Дидактические материалы для уроков русского языка по развитию знаково-символических учебных действий
Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово «лук». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний? Мною были просмотрены следующие образцы конспектов и фрагментов уроков по развитию знаково-символических учебных действий: Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово «мак». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний? О О О Рассмотрим… Читать ещё >
Дидактические материалы для уроков русского языка по развитию знаково-символических учебных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мною были просмотрены следующие образцы конспектов и фрагментов уроков по развитию знаково-символических учебных действий:
Фрагмент урока русского языка в начальной школе:
Тема: «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».
Цели: познакомить со звуками [л], [л,], [м], [м,] и буквами «л», «м»; отрабатывать навыки слогового чтения с изученными буквами; обогащать словарный запас обучающихся; развивать интерес к чтению; научить писать строчные буквы «л», «м».
Ход урока.
Фонетический разбор, составление схем слов.
— Откроем Буквари на стр. 68. Рассмотрите первый кубик с луком. Назовите слово «лук». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?
О О О Рассмотрим второй кубик с рисунком «люстры». О О О О О О Подведём итог: Звуки [л], [л,] обозначаются буквой «л».
Физкультминутка.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.
Раз — вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся.
И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.
Приседание опять будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдём и урок наш вновь начнём.
— Рассмотрите с каким звуковичком за руку держится звуковичок буквы «Л»? (М) Почему? (согласные, похожи печатные и письменные буквы) Определим звонкие они или глухие? (звонкие) Дополним их костюмы. Нарисуем шляпки-звоночки.
Фонетический разбор, составление схем слов.
— Вернёмся на стр. 68. Рассмотрите третий кубик с цветком. Назовите слово «мак». Сколько слогов? Первый звук? Второй? Последний?
О О О.
— Отгадайте загадку:
Упадёт не плачет, Ножек нет, а скачет.
Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут. (мяч).
«мяч». О О О Подведём итог: Звуки [м], [м,] обозначаются буквой «м».
Тема: «Составление слов по схемам.
Порядок разбора слов по составу".
Урок в 3 классе.
Первичное закрепление.
- — Выполнение упр. 198.
- — Эти слова хотят сесть в свои поезда. Давайте им поможем. Для этого мы что должны сделать? (Разобрать эти слова по составу) А что применим для разбора слов? (Порядок…)(Дети вслух проговаривают этапы разбора) Устно.
Работа с пословицами.
— Дополните пословицы недостающими словами, которые представлены схемами:
Поговорка — цветочек, пословица — ?.(Ягодка).
Доброе слово человеку — что дождь в ?. (Засуху).
— Записать и разобрать слова на доске.
Вывод:
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в учебную деятельность, которая в свою очередь сразу предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую. В том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что вызывает большие трудности в начальной школе.
Многие авторы отмечают трудности, возникающие у школьников при оперировании знаково-символическими средствами в учебной деятельности: неумение идентифицировать изображение с реальностью, кодировать (декодировать) информацию; построить модель и оперировать ею; сложности в работе с компьютером, требующей оперирования символьной информацией. В практике обучения и воспитания этих детей существует разрыв между образом и знаком. Вчерашний дошкольник, придя в современную школу, сразу же попадает в мир буквенно-цифровой символики. Формальное ее усвоение сопровождается такими негативными явлениями, как опредмечивание ребенком условно-символических моделей. Явлением «стекла» в отношениях: слово — предмет, буква — звук, цифрачисло, количество — предмет.