Педагогические условия развития творческой активности учащихся 6-7 классов при изучении гуманитарных дисциплин: Русский язык, литература, история
Диссертация
Актуальность исследования. Современная ситуация в социально-экономической сфере общества предъявляет качественно новые требования системе образования. Приоритетными становятся такие технологии педагогического процесса, которые позволяют обучающимся не только максимально полно и жизненно полезно усваивать предлагаемые знания, но и творчески реализовывать их в результате. Связано это с тем, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности учащихся
- 1. 1. Развитие творческой активности обучающихся как педагогическая проблема
- 1. 2. Обучение на основе анализа общенаучных ключевых понятий как условие развития творческой активности
- 1. 3. Обучение на основе интеллектуально-эстетических эмоций как условие развития творческой активности
- 1. 4. Обучение на основе сотрудничества ученика и учителя как условие развития творческой активности учащегося
- Выводы
- Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся
- 2. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
- 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
- 2. 3. Результаты формирующего эксперимента
- 2. 3. 1. Анализ результатов эксперимента педагогических условий
- 2. 3. 2. Анализ динамики эффективности условий
- 2. 3. 3. Анализ параметров педагогических условий
Список литературы
- Адорно В.Т. Эстетическая теория. — М.: Республика, 2001. — 527 с.
- Активизация познавательной деятельности студентов. Ростов: Изд-во ун-та, 1974.-88с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества.// Новое педагогическое мышление/ Под ред. A.B. Перовского. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во ГПУ, 1990. — 557с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -279 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самообразования творческой личности. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1996. — 552 с.
- Аромштам М. Ребенок и взрослый в педагогике переживания. М.: Линка-Пресс, 1998. — 112 с.
- Аскин Я.Ф. Время и творчество// Пространство и время в искусстве/ Под ред. О. И. Притыкиной. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1988. — 169 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1996. -583 с.
- П.Асмус В. Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. М.: Соцэкгиз, 1963.-312 с.
- Атаджанова Ш. А. Эстетическое воспитание личности. Алма-Ата.: Алым, 1990. — 124 с.
- Бардосси И., Тростнек М. Как учитель может стать партнером своих учеников в рамках продуктивного обучения// Теория и практика продуктивного обучения. М.: Нар.образов., 2000. — С. 32−51.
- М.Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
- Бахтин М.М. Работы 20-х гг. Киев: NEXT, 1994. — 384 с.
- Беликов В.А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 2000. — 68 с.
- Бегун В. Образование в России. М.: Флинта, 2001. — 112 с.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Искусство, 1999. — 560 с.
- Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989. 608 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 349 с.
- Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики//Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 167−221.
- Блецкан М.И. Диалектика формирования научных абстракций. Львов: Выща школа, 1989. — 180 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества.// Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 182−197.
- Богоявленская Д.Б. Психологический анализ творчества// Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Наука, 1990. — С.71−83.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. 256 с.
- Борев Ю. Эстетика. М.: Искусство, 1988. — 389 с.
- Брейтигам Э.К. Формирование математических понятий высокого уровня абстракций// Педагогика. 1998. — № 7. — С.45−56.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -387 с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Педагогический поиск, 2000. -144 с.
- Вертинская Н.Д. Математическое моделирование многофакторных и многопараметрических процессов в многокомпонентных системах. -Иркутск: Изд-во иркут. ун-та, 2001. 137 с.
- Вертмейгер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-214с.
- Всемирная энциклопедия: Философия/ Сост. А. А. Грицанов. М.: Акт- Минск.: Харвест, 2001. — 1312 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 418 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.
- Гальперин ПЛ., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирований знаний и умений у школьников и новые методыобучения в школе.// Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.230−242.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 238 с.
- Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст. М.: Наука, 1994.-439 с.
- Гермунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск.: Наука и техника, 1989. — 208 с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л: Изд-во ЛГУ, 1989.-144 с.
- Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща школа, 1990. — 143 с.
- Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. -447с.
- Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. — Минск.: Изд-во «Университетское», 1987. 257 с.
- Гусев С.С., Гусева Е. А. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. Л.: Наука, 1989. — 129с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогич. общество России, 2000. — 480 с.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления .//Новое педагогическое мышление/Под ред. В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 64−90.
- Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -387 с.
- Демидов С.С. Об идеях функциональной зависимости и непрерывности Г.Лейбница и П.А. Флоренского// Контекст. 1993. — М.: Наука, 1996. — С.20−29.
- Дзикики А. Творчество в науке./ Пер. с англ. Е. С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 240 с.
- Диалектика. Творчество. Гуманизм./ Под ред. Л. А. Соловьевой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 168 с.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. М.: Политиздат, 1987. — 140 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. 179 с.
- Дрейманис А.П. Элементы теории творчества в свете синергетики.// Междисциплинарный подход к исследованию научного тврчества./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Наука, 1990. — С.85−95.
- Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. 174с.
- Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: Теория и практика ее организации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. -110 с.
- Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. -Новосибирск: Изд-во СОР АН, 2000. 192 с.
- Дюфферен М. Искусство и политика. М.: Искусство, 1999. — 257 с.
- Ермичев A.A. Три свободы Н.Бердяева. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Женнет Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — т.1. — 472бб. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с. 67.3акс J1.A. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -212 с.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопр. психол. 1974. -№ 6. — С.59−73.
- Иванова В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. -Киев: Совет, худож., 1977. — 289 с.
- Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2000.-272 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
- Искусство и творческая деятельность./ Под ред. В. И. Мазепы. Киев: Наукова думка, 1979. — 316 с.
- Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. О. К. Логинова. М.: Наука, 1988. — 352 с.
- Кашаков М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб. Петрополис, 1996. — 401 с.
- Кленовая Н.В. Особенности коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся как фактор развития творческих способностейшкольников// Актуальные проблемы образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-83 с.
- Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике. -Магнттогорск: Изд-во МаГУ, 2000. -96 с.
- Клугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 64 с.
- Колесников Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика. 1991.- 272 с.
- Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев: Выща школа, 1988.-152 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
- Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Крутос В.П. Путь к прекрасному. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Крылова Н.Б., Леонтьева О. М. Школа без стен: перспективы развития и организации продуктивных школ. М.: Сентябрь, 2002. — 176 с.
- Культура и дети (опыт эстетического воспитания Японии и Китая)/ Под ред. Г. Ф. Онуфриенко. — М.: Искусство, 1991. 68 с.
- Куракина В.И. Познание как творчество// Актуальные проблемы диалектической логики: Сб. научн. ст. Алма-Ата: Изд-во ун-та, 1971. -251 с.
- Куров Б.М. Обобщение как логическая операция// Вопросы философии. 1965. — № 12. — С. 34−76.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -М.: Республика, 1999. 399 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-215 с.
- Леонтьев A.A. Научите человека фантазии.//Вопросы психологии.1998. № 5. — С.82−85.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 377 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1973.- 175 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
- Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом/ Под ред. Д. А. Леонтьева и др. М.: Смысл, 1997.- 120 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987.- 128 с.
- Лосева И.Н. Теоретическое знание: проблемы генезиса и различения форм. — Ростов: Изд-во рост. ун-та, 1989. 112 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384с.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
- Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск.: Тетра Систем, 1999.-336 с.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994.- 123 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности.// Вопр. психол. 1989. — № 6. — С.29−33.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977. — 239с.
- Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.-275с.
- Мелик-Пашаева A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С.76−81.
- Мещерова Е.В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 97с.
- Мигал А.Б. О психологии научного труда// Наука и жизнь. -1976. № 2. — С. 100−107.
- Найн А .Я. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Южноурал. кн. изд-во, 1993. — 115 с.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль 1972. — 271 с.
- Научное творчество/ Под ред. C.B. Миколинского, Н. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — 448 с.
- Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990. -192 с.
- Новая философская энциклопедия: В 4-х т./ Под ред. B.C. Степина. М.: Мысль, 2001. — Т.4. — 605 с.
- Новиков Б.В. Творчество и философия. Киев: Изд-во киев, унта, 1989. — 168с.
- Новая философская энциклопедия/ Под ред. В. С. Степина. -Т. 1−4. -М: Мысль, 2001.
- Новое педагогическое мышление/ Под ред. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Организация экспериментальной работы в образовательных учереждениях инновационного типа// Сост. А. Я. Найн. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. — 151 с.
- Панпурин В.П. Внутренний мир личности и искусство. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 212 с.
- Педагогическая антропология/ Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Под ред. И. А. Капрова. -М.: Сов. энцикл., 1968. Т.4. — 912 с.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1962. -256с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -304с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 295 с.
- Поппер К. Собр. соч.: В 3-х т. М.: Просвещение, 1998. — Т.1. -457 с.
- Поспелов Г. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. -М.: Искусство, 1959. 325 с.
- Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Искусство, 1965.-457 с.
- Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений: Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь, 1989. — 102 с.
- Проблема знания в истории науки и культуры/ Под ред. E.H. Молодцова. СПб.: Алетейя, 2001. — 224 с.
- Проблемы эстетического воспитания в аспекте социального проектирования/ Под ред. Э. А. Чамоновой. М.: Педагогика, 1988. — 32 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. -448с.
- Пути и средства эстетического воспитания/ Под ред. Н. И. Киященко. М.: Наука, 1989. — 192 с.
- Путилин В.Д., Ушачев В. П. Психолого-педаогические основы формирования творческой активности школьника. Магнитогорск: Изд-во МГПУ, 1998. — 62 с.
- Путляева JI.B. Проблемное обучение (вопросы теории). М.: Изд-во ЦИУВ, 1990. — 21 с.
- Развитие психологии школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1983. — 245 с.
- Развитие творческой активности школьников/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.: АКТ, 2000. — 560 с.
- Резерв успеха творчество./ Под ред. Г. Найна, В. Калвейта, Х.Клейна. -М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М: Больш. Российск. энцикл., 1999. — Т.1. — 670с.- Т.2. — 672с.
- Ротенберг B.C. Гипноз и образное мышление. И Психологич. журнал. 1985. — № 2. — С.37−43.
- Рубинштейн С.Jl. Бытие и сознание. M.: АНСССР, 1957. — 331 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АНСССР, 1958.-259 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-720 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959. — 324 с.
- Руднев В.П. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
- Руднев В.П. Словарь культуры хх века. М.: Аграф, 1999. — 384с.
- Русанова B.C. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. Челябинск: Изд-во ЧелГАКиИ, 2001.-234 с.
- Самохвалова В.И. Человек в искусстве. — М.: Просвещение, 1989. -64 с.
- Сидорова O.A. Нейропсихология эмоций. M.: Наука, 2001. -147 с.
- Синергетическая парадигма: Многообразие подходов и методов. М.: Процесс-Традиция, 2000. — 536 с.
- Синергетическая парадигма. М.: Процесс-Таврия, 2002. — 614 с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965. — 280 с.
- Словарь практического психолога./ Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест- М.: АКТ, 2001. — 800 с
- Современные проблемы теории творчества/ Под ред. Г. Я. Буша. -М.: Поиск, 1992.- 120 с.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
- Суханов К.Н. Комплексное историко-философское исследование интуитивизма. М.: Мысль, 1979. — 40 с.
- Суханов К.Н. Критический очерк гносеологии интуитивизма. -Челябинск: Южноуральск. книжн. изд-во, 1973. 228 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1973. -252 с.
- Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во том. ун-та, 1989. — 232 с.
- Сысоева JI.C., Махлина С. Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во том. ун-та, 1993.- 184 с.
- Творчество в искусстве и искусство в творчестве/ Под ред. Л.Дорфияна. М.: Смысл, 2000. — 549 с.
- Титов С.Н. О безграничности и границах художественного творчества// Диалектика творческой деятельности/ Под ред. А. С. Кревец., П. С. Дышлевой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — С.125−140.
- Толстой JL Избранные религиозно-философские произведения. -М.: АКТ-ЛТД, 1992. 337 с.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон. Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М.: ACT-ЛТД, 1998.-707 с.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии.// Вопр. психологии. 1998. -№ 4.-С.123−132.
- Усова A.B., Вологодская З. А. Дидактические материалы по физике: 6−7 кл. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
- Усова A.B. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1988. — 89с.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
- Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Слово, 1980. — 97 с.
- Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. -Магнитогорск: Изд-во Mill И, 1991. 56 с.
- Ушачев В.П., Ушачева Е. В. Концептуальные модели инновационного обучения. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1999. — 23 с.
- Философско-психологические предположения Школы диалога культур./ Под ред. В. С. Библера. М.: Рос. полит, энцикл, 1998. — 216с.
- Философский словарь/ Под ред. Е. Ф. Губского. М.: ИНФРА-М, 1998.-576 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е издан., перераб. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
- Философский энциклопедический словарь./ Сост. Е. Ф. Губский. Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА, 1998. — 576 с.
- Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразит, искусство, 1996. — 286 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998. — 160с.
- Формирование творческих способностей/ Под ред. Г. А. Халемского. Л.: Изд-во ЛГПУ, 1980. — 39 с.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Просвещение, 1991.-491 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -400 с.
- Хабермас Ю.Х. Познание и интерес.// Диалектика. Творчество. Гуманизм./ Под ред. Д. А. Гущина, Б. В. Маркова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С.80−98.
- Художественная культура личности и гармоническое развитие личности/ Под ред. Н. В. Гончаренко. Киев: Наукова думка, 1982. -240 с.
- Шадриков В.Д. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 2002. 437 с.
- Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. СПб.: Изд-во ВИПКИПРиСП, 1994. — 44 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
- Шамова Т.И. Мотивация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.- 180 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры: (^организационные основы экспкриментальных исследований. Минск: Университетское, 1990. -223 с.
- Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Шишмаренкова Г. Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1997.-182 с.
- Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем./ Под общ. ред. С.Соловейчик. М.: Первое сентября, 2000. — 261 с.
- Шульга Р.П. Искусство и ценностная ориентация личности. -Киев: Наукова думка, 1989. 120с.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М. Высшая школа, 1989.- 143 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда, 2000. — 704с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: Квалиметрический аспект. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 136 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.// Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. О. К. Логинова. М.: Наука, 1988. — С.31−50
- Яценко Л.В. Порождающие факторы творчества.// Под ред. А. С. Кревец., П. С. Дышлевой. Вор.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — С. 26−43.187