Дидактические условия обучения учащихся 5-7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология»
Диссертация
Цель исследования, заключающаяся в определении эффективности применения творческих проектов в образовательной области «Технология» позволила сформулировать ряд конкретных задач, состоящих в осуществлении научно-ретроспективного, психолого-педагогического анализа проектной деятельности учащихся, определении содержания творческих проектов и определении научно-педагогических требований к их отбору… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.Э
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Исторические предпосылки развития метода проектов в зарубежной и отечественной педагогической практике
- 1. 2. Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении проектов
- 1. 3. Анализ элементов творчества в процессе выполнения проектов
- 1. 4. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования
- Выводы
- ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
- 2. 1. Дидактическая схема проектного обучения
- 2. 2. Педагогическое руководство деятельностью учащихся при выполнении творческих проектов. ill
- 2. 3. Методика проведения эксперимента
- 2. 4. Оценка эффективности применения творческих проектов в процессе трудового обучения
- Выводы
Список литературы
- Алексеев В.Е. Обучение учащихся элементам конструирования в процессе трудового обучения (4−8 классы) / Под ред. канд. пед. наук. П. Н. Андрианова, — Науч. — исслед. ин-т труд. обуч. и проФориент. АПН СССР. — М.: 1972.- 102 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Казань: Изд-во Казанского университета 1988.
- Андрианов п.Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городских ШКОЛ. М.: 1976, 123 С.
- Антонова Д., Белова Л. Трудовая практика в школах Англии // Народное образование. 1985. — с. 85−86.
- Арыдин В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения (на примерах занятий по техническому моделированию). Дисс. .канд. пед. наук. М.: 1967.- 317 с.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения // Сов. педагогика. 1983. — N 6. — С. 64−71.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 С.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Избр. педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.-'-С. 282−318.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Беспалько в.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Вешенков А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских.- М.: Учпедгиз, 1963, — 187 с.
- Вешенков А.К., Васильченко Е. В. Трудовое обучение-. Проб. учеб. пособие для 7 класса сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Блонский П.П. Как организованы школы в Западной Европе и Америке? М.: Просвещение. 1917. — 48 с.
- Блонский П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М. •. Работник просвещения, 1925. — 32 с.
- Богоявленская Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Учпедгиз, 1963, — 348 с.
- Большая Советская Энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.-. Сов. энциклопедия, 1973−1974.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 96 с. 20. Васильев Ю. К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во Сытина, 1916. — 59 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в : 5-ти т. / Гл. ред. А.В. запорожец.-М.: Педагогика, 1984.
- Выполнение проектов в школьном курсе «Технология» на занятиях в учебных мастерских. Елабуга. Елабужский государственный педагогический институт. 1995. — 32 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1976. 150 с.
- Горлицкая С.И. Метод проектов в информационных технологиях. Автореф. канд. пед. наук. М.- 1996. 16 с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 246 с.
- Дьюи Д. Дальтоновский лабороторный план. М., 1925, — 75 с.
- Дьюи Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. — 127 с.
- Дьюи Д. Школа и ребенок. М. — Пг.: Госиздат, 1923. — 69 с.
- Дьюи Д. Школы будущего. Берлин: Госиздат, 1922. -179 с.
- Жиделев М.А. Современные методы обучения. М.: Высш. шк., 1985. — 72 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР / М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
- Занятия по техническому труду в школьных мастерских: 4−6 классы. Метод, разработки / под ред. А. Г. Дубова.- М.: Просвещение., 1992. 208 е.: ил.
- Зеер П.Ф. Комплексные технологические задания как средство эффективности трудовой подготовки учащихся 4−8 классов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук М.: 1981.- 20 с
- Игнатьев Б.В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли, М. Кооп. изд-во «Мир», 1925. — 179 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Педагогика, 1986. — 97 с.
- Иляева JI.М. и др. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по технологии обработки конструкционныхматериалов. Брянск: Иэд-во БГПУ, 1995. — 56 с.
- Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудового обучения) в школе: Методические рекомендации / Под ред. М. Б. Павловой / СПб, 1996, — 68 с.
- Ительсон Л.Б. Об особенностях Формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии.-1961. N 2. — С. 5−16. ^
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.
- М.: Просвещение, 1968.- 288 с.
- Казакевич В.М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Калошина И.П. Проблемы Формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
- Кальней В.А. Трудовая подготовка школьников: приоритетные направления // Советская педагогика. 1990.- N 2.- С. 52−54.
- Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред.
- В.А.Полякова.-М.: Просвещение, 1987. 191 с.
- Качнев В.И. Дидактический материал и методические рекомендации для уроков труда в 4−8 классах. М.: Просвещение, 1971. — 216 с.
- Качнев В.И. Формирование элементов конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся на занятиях в школьных мастерских. Дисс.. канд. пед. наук. М.: 1963. 274 с.
- Качнев В.И., Якиманская Н. С. Развитие технического мышления учащихся. М., 1964. — 96 с.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Знание, 1963. — 206 с.
- Килпатрик В.X. Воспитание в условиях меняющихся условий. М.: Работник просвещения, 1930. — 88 с.
- Килпатрик В.X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. л.: Брокгауз — Ефрон, 1925. — 43 С.
- Килпатрик В.X. Основы метода. М., Л.: Госиздат, 1928. — 115 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 197 С.
- Коваленко и.К., Кулененок В. А. Объекты труда для 5 класса, -м.: Просвещение, 1992.-123.с.
- Коваленко и.К., Кулененок В. А. Объекты труда 6 класс. M.: Просвещение 1992. 123 с.
- Коваленко И.К., Кулененок В. А. Объекты труда 7 класс. M.: Просвещение, 1992. 136 с.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. м.: Новая Москва, 1926. — 288 с.
- Комаровский Б. Педагогика Дьюи. Баку, 1926.- 34 с.
- Конопкин О.А., Фарапонова Э. А., Степанский В. И. Психологический аспект трудовой подготовки школьников // Школа и производство. 1989, — N 5. — С.11−12.
- Корольский В.В., Симоненко В. Д. Общественно полезный труд учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 175 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Книга для учителя. Из опыта работы. 2-е изд., доп. и испр.-м.: Просвещение, 1989. — 159 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики.
- М.: Просвещение, 1982. 319 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М. -. Педагогика, 1962. Т.10. 379 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 303 с.
- Кыверялг А.А. Исследование проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи.- Таллин: Валгус, 1975. 314 с.
- Левин Л.Э. Новые пути школьной работы (Метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. — 89 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М. Педагогика, 1963. — 368 С.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. — 583 с.
- Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. ~ М.: Медицина, 1980.- 214 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. — 584 С.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.320 е., ил.
- Лернер П.С. и др. Трудовое начало школы /концепция трудового воспитания // Школа и производство. 1990. — N 2.- С. 14−17.
- Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- ЛиФеров Л. А. Творчество учащихся на уроках труда // Техническое творчество и опытническая работа в системетрудовой ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ: Межвуз. Сб. научных трудов. Смоленск, 1984. С. 7−19
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической, и инженерной психологии. -М. Педагогика, 1991.- 296 е.: ил. ~ Труды д.чл. и чл. кор. АПН СССР.
- Лукьянов Ю.М. Повышение эффективности Формирования знаний и умений учащихся по техническому труду / На материале обучения учащихся 5−7 классов работе на металлорежущих станках / Дис.. канд. пед. наук. М. 1973.
- Малкова И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия их реализации в сельских школах. Дисс.. Канд. пед. наук. М.- 1995. 165 с.
- Малюта Н.Т. Политехнический принцип в обучении трудовым действиям. Канд. диссертация, м., 1970. — 170 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика. 1975. — 367 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Методика трудового обучения с практикумом / Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
- Методика трудового обучения и ОТД. Учебное пособие для студентов пед. инс-тов по спец. N 2120 «ОТД и труд"/А.С.Лында, Е. И. Влонк, А. Г. Дубов и др.- Под ред. Д. А. Тхоржевского.- 2-е изд. дораб. и доп.- М. Просвещение, 1982. 290 С.
- Методика Формирования трудовых умений и навыков учащихся 5−7 классов / Под ред. Качнева В. И. К.: Рад. школа, 1989. — 144 с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
- Милерян Е.А. Психология Формирования общетрудовых политехнических умений. М. •. Просвещение, 1973. — 186 с.
- Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале Французского языка). АвтореФ.. канд. пед. наук. М. 1995. — 20 с.
- Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Мошкова И.Н., Малов C.JI. Психология производственного обучения: Метод, пособие М.: Высшая школа., 1990. — 207 С.: ИЛ.
- Немов P.M. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн: М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- О школе будущего.- М.: Знамя, 1974. 62 с.
- Обучение конструированию на уроках труда, — М.: Просвещение, 1976. С. 3−6.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 284 с.
- Организация общественно полезного, производительного труда / И. А. Сасова, П. Р. Атутов, 3.А.Клепинина и др. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1986. — 312 с.
- Павлова М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. — Санкт-Петербург: типография СПб ЦНТИ, изд-во1. ЛИбра». 1992. — 141 С.
- Педагогика школы / Под ред.
- Г. И.Щукиной.- М.: Просвещение, 1977. 648 с.
- Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978.- 430 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 638 с.
- Педагогика / Под ред. ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров: В 3 Т. М.: 1964. Т. 1. 832 С.
- Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров: В 3 Т. М., 1965. Т. 2. 912 С.
- Платонова К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
- Поляков В. А, Кальней В. А., Капралова B.C. Основы методики трудового и профессионального обучения. М. Просвещение, 1987. — 191 с.
- Поляков В.А. Трудовое воспитание. Экономическое воспитание и образование. Профессиональная ориентация: Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 286 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Понятишин В.В. Содержание и методы обучения учащихся 4−6 классов обработке материалов на станках. Дисс.. канд. пед. наук.-М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1987.
- Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М.: МГПИ им. Ленина, 1992. — 215 с.
- Проблемы современной дидактики.- М.: МП СССР, 1979. 65 С.
- Производительный труд школьников / Под ред. Полякова В. А. М.: Педагогика. 1986. — 186 с.
- Прядехо А.Н. Формирование технического интереса и развитие творчества школьников / Под ред. П. Р. Атутова. Смоленск, 1977. 77 с.
- Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков: Учебно-методическое пособие. М.: НИИ труд, подгот. и профориент. АПН СССР, 1990. — 218 е., ил.
- Психологические вопросы трудового воспитания / Под ред. В. И. Войтко, В. А. Моляко. Киев: Радяньска школа, 1979.- 120 с.
- Психологические критерии качества знаний школьников. Сборник научных трудов / Под ред. Якиманской /.- М.: АПН СССР, 1990. 142 С.
- Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. — 163 с.
- Психологические условия повышения качества трудовой и профессиональной подготовки молодежи / Под ред. А. Н. Леонтьева. Новосибирск.: НГПИ, 1989. — 125 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Разумовский В.Д. Развитие творческой деятельности в Физико-техническом кружке . АвтореФ. дисс. .канд. пед. наук. М.: 1959. 19 с.
- Рихвк Э.В. Взаимосвязь творческого исполнительского компонентов деятельности учащихся на занятиях по техническому труду. Дисс.. канд. пед. наук.1. М.: 1984. 163 С.
- Рубина Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск: Изд-во БГПИ, 1992. — 87 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.1.- М.: Педагогика, 1989. 320 с.
- Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся.- М.: Педагогика, 1982. 218 с.
- Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителя технологии и предпринимательства. ~ Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, — 1995.- 220 с.
- Сапожников В.В. Методические основы системы отбора обьектов труда в трудовом обучении учащихся 5−7 классов. АвтореФ. дисс.канд. пед. наук. М.: 1988 .- 20 с.
- Сасова И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988.- 192 с. — (Б-ка учителя труда).
- Сасова И.А. / Экономическое образование: проблемы и пути решения // Школа.- 1995, — N 2 С. 66−72.
- Сасова И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дис.. докт. пед.наук.-М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1990.
- Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Семенихин. В.П. Изготовление инструментов в школьных мастерских: Пособие для учителя: Из опыта работы.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 208 е.:1. ИЛ.
- Симоненко В.Д., Корольский В. В. Общественно-полезный поизводительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы.-М.: Просвещение, 1982. 106 с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М. Просвещение, 1985.-96 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М. .Педагогика, 1981. — 154 с.
- Словарь иностранных слов.- М.: Политиздат, 1982. 248 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
- Столяров Ю.С. Уроки творчества. М. Педагогика, 1981.- 176 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. м.: Изд-во МГУ, 1975, — 343 с.
- Тарнапольский Д.М. Проблема содержания труда учащихся 5−8 классов в школьных мастерских-. Дисс. .канд. пед. наук.- М.: 1963. 301 с.: ил.
- Творческие задачи по Физике. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
- Тельнов В.Т. / О подборе объектов труда // Школа и производство. 1973. — N 2. С. 48−52.
- Терещук Г. В. Дифференцированные задания по техническому труду для учащихся 5−7 классов: Методическое пособие. М.: НИИ труд, подгот. и профориент. АПН СССР" 1991. — 94 С., ИЛ.
- Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр,-пед.спец. / Ю. С. Столяров, Д. М. Комский, В.г. Гетта и др.- Под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1989. — 223 С.: ИЛ.
- Тхоржевский Д.А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда.- Минск: Нар. асвета, 1986. 125 с.
- УШИНСКИЙ К.Д. ИЗбр. ПеД. СОЧ.- В 2-ХТ. Т.1.-М.: Педагогика, 1974. 584 с.
- Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1970. 301 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной ипедагогической психологии. М.: Международнаяпедагогическая академия, 1995. 368 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.-М.: Педагогика, 1982. 216 с.
- Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии.- м.: Международная педагогическая академия, 1994. 340 С.
- Формирование учебной деятельности школьников ./ Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР, Акад. пед. наук ГДР. М.: Педагогика, 1982.- 216., ИЛ.
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя.- м.: Просвещение, 1987.-224 с.-' ил. (Психологическая наука-школе).
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высш. шк. 1983. — 239 с.
- Чернышенко А.Д. Трудовое воспитание школьников. Вопросы теории и методики.- М.: 1986. 101 с.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1976. — 68 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В > 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.т.1. 304 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. 14.: Педагогика, 1986. — 182 с.
- Экспериментальная программа образовательной области «Технология». м.: ВНИК «Технология», 1994. — 272 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
- Яровой И.Н., Малюта Н. Т., Рыбенцев В. Н. Сборник задач по техническому труду. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. 172 е.: ил.
- Col lings E. An Experiment with Project Curriculum. N. J.: The Macmmi11 an Company, — 1923.
- Dewey D. My Pedagogic Grid. Wash., 1929. 184. Dewey. School and Society. — 1899.
- Doodd T. Design and Technology in School Curriculum. London, 1979. — 93 p.