Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования выступили концепции личностно ориентированного подхода к образованию (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — средово-ориентированный подход (М. А. Никулина, Л. И. Новикова, Ю. С. Мануйлов и др.) — философские, социально-психологические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых по теории общения и коммуникации (Б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Развитие коммуникативных способностей будущих менеджеров как педагогическая проблема
    • 1. 2. Система работы вуза по развитию коммуникативных способностей будущих менеджеров
    • 1. 3. Основные критерии и показатели уровня развития коммуникативных способностей студентов экономического факультета
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 2. 1. Программа, содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы, происходящие в России с начала 90-х годов XX столетия, существенно повлияли на расширение круга людей, вовлеченных в межкультурные контакты в различных сферах человеческой деятельности вообще и профессиональной в частности. Интеграция страны в мировое сообщество, попытка построения открытого, демократического общества, переход на рыночные отношения ставят перед российской системой образования новые задачи. Важной среди них является задача, связанная с формированием личности обучающегося, воспринимающего себя в качестве субъекта-полилога культур и осознающего свою роль и свою значимость в дальнейшей модернизации общества.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годах> сформированы новые приоритеты системы образования. Одним из них является готовность выпускников высшей школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение обучающимися целого ряда умений и навыков, обеспечивающих их успешную социальную адаптацию в условиях развивающегося общества, а с другой — профессиональную мобильность молодых людей, их готовность к возможной смене социальных и профессиональных ролей, активному участию в общественном прогрессе.

Для решения этих задач необходимо совершенствование деятельности высшей школы по развитию коммуникативных способностей студентов и проведение в этом направлении специальной работы.

Повышение интереса к проблеме развития коммуникативных способностей студенческой молодежи в современном мире связано с процессами глобализации, выражающимися в экономике, расширении и углублении информационных технологий. Информатизация общества предполагает развитие во всех образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, специально организованной деятельности, направленной на оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки на путях их вхождения в современное обществообучить их жить и взаимодействовать с другими людьми.

Одним из условий успешной адаптации выпускников вузов в условиях производства и сложившейся системы общественных отношений является проведение работы по развитию у них коммуникативных способностей. Такие способности имеют особую значимость в профессиональной деятельности специалистов разных сфер, но особенно это важно для молодых людей, избирающих профессии типа «человек-человек».

Рассмотрению общих проблем коммуникации посвящены исследования Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, А. А. Бодалева, А. Б. Добровича, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, В. Д. Ширшова и др.

Исследованием проблемы формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся занимались многие отечественные ученые-педагоги: К.А. Абульханова-Славская, Б. М. Бим-Бад, В. Ф. Габдулхаков, А. А. Леонтьев, В. А. Сластенин и др. Проблему развития коммуникативных умений в свое время исследовали А. Н. Ксенофонтова, В. Д. Ширшов и др.

Особенности межличностного общения, главным образом людей разных национальностей, были изучены Г. М. Андреевой, Л. М. Буевой, А. Б. Добровичем и др.

Различные аспекты формирования коммуникативной культуры обучающихся с использованием воспитательного потенциала тех или иных учебных дисциплин исследователи Е. А. Иванова, В. В. Константинова, А. И. Павлова, 3. Б. Темирханова, Н. Б. Яковлева и др.

Отечественная педагогика и психология достигли определенных успехов в разработке и решении проблемы развития коммуникативно-речевой деятельности обучаемых. Основная масса исследований выполнена на материале средней школы (Н. Д. Глизерина, В. П. Кузовлев, 3. И. Клычнико-ва, Т. А. Ладыженская, Е. И. Пассов, И. А. Рапопорт, Л. П. Щербак, Е. С. Юрьева и др.), и вуза (Е. И. Бейдер, Э. Г. Волчков, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. П. Суркова и др.).

В то же время анализ современной педагогической литературы показал, что проблема развития коммуникативных способностей будущих менеджеров разработана недостаточно. В частности, обозначились противоречия:

— между потребностью общества в молодых специалистах, обладающих достаточно высоким уровнем развития коммуникативных способностей, и несоответствием этой потребности уровня их развития у выпускников высшей школымежду имеющимся потенциалом педагогического процесса, организуемого в рамках современной высшей школы для развития коммуникативных способностей, и не разработанностью научно обоснованной модели системы деятельности вуза в этом направлении и педагогических условий, обеспечивающих эффективность ее функционирования в условиях вуза.

С учетом выявленных противоречий были сформулированы тема исследования «Педагогические условия развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы» и проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в вузе?

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в вузе.

Объект исследования: педагогический процесс, организуемый в современной высшей школе.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы.

Гипотеза исследования. Развитие коммуникативных способностей будущих менеджеров будет эффективным, если:

— обучение будущих менеджеров в вузе осуществляется на основе системного подхода;

— разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза модель развития коммуникативных способностей будущих менеджеров;

— осуществляется целенаправленное формирование у студентов положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей;

— используются информационные технологии в процессе развития коммуникативных способностей будущих менеджеров;

— разработан и внедрен в учебный процесс факультета экономики и управления специальный курс «Этика делового общения».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

— рассмотреть развитие коммуникативных способностей у будущих менеджеров как педагогическую проблему;

— разработать и апробировать модель развития коммуникативных способностей у будущих менеджеров;

— определить критерии и показатели уровней развития коммуникативных способностей будущих менеджеров;

— выявить и обосновать педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в вузе.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: на философском уровне — положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, теории познания личностина общенаучном уровне — теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) — теории социализации (М. Ве-бер, Э. Дюркгейм, Д. Мид, Г. В. Осипов, Т. Парсонс, В. А. Ядов и др.) — социальные теории адаптации личности (В. Т. Лисовский, А. Маслоу, Ю. А. Миславский, А. В. Петровский) — принципы и методы системного подхода (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.), общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (В. И. Загвязинский, Т. Е. Климова, А. Я. Наин и др.).

Теоретической базой исследования выступили концепции личностно ориентированного подхода к образованию (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — средово-ориентированный подход (М. А. Никулина, Л. И. Новикова, Ю. С. Мануйлов и др.) — философские, социально-психологические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых по теории общения и коммуникации (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. Ф. Габдулхаков, А. Б. Добро-вич, А. В. Запорожец, И .А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сласте-нин, В. Д. Ширшов, и др.) — теория развития личности в активной деятельности, в частности, теория деятельности и основополагающий принцип предметности (К. А. Абульханова-Славская, Г. С. Батищев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Сагатовский, Л. С. Рубинштейн и др.) — теория развивающего обучения (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) — концепция гуманизации и демократизации образования (М. Н. Берулава, В. А. Сластенин) — теория ценностных ориентаций (Т. К. Ахаян, В. И. Загвязинский, А. В. Кирьякова, А. В. Петровский и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследованиясравнительно-сопоставительный анализметоды психолого-педагогической диагностики: беседа, анкетирование, тестирование, прямое и опосредованное наблюдение, методы самооценки и экспертной оценкиконстатирующий и формирующий этапы экспериментаметоды статистической обработки полученных данныхкачественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета экономики и управления ГОУ ВПО «Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой» со студентами, обучающимися по специальности «Менеджмент организации», в период с 2006 по 2010 год.

Всего в экспериментальном исследовании на разных его этапах приняли участие 324 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа (20 062 010 годы).

На первом этапе (2006;2007 гг.) осуществлялось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме развития коммуникативных способностей студентов, обобщение опыта работы вузов в этом направлении. На основе полученных сведений были определены исходные положения исследования, формировалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий этап эксперимента по изучению особенностей развития коммуникативных способностей будущих менеджеров.

На втором этапе (2007;2009 гг.) уточнялись рабочая гипотеза, цель и задачи исследования, внедрялись в учебный процесс вуза модель развития коммуникативных способностей студентов и спецкурс «Этика делового общения», выявлялся и апробировался в практической деятельности высшей школы комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию коммуникативных способностей студентов, проводилась диагностика исследуемого процесса.

На третьем этапе (2010 гг.) осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыты сущность и содержание понятия «коммуникативные способности менеджера»;

— разработана и внедрена модель развития коммуникативных способностей будущих менеджеров, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения, результат;

— определены основные критерии и показатели уровней развития коммуникативных способностей будущих менеджеров: когнитивный (овладение знаниями о сущности общения как своеобразном проявлении социальной жизни людейнравственно-правовых нормах, непосредственно регулирующих взаимоотношения людей в обществеособенностях коммуникативного общения в процессе профессиональной деятельности специалистов) — поведенческий (сформированность основных умений и навыков, наличие опыта взаимодействия с другими людьми) — оценочно-эмоциональный (способность к коммуникативному партнерству, проявление толерантности и эмпатии, положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей). На основе данных критериев охарактеризованы уровни развития коммуникативных способностей (низкий, средний, высокий).

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров: осуществление процесса развития коммуникативных способностей студентов на основе системного подходаиспользование информационных технологий в процессе развития коммуникативных способностей студентовразработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза модели развития коммуникативных способностей будущих специалистовразработка и внедрение в учебный процесс факультета экономики и менеджмента спецкурса «Этика делового общения" — формирование у студентов положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования новыми знаниями по проблеме развития коммуникативных способностей у будущих менеджеров. В работе раскрыты сущность и содержание понятия «коммуникативная способность менеджера» в аспекте подготовки будущих менеджеров в высшей школенаучно обоснованы педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы.

Результаты исследования могут послужить теоретической основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой». Автором разработан и апробирован специальный курс «Этика делового общения», а также методические разработки и рекомендации в области деловых отношений. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются выбранной методологической основойанализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикесочетанием методов исследования, адекватных предмету, объекту, цели и задачам исследованиярепрезентативностью выборкисистематической проверкой результатов исследования на разных его этапахопытом работы автора в качестве преподавателя в ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой" — объективностью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой», методологических семинарах аспирантов (2006 — 2009 гг.) — международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008) — международной заочной научно-практической конференции «Информационное пространство современной науки» (Чебоксары, 2010) — всероссийских этнопедагоги-ческих чтениях, посвященных педагогическому наследию Г. Н. Волкова «Этнопедагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса образовательных систем» (Стерлитамак, 2009) — межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2010).

Основные результаты исследования нашли отражение в 9 публикациях автора, 2 из которых в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы исследования внедрены в учебный процесс факультета экономики и управления ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативные способности менеджера — это индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условиями успешного взаимодействия двух или более людей в целях установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности и включающие соответствующие знания, умения и навыки, а также готовность использовать их в процессе коммуникации (обмена информацией), социальной перцепции (восприятия и понимания человека человеком) и интеракции (взаимодействия) в процессе управленческой деятельности.

2. Модель развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы, основанная на коммуникативном, инте-гративном, когнитивном, социокультурном и личностно ориентированном подходах включает следующие компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

3. Основными критериями и показателями уровней развития коммуникативных способностей будущих менеджеров являются: когнитивный (овладение знаниями о сущности общения как своеобразном проявлении социальной жизни людейнравственно-правовых нормах, непосредственно регулирующих взаимоотношения людей в обществеособенностях коммуникативного общения в процессе профессиональной деятельности специалистов) — поведенческий (сформированность основных умений и навыков, наличие опыта взаимодействия с другими людьми) — оценочно-эмоциональный (способность к коммуникативному партнерству, проявление толерантности и эмпатии, положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей). Типичные уровни развития коммуникативных способностей (низкий, средний, высокий) отражают сущностные изменения в их развитии.

4. Развитие коммуникативных способностей у будущих менеджеров в условиях высшей школы может быть эффективным при создании следующих педагогических условий:

— осуществление процесса развития коммуникативных способностей будущих менеджеров на основе системного подхода;

— использование информационных технологий в процессе развития коммуникативных способностей студентов;

— разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза модели развития коммуникативных способностей будущих менеджеров;

— разработка и внедрение в учебный процесс факультета экономики и управления специального курса «Этика делового общения»;

— формирование у студентов положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Опытно-экспериментальное исследование было направлено на проверку рабочей гипотезы, потребовавшая решения целого ряда задач, в т. ч. экспериментальное обоснование предложенных нами педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях современного вуза. Оно включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий.

Каждый из них имел свои задачи, содержание работы, формы, методы и средства. Первый этап опытно-экспериментальной работыконстатирующий, в ходе которого был изучен опыт работы ГОУ ВПО «Стерлита-макская государственная педагогическая академия им. 3. Биишевой» по развитию у студенческой молодежи коммуникативной культуры вообще, коммуникативных способностей в частностиизучена готовность главных субъектов педагогического процесса к активному сотрудничеству в этой работе и т. д. Второй этап — формирующий — был связан с апробацией научно обоснованной модели системы работы вуза по развитию коммуникативных способностей студентов и реализацией педагогических условий, способствующих эффективной работе педагогов в этом направлении, и определением наиболее оптимальных организационных форм и методов работы с учетом возможностей учебных дисциплин всех четырех циклов Госстандарта ВПО. На завершающем этапе эксперимента были проведены обобщения материалов и анализ полученных результатов.

2. Анализ результатов, полученных в ходе контрольных срезов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволил, прежде всего, сравнить уровни сформированности коммуникативных знаний и умений студентов экспериментальной и контрольной групп.

3. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что уровень развитости коммуникативных способностей студентов по всем основным показателям в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что свидетельствует об эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа также показала, что развитие коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы имеет свои особенности. Прежде всего он становится более личностно и практико-ориентированнымв основе методики работы педагогов со студентами лежат современные образовательные технологии (ролевые и деловые игры, проектная деятельность, тренинги, квазипрофессиональная деятельность студентов во внеурочное время и т. п.) — при его организации учитываются новые социально-экономические условия, динамика развития рынка труда и мира профессий и выявляются требования к личности конкретного специалиста в условиях рыночных отношенийвведение в учебный план спецкурса «Этика делового общения» создает благоприятные условия для повышения познавательной активности студентов и формирования у них позитивного отношения как к процессу овладения знаниями, умениями и навыками, лежащими в основе профессиональной деятельности, так и к развитию коммуникативных способностей и др.

5. В рамках эксперимента мы обосновали педагогические условия, реализация которых в педагогическом процессе позволит, на наш взгляд, совершенствовать систему работы высшей школы по развитию коммуникативных способностей студентов. Основными из них являются:

— осуществление процесса развития коммуникативных способностей студентов с позиции системного подхода;

— использование информационных технологий в работе педагога по развитию коммуникативных способностей студентов;

— разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс модели системы работы вуза по развитию коммуникативных способностей будущих специалистов;

— разработка и внедрение в учебный план факультета экономики и менеджмента спецкурса «Этика делового общения»;

— формирование у студентов положительной мотивации к развитию у них коммуникативных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил установить, что до настоящего времени остаются недостаточно разработанными научные основы процесса развития коммуникативных способностей студентов в условиях современного вуза. Изучение опыта работы вузов в этом направлении показало, что, несмотря на понимание важной роли коммуникативной культуры в быстрой адаптации ее выпускников в современном обществе и на производстве, педагоги не уделяют должного внимания при организации учебного процесса и внеаудиторной работы со студенческой молодежью развитию у нее коммуникативных способностей. Вместе с тем потребности развивающегося общества объективно требуют совершенствования системы работы вузов в этом направлении. Ведущей тенденцией в этом процессе выступает переход к профессиональному обучению студентов с учетом требований будущей профессии.

Таким образом, проведенное нами исследование способствовало решению поставленных задач, подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Процесс формирования коммуникативной культуры, в т. ч. и развитие коммуникативных способностей студентов, адекватен процессу формирования личности и профессионально ориентированной парадигме обучения. Его адекватность вытекает из современных теорий развития компетентной личности: зеркальное отражение личностью представлений о том, как ее оценивают другиепреодоления личностных кризисовнеобходимости последовательного овладения новыми познавательными и профессиональными навыкамиразвития познавательной способности в направлении понимания чувств других людей.

Коммуникативную культуру студентов в рамках нашего исследования мы рассматриваем в контексте социального поведения человека, который можно охарактеризовать, опираясь на концепцию ситуации. Коммуникативная ситуация представляет собой синтез всех факторов, существующих как в объективной действительности, так и в сознании участников коммуникации.

Систему внешних факторов, оказывающих в современных обстоятельствах решающее влияние на процесс развития коммуникативных способностей студентов, образует гуманитарная парадигма, разноязычная среда и информационное пространство, рассматриваемые в учебно-воспитательном контексте.

Самыми важными из всех профессионально значимых качеств личности для избравшего профессию типа «человек — человек» являются коммуникативные способности. Это означает, что сегодняшний специалист не может обойтись без тесного взаимодействия в социуме, от этого зависит его жизнеспособность и его жизнеобеспечение. Коммуникация становится главным источником достижения профессиональных целей. Путь обучения молодежи социальному взаимодействию оказывается длительным и сложным. Ценность коммуникации возрастает с увеличением числа согласованных действий и интересов. Согласованность интеркультурной коммуникации достигается путем взаимного участия, опосредованности другими интересами и рефлексией. Коммуникация имеет наибольшую эффективность в современных условиях: она рождает прочную обратную связь и увеличивает общую энергетическую мощь социальной системы. Развитие социально активной личности зависит от степени прочности взаимосвязи ценностных ориентаций и развитости у нее коммуникативных способностей, которые создают благоприятные условия для успешного социального взаимодействия. Основные элементы, необходимые в перспективе развития самого студента и образа его будущей профессии, имеют истинную ценность и социально-культурный смысл.

В ходе исследования было уточнено понятие «коммуникативные способности менеджера», под которым мы понимаем индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условиями успешного взаимодействия двух или более людей в целях установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности и включающие соответствующие знания, умения и навыки, а также готовность использовать их в процессе коммуникации (обмена информацией), социальной перцепции (восприятия и понимания человека человеком) и интеракции (взаимодействия) в процессе управленческой деятельности. Их развитие у будущих менеджеров в современных условиях должно учитывать особенности будущей профессиональной деятельности.

2. Результаты научных исследований по проблеме формирования коммуникативной культуры молодежи в современных условиях, наше теоретическое исследование позволили определить деятельность высшей школы по развитию коммуникативных способностей как целостную педагогическую систему, включающую теоретическое, поведенческое и личностное направления.

Развитие коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях современного вуза имеет свои особенности, а именно: профессиональная парадигма образования накладывает свой отпечаток на его содержательно-целевой аспект. Прежде всего он становится более личностно и практико-ориентированнымв основе методики работы педагогов со студентами лежат современные образовательные технологии (ролевые и деловые игры, проектная деятельность, тренинги, кейс-стади, квазипрофессиональная деятельность студентов во внеурочное время и т. п.) — при его организации учитываются новые социально-экономические условия, динамика развития рынка труда и мира профессий и выявляются требования к личности конкретного специалиста в условиях рыночных отношенийвведение в учебный план спецкурса «Этика делового общения» создает благоприятные условия для повышения познавательной активности студентов и формирование у них позитивного отношения как к процессу овладения профессионально важными знаниями, умениями и навыками, так и к развитию коммуникативных способностей и др.

3. Важным средством совершенствования работы высшей школы по развитию коммуникативных способностей студентов с позиций системного подхода является разработка и внедрение в педагогический процесс научно обоснованной модели, включающей следующие основные компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, основные направления, формы, методы, средства и результат.

4. Анализ научной литературы позволил выявить основные критерии (когнитивный, оценочно-эмоциональный (мотивационный), поведенческий) и показатели уровней (низкий, средний, высокий) развития коммуникативных способностей будущих менеджеров.

5. Повышению уровня развития коммуникативных способностей студентов может способствовать создание следующих педагогических условий:

— осуществление обучения будущих менеджеров в вузе на основе системного подхода;

— разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза модели развития коммуникативных способностей будущих менеджеров;

— осуществление целенаправленного формирования у студентов положительной мотивации к развитию коммуникативных способностей;

— использование информационных технологий в процессе развития коммуникативных способностей будущих;

— разработка и внедрение в учебный процесс факультета экономики и управления специального курса «Этика делового общения».

Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей разработки проблемы развития коммуникативных способностей студентов: выявление особенностей организации и содержания исследуемого процесса на разных этапах подготовки специалистов, разработка системы деятельности высшей школы по развитию коммуникативных способностей студентов с позиций личностно-деятельностного подхода и ее внедрение в педагогический процесс вуза и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 254 с.
  2. И. В. Паблик рилейшнз в менеджменте и маркетинге / И. В. Алешина // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 108−111.
  3. . Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 247 с.
  4. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 2006. — 567 с.
  5. В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247 с.
  6. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1980.-391 с.
  7. Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцифирова. М.: Педагогика, 1981. — 318 с.
  8. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  9. С.А. Риск в структуре социально-психологических свойств молодежи // Наука и школа. 2004. — № 5. — С. 24.
  10. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  11. А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-воМГУ, 1990.-367 с.
  12. JT. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза / Л. А. Аухадеева // Педагогика. 2007. — № 4. -С. 63−66.
  13. О. Ю. Педагогическое сопровождение концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза / О. Ю. Афанасьева, Е. В. Грош // Высшее образование сегодня. 2007. — № 8. — С. 6466.
  14. Т. К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности студентов-подростков / Т. К. Ахаян. — Л., 1982. 17 с.
  15. В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В. И. Бакштановский. М., 1980. — 29 с.
  16. А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности / Батаршев А. В. Таллии: Регалис, 1998. — 108 с.
  17. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.-250 с.
  18. В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  19. Н. А. Самосознание: опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 125 с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
  21. Р. Развитие «Я-концепции» и ее воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  22. М. Н. Педагогика и психология менеджмента / М. Н. Бе-рулава. Барнаул, 1995. — 97 с.
  23. М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
  24. В. С. Школа диалога культур / В. С. Библер // Учительская газета. 1992, 7 янв. — № 1. — С. 4.
  25. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  26. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. М.: Новости, 1990.-329 с.
  27. М. И. Феноменология ценностных систем личности / М. И. Бобнева // Вестник РГИФ. 1996.- № 1.-С. 137−147.
  28. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева.-М., 1978.-310 с.
  29. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1990. — № 12. -С. 65−71.
  30. А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  31. А. А. Проецирование и взаимодействие в общении / А. А. Бодалев // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 11−14.
  32. А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Просвещение, 1982. — 199 с.
  33. Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования / Л. М. Божович. М.: Просвещение, 1968.-64 с.
  34. В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 310.
  35. Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Боровикова. Челябинск, 1996. — 20 с.
  36. JI. П. Социальная среда и сознание личности / JI. П. Буева. -М. :МГУ, 1998.-268 с.
  37. К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1992. — 276 с.
  38. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  39. С. А. Психолого-педагогические основы обучения вербальной коммуникации : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Вишняков. М., 1996. — 19 с.
  40. О. Методы конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин / О. Виханский // Альма-Матер. 1997. — № 6. — С. 4548.
  41. JI.C. Система работы вуза по развитию коммуникативных способностей будущих менеджеров/Вихляева JI.C. // Вестник ВЭГУ. -2010. Т. 15. — № 1. / Гл. ред. — Уфа: РИЦ Баш. гос. ун-та. — С. 213−216. -ISSN 1998−4812.
  42. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / под ред. II. В. Горбуновой. — М.: Новая школа, 1995.- 107 с.
  43. Р. Б. Раскрепощенный менеджер / Р. Б. Вудкок, Д. Френсис. -М.: Дело, 1991.-320 с.
  44. Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-пресс, 1999. 534 с.
  45. В. Ф. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность 21 в. / В. Ф. Габдулхаков. М., 2004. — 304 с.
  46. . С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
  47. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  48. И. Б. Коммуникативная компетентность с позиций педагогики: формирование у студентов вузов / И. Б. Голдованская // Педагогика. 2008. -№ 1.-С. 121−123.
  49. Л. А. Подготовка менеджеров различных типов учебно-воспитательных учреждений в рамках гуманизации образования / Л. А. Горшунова // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С. 52−62.
  50. Государственный стандарт ВПО специальности 61 100 «Менеджмент организации» Квалификация Менеджер от 17.03.2000 г. № гос.рег. 234 эк/сп
  51. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации / М. Грачев. М.: Дело-ЛТД, 1993. — 208 с.
  52. Дж. К. мл., (УДелл. Американский менеджмент на пороге XXI в. М.: Экономика, 2001. — 319 с.
  53. В. П. Морозовский проект: инновации в образовательных программах / В. П. Грошев, Э. М. Короткое, Д. Макгерн // Специалист. -1995.-№ 3.-С. 2−31.
  54. Г. Педагогическая технология эвристического типа / Г. Груздев, В. Груздева // Высшее образование в России. 1996. — № 1. -С. 117−121.
  55. Г. Б. Следование правилу и габитус в описании коммуникативной деятельности / Г. Б. Гутнер // Вопросы философии. 2008. — № 2. -С. 105−116.
  56. В. А. Преемственность в формировании педагогических умений студентов педвузов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Гущенко. Киев, 1992. — 20 с.
  57. В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  58. В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С. 34−42.
  59. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1997. — 205 с.
  60. В. И. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла / В. И. Добрынин, Т. Н. Кухтявич. М., 1995. -88 с.
  61. Н. Ф. Деловая корреспонденция / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 2007. — 75 с.
  62. Н. Ф. К проблеме методического обеспечения учебного процесса по специальности «Менеджмент» / Н. Ф. Долгополова. -Оренбург, 1995.
  63. Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 1997. — 19 с.
  64. Н. Ф. Технология диалога в саморазвитии коммуникативной культуры менеджеров / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 2007.
  65. О. В. Очерки по философии образования / О. В. Дол-женко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
  66. Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти. М.: Информ. издат. дом «Филинъ», 1996. — 288 с.
  67. П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Ф. Друкер. М., 2002. — 167 с.
  68. В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  69. Л. И. Уроки американского менеджмента / Л. И. Евенко, М. Мескон, М. Альберт и др. — пер с англ. М.: Дело, 1992.
  70. Егорова-Гатман Е. В. Имидж лидера / Е. В. Егорова-Гатман. М., 1994.
  71. А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А. А. Ершов. Л., 1976.
  72. Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 2001.-96 с.
  73. В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 68 с.
  74. И. В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у студентов подросткового возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Забродина. Челябинск, 1996. — 20 с.
  75. М.В. Зарубежный опыт овладения коммуникативными умениями будущим менеджером. / Заворочай М. В. // Успехи современного естествознания № 11, 2007. С. 39 42
  76. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. За-гвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  77. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек.-СПб, 1995.
  78. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Астрель, 2003. 78 с. — (Образование в документах и комментариях).
  79. Е. А. О формировании коммуникативной компетенции у будущих госслужащих / Е. А. Запорожец // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 6.- С. 33−36.
  80. И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. -211 с.
  81. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М, 1986. 163 с.
  82. В. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  83. Л.С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров : моногр. / Л. С. Зникина, Г. В. Неупокоева. Екатеринбург: б.и., 2004. — 146 с.
  84. Н. С. Культура человек — философия. К проблеме интеграции и развития / Н. С. Злобой, В. М. Межуев и др. // Вопросы философии.- 1982.-№ 1.-С. 36.
  85. Л. Ю. Коммуникативный тренинг для будущего учителя физической культуры / Л. Ю. Иванова // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 1.-С. 198−200.
  86. Э. А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения / Э. А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. 2009. — № 2. — С. 82−86.
  87. О. Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Искандерова. Уфа, 1997. — 19 с.
  88. М. С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. -319с.
  89. Как построить свое «Я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-131 с.
  90. С. П. Трансляция социального опыта в образовательном процессе на фоне культурологической компетенции / С. П. Калита // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. — № 1- С. 45−49.
  91. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. М., 2007. — 156 с.
  92. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
  93. С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Кисельгоф.-Л., 1973.- 153 с.
  94. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Знание, 1989. 127 с.
  95. А. В. Ценностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе-комплексе № 73 / А. В. Козлов // Сб. «Педагогический поиск». Оренбург, 1991. — С. 21−23.
  96. Г. С. Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств с успеваемостью: исследование / Г. С. Кожу-харь // Вопросы психологии. 2008. — № 3. — С. 127−131.
  97. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  98. Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конар-жевский // Творческая педагогика: науч.-метод. сб. — М.: Новая школа, 1993. -С. 94.
  99. А. Л. Формирование коммуникативных умений будущего учителя средствами мультимедиа в процессе изучения иностранного языка : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Л. Коляго. Йошкар-Ола, 2009. -226 с.
  100. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. -219с.
  101. Краткий словарь по философии / под общей ред И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. — M: Политиздат, 1982. — 431 с.
  102. Л. В. Место и роль невербальной коммуникации в образовательном процессе / Л. В. Кривых // Aima mater (Вестник высшей школы). 2009. -№ 2. — С. 31−35.
  103. Т. Развитие профессионального акмэ педагога-магистра: акмеологические технологии в преподавании дисциплины «Современные проблемы науки и образования» / Т. Крисковец // Учитель. -2008.-№ 2.-С. 79−81.
  104. Г. Д. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. М.: ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  105. Ю.Ксенофонтова А. Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург, 2005. — 100 с.
  106. Ш. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 147 с.
  107. Ю. Н. Индивидуальные различия в деятельности взрослых студентов / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971.- 112 с.
  108. ПЗ.Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Мир, 1981. — 128 с.
  109. В. И. Стратегия делового успеха / В. И. Курбатов. -Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 416 с.
  110. Л.В. Развитие коммуникативной компетентности у студентов — будущих менеджеров в условиях экономического вуза / Лазарева Л. В. // Вестник ТГПУ. Выпуск 12 (102) 2010 С. 154−159.
  111. Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. Ижевск, 1992. — 120 с.
  112. Л. Л. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 3. — С. 75−77.
  113. Т. Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контекстном обучении : ав-тореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Лененко. -М., 1993. 18 с.
  114. А. А. Психологические особенности деятельности лектора / Леонтьев А. А. М.: Знание, 1981. — 80 с.
  115. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  116. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
  117. И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 342 с.
  118. Е. В. Развитие коммуникативной культуры: знания через установки / Е. В. Лиознова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 8. — С. 56−59.
  119. , М.Н. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра / Лихачева М. Н. // Научное издание. Под ред. Сластенина В. А., Швецова Н. М. МФ МОСУ. ООО «Стринг» г. Йошкар-Ола, 2005.
  120. Дж. Об управлении разумом / Дж. Локк. — М.: Педагогика, 1987.
  121. . Ф. Формирование графических знаний и навыков у студентов / Б. Ф. Ломов — под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-270 с.
  122. Т. Е. Влияние коммуникационных процессов на психологический коимат в учебном коллективе / Т. Е. Локтионова // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 11. — С. 20−23.
  123. В. Н. Межпредметные связи в .учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  124. О. Г. Психология общения: тренинги, игры, уроки: метод, разработки и рекомендации / авт.-сост. О. Г. Максимова, Н. В. Александрова. Чебоксары, 2009. — 85 с.
  125. С. Е. Теория образования и обучения / С. Е. Матушкин.- Челябинск, 1975. 124 с.
  126. А. К. Мотивация учения и ее воспитание у студентов / А. К. Маркова. -М.: Педагогика, 1983. 186 с.
  127. , Г. Б. Коммуникативный тренинг : педагоги, психологи, родители / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. — 224с.- (Психологический тренинг).
  128. А. В. Общение студентов / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987.-76 с.
  129. А. Междисциплинарный спецкурс как метод взаимообогащения профессиональных интересов / А. Назаретян // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 43−45.
  130. НаЙн А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Наин. Челябинск, 1995.-288 с.
  131. В. И. Компетентностный подход к современному профессиональному образованию и межкультурная коммуникативная компетентность специалиста / В. И. Наролина // Мир образования образование в мире. — 2008.-№ 4. — С. 3−12.
  132. О.Н. Тренинг как вид коммуникативной технологии в вузе Текст. / О. Н. Недосека // Инновации в образовании. 2010. — № 12. -С.35−41. — (к.фин.-эк.д.).
  133. Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Интеграция образования. -2007. -№ 3−4. -С. 148−151.
  134. В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  135. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992.-701 с.
  136. С. А. Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педагогического вуза / С. А. Оськина // Интеграция образования. 2009. — № 4. — С. 79−82.
  137. А. Н. Является ли «коммуникативная программа» обоснования знания универсальной? / А. II. Павленко // Вопросы философии. 2009.-№ 11. — С. 100−112.
  138. А. Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  139. Панов Юрий Юрьевич. Развитие коммуникативных способностей менеджера в условиях личностно ориентированного тренинга: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Челябинск, 2004 184 с. РГБ ОД, 61:0413/2700.
  140. . Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1981. — 192 с.
  141. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  142. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров и др. -М.: Педагогика, 1991.-288 с.
  143. Педагогический мониторинг качества образования / под ред. В. И. Андреева. Казань: КГУ, 1999. — 266 с.
  144. Г. В поисках эффективного управления / Г. Питере, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  145. А. В. Теория и организация американского менеджмента /
  146. A. В. Попов. М., 1997. — 147 с.
  147. , Г. X. Проблемы теории управления / Г. X. Попов. М.: Экономика, 2004. — 240 с.
  148. М. И. Основы менеджмента в сфере образования / М. И. Потев.-СПб., 1994.- 134 с.
  149. Практическая психология для менеджеров / отв. ред. М. К. Ту-тушкина. М.: Филинъ, 2006. — 368 с.
  150. А. А. Формирование экономических ориентаций студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Преснов. Оренбург, 1995.- 19 с.
  151. Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2007. -326 с.
  152. В. А. Психология развивающейся личности / под ред.
  153. B. А. Петровского. М., 1987. — 230 с.
  154. В. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии / В. Порус // Высшее образование в России. 2008. — № 1. — С. 133 141.
  155. Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) /Н. С. Розов. -М.: ИЦПКПС, 1993.- 184 с.
  156. И. Развитие коммуникативно-речевых умений будущих педагогов / И. Романова // Дошкольное воспитание. 2007. — № 6. — С. 82−89.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  158. , С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  159. Н. И. Формирование профессиональной готовности будущего педагога в условиях рефлексивного взаимодействия с дошкольниками / Н. И. Рослякова, И. П, Логинов // Мир образования — образование в мире. 2008.-№ 3.-С. 185−193.
  160. С.С. Проблема развития коммуникативной компетентности студентов высшей школы / С. С. Савичев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010. С. 78−80
  161. В. Н. Системный подход к классификации ценностей / В. Н. Сагатовский. М., 2007. — 119 с.
  162. В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафронова. М.: Высшая школа, 1991. — 305 с.
  163. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 260 с.
  164. В. В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — 242 с.
  165. В. П. Системный подход основа педагогического менеджмента / В. П. Симагов // Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 14−18.
  166. В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 27.
  167. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. 304 с.
  168. Ю. П. Программа и логика воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. — 218 с.
  169. В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  170. В. С. Сочинение в 3-х томах / В. С. Соловьев. М.: Мысль, 1990.
  171. И. А. Очерк английского коммуникативного поведения / И. А. Стернин, Т. В. Ларина, М. А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2003. -184 с.
  172. Л.З. Педагогические аспекты подготовки современных менеджеров : монография / Л. З. Стуколова. Самара: Междунар. ин-т рынка, 2009.- 169 с.
  173. , М.В. Методические аспекты подготовки и проведения тренинга по развитию коммуникативной компетентности менеджеров / М. В. Суворов// Инновации в образовании. 2010. — № 3.-С.-66−71.(к.фин.эк.).
  174. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1984. — 118 с.
  175. Е. В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей : Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. В. Тармаева. Улан-Удэ, 2007. — 24 с.
  176. Е. И. Вы стали руководителем : практикум / Е. И. Тихомирова. Самара, 2004. — 48 с.
  177. Н. А. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки / Н. А. Томин, Н. Ф. Белокур. — Челябинск, 1996. 72 с.
  178. П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. -288 с.
  179. П. И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
  180. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла / Д. Трейси. -М.: Дело, 1993. 237 с.
  181. А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности студентов / А. П. Тряпицына. — Л., 1989. 91 с.
  182. В. П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. -Л., 1978.-308 с.
  183. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  184. Л. И. Психология организаторской деятельности студентов / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  185. Управление развитием школы / под ред. M. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  186. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен и др. М.: Прогресс, 1993. — 360 с.
  187. А. В. Формирование у студентов учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  188. Э. А. Профессия менеджер / Э. А. Уткин. — М.: Экономика, 1992.- 176 с.
  189. К. Д. Педагогические сочинения : в 6-ти т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990.
  190. К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / К. В. Фадеева. Чебоксары, 2010.- 180 с.
  191. А. Управление это наука и искусство / А. Файоль. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  192. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 7 августа 1996 г. // Российская газета, 29 августа 1996 г.
  193. В. И. Коммуникативные отношения в вузе «по вертикали» в системе «Преподаватель студент» / В. И. Фефелова // Инновации в образовании. — 2009. — № 3. — С. 48−52.
  194. В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском контексте / В. И, Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. 2007. — № 1. — С. 25−35.
  195. Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. М., 1990. — 158 с.
  196. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-347 с.
  197. Д. Е. Активность личности студента. Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании / Д. Е. Фролов, В. И. Малкин. -М.: Университет, 1994. 38 с.
  198. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
  199. К. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства / К. Ховард, Э. Короткое. М.: ИНФРА-М, 1996.-224 с.
  200. А. Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20 / А. Т. Хроленко. -М.: Экономика, 1996. 139 с.
  201. А. Н. Дидактика / А. Н. Хузиахметов. Казань: Магариф, 2004. — 351 с.
  202. П. И. Педагогические основы воспитания трудолюбия студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / П. И. Чернецов. -Челябинск, 1990.-18 с.
  203. М. А. Культура общения / М. А. Чернышова. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
  204. М. Что такое педагогическая технология? / М. Чошанов // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С. 8−12.
  205. Р. X. Личностно ориентированная технология педагогического процесса : учеб.-метод, пособие / Р. X. Шаймарданов. -Сургут: СурГПИ, 2002. 106 с.
  206. Т. И. Менеджмент в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: Изд-во «Магистр», 1995. — 223 с.
  207. , М.Н. Концепция организационного поведения преподавателей образовательного учреждения и организация его психологического исследования / Швецова М. Н, Швецов Н. М. // ООО «ТРИО» г. Йошкар-Ола, 2009.
  208. , М.Н. Менеджмент в высшей школе (проблемы и перспективы) Текст. / М. Н. Швецов, Л. М. Серопов // Защита имущественных прав и интересов предпринимателей. Москва-Йошкар-Ола: МОСИ, 2005.
  209. М.Н. Эффективный менеджмент как фактор воспитания Текст. / М. Н. Швецов, Н. М. Швецов // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: МОСИ, 2007. — 0,4 печ. л. (вклад автора 0,2 печ. л.).
  210. В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. М.: ЮНИТИ, 1997. — 382 с.
  211. В. М. Управленческая этика / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1989.-284 с.
  212. А. А. Коммуникативные технологии и этапы изменения современной социальной реальности / А. А. Шеремет // Личность. Культура. Общество. 2008. — Т. 10, вып. 5−6. — С. 347−353.
  213. В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» / В. Д. Ширшов // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — С. 78−88.
  214. Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий. -М.: Касталь, 1993, — 115 с.
  215. В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В. В, Щербакова // Высшее образование сегодня. -2008. -№ 10.-С. 39−41.
  216. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. -205 с.
  217. Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман. М.: Экономика, 1998.-335 с.
  218. . Д. Психология развития : учеб. пособие / Б. Д. Эль-конин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  219. В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л., 1979. — 264 с.
  220. Язык и моделирование социального взаимодействия / сост. В. М. Смирнов. М.: Прогресс, 1987.
  221. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика-Пресс, 1996.285 с.
  222. Л. Карьера менеджера / Л. Яккока. М.: Прогресс, 1991. -214с.
  223. R. В. Understanding human communication: Fort Worth -Holt Reichert and Winston 1991.
  224. Beer St. Diagnosing the system for organizations: Wille, 1993.
  225. Informationen zu Schulbuchfragen. Heft 17. — 1980.
  226. Phillip G. Clampitt. Communicating for Managerial Effectiveness. Sage Publications, London. Bielefeld, 1991.
  227. Harris Th. E. Applied organizational communications: Hillsdale, 1992.
  228. Hirokawa R. Y. Communications and group decision making. Thousand Oaks, 1996.
  229. Marquardt M.J. The learning organization: mastering the 5 elements for corporate learning. Palo Alto, CA, Davies-Black Pablishing, INC. 2002, P. 114.
  230. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по специальному курсу «Этика делового общения"для студентов 4−5 курсов факультета экономики и управления персоналом1. Пояснительная записка
  231. Курс „Этика делового общения“ входит в блок предметных дисциплин социально-экономического профиля обучения старшекурсников.
  232. Место специального курса в учебном плане
  233. Курс „Этика делового общения“ изучается на 4−5 курсах факультета экономики и управления. Он рассчитан на 68 часов, в том числе 16 ч. — лекции, 16ч.- практические занятия и 36 ч. — самостоятельная работа студентов.
  234. Тематическое содержание курса1. Менеджмент организациип/п Разделы дисциплины Объем занятий, часов 1. Ж ПЗ СР Всего
  235. Основные понятия этики делового общения 2 2 4 8
  236. Средства делового общения 2 2 2 6
  237. Формы делового общения 2 2 4 8
  238. Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации 2 2 2 6
  239. Этика делового общения в отраслях экономики — 2 2
  240. Этика дистанционного общения 2 2 4 8
  241. Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении 2 2 4 8
  242. Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе. 2 2 4 8
  243. Этика отношений руководителя и подчиненного — 2 2
  244. Специфика делового общения с иностранными партнерами 2 2 4 8
  245. Этикет и культура делового общения — 4 4
  246. Итого Общая трудоемкость: 68 час. 16ч. 16ч. 36 ч. 68 ч.
  247. Экономика и управление на предприятиип/п Разделы дисциплины Объем занятий, часов 1. ЛК ПЗ СР Всего
  248. Основные понятия этики делового общения 2 2 4 8
  249. Средства делового общения 2 2 4 8
  250. Формы делового общения 1 1 2 4
  251. Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации 2 2 2 6
  252. Этика делового общения в отраслях экономики — 2 2
  253. Этика дистанционного общения 2 2 4 8
  254. Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении 2 2 4 8
  255. Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе 2 2 4 8
  256. Этика отношений руководителя и подчиненного — 2 2
  257. Специфика делового общения с иностранными партнерами 2 2 4 8
  258. Этикет и культура делового общения — 4 4
  259. Итого Общая трудоемкость: 60 час. 16ч. 16ч. 36 ч. 68 ч.
  260. Содержание разделов дисциплины
  261. Тема 1. Основные понятия этики делового общения
  262. Понятие этики. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении. Современные взгляды на место этики в деловом общении.
  263. Тема 2. Средства делового общения
  264. Вербальные и невербальные средства общения. Организация вербального взаимодействия.
  265. Тема 3. Формы делового общения
  266. Публичное выступление. Деловая беседа. Проведение деловых совещаний. Культура деловой дискуссии.
  267. Тема 4. Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации
  268. Основы ведения переговоров. Искусство управления людьми. Социология и психология делового общения. Деловые презентации.
  269. Тема 5. Этика делового общения в отраслях экономики
  270. Формирование этики делового общения. Государственная этика. Социальная этика. Производственная этика. Коммерческая этика.
  271. Тема 6. Этика дистанционного общения
  272. Роль информации в современном мире. Письменное общение и деловая переписка. Телефонные переговоры. Факсимильные и электронные сообщения.
  273. Тема 7. Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении
  274. Классификация конфликтов. Стадии и структура конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликта. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
  275. Тема 8. Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе
  276. Типы взаимоотношений в коллективе. Климат в коллективе. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива.
  277. Тема 9. Этика отношений руководителя и подчиненного
  278. Личность руководителя: профессиональные, личностные и деловые качества. Стили управления. Отношения руководителя и подчиненного.
  279. Тема 10. Специфика делового общения с иностранными партнерами
  280. Тема 11. Этикет и культура делового общения
  281. Приветствия и представления. Поведение в обществе. Имидж и одежда сотрудника. Визитная карточка. Титулы и звания. Виды дипломатических приемов. Подготовка приема. Рассаживание за столом. Проведение приема.
  282. , А. Этикет русского телефонного разговора / А. Акишина, Т. Акишина. М., 2005.
  283. , Т.А. Прикладная этика / Т. А. Алексина. М.: РУДН, 2002.-210 с.
  284. , Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. М.: Финансы и статистика, 2005.
  285. , Е. Н. Деловое общение : учебник / Е. Н. Зарецкая: в 2 т. -М.: Дело, 2002.
  286. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / под ред. Н. Т. Саврукова и др. СПб.: Политехника, 2000.
  287. Некоторые вопросы протокольной практики / под ред. В. Н. Шевченко и др. М., 2002.
  288. , Ю. Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Ю. Ю. Петру-нин, В. К. Борисов. М.: Дело, 2004. — 224 с.
  289. Психология и этика делового общения / под ред. С. П. Лавриненко и др. М.: Юнити, 2005.
  290. , Н. Т. Деловой этикет / Н. Т. Савруков. М., 2007.
  291. , А. П. Этика : учебник для вузов / А. П. Скрипник. — М.: Проспект, 2004. 352 с.
  292. , Э. А. Этика бизнеса / Э. А. Уткин. М., 2000.
  293. , Г. И. Протокол и этикет для деловых людей / Г. И. Хо-лопова, М. М. Лебедева. М., 2001.
  294. Этика деловых отношений: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. -М.: ИНФА-М, 2005.
  295. , И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. М.: Дело, 2001.- 112 с.
  296. , А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Юнити-Дана, 2004. — 591 с.
  297. , А. В. Психология личности и общения / А. Б. Батаршев. М.: Владос, 2004. — 248 с.
  298. , В. К. Этика и культура управления : учебно-практическое пособие для гум. вузов / В. К. Белолипецкий. М.: МарТ ИКЦ, 2004. — 208 с.
  299. , Г. В. Психология делового общения : учебное пособие / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 2004. — 224 с.
  300. , И. Н. Культура делового общения : учебник / И. Н. Браим. -Минск: Экоперспектива, 2000. 174 с.
  301. , Т. А. Подготовка совещаний и собраний : практич. пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова. М.: Бизнес-школа — Интелсинтез, 2000. — 80 с.
  302. , Н. Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. М., 2000. -248 с.
  303. , И. Е. Конфликтология : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. М.: Инфра-М, 2004. — 240 с.
  304. , Л. Д. Амбициозные менеджеры: дерзость и интеллект / Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. М.: Дело, 2004. — 360 с.
  305. , В. А. Психология общения : учебное пособие / В. А. Горянина. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  306. , А. П. Управление персоналом : учебник для вузов / А. П. Егоршин. 5-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2005. — 720 с.
  307. , В. Г. Этика : в 2-х ч. / В. Г. Иванов. СПб.: СПб ГУП, 2004.
  308. Измерение теневой экономики / под ред. И. И. Елисеевой, А. Н. Шириной. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2003. — 269 с.
  309. , Т. С. Психология управления : учебное пособие / Т. С. Кабаченко. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
  310. , В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В. А. Канке. М.: Логос, 2003. — 352 с.
  311. , Л. К. Культура этикета : учебное пособие / Л. К. Кон-даленко. Минск: Белорусская наука, 2002. — 293 с.
  312. , И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. М.: ИТК Дашков и К», 2004. — 496 с.
  313. , И. Н. Корпоративная этика : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. Минск: Изд-во дел. лит-ры, 2003. — 480 с.
  314. , В. А. Психология затрудненного общения : учебное пособие / В. А. Лабунская Ю. А. Менджерицкая Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.-288 с.
  315. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницын, Н. В. Казаринова. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  316. , В. В. Этика бизнеса : учебное пособие / В. В. Найден-ко, В. П. Распопов, А. А. Шевченко, Ж. А. Шевченко. Н. Новгород: НГАСУ, 2001.-576 с.
  317. , Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учебное пособие / Т. Н. Персикова. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  318. Пост Эмили. Этикет / Эмили Пост — пер. с англ. М. М. Гурвица. -М.: РИПОЛ Классик, 2003. 816 с.
  319. , С. Д. Мотивация управленческого персонала в строительстве / С. Д. Резник. Пенза: ПГ АСА, 2003. — 495 с.
  320. , Н. М. Человек и реформы: секреты выживания / Н. М. Римашевская. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. — 392 с.
  321. , Е. И. Психология отношений мужчины и женщины / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2002. — 288 с.
  322. Сабат Энн Мэри. Бизнес-этикет / Энн Мэри Сабат — пер. с англ. -М.: ФАИР, 2001.-240 с.
  323. , А. П. Межкультурная коммуникация : учебное пособие / А. П. Садохин. М.: Альфа-М, 2004. — 288 с.
  324. , В. И. Основы общего менеджмента (краткий курс) / В. И. Сетков. М.: ИНФРА-М, 2003. — 169 с.
  325. , Э. Я. Современный этикет и деловой протокол / Э. Я. Соловьев. М.: Ось-89, 2001. — 272 с.
  326. , Л. Д. Психология делового общения и управления : учебник/ Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 512 с.
  327. , В. А. Этика и психология делового человека / В. А. Сухарев. М.: ФАИР, 2000. — 400 с.
  328. , Ю. А. Психология делового общения / Ю. А. Фомин. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. — 384 с.
  329. , Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формаковская. М.: Икар, 2004. — 236 с.
  330. , Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. Минск, 2003. — 253 с.
  331. , Б. И. Психология конфликта и переговоры : учебное пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. М.: Академия, 2004. — 192 с.
  332. , Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т. И. Хо-лопова, М. М. Лебедева. М.: Инфра-М, 2000. — 366 с.
  333. , В. П. 12 секретов успеха / В. П. Шейнов. М.: ИНФРА-М, 2001.-416 с.
  334. , Г. Имидж современного мужчины / Г. Эйтвин, О. Бриди. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. — 640 с.
  335. Этика: учебник / под общ. ред. Е. Д. Дубко, А. А. Гусейнова. М.: Гардарика, 2004. — 496 с.
Заполнить форму текущей работой