. — 78 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.-95 с.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников //Вопросы психологии, 1988. № 3. — с. 30 -36.
- Яковлева Т.С. Особенности умственной работоспособности детей 4−5 лет // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. М., 1985.-с. 21 -36.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования //Мир психологии, 1996. № 2. — с. 145 — 151.
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде //Под ред. В. И. Панова. М., 1997. — 176 с.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999. — 154с. 265. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 — 6 классах. — СПб., 2001.- 185 с.
- Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Начальная школа, 1990. № 9. — с. 38 -45.
- Развитие младших школьников в процессе обучения решению задач. Методические рекомендации к спецсеминару для студентов 3−4 курсов факультета подготовки учителей начальных классов. Мурманск: МГПИ, 1990.-56 с.
- Прием графического моделирования при обучении решению задач // Начальная школа, 1991. № 4. — с. 18 — 24.
- Моделирование как основа формирования умения решать задачи. Методические рекомендации для учителей начальных классов. Мурманск: ИПК, 1991. — 64 с.
- Математика и конструирование в 1−2 классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие. Мурманск: ИПК, 1991. — 120 с.
- Математика и конструирование в 3 классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие. Мурманск: ИПКД993. — 78 с.
- О курсе «Математика и конструирование» // Математике в школе, 1994. -№ 5. с. 44 -47.
- Математика и конструирование в 4 классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие. Мурманск: ИПК, 1994. — 96 с.
- Об использовании заданий на классификацию при формировании понятия о натуральном числе // Дошкольное воспитание, 1995. № 1. — с. 26 — 30.
- О возможности построения системы развития математического мышления дошкольников // В сб. «Актуальные проблемы обучения и развития детей дошкольного возраста». Мурманск: МГПИД997. — с. 7−16.
- Индивидуальная работа с детьми в начальных классах. Часть 1. Методическое пособие для учителей начальных классов. Мурманск: МГПИ, 1997. — 120с.
- Индивидуальная работа с детьми в начальных классах. Часть 2. Методическое пособие для учителей начальных классов. Мурманск: МГПИ, 1997. — 120 с.
- Индивидуальная работа с детьми в начальных классах. Часть 3. Методическое пособие для учителей начальных классов. Мурманск: МГПИ, 1998.-78с.
- Наглядная геометрия в 1 классе. Тетрадь 1. Учебное пособие. -Мурманск: МГПИ, 1998. 56с.
- Наглядная геометрия в 1 классе. Тетрадь 2. Учебное пособие. -Мурманск: МГПИ, 1998. 44с.
- Наглядная геометрия во 2 классе. Тетрадь 1. Учебное пособие. -Мурманск: МГПИ, 1998. 44с.
- Наглядная геометрия во 2 классе. Тетрадь 2. Учебное пособие. -Мурманск: МГПИ, 1998. 44с.
- К вопросу о формировании и развитии математических способностей дошкольников //В сб. «Развитие детей дошкольного возраста как субъектов различных видов деятельности». Мурманск: МГПИ, 1999 — с.
- Наглядная геометрия в 1 классе четырехлетней начальной школы. Часть
- Методическое пособие для учителя начальной школы. Мурманск: МО ИПКРО, 1999.- 48 с.
- Наглядная геометрия в 1 классе четырехлетней начальной школы. Часть
- Методическое пособие для учителя начальной школы. Мурманск: МО ИПКРО, 1999. — 52 с.
- Наглядная геометрия во 2 классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя начальной школы. Мурманск: МО ИПКРО, 1999. — 64 с.
- Методические спецдисциплины как фактор повышения профессиональной подготовки учителей начальных классов // сб. «Подготовка специалистов в условиях моноуровнего образования». -Мурманск: МГПИ, 1999. с. 50 — 57.
- Почему школьникам так трудно дается геометрия? // Математика в школе, 1999. № 6. — с. 14 -19.
- Задачник-справочник по наглядной геометрии для ученика 3 класса.
- Учебное пособие. Мурманск: МГПИ, 1999. — 120с.
- Задачник-справочник по наглядной геометрии для ученика 4 класса. Учебное пособие. Мурманск: МГПИ, 1999. — 130 с.
- После трех еще не поздно! (Как развивать математические способности ребенка 3−4 лет.) Методическое пособие. Мурманск: МГПИ, 1999. — 84 с.
- Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание, 2000. № 2. — с. 69 — 79.
- Индивидуальная работа с ребенком как необходимое условие развития его личности. // Вопросы психологии, 2000. № 4. — с. 148 — 153.
- Математика и конструирование для детей 4−5 лет. Методическое пособие. Мурманск: МО ИПКРО, 2000. — 116 с.
- К вопросу о развитии пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников // Начальная школа: плюс минус, 2000. -№ 4. — с. 55 — 64.
- Математика и конструирование. Тетрадь с заданиями для детей 4−5 лет. Мурманск: МО ИПКРО, 2000. — 79 с.
- Проблема организации индивидуальной работы с ребенком при изучении математики в начальных классах // Начальная школа: плюс -минус, 2000 № 10. — с. 13 — 28.
- Математика и конструирование для детей 5−6 лет. Методическое пособие. Мурманск: МО ИПКРО, 2000. — 140с.
- После трех еще не поздно! Тетрадь с заданиями для детей 3 -4 лет. -Мурманск: МО ИПКРО, 2000. 44 с.
- Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. — с. 5 — 18.
- Формирование математических способностей: пути и формы (продолжение) // Ребенок в детском саду, 2001. № 2. — с. 9 — 26.
- Наглядная геометрия в 3 классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя начальной школы. Мурманск: МО ИПКРО, 2001.-78с.
- Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника // Начальная школа: плюс минус, 2001.-№ 7.-с. 3- 15.
- Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии, 2001. № 5. — с. 116 — 124.
- Прием формирования устных вычислительных умений в пределах 100 // Начальная школа, 2001. № 7. — с. 44 -50.
- Пространственное мышление как необходимый элемент математического развития ребенка // «Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения». Межвузовский сборник научных трудов. Псков: ПГПИ, 2001.- с. 185- 192.
- О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века». Межвузовский сборник научных трудов. С-Пб: ЛОИРО, 2001.-с. 280−282.
- Готовимся к математике. 360 заданий для подготовки к успешному изучению математики в школе. Тетрадь с заданиями. Мурманск: МО ИПКРО, 2001.- 136 с.
- Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. -Мурманск: МО ИПКРО, 2001.- 198 с.
- Математика и конструирование. Тетрадь с заданиями для детей 5−6 лет.- Мурманск: МО ИПКРО, 2001. 95 с.
- Математика и конструирование в 1 классе. Книга для учителя. -Мурманск. МО ИПКРО, 2001.- 150 с.
- Математика и конструирование в 1 классе. Тетрадь 1. Учебное пособие.- Мурманск: МО ИПКРО, 2001. 34 с.
- Математика и конструирование в 1 классе. Тетрадь 2. Учебное пособие.- Мурманск: МО ИПКРО, 2001. 46 с.
- Наглядная геометрия в 3 классе. Тетрадь 1. Учебное пособие. -Мурманск: МО ИПКРО, 2001. 56 с.
- Наглядная геометрия в 3 классе. Тетрадь 2. Учебное пособие. -Мурманск: МО ИПКРО, 2002. 64 с.
- Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника // Начальная школа: плюс минус, 2002. — № 1. — с. 34 — 48.
- Развитие младших школьников в процессе обучения решению задач. Рабочая программа и методические рекомендации для учителей начальной школы. Мурманск: МО ИПКРО, 2002. — 92 с.
- Несколько замечаний о профессионализме в научно-методических изданиях // Дошкольное воспитание, 2002. № 5. — с. 59 — 66 (в соавт.)
- Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа: плюс минус, 2002. — № 7. — с. 3 — 11.
- Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002. № 8. — с. 30 — 40.
- Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (продолжение) // Дошкольное воспитание, 2002. № 9. -с. 34−42.
- Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (продолжение) // Дошкольное воспитание, 2002. № 10. -с. 17−26.
- Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах (продолжение) // Дошкольное воспитание, 2002. № 11. -с. 20−25.
- Дидактические и психологические основания построения преемственной программы математического образования дошкольного и начального звена //
- Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции". Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. Т.2. Мурманск: МГПИ, 2002.-с. 51−56.
- Преемственность в математическом образовании дошкольников и младших школьников // «Человек. Общество. Государство» Сб. научных статей. Выпуск 7. Мурманск: МО ИПКРО, 2002. — с. 3 — 11.
- Обучение решению задач (методический семинар) // Начальная школа: плюс-минус, 2002. № 11. — с. 64 -68.
- Задачи на построение в школьном курсе математики // Математика в школе, 2002. № 9. — с. 47 — 51.
- О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе // Вопросы психологи, 2002. № 6. — с. 32 — 45.
- О концепции математического развития дошкольников // Дошкольная педагогика (С-Пб), 2002. № 5 (9). — с. 17 — 20.
- Работа со способными к математике детьми как методическая проблема // Начальная школа, 2003. № 1. — с. 44 — 54.
- Методический семинар: вопросы семантического анализа текста задачи // Начальная школа: плюс до и после, 2003. № 1с. 66 — 70.
- Знакомство дошкольников с двузначными числами // Дошкольное воспитание, 2003. № 4. — с. 9 -16.
- Психолого-дидактические основы построения коррекционно-развивающего курса математики в ДОУ// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003- № 2, — с.
- Организация и методика коррекционно-развивающего обученияначальной школы. Учебное пособие. М.: «Классик Стиль». — 2003. — 46 с.
- Наглядная геометрия во 2 классе. Тетрадь 2. Для четырехлетней начальной школы. Учебное пособие. М.: «Классик Стиль». — 2003. — 46 с.
- Наглядная геометрия в 1 классе. Методическое пособие. М.: «Классик -Стиль».-2003.-108 с.
- Наглядная геометрия во 2 классе. Методическое пособие. М.: «Классик -Стиль"-2003.-72 с.
- Тетрадь для индивидуальной работы по математике в 1 классе. Тетрадь 1. Для четырехлетней начальной школы. М.: «Классик Стиль». — 2003. — 64 с.
- Тетрадь для индивидуальной работы по математике в 1 классе. Тетрадь 2. Для четырехлетней начальной школы. М.: «Классик Стиль». — 2003. — 64 с.
- Тетрадь для индивидуальной работы по математике в 1 классе. Тетрадь 3. Для четырехлетней начальной школы. М.: «Классик Стиль». — 2003. — 64 с.
- Наглядная геометрия в 4 классе. Методическое пособие. Мурманск: МШУ. -2003.-58 с.
- Педагогические условия организации работы со способными к математике детьми в начальных классах // Наука и образование. Вестник МГПУ, 2003. № 2. — с. 33 — 38.