Элементы игры в изобразительной деятельности с детьми в подростковом клубе
Культурно-просветительская деятельность в клубе является синтезом большой общей работы кружков, студий, секций, в которой в первую очередь проводятся сезонные городские лагеря для малообеспеченных, многодетных семей и подростков, группы риска, тематические праздники, круглые столы, экскурсии по городу, творческие и профессиональные мастерские, фестивали, конкурсы, игры и спортивные мероприятия… Читать ещё >
Содержание
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Психологии
- ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента Иванова Ивана Ивановича
- На тему: Элементы игры в изобразительной деятельности с детьми в под-ростковом клубе
- (на примере клуба «Юность» г. Санкт-Петербург)
- Научный руководитель к.э.н., доцент Петров Петр Петрович
- Рецензент: ________________
- _________________________
- Работа допущена к защите
- «___"________2008г
- Проректор по УиНР
- (Ф.И.О.)__________________
- (подпись)
- Москва
- Введение
- 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ
- 1. 1. Теоретико-методические основы игры как метода обучения подрост-ков
- 1. 1. 1. Роль игры в системе основных методов обучения
- 1. 1. 2. Игра как метод обучения в детских объединениях
- 1. 1. 3. Характеристика игры: достоинства и недостатки
- 1. 2. Игра как педагогический метод в изобразительной деятельности де-тей подросткового клуба
- 1. 2. 1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и раз-витие детей
- 1. 2. 2. Игра в системе обучения детей изобразительной деятельно-сти
- 1. 2. 3. Методика использования приемов игры в изобразительной деятельности детей разных возрастных групп подросткового клуба
- 1. 1. Теоретико-методические основы игры как метода обучения подрост-ков
- 2. 1. Общая характеристика подросткового клуба «Юность»
- 2. 2. Анализ использования элементов игры в изобразительной деятель-ности с детьми в подростковом клубе «Юность»
- 3. 1. Рекомендации по повышению эффективности применения элементов игры в изобразительной деятельности с детьми подросткового клуба
- 3. 1. 1. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности
- 3. 1. 2. Особенности отношения подростков к изобразительной дея-тельности и рекомендации по повышению эффективности изобразительной деятельности
- 3. 2. Использование информационных технологий в применении элемен-тов игры в изобразительной деятельности детей подросткового клуба
Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для раз-вития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Тогда цель воспитания в ее широком пони-мании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всесторонне-го развития ребенка. Формирование личности происходит на основе всех ас-пектов, что способствует не только его эстетическому и нравственному воспи-танию, расширению кругозора, но и умственному развитию.
Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обра-щающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эф-фективности целенаправленного воспитания в условиях современной экономи-ке, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему харак-теру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современ-ные учебно-воспитательные системы.
Опыт многочисленных и разнообразных по формам, методам и содержа-нию деятельности детско-юношеских и молодежных общественных объедине-ний и организаций во всем мире показывает, что одним из наиболее эффектив-ных способов воспитания и социализации личности является привлечение де-тей, подростков и молодежи к активноу участию во всякого рода развивающе-преобразующей социально-творческой деятельности, каким является игра как вид (часть) изобразительной деятельности в подростковом клубе.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых со-стоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для детей представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику про-верить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутвер-ждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотиваци-онные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе, сущности и роли игры волновал и до сих пор продол-жает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе ус-воения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики дет-ской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошколь-ном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного воз-раста. Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школь-ников [2]. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития лич-ности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2].
Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие ворческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положи-тельный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последова-тельность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования раскрыть первостепенные направления теоретико-педагогических основ игры в изобразительной деятельности и проверить их в ходе анализа работы на примере подросткового клуба.
Объект исследования интеллектуальное и творческое развитие лично-сти подростка занимающего в подростковом клубе.
Предмет исследования условия, механизмы, и игровые средства опре-деляющие эффективность развития творческого потенциала детей в подростко-вом клубе.
Практическая значимость:
Рассмотрение основных аспектов дипломной работы позволит сущест-венно повысить ту значимость и роль, которую, занимают детские подростко-вые клубы в воспитании детей и как следствие, понимания общества в их необ-ходимости и дальнейшем создании и развитии.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие творческого начала младших школьников средствами игры бу-дет эффективно при условии:
— систематического использования игровых методов и приемов в образо-вательном процессе;
— учета возрастных и психологических особенностей детей подростковоо возраста;
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи: изучение специальной литературы по данной проблеме;
характеристика современного состояния применения игровой деятельно-сти в развитии детей в подростковом клубе;
рассмотрение комплекса обучающих игровых средств для учащихся на-чальных классов;
обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой пробле-ме;
наблюдение за детьми, беседа с преподавательским составом.
База исследования подростковый клуб «Юность» города Санкт-Петербург.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В ИЗО-БРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ
1.1. Теоретико-методические основы игры как метода обучения под-ростков
1.1.1. Роь игры в системе основных методов обучения
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы сформировать у них знания, умения, навы-ки, донести до детей определенное содержание, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструирова-нию понимают систему действий педагога, организующего практическую и по-знавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части мето-да. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помо-щью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.
В последнее время Лернером И. Я. и Скаткином М. Н. разработана новая классификация методов обучения, она включает следующие:
— информативно-рецептивный;
— репродуктивный;
— исследовательский;
— эвристический;
— метод проблемного изложения материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
— рассматривание;
— наблюдение;
— экскурсия;
— образец воспитателя;
— показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
— беседу;
— рассказ, искусствоведческий рассказ;
— использование образцов педагога;
— художественное слово.
Репродуктивный метод это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
— прием повтора;
— работа на черновиках;
— выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в ка-ком-либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выпол-нить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только само-стоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению педагогов не может быть ис-пользован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Так как дети приобретают знания в процессе непосредственного воспри-ятия предметов и явлений окружающей действительности, а также в непосред-ственной практической деятельности, то наиболее действенным педагогиче-ским методом в обучении изобразительной деятельности является игра.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удо-вольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
4. терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру лично-стных показателей;
7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
8. социализации: включение в систему общественных отношений, ус-воение норм человеческого общежития.
Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В школьном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с обра-зовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более стар-ших детей.
Список литературы
- Александрова Н.С. Детское эстетическое отношение к дымковской народной игрушке. Учебное пособие. — Киров: Изд. ВПГУ. 1997. -67с.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. — М., 1993.
- Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. — М.; Советский художник, — 302 с.
- Алексеев С.С. О цвете и красках. — М., 1962.
- Арнхейм P. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей. 1994.-352с.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. — М., 1992.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. -М., 2000.
- Волков Н.Н. Восприятие картины.- М., 1976.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М., 1977.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1990.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. ИЗ неопуб-ликованных трудов. — М.: Изд. АЛЛ РСФСР, 1960. — 500с.
- Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. — М.: Педагогика, 1984.
- Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. — Ташкент, 1988.
- Глинская И.П. Изобразительное искусство 1−4 кл., 1980.
- Гончаров А.Д., Котляров А. С. Теория композиции. Учебное пособие. — М., 1978.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз. — М., 1972.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учеб-ное пособие. М., 1997, — 270 с.
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать. — М.: Изд. Академии Художеств СССР 1961.-223с., илл.
- Детский сад — дом радости: Книга для воспитателей. — СПб., 1993.
- Доронова .Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 1 — 4 лет рисованию, леп-ке, аппликации в игре. — М., 1992.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л., 1986.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. — М., 1982.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. — М., 1961.
- Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.: МИГУ, 1995.-167с.
- Изобразительное искусство в начальных классах /Под ред. Юсова Б. П. — Минск, 1986.
- Изобразительное искусство в системе образования. Материалы Респ. научно-практической конференции. Витебск, 2122 сент. 1999 г. / Под ред. В. П. Климовича. Витебск, 2001.
- Илиади А.Н. Природа художественного таланта. — М., 1965.
- Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. Сб.науч. трудов /Под ред. Н. А. Кушаева. — М., 1978.
- История русского искусства. — М., 1987.
- Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность. Рисование. Аппликация. Лепка. Воспитание детей в старшей группе детского сада. / Сост. Лямина Г. М. -М. Просвещение, 1984. — С. 253−287.
- Казакова P. I'., Белякова Л. Г. Детская одаренность. Программа детской студии изобразительного искусства. Учебное пособие для студентов. -М.: Про-метей, 1998.-1и5с.
- Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1985. — 71с.
- Казакова Р.Г. Занятия рисованием и лепкой. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Ред. Лямина Г. М. — М.: Просвещение. 1981.- С. 150−167.
- Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и конструирование. Вос-питание детей в средней группе детского сада. / Сост. Лямина Г. М. Изд.2-е, испр -М.: Просвещение, 1982. — С. 226−254.
- Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению -М.: Просвещение, 1981. -79 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятель-ности. — М., 1959.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина. 1995 — 157 с 43.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обуче-ние и творчество. — М., 1990.
- Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. — М., 1976.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е. перераб. и дополн. — М.: АО Столетие, 1994. — 152 с.
- Грановская Р.М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стерео-типов. СПб, 1994. 192 с.
- Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства. М., 2000.
- Косминская В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. — М., 1987.
- Костин В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. — М., 1978.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М., 1965.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
- Лилов А. Природа художественного творчества. — М., 1981.
- Маймин Искусство мыслит образами.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская Э. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987. -127 с.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика. 1981. — 239 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества.- М., 1972.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Под ред. Н. А. Ветлугиной М., 1989.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.
- Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. /Под ред. В. М. Полевой. — Кн. 1−2. — М., 1986.
- Преемственность в изобразительной деятельности школьников и младших школьников. /Под ред. В. С. Кузина. — М., 1974.
- Программы средней общеобразовательной школы /1−8 кл/ «Изобрази-тельное искусство и художественный труд». /Науч. рук. Неменский Б. М., 1990.
- Программа «Одаренный ребенок». /Науч. рук. Венгер Л. А. — М., 1995.
- Программа «Развитие» Венгер Л. А. и др. М., 1994.
- Рауга. Программа и руководство для воспитателей. — М., 1994.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте М., 1965.
- Сапожников А.П. Полный курс рисования. — СПб.: 1849, — М.: АЛЕВ. 1996.-143с., илл.
- Творческий процесс и художественное восприятие. / Под ред. Б. Ф. Егорова и др. — Л., 1978.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возрас-та М.: Учпедгиз. 1956.-160 с.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. — М.: Просвещение. 1992. -126 с., илл.
- Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисо-вания. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М., 1969.
- Эмоциональное развитие дошкольника. /Ред. Кошелева А. Д. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной М., 1985.
- Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества М., 1972.