Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.
Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету — математике.
Результаты диагностики сформированности интереса к математике показали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математики.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих формированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи.
По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки.
Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы, развивать познание и творчество.