Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной тенденцией в достижении требуемого качества высшего профессионального образования по туризму является стандартизация образования на национальных, региональных и международном уровне. Стандартизация на национальном уровне основана на маркетинговом исследовании потребностей индустрии в специалистах и квалификационных требований к ним. Такой подход осуществлен лишь в нескольких странах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Социальный заказ на высшее профессиональное образование по
    • 1. туризму за рубежом
      • 1. 1. Социально- культурные, экономические и технологические характеристики современной индустрии туризма
      • 1. 2. Становление понятийно-терминологического аппарата туризма
      • 1. 3. Роль высшего образования в профессионализации туризма. 4. Качественные характеристики социального заказа на высшее профессиональное образование по туризму
  • Глава. Комплексный анализ высшего профессионального образования по
    • 2. туризму за рубежом
      • 2. 1. Возникновение и развитие высшего образования по туризму за рубежом
      • 2. 2. Комплексный подход к моделированию высшего образования по туризму
      • 2. 3. Профессиографический подход к постановке учебных задач в высшем профессиональном образовании по туризму
      • 2. 4. Подходы к проектированию содержания программ высшего профессионального образования по туризму
      • 2. 5. Подходы к разработке структурных и процедурных характеристик программ высшего образования по туризму

Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе туристская индустрия не уступает ни одной сфере мировой экономики в отношении потенциала рабочих мест, налоговых поступлений, темпов роста и других показателей, констатирующих весомый вклад туристского сектора в устойчивость культурной, социальной, экономической жизни стран и регионов. Между тем, обозначившийся на рубеже нового тысячелетия парадокс между расширением интеграционных процессов в туристской индустрии и усилением конкурентной борьбы на мировых туристских рынках определяет повышение профессионализма кадров как одну из наиболее актуальных стратегий конкурентоспособности отдельных туристских организаций, регионов и всей индустрии в целом. В этой связи проблемы качества профессионального образования по туризму приобретают все более значимый характер и привлекают внимание многих зарубежных исследователей. Однако, факт усиления глобального спроса на подготовку специалистов для сферы туризма сосуществует с неопределенностью параметров и путей достижения должного качества такой подготовки. При этом наличие за рубежом большого удельного веса теоретических материалов и проведение многосторонних дискуссий по отдельным проблемам стандартизации качества высшего профессионального образования по туризму не компенсирует отсутствие комплексного анализа истоков, проблем и тенденций, характеризующих полувековой опыт и непрерывный поиск качества в зарубежных академических средах туризма, что затрудняет целостное осмысление туризма как комплексной сферы профессиональной деятельности, а также практическое системное проектирование практики вузов на современном уровне требований. Главное противоречие исследования заключается в том, что высокий уровень развития отрасли туризма и полувековой опыт высшего профессионального образования по туризму за рубежом не отражены в педагогической теории в виде целостной концепции, в которой были бы выявлены и обобщены тенденции, подходы и пути достижения необходимого качества подготовки кадров, что представляется значимым как для формирования высшего профессионального образования по туризму, так и для развития туристской индустрии в России.

В свете названного противоречия представляются актуальными следующие проблемы: Каковы тенденции развития туризма как профессиональной сферы деятельности? В какой степени понятийно-терминологический аппарат туризма соответствует стратегическим целям развития образования? В чем и как проявляется специфика спроса на подготовку кадров? Как соотносятся с требованиями индустрии подходы, принятые конкретными европейскими вузами? Каковы и как взаимосвязаны процессы формирования области знания о туризме и исторического становления высшего образования по туризму за рубежом? Какова структура базового компонента образования по туризму? Каковы подходы к проектированию и сценарии адаптации наиболее перспективных подходов в моделировании российских программ высшего профессионального образования по туризму в свете обозначившихся на национальном, региональном и межрегиональном уровнях процессов стандартизации качества?

Следует отметить, что за рубежом в русле поставленных вопросов проведен ряд глубоких исследований. Наиболее значимый вклад в анализ проблем изменений в социально-экономической сфере туризма, оказывающих влияние на формирование новых требований к подготовке профессиональных кадров индустрии, сделан Всемирной Туристской Организацией и Всемирным Советом Путешествий и Туризма. Под их эгидой проводятся международные конференции, разрабатываются и публикуются аналитические и статистические материалы, выработаны общие рекомендации. В последние годы форумом науки и образования выступает Европейская Ассоциация Образования по Туризму и Отдыху «АТЛАС». Обозначенной тематике посвящаются статьи многих научных журналов. Исследования Д. Джафари, Т. Баума, К. Купера, Н. Леипера, С. Медлика, В. Миддлтона, Э. Файос-Сола, Д. Эари, других зарубежных ученых по проблемам содержания высшего профессионального образования по туризму составляют методологическую основу зарубежной профессиональной педагогики. Концепции Д. Эари, Д. Джафари, К. Купера, Н. Леипера, Р. Милла, А. Моррисона, Г. Ричардса и Д. Трайба являются основным вкладом в эпистемологию туризма. Тенденции формирования профессиональной общности в сфере туризма выявляются в настоящем диссертационном исследовании на основе изучения работ Е. Блетза, И. Флеминга, Г. Ричардса и по результатам консультаций с экспертами по разработке квалификационных стандартов для профессий в сфере туризма в Великобритании — В. Миддлтоном, К. Холлоувеем, Д. Эари, и в Нидерландах — X. Волтерманном. Проблеме формирования профессиональной и социальной ответственности кадров туристской сферы уделяется особое внимание в многочисленных исследованиях по устойчивому развитию туризма.

Опыт зарубежного высшего профессионального образования по туризму привлекает в последние годы особенное внимание отечественных вузов в связи с введением новых программ подготовки по туризму. Однако, комплексному анализу профессиональной подготовки для этой сферы на уровне высшего профессионального образования до сих пор практически не было уделено внимание в отечественной педагогике. Предпосылкой к преодолению указанного дефицита является обширный опыт отечественной науки в исследовании философских, социологических, психологических аспектов профессиональной подготовки кадров для социокультурной сферы, представленный в трудах Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского,.

A.А.Вербицкого, Л. С. Выгодского, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, А. А. Кирсанова, Г. А. Китайгородской, А. Н. Леонтьева, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского, Ю. Г. Татур, Ю. С. Тюнникова, Д. Н. Узнадзе,.

B.Д. Шадрикова и др. Изучению зарубежных систем образования посвящены труды Л. И. Гурье, И. И. Жилинскаса, Е. И. Бражник, Е. А. Ленской, Н. Д. Никандрова, других ученых. Анализ отдельных проблем современного туризма представлен в работах А. Ю. Александрова, М. А. Ананьева, В. Г. Гуляева, Г. П. Долженко, Д. К. Исмаева, В. А. Квартального, Г. В. Яковенко и др.

Развитие образования по туризму отражает процесс становления туризма как междисциплинарной области знания. Первые программы подготовки кадров по туризму создавались на базе факультетов по гостиничному бизнесу, географии, экономике. 1990;е гг. ознаменовались в Европе особенно бурным увеличением количества факультетов по туризму, в эти же годы знание о туристском бизнесе постепенно обрело собственную форму в так называемом «корпусе знания» о туризме, официально признанном в Великобритании и обсуждаемом на общеевропейском уровне. Однако, социальные, психологические, культурологические проблемы туризма привлекли внимание зарубежных исследователей сравнительно недавно, что указывает на начало нового витка в развитии знания о туризме и сопровождается интеграцией образовательных программ по туризму и отдыху. Обращение отечественной социальной педагогики и психологии к различным аспектам туризма безусловно станет основой и ценным вкладом в партнерские взаимодействия академических сообществ Запада и Востока.

В то же время, как показывает зарубежный опыт, стремительное накопление эмпирических знаний о туризме приводит к возрастающему разнообразию подходов к проектированию методологических, теоретических и практических составляющих профессионального образования по туризму. Кроме того, выбор стратегий усовершенствования подготовки кадров для туризма обусловлен спецификой национальных образовательных систем, различными условиями и уровнями развития местных индустрий туризма и их секторов, различиями в историческом становлении вузов и программ по туризму, спецификами социокультурных сред, что затрудняет социализацию знания и превращение его в оперативный инструмент развития туризма.

В плане практического сотрудничества российских и зарубежных вузов в образовании по туризму существующее многообразие подходов к построению и осуществлению программ усложняет выбор достойных партнеров и направлений совместной сетевой работы. Очевидна потребность в обобщении теоретических идей, проблем и тенденций развития высшего профессионального образования по туризму за рубежом с целью преодоления неопределенности в выборе стратегий активного вовлечения российской высшей школы, науки и производства в процессы глобализации туризма.

Цель настоящего исследования — сравнительный анализ высшего образования по туризму как целостного явления, определение характера особенностей и наиболее прогрессивных способов обеспечения качества высшего образования по туризму.

Объектом исследования является высшее профессиональное образование по туризму в европейских странах.

Предмет исследования включает целевые, содержательные, структурные, процессуальные, организационно-управленческие характеристики европейского высшего профессионального образования по туризму.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику современного социального заказа на высшее профессиональное образование по туризму на основе анализа социальных, культурных, экономических тенденций развития глобальной туристской отрасли.

2. Адаптировать и ввести в отечественный научный оборот принятый на международном уровне понятийно-терминологический аппарат туризма.

3. Определить основные тенденции и действенные подходы в европейском высшем профессиональном образовании по туризму, нацеленные на повышение качества подготовки кадров.

4. Обобщить характеристики зарубежного высшего профессионального образования по туризму, соответствующего современным требованиям, и предложить сценарий их адаптации в отечественной организационно-педагогической практике с целью повышения конкурентоспособности российской индустрии туризма.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный принцип объективности, системный и личностно-деятельный подходы к изучению педагогических явлений, концепция устойчивого развития туризма, идеи формирования личности, становления профессионала, методология управления всеобщим качеством, концепция контекстного обучения. В исследовании использованы методы исторического и системно-структурного анализа, а также общенаучные методы: моделирование, анализ, синтез, обобщение. Изучение зарубежного опыта осуществлялось путем анализа теоретических работ, публикаций, посредством личного наблюдения и технического участия в программах стандартизации образования.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап исследования (1994;1996гг) состоял в изучении и анализе деятельности зарубежных вузов. Был собран необходимый материал для определения и сопоставления основных компонентов различных учебных планов, образовательных и учебных программ по туризму нескольких ведущих европейских вузов. На втором этапе исследования (1996;1997гг) был проанализирован большой объем научной литературы, статистических данных по проблемам требований к качеству подготовки кадровизучался педагогический опыт Нидерландского Института Туризма и Транспортных Исследований. Были использованы и личные консультации с ведущими специалистами других европейских вузов, с профессиональными служащими различных предприятий туризма. Результативным оказалось участие автора в работе группы экспертов Ассоциации Европейского Образования по Туризму и Транспорту АТЛАС, что позволило глубже осознать специфику процесса развития знания о туризме в Европе, раскрыть генезис современных подходов, применяемых в проектировании содержания и процессов стандартизации высшего образования по туризму на региональном уровне.

Третий этап исследования (1997;1998г.) был посвящен проверке и уточнению данных, полученных в ходе второго этапа, внедрению приобретенного знания в практику через техническое и косвенное участие в трех программах стандартизации высшего профессионального образования по туризму: на национальном уровне — в качестве технического эксперта по программе «Укрепление учебной базы индустрии туризма в России» TACIS EDRUS 10/95- на региональном уровне — в качестве наблюдателя на рабочих встречах ассоциации АТЛАС, проектирующей общеевропейский учебный план по туризму и отдыхуи на межрегиональном уровне — в качестве контактного лица и переводчика в международном сотрудничестве СГУТиКД со Всемирной Туристской Организацией по направленною методологии качества образования по туризму TEDQUAL. Постоянные контакты с ведущими экспертами по стандартизации образования по туризму в Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Франции, Румынии, Польше, Болгарии, Венгрии дали возможность переосмыслить наработки и выводы второго этапа, адаптировать понятийно-терминологический аппарат туризма, включая тезаурус профессионализации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что 1) понятийно-терминологический аппарат туризма приведен в соответствие со стратегическими целями развития высшего профессионального образования- 2) вскрыты объективные факторы формирования профессиональной общности туризма, и в этой связи предложена параметрическая схема для квалификационного описания профессионального поля туризма, включая разделы «сектора», «функции организаций и предприятий», «уровни ответственности и профессионализма». Схема имеет принципиальное значение для проведения маркетинговых и прогностических исследований- 3) выполнена спецификация характеристик и противоречий глобализации туризма, обуславливающих разнообразие стратегий развития высшего профессионального образования по туризму- 4) сопоставлены принципы стандартизации высшего профессионального образования по туризму на национальном, региональном и международном уровнях, показаны возможности многовариантности стандартизации с учетом тенденций и показателей глобализации, локализации и своеобразия профессиональной компетентности- 5) выявлен комплекс наиболее прогрессивных европейских идей и подходов к проектированию высшего профессионального образования и на их основе предложена таксономия взаимосвязанных целевых, содержательных, структурных, процессуальных, организационно-управленческих характеристик построения образовательных программ по туризму- 6) составлен нормативный перечень навыков, знания, установок, необходимых специалистам по туризму.

Практическая значимость исследования. Работа закладывает основы для дальнейших исследований по проблемам высшего профессионального образования по туризму. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых квалификационных и образовательных стандартов по туризму, учебных планов высшего и дополнительного профессионального образования, при разработке содержания профессиональных и специальных дисциплин. Проведенное исследование позволило скорректировать и направления международного сотрудничества Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела.

Достоверность исследования обусловлена выбором методологических позиций, широтой и разнообразием источниковой базы по отдельным аспектам предмета исследования. Большое значение для исследования имел метод непосредственного наблюдения. Достоверность подтверждается научной апробацией результатов исследования и отмечается в отзыве ведущих консультантов от Нидерландского Института Туризма и Транспортных Исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Португальской международной конференции ассоциации «АТЛАС» по региональному развитию туризма (г.Порто, 1997 г.), на международной конференции «Международное университетское сотрудничество в области образования, науки и культуры в уральском регионе» (г.Уфа, 1997 г.), на международной конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (г. Сочи, 1998 г.).

Материалы и результаты исследования использованы группой по разработке концепции документа, принятого Первым Всероссийским Туристским Конгрессом (г. Сочи, 1998 г.).

На базе полученных результатов разработаны программа и дидактические материалы по курсу «Международные стандарты туристского образования» для слушателей ФПК при СГУТиКД. Определены способы интегрированного включения результатов исследования в предметы общегуманитарного, общепрофессионального и специального цикла.

Автор исследования является представителем пилотного вуза и техническим экспертом по программе «Укрепление учебной базы индустрии туризма в России», координатором по формированию сетевой работы «Черноморская образовательная сеть по туризму» в рамках международной программы устойчивого развития туризма в Черноморском регионе, что непосредственно подтверждает практическое внедрение результатов и рекомендаций исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Наиболее характерными особенностями высшего профессионального образования по туризму за рубежом являются: широкопрофильная фундаментальная подготовка, междисциплинарность, углубленная специальная подготовка по конкретным профессиональным задачам, с учетом интересов студентов, интеграция теоретической подготовки и опыта работы студентов на предприятиях отрасли.

2.Качество высшего профессионального образования будет соответствовать современным требованиям повышения профессионализма в туризме при условии развития многоуровневой системы образования, разработанной на основе новых квалификационных стандартов, специальных маркетинговых исследований и прогноза на национальном уровне. Составление современных образовательных стандартов и программ по туризму с опорой на достижения европейского высшего профессионального образования предполагает:

1) отражение миссии и целей высшего профессионального образования;

2) использование понятийно-терминологического аппарата туризма, принятого на международном уровне;

3) учет основных тенденций в развитии европейского высшего профессионального образования по туризму (многовариантность стандартизации, глобализация, диверсификация, демократизация, гуманизация), современных подходов к построению образовательных программ (маркетинговая ориентация, консультации в части базового содержания, выявление существующего дефицита профессиональных знаний, умений и навыков, формулировка задач по формированию не только знаний, умений и навыков, но и установок, усиление междисциплинарных связей и развитие проблемного обучения, выбор преимущественно интерактивных форм и методов обучения, многоуровневая структура развития профессиональной квалификации, сочетание широкопрофильной и углубленной специальной подготовки);

4) учет перечня секторов туризма;

5) проектную реализацию параметрической схемы для квалификационного описания профессионального поля туризма.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы, соответствующие целям и задачам исследования.

1. Современный этап развития туризма и высшего профессионального образования в этой сфере характеризуется глобализацией туризма, которая выражается в увеличении частоты, количества и географии международных путешествий, в возрастании потенциала туризма как сферы создания рабочих мест, в распространении международной стандартизации методов и параметров исследования туризма, в разработке всеобщих рекомендаций по налогообложению, единых основ местного планирования, маркетинга, информационного обеспечения, управления операционно-технологическими процессами, финансирования и структурной организации индустрии туризма, в усилении интеграционных процессов в регионах туризма, в создании новых межрегиональных туристских ассоциаций, в укрупнении туроператорства, транснациональных гостиничных и ресторанных цепей, в создании консорциумов туристских предприятий по диагонали секторов туризма, в повсеместных изменениях спроса в сторону индивидуализации, в развитии электронного туристского рынка.

2. Миссией высшего профессионального образования является профессионализация туризма, то есть обеспечение среднего и высшего звена управления в индустрии туризма профессиональными кадрами и создание предпосылок к их рациональному использованию, трудоустройство дипломированных специалистов в различных секторах туризма с перспективой продвижения карьеры по вертикали — на более высокий уровень управления, или по горизонтали — на тот же уровень одного из подсекторов туризма.

Стратегии высшего профессионального образования зависят от специфик национальных систем образования, от степени взаимодействия с индустрией, от особенностей исторического становления образовательных программ по туризму в каждом конкретном вузе.

Неадекватность ресурсов образования (материальное и финансовое обеспечение образовательного процесса, профессионализм преподавателей, научно-методическая база и т. д.) актуализирует проблемы поиска стратегий повышения качества подготавливаемых специалистов. Перераспределение ресурсов между вузами слабых и сильных образовательных рынков взаимовыгодно и осуществляется посредством сетевой работы, академических обменов, дистанционного обучения. Одновременно вузы стремятся сохранить контроль на своих рынках в условиях обостряющейся конкуренции. Таким образом интеграция и конкуренция в высшем профессиональном образовании по туризму в Европе являются предпосылками к формированию у обучаемых конкурентоспособной компетентности.

3. Основной тенденцией в достижении требуемого качества высшего профессионального образования по туризму является стандартизация образования на национальных, региональных и международном уровне. Стандартизация на национальном уровне основана на маркетинговом исследовании потребностей индустрии в специалистах и квалификационных требований к ним. Такой подход осуществлен лишь в нескольких странах наиболее устойчивого туризма: в Нидерландах, Великобритании, во Франции, в Греции, Италии, Германии, Испании, Португалии. На европейском региональном уровне стандартизация строится на основе консультаций по проблемам базового содержания европейских программ по туризму. Предметом обсуждений является так называемый корпус знания о туризме, уже официально признанный в Великобритании. На международном уровне стандартизация основана на анкетировании широкого круга туристского профессионального сообщества во всех регионах мира с целью определения потребностей в подготовке кадров и существующего дефицита знаний и навыков.

Исследование характеристик стандартизации образования позволило составить список наиболее общих навыков и разделов знания, необходимых специалистам по туризму. Автором предложен список установок, профессионально значимых для работы в туристском бизнесе.

4. Теоретической основой проектирования современного высшего профессионального образования по туризму должен стать хорошо отработанный понятийно-терминологический аппарат туризма. Исследование выявило неадекватность существующих за рубежом базовых определений понятий «туризм», «турист», «туристская индустрия» задачам проектирования высшего профессионального образования, поскольку принятые определения сформулированы в соответствии с иными целями и задачами, в частности, с целью проведения статистических измерений и планирования ресурсов международного туризма.

Дано рабочее определение туризма как сферы производства, взаимодействия и развития различных видов профессиональной деятельности и как сферы формирования и удовлетворения разнообразного спроса, связанного с проведением потребителями времени вдали от их постоянных мест жительства.

5. Существующие на национальных уровнях квалификационные классификаторы не адекватны профессиональному полю туризма и не удовлетворяет современным параметрам профессии. Предлагается общая схема квалификационной классификации профессиональных профилей в туризме: по секторам, функциям (туристским и вне туризма) и уровням профессиональной ответственности.

Указанные предложения по определению туризма, секторов, квалификаций являются эмпирическими. Для их адаптации в реалии российского образования необходимы маркетинговые исследования по выявлению требований к специалистам туристской сферы, а также проектирование новых квалификаций с учетом прогноза развития отрасли, интерпретация образовательных стандартов в соответствии с наиболее прогрессивными достижениями отечественного и зарубежного высшего профессионального образования. Напротив, как доказывает анализ реформирования программ по туризму в Центральной Европе, привнесение лишь отдельных изменений на основе зарубежных рекомендаций не улучшает ни качество образования, ни качество развития туризма.

6. Анализ подходов к проектированию образовательных программ позволил выявить наиболее характерные особенности высшего профессионального образования по туризму: широкопрофильная фундаментальная подготовка, в основе которой лежит междисциплинарный системный подход к изучению туризмауглубленная специальная подготовка по конкретным профессиональным задачам и интересам студентов, интеграция теоретической подготовки и опыта работы студентов на предприятиях.

7. При планировании качественных изменений вузам необходима стратегия, опирающаяся на комплекс взаимосвязанных целевых, содержательных, структурных, процессуальных, организационно-управленческих компонентов проектирования современного высшего профессионального образования, применяемых за рубежом, и использующая принципы всеобщего управления качеством. В этой связи в работе предложена таксономия качества высшего профессионального образования по туризму.

Сценарии адаптации прогрессивного зарубежного опыта должны разрабатываться и осуществляться на основе следующих принципов: инициатива в реформировании высшего профессионального образования должна исходить со стороны самих вузов и получить поддержку индустрии туризма, реформы должны носить фундаментальный характер и разрабатываться на основе таксономии проектирования программ, инновации должны носить экспериментальный характер, для планирования и осуществления реформ необходим консультативный орган, к работе которого должны приглашаться ведущие зарубежные эксперты. В период реформирования необходима непрерывная самооценка качества по методологии управления всеобщим качеством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 5 января 1996 г. // Образование в документах (информационный бюллетень). М.: Частная школа, 1996. — С.7−81.
  2. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (с практическим комментарием). М.: Право и закон, 1996. — С. 122.
  3. Федеральный закон «О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.96. № 26-ФЗ. // Черноморская здравница, 1996. 7 марта. — С. 2−4.
  4. Федеральный Закон «О туризме», проект от 29.04.96 // Черноморская здравница, 1996. 4 мая. — С. 2−3.
  5. Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22.12.95 № 1284 // Черноморская здравница, 1996. 22 февраля. — С. 2.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о лицензировании международной туристической деятельности» от 12.12.95 № 1222 // Черноморская здравница, 1996. 22 февраля. — С. 1.
  7. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» от 2 февраля 1996 г., постановление Правительства РФ № 10. -М., 1996.-С. 31.
  8. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в России». Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 177. М., 1996. — С. 15.
  9. Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования от 16.01.96 по специальности 230 500
  10. Социально-культурный сервис и туризм. (Приказ № 180 Госкомитета РФ по высшему образованию).
  11. Подготовка специалистов для зарубежных стран в вузах России: состояние и перспективы. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Центр социологических исследований, 1994 г. — С15.
  12. Туризм и рекреация в Восточной Европе (научно-аналитический обзор). -М., -1991. С. 31.
  13. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.(1984. — С. 5−10.
  14. Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Автореф. Дис.:.д-ра пед. наук: 13.00.08 / Казанский гос. технологич. ин-т. Казань., 1996. — С. 34.
  15. А.Б. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — С. 31−45.
  16. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-С. 42−45.
  17. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая Школа., 1991. С. 207.
  18. И.А., Митина A.M. Педагогические цели обучения в современной высшей школе. М., 1988. — С. 3−35.
  19. Э.Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982. — Т.2. — С.347.
  20. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986. — С. 14−45.
  21. Л.И. Концепция профессиональной компетентности и проблемы проектирования содержания образования // Современные подходы и принципы педагогического проектирования содержания образования в ССУЗ: Сб. Науч. Тр. М., 1992.
  22. Л.И. Начальное профессиональное образование во Франции: Автореф. Дис.:.д-ра пед. наук: 13.00.01 / Институт среднего специального образования РАО. Казань., 1993. — С. 36.
  23. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — С.25−32.
  24. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М&bdquo- 1989. — С. 1−13.25.3инченко В. П. Человече кий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С.9 -104.
  25. И.И. Структура процесса обучение. М., 1986. — С. 17−23.
  26. В.Г. Педагогически основы формирования профессионального самосознания учащихся. Автореф. Дис.:.д-ра пед. наук: 13.00.01 / Казанский гос. Университет. Казань., 1996. — С. 32.
  27. Кирсанов, А А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982
  28. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. — С. 21- 54.
  29. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития. М.: Советский спорт, 1998. — С. 142.
  30. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. — С. 3−37.
  31. B.C. Проблемы структуры содержания общего среднего образования. Автореф. Дис.:.д-ра пед. наук: 13.00.01 / НИИ профессионально-техн. Педагогики АПН СССР. Казань., 1981. — С. 30.
  32. B.C. Содержание образования. М., 1981. — С. 32−44.
  33. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — С. 1- 22.
  34. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — С. 13−54.
  35. М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. — С.199.
  36. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. -Мм 1979.-С. 12−34.
  37. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного Обучения. Центр Разработки Информационных Технологий и Методик. — Марийский политехи. Ин-т., 1993. — С.65.
  38. ЗЭ.Рошин С., Рощина Я. Мужчины, женщины и предпринимательство. // Человек и труд. 1994. — № 12. — С.112−113.
  39. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 23 -151.
  40. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. — С. 13−25.
  41. Ю.Г., Пахомов Н. Н. Технологический вызов новая революция в образовании // Вестник высш. Школы. -1988. — № 1. — С. 15.
  42. Е., Еленин В., Кочетова Л. Выезд российских граждан за рубеж в 1997г. И Туринфо. 1998. — № 7 (119). — С. 19.
  43. В. Д., Борисов К. Г. Международные туристические организации: Справочник. М.: Международные отношения., 1990. — С. 287
  44. Л.Р. Проблемы работы. Санкт-Петербург: Нью Эра, 1994. — С. 21−57.
  45. Ю.М. Туристический бизнес. М: Мир деловой книги. — 1997 -С.69.
  46. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — С. 11−14.
  47. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — С. 12−34.
  48. ATLAS News. Tourism Body of Knowledge (draft content). -1996 December. -# 11. — Nl: Tilburg University, 1996. — pp 2.
  49. Black Sea Sustainable Tourism Initiative. Report / The Global Environmental Facility. BSEP. — April 1996. — P.262.
  50. Cheltenham and Gloucester College of Higher Education. Modular Scheme Staff Guide. UK, 1990. — pp.75.
  51. Cheltenham and Gloucester College of Higher Education. New Modular Degree Field in Tourism Management. Validation Document. UK, 1991. -pp.105.
  52. Cheltenham and Gloucester College of Higher Education. Undergraduate Prospectus 1998 entry. A University Sector College. UK, 1997. — pp. 126.
  53. Commission of the European Communities. Memorandum on Higher Education. COM (01) 349 Final. European Community. Belgium, Brussels, 1991.-pp.46.
  54. Council for National Academic Awards. Review of tourism studies degree courses. Committee for Consumer and Leisure Studies. U. K, 1993. — pp. 75
  55. Documentation from the international Conference on the problems of school based inservice teacher training, Sochi, June 11−18, 1994 / Mid-Sweden University. Sweden, 1994. — P.313.
  56. Education of Staff for Tourism in East European Countries. Conference bulletin.- Poland, Cracow, 1992.
  57. European Foundation for Quality Management Self-assessment. Guidelines for Public Sector: Education. Belgium, Brussels, 1995. — pp.75.
  58. Eurostat DG XXIII. Tourism in Europe. Report. European Cmmission. -Belgium, Brussels, 1995. pp.193.
  59. Her Majesty’s Inspectorate. Education Observed: Higher Education in the Polytechnics and Colleges. Hotel, Catering and Tourism Management UK: London — HMSO, 1992. — pp. 31.61 .Longman Dictionary of Contemporary English. UK: Longman Group, 1978.
  60. National Liason Group. The Core Body of Knowledge for Higher Education in Tourism. UK: NLG., London, 1995, pp.4.
  61. NHTV Department of Tourism and Leisure Studies. Study Guide. Nl: Breda, 1995. — pp.70.
  62. NHTV Department of Tourism and Leisure Studies. Study Guide. Nl: Breda, 1996−1997.-pp.72.
  63. NHTV, International Services. Train the Trainer in Tourism. Making Teaching More Effective. Nl: Breda, 1991. — pp.47.
  64. Occupational Standards of Competence at NVQ/SVQ, Level 2 (1994) Framework for the Catering and Hospitality Industry and Licensed Retailing Sector. Hotel and Catering Training Company UK, 1994.
  65. PATA / WTO Global Action to Global Challenge. Human Resources for Tourism Conference Proceedings. 4−6 October 1993. — Indonesia, Bali, 1993.
  66. Travel Industry Monitor. 1997. — #86, May. — pp. 6−7.
  67. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. UK: Oxford: Oxford University, 1987.
  68. World Tourism Organization. Tourism and Employment, Enhansing the Status of Tourism professions. Madrid: WTO, 1983.
  69. World Tourism Organization. International Conference for Educators, Practitioners and Policy Makers, Valencia, Spain, April 1992. Madrid: WTO, 1992.
  70. World Tourism Organization. World Directory of Tourism Education and Training Institutions. 1st ed. Madrid: WTO, 1992.
  71. World Tourism Organization. Seminar on the Congestion of Tourist Flows in Traditional Urban Areas and Highly-Frequented Sites, Madrid, 16 June 1995. -Madrid: WTO, 1995.
  72. World Tourism Organization. World Trends 1985−1994 and Forecasts to the Year 2000 and Beyond. Madrid: WTO, 1995.
  73. World Tourism Organization. Tourism Education Quality. Results of WTO’s Globbal Survey. WTO News. -#2. — May/June, -1996, p18.
  74. World Tourism Organization. International Tourism Overview: Highlights 1995. -WTO, Madrid, 1996.
  75. World Tourism Organization. Tourism Highlights 1996. Madrid: WTO, 1997
  76. WTO News. World Tourism Organisation, Madrid: WTO, 1997. May. — #2. -pp. 1−16.
  77. WTO News. World Tourism Organization, Madrid: WTO, 1997. March. — #1. -pp. 1−16.
  78. World Travel & Tourism Council. European Union Travel & Tourism. Towards 1996 and beyond. Executive Report. Brussels, 1995.
  79. World Travel & Tourism Council. Travel & Tourism’s Economic Impact 1996/2006. A Special Report from the W.T.T.C. Brussels, March 1996. — pp. 2- 25
  80. World Travel and Tourism Council. The 1996/7 WTTC Travel and Tourism Report. Insight Media Ltd., 1997 — pp. 13- 35.
  81. World Travel and Tourism Council. Summit of the Eight Travel and Tourism Creating Jobs. Brussels, 1997. — pp.32.
  82. Airey, D. Education for tourism in Poland. Proceedings of the EuroCHRIE Conference on Hospitality Schools East-West. Au: Vienna, 1994 — pp. 52−67
  83. Airey, D. Tourism degrees past, present and future. Inaugural professorial Lecture, Nottingham. — UK: The Nottingham Trent University, 1995. — pp. 21.
  84. Airey, D. Tourism education and manpower development in Central and Eastern Europe. // Richards, G. (ed). Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for Quality. Nl.: Nl: Tilburg University, 1996. — pp. 15−26.
  85. Airey, D., Frontistis, A. Attitudes to careers in tourism: an Anglo Greek comparison. // Tourism Management. 1997. — Vol.18. — #3. — pp. 149−158
  86. Airey, D., Middleton, V. Course syllabus in the UK a review. // Tourism Management. -1984. — March. — pp. 54−62.
  87. Airey, DM Nightingale, M. Tourism Occupations, Career Profiles and Knowledge. //Annals of Tourism Research. -1981. Vol. VIII. — # 1. — pp. 5268.
  88. Atkinson, K., Woltermann, H. Training Plans and Practice in Travel Companies and Those Promoting Tourism. FORCE Tourism Projects Evaluation, Report Working Group II. — UL: London, 1994 — pp. 69−75.
  89. Bachleitner, R., Luger, K. Austrian tourism and leisure education. // Richards, G. (ed.) European Tourism and leisure Education: trends and prospects. Nl.: Nl: Tilburg University, 1995. — pp.25−31.
  90. Bachvarov, M. Tourism and leisure education in Bulgaria. // Richards, G. (ed.) European Tourism and leisure Education: trends and prospects.- Nl.: Nl: Tilburg University, 1995. pp.33−38.
  91. Bachvarov, M. The current state of tourism and tourism education in Bulgaria. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality.- N1.: N1: Tilburg University, 1996. pp.27−39.
  92. Baum, T. Human Resources Issues in International Tourism. UK: Butterworth-Heinemann, Oxford, 1993. — pp.259.
  93. ЮО.Ваит, T. National Human Resorce Polices for Tourism. // Seaton A.V. (ed.). Tourism: the state of the art. UK: John Wiley & Sons, 1994. — pp.571−577.
  94. Baum, T. Managing human resources in the European tourism and hospitality industry. A strategic approach. UK: International Thomson Business Press, 1996. — pp.281.
  95. Baum, T. Tourism Education is it at a cross-roads? // Tourism Intelligence Papers. Insights Forum, 1997. — May, UK.
  96. ЮЗ.Ваит, Т. Tourism Education Is It a Crossroads? // Tourism Intelligence Papers. Insights, 1997. — January. — UK.
  97. Beckers, T. Leisure and tourism higher education in the Netherlands. // Richards, G. (ed.) European Tourism and leisure Education: trends and prospects. N1: Tilburg University, 1995. — pp. 121−124.
  98. Bletz, E. Professionalization A License is not Enough. // Chaska, N. (ed) The Nursing Profession: Turning Points. — USA: St. Luis, 1990. — pp. 12−20.
  99. Bennis, W., Nanus, B. Leaders. The Strategies for Taking Charge. UK: Harper Perennial, 1986. — pp. 2−20.
  100. Bloom, В., Engelhart, M., Furst, E., Hill, W., Krathwohl, D. Taxonomy of Educational Objectives. USA: David McKay Company Inc., 1956. — pp. 201.
  101. Bloom, B. S., Hastings, J.T., Madaus, G.F. Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning. USA: McGraw-Hill Inc., 1971. -pp.923.
  102. Bodewes, Т. Development of advanced Tourism Studies in Holland. // Annals of Tourism Research -1981. Vol. VIII. — # 1. — pp. 35−51
  103. O.Boers, H., Bosch, M. The earth as a holiday resort. An introduction to tourism and the environment. Nl: Utrecht, 1994. — pp. 152.
  104. Bowen, D. Tourism education, issues and perspectives: a UK case study. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality. N1: Tilburg University Press, The Netherlands, 1996. — pp.113−122.
  105. Buhalis, D. Information Technologies as a Strategic Tool for Tourism. // The Tourist Review. 1996. # 2. — pp.34−36.
  106. Busby, G., Brunt, P., Baber, S. Tourism sandwich placements: an appraisal. // Tourism Management,. -1997. -Vol. 18 # 2. pp. 105−110.
  107. Choy, D. The quality of tourism employment. // Tourism Management. 1995. -Vol.16. #2.- pp.129−137.
  108. Clark, L A strategic perspective on employment, education and training issues in the 1990es. // World Travel Tourism Review. 1992. Vol. 2. — p.219−224.
  109. Cohen, E. Toward a Sociology of international tourism. // Social Research. 1972. -#39. -pp.164−182.
  110. Cohen, E. Who is a tourist? A conceptual clarification. // Sociological Review. 1974. -22(4). pp. 527−555.
  111. Conroy, B. Quality in Education and Training for Tourism: report of 1996 ATIT Conference on Tourism Education and Training in the UK. // Tourism. -1996.- #90. Autumn. — p.16−17.
  112. Cooper, C. Westlake, J. Tourism Teaching into 1990s.// Tourism management. 1989. # 10. — pp. 69−73.
  113. Cooper, C., Scales, R., Westlake, J. The anatomy of tourism and hospitality education in the United Kningdom. // Tourism management. 1992. -13 (2). -pp. 234−242.
  114. Cooper, С., Fletcher, J., Noble, A., Westlake, J. Changing Tourism Demand in Central Europe: The case of Romanian Tourist Spas. // The Journal of Tourism Studies. 1995. Vol.6. — # 2. — December. — pp. 30−44.
  115. Cooper, C., Shepherd, R., Westlake, J. Educating the Educators in Tourism: a Manual of Tourism and Hospitality Education. Madrid: WTO, 1996. -pp.222.
  116. Dann, G. M.S. The Language of Tourism. A Sociolinguistic Perspective. -UK: CAB International, 1996.- pp.298.
  117. Echtner, C. Entrepreneurial Training in Developing Coutries. // Annals of Tourism Research.-1995. Vol. 22. — #1. — pp.119−133
  118. Engelkamp, P. Reflections on Russian-Dutch cooperation in agricultural education. Experiments under changing labour-market conditions. // Mertens, F.J.H. (ed.) Reflections on Education in Russia. Nl: Acco Leuven, Amersfoort, 1995. — pp. 147−167.
  119. Fayos-Sola, E. Education and training in the new age of tourism: the vision of the WTO. // Richards, G. (ed.) European Tourism and leisure Education: trends and prospects Nl.: Nl: Tilburg University, 1995. — pp.15−19.
  120. Fayos-Sola, E. Tourism Education. // Perspectives and Challenges of Employment in the Tourism Industry. Vienna: OECD, 1996. — pp. 15−53.
  121. Fayos-Sola, E. (ed). Human Capital in the Tourism Industry of the 21-st Century, Madrid. Spain. 21−23 January 1996, FITUR. Madrid: WTO, 1997. -pp.301
  122. Fayos-Sola, E. (ed). An Introduction to TEDQUAL. A Methodolgy for Quality in Tourism Education and training. Madrid: WTO, 1997. — pp.137
  123. Fleming, I. The professionalization of leisure management in Western Europe. //Managing Leisure. 1996. # 1. — pp.248−252.
  124. Fletcher, J. Latham, J. Global tourism trends. // Tourism Economics. 1997. -Vol. 3(1). pp.83−88.
  125. Gunn, C. The need for multi-disciplinary tourism education.// World Travel Tourism Review. 1992. -Vol.2. — p.265−271.
  126. Hall, D., Kinnaird, V. Ecotourism in Eastern Europe. // E. Cater and G. Lowman (eds.). Ecotourism: A Sustainable Option. UK: John Wiley and Sons: Chichester, 1994. — pp. 111−137.
  127. Handszuh, H. Developing quality in tourism services: A brief overview. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality. NI.: NI: Tilburg University, 1996. — pp.225−240.
  128. Hawkins, D. Paradigm shifts and major trends influencing tourism education in the New Age of Tourism. // Fayos-Sola (ed.) (1997) Human Capital in the Tourism Industry of the 21st Century. Madrid: WTO, 1997. — pp.75−87.
  129. Henry, I. Jackson, G. Sustainable Tourism Management: A Conseptual Framework and Implications for tourism education. // Richards, G. (ed.) European Tourism and Leisure Education: trends and prospects. NI.: NI: Tilburg University, 1995. — pp.233−244.
  130. Heyneman, S. Education in the Europe and Central Asia Region: Policies of Adjustment and Excellence. // Mertens, F. (ed.) Reflections on Education in Russia. -NI: Acco Leuven, Amersfoort, 1995. pp.24−51.
  131. Holloway, C. The tourism core curriculum: A role for behavioural studies? // Richartds, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for Quality. NI.: NI: Tilburg University, 1996. — pp. 123−136.
  132. Howie, F. Skills, understanding and knowledge for sustainable tourism. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality.- NI.: NI: Tilburg University, 1996. pp.183−206.
  133. Jafari, J., Ritchie, J. Toward a framework for tourism education: Problems and Prospects. //Annals of Tourism Research. 1981.- VIII. # 1. — pp. 13−33.
  134. Jafari, J Research and Scholarship. The Basis of Tourism education. // The Journal of Tourism Studies. -1990. Vol.1. — #1. — May. — pp.33−41.
  135. James, C. Young Lives at Stake: a Reappraisal of Secondary Schools. -Glasgow: Collins, 1968. pp. 23- 56.
  136. Jean, G. Systems and procedures of certification of qualifications in the European Community. European Centre for the Development of Vocational Training. European Institute of Education and Social Policy. — 3rd edition. -Berlin, 1994. — pp.112
  137. Jones, P. The effective hospitality manager. // Hospitality. 1992. — Nov. -Vol. 134, — p. 16−17.
  138. Jung, В., Mierzejewska, B. Tourism education in Poland: An Overview. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality. Nl: Tilburg University. Nl: Tilburg Univerity, 1996. — pp.57−68
  139. Keller, P. How & Why Governments Need to Stay Involved in Tourism. // WTO News. #2. -1997. — May. — pp.8−9
  140. Kerr, C. Higher Education cannot escape history: issues for the twenty-first century. // European Association for International Education News Letter. -1995. -18 April. pp.5−8.
  141. Koh, K. Tourism Education for the 1990s. // Annals of Tourism Research. -1994. -Vol.21.-#3, p.853−54.
  142. Koh, K. Designing the Four-Year Tourism Management Curriculum: A Marketing Approach. // Journal of Travel Rsearch. 1995. — Vol (XXXIV). — #1. — pp. 68−72.
  143. Khan, M. Olsen, M. and Var, T. (eds). VNR’s Encyclopedia of Hospitality and Tourism. USA: Van Nostrand Reinhold, New York, 1992. — pp.860.
  144. Kosters, M. Higher Education of Managers in Tourism. Conference paper. // Acta Turistica. -1991. # 3. — pp. 135−153.
  145. Krathwohl, D.R. Bloom, B.S. Masia, B.B. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook II. USA: David McKay Company, Inc., New York, 1956. — pp.196.
  146. Kretch, Crutchfield. Theory and Problems of Social Psychology. USA: McGraw Hill, New York., 1948. — pp. 23 — 476.
  147. Krippendorf, J. The Holiday Makers. UK: Oxford: Heinemann Professional Publishing Ltd, 1987. — pp. 37.
  148. Kruczek, Z. Higher Education of Tourism in European Countries (Models, Modifications, Trends). Paper presented to the conference Education of Stafffor Tourism in East European Countries. II Conference bulletin. Poland, Cracow, 1992. — pp. 24
  149. Lambert, R. The meaning and assessment of global competence. // European Association for International Education News Letter. -1995. -18 April. pp. 14−17.
  150. Leiper, N. The Framework of Tourism: Towards a Definition of Tourism, Tourist and Tourist Industry. // Annals of Tourism Research. 1979. Vol VI. — # 4. — pp. 390−407.
  151. Leiper, N. Towards a Cohesive Curriculum in Tourism: The Case for a Distinct Discipline. // Annals of Tourism Research. 1981, — Vol VIII. — # 1. -pp. 69−84.
  152. Leiper, N. Towards a Cohesive Curriculum for Tourism Education: Problems and Prospects. // Annals of Tourism Research. -1981.- Vol VIII. # 3. — pp. 13−34.
  153. Leiper, N. Defining Tourism and Related Concepts: Tourist, Market, Industry, and Tourism System. // Khan M.A. Olsen M.D. Var.T.(eds.) VNR’s Encyclopedia of Hospitality and Tourism. Van Nostrand Reinhold. USA-N.Y, 1993. — pp. 539−558.
  154. Lindberg, K., Johnson, R. Modelling Resident Attitudes Toward Tourism. // Annals of Tourism Research. -1997.- Vol2. # 24. — pp. 102−124
  155. Liu, Z. Tourism development a systems analysis. //Seaton, A.V. (ed.) Tourism The State of the art. — UK: John Wiley & Sons, 1994. — pp. 20−30.
  156. Lockyer, T. Tourism growth and the impact of Total Quality Management. PATA/WTO Global Action to Global Challenge.// Human Resources for Tourism Conference Proceedings. 4−6 October 1993. Indonesia, Bali, 1993. -pp. 353−365.
  157. Manning, E. Carrying Capacity and Environmental Indicators: What Tourism Managers Need to Know. // WTO News. 1996. -# 2.- May/June. pp. 9 -12.
  158. Mclntyre, G., Hetherington A., Inskeep E. Sustainable Tourism development: Guide for Local Planners. Madrid: WTO, 1993. — pp.166.
  159. Medlik, S. Dictionary of Travel, Tourism and Hospitality. ed. 2. — UK: Butterworth -Heinemann Ltd. Oxford, 1993. — pp 254.
  160. Melbourne, A. Empowerment and service quality a Pacific dimension. PATA/WTO Global Action to Global Challenge. // Human Resources for Tourism Conference Proceedings. 4−6 october, Bali, Indonesia.- Indonesia, Bali, 1993-pp. 366−407.
  161. , F. (ed.) Reflections on Education in Russia. Nl: Acco Leuven, Amersfoort, 1996. — pp.256.
  162. Middleton, V., Airey, D. Tourism Education is it at a cross-roads? // Tourism Intelligence Papers, Insights Forum. — 1997. — May. — UK.
  163. Mill, R., Morrison, A. The Tourism System. 2nd ed. — USA: Prentice-Hall International, Inc., 1992. — pp. 506.
  164. Mundruczo, M. Tourism and tourism education in Hungary. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality. Nl: Tilburg University, 1996. — pp.47−53
  165. Murphy, P. Tourism Course proposal for a Social science Curriculum. // Annals of Tourism Research. 1981. Vol VIII. — # 1. — pp. 96−105
  166. Parasuman, A., Zeithaml, V.A., Berry, L.L. A conceptual model of service quality and its implications for future research. // Journal of Marketing. -19 985. Vol 49. — Fall. — pp. 41−50.
  167. Pearce, D. Course Content and Structure in the Geography of Tourism: The Canterbury Example. // Annals of Tourism Research. -1981. Vol VIII. — # 1. -pp. 106−115.
  168. Pertek, J., Soveroski, M. (eds.). EC Competences and Programmes within the Field of Education. Nl: European Institute of Public Administration, 1992.-pp. 102.
  169. Reid, L. McLellan, R. Uysal, M. Leisure, Recreation, and Tourism. // Khan M.A. Olsen M.D. Var. T (eds.) VNR’s Encyclopedia of Hospitality and Tourism. Van Nostrand Reinhold. USA- N. Y, 1993. — pp.559−566.
  170. , G. (ed.) European Tourism and Leisure Education: trends and prospects. Nl: Tilburg University, 1995. — pp. 293.
  171. , G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educationg for Quality. Nl: Tilburg University, 1996. — pp.305.
  172. Richards, G. Tourism Marketing Education in Europe. ATTT Presentation. -London, May 13th, 1997 pp. 6.
  173. Richards, G. A European Network for Tourism Education. A paper submitted for publication in Tourism Management, 1997. pp. 9.
  174. Schenk, R. Characters in their own right. // Passport. 1996. — July/August. -Moscow. — pp.78−81.
  175. Schuler, P., Stannard, J., Warmenhoven, R. The Education System of the Netherlands. Nl: Nuffic, 1996. — pp.65.
  176. Shortt, G. Attitudes of tourism planners: implications for human resources development. // PATA/WTO Global Action to Global Challenge. Human
  177. CEDEFOP European Journal. -1997. # 10, April. 197. Stear, L. Design of A Curriculum for Destinatio Studies. // Annals of
  178. Tourism Research. -1998. Vol VIII. — # 1. — pp.85−95. 198. Stear, L. and Griffin. Demytholodising the Nexus between Tourism and
  179. Tribe, J. The indiscipline of Tourism. // Annals of Tourism Research.- 1997 -Vol. 24. #3. — pp.638−657.
  180. Vukonic, B. Tourism education in Croatia. // Richards, G. (ed.) Tourism in Central and Eastern Europe: Educating for quality. Nl: Tilburg University, 1996. pp. 41−45.
  181. Walle, A. Hospitality / Tourism education: Generic vs. Specialized Perspectives. // Journal of Hospitality & Tourism Education. Council on Hospitality, Restaurant and Institutional education.- 1997. Vol.9. — #1, pp73−77.
  182. Wanhill, S. Peripheral Area Tourism: A European Perspective. // Progress in Tourism and Hospitality Research. -1997. Vol 3. — pp. 47−70.
  183. Wells, J. The Tourism Curriculum in Higher Education in Australia: 1989 -1995. // The Journal of Tourism Studies. 1996. — Vol7. — #1, May. — pp.20−30.
  184. Witt, S., Moutinho, L. Education and Training in Tourism. Tourism Marketing and Management Handbook.- USA: Prentice Hall, New York, Toronto, Sydney, Tokyo, 1989. pp. 119−128.
  185. Wheller, B. Sustaining the Ego. // Journal of Sustainable Tourism. 1993. -Vol. 1.-#. 2.-pp. 121−129.
  186. Wheeller, B. Egotourism, sustainable tourism and the environment a symbiotic, symbolic or shambolic relationship. // Seaton, A.V. (ed.) Tourism The State of the art. — UK: John Wiley & Sons, 1994. — pp. 647−654.
  187. Wijnhoven, L. Knowledge for Tomorrow. Ministry of Education, Culture and Science, Knowledge for Tomorrow Project Office. Nl, 1996. — pp.24 .
  188. Asia Travel.- PAT A, 1996. October. — pp.2.
Заполнить форму текущей работой