Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование мотиваций здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одной из ведущих личностных функций человека является отношение к собственному здоровью как к важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей. Предмет исследования: процесс формирования мотивации здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физического воспитания. Объект исследования: здоровьесберегающий характер учебно-воспитательного процесса в старших… Читать ещё >

Содержание

  • Введение (с. 2)
  • Глава I. Проблема здорового образа жизни и валеологический аспект школьного образования (с. 7)
    • 1. 1. Содержание понятия «здоровый образ жизни» как личностного качества
    • 1. 2. Педагогический феномен валеологии в совре-менном социокультурном пространстве
  • Глава II. Формирование мотивов здорового образа жизни у стар-ших школьников на уроках физического воспитания (с. 32)
    • 2. 1. Модель формирования мотиваций здорового образа жизни у старших школьников
    • 2. 2. Система педагогических средств, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни
  • Заключение (с. 70)
  • Литература (с. 73)

Формирование мотиваций здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из ведущих личностных функций человека является отношение к собственному здоровью как к важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей.

На современном этапе развития общества социальная напряженность и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека, порожденные ситуацией преобразования экономики и социальной сферы, настоятельно требуют подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования. Отсюда возрастают требования к адаптационным способностям организма, уровню здоровья и его ресурсам. В связи с этим функции образовательных учреждений не сводятся к вооружению учащихся знаниями в соответствии с учебным планом. На первое место выходит подготовка выпускников к вхождению в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации, развитие у них способности противостоять неблагоприятным факторам, разрушающим здоровье. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок, разумного отношения к своему организму, к здоровью как одной из высших ценностей, обеспечивающих самореализацию, самоактуализацию еловека в общественной и личностной сферах. Воспитание готовности к принятию здорового образа жизни рассматривается исследователями (Л. И. Алёшина, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П. Казначеев, И. А. Колесникова, В. П. Петленко, В. В. Сериков, Л. Г. Татарникова и др.) как приоритетная и специфическая цель личностно ориентированного образования. Необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей к воспитанию здорового образа жизни у учащихся обусловливается тем, что снижение уровня здоровья детей, подростков, юношей и девушек становится сегодня одним из наиболее негативных факторов, препятствующих развитию общества, нации, реализации личностью своих жизненных планов.

Ценностная переориентация общества привела к необходимости формирования качественно новой школы и нового учителя. К сожалению, школа, несмотря на провозглашение идеи «гуманизации», становится все опаснее для здоровья ребенка, неоправданно возрастают учебные и психологические нагрузки, что подрывает уже в детском возрасте фундамент здоровья, а значит и личностного потенциала человека.

И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Э. М. Казин, Л. Г. Татарникова, Е. А. Шульгин и другие авторы отмечают, что до сих пор в школах учителя не готовы к формированию здорового образа жизни учащихся. В связи с неподготовленностью основной массы педагогов к ведению этой работы, особенно в старших классах средней школы, постоянно увеличивается число курящих подростков, девушек и юношей, становится «нормой» раннее вступление в сексуальные отношения, тяга к алкоголю, наркотикам. В образовательных учреждениях нередки случаи возникновения дидактогенных ситуаций, приводящих к стрессам, различным формам неврозов и другим нарушениям здоровья учащихся. Все это говорит о том, что проблема подготовки учителя к воспитательной работе по формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни учащихся весьма актуальна и требует научного осмысления.

Исследования Л. И. Алешиной, А. И. Борисенко, С. Ю. Лебедченко показывают, что уровень мотивации здорового образа жизни, уровень культуры здоровья у основной массы старшеклассников довольно низкий и требуются специальные усилия по их формированию, ограничивающиеся, ка правило, введением дополнительных учебных предметов, что зачастую малоэффективно. Воспитание здорового образа жизни требует для своей оптимальной реализации качеств личности педагога, не всегда зависящих от имеющихся предметных знаний. В этом процессе чрезвычайно важен личностный опыт, приобретенный учителем, его собственные умения и навыки ведения здорового образа жизни, кроме того, ему необходимы умения и навыки трансляции своего личностного опыта учащимся.

Объект исследования: здоровьесберегающий характер учебно-воспитательного процесса в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования мотивации здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физического воспитания.

Цель исследования: обосновать необходимость формирования мотиваций здорового образа жизни старших школьников, разработать практическую систему работы учителя физкультуры по воспитанию отношения учащихся к здоровому образу жизни как к ценности.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия «здоровый образ жизни» как личностного качества.

2. Выявить педагогический феномен валеологии в современном социокультурном пространстве.

3. Обосновать модель формирования мотиваций здорового образа жизни у старших школьников.

4. Разработать систему педагогических средств, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни старших школьников.

Методы исследования: анализ и систематизация выводов дидактических, методических и валеологических исследований по данной проблеме; изучение и обобщение исторического и современного педагогического опыта в России и за рубежом; ретроспективный и пооперационный анализ педагогической деятельности, моделирование организационно-педагогических и диагностических ситуаций; методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью и поведением детей; беседы, анкетирование, тестирование.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  2. Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Н. Новгород, 2004. 22 с.
  3. Г. Л. Здоровье: методология и методика комплексной оценки // Мат. Всесоюз.конф. «Здоровье и функциональные возможности человека». М., 1985. 21 с.
  4. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практи-ки //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. С. 49−59.
  5. И.А. Принцип доминанты в системе обучения // Педагогика, 1991. — № 9. С.62−66.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. 1976. С. 73−74.
  7. Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. Ав-тореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Казань, 2002. 23 с.
  8. М.М., Филиппова Т. А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о пра-вильном питании». Nestle, М.: 1999. 72 с.
  9. А.В. Материалы для исследования влияния учебных занятий на физическое развитие учащихся. СПб, 1887.
  10. И.И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоева пола благородного и мещанского юношества. С прочими в пользу общества установлениями. Т.1. СПб, 1789.
  11. Большая медицинская энциклопедия. Т.1., Т. 18. М.: Сов. энциклопедия, 1974−1988.
  12. В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1998. 163 с.
  13. И.И. Валеология наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. С. 62.
  14. Э.Н., Бекетова Л. М., Грезнева О. Ю., Насонова Е. Е. К вопросу о методоло-гии валеологии //Сб. научн.тр. Л.: ЛГПИ, 1996. С. 25−30.
  15. Э.Н. Общая валеология: Учебник. Липецк: Липецкое издательство, 1998. 183 с.
  16. Вайнер Э Н. Валеологическое образование. // Высшее образование в России. 1999. № 4. С.70−72.
  17. Валеология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В. П. Соломина, проф. Ю. Д. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. 205 с.
  18. В.Н., Логунцева О. Н. Концепция и опыт работы школьного валеологи-ческого центра г.Северска // Валеология. 1998. № 4. С. 11−13.
  19. И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // «Мето-дология и социология педиатрии: Сб. науч. тр». Санкт-Петербургский ин-т педиат-рии. СПб, 1991. С.8−27.
  20. Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. М-Л.: 1931.
  21. С.М. Гигиена учебных занятий в школе. М.: Медгиз, 1958. 124 с.
  22. И.А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. 256 с.
  23. С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Омск, 1999. 23 с.
  24. «Духовный регламент». Киев, 1823. С.96−97.
  25. Л.В. Педагогические условия валеологизации образовательной среды млад-ших школьников. Таганрог, 2000. 260 с.
  26. Жук Е. Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни. // Санитария и гигие-на. 1990. № 6. С. 68.
  27. Г. К. Школьная валеология. СПб.: Издательство «Акцидент», 1998. 159 с.
  28. Г. К., Колбанов В.В, Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. — СПб: Изд. СПГУПМ., 1994. — 78 с.
  29. Зайцев Г. К Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. № 4. С. 16−21.
  30. Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб, 1998. 195 с.
  31. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. Материалы Вто-рой Всероссийской науч.-пр. конф. 25−26 марта 1997 / под ред. В. В. Колбанова. СПб.: СПб ГУМП, 1997. 166 с.
  32. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. 128 с.
  33. Изучение мотивации детей и подростков. / Под.ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: 1972. 73 с.
  34. В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педаго-гика, 1984. 144 с.
  35. Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Шуя, 2004. 24 с.
  36. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья че-ловека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  37. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. СПб.: ГУПМ, 1992. 52 с.
  38. В.В. Методологические и организационные основы педагогической ва-леологии // Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1996. С. 55−61.
  39. Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках. // Биоло-гия в школе. 1997. № 2. С. 50 53.
  40. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как усло-вие формирования физически и духовно здоровой личности. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Казань, 1997. 205 с.
  41. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методиче-ское пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.
  42. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 39 с.
  43. Ю.П. Слово о здоровье. М.: Медицина, 1986. 196 с.
  44. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1980, № 5 — С. 17−25.
  45. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  46. Л.П. Теория и методика физкультуры. Учебник для институтов физкуль-туры. М.: Физкльтура и спорт, 1991.
  47. А.Н. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Орел, 1999. 209 с.
  48. В.О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 203 с.
  49. А.А., Сериков С. Г. Проблемы здоровья участников образовательного процес-са. // Педагогика. — № 6. 1998. С. 53.
  50. Т.Ю. Валеологическое образование в формировании культуры здо-ровья у школьников. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Липецк, 2002. 24 с.
  51. Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Минск, 1992. 201 с.
  52. В.П. Познай и сотвори себя: основные проблемы педагогической валео-логии. // Здоровье образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всеросс. научно-практ. семинара, Санкт-Петербург 7−9 декабря, 1993 года. СПб, 1994. С. 26−28.
  53. В.П. Валеология человека: Здоровье Любовь Красота в 5 томах. СПб.: Петрок, 1997. 1780 с.
  54. В.А., Аяшев О. А. Физкультура и становление личности. М.: Физкуль-тура и спорт, 1991. 159 с.
  55. Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1996. 592 с.
  56. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, Т.2. С. 328.
  57. Г. Н. Гигиенические проблемы здоровья подрастающего поколения // Гигиена и санитария. 1992. № 4. С.24−28.
  58. Л.Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 329 с.
  59. В.А. Павлышская средняя школа. М: Просвещение, 1979. 396 с.
  60. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: РЕТRОС, 1997. 352 с.
  61. Л.Г., Глинянова И. Ю. Я и мое здоровье: Учебное пособие по валеоло-гии. Ч.1. Волгоград: Перемена, 1995. 144 с.
  62. П.П. Формирование валеологической образованности школьников средст-вами физической культуры: Дис. на соиск. уч. степ. кан. пед. наук. Оренбург, 1998. 181с.
  63. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1996.
  64. Е.П., Шарова Н. Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях // Школа здоровья. 1998. Т.5. № 3−4. С. 81−87.
  65. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1953. Т.1. в 2-х томах. 639 с.
  66. Фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологическому воспитанию под ред. Э. М. Казина. М, 1998. С. 6.
  67. А.Н. Государственная программа «Здоровье населения России» // Биология в школе. 1992. — № 2. с. 15−17.
  68. Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как усло-вие реализации разноуровневых программ в современной школе. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб, 1997. 225 с.
  69. Е.А. Валеологические подходы к обеспечению траектории образователь-ного процесса // Инновационные процессы валеологической направленности в сис-теме общего образования Волгоградского региона: теория и практика. Волгоград: Перемена, 1999. С. 1−3.
Заполнить форму текущей работой