Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задачи, этапы и содержание воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

III. Главный этап воспитательного процесса — деятельность. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. II. Воспитание чувств — еще один непременный и важный компонент воспитательного… Читать ещё >

Задачи, этапы и содержание воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи воспитания. В современной отечественной школе процесс воспитания предусматривает:

ь целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

ь формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

ь приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

ь воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

ь развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

ь организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

ь организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

ь развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Этапы воспитательного процесса.

I. Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

II. Воспитание чувств — еще один непременный и важный компонент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

III. Главный этап воспитательного процесса — деятельность. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Содержание процесса воспитания. Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слиты в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главной цели воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет здесь единства и сегодня: общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период. В основе современного содержания воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель воспитания сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его желания, способности и дарования. 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Воспитатели старшего поколения помнят времена, когда и задачи, и формы деятельности педагогов и учеников были различными, иногда прямо противоположными.

Первые стояли над детьми, управляя их воспитанием, вторые — выполняли их указания. Такая система не могла обеспечить надежных результатов именно потому, что воспитатели и воспитанники не действовали сообща. Гуманистическая педагогика ориентирует педагогов на совместный поиск вместе с детьми нравственных образцов, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов поведения, жизни.

  • 3. Самоопределение. Воспитание предполагает формирование человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
  • 4. Личностная направленность воспитания. В центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок — высшая цель, смысл педагогической заботы. 5. Добровольность. Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены ни сущностные идеи развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. 6. Коллективистская направленность. Содержание воспитательной работы в начальной школе постепенно перестраивается и в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом. воспитание гражданин работник семьянин

Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возникающие проблемы, но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Как должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику, что он должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. развитие. У него неизбежно возникают вопросы — для чего это нужно, что это дает? Воспитатель начальной школы должен быть хорошо подготовлен к ответу на этот вопрос и сможет настолько убедительно объяснить своим воспитанникам преимущества воспитания, что у тех не останется и тени сомнения.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к роли гражданина, работника и семьянина. Существенный вклад в формирование этих качеств вносит начальная школа. Рассмотрим смысл этих качеств.

1.Качества гражданина. Выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями.

Чувство национальной гордости и патриотизма.

Ответственность за судьбу страны.

Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

Общественная активность.

Соблюдение демократических принципов.

Бережное отношение к природе.

Уважение прав и свобод других людей.

Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Ответственность за свои дела и поступки.

2.Качества современного работника Дисциплинированность и ответственность.

Работоспособность и организованность.

Общие и экономические знания.

Политические знания.

Творческое отношение к труду.

Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.

Инициативность, самостоятельность.

Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.

Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой