Педагогические условия развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы
Диссертация
Теоретической базой исследования выступили концепции личностно ориентированного подхода к образованию (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — средово-ориентированный подход (М. А. Никулина, Л. И. Новикова, Ю. С. Мануйлов и др.) — философские, социально-психологические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых по теории общения и коммуникации (Б… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Развитие коммуникативных способностей будущих менеджеров как педагогическая проблема
- 1. 2. Система работы вуза по развитию коммуникативных способностей будущих менеджеров
- 1. 3. Основные критерии и показатели уровня развития коммуникативных способностей студентов экономического факультета
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
- 2. 1. Программа, содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Педагогические условия эффективного развития коммуникативных способностей будущих менеджеров
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 254 с.
- Алешина И. В. Паблик рилейшнз в менеджменте и маркетинге / И. В. Алешина // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 108−111.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 247 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 2006. — 567 с.
- Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1980.-391 с.
- Анцифирова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцифирова. М.: Педагогика, 1981. — 318 с.
- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Арефьева С.А. Риск в структуре социально-психологических свойств молодежи // Наука и школа. 2004. — № 5. — С. 24.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-воМГУ, 1990.-367 с.
- Аухадеева JT. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза / Л. А. Аухадеева // Педагогика. 2007. — № 4. -С. 63−66.
- Афанасьева О. Ю. Педагогическое сопровождение концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза / О. Ю. Афанасьева, Е. В. Грош // Высшее образование сегодня. 2007. — № 8. — С. 6466.
- Ахаян Т. К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности студентов-подростков / Т. К. Ахаян. — Л., 1982. 17 с.
- Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В. И. Бакштановский. М., 1980. — 29 с.
- Батаршев А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности / Батаршев А. В. Таллии: Регалис, 1998. — 108 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.-250 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бердяев Н. А. Самосознание: опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 125 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и ее воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Берулава М. Н. Педагогика и психология менеджмента / М. Н. Бе-рулава. Барнаул, 1995. — 97 с.
- Берулава М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
- Библер В. С. Школа диалога культур / В. С. Библер // Учительская газета. 1992, 7 янв. — № 1. — С. 4.
- Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. М.: Новости, 1990.-329 с.
- Бобнева М. И. Феноменология ценностных систем личности / М. И. Бобнева // Вестник РГИФ. 1996.- № 1.-С. 137−147.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева.-М., 1978.-310 с.
- Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1990. — № 12. -С. 65−71.
- Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Бодалев А. А. Проецирование и взаимодействие в общении / А. А. Бодалев // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 11−14.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Просвещение, 1982. — 199 с.
- Божович Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования / Л. М. Божович. М.: Просвещение, 1968.-64 с.
- Бойко В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 310.
- Боровикова Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Боровикова. Челябинск, 1996. — 20 с.
- Буева JI. П. Социальная среда и сознание личности / JI. П. Буева. -М. :МГУ, 1998.-268 с.
- Вазина К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1992. — 276 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вишняков С. А. Психолого-педагогические основы обучения вербальной коммуникации : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Вишняков. М., 1996. — 19 с.
- Виханский О. Методы конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин / О. Виханский // Альма-Матер. 1997. — № 6. — С. 4548.
- Вихляева JI.C. Система работы вуза по развитию коммуникативных способностей будущих менеджеров/Вихляева JI.C. // Вестник ВЭГУ. -2010. Т. 15. — № 1. / Гл. ред. — Уфа: РИЦ Баш. гос. ун-та. — С. 213−216. -ISSN 1998−4812.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / под ред. II. В. Горбуновой. — М.: Новая школа, 1995.- 107 с.
- Вудкок Р. Б. Раскрепощенный менеджер / Р. Б. Вудкок, Д. Френсис. -М.: Дело, 1991.-320 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-пресс, 1999. 534 с.
- Габдулхаков В. Ф. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность 21 в. / В. Ф. Габдулхаков. М., 2004. — 304 с.
- Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
- Голдованская И. Б. Коммуникативная компетентность с позиций педагогики: формирование у студентов вузов / И. Б. Голдованская // Педагогика. 2008. -№ 1.-С. 121−123.
- Горшунова Л. А. Подготовка менеджеров различных типов учебно-воспитательных учреждений в рамках гуманизации образования / Л. А. Горшунова // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С. 52−62.
- Государственный стандарт ВПО специальности 61 100 «Менеджмент организации» Квалификация Менеджер от 17.03.2000 г. № гос.рег. 234 эк/сп
- Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации / М. Грачев. М.: Дело-ЛТД, 1993. — 208 с.
- Грейсон Дж. К. мл., (УДелл. Американский менеджмент на пороге XXI в. М.: Экономика, 2001. — 319 с.
- Грошев В. П. Морозовский проект: инновации в образовательных программах / В. П. Грошев, Э. М. Короткое, Д. Макгерн // Специалист. -1995.-№ 3.-С. 2−31.
- Груздев Г. Педагогическая технология эвристического типа / Г. Груздев, В. Груздева // Высшее образование в России. 1996. — № 1. -С. 117−121.
- Гутнер Г. Б. Следование правилу и габитус в описании коммуникативной деятельности / Г. Б. Гутнер // Вопросы философии. 2008. — № 2. -С. 105−116.
- Гущенко В. А. Преемственность в формировании педагогических умений студентов педвузов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Гущенко. Киев, 1992. — 20 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С. 34−42.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1997. — 205 с.
- Добрынин В. И. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла / В. И. Добрынин, Т. Н. Кухтявич. М., 1995. -88 с.
- Долгополова Н. Ф. Деловая корреспонденция / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 2007. — 75 с.
- Долгополова Н. Ф. К проблеме методического обеспечения учебного процесса по специальности «Менеджмент» / Н. Ф. Долгополова. -Оренбург, 1995.
- Долгополова Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 1997. — 19 с.
- Долгополова Н. Ф. Технология диалога в саморазвитии коммуникативной культуры менеджеров / Н. Ф. Долгополова. Оренбург, 2007.
- Долженко О. В. Очерки по философии образования / О. В. Дол-женко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
- Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти. М.: Информ. издат. дом «Филинъ», 1996. — 288 с.
- Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Ф. Друкер. М., 2002. — 167 с.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Евенко Л. И. Уроки американского менеджмента / Л. И. Евенко, М. Мескон, М. Альберт и др. — пер с англ. М.: Дело, 1992.
- Егорова-Гатман Е. В. Имидж лидера / Е. В. Егорова-Гатман. М., 1994.
- Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение / А. А. Ершов. Л., 1976.
- Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 2001.-96 с.
- Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 68 с.
- Забродина И. В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у студентов подросткового возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Забродина. Челябинск, 1996. — 20 с.
- Заворочай М.В. Зарубежный опыт овладения коммуникативными умениями будущим менеджером. / Заворочай М. В. // Успехи современного естествознания № 11, 2007. С. 39 42
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. За-гвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек.-СПб, 1995.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Астрель, 2003. 78 с. — (Образование в документах и комментариях).
- Запорожец Е. А. О формировании коммуникативной компетенции у будущих госслужащих / Е. А. Запорожец // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 6.- С. 33−36.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. -211 с.
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М, 1986. 163 с.
- Зигерт В. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
- Зникина Л.С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров : моногр. / Л. С. Зникина, Г. В. Неупокоева. Екатеринбург: б.и., 2004. — 146 с.
- Злобой Н. С. Культура человек — философия. К проблеме интеграции и развития / Н. С. Злобой, В. М. Межуев и др. // Вопросы философии.- 1982.-№ 1.-С. 36.
- Иванова Л. Ю. Коммуникативный тренинг для будущего учителя физической культуры / Л. Ю. Иванова // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 1.-С. 198−200.
- Игнатьева Э. А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения / Э. А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. 2009. — № 2. — С. 82−86.
- Искандерова О. Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Искандерова. Уфа, 1997. — 19 с.
- Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. -319с.
- Как построить свое «Я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-131 с.
- Калита С. П. Трансляция социального опыта в образовательном процессе на фоне культурологической компетенции / С. П. Калита // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. — № 1- С. 45−49.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. М., 2007. — 156 с.
- Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
- Кисельгоф С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Кисельгоф.-Л., 1973.- 153 с.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Знание, 1989. 127 с.
- Козлов А. В. Ценностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе-комплексе № 73 / А. В. Козлов // Сб. «Педагогический поиск». Оренбург, 1991. — С. 21−23.
- Кожухарь Г. С. Связь уровня развития профессионально важных коммуникативных качеств с успеваемостью: исследование / Г. С. Кожу-харь // Вопросы психологии. 2008. — № 3. — С. 127−131.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конар-жевский // Творческая педагогика: науч.-метод. сб. — М.: Новая школа, 1993. -С. 94.
- Коляго А. Л. Формирование коммуникативных умений будущего учителя средствами мультимедиа в процессе изучения иностранного языка : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Л. Коляго. Йошкар-Ола, 2009. -226 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. -219с.
- Краткий словарь по философии / под общей ред И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. — M: Политиздат, 1982. — 431 с.
- Кривых Л. В. Место и роль невербальной коммуникации в образовательном процессе / Л. В. Кривых // Aima mater (Вестник высшей школы). 2009. -№ 2. — С. 31−35.
- Крисковец Т. Развитие профессионального акмэ педагога-магистра: акмеологические технологии в преподавании дисциплины «Современные проблемы науки и образования» / Т. Крисковец // Учитель. -2008.-№ 2.-С. 79−81.
- Крылова Г. Д. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. М.: ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
- Ю.Ксенофонтова А. Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург, 2005. — 100 с.
- Ш. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 147 с.
- Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в деятельности взрослых студентов / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971.- 112 с.
- ПЗ.Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Мир, 1981. — 128 с.
- Курбатов В. И. Стратегия делового успеха / В. И. Курбатов. -Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 416 с.
- Лазарева Л.В. Развитие коммуникативной компетентности у студентов — будущих менеджеров в условиях экономического вуза / Лазарева Л. В. // Вестник ТГПУ. Выпуск 12 (102) 2010 С. 154−159.
- Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. Ижевск, 1992. — 120 с.
- Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 3. — С. 75−77.
- Лененко Т. Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контекстном обучении : ав-тореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Лененко. -М., 1993. 18 с.
- Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности лектора / Леонтьев А. А. М.: Знание, 1981. — 80 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 342 с.
- Лиознова Е. В. Развитие коммуникативной культуры: знания через установки / Е. В. Лиознова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 8. — С. 56−59.
- Лихачева, М.Н. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра / Лихачева М. Н. // Научное издание. Под ред. Сластенина В. А., Швецова Н. М. МФ МОСУ. ООО «Стринг» г. Йошкар-Ола, 2005.
- Локк Дж. Об управлении разумом / Дж. Локк. — М.: Педагогика, 1987.
- Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у студентов / Б. Ф. Ломов — под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-270 с.
- Локтионова Т. Е. Влияние коммуникационных процессов на психологический коимат в учебном коллективе / Т. Е. Локтионова // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 11. — С. 20−23.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи в .учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
- Максимова О. Г. Психология общения: тренинги, игры, уроки: метод, разработки и рекомендации / авт.-сост. О. Г. Максимова, Н. В. Александрова. Чебоксары, 2009. — 85 с.
- Матушкин С. Е. Теория образования и обучения / С. Е. Матушкин.- Челябинск, 1975. 124 с.
- Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у студентов / А. К. Маркова. -М.: Педагогика, 1983. 186 с.
- Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг : педагоги, психологи, родители / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. — 224с.- (Психологический тренинг).
- Мудрик А. В. Общение студентов / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987.-76 с.
- Назаретян А. Междисциплинарный спецкурс как метод взаимообогащения профессиональных интересов / А. Назаретян // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 43−45.
- НаЙн А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Наин. Челябинск, 1995.-288 с.
- Наролина В. И. Компетентностный подход к современному профессиональному образованию и межкультурная коммуникативная компетентность специалиста / В. И. Наролина // Мир образования образование в мире. — 2008.-№ 4. — С. 3−12.
- Недосека О.Н. Тренинг как вид коммуникативной технологии в вузе Текст. / О. Н. Недосека // Инновации в образовании. 2010. — № 12. -С.35−41. — (к.фин.-эк.д.).
- Носкова Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Интеграция образования. -2007. -№ 3−4. -С. 148−151.
- Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
- Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992.-701 с.
- Оськина С. А. Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педагогического вуза / С. А. Оськина // Интеграция образования. 2009. — № 4. — С. 79−82.
- Павленко А. Н. Является ли «коммуникативная программа» обоснования знания универсальной? / А. II. Павленко // Вопросы философии. 2009.-№ 11. — С. 100−112.
- Панасюк А. Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
- Панов Юрий Юрьевич. Развитие коммуникативных способностей менеджера в условиях личностно ориентированного тренинга: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Челябинск, 2004 184 с. РГБ ОД, 61:0413/2700.
- Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1981. — 192 с.
- Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
- Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров и др. -М.: Педагогика, 1991.-288 с.
- Педагогический мониторинг качества образования / под ред. В. И. Андреева. Казань: КГУ, 1999. — 266 с.
- Питере Г. В поисках эффективного управления / Г. Питере, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
- Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента /
- A. В. Попов. М., 1997. — 147 с.
- Попов, Г. X. Проблемы теории управления / Г. X. Попов. М.: Экономика, 2004. — 240 с.
- Потев М. И. Основы менеджмента в сфере образования / М. И. Потев.-СПб., 1994.- 134 с.
- Практическая психология для менеджеров / отв. ред. М. К. Ту-тушкина. М.: Филинъ, 2006. — 368 с.
- Преснов А. А. Формирование экономических ориентаций студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Преснов. Оренбург, 1995.- 19 с.
- Прохоров Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2007. -326 с.
- Петровский В. А. Психология развивающейся личности / под ред.
- B. А. Петровского. М., 1987. — 230 с.
- Порус В. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии / В. Порус // Высшее образование в России. 2008. — № 1. — С. 133 141.
- Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) /Н. С. Розов. -М.: ИЦПКПС, 1993.- 184 с.
- Романова И. Развитие коммуникативно-речевых умений будущих педагогов / И. Романова // Дошкольное воспитание. 2007. — № 6. — С. 82−89.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рослякова Н. И. Формирование профессиональной готовности будущего педагога в условиях рефлексивного взаимодействия с дошкольниками / Н. И. Рослякова, И. П, Логинов // Мир образования — образование в мире. 2008.-№ 3.-С. 185−193.
- Савичев С.С. Проблема развития коммуникативной компетентности студентов высшей школы / С. С. Савичев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010. С. 78−80
- Сагатовский В. Н. Системный подход к классификации ценностей / В. Н. Сагатовский. М., 2007. — 119 с.
- Сафронова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафронова. М.: Высшая школа, 1991. — 305 с.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 260 с.
- Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — 242 с.
- Симагов В. П. Системный подход основа педагогического менеджмента / В. П. Симагов // Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 14−18.
- Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 27.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. 304 с.
- Сокольников Ю. П. Программа и логика воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. — 218 с.
- Соколова В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
- Соловьев В. С. Сочинение в 3-х томах / В. С. Соловьев. М.: Мысль, 1990.
- Стернин И. А. Очерк английского коммуникативного поведения / И. А. Стернин, Т. В. Ларина, М. А. Стернина. Воронеж: Истоки, 2003. -184 с.
- Стуколова Л.З. Педагогические аспекты подготовки современных менеджеров : монография / Л. З. Стуколова. Самара: Междунар. ин-т рынка, 2009.- 169 с.
- Суворов, М.В. Методические аспекты подготовки и проведения тренинга по развитию коммуникативной компетентности менеджеров / М. В. Суворов// Инновации в образовании. 2010. — № 3.-С.-66−71.(к.фин.эк.).
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1984. — 118 с.
- Тармаева Е. В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей : Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. В. Тармаева. Улан-Удэ, 2007. — 24 с.
- Тихомирова Е. И. Вы стали руководителем : практикум / Е. И. Тихомирова. Самара, 2004. — 48 с.
- Томин Н. А. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки / Н. А. Томин, Н. Ф. Белокур. — Челябинск, 1996. 72 с.
- Третьяков П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. -288 с.
- Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
- Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла / Д. Трейси. -М.: Дело, 1993. 237 с.
- Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности студентов / А. П. Тряпицына. — Л., 1989. 91 с.
- Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. -Л., 1978.-308 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности студентов / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Управление развитием школы / под ред. M. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен и др. М.: Прогресс, 1993. — 360 с.
- Усова А. В. Формирование у студентов учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Уткин Э. А. Профессия менеджер / Э. А. Уткин. — М.: Экономика, 1992.- 176 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6-ти т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990.
- Фадеева К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / К. В. Фадеева. Чебоксары, 2010.- 180 с.
- Файоль А. Управление это наука и искусство / А. Файоль. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
- Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 7 августа 1996 г. // Российская газета, 29 августа 1996 г.
- Фефелова В. И. Коммуникативные отношения в вузе «по вертикали» в системе «Преподаватель студент» / В. И. Фефелова // Инновации в образовании. — 2009. — № 3. — С. 48−52.
- Фефелова В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском контексте / В. И, Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. 2007. — № 1. — С. 25−35.
- Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. М., 1990. — 158 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-347 с.
- Фролов Д. Е. Активность личности студента. Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании / Д. Е. Фролов, В. И. Малкин. -М.: Университет, 1994. 38 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
- Ховард К. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства / К. Ховард, Э. Короткое. М.: ИНФРА-М, 1996.-224 с.
- Хроленко А. Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20 / А. Т. Хроленко. -М.: Экономика, 1996. 139 с.
- Хузиахметов А. Н. Дидактика / А. Н. Хузиахметов. Казань: Магариф, 2004. — 351 с.
- Чернецов П. И. Педагогические основы воспитания трудолюбия студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / П. И. Чернецов. -Челябинск, 1990.-18 с.
- Чернышова М. А. Культура общения / М. А. Чернышова. Л.: Знание, 1983. — 32 с.
- Чошанов М. Что такое педагогическая технология? / М. Чошанов // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С. 8−12.
- Шаймарданов Р. X. Личностно ориентированная технология педагогического процесса : учеб.-метод, пособие / Р. X. Шаймарданов. -Сургут: СурГПИ, 2002. 106 с.
- Шамова Т. И. Менеджмент в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: Изд-во «Магистр», 1995. — 223 с.
- Швецова, М.Н. Концепция организационного поведения преподавателей образовательного учреждения и организация его психологического исследования / Швецова М. Н, Швецов Н. М. // ООО «ТРИО» г. Йошкар-Ола, 2009.
- Швецов, М.Н. Менеджмент в высшей школе (проблемы и перспективы) Текст. / М. Н. Швецов, Л. М. Серопов // Защита имущественных прав и интересов предпринимателей. Москва-Йошкар-Ола: МОСИ, 2005.
- Швецов М.Н. Эффективный менеджмент как фактор воспитания Текст. / М. Н. Швецов, Н. М. Швецов // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: МОСИ, 2007. — 0,4 печ. л. (вклад автора 0,2 печ. л.).
- Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. М.: ЮНИТИ, 1997. — 382 с.
- Шепель В. М. Управленческая этика / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1989.-284 с.
- Шеремет А. А. Коммуникативные технологии и этапы изменения современной социальной реальности / А. А. Шеремет // Личность. Культура. Общество. 2008. — Т. 10, вып. 5−6. — С. 347−353.
- Ширшов В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» / В. Д. Ширшов // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — С. 78−88.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий. -М.: Касталь, 1993, — 115 с.
- Щербакова В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В. В, Щербакова // Высшее образование сегодня. -2008. -№ 10.-С. 39−41.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. -205 с.
- Эванс Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман. М.: Экономика, 1998.-335 с.
- Эльконин Б. Д. Психология развития : учеб. пособие / Б. Д. Эль-конин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л., 1979. — 264 с.
- Язык и моделирование социального взаимодействия / сост. В. М. Смирнов. М.: Прогресс, 1987.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика-Пресс, 1996.285 с.
- Яккока Л. Карьера менеджера / Л. Яккока. М.: Прогресс, 1991. -214с.
- Adler R. В. Understanding human communication: Fort Worth -Holt Reichert and Winston 1991.
- Beer St. Diagnosing the system for organizations: Wille, 1993.
- Informationen zu Schulbuchfragen. Heft 17. — 1980.
- Phillip G. Clampitt. Communicating for Managerial Effectiveness. Sage Publications, London. Bielefeld, 1991.
- Harris Th. E. Applied organizational communications: Hillsdale, 1992.
- Hirokawa R. Y. Communications and group decision making. Thousand Oaks, 1996.
- Marquardt M.J. The learning organization: mastering the 5 elements for corporate learning. Palo Alto, CA, Davies-Black Pablishing, INC. 2002, P. 114.
- УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по специальному курсу «Этика делового общения"для студентов 4−5 курсов факультета экономики и управления персоналом1. Пояснительная записка
- Курс „Этика делового общения“ входит в блок предметных дисциплин социально-экономического профиля обучения старшекурсников.
- Место специального курса в учебном плане
- Курс „Этика делового общения“ изучается на 4−5 курсах факультета экономики и управления. Он рассчитан на 68 часов, в том числе 16 ч. — лекции, 16ч.- практические занятия и 36 ч. — самостоятельная работа студентов.
- Тематическое содержание курса1. Менеджмент организациип/п Разделы дисциплины Объем занятий, часов 1. Ж ПЗ СР Всего
- Основные понятия этики делового общения 2 2 4 8
- Средства делового общения 2 2 2 6
- Формы делового общения 2 2 4 8
- Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации 2 2 2 6
- Этика делового общения в отраслях экономики — 2 2
- Этика дистанционного общения 2 2 4 8
- Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении 2 2 4 8
- Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе. 2 2 4 8
- Этика отношений руководителя и подчиненного — 2 2
- Специфика делового общения с иностранными партнерами 2 2 4 8
- Этикет и культура делового общения — 4 4
- Итого Общая трудоемкость: 68 час. 16ч. 16ч. 36 ч. 68 ч.
- Экономика и управление на предприятиип/п Разделы дисциплины Объем занятий, часов 1. ЛК ПЗ СР Всего
- Основные понятия этики делового общения 2 2 4 8
- Средства делового общения 2 2 4 8
- Формы делового общения 1 1 2 4
- Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации 2 2 2 6
- Этика делового общения в отраслях экономики — 2 2
- Этика дистанционного общения 2 2 4 8
- Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении 2 2 4 8
- Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе 2 2 4 8
- Этика отношений руководителя и подчиненного — 2 2
- Специфика делового общения с иностранными партнерами 2 2 4 8
- Этикет и культура делового общения — 4 4
- Итого Общая трудоемкость: 60 час. 16ч. 16ч. 36 ч. 68 ч.
- Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Основные понятия этики делового общения
- Понятие этики. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении. Современные взгляды на место этики в деловом общении.
- Тема 2. Средства делового общения
- Вербальные и невербальные средства общения. Организация вербального взаимодействия.
- Тема 3. Формы делового общения
- Публичное выступление. Деловая беседа. Проведение деловых совещаний. Культура деловой дискуссии.
- Тема 4. Деловые переговоры: основы ведения переговоров и деловые презентации
- Основы ведения переговоров. Искусство управления людьми. Социология и психология делового общения. Деловые презентации.
- Тема 5. Этика делового общения в отраслях экономики
- Формирование этики делового общения. Государственная этика. Социальная этика. Производственная этика. Коммерческая этика.
- Тема 6. Этика дистанционного общения
- Роль информации в современном мире. Письменное общение и деловая переписка. Телефонные переговоры. Факсимильные и электронные сообщения.
- Тема 7. Межличностное общение и конфликтные ситуации в деловом общении
- Классификация конфликтов. Стадии и структура конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликта. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
- Тема 8. Коллектив как социальная группа. Особенности делового общения в трудовом коллективе
- Типы взаимоотношений в коллективе. Климат в коллективе. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива.
- Тема 9. Этика отношений руководителя и подчиненного
- Личность руководителя: профессиональные, личностные и деловые качества. Стили управления. Отношения руководителя и подчиненного.
- Тема 10. Специфика делового общения с иностранными партнерами
- Тема 11. Этикет и культура делового общения
- Приветствия и представления. Поведение в обществе. Имидж и одежда сотрудника. Визитная карточка. Титулы и звания. Виды дипломатических приемов. Подготовка приема. Рассаживание за столом. Проведение приема.
- Акишина, А. Этикет русского телефонного разговора / А. Акишина, Т. Акишина. М., 2005.
- Алексина, Т.А. Прикладная этика / Т. А. Алексина. М.: РУДН, 2002.-210 с.
- Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Зарецкая, Е. Н. Деловое общение : учебник / Е. Н. Зарецкая: в 2 т. -М.: Дело, 2002.
- Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / под ред. Н. Т. Саврукова и др. СПб.: Политехника, 2000.
- Некоторые вопросы протокольной практики / под ред. В. Н. Шевченко и др. М., 2002.
- Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса : учебное пособие / Ю. Ю. Петру-нин, В. К. Борисов. М.: Дело, 2004. — 224 с.
- Психология и этика делового общения / под ред. С. П. Лавриненко и др. М.: Юнити, 2005.
- Савруков, Н. Т. Деловой этикет / Н. Т. Савруков. М., 2007.
- Скрипник, А. П. Этика : учебник для вузов / А. П. Скрипник. — М.: Проспект, 2004. 352 с.
- Уткин, Э. А. Этика бизнеса / Э. А. Уткин. М., 2000.
- Холопова, Г. И. Протокол и этикет для деловых людей / Г. И. Хо-лопова, М. М. Лебедева. М., 2001.
- Этика деловых отношений: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. -М.: ИНФА-М, 2005.
- Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. М.: Дело, 2001.- 112 с.
- Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Юнити-Дана, 2004. — 591 с.
- Батаршев, А. В. Психология личности и общения / А. Б. Батаршев. М.: Владос, 2004. — 248 с.
- Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления : учебно-практическое пособие для гум. вузов / В. К. Белолипецкий. М.: МарТ ИКЦ, 2004. — 208 с.
- Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учебное пособие / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 2004. — 224 с.
- Браим, И. Н. Культура делового общения : учебник / И. Н. Браим. -Минск: Экоперспектива, 2000. 174 с.
- Быкова, Т. А. Подготовка совещаний и собраний : практич. пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова. М.: Бизнес-школа — Интелсинтез, 2000. — 80 с.
- Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. М., 2000. -248 с.
- Ворожейкин, И. Е. Конфликтология : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. М.: Инфра-М, 2004. — 240 с.
- Гительман, Л. Д. Амбициозные менеджеры: дерзость и интеллект / Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. М.: Дело, 2004. — 360 с.
- Горянина, В. А. Психология общения : учебное пособие / В. А. Горянина. М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Егоршин, А. П. Управление персоналом : учебник для вузов / А. П. Егоршин. 5-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2005. — 720 с.
- Иванов, В. Г. Этика : в 2-х ч. / В. Г. Иванов. СПб.: СПб ГУП, 2004.
- Измерение теневой экономики / под ред. И. И. Елисеевой, А. Н. Шириной. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2003. — 269 с.
- Кабаченко, Т. С. Психология управления : учебное пособие / Т. С. Кабаченко. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
- Канке, В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В. А. Канке. М.: Логос, 2003. — 352 с.
- Кондаленко, Л. К. Культура этикета : учебное пособие / Л. К. Кон-даленко. Минск: Белорусская наука, 2002. — 293 с.
- Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. М.: ИТК Дашков и К», 2004. — 496 с.
- Кузнецов, И. Н. Корпоративная этика : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. Минск: Изд-во дел. лит-ры, 2003. — 480 с.
- Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения : учебное пособие / В. А. Лабунская Ю. А. Менджерицкая Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.-288 с.
- Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницын, Н. В. Казаринова. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Найденко, В. В. Этика бизнеса : учебное пособие / В. В. Найден-ко, В. П. Распопов, А. А. Шевченко, Ж. А. Шевченко. Н. Новгород: НГАСУ, 2001.-576 с.
- Персикова, Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учебное пособие / Т. Н. Персикова. М.: Логос, 2002. — 224 с.
- Пост Эмили. Этикет / Эмили Пост — пер. с англ. М. М. Гурвица. -М.: РИПОЛ Классик, 2003. 816 с.
- Резник, С. Д. Мотивация управленческого персонала в строительстве / С. Д. Резник. Пенза: ПГ АСА, 2003. — 495 с.
- Римашевская, Н. М. Человек и реформы: секреты выживания / Н. М. Римашевская. М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. — 392 с.
- Рогов, Е. И. Психология отношений мужчины и женщины / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2002. — 288 с.
- Сабат Энн Мэри. Бизнес-этикет / Энн Мэри Сабат — пер. с англ. -М.: ФАИР, 2001.-240 с.
- Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация : учебное пособие / А. П. Садохин. М.: Альфа-М, 2004. — 288 с.
- Сетков, В. И. Основы общего менеджмента (краткий курс) / В. И. Сетков. М.: ИНФРА-М, 2003. — 169 с.
- Соловьев, Э. Я. Современный этикет и деловой протокол / Э. Я. Соловьев. М.: Ось-89, 2001. — 272 с.
- Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления : учебник/ Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 512 с.
- Сухарев, В. А. Этика и психология делового человека / В. А. Сухарев. М.: ФАИР, 2000. — 400 с.
- Фомин, Ю. А. Психология делового общения / Ю. А. Фомин. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. — 384 с.
- Формаковская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формаковская. М.: Икар, 2004. — 236 с.
- Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм. Минск, 2003. — 253 с.
- Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учебное пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. М.: Академия, 2004. — 192 с.
- Холопова, Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т. И. Хо-лопова, М. М. Лебедева. М.: Инфра-М, 2000. — 366 с.
- Шейнов, В. П. 12 секретов успеха / В. П. Шейнов. М.: ИНФРА-М, 2001.-416 с.
- Эйтвин, Г. Имидж современного мужчины / Г. Эйтвин, О. Бриди. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. — 640 с.
- Этика: учебник / под общ. ред. Е. Д. Дубко, А. А. Гусейнова. М.: Гардарика, 2004. — 496 с.