Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2009 г. исследование по теме «Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде вуза» получило грантовую поддержку (именную стипендию) Института общественного проектирования на основании Программы Благотворительного гранта «Именные стипендии Института общественного проектирования, назначаемые студентам-дипломникам и аспирантам, работающим над общественно-значимыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза
    • 1. 1. Толерантность как междисциплинарная категория 14 современного гуманитарного знания
    • 1. 2. Конфессиональная толерантность как предмет 37 психолого-педагогических исследований
    • 1. 3. Особенности поликультурной среды педагогического 57 вуза и ее влияние на формирование конфессиональной толерантности студентов
  • Выводы
  • Глава II. Организация экспериментальной работы по формированию конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза
    • 2. 1. Диагностика конфессиональной толерантности 81 студентов в педагогическом вузе
    • 2. 2. Педагогические условия реализации модели 100 формирования конфессиональной толерантности будущих учителей
    • 2. 3. Анализ результатов проведенного 124 экспериментального исследования
  • Выводы

Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная Россия характеризуется как евроазиатское многонациональное государство, в котором сосуществуют различные религиозные конфессии. Происходящие изменения в области политики, экономики, социальных отношений вызвали определенную тенденцию межрелигиозного расслоения, которое нередко переходит в религиозную нетерпимость и непримиримость, что актуализирует проблему формирования толерантности у подрастающего поколения.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) данное понятие определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского обществаобеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группамиуважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народовготовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В данном документе (Статья 4) особо подчеркивается необходимость «уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых навстречу другим культурам, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами».

Веками складывающийся воспитательный потенциал традиционных религиозных культур сегодня является очень ценным. Проведенный нами мониторинг в образовательном учреждении филиале ГОУ ВПО.

Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводске показал, что в группах обучаются представители разных конфессий. Не учет этого ведет к возникновению напряжения и конфликтных ситуаций между педагогами и студентами, внутри студенческого коллектива, в связи с чем формирование толерантного отношения к другим религиям является актуальным.

На наш взгляд, в настоящее время также особо следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится с 2011 г. в России, определяет создание образовательным учреждением условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Все это предъявляет особые требования к подготовке педагогических кадров в новых социокультурных условиях, в частности к формированию конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей поликультурной среды образовательного учреждения.

В последние годы появились работы о толерантности личности как психологической проблеме (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Г. Л. Бардиер. О. С. Батурина, Г. В. Безюлева, И. В. Воробьева, П. Н. Ермаков, Е. М. Карпезиной, О. И. Крушельницкая, В. Г. Миронов, С.А. Панченко) и ее диагностике (Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова) — как проблеме философии (Е.И. Касьянова, В. А. Лекторский, O.E. Морозова, А. Б. Орлов, М. Б. Хомяков, А.З. Шапиро) и философской антропологии (В.М. Золотухин), социологии (Г.Г. Илюхина). Этнической толерантности посвящены работы философов (A.A. Акулова, Н. М. Вагабовой, P.P. Валитовой), психологов (В. Л. Литвиновой), педагогов (Л.С. Майковской).

В области педагогической науки разработаны отдельные вопросы формирования толерантности (A.M. Байбакова, И. В. Воробьева, М.А.

Викулина, Т. Б. Загоруля, А. Н. Зятьков, Е. С. Карякина, A.B. Коржуев, Е. Ю. Клепцова, Н. Ю. Кудзиева, Г. Г. Маслова, Т. И. Лихачева, A.A. Погодина, Е. А. Пугачева, Е. В. Рыбак, ЕА. П. В. Степанов, Е. А. Стрельцова, А. Э. Ширванян и др.), а также модели формирования этнотолерантного сознания личности (С.К. Бондырева, Д. В. Колесов, Г. М. Шаламова и др.), межкультурного диалога и межнационального общения (М.М. Геворкян, Д. И. Латышина, С. Р. Нашхоева, Е. А. Стрельцова, Р. З. Хайруллин и др.), поликультурного и этнокультурного образования (Т.И. Бакланова, В. Н. Банников, А. Ю. Белогуров, Т. А. Гелло, З. К. Каргиева, Л. М. Кашапова, Р. Х. Кузнецова, C.B. Рыкова, Б. А. Тахохов, З. Б. Цаллагова и др.). Толерантность будущего учителя стала предметом исследований Е. И. Дворниковой, Е. В. Колебиной, И. В. Колоколовой, М. А. Перепелицыной.

Проблема религиозной (конфессиональной) толерантности исследовалась в философском дискурсе И. Г. Арцыбашевым, Т. Д. Гуренковой, Е. В. Магомедовой, Д. Малышевой, A.C. Меньшиковым, Б. А. Мизрахи, И. М. Лаврухиной, А. Л. Савитским, Л. И. Сосковец, Б. Г. Хузивым, Н. Г. Юровскихсоциологическом — А. И. Алексеенко, Е. А. Бобылевой, Ю. Хабермасполитологическом — М. М. Гаджимирзаевым, И. Л. Мерзляковым, A.A. Красиковой, Е. С. Токаревойпсихологическом — И. В. Метлик, педагогическом — Р. У. Богдановой, З. Т. Гасановым, Н. Л. Кобесашвили, Т. В. Скляровой.

Однако, проводя анализ исследований проблемы конфессиональной толерантности в поликультурной среде педагогического вуза, можно заметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных поликультурному воспитанию и культуре межрелигиозного общения, вопросы формирования конфессиональной толерантности будущих учителей до настоящего времени не нашли отражения в диссертационных исследованиях.

Актуальность исследования объясняется также объективно существующими противоречиями между:

— потребностью общества, государства в учителе с высокой конфессиональной толерантностью и недостаточным отражением этого требования в учебных планах и программах профессионального педагогического образования;

— необходимостью формирования у студентов педагогических вузов конфессиональной толерантности как структурного компонента общей толерантности и неразработанностью адекватной технологии;

— потребностью современного общества в личности с развитой конфессиональной толерантностью на основе осмысления ценностного отношения к религиозным традициям в поликультурной среде и слабой разработанностью данной проблемы в региональном образовательном пространстве.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования «Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза».

Наше видение состояния указанных противоречий определяет проблему исследования: каковы условия формирования конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей поликультурной среды педагогического вуза?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования конфессиональной толерантности будущих учителей в поликультурной среде вуза.

Объект исследования: профессиональное педагогическое образование студентов с учетом поликультурной среды вуза.

Предмет исследования: процесс формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Гипотеза исследования: формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза будет эффективным, если: оно рассматривается в вузе как важное направленное совершенствования подготовки будущего педагога;

— определены сущностные параметры и структура исследуемого феноменаорганизован мониторинг динамики сформированности конфессиональной толерантности студентов с учетом особенностей поликультурной среды педагогического вуза;

— формирование конфессиональной толерантности обеспечивает комплексное воздействие на когнитивную, мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую и действенную сферы жизнедеятельности будущих учителей с учетом особенностей поликультурной среды.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Выявить специфику формирования конфессиональной толерантности будущих учителей в поликультурной среде высшего учебного заведения на основе анализа отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы.

2. Уточнить сущностные параметры и структуру основного понятия исследования «конфессиональная толерантность» как педагогического феномена.

3. Выявить педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Методологическую базу исследования составили личностный, деятельностный, дифференцированный подходы в профессиональном образовании, признающие деятельность условием полноценного развития и саморазвития личностиаксиологический и гуманистический подходы, рассматривающие человека как высшую ценность социального развития и способствующие качественному обновлению образовательного процесса на всех его ступеняхкультурологический подход к обеспечению содержания и технологий процесса профессионального педагогического образования, позволяющий учесть многообразие социокультурных явлений.

Теоретической основой исследования являются современные теории и концепции:

— концепции формирования толерантности будущего учителя Е. И. Дворниковой, Е. В. Колебиной, И. В. Колоколовой, М. А. Перепелицыной;

— современные отечественные гуманистические концепции и взгляды (М.Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, C.B. Кульневич, Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.);

— концепции поликультурного и полиэтнического образования современной молодежи (А.Г. Асмолов, Н. Х. Байчекуева, А. Ю. Белогуров, Г. Н. Волков, О. В. Гукаленко, В. В. Борисенков, А .Я. Данилюк, Г. Д. Дмитриев, З. К. Каргиева, В. К. Кочисов, Б. А. Тахохов, Е. Е. Хатаев, З. Б. Цаллагова, С. Р. Чеджемов и др.).

— концепции высшего педагогического образования (И.Ф. Исаев, А. Г. Казакова, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов, и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические — сравнительный контент-анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, системно-структурный анализ используемых в исследовании понятий, концептуальный анализ выполненных ранее исследованийэкспериментальные (эмпирические) — методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование и т. д.), педагогический экспериментстатистические — количественный и качественный анализ эмпирических данныхматематические методы обработки собранного материала.

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводске.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2011 год и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, изучалась степень разработанности проблемы, формировалась концепция экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2008—2009 гг.) происходило осмысление теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблемеподбирался и разрабатывался диагностический инструментарий для определения критериев, показателей и уровней сформированности конфессиональной толерантности студентовпроводился констатирующий эксперимент и апробация авторской модели формирования конфессиональной толерантности будущих учителей.

На третьем этапе исследования (2009—2011 гг.) осуществлялось уточнение научного аппарата и методологической базы исследованияпродолжалась экспериментальная работабыли подготовлены и оформлены результаты работы в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: доказана необходимость формирования конфессиональной толерантности студентов педагогических вузов как неотъемлемой части их профессиональной подготовки;

— уточнена ключевая дефиниция в рамках понятийно-смыслового поля данного исследования: конфессиональная толерантность — качество личности будущего педагога, характеризующееся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями;

— описаны структурные компоненты конфессиональной толерантности (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный) в педагогическом дискурсе;

— разработана модель формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза, включающая теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение;

— выявлены и обоснованы педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в описании критериев, показателей, уровней (нулевой (индифферентный), низкий (ситуативный), средний (деятельностный), высший (аксиологический) конфессиональной толерантности в рамках данного исследованияв развитии представлений о формах, методах и средствах формирования конфессиональной толерантности будущих педагогов, что позволяет расширить их использование в теории и практике профессионального педагогического образованияв расширении представлений о диагностике конфессиональной толерантности через описание и обоснование авторской методики диагностики изучаемого феномена, состоящей из 3 разделов, позволяющих выявить основные предубеждения относительно представителей различных религий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана авторская методика диагностики конфессиональной толерантности студентовсодержащиеся в нем теоретические положения и выводы обеспечивают эффективные подходы для успешного решения проблем качества высшего педагогического образования, способствуют созданию педагогических условий для развития у будущих учителей конфессиональной толерантности.

В ходе диссертационного исследования экспериментально доказана эффективность разработанной модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза, что позволяет использовать полученные выводы и разработанные методические рекомендации в образовательном процессе других высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикесоотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых педагогов и психологов относительно современного состояния проблемы развития конфессиональной толерантности студенческой молодежи, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время формирование конфессиональной толерантности как структурного компонента общей толерантности студентов педагогического вуза становится неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, что нашло отражение в государственных стандартах общего и профессионального образования. При этом конфессиональная толерантность будущих педагогов должна носить не только пассивно-адаптивный характер, но и включать активно-конструктивную составляющую.

2. Конфессиональная толерантность — это качество личности будущего педагога, характеризующееся знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями.

3. В структуре конфессиональной толерантности будущих учителей выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный.

Когнитивный компонент конфессиональной толерантности включает знания конфессиональной картины мира, истории межрелигиозных отношений в стране и в конкретном регионе, специфики религиозных конфликтов.

В состав мотивационно-ценностного компонента входит ценностно-смысловая система, обеспечивающая не только преобладание мотивов проявления толерантности при взаимодействии с учащимися как представителями разных религий, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностной позициипризнание конфессиональной толерантности как ценности в современном мире.

Эмоционально-волевой компонент связан с качествами и способностями, обеспечивающими адекватное, эмоционально-насыщенное восприятие представителей различных конфессийобщением на основе взаимопонимания (эмпатии, идентификации, принятия) — эмоциональной устойчивостьюволевыми качествами (выдержка, самообладание, саморегуляция).

Деятельностный компонент объединяет способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное общение с представителями различных конфессийопыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления взаимодействия между людьми различной религиозной принадлежностипопуляризацию идей толерантности и гуманизма по отношению к представителям различных конфессий.

4. Модель формирования конфессиональной толерантности включает теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение. Теоретическое и практическое обучение имеет место в аудиторной работе (методы: деловая игра, групповая дискуссия, межконфессиональный диалог, поликультурный диалог, тренинг по преодолению предрассудков, метод учебных проектов), а экспериенциальное обучение ориентировано на трансформацию знаний и убеждений (предубеждений) на основе личного опыта взаимодействия с людьми различных вероисповеданий с последующей его рефлексией.

5. Педагогическими условиями формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза являются:

— формирование у будущих педагогов целостной непредвзятой конфессиональной картины регионаобучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентоввыявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания;

— формирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного региона;

— трансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

В 2009 г. исследование по теме «Формирование конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде вуза» получило грантовую поддержку (именную стипендию) Института общественного проектирования на основании Программы Благотворительного гранта «Именные стипендии Института общественного проектирования, назначаемые студентам-дипломникам и аспирантам, работающим над общественно-значимыми темами социально-гуманитарных исследований». В 2008 г. и 2009 г. диссертант участвовала во II и III межвузовской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» г. Санкт-Петербург (в 2009 признана абсолютным победителем — Диплом 1-степени) — в 2009 г. победила в заключительном туре УП-го Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи (Всероссийский молодежный форум по проблемам культурного наследия «ЮНЭКО 2009» (г. Москва) — Диплом 1-ой степени.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социализации, воспитания и развития личности ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института и кафедры общей и социальной педагогики и психологии его филиала в г. ЖелезноводскеXXIX Международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах» (Ростов-на-Дону, 2010), Международных научно-практических конференциях «Антропологические основы современной теории и практики образования» (Ставрополь, 2008), «Антропологические основы формирования духовно-нравственной позиции педагога в условиях модернизации российского образования» (Ставрополь, 2010), всероссийской «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2004), межрегиональных «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Пятигорск, 2004, Ставрополь, 2007), региональных конференциях «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2005, 2009, 2010).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (205 наименований).

ВЫВОДЫ.

Проведенное диагностическое исследование на констатирующем этапе экспериментальной работы позволило сделать вывод о недостаточном уровне общей толерантности, невысоком уровне конфессиональной толерантности, наличии предубеждений относительно людей иной конфессиональной принадлежности у будущих педагогов.

На констатирующем этапе эксперимента был также осуществлен анализ содержания учебных планов и программ высшего педагогического образования (бакалавриат), который показал, что в них недостаточно отражена ориентация на формирование конфессиональной толерантности будущих педагогов с учетом поликультурной образовательной среды педагогического вуза. В результате исследования были определены проблемы в развитии различных компонентов конфессиональной толерантности, которые явились отправной точкой для построения теоретической и практической работы со студентами высшего профессионального педагогического учебного заведения.

В целом, формирование конфессиональной толерантности включало: теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение. Авторский курс «Технологии формирования конфессиональной толерантности» позволил создать систему оптимальных условий для формирования конфессиональной толерантности у будущих учителей.

Отметим, что экспериенциальное обучение — это обучение в процессе практики, посредством рефлексии над своими действиями. В рамках экспериенциального обучения выделяют три аспекта: личный опыт, рефлексия над ним и как ее результат, трансформация знаний и представлений: в течение учебного года студенты имели опыт взаимодействия с представителями и священнослужителями различных конфессий (посещение и помощь православным церквам и монастырям, мечети, костелу).

Теоретический анализ философской, социологичекой, психологической и педагогической литературы, а также экспериментальная деятельность позволили выявить и обосновать педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза: формирование целостной непредвзятой конфессиональный картины регионаобучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентоввыявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно представителей иной конфессииформирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного регионатрансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи.

Этап качественно-количественного анализа выявил положительную динамику конфессиональной толерантности студентов: расширилась область их знаний о вере вообще, различных конфессиях, традициях и обрядах, выдающихся религиозных деятелях, появилось желание дальнейшего изучения конфессиональных особенностей и различий.

Результаты диагностики по всем методикам (в том числе и авторской) дали положительную динамику, что позволило убедиться в эффективности разработанной модели формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении поставленных задач.

1. В педагогике толерантность рассматривается как одна из целей процесса воспитания и как средство достижения воспитательных и образовательных задач, т. е. как требование к деятельности и личности педагога.

Занимавшиеся данной проблемой педагоги (В.И.Таланов, П. Ф. Комогоров, И. В. Шеламова, Б. С. Гершунский и др.), отмечая значимую роль исследований в области образовательной теории и практики в решении проблемы формирования толерантности, указывали, что именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности. Толерантность в данном случае, по их мнению, — это принцип деятельности педагога, заключающийся в уважении различий между людьми, признании права другого на инаковость, отказ от стремления изменить его по своему образцукомплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

2. Особое место в структуре общей толерантности занимает конфессиональная толерантность. Конфессиональная толерантность как терпимость к другим религиям изначально заложена в мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) и может определяться через готовность к диалогу и сотрудничеству представителей различных конфессиональных групп (Е.А. Бобылева), через толерантное (терпимое) отношение к другим религиям (Ю.Хабермас, О.Г. Шаврина), через взаимоотношения различных конфессиональных групп (М.М. Гаджимирзаев).

Анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы позволил доказать необходимость формирования конфессиональной толерантности как качества личности будущего педагога, характеризующегося знаниями о конфессиональной сфере, терпимым, положительным эмоционально-ценностным отношением к особенностям различных религий, умением конструктивно взаимодействовать с их представителями.

В данном определении мы не ограничиваемся только пассивно-адаптивной характеристикой толерантности (терпимое, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных религий), но и включаем активно-конструктивную составляющую — умение конструктивно взаимодействовать с представителями различных религий.

С нашей точки зрения, необходимости и достаточности объективной составляющей критерия религиозности отвечает ценностная ориентация личности на приоритет ценности религиозной веры, т. е. ценность религиозной веры имеет для человека терминальный характер: он не ощущает себя достигшим должного состояния веры, но в силу этого стремится к ней как к очень важной, если не важнейшей, ценности и цели своей жизни.

3. Расширяя представление о структурных компонентах, с учетом сущности и особенностей конфессиональной толерантности мы выделили в ее структуре когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный компоненты, определив соответствующие показатели.

Когнитивный компонент конфессиональной толерантности включает знания конфессиональной картины мира, истории межрелигиозных отношений в стране и в конкретном регионе, специфики религиозных конфликтов.

В состав мотивационно-ценностного компонента входит ценностно-смысловая система, обеспечивающая не только преобладание мотивов проявления толерантности при взаимодействии с учащимися как представителями разных религий, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностной позициипризнание конфессиональной толерантности как ценности в современном мире.

Эмоционально-волевой компонент связан с качествами и способностями, обеспечивающими адекватное, эмоционально-насыщенное восприятие представителей различных конфессийобщением на основе взаимопонимания (эмпатии, идентификации, принятия) — эмоциональной устойчивостьюволевыми качествами (выдержка, самообладание, саморегуляция).

Деятельностный компонент объединяет способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное общение с представителями различных конфессийопыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления взаимодействия между людьми различной религиозной принадлежностипопуляризацию идей толерантности и гуманизма по отношению к представителям различных конфессий.

4. На основе структуры конфессиональной толерантности, возрастных особенностей студенческой молодежи и опыта работы с ней мы выделили критерии (когнитивныймотивационно-ценностныйэмоционально-волевойдеятельностный) и четыре уровня конфессиональной толерантности.

Нулевой (индифферентный) уровень. На этом уровне у будущих педагогов отсутствует желание приобретения знаний о конфессиональном многообразии мирафрагментарный характер знаний о религияхнейтральное отношение к высказываниям в свой адрес по религиозным признакам (при ответе на вопросы о религиозной принадлежности чаще всего придерживаются атеистических взглядов) — отсутствует ориентация на общечеловеческие ценностиналичиствует низкий уровень развития эмпатийных способностей. Проявление толерантного отношения не исключается, однако носит случайно-ситуативный характер.

Низкий (ситуативный) уровень. На нем конфессиональная толерантность студентов носит избирательно-ситуативный характер, т. е. проявляется к конкретному человеку в конкретной ситуацииизбирательный интерес в овладении знаниями об истории, традициях других религийспокойная эмоциональная реакция на представителей других религийпринятие этических и культурно-нравственных норм поведения в межрелигиозном общении. Отдельные компоненты конфессиональной толерантности выражены достаточно явно, однако в целом в межличностном взаимодействии проявляются редко. При осознании важности конфессиональной толерантности и наличии установки возможно систематическое ее проявление.

Средний (деятелъностный) уровень. Показателем этого уровня является наличие мотивации для проявления конфессиональной толерантности: ярко выражен познавательный интерес к истории, культуре, традициям других религий, понимание важности и значения толерантности в общении с представителями разных религийсуществует потребность в расширении и приобретении новых знанийжелание саморазвития в вопросах религиисоблюдение этических и правовых норм поведения в межрелигиозном общении. Способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение хорошо развитына практике отмечается преобладание толерантного общения с представителями различных конфессий.

Высший (аксиологический) уровень. Для данного уровня характерно признание конфессиональной толерантности как ценностипроявление интереса к изучению религийактивная деятельность по сохранению и развитию культурной целостности и уникальности каждой религиипопуляризация идей толерантности и гуманизма по отношению к представителям различных конфессий, просветительская деятельность по противостоянию нетерпимости и враждебности по отношению к религиям. Личностные проявления, лежащие в основе эмоционально-волевого компонента (способность к эмпатии, идентификации, принятию, эмоциональная устойчивость, волевые качества, в том числе саморегуляция), выражены достаточно сильно, носят устойчивый стабильный характер.

Студент имеет достаточный опыт толерантного общения с представителями различных конфессий.

5. Модель формирования конфессиональной толерантности включает теоретическое, практическое и экспериенциальное обучение. Теоретическое и практическое обучение имело место в аудиторной работе (методы: деловая игра, групповая дискуссия, межконфессиональный диалог, поликультурный диалог, тренинг по преодолению предрассудков, метод учебных проектов), а экспериенциальное обучение ориентировано на трансформацию знаний и убеждений (предубеждений) на основе личного опыта взаимодействия с людьми различных вероисповеданий с последующей его рефлексией.

Элективный курс «Технологии формирования конфессиональной толерантности» был нацелен на показ неповторимой сущности самых разнообразных религий и демонстрацию того, что их носители не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, способствовал повышению межрелигиозной терпимости (толерантности). При этом особое внимание уделялось не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных вероисповеданий. Кроме этого, в течение учебного года студенты имели опыт взаимодействия с представителями и священнослужителями различных конфессий (посещение и помощь православным церквам и монастырям, мечети, костела).

6. Теоретический анализ философской, социологичекой, психологической и педагогической литературы, а также экспериментальная деятельность позволили выявить и обосновать педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов в поликультурной среде педагогического вуза:

— формирование целостной непредвзятой конфессиональный картины регионаобучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентоввыявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно представителей иной конфессии;

— формирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного региона;

— трансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение всех связанных с проблемой задач. Представляется важным дальнейшее изучение вклада отдельных педагогов, философов и психологов в решение теоретических и практических проблем развития конфессиональной толерантности студенческой молодежи в поликультурной среде вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. С. 78 — 82.
  2. Г. Г. Толерантность в межнациональных отношениях вУральском регионе: социологический анализ: Автореф. дисс. социол. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  3. И.К. Опыт истории культуры человеческого рода. http://www.countries.ru/library/subscribe/etymology.htm.
  4. A.A. Этническая толерантность как условие преодоления этнонациональных конфликтов (социально-философский анализ): Автореф. дисс. канд. философ, наук. -М., 2007. 23 с.
  5. А.И. Религия в условиях модернизации современного российского общества: Дис. канд. социол. наук. — Курск, 2005. 167 с.
  6. Англо-русский словарь /Под ред. В. К. Мюллера. М., 2006. —734 с.
  7. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. — М.: Просвещение, 2006. — 574 с.
  8. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: Тезаурус // Новые ценности образования. 2005. — Вып. 5. — С. 9168.
  9. И.Г. Ценностное содержание религиозной толерантности и веротерпимости: Российский опыт: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Екатеринбург, 2008. — 26 с.
  10. А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. — 2003.-№U/12.-С. 33−35.
  11. А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности: научн.-публ. вестн. 2001. — Вып 1. — С 4−7.
  12. А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2003. 17 с.
  13. Н.Х. Поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании (на материале Кабардино-Балкарской республики). Дис.. докт. пед. наук. Ростов-н/Д, 2004. — 429 с.
  14. Г. Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб., 2007. — 45 с.
  15. Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М.: Политиздат, 1989.-317 с.
  16. О.С. Межличностная толерантность студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2009. -24 с.
  17. Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. — М.: Вербум-М, 2003. 164 с.
  18. C.B. Диалог основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. — М., 2002.
  19. А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX — XXI веков: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Пятигорск, 2003. — 46 с.
  20. H.A. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  21. Е.А. Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России: Автореф. дисс. канд. социол. наук. — Саратов, 2006. -174 с.
  22. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. проф. JL Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. — 864 с.
  23. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «НОРИАТ», 1999. 971 с.
  24. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: «Учитель», 1999.-560 с.
  25. В.П., Гукаленко О. В., Данилюк, А .Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. — М.: Педагогика, 2006. — 458 с.
  26. Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодежи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2007. 27 с.
  27. Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России http://www.oim.ru/reader@whichpage=l&mytip=l&word=&pagesize=15&Nome r=220.asp
  28. Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002.-С. 26−27.'
  29. JI.M. Специфика духовного Бытия человека в условиях поликультурной среды: Дис. канд. филос. наук. -М., 2003. 162 с.
  30. Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. М., 1996. — № 4. — С. 15−19.
  31. Н.М. Этническая толерантность в поликультурном обществе: Дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 2007. — 162 с.
  32. P.P. Толерантность как этическая проблема: Дисс. .канд. философ, наук. -М., 1997. 160 с.
  33. P.P. Толерантность: порок или добродетель?//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. — 1996. — С. 33−37.
  34. М.А., Пугачева Е. А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов. — Набережные Челны: Изд-во ИФ ГОУ ВПО НГЛУ. 148 с.
  35. А. Д. Формирование толерантной личности — стратегическая задача образования // Социально-гуманитарные знания. -2008.-№ 4.-С. 152- 162.
  36. Г. Н. Педагогика национального спасения. — Элиста: АПП «Джангар», 2003. 440с.
  37. И.В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. — 23 с.
  38. Всемирное писание: Сравнительная антология священ, текстов / Пер. с англ. Бурмистровой Л. М. и др. Под общ. ред. Гуревича П. С. М.: Республика, 1995.-591 с.
  39. М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: Дис. канд. полит, наук. Ставрополь, 2003. — 202 с.
  40. Л.Ф. Формирование готовности студентов вуза в мультикультурной среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2003. -20 с.
  41. A.A., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации //Социологические исследования. -2003.- № 8. -С. 64−74.
  42. Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебное пособие. — М.: Академ, проект, 2004. — 240 с.
  43. З.Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. 2001. — № 4. — С. 24−30.
  44. .С. Толерантность в системе ценностно-целевыхприоритетов образования //Педагогика. — 2002. — № 7. — С. 3−13.
  45. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. — 113 с.
  46. Гражданская культура современных учащихся: состояние и пути развития в поликультурном образовательном пространстве. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2001. 108с.
  47. П.К. О границах толерантности// Свободная мысль-ХХ1. -2005. -№ 10. С.173−182.
  48. Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. — 2006. — № 1. — С. 17−26.
  49. О.В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография. Ростов н/Д: РГПУ, 2003. — 510 с.
  50. Ю.С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. — Пятигорск, 2003. 42 с.
  51. Декларация принципов толерантности, принятая на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. -Париж: ЮНЕСКО, 1995. 16 с.
  52. Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: материалы заключит. Междунар. семинара «Религии и права человека». — Казань: КГУ, 2006. — 179 с.
  53. Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Майкоп, 2002. 22 с.
  54. В. Д. Человек и религия. Философско-антропологическое введение. — Нижневартовск: Приобье, 1999. — 63 с.
  55. Журавский А. О некоторых богословских темах в современном исламо-христианском диалоге // Философские науки. — 2002. — № 3. — С. 103 109.59.3агвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. — Тюмень: Изд-во «Легион-Групп», 2005. — 74 с.
  56. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Логос, 2000.-384 с.
  57. В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999.-С. 15−25.
  58. В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: Автореф. дис.докт. пед. наук. — Екатеринбург, 2006. -43 с.
  59. А.Н. Формирование толерантного сознания учащихся старших классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2007. — 18 с.
  60. И.А. Основы христианской культуры. Кризис безбожия / Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. — С.285−358.
  61. Г. Г. Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. М., 2009. — 25 с.
  62. Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя//Педагогика. — 2006—№ 9.-С. 55−60.
  63. Исследование стереотипных представлений молодежи о религии //(адрес доступа) http: //virtualexs.ru
  64. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
  65. И. Из «Лекций по этике» // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990. — С. 293- 305.
  66. И. Религия в пределах только разума / Трактаты и письма. -М.: Наука, 1989. С.78−278.
  67. Е.М. Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2009. — 19 с.
  68. Е.С. Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Рязань, 2006. — 22 с.
  69. Е.И. Социально-философские основания толерантности: Автореф. дисс. док. философ, наук. Улан-Удэ, 2009. -46 с.
  70. М. Тренинг межкультурных отношений. 4.1. Действенный тренинг. М.: Ось-89, 2006. — 112 с.
  71. Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. — М.: Академ. Проект, 2004. 176 с.
  72. Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. — 162 с.
  73. Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. уч. заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  74. Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: ВЛАДОС, 2001. 176с.
  75. E.B. Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2006. — 24 с.
  76. И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2001. — 22 с.
  77. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Дис.канд. пед. наук. — Курган, 2000. 175 с.
  78. Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.- 260 с.
  79. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−40.
  80. Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
  81. A.B., Кудзиева Н. Ю. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза // Педагогика 2003. — № 5 — С. 44−49.
  82. H.A. Метод проектов в обучении языку: теория и практика //Актуальные проблемы описания и преподавания русского языка: Сборник научных статей. Новосибирск, 2005. — С. 48−57.
  83. О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 2009. -25 с.
  84. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С .Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. -640 с.
  85. Н. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: Дис. канд. пед. -М., 2003−163 с.
  86. А. Вызов экуменизма. М.: Международный православный фонд «Благовестив», 1998. — 240 с.
  87. С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования. — 2007. № 7. — С. 87−97.
  88. И.М. Ценности толерантности и терпимости принимающего сообщества в условиях миграционной подвижности населения Юга России: Автореф. дисс.канд. социолог.наук. — Ростов-н/Д. — 28 с.
  89. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 46−54.
  90. В. Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: Автореф. дисс. канд. псйхол. наук. — № 11. М, 2007. — 26 с.
  91. Т.И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Майкоп, 2008. — 25 с.
  92. Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: ФОЛИО, М.: ACT, 2000. — 864 с.
  93. Е.В., Лаврухина И. М. Веротерпимость как форматолерантности. Зерноград: Изд-во Черномор, гос. агроинж. акад., 1999.-19
  94. Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 304 с.
  95. Д. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности // Мировая экономика и международные отношения. -2003. -№ 1.-С. 64−76.
  96. JI.С. Формирование гуманистического мировоззрения студентов в поликультурной образовательной среде //Вестник университета. (Серия «Социология и управление персоналом»). 2007. — № 8. — С. 32 — 35.
  97. М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  98. В.Г. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект: Дис.канд. филос. наук. — Ульяновск, 2003. — 135 с.
  99. О.Е. Толератность как принцип регуляции тендерных отношений: Автореф. дисс. канд. философ, наук. — М., 2008. -30 с.
  100. М.Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд // Педагогика. 2008. — № 9. — С.79−87.
  101. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М., 2004. — 67 с.
  102. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. /Автор: Т. Ф. Ефремова. М.: Изд-во Дрофа, 2000.
  103. Н. В. Шишкова Г. А. Коммуникативные технологии в обеспечении толерантности. — Ростов-н/Д., 2002.
  104. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Изд. 4-е, доп. — М.: Азбуковник, 1997. — 288 с.
  105. А.Б., Шапиро А. З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. //URL: slovari.yandex.ru/disk/krugosvet/article/6/67/1/ОО 1072. htm
  106. Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006. — 176 с.
  107. С.А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2007. — 26 с.
  108. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2006−512 с.
  109. М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
  110. H.A. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // Социологические исследования. 2007. -№ 6.-С. 13−28.
  111. A.A. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа/1р//:1 september.ru/ru/his/2002/ll/ 2. htm, с. 7.
  112. Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 30−31 мая 2000 г. Махачкала- Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. — 342 с.
  113. Популярный словарь иностранных слов: около 5000 слов / Под ред. И. В. Нечаевой. М.: Азбуковник, 1995.
  114. Проблема толерантности межэтнических и межрелигиозных отношений: справочно-методические материалы/сост. И. В. Клемешова, А. И. Тебякина, Г. А. Шешерина, Л. И. Хорошун. Тамбов: «Гранит», 2005. — 100 с.
  115. Психодиагностика толерантности личности. /Под ред. Г. У. Солдатовой, JI.A. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  116. Пугачева, Елена Александровна. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008.
  117. Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. A.A. Красикова и Е. С. Токаревой. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006. — 328 с.
  118. .Э. Толерантность дорога к миру. — М.: Изд-во «Бонфи», 2001.-304 с.
  119. Н.Б. Парадигмальный подход к исследованию процессов развития, социализации и воспитания личности/ Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма: Монография. -Ставрополь: СКСИ, 2007. С. 54−70.
  120. П.М. Парадоксы российской толерантности // Власть. -2003. -№ 10.-С.8−15.
  121. И.М. Конфессиональная толерантность как предмет психолого-педагогических исследований //Вестник университета. (Государственный университет управления). — № 25. — М.: ГУУ, 2010. — С. 115−117.
  122. И.М. Отношение к религии студентов педагогических-вузов в поликультурном регионе //Вестник университета. (Государственный университет управления). № 6. -М.: ГУУ, 2011. — С. 80−81.
  123. С. Индийская философия в 2 т. Т. 1. — СПб.: Стикс, 1994.-643 с.
  124. Е. В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Дис. канд. пед. наук. — М., 2004. 181 с.
  125. М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках //Электронный научно-педагогический журнал. Октябрь 2007 г.
  126. A.B. Русские. Стереотипы поведения, традиции ментальность. -М.: Флинта- Наука, 2004.
  127. Т.В. Конфессиональная ориентация в социальной педагогике //Педагогика. № 4. — 2007. — С. 39−45.
  128. Словарь-справочник «Человек и общество» (Философия) / Сост. И. Д. Коротец, JI.A. Штомпель, О. М. Штомпель. Ростов-на/Д., 1996. — 540 с.
  129. Совершенствование образовательного процесса в условиях современного поликультурного социума: материалы VIII науч.-практич. конф. Бирск- Благовещенск, 2008. — 267 с.
  130. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, JI. Ю. Косовой. СПб., 2002.
  131. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. — 720 с.
  132. В.М. Толерантность: состояние и * тенденции // Социологические исследования. — 2003. № 8. — С. 54−63.
  133. Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Вектолерантности: научн.публ. вестник. — Вып. 6. М.:Изд-во МГУ, 2003. — С. 60−69.
  134. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (Тренинг толерантности для подростков). — М., 2004. — 164 с.
  135. Л.И. Религиозная толерантность и свобода совести: история, теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. — Т. 307. — № 2 — С. 177−180.
  136. П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.-21 с.
  137. П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. -2001.-№ 6.-С. 152−156.
  138. Н.Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе (социально-философский анализ) Автореф. дисс. канд. философ, наук. — Барнаул, 2008. 18 с.
  139. Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов: монография. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003.-106 с.
  140. Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Magister 2000 — № 3. — С. 77 — 81.
  141. Л.Л., Тарасова O.A. Проблема поликультурного образования в исследованиях современных зарубежных ученых //Вестник ПГЛУ. № 1. — 2000. — С. 74−79.
  142. Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: Материалы VII Международной научн.-практ. конференции. М.: Дело, 2011. — 268 с.
  143. Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: «Познание», 2009. — 380 с.
  144. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: учеб.-метод. комплекс/ Р. У. Богданова и др. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 223 с.
  145. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. — 1993. — № ½. — с.4.
  146. JI.T. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. — 23 с.
  147. Толерантность в современной цивилизации: Сборник методических материалов. Т. 4. — Екатеринбург, 2007. — 231 с.
  148. Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.
  149. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1940
  150. Толерантность. /Под ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.
  151. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: монография /Отв. ред. A.B. Перцев. — Вып 16. Екатеринбург: Полиграфист, 2006. — 192 с.
  152. Толерантность — что это такое?: пособие для старшеклассников /Ванюхина Н.В., Григорьева О. В., Семенова-Полях Г. Г. и др. /Под ред. ИМ. Юсупова. Казань: Познание, 2008. — С. 94−103.
  153. Тоталитарные секты и демократическое государство: Материалы международной конференции /сост. А. Новопашин. Новосибирск: Книжица, 2005. — 263 с.
  154. H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. — № 4. — С.5−27.
  155. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.
  156. Философский энциклопедический словарь. -М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1983.
  157. Формирование поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии: учеб.-метод. пособие. — Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2009. 103 с.
  158. С.А., Хупсарокова A.M. Поликультурная компетентность педагога: монография. Славянск-на-Кубани: AJIEB, 2009. — 104 с.
  159. ХабермасЮ. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. — № 1. — С. 45−53.
  160. Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: монография. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2006. 260 с.
  161. М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 296 с.
  162. З.Б. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса на Северном Кавказе как фактор стабилизации межнациональных отношений //Этнопедагогика педагогика жизни. — Элиста: «АПП «Джангар», 2001.-С. 139 -141.
  163. Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: междунар. пед. форум. Ростов-н/Д: ИПО ПИЮФО, 2010. — 531 с.
  164. Черных П. Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 2003. — 456 с.
  165. О. Шведский экуменизм: процесс демократизации современной религиозной жизни // Поиски единства. Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. Изд-во ББИ. М., 1997. С. 108−139.
  166. А.П. Полное собрание сочинений и писем, тт. I-XX. М., Гослитиздат, 1944−1951.
  167. О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. — Курган, 2005. 158 с.
  168. Г. М. Толерантность в педагогике. М.: Изд центр АПО, 2002.-92 с.
  169. А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. — 26 с.
  170. E.H., Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. -№ 9.-С. 17−25.
  171. Е.В. Толерантность и миграционные процессы в контексте социологии риска: Автореф. дисс.канд. социолг. наук. — М., 2008. -28 с.
  172. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского- Изд. Ф. А. Брокгауз Лейпциг., И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890−1907.
  173. Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: Дис. канд. филос. наук. М., 2005 — 203 с.
  174. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  175. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды // Директор школы. М.: Сентябрь, 2000.
  176. American Heritage Dictionary. USA., Random House, 2004.
  177. Gay G. The importance of multicultural education. // Educational leadership. Alexandria, 2003. -Vol.61, № 4. — P. 30−35.
  178. Nederman C.J., Worlds of Difference, The Pennsylvania State University Press, 2000, pp. 85−97.
  179. Oxford English Dictionary. Oxford University Press, 2005
  180. Walzer M. On Tolerance. New Haven: Yale University Press, 1997.
Заполнить форму текущей работой