Методика развития речи учащихся 2-5 классов общеобразовательной школы в системе личностно ориентированного образования
Диссертация
В основе проектирования и реализации образовательного процесса в современной российской школе лежит личностно ориентированный принцип, в соответствии с которым школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого» — обучение максимально адаптируется к учащимся с их индивидуальными особенностями, способностями и потребностями и в то же время гибко реагирует на изменения… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речи школьников в рамках личностно ориентированного обучения
- 1. 1. Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения
- 1. 2. Лингводидактическая система обучения родному языку
- К.Д. Ушинского
- 1. 3. Текст как объект психолингвистики и средство обучения русскому языку
- 1. 4. Реализация принципа преемственности при обучении русскому языку в начальных и средних классах общеобразовательной школы
- Выводы
- ГЛАВА 2. Состояние развития речи учащихся 2−4 классов общеобразовательной школы
- 2. 1. Методические аспекты работы по развитию речи учащихся 2−4 классов общеобразовательной школы в системе личностно ориентированного обучения
- 2. 2. Методические аспекты работы по развитию речи учащихся 5 класса общеобразовательной школы в системе личностно ориентированного обучения
- 2. 3. Описание констатирующего (диагностирующего) эксперимента
- Выводы
- ГЛАВА 3. Пути преемственности методики обучения русскому языку при переходе от начальной школы к основной
- 3. 1. Описание обучающего эксперимента
- 3. 2. Содержание экспериментального обучения
- 3. 3. Результаты обучающего эксперимента. Методика обработки экспериментальных данных
- Выводы
Список литературы
- Айдарова, J1.H. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Текст. / Л. Н. Айдарова Москва: Просвещение, 1978.-228 с. 25 000кз.
- Айдарова, Л.Н. Формирование лингвистических отношений к слову у младших школьников / Текст. / Вопросы психологии / Л. Н. Айдарова -1964. № 3. — с. 55 — 72. 10 000 экз.
- Айдарова, Л.Н. Маленькие школьники и родной язык / Текст. / Л. Н. Айдарова Москва: Знание, 1983. — 96 с. 20 000 экз.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Текст. / Под редакцией Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой — Москва: Просвещение, 1977. 230 с. 10 000 экз.
- Актуальные проблемы методики преподавания русского языка. Выпуск «Материалы научно-практической конференции» / Текст. / Сборник научных статей и тезисов. Неделя науки. Орел, 1997. — 165 с. 50 экз.
- Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Текст. / Ю. Б. Алиев Москва: Просвещение, 2000. — 336 с. 30 000 экз. — ISBN 5 — 06 -1 372−3.
- Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Текст. / Ш. А. Амонашвили -Москва: Просвещение, 1990. 174 е., ил. 50 000 экз.
- Ананьев, Б.Г. О развитии детей в процессе обучения / Текст. / Советская педагогика Москва, 1957. — № 7. — с. 12 — 24. 20 000 экз.
- Ананьев, Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и её воспитание в школе / Текст. / Б. Г. Ананьев — ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1946. с. 5, 34 — 48. 20 000 экз.
- Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов / Текст. / Л. Г. Антонова — Ярославль:
- Наука, 1997. 244 е., ил. 32 000 экз. ISBN 5 — 7797 — 0034 — 6.
- Аспекты модернизации российской школы / Текст. / Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования — Москва: ГУ ВШЭ, 2001. 164 с. 40 000 экз. — ISBN 5 — 8114 — 0191 — 4.
- Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5−11 классы: Учебник для школ и классов с углубленным изучением русского языка / Текст. / В. В. Бабайцева. Москва: Дрофа, 1995. — 540 с. — 15 000 экз. — ISBN 5 — 7007 -0602 — 7.
- Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5−11 классы: Учебник для школ и классов с углубленным изучением русского языка / Текст. / В. В. Бабайцева Москва: Дрофа, 1995. — 16 — 17 с. — 15 000 экз. — ISBN 5 — 70 070 602 7.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика / Текст. / Ю. К. Бабанский Москва: Просвещение, 1988. — 479 с. 100 000 экз.
- Басов, А.В. Развитие логического мышления детей / Текст. / А. В. Басов Ярославль: Гринго, 1995. — 240 с. 20 000 экз. — ISBN 5 — 902 007 — 04 -6.
- Беднарская, Л. Д. Программа факультатива по развитию речи и анализу текста в 5 9 классах / Текст. / Л. Д. Беднарская — Орел: ООИУУ, 2000.-26 с. 100 экз.
- Беднарская, JI. Д. Язык мой друг мой / Текст. / Образование и общество. — 2002. — № 4 (15). — с.58 — 61. 1500 экз.
- Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Текст. / Д. А. Белухин Воронеж: Аквариум, 1996. — 160 с. 50 000 экз. -ISBN 5−282−10−5.
- Берулаева, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / Текст. / Педагогика, 1996. № 4. — с. 23 — 27. 2000 экз.
- Берулаева, М.Н. Интеграция содержания образования / Текст. / М. Н. Берулаева Москва: Педагогика, 1993. — 170 с. 100 000 экз.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / Текст. / М. Е. Бершадский — Москва: Педагогический поиск, 20 003. 256 с. 8000 экз. — ISBN 5 — 901 030 — 62 — 1.
- Богин, Г. И. Современная лингводидактика. Учеб. пособие. / Текст. / Г. И. Богин Калинин: КГУ, 1980. — 61 с. 40 000 экз.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Текст. / Л. И. Божович Москва: Просвещение, 1966.-464 с. 60 000 экз.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. / Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич Москва: Просвещение, 1999. — 356 с. экз.
- Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100» / Текст. / Р. Н. Бунеев Москва: Баллас, 2003. — Вып. 6. — 271 с. 11 000 экз. — ISBN 5 -85 939−303−2.
- Быстрова, Е.А. Филологическое образование в школе / Текст. / Русская словесность 1997. — № 6.- с. 41 -46. 30 000 экз.
- Введенская, Л.А. Наш родной язык / Текст. / Л. А. Введенская — Москва: Просвещение, 1971. 144 с. 300 000 экз. — ISBN 5−55−71−6-5.
- Вестник образования. Москва: Про-пресс, 2004. — № 12. — с. 18 -119. 100 000 экз.
- Виноградова, Н.Ф. Начальная школа на пути или на перепутье? / Текст. / Завуч. — 1998. — № 4. — с. 7 — 10. 35 400 экз.
- Выготский, J1.C. Избранные психологические исследования / Текст. / J1.C. Выготский Москва: Просвещение, 1956.-496 с. 20 000 экз.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Текст. / J1.C. Выготский Москва: Педагогика, 1991.-460 с. 30 000 экз. — ISBN 5 — 7155 -0358−2.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология / Текст. / J1.C. Выготский Москва: Педагогика, 1991. — с. 201 — 210. 30 000 экз. — ISBN 5 -7155−0358−2.
- Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Текст. / Л. С. Выготский Москва: Педагогика, 1991. — 360 с. 50 000 экз. -ISBN 5−40 047−08−81.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь / Текст. / JI.C. Выготский -Москва Ленинград: Соцэкиз, 1934. — 324 с. 20 000 экз.
- Выготский, JI.C. Предыстория письменной речи В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения / Текст. / JI.C. Выготский — Москва-Ленинград: Соцэкиз, 1935. — с. 115 — 138. 15 000 экз.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Текст. / Л. С. Выготский Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с. 10 000 экз.
- Газман, О.С. Воспитание как развитие индивидуальности / Текст. / Неклассическое воспитание. Москва: Мирос, 2002. — с. 9 — 81. 20 000 экз.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / Текст. / П. Я. Гальперин Москва: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с. 2000 экз.
- Гальперин, И.Р. Речевые стили и стилистические средства / Текст. / Вопросы языкознания. 1954. — № 4.- с. 6 — 9. 50 000 экз.
- Гальперин, П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления / Текст. / Вопросы философии. — 1977. № 4. — с. 10 — 13. 12 000 экз.
- Гальперин, И.Р. О понятии «текст» / Текст. / Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — с. 168. 50 000 экз. 20 000 экз.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / Текст. / И. Р. Гальперин Москва: Наука, 1981. — 146 с. 11 000 экз.
- Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Текст. / А. Н. Гвоздев Москва: Изд — во АПН РСФСР, 1949.- 192 с. 10 000 экз.
- Гершунский, Б.С. Философия образования / Текст. / Б. С. Гершунский Москва: Флинта, 1998. — с. 36. 5000 экз. — ISBN 5 — 7107 -35 035.
- Горбушина, JI.A. Обучение выразительному чтению младших школьников / Текст. / JI.А. Горбушина Москва: Просвещение, 1981. — 160 с. 9000 экз. — ISBN 5 — 06 — 10 100 — 6.
- Горецкий, В.Г. Букварь / Текст. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин,
- A.Ф. Шанько Москва: Просвещение, 1982. — 95 с. 200 000 экз.
- Горецкий, В.Г. Русская азбука / Текст. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько Москва: Дрофа, 2000. — 130 с. 200 000 экз. — ISBN 5−901 030−43−9.
- Граник, Г. Г. Когда книга учит / Текст. / Г. Г. Граник — Москва: Педагогика, 1990. 160 с. 158 160 экз.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы в построении учебных предметов) / Текст. /
- B.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — Москва: Просвещение, 1972. с. 39 — 54. 17 000 экз.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией А. В. Петровского / Текст. / В. В. Давыдов Москва: МГУ, 1973. — 256 с. 12 000 экз.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / Текст. / В. В. Давыдов Москва: Педагогика, 1986. — 196 с. 17 000 экз.
- Diesterweg. Wegweiser. Erst. Th. 1856.
- Доман, Дж. Как научить ребенка читать / Текст. / ДЖ. Доман, К. Доман Москва: Аква-пресс, 1999. — 280 с. 23 000 экз. — ISBN 5 — 85 684 -067−4.
- Донская, Т.К. Методические принципы развивающего обучения / Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку / Текст. / Т. К. Донская Ленинград: ЛГПИ, 1984. — с. 20 — 34. 35 000 экз.
- Донская, Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка Текст. / Т. К. Донская Ленинград: ЛГПИ, 1981. — 67 с. 50 000 экз.
- Дудников, А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения / Текст. / Русс. яз. в шк. 1985. -№ 4, — с. 34−41. 28 216 экз.
- Дусовицкий, А.К. Развивающее обучение: основные принципы / Текст. / А. К. Дусовицкий Харьков: ХГУ, 1996. — 140 с. 182 000 экз. — ISBN 5−7155−0153−9.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Текст. / Н. И. Жинкин -Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 670 с. 4100 экз.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Текст. / Н. И. Жинкин Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — с. 603. 4100 экз.
- Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Текст. / Н. И. Жинкин Москва: Просвещение, 1966. — 460 с. 6900 экз.
- Жуйков, С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах / Текст. / С. Ф. Жуйков Москва: Просвещение, 1964. — 300 с. 22 000 экз.
- Закожурникова, М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах / Текст. / М. Л. Закожурникова —Москва: Педагогика, 1964. — 57 с. 5000 экз.
- Занков, JI.B. Развитие младших школьников в процессе обучения / Текст. / Нач. школа. 1958. — № 7. — с. 19 — 24. 107 150 экз.
- Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка / Текст. / Л. М. Зельманова Москва: Просвещение, 1984. — 159 с. 150 000 экз.
- Ильенко, С.Г. Синтаксические единицы в речи / Текст. / С. Г. Ильенко Ленинград: ЛГПИ, 1989.-82 с. 15 000 экз. -ISBN 5 — 89 415 — 159 -7.
- Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Текст. / Н. А. Ипполитова Москва: Наука, 1992. — 125 с. 20 000 экз.
- Кабанова-Меллер, Е.Н. О развитии логического мышления учащихся / Текст. / Сов. Педагогика. 1956. — № 4. — с. 28 — 38. 14 000 экз.
- Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения / Текст. / З. И. Калмыкова —Москва: Знание, 1979. -48 с. 8000 экз.
- Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. Совершенствование методов обучения русскому языку / Текст. / В. И. Капинос Москва: Просвещение, 1981. — с. 34 — 42. 200 000 экз. — ISBN 5 -09−1 107−9.
- Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения / Текст. / В. И. Капинос, Н.Н., Сергеева, М. С. Соловейчик Москва: Просвещение, 1991.- 191 с. 20 000 экз.-ISBN 5−09−1 107−9.
- Караулов, Ю.Н. Языковая личность / Текст. / Ю. Н. Караулов -Москва: Педагогика, 1993. 273 с. 20 000 экз. — ISBN 5 — 354 — 100 — 5.
- Козырева, А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения / Текст. / Нач. школа. 1998. — № 7. — с. 56 — 58. 107 150 экз.
- Козырева Н.Л. Урок русского языка: результативно и интересно / Текст. / Русс. яз. в школе. 2003. — № 1. — с. 35 — 39. 28 216 экз.
- Косолапкова, А.А. Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи. Совершенствование методов образования русскому языку /
- Текст. / А. А. Косолапкова Москва: Просвещение, 1981. — с. 55 — 60. 5000 экз.
- Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи / Текст. / В. Г. Костомаров -Москва: Просвещение, 1994. с. 236. 100 000 экз. — ISBN 5 — 7594 — 0070 — 3.
- Кустарева, В.А. Система письменных упражнений в связной речи / Текст. / В. А. Кустарева, Н. С. Рождественский — Москва: Просвещение, 1963.-144 с. 350 000 экз.
- Ладыженская, Т.А. Система упражнений по развитию связной речи. Совершенствование методов обучения русскому языку / Текст. / Т. А. Ладыженская Москва: Просвещение, 1981. — с. 43 — 47. 20 000 экз.
- Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Текст. / Н. Д. Левитов -Москва: Просвещение, 1960.-478 с. 15 000 экз.
- Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / Текст. / А. А. Леонтьев Москва: Просвещение, 1969. — 214 с. 31 000 экз.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / Текст. / А. Н. Леонтьев Москва: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с. 14 800 экз.
- Леонтьев, А.А. Основы речевой деятельности / Текст. / А. А. Леонтьев Москва: Наука, 1974. — 368 с. 100 000 экз.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Текст. / А. Н. Леонтьев Москва: Просвещение, 1975. — с. 45. 30 000 экз.
- Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический процесс. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Текст. / А. А. Леонтьев Киев: Изд-во АН СССР, 1979. — 98 с. 200 000 экз.
- Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла / Текст. / «Школа 2000» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под редакцией А. А. Леонтьева. Москва, 1997. — № 1. — 288 с. 20 000 экз.
- Леонтьев, А.А. Психология обучения чтению / Текст. / Нач. школа: плюс-минус 1999. — № 10. — с. 20 — 24. 14 846 экз.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / Текст. / И .Я. Лернер -Москва: Знание, 1981. 121 с. 19 000 экз.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / Текст. / И. Я. Лернер Москва: Знание, 1980. — 96 с. 64 890 экз.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Текст. / Москва: Просвещение, 1990. — с. 544. 150 000 экз. — ISBN 5 — 85 270 — 03.
- Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Текст. / Ю. М. Лотман Москва: Искусство, 1970. — 384 с. 27 000 экз.
- Лурия, А.Я. Язык и сознание / Текст. / А. Я. Лурия Москва: Изд-во МГУ, 1979.-320 с. 12 800 экз.
- Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. Москва: Просвещение, 1981. -97 с. 10 000 экз.
- Львова, С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка / Текст. / Русский язык в школе — 1984. № 2. — с. 17 -24. 28 216 экз.
- Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Текст. / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская Москва: Просвещение, 1987.-414 с. 171 000 экз.
- Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / Текст. / М. Р. Львов —Москва: Просвещение, 1975. 176 с. 451 500 экз.
- Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / Текст. / М. Р. Львов Москва: Просвещение, 1975. — с. 7 — 8. 451 500 экз.
- Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / Текст. / М. Р. Львов Москва: Просвещение, 1975. — с. 119. 451 500 экз.
- Львов, М.Р. Основы теории речи / Текст. / М. Р. Львов Москва: Академия, 2002. — 248 с. 30 000 экз. — ISBN 5 — 7695 — 0598 — 2.
- Львов, М.Р. Школа творческого мышления. Учеб. пособие / Текст. / М. Р. Львов Москва: Просвещение, 1993. — 84 с. 228 000 экз. — ISBN 5−09 -2 892−3.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / Текст. / М. Р. Львов -Москва: Просвещение, 1988.-240 с. 170 000 экз. -ISBN 5 09 — 507 — 9.
- Львова, С.И., Александрова, О.М., Рыбченкова, Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения / Текст. / Русский язык вшколе. 2003.- № 4. с. 3 — 9. 28 216 экз.
- Маркова, А.К. Усвоение школьниками синтаксиса связного текста. В кн.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания / Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис Москва: Педагогика, 1973.-420 с. 75 000 экз.
- Мали, Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения. Проблемы развития речи учащихся начальных классов / Текст. / Л. Д. Мали Москва: Знание, 1985. — 76 с. 100 000 экз.
- Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента / Текст. / Сост. Г. С. Ковалев, С. В. Иванова —Москва: Дрофа, 2001. 224 с. 10 000 экз. — ISBN 5−7107−5016−6.
- Maslow, А.Н. Religions, Values, and peak — experiences / Текст. / Maslow A.H. N.Y., 1987, p.50.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / Текст. / М. И. Махмутов -Москва: Просвещение, 1977. — 87 с. 40 000 экз.
- Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Текст. / Под редакцией Н. С. Рождественского Москва: Просвещение, 1975. — 239 с. 180 000 экз.
- Мир детства. Младший школьник / Текст. / Сост. Захаров А. В., Слободчиков В. И. Москва: Педагогика, 1981.-398 с. 300 000 экз. — ISBN 5 -7155−0082−6.
- Морозова, Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. Основы методики начального обучения русскому языку / Под редакцией Н. С. Рождественского / Текст. / Н. Г. Морозова Москва: Просвещение, 1965. — 197 с. 8000 экз.
- Мухина, B.C. Возрастная психология / Текст. / B.C. Мухина — Москва: Дрофа, 2000. 456 с. 200 000 экз. — ISBN 5 — 7695 — 0408 — 0.
- Мухина, B.C. Детская психология / Текст. / В. С. Мухина — Москва: Просвещение, 1985. 340 с. 126 000 экз.
- Neef Josef. Sketch of a Plan and Method of Education / Текст. / Neef Josef-New York, 1969.
- Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / Текст. / A.M. Новиков Москва: Вагриус, 2001.-194 с. 20 000 экз. — ISBN 5 — 11 — 452 — 8.
- Новиков, А.И. Семантика текста и её формализация / Текст. / А. И. Новиков -Москва: Наука, 1983. 215 с. 3300 экз.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе / Текст. / Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. — Москва: Дрофа, 2001. 58 с. 20 000 экз. — ISBN 5 — 8429 — 0064 — 5.
- Обучение и развитие / Текст. / Под редакцией Л. В. Занкова -Москва: Изд-во МГУ, 1975. 240 с. 22 800 экз.
- Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную / Текст. / Начальная школа плюс до и после. 2004. — № 8. — с. 3 — 13. 14 846 экз.
- Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / Текст. / Педагогика. 1996. — № 3. — с. 14 — 18. 100 000 экз.
- Основы методики начального обучения русскому языку / Текст. / Под редакцией Н. С. Рождественского — Москва: Педагогика, 1965. 287 с. 100 000 экз.
- Образовательная система «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования / Текст. / Под редакцией А. А. Леонтьева. Москва, Баласс, 2002. — Вып. 6. — 287 с. 5000 экз. — ISBN 5 — 85 939 — 270 -2.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Текст. / С. И. Ожегов -Москва: Русский язык, 1973. с. 475. 450 000 экз.
- Пешковский, A.M. Грамматика в новой школе / Текст. / A.M. Пешковский / Избранные труды. Москва: Учпедгиз, 1959. — с. 112−130. 4000 экз.
- Пешковский, A.M. Правописание и грамматика в их взаимоотношениях в школе / Текст. / Родной язык в школе. 1924. — № 6. -с. 78 — 87. 5000 экз.
- Подгаецкая, И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: пособие для учителя / Текст. / И. М. Подгаецкая — Москва: Просвещение, 1985. 208 с. 125 000 экз.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Текст. / Е. С. Полат Москва: Академия, 2000. — 272 с. 20 000 экз. — ISBN 5 — 8539 — 147 — 1.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / Текст. / К. Н. Поливанова Москва: Академия, 2000. — 184 с. 60 000 экз. — ISBN 5 — 7155 — 0227−61.
- Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка / Текст. / Н. И. Политова — Москва: Просвещение, 1984.-191 с. 33 000 экз.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Текст. / Я. А. Пономарев Москва: Наука, 1976. — 303 с. 22 000 экз.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Текст. / Я. А. Пономарев Москва: Наука, 1976. — с. 21. 22 000 экз.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Текст. / Я. А. Пономарев -Москва: Наука, 1976. с. 212. 22 000 экз.
- Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление / Текст. / М. М. Поташник Москва: Вагриус, 1991. — 78 с. 157 407 экз. — ISBN 5 07−795−5.
- Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Текст. / Сост. А. Н. Матвеева. — Москва: Просвещение, 1982. — 125 с. 100 000 экз.
- Программы общеобразовательных учреждений / Текст. / Начальные классы (1−4) Москва: Просвещение, 1996. — 144 с. 20 000 экз.
- Программы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова). 1−3 классы / Текст. / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов — Москва: Просвещение, 1992. — 144 с. 200 000 экз. — ISBN 5 07 — 1 580 — 4.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 5) по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / Текст. / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов — Москва: Просвещение, 1996. — 98 с. 50 000 экз. ISBN 5−7301 -01−08 -2.
- Прокопович, И.В. Работа над предложением в начальных классах / Текст. / И. В. Прокопович -Москва: Педагогика, 1976. 112 с. 25 000 экз.
- Пузанкова, Е. Н. Состояние развития языковой способности учащихся 5 — 11 классов общеобразовательной школы: (на материале школ г. Орла и Орловской области) / Текст. / Е. Н. Пузанкова Орел: ОГУ, 1997. -94 с. 60 экз.
- Пузанкова, Е.Н. Проблема развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку: Материалы к спецкурсу / Текст. / Е. Н. Пузанкова Орел: ОГПИ, 1996. — 64 с. 100 экз.
- Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи / Текст. / П. С. Пустовалов Москва: Просвещение, 1976. — 287 с. 20 000 экз.
- Разумовская, М.М. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др. Москва: Просвещение, 1995. — 352 е., ил. 120 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 6 443 — 1.
- Рамзаева, Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и её реализация в современной начальной школе / Текст. / Нач. школа. 2000. -№ 4.-с. 15- 19. 107 150 экз.
- Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / Текст. / Т. Г. Рамзаева Москва: Дрофа, 2000. — 210 е., ил. 100 000 экз.-ISBN 5−7107−4161 -2.
- Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / Текст. / Т. Г. Рамзаева Москва: Дрофа, 2000. — 250 е., ил. 100 000 экз.-ISBN 5−7107−4161 -3.
- Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / Текст. / Т. Г. Рамзаева — Москва: Дрофа, 2000. — 256 е., ил. 100 000 экз.-ISBN 5−7107−4161 -4.
- Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школ. Избранные труды / Под редакцией Н. С. Рождественского / Текст. / С. П. Редозубов Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.-427 с. 100 000 экз.
- Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия / Текст. / Вопросы психологии. 1960. — № 2. — с. 15 — 20. 10 000 экз.
- Речь. Речь. Речь / Текст. / Под редакцией Т. А. Ладыженской. — Москва: Педагогика, 1990. 335 с. 100 000 экз. — ISBN 5 — 7155 — 0060 — 5.
- Речевые уроки / Текст. / Под редакцией Т. А. Ладыженской -Москва: Просвещение, 1994. 160 е., ил. 30 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 4 719
- Рождественский, Н.С. К проблеме развития речи. В кн.: Речевое развитие младших школьников / Текст. / Н. С. Рождественский Москва: Просвещение, 1970.-421 с. 160 000 экз.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов / Текст. / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. Москва: Академия, 1997. — 383 с. 53 000 экз. — ISBN 5−09- 3 724 8.
- Рябцева, C.JI. Диалог за партой / Текст. / C.JI. Рябцева Москва: Просвещение, 1989. — 124 с. 350 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 1 396 — 9.
- Светловская, Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование / Текст. / Н. Н. Светловская -Москва: Педагогика, 1980. 160 с. 10 600 экз.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Текст. / Г. К. Селевко Москва: Народное образование, 1998. — 256 с. 20 000 экз. -ISBN 87 953−127−9.
- Сидоренко, В.А. Формирование творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях / Текст. / Русский язык в школе 1992.- № 2. с. 8. 28 216 экз.
- Смирнова, Н.В. Вопросы преемственности / Текст. / Нач. школа. -1999.- № 2. с. 23 — 31. 107 150 экз.
- Совершенствование методов обучения русскому языку / Текст. / Сост. АЛО. Купалова. Москва: Педагогика, 1981. — 160 е., ил. 128 000 экз.
- Система обучения сочинениям / Текст. / Под редакцией Т. А. Ладыженской. Москва: Просвещение, 1973. — 172 с. 150 000 экз.
- Соловейчик, М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / Текст. / Нач. школа. 1986. — № 7. — с. 17−21. 107 150 экз.
- Соловейчик, М.С., К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы / Текст. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Смоленск, 2001. — 240 с. 50 000 экз.
- Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. Об изучении русского языка по новому учебнику «К тайнам нашего языка» / Текст. / Нач. школа. — 2000. -№ 8.-с. 55. 107 150 экз.
- Сорокина, Г. И. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах / Текст. / Г. И. Сорокина Москва: Просвещение, 1995. — 160 е., ил. 100 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 6 372 — 9.
- Стоюнин, В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений / Текст. / В. Я. Стоюнин — 1876.
- Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Текст. / Н. Ф. Талызина — Москва: Просвещение, 1988. 175 с. 250 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 494 — 3.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Текст. / Н. Ф. Талызина -Москва: Просвещение, 1975. -368 с. 200 000 экз.
- Текучев, А.В. Основы методики русского языка в 4 8 классах: Пособие для учителя / Текст. / А. В. Текучев, М. М. Разумовская, Т. А. Ладыженская — Москва: Просвещение, 1978.-381 с. 150 000 экз.
- Текучев, А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания / Текст. / А. В. Текучев Москва: Просвещение, 1982. — 287 с. 50 000 экз.
- Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе / Текст. / А. В. Текучев -Москва: Просвещение, 1980. 606 с. 130 000 экз.
- Тестов, В.А., Уханова, Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / Текст. / Нач. школа. 1999. — № 2.- с. 20 -24. 107 150 экз.
- Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Текст. / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов Ярославль: ТОО Гринго- 1995. — 240 е., ил. 45 000 экз. — ISBN 5 — 88 723 — 011 — 9.
- Устинова, Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения / Текст. / Завуч начальной школы. -2003. № 5.-с. 99- 105. 100 000 экз.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Текст. / И.Э. Унт-Москва: Педагогика, 1990. 188 с. 40 000 экз. — ISBN 5 — 7155 -0285−3.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / Текст. / К. Д. Ушинский -Москва: Просвещение, 1968. -557 с. 40 000 экз.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку / Текст. / Л. П. Федоренко Москва: Просвещение, 1973.-е. 18−23. 100 000 экз.
- Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку / Текст. / Л. П. Федоренко -Москва: Просвещение, 1973. 160 с. 100 000 экз.
- Федоренко. Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Текст. / Л. П. Федоренко -Москва: Просвещение, 1984.-230 с. 18 000 экз.
- Фокина, Н.А. Уроки повторения в начале года в 5 классе: Пособие для учителя / Текст. / Н. А. Фокина Москва: Педагогика, 1997. — 68 с. 50 000 экз. — ISBN 5 — 7695 — 0362 — 9.
- Фридман, Л.М. Есть ли альтернатива развивающему обучению? / Текст. / Нач. школа. 1990. — № 5. — с. 7 — 9. 107 150 экз.
- Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) / Текст. / Русский язык в школе. 1993. -№ 2.-с. 16−21. 28 216 экз.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / Текст. / В. Д. Шадриков Москва: Логос, 1996. — 136 с. 40 000 экз. — ISBN 5 -94 010−103−8.
- Шарапова, О.Ю. К вопросу о преемственности между начальной и основной школой / Текст. / Нач. школа. 1999. — № 2. — С. 3 — 5. 107 150 экз.
- Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки / Текст. / В.Ф. Шаталов- Москва: Просвещение, 1990. 119 е., ил. 170 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 2 785 -4.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в начальной школе / Текст. / Т. И. Шамова Москва: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384 с. 10 000 экз.-ISBN 5−901 030−51 -6.
- Щеголева, Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников / Текст. / Г. С. Щеголева Ленинград, 1984. 25 000 экз.
- Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Текст. / Л. В. Щерба Ленинград: Наука, 1974. — 426 с. 30 000 экз.
- Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Текст. / Л. В. Щерба Москва: Учпедгиз, 1957. — 188 с. 35 000 экз.
- Цирлина, Т.Н. На пути к сотрудничеству / Текст. / Т. Н. Цирлина -Москва: Сентябрь, 1997. 93 с. 50 000 экз. — ISBN 5 — 09 — 783 — 7.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Текст. / Г. А. Цукерман Рига: Эксперимент, 2000. — 260 с. 20 000 экз.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Текст. / Г. А. Цукерман
- Рига: Эксперимент, 1995. 276 с. 30 000 экз.
- Цукерман, Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Текст. / Вопросы психологии. 1999. — № 6. — с. 3 — 18. 30 000 экз.
- Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах / Текст. / Н. С. Черноусова -Москва: Просвещение, 1976. 176 с. 400 000 экз.
- Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / Текст. / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова Москва: Просвещение, 1967. — 360 с. 25 000 экз.
- Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Текст. / Д. Б. Эльконин -Москва: Педагогика, 1976. 158 с. 20 000 экз.
- Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Текст. / В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -Москва: МГУ, 1980. с. 254 — 265. 200 000 экз.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение / Текст. / И. С. Якиманская — Москва: Педагогика, 1979. — 144 с. 100 000 экз.
- Якиманская, И.С. Знания и мышление школьника / Текст. / И. С. Якиманская —Москва: Просвещение, 1985. — 78 с. 11 000 экз.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии / Текст. / Вопросы психологии. 1989. — № 6. — с. 16−24. 30 000 экз.
- Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия. Художественное восприятие / Текст. / П. М. Якобсон — Москва: Искусство, 1964.-87 с. 7000 экз.
- Янковская, А.В. Букварь / Текст. / А. В. Янковская, Н. М. Головин -Москва: АПН РСФСР, 1937.
- Ямбург, Е.А. Школа для всех / Текст. / Е. А. Ямбург Москва: Новая школа, 1996.-356 с. 10 000 экз.-ISBN 5 — 7301−0273−9.