Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейные обычаи и обряды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возвращая воспитанника, аталык дарил ему одежду, оружие, коня. Но сам он и его жена получали еще более щедрые подарки от отца воспитанника: несколько голов скота, иногда даже землю. Между обеими семьями устанавливалось родство не менее крепкое, чем кровное. Воспитанник и сыновья аталыка считались молочными братьями, их связывала и тесная дружба. У всех народов, знавших аталычество, воспитанник… Читать ещё >

Семейные обычаи и обряды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аталычество

В древности и раннем Средневековье у разных народов был широко распространен обычай, когда ребенка сразу после рождения отдавали на воспитание в чужую семью. Этот обычай зафиксирован у скифов, древних кельтов, германцев, славян, тюрок, монголов и некоторых других народов. На Кавказе он существовал до начала XX в. у многих горских народов от Абхазии до Дагестана — адыгов, балкарцев, осетин, карачаевцев, кумыков и др. Кавказоведы называют его тюркским термином «аталычество» (от аталык — как бы отец).

Как только в знатной семье феодала рождались сын или дочь, желающие стать аталыками спешили предложить свои услуги. Чем знатнее и богаче была семья, тем больше находилось желающих. Считалось, что у аталыка не должно быть больше одного воспитанника или воспитанницы. Иногда со временем ребенок переходил от одного воспитателя к другому. Родители отданного на воспитание ребенка не должны были видеться с ним в течение всего времени его нахождения у аталыка, более того, не должны были справляться о нем и вообще обнаруживать какую-либо заботу о нем. Воспитание было разносторонним, но не лишенным, по кавказскому обыкновению, известной суровости. Возвращение воспитанника домой, в свою очередь, обставлялось особым торжеством. У всех народов этот момент знаменовался пиром с участием всей родни.

Аталык и вся его семья уделяли приемышу намного больше внимания, чем своим детям, лучше его кормили и одевали. Мальчика учили ездить верхом и джигитовать, владеть кинжалом, пистолетом, ружьем, охотиться, а также правилам поведения, хозяйствования. При этом присматривали за воспитанником внимательнее, чем за собственными сыновьями. Если случались военные стычки с соседями, аталык защищал подростка собственным телом. Девочку приобщали к женским работам по дому, учили вышивать, посвящали в тонкости сложного кавказского этикета, внушали принятые представления о женской чести и гордости. В родительском доме предстоял экзамен, причем юноша должен был показать, чему он научился, публично. Как правило, он возвращался к отцу и матери, достигнув совершеннолетия (лет в 16) или ко времени женитьбы (лет в 17−18); девочки обычно раньше.

Все время, пока ребенок жил у аталыка, с родителями он не виделся. Поэтому в родной дом возвращался, словно в чужую семью, и проходили годы, прежде чем он привыкал к отцу и матери, братьям и сестрам. А вот близость с семьей воспитателя сохранялась на всю жизнь и по обычаю приравнивалась к кровной.

Возвращая воспитанника, аталык дарил ему одежду, оружие, коня. Но сам он и его жена получали еще более щедрые подарки от отца воспитанника: несколько голов скота, иногда даже землю. Между обеими семьями устанавливалось родство не менее крепкое, чем кровное.

Родство по аталычеству устанавливалось, как правило, между равными по общественному положению людьми: князьями, дворянами, богатыми крестьянами, порой между соседними народами (абхазами и мегрелами, кабардинцами и осетинами и т. п.). Княжеские семьи заключали, таким образом, династические союзы. Но случалось, вышестоящий феодал передавал ребенка на воспитание нижестоящему или богатый крестьянин — менее зажиточному. Отец воспитанника не только одаривал аталыка, но и оказывал ему поддержку, защищал от врагов, расширяя таким образом круг зависимых людей. Аталык расставался с частью своей независимости, зато приобретал покровителя. Не случайно у абхазов и адыгов «воспитанниками» могли стать взрослые люди. Чтобы молочное родство считалось признанным, воспитанник прикасался губами к груди жены воспитателя. У чеченцев и ингушей, не знавших выраженного социального расслоения, обычай аталычества не развился.

Воспитанник и сыновья аталыка считались молочными братьями, их связывала и тесная дружба. У всех народов, знавших аталычество, воспитанник не мог вступить в брак с кем-либо из семьи своего воспитателя.

Воспитательство вообще и кавказское аталычество в частности зародились в пору разложения первобытнообщинного строя и возникновения классов. Старые кровнородственные связи уже рвались, а новых еще не было. Люди, чтобы приобрести сторонников, защитников, покровителей и т. д., устанавливали искусственное родство. Одним из его видов и было аталычество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой