Методика обучения военной деловой переписке с использованием речевых игр на занятиях по русскому языку в военном вузе
На первом этапе (1997;1998 гг.) изучалась лингвистическая, психолингвистическая, педагогическая и лингводидактическая литература: уточнялись принципы лингвистического и лингводидактического описания жанров военной деловой перепискипроведен анализ использования игровых технологий в российских гражданских вузах, рекомендуемых для обучаемых из стран СНГописывались теоретико-практические приемы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингвистические основы обучения военной деловой переписке
- 1. 1. Военная деловая речь как подсистема официально-деловой речи: языковая и речевая система
- 1. 2. Комментарий жанрового своеобразия текстов военной деловой переписки: экстралингвистические параметры
- 1. 2. 1. Праг матическая характеристика текстов ВДП
- 1. 2. 2. Функционально-структурная классификация текстов ВДП
- 1. 3. Комментарий жанрового своеобразия текстов военной деловой переписки: интралингвистические параметры
- 1. 3. 1. Речевая организация военных деловых писем
- 1. 3. 2. Речевая организация протокола
- 1. 3. 3. Речевая организация рапорта
- 1. 3. 4. Речевая организация распоряжения
- 1. 3. 5. Речевая организация указания
- 2. 1. Умения и навыки военной деловой переписки в структуре речевой подготовки ИВС
- 2. 2. Дидактические основы игровых технологий в обучении русскому языку в военном вузе
- 2. 2. 1. Игра в учебном процессе. Современный уровень исследования
- 2. 2. 2. Характеристика деловых игр, их вариативность. Речевые игры
- 3. 1. Цели, задачи, содержание констатирующего эксперимента
3.2. Цели, задачи, содержание, организация опытно-эксперименталыюго обучения. Экспериментальная программа формирования умений и навыков военной деловой переписки. Характер экспериментальных материалов — речевых игр.
3.3.Экспериментальная программа.
3.4. Ход экспериментального обучения.
3.5. Результаты опытно-экспериментального обучения военной деловой переписке.
Список литературы
- Акинщикова Г. И., Бодлаев А. А., Дворянкина М. Д., Обозов Н. Н. Дифференциально-психологические исследования студентов (комплексные, социальные исследования). Под ред. А. В. Пашкова. Л., 1976.
- Алпатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификацииобучения групповому общению. М., 1987.
- Артемьева О. А. Активизация познавательной совместной деятельности курсантов ввуза на основе системы профессионально-ориентировпнных учебно-ролевых игр. М., 1991.
- Афонькина Ю.А. Психолого-педагогические проблемы игры. -Мурманск, 1995.
- Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности. // Сов. педагогика. 1980, № 3.
- Барлас Л.Г. Стилистика русского языка. М., 1978.
- Беляев В.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М., 1965.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность в обучении устнойречи. \ ИЯШ. 1964, № 1−5.
- Бжоско Е.Г. Приемы управления иноязычным профессиональным общением. Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1986.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач.// Иностранные языки в школе. М., 1985, № 5.
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1982.
- Быстрова Е.А. Новые подходы в преподавании русского языка в школе сегодня.// Педагогика, 1996, № 10.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. М., 1983.
- Военная педагогика и психология под ред. проф. А. В. Барабанщикова. М., Воениздат, 1985.
- Вуарен М. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.// Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии, 1966, № 6.
- Вяткин Л.Г. Грамматические игры на уроке русского языка. -Саратов, 1992.
- Гез Н. И. Предисловие к книге Кэрол Ливингстоун «Ролевые игры в обучении иностранному языку». М., 1988.
- Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх: развитие внимания, памяти.-СПб, 1996.
- Голубева А.В. Русский язык для специальных целей (специфика отбора и представления материала в ученых пособиях). // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999.
- Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. М., 1979.
- Городилова Г. Г. К вопросу об оптимальном пути развития речевых навыков и речевых умений на начальном этапе обучения.// Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.
- Гутченко Т.В. Некоторые вопросы отбора лексики и накопления словарного запаса стуентами технических вузов.// Иностранный язык в школе. Вып. 3. М., 1975.
- Девидсон Д.Э., Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: Методический аспект.// Доклады американской делегации на международном конгрессе МАПРЯЛ 10−17 августа 1990. М., 1990.
- Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности.// Философские науки 1983, № 2.
- Драгомирецкий И.В. Ситуативно-имитационные игры в обучении английскому языку в морских учебных заведениях. М., 1988.
- Еналиева Т.М. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики обучения письменному выражению мыслей на 1 курсе языкового вуза. АКД. М., 1999.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании.// Русский язык за рубежом. 1994, № 1.
- Исупов К.Г. Второе рождение проблемы «игра и искусство». //Философские науки. 1974 № 5.
- Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе.// Под ред. Китайгородской Г. А. М., 1987.1. Л <33
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М., 1988.
- Кашина Е.Г. Деловая ролевая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям. М., 1989.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986
- Коровяковская Е.П., Юдина O.K. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр.// Вопросы психологии. 1980№ 1.
- Короткое Э.К. Развитие творческого мышления офицера в процессе обучения. М., 1988.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Русский язык в иноязычной среде. М., 1991.
- Красноярская Е.И. Активное обучение курсантов речевой деятельности на первых занятиях по русскому языку. // Пути повышения военно-профессиональной деятельности в вузах сухопутных войск. М., 1988.
- Кривко-Апенян Т. А. Мир игры. М., 1992.
- Крылова Г. Ф. Факторы, влияющие на успеваемость и сохранность контингента слушателей ПО (на материале технического вуза). АКД. Л., 1982.
- Крымина А.В. Структура делового текста. СПб., 1996
- Кузьмина И.В. Методы комплексного исследования педагогических факторов академической успеваемости студентов.// Пути повышения эффективности обучения в вузе. Дидактические основы частных методик. Межвузовский сб. -Горький, 1980. j94
- Кульбаева А.А. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы по иностранному языку на неязыковых факультетах и обучение иностранному языку как одно из средств подготовки специалистов в вузе. Нальчик, 1986.
- Леонтьев А. А Принцип коммуникативности сегодня. // Иностранные языки в школе. 1986, № 2.
- Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969.
- Липский И.А. Деловые игры как средство формирования у офицеров педагогической культуры.- Солнечногорск, 1983.
- Маслыко Е.А. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку как средству обучения. // Типология и технология активных форм общения. Пермь, 1999.
- Миролюбов А.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. М., 2001.
- Миролюбов А.А., Бим И.Л. Особенности новой типовой программы по иностранному языку в средней школе. М., 1986.
- Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века.// Материалы IX конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999.
- Митрофанова О.Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку. // Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1979.
- Морозова И.Д. Репродукция текста как средство взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. //
- Тезисы докладов «Формирование и развитие речевых навыков и речевых умений при обучении иностранным языкам». Иваново, 1997.
- Муртазина Э.М. Педагогические основы конструирования учебных деловых игр. АКД. JL, 1990.
- Новые информационные технологии в образовании. Обзор информации. Вып. 6. М., 1991.
- Игровое моделирование. Методология и практика. -Новосибирск, 1987.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. М., 1972.
- Пассов Е.И. Коммуникативные методы обучения иноязычному говорению. М., 1985.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989.
- Пассов Е.И., Стояновский A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория. // Иностранные языки в школе. 1989 № 2.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе. 2000 № 1.
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций.// Иностранные языки в школе. 1998 № 5.
- Потапова Я.М. Норма делового стиля в японском языке. М., 1995.
- Потемнинский О.В. О применении игровых ситуаций в обучении слушателей академии. М., 1980.
- Приказ № 170 МО РФ (Инструкция по делопроизводству).
- Рабинович Ф.И., Баллер Э. З., Голубенко Е. С., Крылова O.K. Ролевая игра эффективный прием обучения говорению.// Иностранные языки в школе. — М., 1983, № 6.
- Радушкевич Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации. АКД. Л., 1978.
- Сборник материалов городской научно-методической конференции «Традиционное и новое в методике преподавания РКИ». Иваново, 1998.
- Советская военная энциклопедия. -М., 1977.
- Страздарс Н.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности. АКД.- Л., 1980.
- Сытина И.К. Использование приемов речевого проигрывания для совершенствования русской речи нерусских студентов технического вуза. АКД. М., 1987.
- Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966.
- Томилова В.М. Содержание и организация профессионально ориентированного общения в ролевом взаимодействии. М., 1977.
- Устименко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре \ Философские науки 1980, № 4.
- Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателей и студентов при активном методе обучения. АКД. Л., 1983.
- Формирование и развитие языковых навыков и речевых умений.- Иваново, 1977.
- Хавронина С.А. О соотношении языковых и речевых упражнений. //Формирование и развитие языковых навыков и речевых умений. Иваново, 1997.•Шг7
- Хавронина С.А. Особенности лексики делового общения и принципы ее организации в учебнике русского языка для деловых людей // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999.
- Харченко С.Я. Педагогическая игра как метод формирования у студентов общественно-политических умений. АКД. Л., 1980.
- Хрипенко В.В. Игра важное средство совершенствования военного обучения. // Военная мысль, № 10, 1988 .
- Чупрагова В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческом коллективе. М., 1992.
- Шаталова В.М. Лингводидактические концепции обучения русскому языку в военном вузе.// Информативные технологии обучения русскому языку в военном вузе. -М., 2001.
- Шаталова Н.С. Речевой компонент профессиональной подготовки в военном вузе: технологии формирования. М., 2001.
- Шаталова Н.С. Лингвистика и стилистика военной речи. М., 1988.
- Щедровицкий Г. П. К методологии педагогического исследования игры. // Доклады участников симпозиума по проблемам игры. -М., 1963.
- Экология в филологии: обучающая игра (Н.М. Доманова, А.В. Щербакова). М., 1995.
- Эльконин Б. Психология игры. М., 1978.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.