Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития творческой активности учащихся 6-7 классов при изучении гуманитарных дисциплин: Русский язык, литература, история

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современная ситуация в социально-экономической сфере общества предъявляет качественно новые требования системе образования. Приоритетными становятся такие технологии педагогического процесса, которые позволяют обучающимся не только максимально полно и жизненно полезно усваивать предлагаемые знания, но и творчески реализовывать их в результате. Связано это с тем, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности учащихся
    • 1. 1. Развитие творческой активности обучающихся как педагогическая проблема
    • 1. 2. Обучение на основе анализа общенаучных ключевых понятий как условие развития творческой активности
    • 1. 3. Обучение на основе интеллектуально-эстетических эмоций как условие развития творческой активности
    • 1. 4. Обучение на основе сотрудничества ученика и учителя как условие развития творческой активности учащегося
  • Выводы
  • Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся
    • 2. 1. Задачи и организация педагогического эксперимента
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента
      • 2. 3. 1. Анализ результатов эксперимента педагогических условий
      • 2. 3. 2. Анализ динамики эффективности условий
      • 2. 3. 3. Анализ параметров педагогических условий

Педагогические условия развития творческой активности учащихся 6-7 классов при изучении гуманитарных дисциплин: Русский язык, литература, история (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная ситуация в социально-экономической сфере общества предъявляет качественно новые требования системе образования. Приоритетными становятся такие технологии педагогического процесса, которые позволяют обучающимся не только максимально полно и жизненно полезно усваивать предлагаемые знания, но и творчески реализовывать их в результате. Связано это с тем, что социальный заказ общества ориентирован на творчески активную личность. В настоящий момент творческая активность обучающихся признается залогом успешности образовательного процесса в любой сфере применения знания, однако общие теоретические и, как следствие, практические основы развития творческой активности остаются неразработанными.

Степень разработанности проблемы. Обучение как передача знаний в педагогике достаточно общепризнано и изучено и психологами (Б.Г.Ананьев, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, Л. С. Славина и др.), и педагогами (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Вопрос о природе творчества как цели педагогической практики был поставлен в конце 80-х годов XX века. В 90-е гг. прошедшего столетия в отечественной и мировой педагогике себя утверждает концепция личностно-ориенированного обучения. Главным фактором развития человека выдвигается креативность. Начало XXI века ознаменовано в педагогике неослабевающим, постоянно обновляющимся интересом к проблемам творчества учащегося, педагога и педагогического коллектива. Круг насущных проблем включает интеллектуальную одаренность и факторы ее развития, творческую самореализацию школьника, развитие творческого потенциала учащихся, формирование субъективной позиции в творческой деятельности, формирование опыта творческой деятельности и т. п. Анализ педагогической литературы и диссертационных исследований показывает, что формирование творческой активности человека является одной из насущных проблем в педагогической теории и практике. Проблемам творческой активности посвящены «-работы В. А. Бухвалова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. Д. Путилина, С. Л. Рубинштейна, В. П. Ушачева, Т. И. Шамовой и др. Проблемы развития личности, творческого потенциала разрабатываются в трудах В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, К. Д. Ушинского, Е. Л. Яковлевой, И. С. Якиманской и др. Формирование познавательного интереса отражено в исследованиях Д. Б. Богоявленской, Б. Г. Матюнина, В. А. Сухомлинского, A.B. Усовой, В. П. Ушачева, Г. Я. Шишмаренковой, Г. И. Щукиной и др. На основе анализа современного состояния проблемы можно выявить положения, которые используются в разработке теоретических и практических актов творчества:

• способностями к творчеству обладает каждый учащийся;

• различия их проявлений в действительности, эффективность, темпы, закрепление, динамика изменений, особенности связи с другими личностными компонентами не отменяют факта их наличия, а предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу их развития;

• творческие способности поддаются развитию. В их развитии существенная роль принадлежит так называемом механизму переноса, обеспечивающему преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

• творчество ребенка и творчество взрослого имеет общую психологическую основу;

• творческие качества, развитые в процессе овладения содержанием образования на основе учебно-познавательной деятельности, сохраняют свою значимость и выступают основанием их дальнейшего развития после окончания школы во всем многообразии социальных сфер деятельности.

Неослабевающий интерес к творческой активности обусловлен тем, что именно она представляется необходимой, базовой сущностью человека. В свете данного подхода творчество есть активность и ничто другое. Собственно, творчество отличается тем, что оно превышает действительный уровень активности учащегося и переходит границу прежних, доступных возможностей, т. е. оно помогает реализовать то, что ранее было относительно или исторически невозможно для данной личности.

Применительно к предметам гуманитарного цикла вопрос о творческой природе как процесса деятельности, так и результата не стоит. Предполагается, что творческий выход — естественное следствие процесса обучения гуманитарным дисциплинам, однако практический опыт этого не подтверждает. Реальные условия преподавания в современной школе вскрывают ряд противоречий:

• понимание того, что усвоение огромного потока информации возможно лишь при условии творческой переработки получаемых знаний, и поиск новой системы преподавания методом «проб и ошибок», ориентация на репродуктивное обучение;

• выделение учителем познавательного интереса в качестве ведущего мотива при изучении гуманитарных дисциплин и в то же время отсутствие у обучающихся когнитивной мотивации;

• противоречие между угасающими способностями учащихся в художественных видах деятельности и малой возможностью педагогического влияния на данный процесс;

• стремление к творческому результату в процессе преподавания и «размытость» понятия творческого процесса и результата.

Реальные противоречия, существующие в современной школе, важность и актуальность исследуемой проблемы привели к определению темы нашего исследования: «Педагогические условия развития творческой активности обучающихся 6−7 классов при изучении гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история)».

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности обучающихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Объект исследования — образовательный процесс в средней школе. Предмет исследования — процесс преподавания гуманитарных дисциплин, направленный на развитие творческой активности обучающихся в 6−7-х классах.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности будет протекать более эффективно, если обучение по дисциплинам гуманитарного цикла осуществляется:

1. на основе анализа общенаучных ключевых понятий, обеспечивающих интеллектуальную направленность творческой активности;

2. на основе интеллектуально-эстетических эмоций обучающихся, предусматривающих интеллектуально-эстетическую деятельность и обеспечивающих эмоциональную направленность творческой активности;

3. в сотрудничестве обучающегося и педагога, которое носит поэтапный характер и обеспечивает коммуникативную направленность творческой активности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

— изучить современное состояние проблемы развития творческой активности;

— разработать критерии для диагностики развития творческой активности учащихся;

— выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности;

— разработать методические рекомендации, обеспечивающие развитие творческой активности в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.

Методологические основы исследования.

Философская. Диалектико-материалистическая теория познания как форма отражения действительностиучение о развитии личности, определяемой совокупностью всех общественных отношений.

Социологическая. Требования, предъявляемые современным обществом к выпускникам общеобразовательной школы, сформулированные в квалификационной характеристике выпускника учебного заведения.

Психолого-педагогическая. Развитая в работах отечественных психологов теория деятельности как высшей формы активного отношения к окружающему миру, обусловливающая познание человеком действительности и развитие его как личности. Личностно-деятельностный и системный подходы в анализе и оценке педагогических явлений.

Общедидактическая. Теории творческого саморазвития личности обучаемого, формирования творческой активности учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности, развитые отечественными и зарубежными исследователями.

В качестве методов исследования использовался анализ научно-педагогической литературы по проблемам формирования творческой активности и развития творческого потенциала, а также сравнительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных, констатирующий и формирующий эксперименты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 18 г. Челябинска и предусматривало несколько этапов.

Первый этап (1999;2000 гг.). Теоретическое исследование проблемы развития творческой активности учащихся школы. Определение основного научного аппарата, входящего в круг изучаемой проблематики исследования. Формулирование рабочей гипотезы. На данном этапе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ педагогической и психологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта по развитию творческой активности учащихся, прямое и косвенное наблюдение за реальной творческой деятельностью учащихся в средней школе.

Второй этап (2000;2001 гг.). Продолжение теоретического изучения проблемы. Проведение констатирующего эксперимента, выявляющего основную направленность учебной деятельности учащихся. Использовались интервьюирование и анкетирование учащихся, на основе которых осуществлялся формирующий эксперимент. Намечены критерии оценивания творческой активности учащихся.

Третий этап (2001;2004 гг.). Организация и проведение формирующего эксперимента развития творческой активности учащихся в естественных условиях. Разработаны параметры оценивания творческой активности. Проведены анализ и обработка материалов исследования в соответствии с выдвинутыми критериями. Оформлены в законченном виде теоретические положения и практические выводы, внедрены в практику разработанные рекомендации.

Обоснованность и достоверность теоретических выводов и экспериментальных результатов исследования обеспечивается опорой на труды классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологиииспользованием методов, адекватных задачам исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, подтвержденных методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

• публикаций в печати статей (13) и тезисов докладов (1);

• выступлений на международных научно-практических конференциях;

• использованием в образовательном процессе школы методического комплекса, направленного на формирование творческой активности учащихся, а также образовательных срезов, разработанных автором исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — уточнена характеристика творческой активности обучающихся в эстетической деятельностиопределены компоненты творческой активности и показатели, позволяющие определить уровень сформированности компонентов: интеллектуально-творческий компонент, мотивационный компонент и компонент самоуправления;

— определены педагогические условия развития творческой активности в соответствии с поэтапной схемой управления творческим процессом: подготовкой, инкубацией, озарением и проверкой.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогических этапов в развитии творческой активности обучающихся в эстетической деятельности, что расширяет научное представление о творческой активности обучающихся и ее сущностные характеристики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что.

• разработаны методические рекомендации по использованию педагогических условий развития творческой активности учащихся;

• сформулированы критерии оценки формирования творческой активности учащихся;

• методическая разработка внедрена в практику учебного процесса средних образовательных школ №№ 18, 124, 35, 123.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика «творческой активности обучающихся в эстетической деятельности» как качества субъекта, которое проявляется в его личностно-социальной деятельности, возникающей в результате социально-культурного развития этого субъекта в образовательном процессе, построенном на основе диалогичности и нацеленном на достижение качественно нового в эстетической деятельности.

2. Педагогические условия, при которых обеспечивается повышение эффективности развития творческой активности учащихся: а) обучение по дисциплинам гуманитарного цикла осуществляется на основе анализа общенаучных ключевых понятий, обеспечивающих интеллектуальную направленность творческой активностиб) обучение реализуется на основе интеллектуально-эстетических эмоций обучающихся, предусматривающих интеллектуально-эстетическую деятельность и обеспечивающих эмоциональную направленность творческой активностив) обучение протекает в сотрудничестве обучающегося и педагога, которое носит поэтапный характер и обеспечивает коммуникативную направленность творческой активности.

Выводы.

В результате анализа педагогической литературы было уточнено понятие «творческая активность» и обоснованы педагогические условия ее развития.

1. Понятие «творческая активность обучающихся в эстетической деятельности» представляет собой такое качество субъекта, которое проявляется в личностно-социальной деятельности субъекта, возникающей в результате социально-культурного развития этого субъекта в образовательном процессе, построенном на основе диалогичности и нацеленном на достижение нечто качественно нового в эстетической деятельности.

2. В данном определении акцент сделан не на понятии «деятельность», а на категории «творчество» применительно к предметам гуманитарного цикла. В содержательном плане творческая активность включает: -интеллектуальную составляющую, нацеленную на развитие системного знанияактивность в проявлении творческого мышления при решении проблемных задач;

— мотивационную составляющую, выявляющую эстетические свойства личности, способствующие успешности творческой деятельности- -составляющую самоуправления, выявляющую эффективность сотрудничества учителя и учащегося, а также роль учителя в процессе творческой деятельности учащегося.

2.Педагогические условия развития основных компонентов творческой активности следующие: а) обучение по дисциплинам гуманитарного цикла осуществляется на основе анализа общенаучных ключевых понятий, обеспечивающих интеллектуальную направленность творческой активностиб) обучение реализуется на основе интеллектуально-эстетических эмоций обучающихся, предусматривающих интеллектуально-эстетическую деятельность и обеспечивающих эмоциональную направленность творческой активностив) обучение протекает в сотрудничестве обучающегося и педагога, которое носит поэтапный характер и обеспечивает коммуникативную направленность творческой активности.

Выдвинутые гипотетически условия отражают целостный подход к развитию творческой активности и соответствуют основным этапам творческого процесса.

Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся.

2.1. Задачи и организация педагогического эксперимента.

Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности подкреплялось экспериментальной их проверкой в условиях реального учебного процесса средней школы.

Цель дидактического эксперимента — практическое подтверждение гипотезы о том, что развитие творческой активности в процессе обучения будет протекать более эффективно благодаря следующим педагогическим условиям:

1. формирование операций творческой деятельности на основе анализа общенаучных ключевых понятий по дисциплинам гуманитарного цикла;

2. развитие эстетических эмоций учащихся в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла как необходимой составляющей творческого процесса;

3. создание атмосферы сотрудничества учащегося и педагога в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Основные задачи эксперимента: анализ результатов реализации педагогических условий по отдельности в реальных условиях учебного процесса и проверка эффективности комплекса педагогических условий.

Если в эксперименте констатируется положительная динамика творческой активности, то можно констатировать совершенствование учебного процесса, эффективность педагогических условий. Эксперимент требует многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях, а также планомерно измерять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата. Общим критерием эффективности проверяемых педагогических условий является достижение более, чем актуальный уровня формирования творческой активности учащихся.

Выдвинутый общий критерий требует такого комплекса педагогических условий, при котором обеспечивалось бы развитие указанных качеств личности в процессе обучения при меньших затратах временных ресурсов.

Анализ литературы дает следующие оценки развития творческой активности. Оценка — «правило вычисления приближенного параметра по наблюдаемым данным».(201- 136).

В.В.Дрозина (59- 174) выделяет следующие уровни творческой деятельности:

1. Уровень управляющего процессом. Передача и переработка информации по организации процесса творческой активности, составляющей основную часть этой системы. При отклонении от цели обучающий направляет учащегося. Способы действия учащихся исходят от обучающего, который создает оптимальный вариант появления компонентов творческой деятельности и ведет процесс деятельности в этом направлении.

2. Уровень открытой системы, когда творчество перерастает в привычку. Роль обучающего — активизировать процесс творческой деятельности за счет создания новых ситуаций. Однако готовность к немедленной деятельности зависит от уровня сформированности и развития умений творческой работы.

3. Уровень повышенной мобильности, телеологического поведения, самосознания учащегося. Здесь важна индивидуальная работа с учащимся.

Т.о., уровни творческой активности учащегося представляют собой равнодействующую двух сил — учителя и ученика.

В.Т.Кудрявцев различает три типа совместной деятельности:

1. Репродуктивно-исполнительский, когда ребенок копирует взрослого как вполне законченного носителя социально-заданной суммы знаний;

2. Проблемный, при котором содержание обучения и воспитания проблематизируется и преподносится в форме творческих задач, следуемые разрешить под руководством наставника. Т.о. создается имитация поиска.

3. Развивающее обучение. Ведущая цель — не усвоение знаний как таковых, не духовное обеспечение процесса производства и воспроизводства вещей, а само развитие (или саморазвитие) творческих сил человека в их целостности и универсальности.(157−51).

Е.И.Коротаева выделяет следующие уровни активности:

1. Нулевой: без особого давления со стороны учителя эти ученики не включаются в деятельность, пассивны, часто демонстрируют отказ от творческой деятельности.

2. Относительно-активный: интерес у этих учащихся проявляется только в связи с интересной темой или необычными приемами преподавания.

3. Исполнительно-активный: умение ученика подчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели — выполнять все, что требует учитель, и выполнять так, как он требует.

4. Активный: обычно это бывает, когда предмет и учитель любимы, тогда и учебное задание выполняется охотно.

5. Творческий: исполняется задание на уровне воображения и переноса действий в новую ситуацию.(193- 38) По мнению опытного педагога Г. Я. Шишмаренковой, если учитель способен определить уровень активности каждого своего ученика, то он, как правило стремиться выработать алгоритм своей работы с группой каждого уровня активности. Учащимся нулевого уровня он не должен предлагать заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности к другому. Основным приемом работы с таким учеником можно назвать «эмоциональное поглаживание».(193- 32−33).

На относительно-активном уровне учителю лучше всего опираться на вопросы, которые задают дети. Вопросы детей надо поощрять, давать им возможность в конце занятий задать несколько вопросов.

Учащиеся исполнительного и активного уровней активности являются опорой учителя на уроке. Результат такого уровня активности этих учащихся кроется в его более ранний усилиях, умении сосредоточиться, внимательно читать условие задачи, выбирать наиболее удачный вариант. Такие учащиеся сразу же оживляются, если предложены проблемные, частично поисковые, эвристические ситуации.

Предмет особой заботы учителя — дети, отличающиеся творческой активностью. Полет их фантазии требует постоянно все новых и новых нестандартных ситуаций. Учитель вынужден учитывать необходимость обеспечить у них достаточный уровень знаний госстандарта и поощрять их потребность в творческой деятельности. Здесь важна индивидуальная работа с учащимися, обеспечивающая направленность творческой энергии к реальному результату.

Для уверенного разделения этих понятий нужно обратиться к их критериям. «Критерий — это показатель, суждение для сравнений объектов, это признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных. У него три компонента: объект, признак и процедура сравнения». Требования к критерию обычно таковы:

• Объективность,.

• Эффективность,.

•Надежность,.

•Достоверность,.

•Направленность.

Они достаточно изучены и показаны в педагогической литературе, поэтому нам лишь остается ими воспользоваться.

Лернер И.Я. при организации процесса обучения творческому поиску считает необходимым учитывать такие показатели деятельности учащихся, как:

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3. Видение новой функции объекта;

4. Осознание структуры объекта;

5. Поиск альтернативы решения или поиск решения;

6. Комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач в новой ситуации.(98- 13).

Ф.Кликс в диагностике творческой активности дифференцирует:

•Способность к абстрагированию;

•Способность к обобщению;

•Способность к логическому мышлению;

•Способность к сокращению мыслительных процессов;

•Способность у гибкому мышлению.(141−33).

По мнению Т. И. Шамовой, об активизации творчества учащихся можно судить по следующим критериям:

1. по направленности и устойчивости познавательного интереса;

2. стремлению к эффективному овладению знаниями и способами умственной деятельности (отрицательной реакцией на перерыв в познавательной деятельности, стремлением к выполнению заданий необязательного характера, качеству овладения учебным материалом);

3. умственным напряжением (интерес к вопросам, выходящим за рамки программы, расширяющим фактический материал, уточняющих материал по интересующему разделу, углубляющих теоретические знания);

4. проявлением нравственно-волевых качеств ученика (активности при решении учебных проблем).(189−116).

И.Ф.Харламов к показателям творческой активности относит стремление к учению, умственное напряжение и волевые усилия.

Андреев В.И. выделяет следующие составляющие творческих способностей: мотивационно-творческая активность, интеллектуально-логические способности, интеллектуально-эвристические, мировоззренческие свойства личности, способности личности к самоуправлению, коммуникативнотворческие способности, эстетические свойства личности, индивидуальные особенности личности.

Большинство исследователей критериями творческой активности предлагают трудноизмеримые направленность, устойчивость, умственное напряжение.

Г. Я.Шишмаренкова считает, что легче, например, измерить активность школьников:

1. по качеству знаний;

2. по вопросам ученика к учителю;

3. по характеру этих вопросов;

4. по отношению ученика к дополнительным заданиям;

5. по количеству используемых источников при выполнении задания и др.(193- 27).

Для измерения каждого критерия предлагаются количественные и качественные характеристики. В этом случае критерии творческой активности будут представлять следующую систему:

1. Количество и качество выполнения заданий: -задания выполняются всегда, иногда, никогда- -качество выполнения: 5,4,3, 2.

2. Сформированность творческой активности: -вопросы ученика к учителю, их характер и направленность- -степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах;

— полнота ответов, ход рассуждений, ссылка на различные источники, самостоятельность суждений;

— отношение к дополнительным заданиям: подготовка доклада, сообщения, написание реферата, выбор варианта задания исследовательского уровня и п.т.

3. С формированность приемов творческой деятельности: -владеет приемами полностью,.

— владеет приемами частично,.

— не владеет приемами творческой деятельности. Об этом можно судить по письменным и устным работам.

4. Место ученика в группе класса:

— слабой,.

— средней,.

— сильной. Перемещение ученика из группы в группу в течение года.

5. Количество источников при выполнении домашнего задания и ссылка на них при устных выступлениях и письменных работах.(193- 28).

Введем параметры, с помощью которых можно в условиях эксперимента диагностировать условия развития творческой активности, и соответствующие им показатели (См. таблицу 2.1.).

Заключение

.

Целью нашего исследования является определение педагогических условий развития творческой активности учащихся среднего звена. Предмет исследования — процесс обучения гуманитарным дисциплинам, направленный на формирование творческой активности учащихся среднего звена.

При проведении исследования получены следующие основные результаты:

• уточнено понятие «творческая активность»;

• выделены и проанализированы условия повышения эффективности формирования творческой активности учащихся, охватывающие процесс творчества от начального этапа — этапа подготовки — до конечного — обработка полученных результатов ;

• экспериментально подтверждено, что реализация выявленных педагогических условий действительно приводит к совершенствованию учебно-познавательной деятельности, проявляющейся в положительной динамике компонентов творческой активности: мотивационного, интеллектуального и компонента сотрудничества ученика и учителя;

• выработаны критерии диагностики творческой активности учащихся;

• разработаны рекомендации по обеспечению условий формирования творческой активности учащихся;

• осуществлена методическая разработка по использованию продуктивно обусловленных заданий и организации творческой исследовательской деятельности, которая внедрена в учебный процесс средней общеобразовательной школы № 18 г. Челябинска.

Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Понятие «творческая активность обучающихся в эстетической деятельности» представляет собой такое качество субъекта, которое проявляется в личностно-социальной деятельности субъекта, возникающей в результате социально-культурного развития этого субъекта в образовательном процессе, построенном на основе диалогичности и нацеленном на достижение нечто качественно нового в эстетической деятельности.

В содержательном плане творческая активность включает в себя:

• интеллектуальную составляющую, нацеленную на развитие системного знанияактивность в проявлении творческого мышления при решении проблемных задач;

• мотивационную составляющую, выявляющую эстетические свойства личности, способствующие успешности творческой деятельности;

• составляющую самоуправления, выявляющую эффективность сотрудничества учителя и учащегося, а также роль учителя в процессе творческой деятельности учащегося.

2. Экспериментально подтверждена гипотеза исследований, состоящая в том, что формирование творческой активности учащихся будет протекать эффективно, благодаря следующим педагогическим условиям:

1. формирование операций творческой деятельности на основе анализа общенаучных ключевых понятий по дисциплинам гуманитарного цикла;

2. развитие интеллектуально-эстетических эмоций учащихся в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла как необходимой составляющей творческого процесса;

3. создание атмосферы сотрудничества учащегося и педагога в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Пути реализации теоретических установок в преподавании гуманитарных дисциплин можно представить в виде таблицы:

Этап управления творческим процессом. Содержание этапа. Операции творческой деятельности.

1. подготовка Обогащение преподаваемого материала теоретическими понятиями, расширение сферы знания. Выведение понятия из наблюдения над материалом, вопросы из копилки юного филолога и юного историка, перекрестное обсуждение по методу «зигзага», определение причинно-следственных связей, комбинирование элементов системы, мозговой штурм, «а что, если бы.», работа по проблемным вопросам, алгоритмизация знаний, составление плана, опорный конспект, выделение эпизодов и определение их значения.

2. инкубация. Развитие эстетических эмоций. Синектика (природная аналогия, личная эмпатия, символическая аналогия, фантастическая аналогия), вживание, пересказ с изменением лица, выбор одного элемента из множества, анализ множественности точек зрения интерпретируемого текста, незавершенное предложение, междисциплинарные связи в подходах и методах.

4.проверка. Оформление творческого результата в диалоге сотрудничества. Совмещение групповой, вариантной и индивидуальной деятельности, планирование своей деятельности, стилизация, эссе, страничка из дневника, экспертиза, сочинение, творческий зачет,.

Интерес, с нашей точки зрения, представляет продолжение исследований по вопросу формирования творческой активности, направленных на целостное видение проблемы творчества и ее решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Т. Эстетическая теория. — М.: Республика, 2001. — 527 с.
  2. Активизация познавательной деятельности студентов. Ростов: Изд-во ун-та, 1974.-88с.
  3. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества.// Новое педагогическое мышление/ Под ред. A.B. Перовского. М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во ГПУ, 1990. — 557с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -279 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самообразования творческой личности. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1988. — 238 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во казан, ун-та, 1996. — 552 с.
  8. М. Ребенок и взрослый в педагогике переживания. М.: Линка-Пресс, 1998. — 112 с.
  9. Я.Ф. Время и творчество// Пространство и время в искусстве/ Под ред. О. И. Притыкиной. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1988. — 169 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1996. -583 с.
  11. П.Асмус В. Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. М.: Соцэкгиз, 1963.-312 с.
  12. Ш. А. Эстетическое воспитание личности. Алма-Ата.: Алым, 1990. — 124 с.
  13. И., Тростнек М. Как учитель может стать партнером своих учеников в рамках продуктивного обучения// Теория и практика продуктивного обучения. М.: Нар.образов., 2000. — С. 32−51.
  14. М.Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
  15. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  16. М.М. Работы 20-х гг. Киев: NEXT, 1994. — 384 с.
  17. В.А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 2000. — 68 с.
  18. В. Образование в России. М.: Флинта, 2001. — 112 с.
  19. H.A. О назначении человека. М.: Искусство, 1999. — 560 с.
  20. Н. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989. 608 с.
  21. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 349 с.
  22. B.C. Творческое мышление как предмет логики//Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 167−221.
  23. М.И. Диалектика формирования научных абстракций. Львов: Выща школа, 1989. — 180 с.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества.// Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 182−197.
  25. Д.Б. Психологический анализ творчества// Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Наука, 1990. — С.71−83.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. 256 с.
  27. Ю. Эстетика. М.: Искусство, 1988. — 389 с.
  28. Э.К. Формирование математических понятий высокого уровня абстракций// Педагогика. 1998. — № 7. — С.45−56.
  29. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -387 с.
  30. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Педагогический поиск, 2000. -144 с.
  31. Н.Д. Математическое моделирование многофакторных и многопараметрических процессов в многокомпонентных системах. -Иркутск: Изд-во иркут. ун-та, 2001. 137 с.
  32. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  33. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-214с.
  34. Всемирная энциклопедия: Философия/ Сост. А. А. Грицанов. М.: Акт- Минск.: Харвест, 2001. — 1312 с.
  35. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 418 с.
  36. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.
  38. ПЛ., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирований знаний и умений у школьников и новые методыобучения в школе.// Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.230−242.
  39. П.Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 238 с.
  40. .М. Структура текста и культурный контекст. М.: Наука, 1994.-439 с.
  41. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  42. В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск.: Наука и техника, 1989. — 208 с.
  43. В.И. Знание как категория педагогики. Л: Изд-во ЛГУ, 1989.-144 с.
  44. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща школа, 1990. — 143 с.
  45. A.B. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. -447с.
  46. Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. — Минск.: Изд-во «Университетское», 1987. 257 с.
  47. С.С., Гусева Е. А. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. Л.: Наука, 1989. — 129с.
  48. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогич. общество России, 2000. — 480 с.
  49. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления .//Новое педагогическое мышление/Под ред. В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 64−90.
  50. B.B. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -387 с.
  51. С.С. Об идеях функциональной зависимости и непрерывности Г.Лейбница и П.А. Флоренского// Контекст. 1993. — М.: Наука, 1996. — С.20−29.
  52. А. Творчество в науке./ Пер. с англ. Е. С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 240 с.
  53. Диалектика. Творчество. Гуманизм./ Под ред. Л. А. Соловьевой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 168 с.
  54. .И. В мире эмоций. М.: Политиздат, 1987. — 140 с.
  55. .И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. 179 с.
  56. А.П. Элементы теории творчества в свете синергетики.// Междисциплинарный подход к исследованию научного тврчества./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Наука, 1990. — С.85−95.
  57. В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. 174с.
  58. В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: Теория и практика ее организации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. -110 с.
  59. И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. -Новосибирск: Изд-во СОР АН, 2000. 192 с.
  60. М. Искусство и политика. М.: Искусство, 1999. — 257 с.
  61. A.A. Три свободы Н.Бердяева. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  62. . Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — т.1. — 472бб. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с. 67.3акс J1.A. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -212 с.
  63. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопр. психол. 1974. -№ 6. — С.59−73.
  64. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. -Киев: Совет, худож., 1977. — 289 с.
  65. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2000.-272 с.
  66. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  67. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  68. Искусство и творческая деятельность./ Под ред. В. И. Мазепы. Киев: Наукова думка, 1979. — 316 с.
  69. Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. О. К. Логинова. М.: Наука, 1988. — 352 с.
  70. М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
  71. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384с.
  72. М.С. Философия культуры. СПб. Петрополис, 1996. — 401 с.
  73. Н.В. Особенности коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся как фактор развития творческих способностейшкольников// Актуальные проблемы образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-83 с.
  74. Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике. -Магнттогорск: Изд-во МаГУ, 2000. -96 с.
  75. Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 64 с.
  76. Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика. 1991.- 272 с.
  77. А.И. Эстетическая культура личности. Киев: Выща школа, 1988.-152 с.
  78. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
  79. Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  80. В.П. Путь к прекрасному. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  81. Н.Б., Леонтьева О. М. Школа без стен: перспективы развития и организации продуктивных школ. М.: Сентябрь, 2002. — 176 с.
  82. Культура и дети (опыт эстетического воспитания Японии и Китая)/ Под ред. Г. Ф. Онуфриенко. — М.: Искусство, 1991. 68 с.
  83. В.И. Познание как творчество// Актуальные проблемы диалектической логики: Сб. научн. ст. Алма-Ата: Изд-во ун-та, 1971. -251 с.
  84. .М. Обобщение как логическая операция// Вопросы философии. 1965. — № 12. — С. 34−76.
  85. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -М.: Республика, 1999. 399 с.
  86. Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-215 с.
  87. A.A. Научите человека фантазии.//Вопросы психологии.1998. № 5. — С.82−85.
  88. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 377 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1973.- 175 с.
  90. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  91. Д. А. Самореализация и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом/ Под ред. Д. А. Леонтьева и др. М.: Смысл, 1997.- 120 с.
  92. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  93. И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191с.
  94. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987.- 128 с.
  95. И.Н. Теоретическое знание: проблемы генезиса и различения форм. — Ростов: Изд-во рост. ун-та, 1989. 112 с.
  96. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384с.
  97. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
  98. В.Ф. Философия красоты. Минск.: Тетра Систем, 1999.-336 с.
  99. .Г. Нетрадиционная педагогика. — М.: Школа-пресс, 1994.- 123 с.
  100. A.M. Концепция творческой одаренности.// Вопр. психол. 1989. — № 6. — С.29−33.
  101. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972. 208 с.
  102. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977. — 239с.
  103. Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.-275с.
  104. Мелик-Пашаева A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С.76−81.
  105. Е.В. Обучение приемам экспериментально-исследовательской деятельности как средство развития творческой активности старшеклассников. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 97с.
  106. А.Б. О психологии научного труда// Наука и жизнь. -1976. № 2. — С. 100−107.
  107. А .Я. Какой быть новой педагогике? Челябинск: Южноурал. кн. изд-во, 1993. — 115 с.
  108. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль 1972. — 271 с.
  109. Научное творчество/ Под ред. C.B. Миколинского, Н. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — 448 с.
  110. В.Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990. -192 с.
  111. Новая философская энциклопедия: В 4-х т./ Под ред. B.C. Степина. М.: Мысль, 2001. — Т.4. — 605 с.
  112. .В. Творчество и философия. Киев: Изд-во киев, унта, 1989. — 168с.
  113. Новая философская энциклопедия/ Под ред. В. С. Степина. -Т. 1−4. -М: Мысль, 2001.
  114. Новое педагогическое мышление/ Под ред. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  115. Организация экспериментальной работы в образовательных учереждениях инновационного типа// Сост. А. Я. Найн. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. — 151 с.
  116. В.П. Внутренний мир личности и искусство. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 212 с.
  117. Педагогическая антропология/ Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.
  118. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Под ред. И. А. Капрова. -М.: Сов. энцикл., 1968. Т.4. — 912 с.
  119. Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1962. -256с.
  120. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -304с.
  121. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 295 с.
  122. К. Собр. соч.: В 3-х т. М.: Просвещение, 1998. — Т.1. -457 с.
  123. Г. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. -М.: Искусство, 1959. 325 с.
  124. Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Искусство, 1965.-457 с.
  125. Д.А. Моделирование рассуждений: Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь, 1989. — 102 с.
  126. Проблема знания в истории науки и культуры/ Под ред. E.H. Молодцова. СПб.: Алетейя, 2001. — 224 с.
  127. Проблемы эстетического воспитания в аспекте социального проектирования/ Под ред. Э. А. Чамоновой. М.: Педагогика, 1988. — 32 с.
  128. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. -448с.
  129. Пути и средства эстетического воспитания/ Под ред. Н. И. Киященко. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  130. В.Д., Ушачев В. П. Психолого-педаогические основы формирования творческой активности школьника. Магнитогорск: Изд-во МГПУ, 1998. — 62 с.
  131. JI.B. Проблемное обучение (вопросы теории). М.: Изд-во ЦИУВ, 1990. — 21 с.
  132. Развитие психологии школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1983. — 245 с.
  133. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  134. А. Большой толковый психологический словарь. М.: АКТ, 2000. — 560 с.
  135. Резерв успеха творчество./ Под ред. Г. Найна, В. Калвейта, Х.Клейна. -М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М: Больш. Российск. энцикл., 1999. — Т.1. — 670с.- Т.2. — 672с.
  137. B.C. Гипноз и образное мышление. И Психологич. журнал. 1985. — № 2. — С.37−43.
  138. С.Jl. Бытие и сознание. M.: АНСССР, 1957. — 331 с.
  139. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АНСССР, 1958.-259 с.
  140. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-720 с.
  141. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959. — 324 с.
  142. В.П. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  143. В.П. Словарь культуры хх века. М.: Аграф, 1999. — 384с.
  144. B.C. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. Челябинск: Изд-во ЧелГАКиИ, 2001.-234 с.
  145. В.И. Человек в искусстве. — М.: Просвещение, 1989. -64 с.
  146. O.A. Нейропсихология эмоций. M.: Наука, 2001. -147 с.
  147. Синергетическая парадигма: Многообразие подходов и методов. М.: Процесс-Традиция, 2000. — 536 с.
  148. Синергетическая парадигма. М.: Процесс-Таврия, 2002. — 614 с.
  149. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965. — 280 с.
  150. Словарь практического психолога./ Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест- М.: АКТ, 2001. — 800 с
  151. Современные проблемы теории творчества/ Под ред. Г. Я. Буша. -М.: Поиск, 1992.- 120 с.
  152. B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
  153. К.Н. Комплексное историко-философское исследование интуитивизма. М.: Мысль, 1979. — 40 с.
  154. К.Н. Критический очерк гносеологии интуитивизма. -Челябинск: Южноуральск. книжн. изд-во, 1973. 228 с.
  155. В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1973. -252 с.
  156. JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во том. ун-та, 1989. — 232 с.
  157. JI.C., Махлина С. Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во том. ун-та, 1993.- 184 с.
  158. Творчество в искусстве и искусство в творчестве/ Под ред. Л.Дорфияна. М.: Смысл, 2000. — 549 с.
  159. С.Н. О безграничности и границах художественного творчества// Диалектика творческой деятельности/ Под ред. А. С. Кревец., П. С. Дышлевой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — С.125−140.
  160. Толстой JL Избранные религиозно-философские произведения. -М.: АКТ-ЛТД, 1992. 337 с.
  161. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон. Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М.: ACT-ЛТД, 1998.-707 с.
  162. К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии.// Вопр. психологии. 1998. -№ 4.-С.123−132.
  163. A.B., Вологодская З. А. Дидактические материалы по физике: 6−7 кл. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
  164. A.B. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1988. — 89с.
  165. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
  166. A.A. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Слово, 1980. — 97 с.
  167. В.П. Обучение основам творческой деятельности. -Магнитогорск: Изд-во Mill И, 1991. 56 с.
  168. В.П., Ушачева Е. В. Концептуальные модели инновационного обучения. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1999. — 23 с.
  169. Философско-психологические предположения Школы диалога культур./ Под ред. В. С. Библера. М.: Рос. полит, энцикл, 1998. — 216с.
  170. Философский словарь/ Под ред. Е. Ф. Губского. М.: ИНФРА-М, 1998.-576 с.
  171. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е издан., перераб. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  172. Философский энциклопедический словарь./ Сост. Е. Ф. Губский. Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА, 1998. — 576 с.
  173. П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразит, искусство, 1996. — 286 с.
  174. К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998. — 160с.
  175. Формирование творческих способностей/ Под ред. Г. А. Халемского. Л.: Изд-во ЛГПУ, 1980. — 39 с.
  176. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Просвещение, 1991.-491 с.
  177. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -400 с.
  178. Ю.Х. Познание и интерес.// Диалектика. Творчество. Гуманизм./ Под ред. Д. А. Гущина, Б. В. Маркова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С.80−98.
  179. Художественная культура личности и гармоническое развитие личности/ Под ред. Н. В. Гончаренко. Киев: Наукова думка, 1982. -240 с.
  180. В.Д. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 2002. 437 с.
  181. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. СПб.: Изд-во ВИПКИПРиСП, 1994. — 44 с.
  182. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
  183. Т.И. Мотивация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.- 180 с.
  184. В.Ф. Точка опоры: (^организационные основы экспкриментальных исследований. Минск: Университетское, 1990. -223 с.
  185. Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  186. Г. Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1997.-182 с.
  187. Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем./ Под общ. ред. С.Соловейчик. М.: Первое сентября, 2000. — 261 с.
  188. Р.П. Искусство и ценностная ориентация личности. -Киев: Наукова думка, 1989. 120с.
  189. А.Т. Проблемы теории творчества. М. Высшая школа, 1989.- 143 с.
  190. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  191. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  192. В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда, 2000. — 704с.
  193. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  194. Е.В. Педагогический эксперимент: Квалиметрический аспект. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 136 с.
  195. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  196. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.// Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. О. К. Логинова. М.: Наука, 1988. — С.31−50
  197. Л.В. Порождающие факторы творчества.// Под ред. А. С. Кревец., П. С. Дышлевой. Вор.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — С. 26−43.187
Заполнить форму текущей работой