Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза: Начальный этап
Диссертация
Ресурсы Интернета в данной диссертации рассматриваются как виртуальная языковая среда, как новая сфера коммуникации для иностранных учащихся, в частности, китайских студентов начального этапа. На наш взгляд, с помощью Интернета можно создать языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранных языков на основе интенсивного общения с носителями языка, работы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Русский язык в Китае
- 1. 1. Состояние обучения русскому языку в Китае
- 1. 2. Трудности при изучении русского языка студентами начального этапа в китайских языковых вузах
- 1. 3. Интернет и обучение иностранным языкам в Китае
- Выводы по первой главе
- Глава II. Интернет в системе средств обучения РКИ
- 2. 1. Методические основы обучения РКИ с помощью Интернета
- 2. 2. Дистанционное обучение РКИ на основе Интернета
- 2. 3. Виртуальная языковая среда в Интернете
- 2. 4. Преподаватель РКИ в Интернете
- Выводы по второй главе
- Глава III. Методические приемы использования и создания ресурсов Интернета в обучении РКИ китайских студентов-филологов начального этапа
- 3. 1. Русскоязычные ресурсы Интернета для приобретения аутентичной информации
- 3. 2. Методика создания ресурсов Интернета по РКИ
Список литературы
- Аверин Д.В. Размышление об электронных учебниках // Мир русского слова. 2002. № 1. С. 99−101
- Азимов Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1989. 76 с. ч
- Азимов Э. Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Санкт-Петербург: Златоуст, 1999. 471 с.
- Азимов Э.Г. Методика использования мультимедиа на уроке русского языка как иностранного / IX международный конгресс МАПРЯЛ. / Тез. докл. и сообщ. Братислава, 1999. С. 9.
- Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. М.: ГосИРЯ., 2000. 149 с.
- Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий. Автореф. дисс.. д-ра. педагог. наук. М., 1996. 38 с.
- Азимов Э.Г., Иванова А. Ю., Кара*-Мурза Е.С., Митин А. И. Из опыта создания обучающих компьютерных программ по русскому языку как иностранному // Болгарская русистика. 1990. № 3. С. 94−103.
- Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении РКИ. М.: МАКС Пресс, 2004. 112 с.
- Азимов Э.Г. К концепции электронного учебника русского языка как иностранного / Традиции и новаторство при обучении иностранных студентов на подготовительном факультете РУДН // Тез. докл. и сообщ. М. 1995. С. 122−123.
- П.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение // Учебно -методическое пособие. М.: ВУ, 1997. 85 с.
- Андрианова Г. А. Принципы создания учебного модуля для личностно-ориентированного дистанционного курса http://www.eidos.ru/journal/2004/ 1104. htm
- Анисимова Н.С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование 2002. № 9. с. 46−50.
- Арутюнов А. Р. Костина И.С. Коммуникативная методика русского языка как иностраннЬго и иностранных языков: Конспекты лекции. М. 1993. 147 с.
- Афонин А.Ю. и др. Образовательные Интернет-ресурсы. М.:ГНИИ «Информатика», 2004. 287 с.
- Бирюков Б.М. Интернет-справочник по образованию. М.: Экзамен. 2002.480 с.
- Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика М. Флинта, 2005. 216 с.
- Бовтенко. М.А. Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно. http://www.itlt.edu.nstu.ru/articlel 1 .php
- Богомолов А.Н., Ускова О. А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик.
- М.: Ред. Изд. Совет ЦМО МГУ, 2004. 72 с.
- Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 71−77.
- Ван Фусян. Русский язык в Китае // История преподавания русского языка как иностранного. В очерках и извлечениях: Учебное пособие / ред. сост. А. Н. Щукин. М.:Филоматис, 2005. С. 120−123
- Ван Фэнъин. Сравнительное пробное тестирование по китайскому и российскому тестам и проблемы в обучении русскому языку в Китае // Русский язык за рубежом. 2002. № 4 С. 56−59
- Васильева Т.В. Компьютер как средство интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному (на начальном этапе). Автореферат дисс.. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. педагог, наук. М. 1994. 44 с.
- Васянина Е.Ю. Голоса в Интернете //Мир русского слова. 2000. № 2. С. 103−106
- Васянина Е.Ю. Прогулки по Интернету // Мир русского слова. 2000. № 1.С. 76−80
- Васянина Е.Ю. Интернет-ресурсы по РКИ: достижения и детские болезни //. Русский язык за рубежом. 2004. № 1. С. 60−70.
- Ваулина Е.Ю. Мой компьютер. Толковый словарь. -М.: Изда-во Эксмо, 2005. 496 с.
- Великосельский О.А., Марусенко Н. М. Использование технологии виртуальных миров в дистанционном обучении РКИ // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург. СПб: Политехника, 2003. С. 106 108.
- Великосельский О.А. Использование технологии трехмерных виртуальных многопользовательских миров при обучении русскому языку как иностранному. Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Санкт-Петербург. 2004. 23 с.
- Власов Е.А., Юдина Т. Ф., Авраменко О. Г., Шилов А. В. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения М.: Русский язык, 1990. 80 с.
- Власов Е.А. Применение компьютера в изучении экспрессивно-эмоционального аспекта синонимии // Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному // Сб. ст. под ред. Логиновой В. Г., Самуйловой Н. И. М., 1989. С. 143−149.
- Глоссарий компьютерных терминов, Десятое издание. Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 432 с.
- Голубева А.В., Лукина Я. В. Из опыта работы над Интернет-курсом русского языка // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. СПб., Санкт-Петербург. СПб: Политехника. 2003. С. 121−127
- Горцов А.Д. Новые информационные технологии в высшей школе. М.: РУДН., 2004. 196 с.
- Гуй Шичун Информационное общество, Интернет и обучение иностранному языку, (на китайском языке) // Сборник международной научной конференции. Гуанчжоу. 1997. С. 57−58.
- Гультяев А.К. Самое главное.Поиск в Интернете. М.: Питер, 2004. 128 с.
- Гу Пин, Особенности сетевого обучения и анализ роля преподавателя, Гуан Чжоу, 2000. 50 с.
- Данецка И., Хлебда Б. Учим русский язык, обучаем русскому языку с помощью компьютера // Русское слово в мировой культуре. Материалы X конгресса МАПРЯЛ. Пленарные заседания: Сб. докл. Т.2.СПб., 2003. С. 100 107.
- Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. 1997, № 2. С. 11−15.
- Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные системы Интернет//Иностранные языки. в школе. 1998. № 1. С. 6−11.
- Дмитриева Е.И. Технологичность как основной методический подходк созданию курсов дистанционного обучения через Интернет: // Иностранныеязыки в школе. 1998. № 4. С. 10−16.
- Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И., Частных В. В. Электронная книга или интерактивный коммуникативный учебник // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 71−76.
- Журавлева Н.А. Языковая среда как обучающий фактор и резерв повышения эффективности кратко срочного обучения русскому языку. Автореф. дисс.канд. пед. наук. 1981. 26 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. 233 с.
- Интернет. Энциклопедия // Под ред. Мелиховой Л. 2-е изд. СПб: Питер, 2001.528 с.
- Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. М.: По-литех-4, АООТ, 2000. 272 с.
- Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет http://www.curator.ru/method.html
- Капитонова Т.Н., Озерова Н. И. Концепция дистанционного мультимедийного курса русского языка для обучения китайских студентов // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург, СПб: Политехника, 2003. С. 137 -141.
- Кедрова Г. Е., Дедова О. В. Мультимедийный гипертекстовый курс русской фонетики в Интернете: принципы создания и перспективы использования// Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава 1999 г. //Докл. и сообщ. российских ученых. М. 1999. С. 193−199.
- Кедрова Г. Е., Дедова О. Е., Потапов В. В., Научно-образовательные Интернет-ресурсы по филологии // Русский .язык за рубежом. 2004. № 2. С. 60−65.
- Китай. 2003. Чжун Синь. Пекин: Издательство «Синьсин», 2003. 275 с.
- Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных презентаций в обучении иностранному языку. Ав-тореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 2003. 17 с.
- Козлова Т.В. Как найти любую информацию в Internet. М.:НТ Пресс, 2005. 144 с.
- Компьютерные телекоммуникации в школе // Под ред. Е. С. Полат. М.: ИСОРАО, 1995.168 с.
- Компьютерные технологии обработки информации // Под ред. С. В. Назарова. М.: Финансы и статика, 1995. 248 с.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М., Препринт МЭСИ, 1998, 26 с.
- Кривоносов А. Д. Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Санкт-Петербург.: Златоуст, 2002. 88 с.
- Ладыженская Н.В. Сценарии компьютерных программ по речевому этикету // Русский язык в школе. 1992. № 3. С. 32−34.
- Ладыженская Н.В. Создание и методика использования компьютерных программ по речевому этикету в начальных классах. Автореф. канд. педагог, наук. М. 1996. 26 с.
- Ларских З.П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии. Автореф. дисс. .д-ра педагог, наук. М. 2000.43 с.
- Лекич М. Национальный виртуальный центр русского языка: russnet// Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. СПб., 2003. С. 154
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл- СПб.:Лань, 2003.287 с.
- Ли А. С. Методика использования видеограмм при обучении речевому общению на русском языке в условиях филологического вуза в Китае. Авто-реф. дисс. канд педагог, наук. М. 1999. 25 с.
- Ли Гочэнь (Китай) Активизация речевой деятельности студентов-русистов на продвинутом этапе обучения в китайской аудитории // Русский язык за рубежом. 1991. № 2. С. 84−88.
- Ли Сичань Русский речевой этикет в прагматическом и лингвострано-ведческом аспектах с точки зрения носителя китайского языка. Автореф. дисс.канд. филолог, наук. М. 2001. 19 с.
- Лю Я. Обучение лексике русского языка при помощи компьютера в условиях китайского вуза (начальный этап). Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. 147 с.
- Лю Лиминь. Русский язык в Китае. По материалам газеты «Жэньминь жибао» от 14 октября 2004 г.
- Люй Вэнхуа. Лингводидактические основы практического курса русского языка и их реализация в учебном комплексе «Восток» для китайских студентов-филологов. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М.2005. 24 с.
- Масловский Е.К. Англо-русский словарь по вычислительным системам и информационным технологиям. М.: РУССО, 2003. 824 с.
- Маслыко Е.А. Проблемы организации компьютерного обучения иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам: романское и германское языкознание: республиканский межведомственный сб. Минск. 1987. С. 39−44.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. и др. М.: Рус. яз., 1990. 265 с.
- Москалева О.Н. Разработка и использование компьютерных игр в самостоятельной работе по русскому языку как иностранному (базовый уровень). Автореф. дисс.канд. педагог, наук. М., 2004. 21 с.
- Назарова Т.О., Полат Е. С. Средства обучения (Технология создания ииспользования). М.: УРАО, 1998. 203 с.
- Налбандян А. А. Методические основы использования ресурсов Интернета при обучении чтению на уроке РКИ (на материале газетно-публицистических текстов). Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М., 2004. 17 с.
- Нахабина М. М. Степненко В.А. Компьютерный мультимедиа курс по русскому языку как иностранному «Русский с самого начала». // Вестник ЦМО МГУ, 1998. С. 68−72
- Нелюбин JI. JL ЭВМ в обучении иностранным языкам // Лингвистика и преподавание языка. М. 1988. С. 122−129.
- Непомнящи Э. Русский язык. Россия. Интернет // Русский язык за рубежом. 2001. № 2. С. 63−65.
- Ни Шанли (Китай) Оптимизация обучения грамматике русского языка на начальном этапе в условиях неязыковой среды // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. с. 40−47.
- Носенко Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе. М.: Высшая школа, 1988. 156 с.
- Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004. 320 с.
- Пан Чжоншу. Современные технические средства обучения, (на китайском языке) г. Сучжоу, Китай. 1999. 57 с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 223 с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение. Учебное пособие / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2001. № 2 С. 14−19. / № 3 С. 5−12.
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на основе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. № 5. С. 6−11.
- Полат Е. С. Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат М.: Академия, 2000. 272 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Теория и практика дистанционного обучения. М: Издательский центр «Академия», 2004. 414 с.
- Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. № 3. С. 71−77.
- Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. М.: МЭСИ.1997. С. 99−107.
- Прохоров А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 53−61.
- Пурисман А., Малер К. Виртуальный кампус как основа дистанционного обучения русскому языку // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург. 2003. С. 169−171.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.205 с.
- Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 54−62.
- Руденко-Моргун О. И. Компьютерный языковой курс как учебное пособие нового типа. Автореф. дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. педагог, наук. М., 1994. 48 с.
- Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л. А., Архангельская А. Л, Шоркина
- Е.Н. Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. Комплекс учебных программ курсов и спецкурсов. М.: РУДН 2003. 36 с.
- Руденко-Моргун О. И. Русский язык как иностранный на начальном этапе обучения в системе дистанционного образования. // Вестник ЦМО МГУ, 1998, № 1. Часть 1. Русский язык как иностранный: методика и практика преподавания. С. 37 42.
- Сагман С. Эффективная работа с Microsoft PowerPoint 97. Пер. с англ. -СПб: Издательство «Питер», 1997. 512 с.
- Сарана Т.П. Компьютерные программы в самообучении иностранному языку на отделениях заочного обучения // Автореф. дисс.канд. педагог, наук. Пятигорск, 2003. 17 с.
- Сердюков П.И. Как составить алгоритм упражнение для ЭВМ // Иностранные языки в школе. 1986 -№ 6. С. 26−31.
- Сердюков П.И. Применение ЭВМ в обучении иностранным языка. Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1988. 59 с.
- Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 270 с.
- Соболева О. Эффективность мультимедийных программ в самостоятельной работе студентов, изучающих русский язык// Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург 2003. С. 190- 196.
- Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. Зураба Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 336 с.
- Степанова М. Из опыта использования графической наглядности // Вестник МАПРЯЛ. Вып. 39. 2003. С. 38−39.
- Стрыгина Т.В. Изучение имени существительного как части речи с применением ЭВМ. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. 178 с.
- Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М.: МГУ, 2003. 267 с.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 3−10.
- Трайнёв В. А. Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 280 с.
- Фадеев С.В. Обучение иностранцев русской лексике на начальном этапе с использованием компьютера: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1992. 23 с.
- Фадеев С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного.1
- М.: Русский язык, 1990. 81 с.
- Фадеев С.В. Методика обучения лингвострановедческой лексике с использованием ЭВМ // Методика работы над лексикой в преподавании русского языка как иностранного // Сб. ст. М., 1990. С. 55−65.
- Федотова Ю.Г. Теория и практика изучения лексики в общеобразовательных учреждениях с использованием информационных технологий // Автореф. дисс. д-ра педагог, наук. М. 2002. 43 с.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. М.: Русский язык, 2002. 160 с.
- Хасакова Р.А. Лингвистическое обеспечение компьютерного морфо-лого-синтаксического словаря русского языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Казань, 1991. 20 с.
- Хахалева Н.Н. Методика обучения орфографии с применением новых информационных технологий в общеобразовательных заведениях (на примеры темы «Глагол»). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. 21 с.
- Хэ Хунмэй. Нынешнее положение обучения русскому языку студентов-нефилологов в Китае. «Украина-Китай» 2000 № 1 С. 79
- Хуторской А. В. Интернет для учителей: дистанционное повышение квалификации // Химия: методика преподавания в школе. 2001. № 1. С. 37−44.
- Чжан Минь. Особенности китайского речевого этикета в сопоставлении с русским // Русский язык за рубежом. 2004. № 3. С. 65−66.
- Чжан Сиантун. Обучение чтению на иностранном языке и психология, (на китайском языке). Пекин, 1998. 34 с.
- Чжан Цзыли. Методические основы использования ресурсов Интернета при обучении русскому языку как иностранному (в условиях китайского языкового вуза). Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М., 2002. 20 с.
- Чжао Цзинчжен. Сетевое обучение. Разработка модулей. Пекин: издательство народа, 2004. 370 с.
- Чуксина И.Г. Что должен знать преподаватель РКИ о компьютерных технологиях // Русский язык за рубежом. 2003. № 2. С. 36−40
- Чусовская И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам // Информатика и образование. 2000 № 9. С. 35−36.
- Цзян Цюнь, Чэнь Фугун (Китай) Использование CD-ROM при развитии речи на уроках чтения // Русский язык за рубежом. 2001. № 3. С. 88−89.
- Цуганова А.Г. Изучение морфемики с использованием ЭВМ (5 класс): Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
- Шаляпина З.М. Автоматический перевод: эволюция и современные тенденции//Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 105−117.
- Шеншев JI.B. Основы адаптивного обучения. Семиотические аспекты развития речи учащихся с помощью автомата. М.: Наука, 1995. 144 с.
- Щукин А.Н. История преподавания русского языка как иностранного—В очерках и извлечениях. М.: Филоматис, 2005. 176 с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного М.: Высш. шк., 2003. 334 с.
- Щукин А.Н. Принципы классификации современных аудиовизуальных и технических средств обучения // Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному / под ред. В. Г. Логиновой, Н. И. Самуйловой. М., 1989. С. 4−10.