Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на земле появился человек современного физического типа. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием.
Стихийно возникавшие цели воспитания первобытного человека — подготовка человека к простейшему существованию и осознанию мира. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре.
Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта сбора съедобных растений и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая речь как инструмент коммуникации. С течением времени воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.
В развитии первобытного общества и самого человека огромную роль играла трудовая деятельность людей. Изготовление простейших орудий труда привело к постепенному усовершенствованию руки человека, послужило основой для развития его сознания. Совместная трудовая деятельность сплотила членов первобытного общества, вызвала появление членораздельной речи, помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство.