Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)
Диссертация
В последнее время в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии физкультуры. Динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Этнопедагогические аспекты процесса физического воспитания якутского народа
- 1. 2. Прогрессивные традиции якутского народа в физическом воспитании подрастающего поколения
- 1. 3. Современное состояние и тенденции дальнейшего развития физического воспитания Республики Саха (Якутия)
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ОПЫТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
- 2. 1. Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан»
- 2. 2. Этнопедагогическое содержание опытно-экспериментальной работы в связи с проблемой исследования
- 2. 3. Содержание и процесс этнопедагогизации физического воспитания в спортивной школе
Список литературы
- Абсалямов Г. Ш. Опыт работы физкультурных организаций РСФСР по развитию национальных видов спорта // Теория и практика физической культуры. 1962. -№ 6. — С. 10−13.
- Абсалямов Г. Ш., Синявский В. Северный спорт (национальные игры). М.: Советская Россия, 1963. — 12 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 335 с.
- Агаев Г. Г. Исследование опыта применения азербайджанских народных подвижных игр в школах Азербайджана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1969. — 17 с.
- Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала: Изд-во Дагучпедиз, 1971. — 235 с.
- Алаас. Е.В. Формирование основ традиционного семейного воспитание девочек: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1996. -22 с.
- Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избр. психолог, труды. Т.2. — М.: Педагогика, 1980.
- Антонова Р.Я. Воспитание детей: Идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Изд-во Ситим, 1995. — 55 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы И Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981. — С.10−18.
- Апанасенко Г. Л. О возможности качественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С.55−58.
- Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев.
- Монография / Науч. ред. В. А. Сластенин, Г. Н. Волков. М.: Прометей, 1998.-286 с.
- Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа. Историко-социальное исследование образа жизни. Новосибирск, 1985. — 250 с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 182 с.
- Афанасьев J1.A. Алаас хамсаныыта. Якутск, 1996. — 37 с — (на як.яз.).
- Ашмарин Б.А. Методика научно-исследовательской работы по физическому воспитанию. -М.: Просвещение, 1979. -222 с.
- Бабаков В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. М. Национальные культуры в общественном развитии России // Народы России: возрождение и развитие. Соцполитжурнал. — 1995. — № 5. — С.29−43.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методологические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических источников. М., 1979. — 126 с.
- Базанов Л.Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.-243 с.
- Байрамкулов Х.К. Классификация национальных физических упражнений и видов спорта карачаевцев и балкарцев // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 9. — С.26−28.
- Барболин А. А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра): Дис.. канд. пед.наук. М., 1996. — 126 с.
- Бацын В.К. Государственная политика в области национального образования // Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во Института нац. проблем образ., 1995. -С.11−17.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000.-205 с.
- Бельды В.Ч. Нанайские игры. Хабаровск., 1989. — 92 с.
- Брагина Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. — 88 с.
- Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис.. докт.пед.наук. М., 1996.-330 с.
- Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. -Л., 1988.-20 с.
- Варламов АН. Традиционные игры и состязание эвенков. -Якутск, 1997. 11 с.
- Васильев П.К., Охлопков М. К. Якутские игры. Якутск, 1992. -79 с. — (на як. яз).
- Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995 .- 130 с.
- Ваханий О.В. Очерки по истории физической культуры Абхазии (1921−1960). Сухуми: Абгосиздат, 1961. -202с.
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 102 с.
- Возникновение и развитие физических упражнений, игр и состязаний у якутского народа // Тез. докл. III научн.-практ. конф. спортком. ЯАССР. Якутск, 1982. — С.6−8.
- Волков Г. Н. Примерное содержание курсов психолого-педагогического и этнопедагогического направления. М.: НИИ РФ, 1988. — 14 с.
- Волков Г. Н. Современные функционирования народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд-во РИ ПКРНО, 1993. — 86 с.
- Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед.очерк. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1970. — 96 с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 261 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. 376 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед.учеб.заведений. М.: Академия, 1999. — 167 с.
- Волков Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды. Якутск: Кудук, 1998.-76 с.
- Вопросы юношеского спорта / Под ред. В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1989. — С.27−32.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. -Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
- Гаврильев И.Д. Национальные спортивные традиции как средства социального развития старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 2000. 147 с.
- Галеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практической учебно-воспитательной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973.-26 с.
- Говоров М. Мюлдю Беге. Якутск, 2000. — 38с. — (на як.яз.).
- Гоголев А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры) Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. — 200 с.
- Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. 1996. № 1. — С.20−23.
- Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. М.: Изд-во МГОПУ, 1993. — 146 с.
- Григорьева А.А. Якутские народные игры. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1990.-93 с.
- Гуляев М.Д. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 26 с.
- Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск, 1969. -144 с.
- Данилов Д. А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991.-66 с.
- Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240 с.
- Данишевский Г. М. Акклиматизация человека на Севере. М.: Медгиз, 1955. — 360 с.
- Дьяченко В.И. Воспитание детей у якутов. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. статей. Д., 1988.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992.-239 с.
- Закон РФ об образовании. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. — 48 с.
- Иванов В Н. Взаимодействие этносов: региональные особенности // Этнос: традиции и современность. Якутск, 1994. — С.5−15.
- Иванов В.Н. Социально-экономические отношения якутов: XVII век Якутск, 1996. — 424 с.
- Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования. Чебоксары, 1999. — 184 с.
- Иванов В. Х. Курилов Н.Н. Традиционные игры и состязания юкагиров. Якутск, 1977. — 23 с.
- Игры народов СССР / Сост. Былеева Л. В., Григорьев В. М. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.
- Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч. -практ. конф. Якутск: Госкомпечать Я.-С. ССР, 1992. — 120 с.
- Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитание учащихся I-IX классов общеобразовательной школы и методические указания к ним / Сост. В. П. Кочнев, Н. К. Шамаев -Якутск: Кн. изд-во, 1992. 60 с.
- Казаноков М.Д., Саркисова Н. Г., Калмыков Б. Х. Методические рекомендации по применению национальных танцев на уроках физической культуры. Карачаевок, 1990. — 10 с.
- Казаноков М.Д., Саркисова Н. Г., Калмыков Б. Х. Элементы народных танцев на уроках гимнастики в V-IX классах // Физическая культура в школе. 1990. — № 9. -С. 12−16.
- Каланхаров В.И. Влияние неспецифических упражнений на повышение эффективности обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1977.- 19 с.
- Кашкаева Э.А. Народные танцы, как средство и форма физического воспитания школьниц Дагестанской АССР: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 22с.
- Кожанов В.В. Валеология как учебная дисциплина в ВУЗе: Программа спецкурса. Чебоксары: КЛИО, 2001. — 23 с.
- Кожанов В.В. Специфика валеологии в организации жизнедеятельности людей. Чебоксары: КЛИО, 2000. — 123 с.
- Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Былым, 1998. — 317 с.
- Колодезникова М.Г. Дидактические возможности семьи и их использование в школьной практике. Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1993.- 136 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика: Избр. пед. сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.-476 с.
- Кондакова Н.В. Туркменские народные подвижные игры и их воспитательное значение // Материалы третьей респ. научн.-метод, конф.: Тез.докл. Ашхабад: Туркменистан, 1971. -С.88−95.
- Короев В.Г. Исследование применения национальных видов спорта, игр и упражнений для рационализации системы физвоспитания школьников Осетии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Д., 1974.-20 с.
- Кочнев В.П. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия). Якутск: Якутполиграфиздат, 1992. — 96 с.
- Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 32 с.
- Кравцев А.Г. Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6−8 классов средствами подвижных игр: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1982. — 199 с.
- Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов. -Екатеринбург, 1994. 154 с.
- Кривошапкин А.И. Евразийский союз. Якутск: Бичик, 1998. -240 с.
- Крысько В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М.: Практ. псих., 1996. — 344 с.
- Ксенофонтов Г. В. Ураанхай сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. 1-я книга. — Якутск: Нац. Изд-во PC (Я), 1992. — Т.1. -416 с.
- Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. -Якутск, 1923.- 108 с.
- Кумарин В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995,-№ 2, — С. 14−20.
- Ларионов В.Р. Саха Айыы ки! штэ. — Якутск: Кудук, 1998. — 217 с. — (на як. яз.)
- Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Институт практ.психол." — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — 416 с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Собр. пед. соч. Т.1. — 4.1. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 444 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.- СПб.: Юрайт, 1999. — 522 с.
- Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 159 с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С.10−14.
- Макаренко А.С. О воспитании. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. -415 с.
- Максимов Т.Н. Подражание и сохранение традиций как путь развитие этносов // Толерантность. Якутск, 1994. — С. 148−150.
- Мартынова М.С., Шамаев Н. К. Некоторые вопросы физического воспитания в эвенской национальной школе // Физическое воспитание детей и молодежи. Якутск, 1999. — С. 32−33.
- Матвеев JI.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорта, 1991. — 540 с.
- Материалы к изучению физического развития и двигательной подготовленности школьников Якутии: (Сб. статей) / Сост. и ред. А. И. Гусева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1976 — 72 с.
- Меликсетяп Р.Т. Применение национальных видов спорта и народных игр в физическом воспитании детей и подростков в школах Армении // Материалы респ. научн.-практ. конф. Ереван, 1996. — 45 с.
- Методологические основы конструирования учебных программ для 12-летней школы. Школа 2000. Концепция, методика, эксперимент: Сб.науч.трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. -М. ИОСО РАО, 1999. 308 с.
- Мотукаев Б.Д. Методика классификации национальных средств физического воспитания для направленного их воздействия в педагогическом процессе // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 10−11.
- Мукаева О Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: Джангар, 1995. 155 с.
- Мызан Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке. Автореф дис.. д-ра пед. наук. -Хабаровск, 1997.
- Национальные виды спорта Якутской АССР: (Правила соревнований). Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 64с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Высшая, школа, 1995. -207 с.
- Неймохова Е.П., Эверстова Д. Д. „Жизнь, посвященная вольной борьбе“ Якутск, 1980. — (на як.яз.)
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера Якутск: ИПКРО, 1999.- 140 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. -М.: Мирос, 1997. 148 с.
- Николаев М.Е. Глубина памяти. Якутск: НИПК „Сахаполиграфиздат“, 1999. — 160 с.
- Николаев М.Е. Живая природа Арктики и Севера: проблемы сохранения (региональный аспект). М.: ООО „ИПТК „Логос“ ВОС“, 2000.-63 с.
- Новиков А.Г. Духовное возрождение народов Севера и Арктики // Научно информационный бюллетень Турук (мониторинг). Якутск, 1994. -№ 4. — С.38−41.
- Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Монография. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте PC (Я), 1995. — 141 с.
- Новиков А.Д. Средства и методы физического воспитания. М.: ФиС, 1941.-212 с.
- Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос -олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский / Пер. на рус.яз. В. В. Державин. Изд.2-е. — Якутск: Кн. изд-во, 1982. -432 с.
- Об образовании и воспитании: Законы PC (Я) / Министерство образования PC (Я). Якутск, 2000. — 132 с.
- Окладников А.П. Исторический путь народов Якутии. Якутск, 1991.
- Оконешникова А.П. Норуот уйул5ата иитэр улэ тирэ5э. -Якутск, 1996. — 175 е.-(на як.яз.)
- Омукова JI.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме (на материале PC (Я): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. -17 с.
- Омурзаков Д. Киргизские национальные виды спорта и народные игры. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. — 23 с.
- Ооржак Х-о. Д. Н. Этнопедагогические проблемы физической культуры народов южной Сибири: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -СПб., 1996.-34 с.
- Орлова Л.П. Национальная школа опыт народной педагогики // Сов. педагогика, — 1991.-№ 7. — С.88−91.
- Пекарский Э.К., Попов П. П. Среди якутов. Иркутск: ТИП Изд-во и власть труда., 1928. — 33 с.
- Песталоцци: Избр.тр. / Сост. и авт. предисл. В. М. Кларин. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. — 222 с.
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. — 91 с.
- Платонов Н.Н. Формирование волевого развития личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с оздоровительной направленностью в условиях Севера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 17 с.
- Пономарев В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2001. — 234 с.
- Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970. — С. 87 247.
- Пономарев Н.И. Национальное и интернациональное в спорте // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 5. — С.6−10.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: Изд-во ИСКРО РС (Я), 1993. — 63 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1988.- 78 с.
- Попова М.А. Якутская национальная культура: В 5 ч. 4.1. -Якутск: Бичик, 1995. — 25 с. — (на як. яз)
- Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. М.: Академия, 1998. — 96 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика „Кут-сюр“ в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Якутск, 1999. — 33 с.
- Портнягин И. С. Этнопедагогика „кут-сюр“ педагогические воззрения народа саха. -М.: Академия, 1998. 184 с.
- Портнягин И.С., Портнягин И. И. Народные педагоги (методические рекомендации по проблемам якутской этнопедагогики). Якутск, 2000. — 36 с.
- Постников К.С. ».Пока есть силы, пока бьется сердце.". -Якутск: Бичик, 1995. 128 с. -(на як.яз.).
- Программа приобщение детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии (рук. авт. гр. А. П. Оконешникова, профессор, д. психол. наук.). Якутск, 1992. — 40 с.
- Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. — 112 с.
- Прокопенко В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.
- Пухов И.В. Олонхо древний эпос якутов // Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1975. — С. 2−10.
- Пушкарев С. А. О некоторых особенностях физического воспитания детей школьного возраста в районах крайнего Севера (по материалам г. Мурманска): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1971.-20 с.
- Региональная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. Якутск, 1998. — 104 с.
- Роббек Г. В. Традиционные игры и состязания эвенов. Якутск, 1997. — 15 с.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учеб. пособие. М.: Добросвет, ЧеРо, 1996. — 288 с.
- Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 112 с.
- Рудченко Н.П. Узбекская спортивная борьба «кураш». Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1959, — 14 с.
- Санников Н.А. Учись прыгать. Якутск, 1974. — 20 с.
- Сахабутдинов М.М. Исследование самобытных средств физвоспитания татар: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. -17 с.
- Семенов В.Д. Педагогика среды: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральск. пединст-та, 1993. — 63 с.
- Серошевский В.JI. Якуты: Опыт этнографического исследования. М.: Изд-во Ассоциации «Российская полит, энциклопедия», 1993. -736 с.
- Скороходов Н.М. Эффективность организации внеклассной физкультурно-спортивной работы среди сельских школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. -20 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. — 239 с.
- Спортивные и подвижные игры: Учеб. для техникумов физ. / Под ред. Ю. И. Портных, 3-е изд. М, 1985. — 344 с
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. -Киев: Рад-ка шк, 1979−1980. Т.1−5.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитания учащихся. М.: ИНПОМОРФ, 1992. — 47 с.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. -М.-Тула: Центр социальной педагогики РАО, 1993. Т.2.
- Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С.39−40.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. — 444 с.
- Традиционные игры и состязания якутов. Якутск: Кн. изд-во «Северовод», 1997 — 24 с.
- Тугутов И.Е. Общественные игры бурят. Этнографический сборник. Улан-Уде: БКНИИ, 1961. — 30 с.
- Туманян Г. С. Возродить национальные виды спорта // Газета «Комсомолец». 1957.-9 сентября.
- Турсунов Н.Н. Таджикские подвижные игры // Физическая культура в школе. 1990. — № 2. — С.60−61.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. М., 1948. — Т.2.- С. 69−167.
- Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592с.
- Федоров А.С. Нравы, обычаи, ритуалы коренных народов // Здоровье через образование. Якутск, 1995. ~ С. 83−85.
- Федорова JI.H. Этнопедагогика коренных народов штата Аляска (США). М.: Б.и., 2000. — 203с.
- Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. — 104 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1986. — 223 с.
- Хрипкова А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека. М.: Просвещение, 1970. — 63 с.
- Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Изд-во «Наука» Ленинград. отделение, 1969. — 439 с.
- Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур: Научно-методическая разработка проблемы формирования культуры межнациональных отношений- Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.- 197 с.
- Чепурных Е.Е. Инновационный проект развития образования: Учеб.издание. М.: Мир книги, 2001. — 144 с.
- Чередниченко НЕ. Развивать национальные виды спорта // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 8. — С.42−43.
- Чиряев К.С. Дьолун ыччаккар. — Дьокуускай, 1990. — 92 с. — (на як. яз.).
- Чиряев К.С., Васильева Ф. А. Программа по народной педагогике (В помощь учителям, родителям, общественности). Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1997. — 80 с. — (на як.яз.).
- Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1997. — 18 с.
- Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Под ред. проф. Д. А. Данилова. М.: Академия, 2000. — 208 с.
- Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск: ЯГУ, 1996. — 98 с.
- Шамаев Н.К., Павлов К В. Физическое воспитание для сельских школ: Школьная программа. Якутск, 1992.
- Шапкова JI.B., Попова Е. Г. Организация и методика занятий школьников в секции ОПП по месту жительства: Учеб.-метод, пособие, — Л: ГДОИФК, 1986. 62 с.
- Элашвили В.И. Народная педагогика физического воспитания и возможности использования ее элементов в современной практике // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 5. — С. 34−36.
- Элашвили В.И. О народных средствах физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1963. — № 7. — С. 46−48.
- Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 324 с.
- Ягодин В.В. Народная физическая культура один из основных источников совершенствования уроков физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1987. — № 6. — С. 16−18.
- Ядрихинский П.П. Дьырыбына-дьырылыатта кыыс бухатыыр. -Якутск, 1981. (на як.яз.)
- Яковлев И.Я. Верьте в Россию и любите её / Сост. Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. — 308 с.
- Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — 696 с.
- Coombs Ph. The world crisis in education the view from the eighties -N.V.-Oxford. 1985.
- Schawarts. Lenseignement scientifique // Institut de France: Reflexion sur lenseignement. Paris, 1993.
- Barnhardt, R., 1997. Teaching/learning across cultures. Strategies for Success. Center for Cross-cultural Stadies. University of Alaska, Fairbanks. P. 4−25. (10).