Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации
Диссертация
Разработана и внедрена в практику постдипломного образования учителя система методических материалов по проблемам: преобразования теоретических знаний в практической деятельности учителя с помощью системы учебно-педагогических задач и комплексных учебных заданийгуманитаризации содержания естественнонаучного образования (отражено в региональных стандартах образовательной области… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-МИР»
- 1. Глобальные изменения в современном мире и проблема дегуманизации человека
- 2. Гуманистические вызовы. Этика, наука, деятельность
- 3. Образование и изменяющийся мир
- Глава II. НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ
- 1. Понимание мира как целостной системы
- 2. О новой направленности мышления
- 3. Идеи гуманизации в образовании
- 4. Обновление категориального аппарата мышления учителя
- Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- 1. Теоретический и практический синтезы знания в деятельности учителя
- 2. Конструктивные схемы решений педагогических задач
- 3. Опыт использования педагогических задач в постдипломном образовании учителя
- 4. Проблемно-методологический подход как стратегия постдипломного образования учителя
- Глава IV. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. Тенденции гуманизации в научном и учебном заведении
- 2. Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования
- 3. Основные направления теоретической рефлексии учителя в системе гуманитаризации содержания естественнонаучного образования
- Глава V. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
- 1. Феномен интеграции
- 2. Интеграция как ведущая тенденция обновления содержания образования
- 3. Пути освоения учителем интегративного подхода
- 131. — 137 138- 174
- Глава VI. ГЛОБАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТ
- 1. Принципы глобального образования
- 2. Практическая реализация идей глобального образования
- 3. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования
- 4. Проблемы глобального образования в аспекте постдипломной подготовки учителей
- Глава VII. АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
- 1. Цели и организационно-педагогические условия реализации Проекта
- 2. Педагогическое проектирование как условие самореализации учителей-участников Проекта
- 3. Личностные и профессионально-значимые изменения учителей-участников Проекта
Список литературы
- Абрамова Н.Т. Мозаичный объект: поиски оснований единства // Вопросы философии. 1986. — № 2. — С. 21−26. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Aima mater. — 1994 — № 1. — С. 18−22.
- Алексашина И.Ю. Глобалистика в научном и учебном познании // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания. -СПб., 1997. С. 17−20.
- Алексашина И.Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. — С. 4−13.
- Алексашина И.Ю. Интеграция естественнонаучного знания как ведущая тенденция развития образования // Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога. СПб., 1996. — С. 9−12.
- Алексашина И.Ю. Интеграция как процесс и результат обновления содержания естественнонаучного образования // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. 1.-СП6., 1994.-С. 10−13.
- П. Алексашина И. Ю. Использование методических задач в обучении студентов // Методические рекомендации для преподавателей химических дисциплин. М., 1986. — С. 3- 13.
- Алексашина И.Ю. Критериальные системы оценки в деятельности учителя // Глава в коллективной монографии «Мышление учителя» / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — С. 54−71.
- Алексашина И.Ю. Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов // Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. СПб., 1995. — С. 6−12.
- Алексашина И.Ю. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических курсов. М., 1990. — С. 44−50.
- Алексашина И.Ю. Основные направления формирования педагогического мастерства в процессе повышения квалификации учителей // Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров. -Новгород, 1990. С. 2.
- Алексашина И.Ю. Отражение тенденций гуманизации в содержании программ повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования. Л., 1991. — С.7−8.
- Алексашина И.Ю. Подготовка учителей к осмыслению концепции глобального образования И Проблемынепрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. СПб., Новгород, Псков, 1996. -№ 6. — С. 35−38.
- Алексашина И.Ю. Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев». Санкт-Петербургская модель. СПб., 1997. — 48 с.
- Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания Л Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. — С. 62−68.
- Алексашина И.Ю. Теоретические и методологические основы интегративного подхода в экспериментальном курсе естествознания 5 класса // Гуманитаризация образования. Л., 1990. — С. 106−108.
- Алексашина И.Ю. Теория и практика в повышении квалификации учителей // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования. СПб., 1992. — С. 12−14.
- Алексашина И.Ю. Типы методических задач для профессиональной подготовки будущих учителей химии // Сб. Методические рекомендации по подготовке студентов -химиков педвузов к профессиональной деятельности. М., 1988. С.3−7.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Монография. СПб., 1997. — 153 с.
- Алексашина И.Ю. Экологические проблемы в обучении химии // Пути решения задач экологического образования и воспитания в современной школе. JI., 1990. — С. 19−22.
- Алексашина И.Ю., Алексеев C.B. Интеграция естественнонаучных знаний при изучении проблем экологии //
- Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. -JL, 1991. С.9−12.
- Алексашина И.Ю., Зорина Т. Е. Гимназия глобального образования: поиск путей развития гуманистического планетарного сознания в школах России // Глобальное образования как средство гуманитаризации школы. Рязань, 1994.-С. 5−8.
- Алексашина И.Ю., Кулюткин Ю. Н. Решение инновационных задач в системе повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла // Сб. Проблемы непрерывного образования взрослых. Информационный бюллетень № 2. -СПб., Новгород, Псков, 1994. С. 13−14.
- Алексашина И.Ю., Мухлаева Т. В. Идеи В.И.Вернадского как система методологических ориентиров для разработки курсов естествознания // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. — С.81−92.
- Алексашина И.Ю., Мухлаева Т. В. Интегративный курс «Естествознание 5−6″. Сборник учебных педагогических задач. СПб., 1997. — 44 с.
- Алексашина И.Ю., Тарасов C.B. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. — С. 129−150.
- Алексашина И.Ю., Тарасов C.B. Проект „Переподготовка учителей-гуманитариев“. Профессионально-личностные изменения участников Проекта. СПб., 1997. — 29 с.
- Алексеев C.B. Экологическая подготовка учителей естественнонаучного цикла на этапе последипломного образования в системе повышения квалификации. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. 13.00.01. -Л., 1993. — 18 с.
- Алексеев C.B. Идеи глобалистики в экологической подготовке учителя // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1997. — С. 63−64.
- Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М., 1986. — 186 с.
- Асмолов А. Г. От культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. М., 1990. — № 5. — С. 5−12.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М., 1990. — 184 с.
- Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1998−85. — М., 1986.
- Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Под ред В. С. Безруковой. -Свердловск, 1990. С. 5−26.
- Бердяев H.A. Человек и машина И Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 147−162.
- Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир человека. М., 1993. — С. 163−167.
- Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М., 1986. — 214 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991.-413 с.
- Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. М., 1995. — 68 с.
- Блинов А. Качественная цивилизация // Известия. М., 1991. -№ 67, 19 марта.
- Болгар H.H. Некоторые аспекты методологии образования в зеркале философских размышления // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. — С. 25−31.
- Большаков А.П. Развитие интеграционных подходов на примере ознакомления учащихся с методами исследования природы // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. СПб., 1993. — С. 15−17.
- Боткин Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. 1983. — Mb 1. — С. 39−47.
- Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 1991.-86 с.
- Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. СПб., 1992. -С.3−8.
- Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем., М., 1991.- 135 с.
- Вербицкий A.A. От парадигмы обучения к парадигме образования // Гуманистические ценности в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1944. — С. 29−37.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. „Успехи современной биологии“. — Т. ХУШ. — Вып. 2. — С. 113−120.
- Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. -С. 32−33.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994.
- Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. -СПб., 1994.-С. 15−36.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход. Автореф. дисс. докт.пед.наук. 13.00.01. — СПб., 1997. — 65 с.
- Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 48.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.- 123 с.
- Гвишиани Д.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития. М., 1987. 112 с.
- Геловани В.А., Голубков В. В., Юрченко В. В. и др. Моделирование глобальных процессов. Система интегративного моделирования. М., 1985. 83 с.
- Геловани В.А. Принципы построения человеко-машиной системы моделирования процессов глобального развития.
- ВНИИ системных исследований. Сб. тр. — 1989. — № 8. — С. 1624.
- Гельман З.Е. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и искусства II Вестник высшей школы.1991.-№ 12.-С. 16−27.
- Гершунский B.C. Философия образования (статус, проблемы, перспективы). М., 1993. — 369 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. — 447 с.
- Гимназия глобального образования. Первое знакомство / Под ред. И. Ю. Алексашиной, Т. Е. Зориной. СПб., 1993. — 36 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992. 154 с.
- Гирусов Э.В. Объективные законы формирования ноосферы // Проблемы взаимодействия общества и природы. Философские аспекты. Рига, 1986. — С. 33−36.
- Гладкий Ю.В. Глобалистика: истоки, становление, географическая интерпретация // Изв. РГО. 1993. — № 2. — С. 411.
- Глобальная нравственность. Материалы симпозиума, проведенного под эгидой Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО и Советского комитета защиты мира. М., 1989. — 87 с.
- Горелов A.A. Философсие вопросы гармонизации взаимоотношений человека и природы // Проблемы взаимодействия общества и природы. Философские аспекты. -Рига, 1986.-С. 5−11.
- Готт B.C., Урсул А. Д. Общенаучные понятия и их роль в сознании. М., 1975. — 167 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 179 с.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М., 1993.- 164 с.
- Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. — С. 70−80.
- Гузик Н.П. Учить учиться. М., 1981. — 89 с.
- Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994. — 96 с.
- Гуманизм, наука, техника. Специализированная информация по общеакадемической программе „Человек, наука, общество: комплексные исследования“. М., 1990. — 92 с.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994. — 178 с.
- Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование / Под ред. И. Ю. Алексашиной. -СПб., 1992. 79 с.
- Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сборн. научных тр. кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПбГУПМ / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996. — 159 с.
- Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996. — 120с.
- Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. -Новосибирск, 1992. 216 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. Пособие для преподавателей. М., 1994. — 136 с.
- Даринский А.В. Кого и как включать в систему образованиявзрослых // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 61−64.
- Дилигенский Г. Г., Лекторский В. А. Проблемы целостного мира // Вопросы философии. 1990. — № 12. — С. 48−51.
- Дик Ю.И., Пинский A.A. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. — 248 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995. — 240 с.
- Жданова H.A. Биосфера и ноосфера: единство самоорганизации и самоорганизация единства. Автореф. дисс.. канд.философ.н. СПб., 1993. — 24 с.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс.. докт. пед.наук. СПб., 1995. — 35 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Земель Н.Е. Гуманитаризация естествознания как форма интеграции науки // Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1988. — С. 23−25.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С. 96−104.
- ЮО.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. — 301 с.
- Зобов P.A., Келасьев В. Н. Введение // Россия сегодня: Новые горизонты сознания. СПб., 1994. — 96 с. i
- Зорина Т.Е. Гимназия глобального образовнаия / Научн.ред. И. Ю. Алексашина. СПб., 1997. — 40 с.
- Зорина Т.Е. Педагогические задачи гимназии глобального образования // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — С. 3537.
- Зубкова Г. А. Противоречивый характер современного образования: технократизм и гуманитаризация // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. М., 1992. — С. 65−67.
- Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Изучение педагогического опыта / Сост. И. Ю. Алексашина, Т. В. Мухлаева, О. В. Фролушкина. JL, 1989. — 77 с.
- Кабатченко М.В. Концепция педагогики мира и ее роль в формировании планетарного сознания // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: СПбГУПМ, 1997.-С.8−10.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 406 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -Мм 1990, — 144 с.
- Кантор K.M. История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992. — С. 31.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М., 1985. — 543 с.
- Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991. — 120 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежныхпедагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
- Князева E.H. Эволюция научного знания: процессы самоорганизации. Автореф. дисс.. докт.философ.наук. М., 1994.-39 с.
- Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мироведение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 68−75.
- Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994. — С. 37−45.
- Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства // Интегративные основы педагогического мастерства. СПб., 1996. — С. 3−10.
- Колесникова И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. II. — СПб., 1994. — С. 5−9.
- Колесникова И.А., Нагавкина Л. С., Барышников E.H. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания (Петербургская концепция). СПб., 1994. — 38 с.
- Колкер Я.М., Лиферов А. П., Устинова Е. С. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. -Рязань, 1995. 40 с.
- Кондратьев К.Я., Романюк Л. П. Устойчивое развитие: концептуальные аспекты. Известия русского географического общества. 1996. Т. 128. — Вып. 6. — С. 12.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школ / Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996. — 122 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. — 135 с.
- Корнетов Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал -1996. № 1.- С. 21−27.
- Косарева Л. Социокультурный генезис науки Нового времени. М.: Наука, 1989. — 254 с.
- Кузнецова Т.Ф. Гуманитаризация науки и образования: проблемы корреляции // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. М., 1992. — С. 30−33.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. -М., 1990.-54 с.
- Кулюткин Ю.Н. Знание и мышление // Вечерняя средняя школа. 1985. — № 5. — С. 71 -73.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 4144.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность СПб., 1995. — 26 с.
- Кулюткин Ю.Н. Образование и личность // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. СПб., 1996.-С. 3−6.
- Кулюткин Ю.Н. Технократия и гуманизм // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., Новгород, Псков, 1995. — № 4. -С. 8−11.
- Кулюткин Ю.Н. Педагогическая задача // Твоческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — С. 11−18.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. -128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Формирование глобального мышления как педагогическая проблема // Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПб-, 1992.-С. 8−13.
- Кун Т. Структура научных революция. М., 1977. — 298 с.
- Курганов С.Ю. Интеграция учебных предметов в Школе диалога культур // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. I — СПб., 1994. — С. 25−27.
- Кустов Ю.А., Гусев В. А. Концептуальные основы проектирования и эффективного функционирования интегрированных педагогических систем // Интеграция естественнонаучного знания в системе образования. Самара, 1994. — С. 9−11.
- Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч. 1. -СПб., 1993.-70 с.
- Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч. 2. -СПб., 1995.-72 с.
- Лавров С.Б. Проблема глобалистики в содержании повышения квалификации учителей // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1997. — С. 66−67.
- Лавров С.Б., Сдасюк Г. Этот контрастный мир. М., 1985. — 84 с.
- Лебедев O.E. Разрушение догматических представлений о сущности общего образования // Наука, культура, образование на рубеже XXI / Под ред. В. Е. Тригодина. СПб., 1995. — С. 6569.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. -304 с.
- Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности // Вопросы философии. 1984. — № 12. — С. 3−13.
- Линн-Уайт мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990.-С. 188−202.
- Лиходиевский А.Ф. Когнитивный аспект формирования экологической культуры // Проблемы взаимодействия общества и природы. Философские аспекты. Рига, 1986. — С. 53−56.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. -СПб., 1996. 175 с.
- Лобанова H.H. Развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов // Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы У Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996. — С. 103−122.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 402 с.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание-Сила. 1991. — № 1. — С. 11.
- Лось В.А. Глобальные проблемы в контексте развития современного научного знания // Вопросы философии. 1988. -№ 5. — С. 32−34.
- Лысенко B.C. Концепция глобального образования // Народное образование. 1994. — № 7/8. — С. 3−7.
- Ляудис В.Н. Инновационное обучение и наука. М., 1992.-74с.
- Макарычева О.О. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Автореф. дисс. канд.пед.наук. 13.00.01. — СПб., 1996. — 18 с.
- Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема // Проблемы интеграции вестественнонаучном образовании. Ч.Н. — СПб., 1994. — С. 9−11.
- Максимова В.Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя. Учебное пособие. СПб., 1994. — 52 с.
- Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван, 1977. — 107 с.
- Маруа М., Фролов И. Институт Жизни // Новый мир. 1988. -№ К-С. 180−189.
- Марчукова С.М. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования. Дисс.. пед.наук. 13.00.01 — СПб., 1996. — 304 с.
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста. -М., 1994.-304 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 384 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
- Моделирование процессов развития и мирового сотрудничества / Под ред. В. М. Лейбина. М., 1991. 154 с.
- Моисеев H.H. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность. М., 1989. — С5−8.
- Моисеев H.H. Образование единства (комментарии к учению о ноосфере). / В кн. Философия и социология науки и техники. -М., 1989. С. 97−119.
- Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. — № 6. — С. 32−45.
- Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 3−28.
- Мокрецова H .Я. Гуманизация субъект-объектных отношенийв современной науке. Автореф.дисс.. канд.филос.н. М., 1991. -21 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. — 164 с.
- Мухлаева Т.В. Освоение методологических основ интеграции содержания образования как условие профессионального роста учителя. Дисс.. канд.пед.наук. 13.00.01. — СПб., 1996. — 168 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 104 с.
- Наблюдение и анализ урока / Сост. И. Ю. Алексашина. Л., 1988. — 56 с.
- Наше глобальное соседство. Доклад Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. М., 1996. — 403 с.
- Новик И. Гуманизм демократия — глобализм // Общественные науки и современность. — 1992. — № 5. — С. 18−23.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1994. — 96 с.
- Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. -М., 1986.-314 с.
- Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме // Приоритеты современной педагогики: мир экология — сотрудничество / Под ред. Э. С. Соколовой. — М., 1993. — С. 8−28.
- Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания. Тезисы международной научно-практической конференции / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1997. — 70 с.
- Образовательные стандарты Петербургской школы. Естественнонаучные дисциплины / Под ред.
- И.Ю.Алексашиной. СПб., 1996. — 130 с.
- Огурцов Т.Н. Наука: власть и коммуникация / Социал.-философ, аспекты // Вопросы философии. М., 1990. — № 11. -С. 3−17.
- Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М., 1968. — 208 с.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: организация, управление, пути развития. СПб., 1994. — 204 с.
- Организация дифференцированного обучения на уроках химии / Сост. И. Ю. Алексашина. Д., 1985. — 56 с.
- Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии / Сост. И. Ю. Алексашина. Д., 1987. — 48 с.
- Орещенко Н.И. Гуманитарные аспекты химической науки как средство решения задач естественнонаучного образования // Гуманитаризация образования. Д., 1990. — С. 93 — 95.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — 224 с.
- Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. 13.00.02. — СПб., 1991. — 38 с.
- Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Составитель И. А. Мухина. СПб. — 1995. -136с.
- Педагогические мастерские: Франция Россия / Под ред. Э. С. Соколовой. — М., 1997. — 126 с.
- Петровский A.B. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1973. — № 12. — С. 71−81.
- Планирование и организация труда учителя химии / Сост. И. Ю. Алексашина. Д., 1987.
- Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. -1989.-№ 8.-С. 3−19.
- Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−52.
- Прикот О. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб., 1995. — 259 с.
- Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Тезисы международной научно-практической конференции. / Под ред. И. Ю. Алексашиной. Ч. I. — СПб., 1993. — 153 с.
- Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Тезисы международной научно-практической конференции. / Под ред. И. Ю. Алексашиной. Ч. И. — СПб., 1994. — 78 с.
- Проект „Переподготовка учителей-гуманитариев“. Педагогические проекты: итоги и перспективы развития школ-участников Проекта в Санкт-Петербурге / Под ред. И. Ю. Алексашиной, С. В. Тарасова. СПб., 1997. — 49 с.
- Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. 1992. — № 1. — С. 7−21.
- Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. 13.00.01. -СПб., 1996.-37с.
- Развитие целостного восприятия мира в начальной школе / Под ред. Е. Б. Спасской. СПб., 1997. — 30 с.
- Разумовский В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика. Ч. 3−10. — 1988. — МЬ 7.
- Реализация межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла в процессе преподавания методики учебного предмета. Методические рекомендации / Сост. И. Ю. Алексашина. Л., 1986. — 86 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.
- Роговцева Н.И. Принцип интеграции в развитии региональной системы образования // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. I. — СПб., 1994. — С. 32−34.
- Розин В.М. Смысл и особенности гуманитарного образования // Современная высшая школа. 1992. — № 1. — С. 14−19.
- Ронзин Д.В. Взаимоотношения знаний и мышления в процессе решения задач. Дисс.. канд. психол.н. 19.0.07. — Л., 1979. — 173с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973.-53 с.
- Савицкий И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 9−18.
- Сахаров А.Д. Мир через человека // Вопросы философии. -1989. -№ 1. С. 56−64.
- Сергеенок С. А. Дидактические основы построения интегрированных курсов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -13.00.01.-СПб., 1992.- 19с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. — 215 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 152 с.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — с. 86−102.
- Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия -гуманизм в действии. М.: Сов. движение „Педагоги за мир и взаимопонимание“, 1990. — 16с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. — 383 с.
- Соколов Э.В. Философско-культурологические проблемы образования // Наука, культура, образование на рубеже XXIвека / Под ред. В. Е. Триодина. СПб., 1995. — С. 85−89.
- Соколова И.И. Естественнонаучное образование в эпоху ноосферы: цели, ценности, проблемы // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания / Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1997. — С. 46−48.
- Соломарин И.М. Гуманитарное мышление в высшем образовании Н Гуманизация науки и образования. Харьков, 1991.-С. 6−8.
- Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. -СПб., 1996.- 128 с.
- Степин B.C. Философия ненасилия и будущее цивилизации // Коммунист. 1991. — № 2. — С. 53−64.
- Студенова Е.Г. Гуманизм и глобальные проблемы человечества. Автореф. дисс.. канд.философ. н. М., 1991.-23с.
- Субетто А.И. Интеграция естественнонаучного образования как отражение синтетической революции в механизмах развития мировой цивилизации // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. I. — СПб., С. 34−36.
- Субетто А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция). СПб., М., 1992. — 153 с.
- Суравегина И.Т. Интеграция разных областей знания как проблема общего среднего экологического образования И Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч. I. — СПб., 1994. — С. 44−46.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб., 1995. — 46 с.
- Тарасов C.B. Глобальное образование: образы мира и человека. СПб., 1996. — 41 с.
- Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987. — 208 с.
- Теория и практика глобального образования. Рязань, 1994. -190 с.
- Титаренко Л.Г. Технократическое сознание: теоретико-методологический аспект. Автореф. дисс.. докт. социолог, наук. Минск, 1992. — 48 с.
- Титова И.М., Титов C.B. Дидактико-методические условия гуманизации образования // Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. СПб., 1995. — С. 4−6.
- Тонконогая Е.П. Повышение квалификации руководящих педагогических кадров сферы образования // Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996. — С. 51−70.
- Тряпицына А.П. Научное руководство образовательными системами как социально-педагогическое явление И Научное руководство развитием образовательных систем / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1996. — С. 12−16.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческое учебно-познавательной деятельности школьников. Дисс. докт.пед.наук. J1., 1991. — 396 с.
- Тумалев В. В. Учительство в ситуации социальных перемен (социологический анализ). Автореф. дисс.. докт. социолог.наук. СП. — 1995. — 40 с.
- Тюнников Ю.С. политехнические основы подготовки учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -13.00.01 Казань. — 1990. — С. 21.
- Укрупнение дидактические единиц / Под ред. П. М. Эрдниева, Б. П. Эрдниева. Элиста. — 1987.
- Философия образования для XXI в. М., 1992. — 208 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и неМ., М., 1990. 368 с.
- Фролов И.Т. Человек и его будущее как глобальная проблема современности. М., 1985. — 306 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. — 239 с.
- Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу // Мир человека. М., 1993. — С. 18−22.
- Хассард Д., Вайсберг Д. Глобальное мышление: Путеводитель для учителей. Б.М.: Б.И. — 1993. — 207 с.
- Хайруллин К.Х. Человек, биосфера, космос // Проблема человека и интегративные процессы в современной науке. -Казань. 1988. — С. 3−6.
- Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Пер. с англ. Я. М. Колкера и др. Рязань. — 1994. — 69 с.
- Хозин Г. С. Ценностные аспекты экологического сознания (в контексте концепций глобальной цивилизации) // Глобальная нравственность. М., 1989. — С. 13−15.
- Цехмистро И.З. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена и концепция целостности. Вопросы философии. — 1985. — № 4. -С. 84−94.
- Челноков В.М., К операционализации понятия целостности в представлении знаний // Системные исследования. Ежегодник. -М., 1976.-С. 103−112.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. — 181 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезали тройки. М., 1979. — 144 с.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва-Ставрополь. — 1991. — 206 с.
- Шрейдер Ю.А. Сложные системы и космические принципы // Системные исследования. Ежегодник. М., 1976. — М. 149−171.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. — 167 с.
- Щелкунов М.Д. Общенаучные феномены познания: гуманитарный аспект // Проблемы человека и интегративные процессы в современной науке. М., 1989. — С. 29−31.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М., 1986. — 144 с.
- Элиасберг Н.И. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин II Гуманизация образования, теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994. — С. 46−55.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1974. — 68 с.
- Энштейн А. О глобальных ценностях // Вопросы философии. -1991. № 1.-С. 84−86.
- Яворук O.A. Интегративный курс „Естествознание“ в старших классах средней школы. Челябинск. — 1995. — 18 с.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979. — 247 с.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. JL, 1988. — 160 с.
- Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. — С. 119−146.
- Ясперс К. Духовная ситуация времени. — М., 1990. — 214 с.
- Ban J.R. Community study with feeling. — „NASSP bulletin“. -1977.- vol. 61. — № 406. — p. 51−56.
- Cleveland H. The future of internatioal governance»: Managing a nobody in — chare world // Futurist. — Wash. 1988. — Vol XXII. — № 3. — p. 9−12.
- Freire P. Pedagogy of appresed. N.Y. — 1974. — 166 p.
- Next Steps in Global Education. A Handbook for Curriculum Development. Written and ed. by Willard M.Kniep. N.Y.: The America Forum, inc, 1987.
- Reflections on David Bohm’s Holomovement: A physicist' model of a consciousness. N.Y., L. — 1981. — p. 121−140.