В 1960;е гг. большой популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр — некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие выделяют в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, тот факт, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических методов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предметом выступает сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Таким образом, дидактическая игра — это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:
- — моделируемый объект учебной деятельности;
- — совместная деятельность участников игры;
- — правила игры;
- — принятие решения в изменяющихся условиях;
- — эффективность применяемого решения.
Технология дидактической игры — конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой ссшодвижениеу поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:
- 1) подготовка к самостоятельным занятиям;
- 2) постановка главной задачи;
- 3) выбор имитационной модели объекта;
- 4) решение задачи на ее основе;
- 5) проверка, коррекция;
- 6) реализация принятого решения;
- 7) оценка его результатов;
- 8) анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
- 9) обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.