Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки
Диссертация
В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: уточнено содержание понятия «развитие творческого потенциала студентов в процессе графической подготовки», определены ее структура, уровни проявления и механизмы развития творческого потенциала студентовразработана методика развития… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- 1. 1. Анализ состояния проблемы развития творческого потенциала студентов в теории и практике высшей школы
- 1. 2. Содержание и структура творческого потенциала студента
- 1. 3. Комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов университета
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития творческого потенциала студентов
- 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий развития творческого потенциала студентов
- 2. 3. Организация, анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абовский, Н.П. Учить творчеству / Н. П. Абовский. Красноярск: Изд-во Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, 2000. — 32 с.
- Алексеев, В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: учеб.-метод. пособие / В. Е. Алексеев. М.: Высш. шк., 1989.-27 с.
- Алексеева, Г. Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов в процессе изучения математики : дис.. канд. пед. наук / Г. Ю. Алексеева. Ростов на Дону, 2001. — 157 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. М.: Московский рабочий, 1973. — 168 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1991.-224 с.
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Сов. радио, 1979.176 с.
- Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск: Беларусь, 1994. -480 с.
- Альтшуллер, Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер и др. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 382 с.
- Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11−16.
- Амонашвили, Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. А. Амонашвили. М., 1991. — С. 184.
- И.Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. -М.: Политиздат, 1980. 486 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: ЛГУ, 1968.-335 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань, 1988. — 238 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Иновацион-ный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — Кн. 1. -568 с.
- П.Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981. -160 с.
- Андрианова, Г. А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении : дис.. канд. пед. наук / Г. А. Андрианова. М., 2000.-195 с.
- Анисимова, JI.H. Теория и практика профессионально-графической подготовки учителя технологии в педагогических вузах: дис.. д-ра пед. наук / JI.H. Анисимова. М., 1998. — 305 с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. -М. :Наука, 1981.-365 с.
- Арстанов, М.Ж. Проблемно-модельное обучение : вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. Алма-Ата: Мектеп, 1987. — 207 с.
- Афанасьев, В.Г. Человек, компьютер, творчество / В. Г. Афанасьев // Советская педагогика. № 5. — 1991. — С. 50−56.
- Бакирова, A.M. Педагогические условия подготовки студентов к учебно-конструкторской деятельности с использованием компьютерных технологий : дис. канд. пед. наук / A.M. Бакирова. Уфа, 2001. — 171 с.
- Бакулевская, С.С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач : дис.. канд. пед. наук / С. С. Бакулевская. Волгоград., 2001. — 151 с.
- Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 463 с.
- Беликов, В.А. Философия образования личности : Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон // Собр. соч. Т. 1. -С. 236−237.
- Бернс, Р. Развитие «Я концепции» и воспитание : пер. с англ. / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беспалько, В.П. Системно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур.-М., 1989.-215 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с. 31 .Блонский, Л. П. Избранные педагогические произведения: в 2 т. -М.: Педагогика, 1978.-Т. 1.-369с.- Т. 2.-319 с.
- Богданова, В.И. Становление ранних форм памяти ребенка: авто-реф. дис. канд. психол. наук / В. И. Богданова. -М., 1976. 16 с.
- Богоявленская, Д.И. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д. И. Богоявленская // Вопросы психологии. 1969. -№ 2.
- Богоявленская, Д.И. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? / Д. И. Богоявленская // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004.-Т. 1. № 2. — С. 54−65.
- Богоявленская, Д.И. Психология творческих способностей / Д. И. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 435 с.
- Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. И. Божович. СПб., 2002. — 317 с.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. В. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Бородастов, Г. В. Теория и практика решения изобретательских задач / Г. В. Бородастов, Г. С. Альтшуллер. М.: ЦНИИатоминформ, 1980. -92 с.
- Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1979. 256 с.
- Браже, Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−74.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. -М.: Знание, 1983. 83 с.
- Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 21. — 640 с.
- Бурнецкене, И.З. Развитие представлений о формообразовании деталей в процессе графической деятельности студентов ХГФ : дис.. канд. пед. наук / И. З. Бурнецкене. М., 1990. — 177 с.
- Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бухвалов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -144 с.
- Буш, Г. Я. Рождение изобретательских идей / Г. Я. Буш. Рига: Ли-есма, 1976. — 127 с.
- Василенко, Е.А. Методические основы создания и использования средств обучения графическим дисциплинам в школе и педвузах: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 39 с.
- Виноградов, В.Н. Элементы начертательной геометрии / В. Н. Виноградов, И. А. Ройтман. -М. Просвещение, 1978. 175 с.
- Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества / С.И. Вульф-сон. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / J1.C. Выготский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967.-94 с.
- Выготский, JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения / J1.C. Выготский. М.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
- Габдреев, Р.В. Восприятие и образное мышление как показатель подготовки инженера / Р. В. Габдреев // Ежегодник Российского психологического общества: матер. 3-го всерос. съезда психологов: в 8 т. СПб., 2003. -Т. 2.-С. 243−246.
- Гальперин, П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−59.
- Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, В. Я. Данилова // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 31−38.
- Герасёв, В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения : дис.. канд. пед. наук / В. А. Герасёв. Челябинск, 1995.-208 с.
- Гервер, В.А. Творческие задачи по черчению : книга для учителя / В. А. Гервер. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Гервер, В.А. Творчество на уроках черчения : книга для учителя / В. А. Гервер. -М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 1998. 144 с.
- Гильман, Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественного педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук / Р. А. Гильман. Магнитогорск, 2001. -318 с.
- Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности : дис.. канд. пед. наук. / С. Г. Глухова. Казань, 1997.-254 с.
- Глуховская, С.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности (на примере обществоведческих дисциплин) / С. А. Глуховская. Оренбург, 1997. — 249 с.
- Головенко, А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера : дис. канд. пед. наук / А. Г. Головенко. М., 1993.-192 с.
- Гольдентрихт, С.С. Творчество как философская проблема / С. С. Гольдентрихт // Творчество и социальное познание. М., 1982. — С. 65.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь) / Г. Г. Гранатов. Челябинск: ЧГПИ, 1991.-129 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Джеймс, П. Древние изобретения : пер. с англ. / П. Джеймс, Н. Торп. Минск: «Попурри», 1997. — 768 с.
- Джонассен, Д. Компьютеры как инструменты познания : изучение с помощью технологии, а не из технологии / Д. Джонассен // Информатика и образование, 1996. -№ 4. -С. 117−130.
- Джонс, Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс. 2-е изд. М.: Мир, 1986.-328 с.
- Довгялло, А. Пути развития информатизации образования / А. Дов-гялло, В. Гриценко // ИНФО. 1989. — № 6. — С. 3−13.
- Додонов, Б.И. Потребности, отношения и направленность личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29.
- Дозоров, Е.В. Дидактические основания компьютеризации процесса профессиональной подготовки студентов вуза : дис.. канд. пед. наук / Е. В. Дозоров. Магнитогорск, 2001. — 205 с.
- Дозоров, Е.В. Исследование эффективности компьютерного обучения / Е. В. Дозоров // Наука-Вуз-Школа. Сборник научных трудов молодых исследователей. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — Вып. 6. — С. 29−32.
- Дорофеева, Е.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Дорофеева. -Уфа, 1998.-22 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с.
- Дуранов, И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. Магнитогорск., 2001.-355 с.
- Евинзон, С.Р. Философско-социалогический анализ творческого потенциала ученых : дис.. канд. пед. наук / С. Р. Евинзон. Томск, 1988. -145 с.
- Ерецкий, М.И. Проверка знаний умений и навыков учащихся техникумов : учеб. пособие / М. И. Ерецкий, Э. С. Пороцкий. М.: Высш. шк., 1978.- 175 с.
- Иванов, Г. И. Формулирование творческих задач / Г. И. Иванов, А. А. Быстрицкий. Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. — 60 с.
- Ильин, Е.Н. Формирование личности школьника (целостный процесс) / Е. Н. Ильин. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-327 с.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган // Избр. ст. Л.: ЛГУ, 1991.-381 с.
- Каган, М.С. Морфология искусства / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-400 с.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 158 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П. Л. Капица. М.: Наука, 1977.-351 с.
- Каюмова, Н.А. Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности : дис.. канд. пед. наук / Н. А. Каюмова. Магнитогорск, 2003. — 198 с.
- Керр, С. Новые информационные технологии и реформа школы / С. Керр // Информатика и образование. 1993. -№ 5. — С. 117−123.
- Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
- Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности : дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Климова. Челябинск, 1995. — 212 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 175 с.
- Козлов, А.С. Педагогические условия использования современных методов творчества как средства подготовки учителя технологии : дис.. канд. пед. наук / А. С. Козлов. Новосибирск, 2002. — 297 с.
- ЮО.Корепанова, М. В. Развитие творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: дис.. канд. пед. наук / М. В. Корепанова. Волгоград, 1994.-205 с.
- Колесникова, Е.В. Эстетическое самовоспитание и развитие творческого потенциала будущего инженера : автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Колесникова. Киев, 1989. — 19 с.
- Колосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального исскуства: дис.. канд. пед. наук / М. В. Колосова. М., 1994.-272 с.
- ЮЗ.Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя / В. В. Краевский. — Самара: Изд-во Са-марск. гос. пед. ин-та, 1994. — 165 с.
- Красильникова, Г. А. Автоматизация инженерно-графических работ / Г. А. Красильникова, В. В. Самсонов, С. М. Тарелкин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-256 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац и др. М.: МГУ, 1996. — 245 с.
- Крутецкий, В.А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя : Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JI.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1972. — 263 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М., 1970. — С. 168.
- Ш. Куприна, О. В. Педагогические условия формирования учебно-творческой деятельности будущих учителей: дис.. канд. пед. наук / О. В. Куприна. Уфа, 1998. — 182 с.
- Кутырев, В.А. Осторожно творчество! Философские размышления / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1994. — № 7/8. — С. 72−81.
- ПЗ.Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус. — 1980. — 334 с.
- Лавров, С. Творчество и алгоритм / С. Лавров // Наука и жизнь. -1985. -№ 3.- С. 40.
- Лернер, И.Я. Главная функция проблемного обучения / И. Я. Лернер // Вестник высшей школы. 1976. -№ 7. — С. 16−21.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — № з. 415 с.
- Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учере-ждении дополнительного образования : дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Лешер. -Оренбург, 2000.-149с.
- Лешер, В.Ю. Творческий потенциал студентов университета и диагностика его развития : метод, разработка к практическим занятиям для студентов педагогических специальностей, аспирантов, преподавателей / В. Ю. Лешер. Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 33 с.
- Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х. Й. Лийметс. М.: Знание, 1975.-64 с.
- Линькова, Н.П. Способности к техническому конструированию / Н.П. Линькова// Вопросы психологии. 1971. -№ 3. — С. 82−91.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии.-№ 4. 1982. — С. 18−35.
- Литвак, Р.А. Сотрудничество детей и социального педагога : учеб. пособие / Р. А. Литвак. Челябинск, 1996. — 76 с.
- Литвак, Р.А. Цель воспитания в контексте модернизации высшего педагогического образования / Р. А. Литвак // Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: сб. матер, всерос. науч. конф. Шадринск: ШГПИ, 2004. — С. 353−373.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов.-М., 1984.-С. 310−331.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества/ А. Н. Лук. М., 1978. — 236 с.
- Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. М.: МГУ, 1976.255 с.
- Ляудис, В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности / В. Я. Ляудис // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983. -С. 64−73.
- Ляудис, В.Я. К вопросу об адаптации и формировании личности студента в высшей школе (опыт обучения слепоглухонемых студентов МГУ) / В. Я. Ляудис, А. И. Мещеряков // Проблемы педагогики высшей школы: тез. докл. квсесоюз. конф.-М., 1973.-С. 181−188.
- Майданов, А.С. Искусство открытия : Методология и логика научного творчества / А. С. Майданов. -М.: Репро, 1993. 175 с.
- Мальковская, Т.Н. Учитель ученик / Т. Н. Мальковская. — М.: Знание, 1977.-64 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Мартынюк, И.О. Творческий потенциал инженера : условия и факторы реализации / И. О. Мартынюк. Киев: Знание, 1988. — 16 с.
- Маслыко, Е.А. Проблемы компьютерного обучения иностранным языкам / Е. А. Маслыко // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. Минск: МГПИ, 1986. — С. 14−21.
- Матейко, А. Условия творческого труда / А. Матейко. М.: Мир, 1970.-303 с.
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. -М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации мышления и обучения / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвешение, 1977. — 240 с.
- Михеева, Е.П. Теоретические и методические основы профессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях : дис. д-ра пед. наук/Е.П. Михеева. -М., 2001.-288 с.
- Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. -№ 5.-С. 86−95.
- Найн, А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−49.
- Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. Челябинск: УГАФК, 1996. — 144 с.
- Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования. Региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. М. Клюев. Челябинск: ЧИРПО, 1998. -264 с.
- Найниш, JI.A. Дидактические основы и пути оптимизации процесса обучения начертательной геометрии: дис.. д-ра пед. наук / JT.A. Най-ниш. Пенза, 2000. — 412 с.
- Негурэ, И.П. Формирование письменной речи у школьников : дис.. канд. псих, наук/И.П. Негурэ. -М., 1976. 191 с.
- Немов, Р.С. Психология : в 2 т. / Р. С. Немов. М., 1994. — 632 с.
- Неустроев, Г. Н. Воспитание творческой активности у учащихся средних ПТУ на уроках специальной технологии токарного дела / Г. Н. Не-устроев // Воспитание в процессе обучения. Челябинск, 1976. — С. 20−22.
- Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во КГУ, 1975 — 301 с.
- Нилова, В.И. Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики : автореф. дис. канд. пед. наук /В.И. Нилова. -М., 2001. -40 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. ква-лиф. пед. кадров / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 272 с.
- Ньюэлл, А. Процессы творческого мышления / А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г. С. Саймон // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
- Овчинников, В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: автореф. дис. д-ра филос. наук / В. Ф. Овчинников. М., 1982. — 31 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
- Панюшкин, В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся / В. П. Панюшкин // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Тезисы. М., 1978. — С. 195−196.
- Педагогика: учебник для вузов / Н. Бордовская, А. Реан. СПб.: Питер, 2003.-304 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968. -Т. 4.-911 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1973. — 240 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый // Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пихтовников, Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего (состояние и пути реализации в производственном коллективе): дис.. канд. пед. наук / Г. Л. Пихтовников. М., 1989. — 175 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М, 1986.-274 с.
- Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Половинкин. М., 1988. — 361 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творения / Я. А. Пономарев. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 1999.-480 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. АПН СССР, 1960. — 352 с.
- Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности : педагогический аспект. Казань, 1989. — 199 с.
- Потемкин, А. Инженерная графика. Просто и доступно / А. Потемкин. М.: Изд-во «Лори», 2000. — 492 с.
- Проблемно-модельное обучение. Алма-Ата: Мектен, 1980.174 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред.: И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
- Психология творчества: общая дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990. 224 с.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. М.: Педагогика, 1975. — С. 266.
- Репин, С.В. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ / С. В. Репин, С. А. Шейн. Минск, 1990. -128 с.
- Репкин, В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Репкин. М., 1967.- 18 с.
- Роберт, И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения / И. В. Роберт // Педагогическая инфомати-ка. 1993. -№ 1. — С. 39.
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии.-1990.-№ 1.-С. 164−170.
- Ройтман, И.А. Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении / И. А. Ройтман // Школа и производство. 1975. -№ 2.-С. 62−66.
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1993. — Т. 1. — 608 с.
- Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии : в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 486 с.
- Рубинштейн, СЛ. Принципы и пути развития психологии / СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 251.
- Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя : дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Рындак. Челябинск, 1996. — 330 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография / В. Г. Рындак. -М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
- Рязанцева, И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. М. Рязанцева. М., 1986. — 15 с.
- Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: монография / Н. Я. Сайгушев. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. 273 с.
- Сеймур, Пейперт. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пейперт Сеймур. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селезингер, Г. Э. Труд и творчество / Г. Э. Селезингер // Автоматизация и современные технологии. 1994. — № 1. — С. 20−26.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Скок, Б.Г. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Б. Г. Скок. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1996. — 60 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. М.- Белгород, 1993. — 219 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 2001.-С. 261.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -304 с.
- Современная дидактика: Теория практика / под науч ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 288 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.-740 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: «Современное слово», 2001. 928 с.
- Спиркин, А.Г. О творческой силе человеческого разума / А.Г. Спиркин- послесл. А. Г. Гиргинова // Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979.-С. 332−352.
- Степакова, В.В. Роль и место графического образования в школьной образовательной системе /В.В. Степакова // Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования.-Уфа :БГПУ, 1999.-С. 164−168.
- Страхов, И.В. Психология творчества (лекции для студентов пед. ин-тов) / И. В. Страхов. Саратов, 1968. — 79 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1969. 247 с.
- Талызина, Н.Ф. Введение компьютеров в учебный процесс / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С. 34−38.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1998. — № 2. -С. 75−83.
- Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 120 с.
- Тихомиров, O.K. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредованной компьютером / O.K. Тихомиров, Л. П. Гурьева // Психологический журнал.- 1986.-Т. 7.-№ 5.-С. 13−25.
- Тринг, М. Как изобретать : пер. с англ. / М. Тринг, Э. Летуэйт. -М., 1980.-272 с.
- Трутнев, А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку : дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Трутнев. Магнитогорск, 2001. — 194 с.
- Уразова, А.К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка : дис.. канд. пед. наук / А. К. Уразова. -Оренбург, 1998.-238 с.
- Ушакова, С.В. Компьютер на уроках английского языка / С. В. Ушакова, Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 1997. — № 5. — С. 40−44.
- Ушачев, В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: дис.. канд. пед. наук / В. П. Ушачев. Челябинск, 1998.-199 с.
- Ушачев, В.П. Творчество в системе образования: монография / В. П. Ушачев. М., 1995. — 219 с.
- Федорова, О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся : дис.. канд. пед. наук / О. В. Федорова. Казань, 2001. — 166 с.
- Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. И. Ильичева, П. Н. Федосеев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. -М.: Республика, 1994. 447 с.
- Хакимов, Г. Ф. Эвристические графические задачи : В помощь учителю черчения / Г. Ф. Хакимов, Ф. Х. Вахитов. М: Школа-Пресс, 1999. -112 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 1997. — 512 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика : краткий курс: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. Минск: Высш. шк., 2003. — 272 с.
- Цвелая, И.А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин : дис.. канд. пед. наук / И. А. Цвелая. Брянск, 2000. — 172 с.
- Цонева, В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студентов в процессе обучения : дис.. канд. пед. наук / В. К. Цонева. М., 1982.-219 с.
- Чемоданова, Т.В. Информационно-технологическая составляющая организационно-методического обеспечения графической подготовки студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук / Т. В. Чемоданова. Екатеринбург, 2002. — 218 с.
- Чурбаев, Р.В. Формирование графической компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства : дис.. канд. пед. наук / Р. В. Чурбаев. Уфа, 2001. — 204с.
- Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 180 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Д. Б. Эльконин // Вестник Московского университета. Психология. -1978. -№ 3. С. 3−12.
- Эльконин, Д.Б. Избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин- под ред.: В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
- Эсаулов, А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития / А. Ф. Эсаулов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 90−95.
- Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1972.-216 с.
- Якиманская, И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1971.- № 1.-С. 84−96.
- Якиманская, И.С. Принцип активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. -№ 6. — С. 5−13.
- Якиманская, И.С. Тест пространственного мышления : опыт разработки и применения / И. С. Якиманская и др. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 128−134.
- Яковлева, E.JI. Психология развития творческого потенциала личности / E.JI. Яковлева. М.: ФЛИНТА, 1997. — 224 с.
- Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. М.: Высш шк., 1986. — 135 с.
- Ярлыкова, З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии при выполнении учебно-творческих работ: дис.. канд. пед. наук / З. П. Ярлыкова. Липецк, 2000.-176 с.
- Ansoff, H.I. Corporate strategy: analytic approach to business policy for grouth and expansion. Mc. Craw — Hill, N.Y., 1965
- Bellows, R. Creative leadership. Englewood cliffs, N.Y., 1959.
- Dewey, J. How We Think. -N.Y., 1910. 128 p.
- Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
- Hanson, Marcia Е/ Student conceptual level and instractor student interaction: A cognitive — developmental analisys — Dissertation Fdstracts International, 1976 (Jul), vol 37 (1-A). P. 148−149.
- Kelly, H.H., Thibalt J.W. Experemental study of group problem Solving and process Handbook of Social Psychology, v. IV, Special Fields and Applications (ed. By G. Lindzey), Reading, Mass: Addison-Wesley, 1954. — P. l-101,735−785.
- Robert, E.Slavin. Research On Cooperative Learning: an international perspective / Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol. 33, № 4, 1989.
- Savransky, S.D. Engineering of creativity. TRIZ. Introduction to TRIZ Methodology of Inventiv Problem Solving. CRC Press, 2000. — 394 p.
- Stanford, G., Roark A. Human Interaction in Education. Allyn and Bacon. Inc., Boston, 1974 (2 edition).
- Torrance, E.P., Holl L.K. Assessing the further research of creative potential. -«J. Of creative behavior», 1980, vol. 14, N 1. P. l-19.
- TRIZ France. 2eme Journee d"echanges TRIZ France. Le 27/11/00/. A FENSAM CER de Paris. S"approprier TRIZ dans l"indusrie et dans T’enseignement. Astes de La Journee. — 2000. — 94.
- W. Inceasing Teacher effectiveness Paris, 1991.