Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации были изложены в докладах на XII региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование: современные проблемы и перспективы развития» (Липецк, 2007) — III международной научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2007) — Международной научно-практической конференции «Философские и психолого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Особенности формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся
    • 1. 2. Моделирование формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся
    • 1. 3. Педагогические условия формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Реализация модели в экспериментальном исследовании формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования сформирован-ности готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования

Двигательная деятельность человека как объект и предмет научного познания входит в сферу интересов ряда гуманитарных, социальных и естественных наук. Она определяет возможность его гармоничных взаимоотношений с социальной средой, возможности выполнения специфических умений и навыков в различных сферах и условиях деятельности (учебной, трудовой, спортивной и т. д.). Исследование условий формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся приобретает особую значимость и находится в русле идей национального проекта «Образование», ориентирующего учителей на повышение и совершенствование своей квалификации.

Современное образование требует формировать практические умения и навыки учащихся, которые необходимы им для решения реальных задач, связанных с осуществлением двигательной деятельности. Двигательная деятельность успешнее осуществляется тогда, когда учащиеся владеют специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, они получают возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях двигательной практики.

Формирование готовности к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся приобретает особое значение для учителей технологии, которые, окончив вуз, как правило, сталкиваются с одной и той же трудностью: неумением учащихся реализовывать накопленный «багаж» теоретических знаний при выполнении практических работ, связанных с осуществлением двигательной деятельности. К тому же, эта значимость еще обусловлена и травматизмом учащихся, имеющим место на уроках технологии, который вызван не только несоблюдением правил техники безопасности, но и отсутствием развитых умений и навыков двигательной деятельности, позволяющих выполнять действия с различными инструментами и оборудованием.

Низкий уровень сформированное&tradeготовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся оказывает неудовлетворительное влияние на процесс обучения на уроках технологии, так как такие учителя не могут полноценно приступить к занятиям с учащимися, связанными с осуществлением двигательной деятельности. Чаще всего это проявляется при проведении практических работ, связанных с определенной опасностью для здоровья учащихся — то есть там, где учащиеся пользуются инструментами (порой очень острыми, быстро вращающимися и т. д.). Такие учителя, не уверенные в своих практических умениях и навыках, связанных с осуществлением двигательной деятельности и не владеющие инструментарием их формирования у учащихся, начинают, как правило, теоретизировать свой предмет. То есть, они стараются меньше времени уделять практическим работам. Естественно, это негативно сказывается на активности учащихся, присутствующих на подобных занятиях, так как им скучно и неинтересно заниматься только теорией. Отсюда, как правило, возникает и нежелание учиться на таких уроках. Изменить подобную ситуацию можно, на наш взгляд, подготовкой педагога, владеющего разнообразными двигательными умениями и навыками и инструментарием их формирования у учащихся.

Степень разработанности проблемы.

В общетеоретическом плане формирование готовности к различным видам деятельности исследуется в работах М. И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новаковой, JI.A. Кандыбович, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным, А. И. Щербаковым и др.

В педагогических исследованиях В. И. Андреева, Н. М. Борытко, И. Г. Гузенко, А. К. Марковой, Г. К. Селевко, Д. В. Чернилевского и др. отражены структура и моделирование деятельности учителя.

Исследованием вопросов подготовки учителя технологии занимались П. Р. Атутов, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, Е. В. Романов, В. Д. Симоненко, Н. А. Томин, Д. А. Тхоржевский и ряд других исследователей.

Различные аспекты развития умений и навыков двигательной деятельности, в зависимости от специфики ее моторных проявлений в спортивной, игровой и трудовой деятельности, изучали: Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, М. М. Боген, JI.C. Выготский, ГТ.Я.Гальперин, Н. Д. Гордеева, А. В. Запорожец,

A.M. Новиков, А. А. Кыверялг, Н. И. Макиенко и др.

В работе Ю. К. Васильева поднимается проблема политехнического обучения студентов, а также вопросы подготовки их к осуществлению политехнического обучения учащихся общеобразовательной школы.

В диссертации М. В. Зиннятуллова исследуются основы оптимизации специальной трудовой подготовки студентов и формирования у них педагогического и методического мастерства. В ней определены общетехнические и специальные знания, практические умения и навыки в лабораторно-практических условиях обучения, даются методы контроля подготовленности студентов к проведению педагогической деятельности.

В работах П. Р. Атутова, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, Н. А. Томина и др. освещаются пути формирования педагогического мастерства у будущих учителей технологии, требующих высокого качества выполнения двигательной деятельности, так как необходимо подготовить их к руководству техническими кружками и ученическими бригадами, проведению технологической к педагогической практики, преподаванию технического моделирования и т. п.

Ряд ученых подчеркивает, что развитие умений и навыков двигательной деятельности тесно связано с ловкостью, которая является сложным комплексным двигательным качеством, позволяющим быстрее овладевать новыми умениями и навыками двигательной деятельности (Н.А. Бернштейн,

B.М. Зациорский, Е. П. Ильин, B.C. Фарфель и др.). В работах З. И. Кузнецовой, В. И. Ляха, A.M. Шлёмина и других авторов предлагаются различные подходы к сущности, содержанию, методам и формам развития ловкости.

В работах Н. А. Бернштейна рассматриваются вопросы уровневой дифференциации формирования движений, позволяющие применить основы теории уровневого построения движений для развития умений и навыков двигательной деятельности во взаимосвязи с развитием мануальной ловкости.

Базовой основой для воспитания ловкости у студентов является создание осознанного представления о структуре движения, его пространственно-временных характеристиках, технике выполнения. Необходимо также «обыгрывание» навыка в различных условиях, что способствует отработке навыка и улучшению тренированности выполняющих движение мышц [33, 34, 35].

Формирование практических умений и навыков у студентов происходит в соответствии с закономерностями двигательных функций человека. В связи с этим мы проанализировали работы физиологов, психологов и педагогов, касающиеся проблемы формирования умений и навыков. При этом учитывали, что закономерности, лежащие в основе развития умений и навыков, позволят рассмотреть вопрос эффективного формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

В настоящее время опубликовано немало научных работ и имеется ряд монографий, в которых раскрываются педагогические основы формирования умений и навыков у учащихся школ и профтехучилищ. К ним относятся исследования, проведенные С. И. Архангельским, С. Я. Батышевым, М. А. Жиделевым, К. Н. Катхановым, А. А. Кыверялгом, Д. А. Тхоржевским, И. Я. Лернером, А. С. Лындой, Н. Т. Малютой, A.M. Новиковым, А. А. Поляковым, М. Н. Скаткиным, Н. А. Томиным, О. Ф. Федоровой и др.

Значительный вклад в выявление психологической и физиологической сущности, природы умений и навыков внесли И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, Й. М. Сеченов. Дальнейшее развитие эти вопросы получили в работах Б. Г. Ананьева, Н. А. Бернштейна, А. В. Запорожца, С. А. Косилова, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой и других исследователей.

Процесс формирования знаний, умений и навыков — общепедагогическая проблема, но ее необходимо решать с учетом конкретного содержания и специфических особенностей формирования двигательных действий в условиях педагогических вузов.

Вместе с тем, формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся определяется принципами, содержанием, сочетанием методов, средств, использование которых в условиях подготовки будущих учителей технологии в педагогических вузах исследованы еще недостаточно. В ходе анализа исследований двигательной деятельности мы обнаружили, что понятие «двигательная деятельность» в педагогике до сих пор не получила систематического, содержательного изучения. Также в научных исследованиях отсутствует однозначное представление по вопросу взаимосвязи ловкости (мануальной) и трудовых (двигательных) умений и навыков, что, на наш взгляд, является важным моментом в формировании готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся. Анализ литературы (Н.А. Бернштейн, В. М. Волков, B.C. Фарфель и др.) подтверждает, что развитие ловкости является противоречивым и недостаточно изученным вопросом. Двигательные действия исследовались А. В. Запорожцем и его сотрудниками в процессе выполнения инструментальных заданий (но собственно двигательное содержание действий не анализировалось). Разделение ловкости на различные виды в зависимости от ее проявлений в различных уровнях движений также не вызывает однозначной оценки у исследователей данного качества.

Также в научных исследованиях недостаточно освещаются вопросы выявления педагогических условий формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, отсутствует структура этой готовности, критерии, уровни.

В результате выполненного анализа научной литературы выявлены следующие противоречия:

— между практической направленностью педагогической деятельности учителей технологии и преобладанием теоретического обучения в современной системе их подготовки;

— между необходимостью развития умений и навыков двигательной деятельности учащихся на уроках технологии и реальным уровнем сформи-рованности готовности учителей технологии к осуществлению данного процесса;

— между необходимостью формирования готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся и неразработанностью модели ее формирования, позволяющей эффективно осуществить данный процесс.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки модели, выявлении педагогических условий формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся».

Объект исследования: процесс обучения студентов — будущих учителей технологии в педагогическом ВУЗе.

Предмет исследования: формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Цель исследования: разработка модели, выявление педагогических условий формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. На основе анализа и обобщения философской, педагогической, психологической и физиологической литературы по теме исследования определить структурные компоненты готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

2. Разработать модель формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию ухмений и навыков двигательной деятельности учащихся.

3. Определить педагогические средства формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

4. Выявить педагогические условия формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

5. Провести педагогический эксперимент по оценке эффективности модели формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Гипотеза: процесс формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся будет эффективным, если:

— выделенные структурные компоненты готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся будут способствовать реализации данного процесса;

— разработанная модель будет являться основой организации формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся;

— педагогическими средствами формирования готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся выступят специальные гимнастические комплексы, упражнения по обработке материалов, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности, разработанные на основе теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна;

— выявленные педагогические условия будут способствовать и обеспечивать реализацию модели формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— системный (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский и др.), деятельностный (В.В. Давыдов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), личностный (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В.А. Сла-стенин, И. С. Якиманская и др.), проблемный (Ф.М. Матюшкин, М.И. Махму-тов и др.), комплексный (Б.Г. Ананьев, С. В. Кульневич и др.), технологический (В.В. Гузеев, И. Г. Гузенко, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.) подходы;

— положения об уровневом построении движений (Н.А. Бернштейн);

— идеи рационализации процесса обучения в русле оптимизации его структуры и содержания: Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин;

— теоретические положения подготовки учителей технологии: П.Н. Ан-дриянов, П. Р. Атутов, Ю. К. Васильев, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Н. А. Томин, Д. А. Тхоржевский и др.;

— различные аспекты развития умений и навыков двигательной деятельности: М. М. Боген, А. А. Кыверялг, A.M. Новиков и др.

Методы исследования:

Решение задач исследования осуществлялось следующими методами:

— теоретические: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, физиологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнения, сопоставления, абстрагирование, моделирование учебного процесса;

— эмпирические: педагогический эксперимент, целенаправленное прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, опросы, хронометраж;

— статистические методы, определяющие достоверность результатов, полученных в ходе эксперимента.

База исследования:

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Липецкий государственный педагогический университет, факультет технологии и предпринимательства. В эксперименте приняли участие 92 студента 2−3 курсов.

Этапы исследования:

Первый этап (2005;2007 гг.) — проводился анализ психолого-педагогической, физиологической и философской литературы по теме исследования с целью определения степени разработанности проблемы, ее актуальности.

Второй этап (2007;2009 гг.) — формировался аппарат исследования, разрабатывалась модель формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, выявлялись педагогические условия, уточнялась гипотеза. Готовился и проводился констатирующий эксперимент, начат формирующий эксперимент.

Третий этап (2009;2010 гг.) — завершение опытно-экспериментальной работыобобщение результатов исследованиясистематизация и статистическая обработка данныхлитературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется общим методологическим подходом к исследованию, объединяющему теоретическое познание и практикуприменением совокупности методов исследования, адекватных его задачамдоказательностью и логической непротиворечивостью выводов, сравнимостью опытно-экспериментальных данных с практикой. Репрезентативность экспериментальных данных подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была доказана эффективность предложенных научно-практических рекомендаций.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена и обоснована структура готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, включающая компоненты:

— мотивационный (мотивы к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся);

— когнитивный (совокупность психолого-педагогических и специальных знаний);

— деятельностный (совокупность аналитических, прогностических, проективных и специальных умений студентов — будущих учителей технологии);

— рефлексивный, представляющий собой умения оценивать собственную двигательную деятельность, а также двигательную деятельность учащихся,

2. Разработана модель формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, включающая цель, компоненты, формы, методы, средства, этапы, критерии, показатели, уровни и результат формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

3. Определены педагогические средства формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: гимнастические комплексы, упражнения по обработке материалов, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности, разработанные на основе теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна.

4. Выявлена совокупность педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку теоретических положений о формировании готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: выявлена и обоснована структура готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, разработана модель, критерии и показатели, этапы ее формирования. Диссертационное исследование показывает, каким образом положения теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна могут быть интерпретированы и реализованы в процессе формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том что: разработанная модель формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихсякомплект методических разработок (комплексы специальных упражнений для интенсификации развития умений и навыков двигательной деятельности учащихся, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности и др.), способствующие совершенствованию этого процессавыявленная совокупность педагогических условий, нашли применение в образовательном процессе Липецкого государственного педагогического университета и могут способствовать успешному решению задач при обучении студентов — будущих учителей технологии.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Структурными компонентами готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся являются: мотивационный (мотивы к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся) — когнитивный (совокупность психолого-педагогических и специальных знаний) — деятельностный, представляющий собой совокупность аналитических, прогностических, проективных и специальных умений студентов — будущих учителей технологии (умения определять оптимальную последовательность развиваемых умений и навыков двигательной деятельности учащихся, формировать образ действий, осуществлять двигательные действия и др.) — рефлексивный, представляющий собой умения оценивать собственную двигательную деятельность, а также двигательную деятельность учащихся.

2. Модель формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, содержит:

— цель (формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся);

— компоненты готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся (мотива-ционный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный);

— формы: лекции, ролевые игры, лабораторный и технологический практикумы и др;

— средства: специальные гимнастические комплексы, упражнения по обработке материалов, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности, разработанные на основе теории уровневого построения движений (по Н.А. Бернштейну);

— методы:

• организации процесса формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: отработка умений и навыков двигательной деятельности, беседа, инструктаж: вводный, текущий, заключительный, комплексный;

• стимулирования и мотивации формирования готовности к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: соревнования, выставки, установление норм времени и точности и др.;

• контроля и самоконтроля: наблюдение, хронометраж, инструментальные методы контроля количественных и качественных параметров заготовок, изделий (шероховатость, прямолинейность, плоскостность и т. д.);

— критерии и показатели сформированности готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: мотивы к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся (уровень мотивации к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся), знания, необходимые для развития умений и навыков двигательной деятельности учащихся (уровень знаний), аналитические, прогностические, проективные, специальные умения (правильность, осознанность, рациональность быстрота, точность), оценка собственной двигательной деятельности, а также двигательной деятельности учащихся (адекватность и осознанность оценки);

— этапы формирования готовности: целевой, основной, апробационный;

— уровни готовности: низкий, средний и высокий;

— результат (сформированность готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся).

3. Педагогическими средствами формирования готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся являются: специальные гимнастические комплексы, упражнения по обработке материалов, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности, разработанные на основе теории уровневого построения движений Н. А. Бернштейна, что позволяет активизировать двигательную деятельность студентов, использовать автоматизмы, выработанные при выполнении предыдущих заданий по обработке материалов для переноса двигательных навыков, избегать интерференции.

4. Педагогическими условиями формирования готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся являются:

— стимулирование и мотивация познавательной и двигательной деятельности студентов;

— подбор заданий для осуществления двигательной деятельности и последовательности развиваемых умений и навыков с учетом теории уровневого построения движений;

— организация специальной гимнастики с целью воздействия на те составляющие движений, которые участвуют в осуществлении двигательной деятельности, тренировки глазомера, мышечно-суставной оценки размеров и расстояний;

— организация обучения, способствующая формированию самоконтроля и саморегуляции студентов;

— использование студентами комплекта методических разработок по развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся с учетом теории уровневого построения движений;

— выработка у студентов устойчивости к различным осложнениям при выполнении заданий (смена привычного инструмента, рабочего места и т. д.) для стабилизации двигательных навыков и развития мануальной ловкости.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были изложены в докладах на XII региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование: современные проблемы и перспективы развития» (Липецк, 2007) — III международной научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2007) — Международной научно-практической конференции «Философские и психолого — педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (Воронеж, 2008) — научной конференции с международным участием «Методологическая культура педагога: история и современность» (Самара, 2008) — Региональной научно-практической конференции «Образование старшеклассников: проблемы и пути решения. Опыт Липецкой области» (Липецк 2008) — Всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование XXI в.» (Санкт-Петербург, 2008).

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. Экспериментальные исследования проводились в Липецком государственном педагогическом университете на факультете технологии и предпринимательства. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы основаны на исследованиях, проводившихся на базе факультета технологии и предпринимательства Липецкого государственного педагогического университета. Формирование готовности студентов к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся является задачей, которая рассматривается во многих исследованиях психолого-педагогического направления. Выполненная работа развивает эти идеи и результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании рассматривается формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

По нашему мнению, готовность студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся представляет собой способность студентов — будущих учителей технологии к эффективному решению задач, направленных на развитие умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Компонентами готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся являются:

— мотивационный (мотивы к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся);

— когнитивный, образованный совокупностью общепедагогических и специальных знаний (о целях, методах, формах, средствах реализации педагогических задач, познавательной и двигательной сферах учащихся, устройстве инструментов, оборудования, механизмах формирования умений и навыков, правильной техники их выполнения, техники безопасности, организации рабочего места и др.);

— деятельностный — совокупность аналитических, прогностических, проективных и специальных умений учителя технологии. Аналитические умения позволяют расчленять педагогические явления на составляющие элементы, осмысливать каждую часть во взаимодействии с целымправильно диагностировать педагогическое явлениепрогностические умения включают выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени. Проективные умения позволяют при отборе содержания деятельности учащихся и определении педагогических задач учитывать их потребности и интересы, возможности материальной базы, планировать этапы и динамику педагогического процесса, отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании, а также осуществлять приемы стимулирования и мотивации познавательной и двигательной активности учащихсяк специальным относятся умения, осуществляемые при обработке материалов различными инструментами (формировать образ действий, выполнять двигательные действия, связанные с обработкой материалов и др.);

— рефлексивный, представляющий собой умения оценивать собственную двигательную деятельность, а также двигательную деятельность учащихся.

Наши исследования доказали, что эффективность формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности может быть значительно повышена при реализации модели, которая содержит:

— цель (формирование готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся);

— компоненты готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся (мотива-ционный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный);

— формы: лекции, ролевые игры, лабораторный и технологический практикумы и др.;

— средства: специальные гимнастические комплексы, упражнения по обработке материалов, технологические карты для детального анализа умений и навыков двигательной деятельности, разработанные на основе теории уровневого построения движений (по Н.А. Бернштейну);

— методы:

• организации процесса формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: отработка умений и навыков двигательной деятельности, беседа, инструктаж: вводный, текущий, заключительный, комплексный;

• стимулирования и мотивации формирования готовности к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: соревнования, выставки, установление норм времени и точности и др.;

• контроля и самоконтроля: наблюдение, хронометраж, инструментальных методы контроля количественных и качественных параметров заготовок, изделий (шероховатость, прямолинейность, плоскостность и т. д.);

— критерии и показатели сформированности готовности студентовбудущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся: мотивы к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся (уровень мотивации к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся), знания, необходимые для развития умений и навыков двигательной деятельности учащихся (уровень знаний), аналитические, прогностические, проективные, специальные умения (правильность, осознанность, рациональность быстрота, точность), оценка собственной двигательной деятельности, а также двигательной деятельности учащихся (адекватность и осознанность оценки);

— этапы формирования готовности: целевой, основной, апробационный- -уровни готовности: низкий, средний и высокий;

— результат (сформированность готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся).

Реализация модели формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, осуществлялась с соблюдением ряда педагогических условий: стимулирование и мотивация познавательной и двигательной деятельности студентовподбор заданий для осуществления двигательной деятельности и последовательности развиваемых умений и навыков с учетом теории уровнево-го построения движенийорганизация специальной гимнастики с целью воздействия на те уровни, которые участвуют в осуществлении двигательной деятельности, тренировки глазомера, мышечно-суставной оценки размеров и расстоянийорганизации обучения, способствующей формированию самоконтроля и саморегуляции студентовобеспечение студентов комплектом методических разработок по развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся с учетом уровневого построения движенийвыработка у студентов устойчивости к различным осложнениям при выполнении заданий (смена привычного инструмента, рабочего места и т. д.).

В ходе опытно-экспериментальной работы создавались условия для формирования наиболее полного образа действия и совершенствования навыков самоконтроля и саморегуляции, обеспечивалась связь теории с практикой, решались технические задачи. Студенты увеличивали вариативность при выполнении двигательных задач и таким образом вырабатывали устойчивость к различным осложнениям при выполнении навыка (смена привычного инструмента, материала, формы обработки, изменение рабочего места). Все это позволило сформировать мануальную ловкость, стандартизировать и стабилизировать трудовые (двигательные) навыки.

Подбор заданий и тем осуществлялся на основе разработанных требований, позволяющих подбирать такую последовательность тем и заданий (с учетом уровневого построения движений и т. д.), в которой обеспечивался переход от простого к сложному и которая соответствует содержанию будущей деятельности учителя, улучшает связь теории с практикой, активизирует деятельность студентов и, таким образом, способствует повышению эффективности формирования готовности будущего учителя к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся.

Следующим условием формирования готовности студентов — будущих учителей технологии к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся являлось организация обучения организации обучения, способствующая формированию самоконтроля и саморегуляции студентов. Наши эксперименты, опирающиеся на многочисленные исследования, показали, что формирование умений и навыков происходит наиболее успешно при максимальном использовании в учебном процессе сознания студентов, что достигается за счет самоконтроля и саморегуляции.

Следующим педагогическим условием являлось стимулирование и мотивация познавательной и двигательной деятельности студентов. Основными факторами, от которых зависит реализация этого педагогического условия является связь теоретических сведений с практической работой, использование проблемности в обучении и т. д.

Наше исследование показало, что осознание студентами полезности выполняемых заданий значительно содействует формированию положительных мотивов, повышает эффективность двигательной деятельностивнедрение в учебный процесс различных приемов морального стимулирования (организация соревнований, постоянно и временно действующих выставок) воздействует на мотивацию к развитию умений и навыков двигательной деятельности учащихся, активизирует, стимулирует практическую деятельность студентов.

Также на формирование готовности студентов — будущих учителей технологии оказывает существенное влияние объяснение механизмов формирования двигательных действий и двигательной деятельности в целом, а также уровневого построения движений, что реализуется комплектом методических разработок. Студенты осознанно выполняют разработанную вводную гимнастику, знают, на какой из критериев сформированности двигательных действий необходимо обратить наибольшее внимание в зависимости от того, на каком из этапов становления находится тот или иной двигательный навык.

Упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в двигательную деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращают раннее наступление утомления и активизируют необходимые уровни движений.

Эффективное стимулирование двигательной деятельности студентов возможно осуществить на основе требований к точности выполнения заданий. Систематическое повышение требований к точности стимулирует двигательную деятельность, создает условия для понимания целей обучения, позволяет организовать учебный процесс с учетом современных требований.

Выработка у студентов устойчивости к различным осложнениям при выполнении двигательных действий, развивает мануальную ловкость и позволяет стандартизировать и стабилизировать двигательные действия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Ю., Русейкина B.C. Контроль за учебной работой студентов как средство ее интенсификации // Вопросы педагогики высшей школы. № 3 Пермь. 1973.- С. 70−78.
  2. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1996. — 223 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
  4. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — С. 93 — 116.
  5. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Труды института физического воспитания и школьной гигиены / Под ред. А. А. Маркосян и др. М.:АПНРСФСР, 1958. — С. 380−386.
  6. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2-х кн. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1998. Кн. 2 — 320 с.
  7. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы / дис.. д-ра пед. наук.- М., 1985.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условных рефлексов. М.: Медицина, 1968.-547 с.
  9. Е.И. Ориентация учащихся на педагогическую профессию // Советская педагогика. 1986. № 9. — С. 38−42.
  10. А.Ф. Экспериментальный метод нормирования труда школьников // Школа и производство. 1977. № 1. — С. 49 — 51.
  11. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе М.: Высш. шк., 1976.-200 с.
  12. С.И. Некоторые вопросы теории обучения в высшей школе. -М.: Знание, 1973. 61 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерныеосновы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
  14. С.Н. Очерки по психологии труда. М.: Трудрезервиздат, 1958. — 160 с.
  15. П.Р. Учение и труд в школе. М.:АПН РСФСР, 1962. — 192 с.
  16. А.А. Пути ускорения формирования двигательных навыков по ручному труду: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1967.
  17. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1982.-560 с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -251 с.
  19. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. 546 с.
  20. JI.O., Миронов А. Нервная система ребёнка // Дошкольное воспитание. 1975. № 8. — С. 29 — 36.
  21. JI.M. О методах обучения опиливания // Школа и производство, 1967.-№ 8.-С. 33 -36.
  22. В.Ф., Думченко Н. И. О контроле качества учебно-производственных работ // Научно-методический сборник. Вып. 4. -JL: 1967. С. 22−32.
  23. С.Я. Основы производственной педагогики. М.: Машиностроение, 1971.-551 с.
  24. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. — 334с.
  25. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: дис.. д-ра пед. наук.- Челябинск, 1995.-389 с.
  26. В.В. Аннотированный библиографический указатель по производственной гимнастике / Белинович Всеволод Викентьевич. М.: Б. и., 1963.-72 с.
  27. В.В. Гимнастика на производстве / Белинович Всеволод Ви-кентьевич. М.: Знание, 1961. — 32 с.
  28. В.В. Дидактические принципы обучения физическим упражнениям / Белинович В. В. // Теория и практика физ. культуры. 1948. — № 5. -С. 197−203.
  29. В.В. Исследование условий эффективности физкультурной паузы / Белинович В. В. // Теория и практика физ. культуры. 1964. — № 10.-С. 54−56.
  30. В.В. Как организовать производственную гимнастику / Белинович Всеволод Викентьевич. М.: ФиС, 1966. — 72 с.
  31. E.JI. Исследование эффективности обучения в школьных мастерских при осуществлении самоконтроля с использованием технических средств: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965v- 15 с.
  32. Н.А. Биомеханика и физиология движений. / Под ред. В. П. Зинченко. М: Воронеж, 1997. — 608 с.
  33. Н.А. Вопросы координации движений и моторного поля.
  34. Г. П. Конради, А. Д. Слоним, B.C. Фарфель. Физиология труда. М., 1935. — С. 449−450.
  35. Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт., 1991.-288 с.
  36. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983.-175 с.
  37. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  38. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  39. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.41−42.
  40. , Е.В. Теория и практика личиостио ориентированного обучения: дисс. д-ра пед. наук. Ростов-н /Д, 2000. — 423с.
  41. Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2001. 38 с.
  42. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1981.- 96 е., ил.
  43. Ю.К., Васильева И. Н. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности. М., Просвещение, 1979.- 192 с.
  44. Н.Е. Избранные произведения. 4.1, Академия наук СССР, 1950.-С. 156- 178.
  45. А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. — № 1. С. 20 — 23.
  46. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.- Высшая школа, 1991. 207 с.
  47. А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  48. Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис.. д-ра пед. наук: Казань, 1997.340 с.
  49. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровье, 1983. — 127 с.
  50. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 21.
  51. И. П. Проектирование процесса обучения 11 Советская педагогика. -1987-№ 11-С. 22−28.
  52. JI. А., Артемьева JI. А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. -М.: Магистр, 1994. С. 114−134.
  53. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб-к науч. Тр-в / Под ред. М.И. Мах-мутова. М.: НИИ общей педагогики, 1980. — 166 с.
  54. В.В. Педагогика школы в двух словах // Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997. — 146 с.
  55. JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1991. 480 с.
  56. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1958.-321с.
  57. Выготский J1.C. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т., т.2. — М., 1983. -111с.
  58. , М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. М., 1998. — 216с.
  59. С. Г. Вопросы психологии труда. В кн.: Психологическаянаука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960, т. 2, С.337−361.
  60. .С. Философия образования. М., 1998. 184с.
  61. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989 — 160 с.
  62. М.И. Измерение и оценка результатов обучения. М.: ИОСО, 2000. 94 с.
  63. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / Под. Ред. М. И. Махмутова. М: Педагогика, 1985. — 152 с.
  64. О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. — 160 с.
  65. А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. — 152 е., ил.
  66. В.В. Системные основания образовательной технологии. -М., 1995, — 135с.
  67. И.Г. Интенциальные подходы к воспитанию в вузе: монография под ред. Н. И. Вьюновой. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — 208с.
  68. И.Г. Педагогика рефлексивной праксеологии: монография в форме учебного курса для студ. высш. пед. учеб. заведений. Липецк: ЛГПУ, 2009. — 280с.
  69. И.Г. Теоретические и технологические основы вербально-графической системы обучения студентов: дисс. д-ра пед. наук. М., 1995.-387с.
  70. И.Г., Раковский, М.Б. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образование. 2002. -№ 4. — С. 122−127.
  71. И.Г., Темиренко, Ю.Б. Профессиональная направленность изучения студентами педагогических дисциплин. Липецк: ЛГПУ, 2005.
  72. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. № 8 .- С. 32.42
  73. Г. Механизм движений и общая педагогика физического воспитания: Пер, с франц. Харьков: Вестник физкультуры, 1929. — 96с.
  74. Г. Научные основы физического воспитания: Пер. с франц. -М: Детское чтение, 1905, 299 с.
  75. И. М. Косилов С.А. Пути повышения точности кинестетического анализа у учащихся, овладевающих специальностью слесаря // Возрастная морфология и физиология. М.: Просвещение. -1967. С. 157−167.
  76. P.O. Принципы формирования и планирования учебно-производственных работ учащихся профессионально-технических училищ: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1970.-21 с.
  77. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: автореф. дисс.. доктора пед. наук.1. М, 1979. -27 с.
  78. Д.Д. Теория строения действий и вопросы преподавания техники в физкультурных вузах // Теор. и практ. физ. культ. 1989. — № 10. — С. 90−94.
  79. А.Г. Методика занятий в школьных мастерских. М.: Просвещение, 1966.-376 с.
  80. Л.И. Проблема педагогики высшей школы.- В кн.: Вопросы вузовской педагогики. Л.: Ленингр. ин-т культуры. 1970, с. 19 34.
  81. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. -М.: Высш. школа, 1975. 200 с.
  82. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. д-ра пед. наук.- М., 1983 340с.
  83. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности.— Минск, 1976. 176 с.
  84. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-161с.
  85. А.В. Физкультура и труд. М: 1986 г.
  86. М.А. Современные требования к методам производственногообучения. М.: Высш. школа, 1977. — 87 с.
  87. А.В. Восприятие и действие, М.: Просвещение, 1967. — 162 с.
  88. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. П. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1966. — 296 е., ил.
  89. В.М. Физические качества спортсмена. М. Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  90. В.М., Кулик Н. Г., Смирнов Ю. И. Исследование взаимосвязи между физическими качествами // Теория и практика физической культуры. 1968.-№ 12.-С. 2- 10.
  91. X. Тестирование личности: Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 1998. -198 с.
  92. И.А. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону: Феникс, 1998.-480 с.
  93. М.В. Педагогические основы подготовки учителей технического труда и политехнических практикумов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1978. — 26 с.
  94. С.И. Учебный процесс в Советской высшей школе: Пособие для преподавателей вузов. 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1973. — 314 с.
  95. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников и студентов. Ростов-н/Д, 1975. — 225с.
  96. Е.П. Ловкость миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 3. — С. 51 — 53.
  97. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  98. Е.П. Нетрадиционные, формы усвоения социального опыта // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 12−23.
  99. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 3. М.: Знание, 1973. — 78 с.
  100. Инструктивные указания по составлению перечня учебно-производственных работ для подготовки слесарей. П.: Трудрезервиздат, 1951 — 28 с.
  101. .Д. Развивайте ручную ловкость у первоклассников // Физичеекая культура в школе. 1981. № 6. — С. 25 — 27.
  102. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород: МИГУ, 1993.-219 с.
  103. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии. 1961. —№ 2. С. 5- 16.
  104. Л.Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М.: Учпедгиз, 1963. — 230 с.
  105. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  106. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  107. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1976. 138 с.
  108. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика. — 1990 — 236 с.
  109. В.П. Социальная модель преподавателя физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Каргаполов.- М., 1981.- С. 11.
  110. К.Е. Формирование приемов учебной работы как одно из условий активизации познавательной деятельности студентов. Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974, с. 27 — 37.
  111. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. школа, 1976. -335 с.
  112. В.И. Обучение конструированию на уроках труда: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1976 — 158 с.
  113. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань: Татарское книжн. изд во, 1980. — 207 с.
  114. А. Ю. Формирование профессиональной готовности будущих учителей «Технологии» (На примере создания и использования учебнометодических комплексов): дис.. канд. пед. наук: Уфа, 2000. 234 с.
  115. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-77 с.
  116. А.Г. Психология личности, изд. 3 переработ, и доп. М.: «Просвещение», 1969. 391с.
  117. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: автореф. дис. д-ра пед. наук.-JI., 1991.-38 с.
  118. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М.: Педагогика, 1973.- 143 с.
  119. А.Г. Комков Социально-педагогические базы формирования физической активности детей-школьников. Монография. СПб, 2002. 228 с.
  120. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, ЧГПИ, 1978.- 102 с.
  121. П.М. Вопросы методики формирования технологических умений и навыков учащихся на занятиях в школьных мастерских: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 19 с.
  122. Р. И. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению информационных технологам в профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2003 -213 с.
  123. А.Ы. Очерки по физиологии физических упражнений. -М: Физкультура и спорт, 1951 532 с.
  124. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
  125. Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль учащихся в производственном обучении. // Вопросы психологии. 1961. — № 2 -С. 17−20.
  126. В.В. Дидактические условия формирования трудовых умений и навыков у студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин (на материале практикума в мастерских): дис.. канд. пед. наук: Киев, 1981.- 203 с.
  127. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 144 с.
  128. Ч.А. Основы общей дидактики: пер. с польск. М., 1986. 98с.
  129. Ч.А., Янушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высшего образования в Польше // Современная высшая школа.- Варшава. 1977. -№ 1(17). — С. 75−89.
  130. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  131. Современный учитель специалист или бакалавр? / Н. Н. Лавров // Педагогика. — 2007. — № 6, — С. 54−60.
  132. Ф. Гигиена физических упражнений детей и молодых людей. -СПб, 1894. 230 с.
  133. Л.Н. Некоторые данные о развитии умственных способностей // Доклады АПН РСФСР. 1953. -№ 3. — С. 51−53.
  134. Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов.- М.: Наука, 1960.-268с.
  135. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.
  136. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978. — 304 с.
  137. А. Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1981. 584 с.
  138. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  139. В.В. Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры к профессиональной деятельности: дис. .канд. пед. наук. Воронеж., 2007.- 192 с.
  140. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М: Наука, 1984.- 444 с.
  141. Лукьянов Ю. М Повышение эффективности формирования знаний и умений учащихся по техническому труду: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973.-20 с.
  142. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. — М.: Высш. школа, 1979. 159 с.
  143. А.С. Использование технических средств в обучения. И.: Респ. учебно-методич. кабинет, 1968. — 17 с.
  144. В.П. Практикум студентов в учебных мастерских // Школа и производство, 1977, № 3, С. 74−75.
  145. Л.Е. О применении срочной информации при развитии точности ударных и нажимных трудовых движений. // Возрастная морфология и физиология. М. Просвещение. 1967. — С. 113−118.
  146. Лях В. И. Координационные способности- диагностика и развитие. -М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
  147. Ф.Ф. Проблема повышения эффективности обучения в вузе // Современная высшая школа, 1976, № 5, С. 67 75.
  148. Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих на производстве. 5-е изд., перераб., М., Высшая школа, 1973, 464 с.
  149. , А. М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе текст.: учеб. пособие / А. М. Максименко. М.: Физическая культура, 2006. — 128 с.
  150. Маркова А. К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя / А. К. Маркова // Школа и производство.-М.: Наука. 1988. — № 12, — С. 6−9.
  151. А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова, — М., 1996 г. -308с.
  152. А.К. Психология труда учителя /А.К. Маркова, М., 1993.- С. 117−119.
  153. Матросов B. JL Педагогика как фундамент отечественного образования // Педагогическое образование и наука. 2000.-№ 1. С. 8 — 13.
  154. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 207 с.
  155. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  156. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.- 376с.
  157. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ИССО РАО, 1993. — 88 с.
  158. P.JI. Научно-технический прогресс и проблема соединения обучения с производительным трудом в средней школе // Школа и производство. -1968. С. 64 — 67.
  159. В.В. О формировании трудовых умений и навыков. // Школа и производство. 1963. — С. 35 — 38.
  160. JI.M. Психология профессионального развития учителя /JI.M. Митина, — М., 1998. 211 с.
  161. Н.А., Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. М.: Профиздат, 1985. — 152 с.
  162. Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. — № 5. -С. 24−31.
  163. Н.Д. О соотношении методов и организационных форм в дидактике // Вестник высш. шк. 1972. — № 11.- С. 26−31.
  164. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высш. шк. 1983.-№ 8.-С. 26−31.
  165. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
  166. A.M. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.- 254 с.
  167. Орлов В. И Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. -№ 2.-С. 33−38.
  168. В.А. Многоуровневая подготовка специалистов // Высшее образование в России. 1995. -№ 2. — С. 12−15.
  169. Н.Н., Таукач Г. Л., Лисовченко В. И. Система планирования и организации учебного процесса. Киев: Высшая школа, 1974. — 98 с.
  170. И.П. Полное собрание сочинений т. 4, — 415 с.
  171. И.А. Некоторые вопросы мотивации учения школьников, связанные с оценкой знаний // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. — С.70−78.
  172. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1983 608 с.
  173. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Изд-во Соврем, слово, 2005. -720с.
  174. Р. И. Формирование у студентов педагогического института готовности к работе классного руководителя: дис.. канд. пед. наук. Л., 1978.- 160 с.
  175. К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.- 256 с.
  176. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: дис.. д-ра пед. наук. М, 1996. — 402 с.
  177. В.А. Политехнический принцип обучения основам наук в средней школе.-М.: Просвещение, 1979.-151 с.
  178. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 136 с.
  179. Профессиональная педагогика / Под ред С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  180. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: Изд-во ЯГ-ПУ, 1994.-63 с.
  181. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-245с.
  182. Е.В., Зубачек П. Б. Использование принципа свертывания информации в проектировании технологии обучения будущего специалиста. // Проблемы инновационной педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред.З.М. Умет-баева. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 85 с.
  183. Е.В., Зубачек П. Б. Основы предпринимательства в схемах, таблицах и тестах. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 83 с.
  184. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1983.-159 с.
  185. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.423 с.
  186. П.А. Мотивы поведения деятельности. М., 1988. — 136 с.
  187. А. П. Графическая подготовка как средство формирования поисково-конструктивных умений будущего учителя технологии: авт. дис.. канд. пед. наук: Дагестан, гос. пед. ун Махачкала: 2006. -18 с.
  188. Н.Г. Знак и символ в обучении.- М., 1988.- 274 с.
  189. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  190. А. С. Развитие профессиональных умений студентов при изучении электрических схем на занятиях по инженерной графике в вузе (При подготовке учителя технологии): дисс.. канд. пед. наук: М:-2006.-196 с.
  191. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 271 с.
  192. И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. -333 с.
  193. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  194. В.А. Избранное. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000.- 488 с.
  195. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе // Советская педагогика. 1981. — № 4. — С. 76−84.
  196. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и паука. 2000. -№ 1. — С. 37 — 51.
  197. В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессионально подготовки. М.: Педагогика, 1990. 300 с.
  198. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. — 1600с.
  199. А.В. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза: на примере машиноведческих и технологических дисциплин: дис. .канд. пед. наук.- Москва, 2003.- 207 с.
  200. , Н. В. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства в высшей школе: На основе инварианта механики: дис.. канд. пед. наук .-М., 2003.- 183 с.
  201. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд—во Моск. ун-та, 1975.-344 с.
  202. Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. -1986. -№ 3. С. 10−14.
  203. А.А. Активизация обучения в системе высшего образования США: Критический анализ: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1968. -17 с.
  204. Н.А. Организация производительного труда школьников.- Челябинск, 1970.- 287 с.
  205. , Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 2007. — 24 с.
  206. , Д.А. Методика трудового обучения с практикумом. / Д. А. Тхоржевский М.: Просвещение, 1987. — 300 с.
  207. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 6 тт. М., 1990-Т. 3. С. 23.
  208. B.C. Движение развитие, здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1964.- 46с.
  209. B.C. Управление движениями в спорте. М., 1975. — 208 с.
  210. B.C. Физиология спорта. Очерки. М. т Физкультура и спорт, 1960.-384 с.
  211. О.Ф. Некоторые вопросы активации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М: Высшая школа, 1970. — 320 с.
  212. И.М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. -М.: Смысл, 2004. 239 с.
  213. Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. -206 с.
  214. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. В серии «Руководство по физиологии». JL: Наука, 1969. — 585 с.
  215. Физические (двигательные) качества. Учебно-методическое пособие. / Сост. К. М. Комиссарчик (отв. исп.), В. П. Иващенко, В. Н. Прохоров и др.-СПб.: Издание ГПМА, 2001. -20 с.
  216. В.В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: дис. д-ра пед. наук / В. В. Филанковский. Ставрополь, 2000. — 444 с.
  217. В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теория и практика физической культуры. -1980. -№ 2. С. 49−52.
  218. В.М., Туревский И. М. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. -1977. —4. С. 39 — 44.
  219. В. В. О воспитании самоконтроля у учащихся при изучении слесарных операций. // Школа и производство. 1962. -№ 2. — С. 53−57.
  220. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.-370 с.
  221. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.- 180 с.
  222. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф, дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 24 с.
  223. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967.-266 с.
  224. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  225. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории J1.C. Выготского / Б. Д. Эльконин. Москва: Тривола, 1994. — 168 с.
  226. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.- 403 с.
  227. Koordinative Faigkeiten im Schulsport. Vielseitig variationsreich -ungewohnt / Von einem Autorenkollektiv unter Leitung von Peter Hirtz. -Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1985. — 152 s.
  228. Korpererziehung im Kindergarten / Autorenkollektiv unter Leitung von Stanislaus Keller. Berlin: Voik und Wissen Volkseigener Verlag, 1989.-352s.
  229. Korperkultur und Sport: Kleine Enzyklopadie, Leipzig: VEB Biblio-graphisches Institut, 1979. S. 62−63.
  230. Lehnert G., Lahmann I. Sport und Spiel rait kleine Leuten. Berlin: Sportver-lag, 1971.-303 s.
  231. Zimmermann K. Wesentliche koordinative Faigkeiten fur Sportspiele // Theo-rie und Praxis der Korperkultur. -1982. № 6. — S. 439 — 443.
Заполнить форму текущей работой