Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются выработанные в мировой гуманистически ориентированной философии теоретические положения о культуре диалога как ценности и диалоге как цели, о взаимосвязи диалога и гармонии, свободы и творчествасуществует совокупность положений О том, что диалог — это особый способ человеческого бытия и явление, пронизывающее всю человеческую жизнь и культуру: язык… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития культуры диалога в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Культура диалога как предмет философско-психологического осмысления
    • 1. 2. Разработка теории культуры диалога и процесса подготовки будущих педагогов в современной педагогической науке
    • 1. 3. Состояние проблемы развития культуры диалога в практике образования и в подготовке будущего педагога
  • Глава 2. Пути и средства развития культуры диалога будущего педагога
    • 2. 1. Обогащение образовательного процесса в вузе диалогическим взаимодействием
    • 2. 2. Преобразование субъект-объектных отношений в субъект-субъектные в целях развития культуры диалога
    • 2. 3. Повышение речевой техники и активное включение будущих педагогов в процесс межсубъектного взаимодействия со школьниками

Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества обострил проблему человеческих взаимоотношений: межличностных, межгрупповых, межсубъектных. Человеческое непонимание, внутренняя отчужденность человека от себя и других достигает уровня межэтнической, межрегиональной и межнациональной разобщенности, конфликтности, экологических и экономических разрушений. Перечисленные проблемы заостряют внимание на культуре диалога как универсальной форме преодоления социальных и межнациональных антагонизмов. Становится все более очевидной необходимость рассмотрения культуры диалога как важной образовательной задачи в развитии человека и общества. Сегодня диалог вновь вносится в иерархию общечеловеческих ценностей. Добиться обновления процессов воспитания и образования невозможно без осмысления культуры диалога, теоретического и практического обоснования концептуальной идеи гармонизирующего педагогического диалога как метода, способа и средства обучения, воспитания и управления.

Смыслообразующим ядром новой методологии воспитания и образования является нацеленность на развитие культуры диалога, необходимой для становления человека, который в состоянии осваивать ситуации социальных перемен и прогнозировать опережающие модели своего взаимодействия с социумом, окружающими людьми и собственным «Я» .

Современная педагогическая практика, устремляясь к диалогу, не имеет обоснованной теории. Культура диалога закладывается в школе и должна осуществляться педагогами нового поколения, владеющими межсубъектным диалогическим взаимодействием.

Высшая педагогическая школа недостаточно развивает культуру диалога будущих педагогов, потому что не владеет целостной концепцией развития культуры диалога в профессиональной подготовке педагога. Но литература даёт основания для создания такой концепции.

Так, в общефилософском плане осмысление культуры диалога представлено как речевой идеал современной европейской культуры в работах (С.С. Аверинцева, М. М. Бахтина, B.C. Библера, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, А.К. Михальской). Связи диалога с идеей гармонии и единства мира анализируются в трудах Н. Бердяева, С. Булгаков, Н. Лосского, А. Лосева, Платона, В. Соловьева, Сократа, С. Трубецкого, П. Флоренского, Н. Федорова, С. Франка. Связь культуры диалога и понимания как фактора ее развития прослеживается в работах В. Гумбольдта, В. Одоевского, А. Потебни, В. Розанова, А. Толстого, П. Чаадаева. Понятие бытия раскрывается через признание человеческой сущности в паре «Я — Ты» у (М. Бубера, Г. Гадамера, Э. Гусерля, А. Дильтея, А. Камю, Г. Марселя, Дж. Мида, X. Ортегаи-Гассета, Ж. Сартра, Л. Фейербаха, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, К. Ясперса).

Осмысление культуры диалога с гуманистических позиций •осуществляется в работах М. С. Кагана, В. А. Лекторского, К. А. Абульхановой-Славскойкультура диалога как внутренняя рефлексия, самопознание, самооценка, самосознание отражена у (О. Вейнингера, Декарта, И. Канта, К. Маркса, Б. Паскаля, И. Фихте, Л. Фейербаха, Д. Юма и др.) — диалог как процесс восприятия и познания человека человеком анализируется (Б.Г. Ананьевым, A.A. Бодалевым, Петровским A.B., Л.П. Петровской) — о диалоге как специфической форме взаимодействия субъектов, в которой проявляются содействие, согласие, сопереживание говорят в своих трудах (Б.Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, и др.). Феномен диалога как педагогического явления получает интерпретацию в исследовании проблем коллективообразования у (Т.Е. Конниковой, Л. Н. Куликовой, Л. И. Новиковой, A.B. Киричука, Х. Й. Лийметса, A.B. Мудрика,.

Сухомлинского). Культура диалога в становлении молодого учителя, его самоуважении, самовоспитании, саморазвитии в профессии прослеживается у (С.Г. Вершловского, Г. И. Гриба, В. В Горшковой, В.А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, JI.H. Куликовой, A.B. Мудрика, Р.Х. Шакурова).

В аспекте общей и педагогической психологии устанавливаются связи культуры диалога с такими психологическими построениями как «яконцепция», «глобальное — я», «идеальное — я», «моральное — я» (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л. И. Божович, Э. Врихт, J1.C. Выготский, У. Джемс, A.B. Захарова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, B.C. Мерлин, Дж. Мид, P.C. Немов, Д. В. Ольшанский, А. Б. Орлов, Ю. С. Орлов, A.B. Петровский, В. А. Петровский, Ж. Пиаже, A.C. Попов, Е. И. Рогов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) — культура диалога рассматривается, как взаимодействие мировоззрений, культур К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бодалевым, А. К. Болотовой, B.C. Библером, Л. С. Выготским, Л. П. Гримаком, А. Б. Домбровичем, И. С. Коном, И. А. Костенчуком, М. И. Лисиной, A.M. Матюшкиным, Л. А. Петровской, М. С. Федоришиным и др.

Идея культуры взаимодействия и диалога как ее инструмента и способа воспитания и обучения имплицидно присутствует в педагогических теориях К. Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова, В. Ф. Одоевского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Условия для развития культуры диалога рассмотрены и получили практическое воплощение в опытно-экспериментальной работе Ш. А. Амонашвили, B.C. Библера, Д. А. Белухина, У. Глассера, В. К. Дьяченко, Е. И. Ильина, В. А. Караковского, С. Ю. Курганова, A.C. Прудченкова, И. А. Тубельского, С. Н. Лысенковой, A.B. Мудрика, A.M. Низовой, В. Д. Семенова, Ю. Синягина, Е. В. Субботского, Ю. Н. Честных, В. Ф. Шаталова, Р. Штайнера, Е. Ямбурга, И .Я. Якиманской.

Несмотря на значительное теоретическое наследие в исследовании проблем межличностного общения и диалога как способа развития личности, практика современного образования показывает, что на деле наблюдается сохранение авторитарности и низкой культуры диалога, речевого и коммуникативного поведения. Педагогами и психологами проведена серия теоретических исследований по вопросам профессионально-педагогической подготовки учителя, так или иначе касающихся проблем культуры диалога (Ф.И, Гоноболин, В. В. Горшкова, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, И. Б. Котова, В. А. Сластенин, И. А. Зязюн, E.H. Шиянов, А. И. Щербаков и др.).

Существует значительная теоретическая разработка проблем диалогического общения и культуры. И все же в практической реализации имеющихся теоретических знаний наблюдается значительный пробел прежде всего в части недостаточно развитых коммуникативно-диалоговых умений, способствующих развитию культуры диалога будущих педагогов.

Имеющееся противоречие между необходимостью подготовки будущего учителя к диалогу со школьниками и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к диалогическому взаимодействию как более совершенному определяет выбор темы нашего исследования: «Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности» .

Объект исследования — профессионально-педагогическое становление будущего педагога в высшей школе.

Предмет исследования — процесс педагогического обеспечения развития культуры диалога будущего педагога.

Цель исследования — разработка теоретических основ развития Дйшр! дроОлвЮй. и создание целостной практической модели эффективного развития культуры диалога в процессе профессионального становления будущего педагога.

Задачи исследования.

1 .Исследовать теоретические основы развития культуры диалога.

2.Определить критерии развития культуры диалога.

3.Выявить и обосновать педагогические условия эффективного повышения культуры диалога студентов в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования:

Культура диалога — это сложное интегративное системное образование, включающее в себя два основных компонента: содержательный и технологический. Содержательный компонент представляет собой культуру восприятия и понимания, культуру речи и поведения, культуру отношенийтехнологический — знания, коммуникативно-диалоговые умения и толерантность как личностную характеристику будущего учителя. Культура диалога учителя и ученика является сущностью диалогического общения, полифункциональным явлением, где диалог используется как метод, средство и форма.

Процесс становления будущего педагога пройдет более результативно, если он будет включать специальное обучение культуре диалога. Культура диалога будет развиваться более эффективно, если: образовательный процесс в вузе обогатится — далогйчесхяк взаимодействием и использованием диалога в качестве метода, средства, формыосуществится преобразование субъект-объектных отношений в субъект-субъектныеобеспечится повышение культуры речи и активное включение студентов в процесс межсубъектного взаимодействия со школьниками.

Методологической основой исследования являются выработанные в мировой гуманистически ориентированной философии теоретические положения о культуре диалога как ценности и диалоге как цели, о взаимосвязи диалога и гармонии, свободы и творчествасуществует совокупность положений О том, что диалог — это особый способ человеческого бытия и явление, пронизывающее всю человеческую жизнь и культуру: язык, речь, сознание, отношенияразработана теория о сущности диалога как единения общечеловеческих ценностей, о диалоге как внутренней рефлексии. Опорными явились теория понимания, теория общения, концепция коммуникативно-речевого поведения, теория отношений, общенаучные принципы системности, единства сознания и деятельности, взаимосвязи теории и практики, раскрытие рефлексии как внутреннего диалога, определяющего культуру личности, анализ деятельностно-личностной концепции природы общения и диалога, признание свободы выбора и реализации человеческого потенциала.

В работе применялся комплекс методов, адекватных целям и задачам исследования: теоретическое изучение и анализ методологической литературы по проблемеобобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдениеопрос учителей и студентованкетирование, методы математической статистики и анализ участия студентов в научно-иследовательской работе, изучение студенческого творчества во внеаудиторной работе, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта диссертанташироко применялись тесты, разнообразные игры, психотренинговые и психокоррекционные театральные упражнения и другое.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно определяет теоретические основы развития культуры диалога будущего учителя, т> конкретизирует влияние вузовского педагогического процесса на развитие культуры диалога у будущего педагога, раскрывает сущность самого феномена,. диалога, выявляет возможности влияния диалога на внутреннюю жизнь личности, на общую культуру будущего педагогапредлагает комплекс эффективных условий, способствующих развитию культуры диалога. В работе определены критерии культуры диалога, выявлены предпосылки, факторы, закономерности, принципы процесса развития культуры диалога с целью активизации становления будущего педагога в профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дан анализ состояния проблемы развития культуры диалогаопределена сущность понятий «диалог» и «культура диалога» — выявлены особенности процесса развития культуры диалога в становлении будущих педагогов. Теоретически обоснована модель процесса развития культуры диалога и педагогического влияния, способствующих развитию высокого уровня культуры диалога. Разработаны теоретические основы комплекса педагогических условий развития культуры диалога студентов в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют предложить диалог как метод и форму обучения, как способ межсубъектного взаимодействия, определеть пути и средства развития культуры диалога у студентов и школьников, разработать и адаптировать к массовой практике критерии культуры диалога. Выявить условия её развития, теоретически разработать и эмпирически подтвердить модель культуры диалога и программу, раскрывающую содержание, формы и методы педагогического содействия развитию у студентов культуры диалога. Разработанные материалы могут быть использованы в массовой практике, в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Предполагаемые средства, способы и подходы применимы и для переподготовки учительских кадров.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью методов исследования целям, задачам, феномену диалога, многолетней практической работой исследователя в качестве учителя средней школы и преподавателя вуза, опытно-экспериментальной работой, в проведении которой приняли участие преподаватели и студенты КГПУ, директора школ, заместители директоров по воспитательной и учебной работе, учителя предметов гуманитарного и физико-математического циклов .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура диалога — это интегративное образование, вбирающее в себя целостность нескольких компонентов: культуру восприятия и понимания, культуру речи и коммуникативного поведения, культуру отношений. Основу данной культуры составляют коммуникативно-диалоговые умения.

2. Критериями наличия культуры диалога будущих педагогов являются уровень сформированности теоретических понятий, степень развития коммуникативно-диалоговых умений, культура речи, проявление эмпатии и толерантности, развитость рефлексии. В зависимости от степени проявления выделенных критериев обнаруживаются разные уровни развития культуры диалога у будущих педагогов.

3. Основными условиями развития культуры диалога выступают: обогащение педагогического процесса в вузе диалогическим взаимодействиемпреобразование субъект-объектных отношений в субъект-субъектныеповышение речевой культуры и активное включение студентов в процесс межсубъектного взаимодействия со школьниками.

Апробация и внедрение результатов исследования по развитию культуры диалога будущих педагогов осуществлялось с 1992 по 1999 годы в КГПИ на кафедре общей педагогики и школах города Комсомольска-на-Амуреоб основных результатах и выводах исследования докладывалось на заседаниях кафедры педагогики, на конференциях, проходивших в г. Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, на Всероссийской научной конференции «Личность в меняющемся обществе» в г. Комсомольске-на-Амуре (1998 г.), на заседаниях ВНИКа по новым педагогическим системам и технологиям (1998 — 1999 г. г.). Основные результаты и выводы работы были сформулированы в статьях автора по данной проблеме.

На первом этапе — поисковом (1992 — 1993 гг.) изучалось современное ф состояние исследуемого вопроса в научной литературе и практике, осуществлялся анализ опыта работы школ и высшей школы г. Комсомольска-на-Амуре по педагогическому обеспечению диалогического взаимодействия, отрабатывалась модель сотрудничества со студентами и коллегами, приобретался опыт межсубъектного взаимодействия. На этом этапе формировалось представление об объекте и предмете исследования, происходило теоретическое осмысление проблемы.

Второй этап (1993 — 1998 гг.) был посвящен изучению философской и психолого-педагогической литературы, выделению основных направлений исследования, выдвижению гипотезы исследования, проведению констатирующего и формирующего экспериментов, проверке и уточнению теоретических положений исследования.

На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) проводились обработка и анализ полученных результатов экспериментальной работы, подведение итогов, уточнение полученных теоретических и практических выводов, оформление диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Проведенное нами исследование, которое ставило своей целью разработку теоретических основ и создание целостной практической модели эффективного развития культуры диалога в процессе профессионального становления будущего педагога, показало, что многие проблемы педагогической науки возникли в период существования монологической культуры. Их решение зависит от возрождения культуры диалога. Только оно позволит реально приступить к процессам демократизации и гуманизации нашего общества и сознания. Переход от авторитарной педагогики к действительной педагогике сотрудничества, оставшейся на привычных позициях монологизма, не удастся.

Перед высшей педагогической школой стоит задача подготовки учителей новой генерации: владеющих культурой диалога, которая рассматривается философами, психологами и педагогами как основа процесса гуманизации.

Возрастает актуальность темы и в связи с тем, что методологический аспект проблемы сложен и неоднозначен, так как отсутствует интегрированная теория диалога, на которую возможно было бы сослаться при теоретическом обосновании. В исследовании мы опирались на гуманистический потенциал человековедческих наук и на междисциплинарные исследования диалога в различных сферах культуры.

Теоретические позиции философов М. Бубера, Г. Гадамера, В. Гумбольдта, Э. Гуссерля, A.B. Дильтейя, Г. Марселя, Дж. Мида, X. Ортеге-и-Гассета, Ж. Сартра, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, К. Ясперса о том, что человеческая сущность проявляется в общении, в диалоге, представляют обоснование нашей проблемы. Рассмотрение различных философско-педагогических моделей культуры диалога: сократовской, восточной, западной, скандинавской — позволило определить основные подходы к проблеме исследования. Гуманистическая педагогика современности Ш. А. Амонашвили, B.C. Библера, О. С. Газмана, JI.H. Куликовой, С. Ю. Курганова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, Л. И. Новиковой дала возможность рассматривать диалог как полифункциональное явление в качестве средства, формы и метода в образовании студентов. Специфика культуры диалога как педагогической дефениции связана с общей культурой и профессионально-педагогической культурой будущего учителя, что нашло отражение в трудах Ф. И. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Е. С. Смирнова, А. И. Щербакова и др., и позволило нам, используя моделирующий практический метод, разработать модель диалоговой культуры и процесс развития диалоговой культуры будущего учителя.

Модель культуры диалога как сложное системное образование включает два компонента: содержательный и технологический. В содержательный компонент входят культура восприятия и понимания, культура слова и отношений: в технологический — знания, умения и навыки. Развитие этих двух компонентов происходит параллельно с развитием личностных характеристик будущего учителя — эмпатии и толерантности.

Процесс развития культуры диалога был рассмотрен нами как последовательное прохождение определенных этапов в процессе обучения в структуре вуза без нарушения основного обучения, но с добавлением специального обучения, которое осуществляется за счет потенциальных возможностей педагогических дисциплин, использования активных форм обучения, комплексного использования аудиторных и внеаудиторных форм занятий, прохождения практики, обогащенной научными исследованиями студентов в русле исследуемой проблемы, а также спецкурса со спецпрактикумом. Теоретические и практические положения позволили сделать вывод о том, что каждый из этапов имеет свои специфические особенности. Начальный и последующие этапы охватывают все сферы личности. Возникло убеждение, что представленные этапы подготовки будущего учителя, специально организованные и методически оснащенные, позволяют сформировать у учителя коммуникативно-диалоговые умения и культуру диалога. В исследовании подтвердилось положение гипотезы о том, что культуру диалога возможно развить при следующих условиях:

• обогащении образовательного процесса в вузе диалогическим взаимодействием и использованием диалога в качестве метода, средства, формы;

• осуществлении преобразования субъект-объектных отношений в субъект-субъектные;

• обеспечении повышения культуры речи и реализации активного включения студентов в процесс межсубъектного взаимодействия со школьниками.

Исследование показало, что организация процесса развития культуры диалога невозможна без выработки основных установок на диалогическое общение: эмпатического понимания, искренности, открытости, доверительности, рефлексии, толерантности по отношению к ребенку. Этот процесс связан с перестройкой мышления педагога, с его переходом от монологических форм работы к диалогическим, что, как показало исследование, эффективно решается в условиях профессионально-педагогического тренинга.

Установлено, что предложенное автором построение учебного процесса и подготовка студентов к диалогическому общению со школьниками обеспечивают удовлетворение выявленных требований и реализацию разработанного содержания при комплексном использовании в качестве педагогических средств потенциала отдельных педагогических дисциплин, организационных форм, методов и видов внеаудиторной деятельности на основе целенаправленного соподчинения их вкладов в воспитание и развитие культуры диалога, а так же способствуют квалифицированному росту подготавливаемых специалистов с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что успех в формировании культуры диалога зависит от сформированности коммуникативно-диалоговых умений, от компетентности в этой сфере и творческой активности преподавателей. Было подтверждено, что наибольших успехов добились те студенты, которыми руководили преподаватели, активно участвующие в творческих научных исследованиях.

Представленная студентам возможность научного исследования на практике способствовала проявлению их высокой самостоятельности и активности в формировании культуры диалога у школьников, стремления к творческим находкам и оригинальности подходов к разрабатываемой проблеме.

Получаемые в ходе исследования результаты подтвердили гипотезу в целом и позволили сделать следующие выводы:

Качественная подготовка современного учителя требует формирования у него культуры диалога как необходимого условия профессиональной готовности студентов. Культура диалога является необходимым компонентом в профессионально-педагогической культуре будущего педагога, так как обеспечивает гуманизацию образовательного процесса и осуществление межсубъектного взаимодействия как более совершенного.

Эффективность процесса формирования культуры диалога студентов зависит от целостности учебного процесса, соблюдения комплекса условий, реализации поэтапности формирующего процесса, применения нестандартных форм обучения.

Теоретические и практические положения позволили сделать вывод о том, что овладение культурой диалога создает ту духовно-практическую реальность, в контексте которой можно совместно вырабатывать и осваивать общечеловеческие ценности.

Развитие культуры диалога индивида есть педагогика совместного развития учителя и ученикапедагогу необходимо принятие диалога как метода и способа организации совместной деятельности. Предлагаемые нами принципы, закономерности и связанные с ними условия развития культуры диалога позволяют утверждать, что культура диалога в образовательном процессе вуза находится в прямой зависимости от овладения диалоговыми технологиями.

В русле идей экологии образования диалоговые технологии можно характеризовать как безвредные, здоровьесохраняющие и здоровьеразвивающие, так как они динамичны, полифоничны, дают возможность учесть всю совокупность состояний, мнений, позиций субъектов, тем самым способствуя развитию креативно-диалогического мышления. Диалог не предполагает прямолинейной и однозначной оценки, он предполагает взаимооценки, взаимозависимости, взаимовлияния субъектов друг на друга.

Выделенные нами критерии эффективности развития культуры диалога в образовательном процессе вуза имеют актуальное значение в решении сложных проблем диалогового образования как творческого и инновационного.

Экспериментальное обучение студентов приемам диалогизации оказалось эффективным по всем структурным компонентам, в результате чего и после завершения педагогического эксперимента у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными были отмечены более высокие показатели формирования коммуникативно-диалоговых умений, что свидетельствует о положительном эффекте разработанного специального обучения.

Вместе с тем следует отметить, что данное исследование в силу специфики своих задач и многогранности проблемы развития культуры диалога не решает всех вопросов, связанных с поиском научно-обоснованных путей и средств совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Очевидно, необходимо продолжение формирования коммуникативно-диалоговых умений в циклах философско-психологических и специальных дисциплин.

Крайне актуальной является проблема формирования культуры диалога на основе междисциплинарных связей с первого по пятый курсы обучения, заслуживает внимания рассмотрение теоретического аспекта формирования культуры диалога и коммуникативно-диалоговых умений в программах учебных дисциплин, в ходе педагогической практики, призванной реализовывать культуру диалога в образовательном процессе школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994, — 336с.
  2. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски. //Высшее образование в России, 1997, № 1 С. 5.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, — М., 1994. -224с.
  4. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.-128с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991. 297с.
  6. А.Н. О природе взаимодействия. М., 1984. -64с.
  7. А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976. -188с.
  8. А.Н. Системное познание мира. М., 1985. -263с.
  9. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. -296с.
  10. Ю.Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1994, — 608с.
  11. П.Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. //Вопросы психологии. 1995, № 1.-С.З.
  12. В. Преподаватель и студент (практика общения). //Высшее образование в России, 1998, № 1, № 2, -С.57−87.
  13. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1994.- 286с.
  14. М.Амонашвили Ш. А. Единство цели. М., 1987. — 208с.
  15. Ш. А. Как живете, дети? М., 1986. — 176с.
  16. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. М., 1990. — 560с.
  17. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980. — 224с.
  18. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996. -384с.
  19. .Г. Психология педагогической оценки. Л., 1985. С. 146.
  20. В.И. Деловая риторика. Казань, 1993. 246с.
  21. И .Д. К вопросу о развитии как философской категории. //Философские науки, 1987, № 6. С.21−30.
  22. Г. П. Социальная психология. М., 1996. — 376с.
  23. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автор, кан. дис. -М., 1987. 20с.
  24. М.Г. Освоение как вид познания: постановка проблемы. // Философия и общество, 1998, № 5, С. 104.
  25. E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-запад. //Вопросы философии. 1998, № 2. С. 173.
  26. Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск., 1994. — 144с.
  27. Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. — 223с.
  28. JI.B. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема. / Автореферат канд. дис., Хабаровск, 1995. 16с.
  29. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т.2. — М., 1994.-204с.
  30. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения. //Вопросы психологии, 1997, № 6. С.5
  31. К.О. Транцендентально-герменевтическое понятие языка. //Вопросы философии, 1997, № 1 С. 76.
  32. П.И. Профессиональная подготовка учителя к работе со школьниками в кризисные периоды их развития. /Автореферат канд. дис., М., 1995−16с.
  33. Л.Д. Дидактический анализ формирования научных понятий в высшей школе. / Автореферат канд. дис. -М., 1983. 16с.
  34. А.И. Человек и мир культуры. М., 1992. — 240с.
  35. Ю.Д. Проект Гадамера: за и против. //Вест. Московского университета. Сер. фил., 1997, № 4 С. 43.
  36. В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современногообщения. //Философия и общество. 1998, № 5 С. 118.
  37. О.Г. Самостоятельная работа студентов и ее организация. //Научно-методические проблемы комплексного подхода к подготовке специалиста. Тула, 1972, — с.90−94.
  38. Архангельский JIM. Категории марксистской этики. М., 1963. — 271с.
  39. Архангельский JIM. Курс лекций по марксистской этике. М., 1974. — 318с.
  40. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М: Высшая школа, 1976. -200 с.
  41. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. -384с.
  42. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. -368с.
  43. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. -768с.
  44. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 500с.
  45. В.В. Античная философия. -М., 1969. Т.1. 409с.
  46. М.Н. Моделирование образовательно-воспитательных процессов, систем, педагогических технологий в деятельности учителя. Чита. 1995. -56с.
  47. М.Н. Педагогические теории и системы: В 2-х ч. ЧII Чита, 1995. -41с.
  48. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: 1982. -192с.
  49. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения. / Сов. пед. 1990, № 2, — С. 10
  50. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. /Под ред. О. С. Газмана. М., 1989. — 150с.51 .Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. //Советская педагогика, -1981.-№ 7 С.72
  51. Г. С. Деятельностный подход в плену субстанционализма: не деянием одним жив человек. // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — с. 169−176, 317−328.
  52. Г. С. Найти и обрести себя. // Вопросы философии. 1995. -№ 3, -С.103.
  53. Г. С. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии. № 3, 1995. С. 103−130.
  54. М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. -M., 1985. С.80−160.
  55. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1979. 318с.
  56. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1986. 423с.
  57. Бахтинология: исследования, переводы, публикации. -Спб., 1995. -370с.
  58. В.П. Формирование гуманистической направленности студента -будущего учителя как социально-педагогическая проблема. /Автореферат кан. дис., Санкт-Петербург, 1995. -28с.
  59. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996. -344с.
  60. C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов. /Автореферат канд. дис., Волгоград, 1995. -18с.
  61. Е.А. На пути к русскому образованию. // Педагогика, 1997, № 2 -С.39.
  62. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1996. -318с.
  63. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994. — 144с.
  64. М.В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультета начальных классов педвузов средствами иностранного языка. /Автореферат кан. дис. М., 1996. — 16с.
  65. H.A. О назначении человека. М., 1993. — 380с.
  66. H.A. Смысл творчества. //Философия творчества, культуры, искусства. М., 1994, Т.1, с. 203.
  67. H.A. Философия свободного духа. М., 1994. 480с.
  68. H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. — 383с.
  69. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -СПб, 1995. 382с.
  70. Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. С. -Петербург, 1994. -223с.
  71. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 422с.
  72. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989 -192с.
  73. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем. //Педагогика, 1993, № 6. С. 103−111.
  74. B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991, — 176с.
  75. B.C. На гранях логики культуры. М., 1997. — 440с.
  76. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. — 63с.
  77. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. -М., 1991. — 412с.
  78. P.P., Орлов А. Б. Монолог . или диалог? М., 1986. — 80с.
  79. Бим-Бад Б. М. Антропологические основание теории и практики современного образования. /Очерк проблемы и методы их решения. М., 1994. — 35с.
  80. А.Р. Психология личностного роста. М., 1995. -64 с.
  81. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-230с.
  82. A.A. Личность и общение. М., 1995.- 328 с.
  83. A.A. О взаимосвязи общения и отношения. /Вопросы психологии, 1990, № 1.-С. 122−127.
  84. A.A. О коммуникативном ядре личности. // Сов. Педагогика, 1990,5. С.77−81.
  85. A.A. О психологических основах воспитания личности. //Вопросы психологии, 1986, № 1. С.19−28.
  86. A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения. // Вопросы психологии, 1989, № 6.-С.74−81.
  87. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. — 352с.
  88. Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке. /Вопросы философии, 1998, № 7. С. 148.
  89. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., -Воронеж, 1996. — 388с.
  90. М. Два образа веры. М., 1995. 464с.
  91. М. Я и Ты. М., 1993. — 173с.
  92. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига. 1985. — 318с.
  93. А.П. Философские основания современной парадигмы образования. //Педагогика, 1997, № 3. С.15−20.
  94. А.И. Основы культуры речи. М., 1990. 247с.
  95. Л.Н., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.-5 76с.
  96. О. Последние слова. Киев, 1995. 256с.
  97. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации. Высшее образование в России, 1998, № 1. С. 5.
  98. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.-206с.
  99. ЮО.Виненко В. Г. Синергетика в школе. // Педагогика, 1997, № 2. -С.55 61.
  100. А.Е. Я говорю, мы говорим.: очерки о человеческом общении. М., 1990. — с.53.
  101. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект), М., 1995. -226с.
  102. ЮЗ.Воропай Е. Ф. Научные основы курса: «Культура речевого общения». //Автореферат канд. дис. М., 1997. 18с.
  103. ЮД.Воронец Б. Н. Разумные потребности, сущность, критерии, пути формирования. Воронеж- ВГУ, 1990. с.
  104. Л.С. Мышление и речь. //Собр. соч. в 6-ти т. -Т.2 М., 1982. -с. 92.
  105. Юб.Габай Т. В. Педагогическая психология. М., 1995. — 160с.
  106. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 15.
  107. Ю8.Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988, — с. 38 — 43
  108. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — с.236−277.
  109. Ю.Гаспаров М. Л. Античная поэтика. М., 1991. — 41с.
  110. Ш. Гельбух Ю. З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. //Сов. пед., 1990, № 5. С.81−87.
  111. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. -448с.
  112. В.И. Основы теоретической педагогики. С-П., 1992. — 150с.
  113. Ю.Б. Общаться с ребенком? Как? М., 1995. — 240с.
  114. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы. — М., 1962. — с.232−274.
  115. Пб.Горелов Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореферат, канд. дис. -Челябинск, 1983. -с.23.
  116. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск-на-Амуре, 1997. 125с.
  117. В.В. Педагогика отношений. Комсомольск-на-Амуре, 1995.105с.
  118. П9.Горшкова В. В. Проблемы субъекта в педагогике, JL, 1991. — 77с.
  119. К.Ф. Взаимное видение перспектив исходная предпосылка осознанной толерантности. //Высшее образование в Европе. 1997, № 2. — С.46.
  120. Григорьева-Голубева В. А. Формирование культуры речи у студентов педагогического колледжа. //Автореферат канд. дис. С-Петербург, 1996. -16с.
  121. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М., 1991. -320с.
  122. Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. с.31−32.
  123. П.С. Культурология. М., 286с.
  124. П.С. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. -190с.
  125. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -239с.
  126. Д.В. К теории античного диалога. //Философия и общество, 1997, № 3. С. 134.
  127. В. Категория жизни. // Вопросы философии. 1995, № 10. -С.
  128. В. Понимающая психология. //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — 258с.
  129. А.Б. Воспитателю о психологии общения. М., 1987. — 207с.
  130. А.И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. //Вопросы психологии, 1998, № 2. С.
  131. А.П., Бухатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., Воронеж, 1995. — 225с.
  132. .С. Социальная культурология. М., 1996. — 591с.
  133. Вопросы психологии, 1996, № 6. С. 135−139. 142.3инченко В. П. Образование — это образ человека. //Учительская газета. 1993.12 января, № 2.143.3инченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама).
  134. Вопросы психологии, 1991,№ 5. С. 139−152. 144.3инченко В. П. Проблемы психологии развития, (читая О. Мандельштама).
  135. Из истории мировой гуманистической мысли. /Сост., авт. вступит, ст. и примеч. Малиновский А. Ф. и др. М., 1995. — 431с.
  136. Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 464с.
  137. E.H. Герой нашего урока. М., 1991. — 208с.
  138. E.H. Путь к ученику. -М., 1988. 224с.
  139. E.H. Урок продолжается. (из опыта работы учителя). М., 1973. -152с.
  140. E.H. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. -М., 1986. 32с.
  141. E.H., Мертенс C.B. Давайте соберемся. Новые возможности урока общения. М., 1994. — 128с.156.йльин E.H. Искусство общения: из опыта работы. М., 1982. — 112с.
  142. Л.Г. Социология культуры. -М., 1996. 280с.
  143. В. Личность формируется в диалоге. // Начальная школа, 1990, № 3.
  144. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М., Волгоград, 1992. — 102с.
  145. В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. -Минск, 1994. 181с.
  146. А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности. //Вопросы психологии. -1996. -№ 2. С.25
  147. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1987. -233с.
  148. М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996. 416с.
  149. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии. 1988, № 4. С. 253.
  150. O.A. Игры в самих себя. М., 1995. -128с.
  151. O.A. Педагогика как любовь. -М., 1996. -133с.
  152. А. Бунтующий человек. М., 1990. 355с.
  153. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. -М., 1995. -108с.
  154. И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. в 6-ти т. М., 1966. Т.6. -71с.
  155. И. О характере как образе мыслей. // Психология личности. Тексты. -М., 1982.-232с.
  156. B.K. Карнавал и бесовщина. // Вопросы философии, 1997, № 5 С.44
  157. В.А. Без звонка на перемену. Челябинск, 1977. -176с.
  158. В.А. Воспитай гражданина. М., 1993. — 142с.
  159. В.А. Стать человеком. /Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. / - М., 1993. — 80с.
  160. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979. — 96с.
  161. В. А., Новикова ЛИ. Семенова Н. П. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. — 160с.
  162. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей./ Пер. с англ. Д. С. Лободенко. -Мн.: ООО «СЖ», 1996. -640с.
  163. М.В. Игра в учебном процессе. Советская педагогика, 1985, № 5. -С.15.
  164. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. — 106с.
  165. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика. 1996, № 2. -С.8
  166. Р. Память человека. М., 1978. — 207с.
  167. И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. //Педагогика, 1995, № 6. С.84−89.
  168. Я.Л. Беседы о тайнах психики. /Я. Коломенский. М., 1976. -208с.
  169. В.В., Когарян A.C., Демидов С. Р. Форум гуманистической психологии, 1995, № 6. С.144−146.
  170. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.- 337с.
  171. Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957. — 309с.
  172. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 230с.
  173. C.B. Учитель ученик. — М., 1984. — 65с.
  174. Л.В., Крутова О. Н., Шварцман К. А. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М., 1993. 153 с.
  175. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996. — 224с.
  176. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. //Вопросы психологии, 1990, № 3. С.17−25.
  177. Я. Как любить детей. Хабаровск, 1988. 144с.
  178. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994. — 63с.
  179. М. Культурные механизмы развития. // Вопросы психологии. 1996, № 3. С. 10
  180. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. 312с.
  181. Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей. //Вопросы психологии, 1996, № 6 -С.53−64.
  182. В.В. Педагогика между философией и психологией. //Педагогика, 1994, № 6. С.24−31.
  183. С.Э. Социальная философия. -Волгоград, 1996. 352с.203 .Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основеличностно-ориентированного подхода. Хабаровск, 1996. — 34с.
  184. В.Г. Предисловие к публикации отрывка из работы М. Хайдеггера «Бытие и время». //Вестник Московского университета. 1997, № 3. -С.13.
  185. A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению. Н. Новгород, Автореферат канд. дис. 1996. — 21с.
  186. И.Ю. Возрастная психология. М., 1996. -.180с.
  187. JI.H. Воспитай себя. М., 1991. — 143с.
  188. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. — 315с.
  189. Л.Н. Саморазвитие личности как основание обновления образования. Хабаровск., 1991. — 48с.
  190. Культура русской речи. Учебник для вузов под редакцией А. К. Граудиной и Б. Ч. Ширяевой. М., 1998. — 560с.211 .Культура, культурология и образование: круглый стол. //Вопросы философии. 1997, № 2. С.3−57
  191. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С.87−96.
  192. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. — с.2Н.Курганов С. Ю. Учебный диалог в начальных классах. //Начальная школа, 1989, № 12. С.6
  193. С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школьников. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.31−42.
  194. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990. -159с.
  195. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. -334с.
  196. Л.П. Коррекция индивидуальных негативных свойств личности в процессе организованного общения: Методические указания. Хабаровск, 1996. 34с.
  197. Л.П. Педагогические условия развития адекватной защищенности личности студента-первокурсника в техническом вузе. Автореферат канд. дис. — Хабаровск, 1996. — 18с.
  198. Ф. Мемуары. Максимы. М., 1993. — 160с.
  199. В. Искусство быть собой. М., 1991. — 256с.
  200. В. Нестандартный ребенок. Хабаровск, 1990. — 320с.
  201. В. Разговор в письмах. Санкт-Петербург, 1993. — 244с.
  202. В. Цвет судьбы. Санкт-Петербург, 1993. — 254с.
  203. В.А. Трудности и счастье взаимности. //Вопросы психологии, 1990, № 5 С. 89.
  204. Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба. //Вопросы психологии. 1996, № 6. С.139−153.
  205. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. / Вопросы философии, 1997, № 11, С. 46.
  206. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1985. — с.94−232.
  207. A.A. Педагогическое общение. М., 1996. -16с.
  208. A.A., Выготский Л. С. М., 1990. — 158с.
  209. А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М., 1994. -228с.
  210. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. //Вопросы философии. 1995, № 2. С. 110−122.
  211. Личность в воспитательной системе: обучение и саморазвитие. Хабаровск, 1995.- 171с.
  212. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.-714с.
  213. Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. — 432с.
  214. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992. — 224с.
  215. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. — 368с.
  216. З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., — 174с.
  217. М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. -414с.
  218. М.К. Картезианские размышления. М., 1993. — 352с.
  219. М.К. Необходимость себя. /Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996, 432с.
  220. М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. // Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. 112−118.
  221. М.К. Сознание и цивилизация. // Человек в системе наук. -М., 1989. -с.317−332.
  222. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  223. Г. Одномерный человек. М., 1994. — 368с.
  224. М.А., Жуков В. И. Зеньковский В.В. как историк русской философии и культуры. //Философия и общество, 1997, № 4. С. 76.
  225. А. Психология бытия. М., 1997. 304с.
  226. А. Самоактуализация. // Психология личности. М., 1982. — 110с.
  227. .Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994. — 96с.
  228. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -208с.
  229. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. -240с.
  230. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. — 145с.
  231. А. Система и личность. М., 1996. — 128с.
  232. Мелик-Пашаев A.A. Л. С. Выготский и М. М. Бахтин. /Вопросы психологии, 1996, № 5. -С.51−57.
  233. B.C. Психология индивидуальности. М., 1996. 448с.
  234. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. /Перевод с английского. М., 1988. — 429с.
  235. A.K. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998, 432с.
  236. А.К. Русский Сократ. М., 1996, 48с.
  237. М.М. Опыты. Л., 1960, — с. 189−212.
  238. A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983. -96с.26!.Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. -110с.
  239. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. — 160с.
  240. Н.Л., Сергеев В. М., Шрейдер Ю. А. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрогматизация коммуникации. /Вопросы философии, 1997, № 10. С. 45.
  241. Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина. //Вестник Московского университета, 1996, № 4. С. 28.
  242. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 356с.
  243. A.B. Язык в трансцендентальной программе К.О. Апеля. /Вопросы философии. 1997, № 1. С. 69.
  244. A.A. А.И. Сикорский: гармония развития и воспитания. //Педагогика, 1994, № 3. С.76−80.
  245. Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. — 144с.
  246. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 392с.
  247. Петровская J1.A. Компетентность в общении. М., 1984. — 149с.
  248. Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог. // Вопросы психологии. 1983, № 2. С.82−89.
  249. В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.-512с.
  250. Н.И. Проблемы диалогов цивилизаций. //Вопросы философии. -М., 1996, № 1. С. 186.
  251. . Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное. //Вопросы психологии, 1996, № 6. С.125−132.
  252. . Речь и мышление ребенка. М., 1994. — 528с.
  253. К.К. Личность как объект социальной психологии. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, — 77с.
  254. С.И. Спор. О теории и практике спора. Хрестоматия по философии. М., 1997, — с. 390.
  255. С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. — 160с.
  256. A.A. Мысль и язык. // Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989. с. 124.
  257. Проблемы воспитания и образования: Хрестоматия для студентов педагогических вузов по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». //Сост. Куликова Л. И. и др. Хабаровск, 1996. — 178с.
  258. A.C. Наедине с собой. М., 1996. — 174с.
  259. A.C. Трудное восхождение к себе. М., 1995. — 140с.
  260. .И. Теория назначения. //Вопросы философии. 1996, № 6. -С.181.
  261. Психоанализ и науки о человеке. /Сост. Е. В. Филлипова и др. М., 1996. -416с.
  262. Психология. Словарь. М., 1990. — 494с.
  263. В.Л. Исповедь книгочея, который учил буквы, а укреплял дух. -М., 1991. -496с.
  264. A.A. Культурология. М., 1997, 304с.
  265. A.B. Идеи гуманизма в западной философии. //Философия и общество. 1998, № 5. С. 155.
  266. П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права. /Вопросы философии. 1996, № 4. 0,21.
  267. В.А. Психология взаимоотношений. М., 1996. -272с.
  268. В.В. Мимолетное. М., 1994. -541с.
  269. В.В. Три главных принципа образования. //Сумерки просвещения. -М., 1990. с. 29.
  270. В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. /Вопросы психологии. 1998, № 5. С. 12
  271. К. Групповая психотерапия. М., 1993. 86с.
  272. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 203с.
  273. . Общество и образование. М., 1989. — 200с.
  274. ЗЮ.Самосознание европейской культуры XX века. Сборник. (Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе). М., 1991. -365с.
  275. .П. Экзистенциализм это гуманизм. — М., 1953.- 250с.
  276. В. Как строить себя и свою семью. /Пер. с англ. М., 1992. — 192с.
  277. Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. /Автореферат, док. дис., Борисоглебск, 1995. 32с.
  278. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося. //Педагогика, 1997, № 3. С.40−45.
  279. В.В. Личностно ориентированное образование. //Педагогика, 1994, № 5. С. 16−21.
  280. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы. // Педагогика.1996. -№ 2. -С.48−56.
  281. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения. Автореферат канд. дис. Иркутск, 1997. — 20с.
  282. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 159с.
  283. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, № 6. С.76−88.
  284. Смысл жизни: Антология. /Сост. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. — 237с.
  285. Е.Т., Бурлакова Н. С. К обоснованию метода диалогического случая. //Вопросы психологии. 1997, № 2. -С. 10.
  286. B.C. Оправдание добра: нравственная философия. М., 1996. -479с.
  287. B.C. Смысл любви. Соч.: в 2-х томах, М., 1988, Т2, 513с.
  288. A.C. Социально-психологический тренинг и повышение компетентности в общении. /Вопросы психологии, 1989, № 6. С.152−153.
  289. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, — с. 142.
  290. М.И. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996. — 384с.
  291. М.Г. Справедливость и демократия в контексте диалога культур. //Вопросы философии. 1996, № 3. С. 143.
  292. JI.A. Генезис содержания общего образования /гуманистический аспект/. -Хабаровск, 1994. 100с.
  293. В.В. Самосознание личности. М., 1983. с. 72.
  294. Г. Л. Паскаль и Европейская культура. М., 1994. — 495с.
  295. С.С. Современная гуманистическая психология и школа. -Санкт-Петербург. 1995. -с.49.
  296. В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989. -288с.
  297. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. — 192с.
  298. В.А. О воспитании совести. //Педагогика, 1995, № 4. -С.49−51.
  299. В.А. Сердце отдаю детям. -Киев, 1973. 286с.
  300. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. — С. 136.
  301. Теория и практика воспитательных систем. /Редкол.: Л. И. Новикова (отв. ред.) и др.: В 2-х кн. М., 1993.
  302. И.Е. Гуманизация процесса оценивания достоинства учащихся в современном общем начальном образовании. Автореферат канд. дис. -Хабаровск, 1996. 17с.
  303. O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание. //Вестник Московского университета. Сер 14. Психология, 1998, № 2. -С.11.
  304. E.H. Смысл жизни. М., 1994. — 432с.
  305. А. Духовность образования и трансценденция. Альма-матер, 1998, № 8. С. 8.
  306. Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Автореферат канд. дис.-М., 1996.- 16с.
  307. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1990. — 214с.
  308. A.A. Избранные труды. Л., 1978. — 358с.
  309. A.A. Письма. //Пути в незнаемое. М., 1973. с. 385.
  310. Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Г. Г. Аракелова. -М, 1990.-с.156.
  311. К.Д. Избранные сочинения: В 2-х т. T.l. -М., 1960. с.322
  312. К. Образование и толерантность. // Высшее образование в Европе. 1997, № 2. С. 10.
  313. Е.В. Истолкование действительности в ранней герменевтике Хайдеггера. //Вестник Московского университета. Сер. философия, 1997, № 5. С. 42.
  314. М.С. Диалог мировоззрений. // Человек и мир в японской культуре. М., 1989, с. 249.
  315. Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. T.l. — М., 1955.-c.203.
  316. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. — 192с.
  317. А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности. /Вопросы философии, 1998, № 8, С. 38.
  318. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  319. Э. Основные феномены человеческого бытия. // Проблемы человека в западной философии. М., 1988, — с. 363.
  320. С. Непостижимое. Онтологические введения в философию религии. // Соч., М., 1990,-496с.
  321. С. С нами Бог. Три размышления. // Духовные основы общества. -М., 1992,-322с.
  322. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447с.
  323. Э. Бегство от свободы. М., 1995. — 256с.
  324. Э. Искусство любви. Минск, 1991, — 80с.
  325. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415с.
  326. Д. Диалог с ребенком. /Пер. с англ. М., 1996. — 400с.
  327. М. Время и бытие. М., 1993. — 447с.
  328. М. Двойная задача в разработке вопроса о бытие. Метод и план исследования. //Вестник Московского университета. Сер. фил. 1997, № 4. -С.17.
  329. И.В. Педагогика. М., 1990. -576с.
  330. М. Мотивация и деятельность. Т.2. -М., 1986. 348с.
  331. М.Б. Толерантность в христианской философии. //Фил. И общество, 1999, № 1, — С. 10
  332. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. /Сост. Папуги М. М., 1995. — 264с.
  333. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. -М., 1971.- 560с.
  334. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — 301с.
  335. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. и вступ. очерки. А. Крассел, А. Новгородцевой. М., 1995. — 416.
  336. Хрестоматия по социальной психологии: Сост. Т. Кутасова. М., 1994. -222с.
  337. Хрестоматия по философии. М., 1997. — 255с.
  338. А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект. Магистр. № 6- 1996.-С.З
  339. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. -Волгоград, 1994. 146с.
  340. .М. Учитесь властвовать собой. Пермь, 1984. — с.4.
  341. Человек в мире диалога. / Материалы II Всероссийской конференции/. С.-П., 1993.-275с.
  342. В.И. Межличностные отношения: внутренняя мотивация и саморегуляция. // Вопросы психологии. 1997, № 3. С. 116−133.
  343. В.П. Культура и техника речи учителя. М., 1987. — 65с.
  344. В.Ф. Философско-исторические воззрения B.C. Соловьева.
  345. Философия и общество, 1997, № 4. С. 93.
  346. В.Ф. Точка опоры. М, 1987. — 170с.
  347. В.Ф. Эксперимент продолжается.- М., 1989. 336с.
  348. К.А. Теоретические проблемы этики. М., 1969. 94с.
  349. К.А. Философия и воспитание. М., 1989. -207с.
  350. К.А., Крутова О. Н., Коновалова JI.B. Воспитание: новые подходы к вечной теме. /Философия и этика воспитания. -М., 1993. 289с.
  351. А. Культура и этика. М., 1973. — 331с.
  352. С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. 1991, № 1. С.10
  353. А. Этическая грамматика. // Воспитание школьников. 1997, № 1. 1998, № 1. С. 62.
  354. Дж., М.М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «пограничный феномен». //Вопросы психологии. 1996, № 6. С. 107−118.
  355. B.C. Формирование диалектического мировоззрения школьников. М., 1970. — с.16.
  356. B.C. Человек как цель воспитания. //Педагогика, 1992, № 3−4. -С.37.
  357. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. Н., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994 — 112с.
  358. . Воспитание толерантности. //Высшее образование в Европе, 1997, № 2. С. 29.
  359. Это человек: Антология. /Сост. вступ. ст. П. С. Гуревич. М., 1995. -320с.
  360. Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «философии для детей». //Вопросы философии. 1996, № 10. С. 32.
  361. Н.С. Философия Карла Попера: мир предрасположенности и активность самостоятельности. // Вопросы философии. 1995, № 10. С.106−110
  362. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1 995 320с.
  363. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. — 330с.
  364. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1996. — 711с.
  365. Я человек диалога, /интервью с Хансам Георгом Гадамером/. Вестник Московского университета. Сер. философ. 1998, № 5. С.З.
  366. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии. 1995, № 2. С. З 1−41.
  367. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии. 1997, № 1. С.5
  368. В.А., Сушкова JI.B. От этике патернамума к этике диалога. //Вестник Московского университета, сер. фил, 1998, № 5. С. 34.
  369. В.А. Педагогическая психология. М., 1998, 563с.
  370. М.Г. Дильтеева дихотомия и проблема переживания. //Вопросы философии, 1998, № 1. С. 70.
  371. М. Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры. //Вопросы психологии, 1997, № 4. С.7
  372. Х.Р. К проблеме диалогического понимания. // Вопросы философии. 1994, № 12. -С.28
  373. С.Е. Философские основания современного научного познания. Владивосток, 1998. -С.25.1. Модели культуры диалога. т Наименование Цели Выражение культурымодели диалога
  374. Сократовская Поиск истины, постижения В размышлении, вмодель сущности какого-либо восхождении от частного ккультуры понятия, явления. общему. диалога
  375. Восточная Формирование В «культуре молчания», вмодель просветленного сознания коммуникациипутем передачи мыслей от «минимальногот ума к уму, „вне слова“. сообщения».
  376. Западная модель Освобождение сознания от Культура слова, невежества. «коммуникациямаксимальногосообщения».
  377. Скандинавская Преодоление отчуждения В преодолениимодель людей. монологичности, вразвитиисамоподстраивающейсят системы".т
  378. Модель развития культуры диалога
Заполнить форму текущей работой