Система задач как средство развития математического мышления учащихся 8-9 классов с углубленным изучением математики: На примере изучения функций
Диссертация
В математическом развитии учащихся мы выделили такую важную, на наш взгляд, составляющую как развитие математического мышления. Под математическим мышлением (основными компонентами которого являются содержательный анализ, планирование и рефлексия) мы понимаем проявление теоретического типа мышления (в соответствии с концепцией В. В. Давыдова) на математическом содержании. В тексте диссертации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8−9 КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ
- 1. Цели создания классов с углублённым изучением математики в средней школе
- 2. Содержание углублённого изучения алгебры в основной школе
- 3. О понятии математического мышления в психолого-педагогической и методической литературе
- 4. Задачи как средство развития математического мышления учащихся
- Глава 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- 5. Требования к системе задач для развития математического мышления учащихся
- 6. Система задач по теме «Функция»
- 7. Особенности методики обучения теме «Функция» с использованием предложенной системы задач
- 8. Основные этапы и результаты экспериментального исследования
Список литературы
- Алгебра для 9 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики /Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. Под ред. Н. Я. Виленкина. -М.:Просвещение, 1996. 384 с.
- Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления //Вопросы психологии 1995. — № 5. -с. 41−50
- Атаханов Р. Уровни развития математического мышления: опыт экспериментального психологического исследования. /Под на-учн. ред. академика В. В. Давыдова. Душанбе, гос. ун., 1993. -175 с.
- Берцфаи Л. В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач. //Вопрсы психологии -1975 № 6 — с. 59−67.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 — 96 с.
- Вайнберг Б. Р. и др. Заочная математическая школа при МГУ. //Математика в школе 1964. — № 5. — с. 57 — 59.
- Виленкин Н. Я. и др. Алгебра. Учеб. пособие для IX X классов сред, школ с матем. специализацией. — М.: Просвещение, 1968.
- Виноградова JI. В. Развитие мышления учащихся при обучении математике.: Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989. — 175 с.
- Восканян К. В. Построение геометрических фигур как средство развития мышления школьников. //Вопросы психологии 1989 -№ 6 — с. 56 — 61
- Выготский JI. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка. (Под ред. А. Н. Леонтьева А. Р. Лурия /М., Изд-во АПН РСФСР, 1956, 51с.
- Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8−9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики /М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1994. 271 с.
- Геометрия: Учеб. для 7 9 кл. сред. шк. /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1994.- 335 с.
- Гладкий А. В. Как работать с одарёнными детьми? //Математика в школе 1993. — № 2. — с. 9 -11.
- Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. Свердловск, 1988. — 72 с.
- Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-327 с.
- Гусев В. А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе //Математика в школе. 1990. -№ 4. — с. 27 — 31.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии 1991. — № 6. — с. 5 — 14.
- Дорофеев Г. В. Значимость в школьном курсе темы «Многочлены с одной переменной». //Математика в школе 1995. — № 4. -с. 42−45.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. //Математика в школе 1990. — № 6.- с. 2 5.
- Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике. //Математика в школе- 1990.-№ 4.-с. 15−21.
- Дорофеева А. В. Гуманитарные аспекты преподавания математики. // Математика в школе 1990. — № 6. — с. 12 -13.
- Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Ефимчик А. А. Преподавание первых разделов систематического курса геометрии и развитие мышления учащихся: Автореферат дисс. на соискание учёной ст. канд. пед. наук (по методике преподавания математики). Минск, 1967. — 22 с.
- Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. /Л. И. Звавич, Д. И. Аверьянов, Б. П. Пигарёв, Т. Н. Трушанина. М.: Просвещение, 1994. — 96 с.
- Задорожная Е. А. Курс «Прикладная математика» в VII XI классах //Математика в школе — 1995. — № 3. — с. 28 — 29.
- Зайкин М. И., Колосова В. А. Провоцирующие задачи //Математика в школе 1997. — № 6. С 32 — 36.
- Зельцман В. Б. Первые годы работы юношеской математической школы.//Математика в школе 1962. -№ 5. — с. 58 — 59.
- Зильберберг Н. И. Алгебра 8. Для углублённого изучения математики. Учебное пособие. — Псков.: Издательство псковского областного института усовершенствования учителей, 1992. -152с.
- Зильберберг Н. И. Алгебра 9. Для углублённого изучения математики. Учебное пособие. — Псков.: Издательство псковского областного института усовершенствования учителей, 1993. -241с.
- Злоцкий Г. В. Широкий спектр средств дифференциации //Математика в школе -1991. № 5. — с. 8 — 9.
- Зяблицкий В. В. Школа юных математиков //Математика в школе 1963.-№ 1. — с. 73 -75.
- Иванов О. А. Интегративный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. Дисс на соискание уч. ст. докт. пед. наук. — СПб, 1997. — 337 с.
- Иванова Т. А. Методология научного поиска основа технологии развивающего обучения //Математика в школе — 1995. — № 5. — с. 25 — 28.
- Карп А. П. Задачи по алгебре. Для 8−9 классов с углублённым изучением математики. С. — Петербург, 1997. — НПО «Мир и семья — 95.» — 320 с.
- Карп А. П. Образовательные стандарты петербургской школы. -СПб 1997. — 15 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., «Педагогика», 1978. -208 с.
- Келбакиани В. Н. Контуры дифференциации в преподавании математики. //Математика в школе 1990. № 6. — с. 14 — 15.
- Ковалёва Г. С., Маслова Г. Г. О Международном исследовании интеллектуальных и практических умений школьников 13 лет. //Математика в школе 1993. — № 1. — с. 35 — 39.
- Козлов М. В. Изучение свойств простых чисел с помощью системы задач. //Математика в школе 1995. — № 4. — с. 37 — 40.
- Колесников М., Розов Н. Школа-интернат при МГУ. //Наука и жизнь 1968. — № 4. — с. 69−71.
- Колмогоров А. Н., Гусев В. А. и др. Физико-математические школы-интернаты. //Квант 1970. № 1. — с. 58 — 59.
- Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике, ч. 1. М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
- Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике, ч. 2. М.: Просвещение, 1977. -144 с.
- Колягин Ю. М., Копылов В. С., Шепетов А. С. Опыт применения задач как средства диагностики развития математического мышления //Изучение возможностей в усвоении математики. М., 1977, с. 66−76.
- Колягин Ю. М. Пути повышения эффективности контроля и оценки математических знаний и развития школьников. //Изучение возможностей в усвоении математики. М., 1977, с. 36 -55.
- Колягин Ю. М., Ткачёва М. В., Фёдорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике //Математика в школе -1990.-№ 4.-с. 21 -27.
- Кондратьева М. А. Становление и тенденции развития школ РСФСР с углублённым изучением учебных предметов (конец 50-х вторая половина 80-х). — Автореферат дис. на соиск. Учён. ст. канд. пед. наук. — М., 1990. — 21 с.
- Концепция развития школьного математического образования. //Математика в школе 1990. -№ 1.-е. 2−13.
- Корчевский В. Е., Салимжанов Р. М. Опыт применения тестов на уроках математики. //Математика в школе 1996. — № 2. -с. 37 — 39.
- Краснянская К. А., Кузнецова JL В. Результаты международного исследования математической подготовки школьников 9 и 13 лет. //Математика в школе 1993. — № 2. — с. 39 — 44.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. /Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение., 1988. -223с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 108 с.
- Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика. 1996. — № 2. — с. 7.
- Макарычев Ю. Н. и др. Алгебра 6: Пробный учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 1970. — 320 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. Главы к шк. учеб. 8 кл.: Учеб пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. /Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Просвещение, 1996.- 207 с.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра : Доп. главы к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики. /Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Максимов Л. К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения. //Вопросы психологии -1979.-№ 2.-с. 57−65.
- Максимов Л. К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1979. -18с.
- Максимов Л. К. Формирование и диагностика учебной деятельности школьников: Межвуз. Сб. Волгоград, 1990. — 126 с.
- Марнянский И. А. Психологическая характеристика усвоения школьниками понятия функции. //Новые исследования в педагогических науках, 1965., вып. IV, с. 18 22.
- Математика в школе: Сб. нормат. документов. /Сост. М. Р. Леонтьева и др. М.: Просвещение, 1988. — 208 с. — (Б-ка учителя математики).
- Метельский Н. В. Дидактика математики. Лекции по общим вопросам. Мн., Изд-во БГУ, 1975. 256 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. /Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян и др. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
- Мордкович А. Г. Новая концепция школьного курса алгебры. // Математика в школе 1996. — № 6. — с. 28 — 33.
- Мышляев А. М. О повышении эффективности преподавания физики. //Советская педагогика 1963. — № 11. — с. 60 — 65.
- Нечепаев Ю. П. О школе юных математиков //Математика в школе 1962. — № 5. — с. 56 — 58.
- Никулина Т. В. Психологические особенности знаний и мышления учащихся 5−8 классов при усвоении истории. В кн.: Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.-М., 1978.- с. 103.
- Особенности углублённого изучения математики в 8 9 классах: Методические рекомендации. /Сост. Е. П. Нелин. — Киев. Рад. шк., 1989. — 94 с.
- Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления. //Преподавание математики. Пер. с франц. М.: Учпедгиз, 1960. 164 с.
- Полонский В. Б., Якир М. С. Ожидаем помощь от математиков-профессионалов. //Математика в школе 1994. — № 2. — с. 44 -45.
- Попов Ю. П., Пухначёв Ю. В. Математика в образах. М.: Знание, 1989. — 205 с.
- Потапов М., Розов Н., Школа-интернат при МГУ //Наука и жизнь. -1968. № 4. — с. 69−71.
- Приёмы и средства обучения математике в средней школе. Методические рекомендации. С.-Петербург, 1992. — 60 с.
- Программы средней школы. Математика. М., «Просвещение», 1996.
- Пухначёв Ю. В., Попов Ю. П. Математика без формул. М.: АО «Столетие», 1995. — 506 с.
- Пушкина Т. А. О системе школьных задач и психологическихпринципах её структурирования. //Вопрсы психологии -1981. № 2.-с. 111−115.
- Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 147 с.
- Рухадзе И. Ш. Управление развитием математического мышления учащихся в процессе формирования метода геометрических преобразований: Автореф. дис. на соиск. учён. ст. канд. пед. наук -М., 1984.- 17 с.
- Саранцев Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики. //Математика в школе -1995.-№ 5.-с. 36−39.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Учеб. пособие / В. К. Егерев, Б. А. Кордемский, В. В. Зайцев и др.- Под ред. М. И. Сканави. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988.-431 с.
- Свирелкин М. А. Юношеская математическая школа в Ярославле. //Математика в школе 1963. № 3. — с. 84 — 85.
- Смирнов С. В. Юношеская математическая школа при Ивановском пединституте. //Математика в школе 1962. — № 5. -с. 52 — 56.
- Смирнова И. М. Профильная модель обучения математике. //Математика в школе 1997. — № 1. — с. 32 — 36.
- Столяр А. А. Педагогика математики. Курс лекций. Минск, «Вышэйш. школа», 1969. 368 с.
- Столяр А. А. Роль математики в гуманизации образования. //Математика в школе 1990. — № 6. — с. 5 — 7.
- Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики. Т. 1. СПб.: 1913
- Углублённое изучение математики в VIII -X классах. Сборник научных трудов. / Ред. О. А. Боковнев. М. 1976. — 64 с.
- Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. Пер. с нем. М., 1. Мир", 1977. 261 с.
- Фридман JI. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток. //Вопросы психологии 1989. — № 2. — с. 39 — 46.
- Черкасов В. А. Дидактические основы построения системы упражнений: Учеб. пос. Челябинск, 1978. — 91 с.
- Шварцбурд С. И. Математическая специализация учащихся средней школы. М., 1963. 57 с.
- Шихалиев X. Ш. Больше внимания формированию математической культуры. //Математика в школе 1994. — № 2. — с. 12−13.
- Экспериментальная программа для VI XI классов физико-математического направления. //Математика, Приложение к газете «Первое сентября». — 1994. № 34 — 35.
- Эрдниев П. М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике. М., 1957. — 70 с.
- Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216 с.
- Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии 1994. — № 2. — с. 64−75.