Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии физкультуры. Динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Этнопедагогические аспекты процесса физического воспитания якутского народа
    • 1. 2. Прогрессивные традиции якутского народа в физическом воспитании подрастающего поколения
    • 1. 3. Современное состояние и тенденции дальнейшего развития физического воспитания Республики Саха (Якутия)
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ОПЫТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
    • 2. 1. Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан»
    • 2. 2. Этнопедагогическое содержание опытно-экспериментальной работы в связи с проблемой исследования
    • 2. 3. Содержание и процесс этнопедагогизации физического воспитания в спортивной школе

Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В век высоких технологий и информатизации, нового взлета человеческой мысли все более значимой становится роль физической культуры и физкультурного воспитания в жизни человека и общества. Занимая определенное место в системе школьного образования, они призваны успешно выполнить, социальные функции в физическом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

В последнее время в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии физкультуры. Динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы возрос интерес к социальным аспектам здоровья и здоровому образу жизни, которые напрямую связаны с развитием физической культуры. Большинство исследователей сходятся на том, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношения к собственному здоровью. И обращение к истокам культуры, этнологическим основам, является достаточно значимым моментом в формировании интересов к физическому образованию. Однако, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников в целом еще не соответствуют современным требованиям общества, более того, наблюдается даже ухудшение физического развития по всем параметрам.

Учет индивидуальных потребностей и интересов детей, наций, национальных традиций в этнопедагогическом аспекте физического воспитания, региональных особенностей среды обитания при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся ДЮСШ.

Особенно следует отметить важность принципа народности, предполагающего непременный учет национальных особенностей воспитания, национального опыта и традиций. В своем исследовании мы безоговорочно приняли в качестве называемых установок три заветных постулата, сформированных великим русским педагогом К. Д. Ушинским в форме заповедей: «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», «В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих», «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». Все три положения имеют прямое отношение и к системе физического воспитания подрастающего поколения, несущей на себя тысячелетний заряд этнопедагогических исканий народов, без чего едва ли было возможно выживание людей. «Особая характеристическая система воспитания», конечно, включает в себя и систему физического воспитания, которая не может не быть этнопримированным, этноокрашенным- «Черта национальности в душе каждого человека», бесспорно, взаимодействует с чертой национальности и в телесной природе человека. В этом смысле педагогическая антропология К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» носит универсальный, всеобъемлющий характер. Далее, третий постулат К. Д. Ушинского о проникнутости воспитательных идей каждого народа этничностью (национальностью, народностью) не может не иметь прямого отношения к идеям физического воспитания. Мы не можем ни в коем случае игнорировать того факта, что долгожителями являются абхазы, азербайджанцы и якуты, что определяется отнюдь не природно-климатическими условиями, а скорее — этнорегиональными особенностями физического воспитания. Опыт истории свидетельствует, что выживаемость и будущее любого этноса зависят не только от образованности его членов, но и от их духовности, способности сохранить свои обычаи и традиции, обеспечить их трансляцию из поколения в поколение.

В условиях социально-культурных перемен этнопедагогизация системы воспитания и обучения становится все более актуальной проблемой педагогики, хотя это давным-давно добивался еще К. Д. Ушинский. Обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает сегодня особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся «средоточием духовной жизни народа» (В.А. Сухомлинский), сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания детей, которые не потеряли своей значимости и в наши дни.

Этнопедагогика обрела в системе педагогических наук самостоятельное значение как научная школа, направление. Это подтверждается целым рядом официальных документов на федеральном и региональном уровнях (приказы министра образования РФ, госстандарты и др.). Крупный специалист по русской национальной школе Е. П. Белозерцев в своей книге «Образ и смысл русской школы» пишет: «Академик Г. Н. Волков через народную педагогику чувашей, татар, башкир, дагестанцев и других объединяет народы, и таким образом укрепляет Россию» (25, С. 15) — американский профессор Рэй Барнхардт говорит, что «этнопедагогические работы Г. Н. Волкова просвещают все народы» (191, С. 15) — Актуализируя этнопедагогику У. А. Винокурова, крупный ученый Якутии, известный философ и видный общественный деятель пишет: «Г. Н. Волков, превратив этнопедагогику из закрытой системы в открытую, в буквальном смысле спас нацию» (33, С.80).

Здоровый образ жизни в широком понимании — народная философия выживания, которую выстрадали народы в их многовековой жизни в экстремальных условиях, и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности.

Народы Севера создали уникальную циркумполярную цивилизацию и представляют собой устойчивые очаги созидательной жизни при самых труднейших и непредсказуемых событиях. Рассмотрение человека как части природы, испытывающего на себя любые природные колебания, биоритмы, изменения в социокультурной жизни и экологии требуют определенного своеобразного подхода.

Все это в полной мере относится к проблеме подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Это требует от преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования республики нового педагогического планетарного мышления и методологических подходов для подготовки гармонически развитых, физически здоровых, закаленных, работоспособных и конкурентноспособных молодых людей.

Решение этой задачи в рамках государственной национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) зависит от умелого сочетания и применения как научных так и практических знаний, умений и навыков физической культуры, анатомии, физиологии, педагогики и этнопедагогики коренных народов Якутии.

Народные традиции физического воспитания молодежи имеют глубокие исторические корни, но только в последнее десятилетие они стали применяться в системе физического воспитания в нашей республике.

Применение народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в физическом воспитании значительно обогатило и расширило программный материал, благодаря чему уроки физической культуры стали более интересными и близкими учащимся.

Физическому воспитанию у народов Севера посвящены труды О. В. Вахания, Э Х. Галеева, В. П. Кочнева, Х.Д.-Н. Ооржак, В В. Пономарева, И. И. Портнягина, М. М. Сахабутдинова, Н. А. Семенова, А. А. Стародубцева, И. Е. Тугутова, Н. Н. Турсунова, Н. К. Шамаева др.

В работах педагогов изучавших духовный мир народов Севера, был накоплен богатый фактический материал о традиционных играх, самобытных состязаниях и физических упражнениях этих народов (Г.Ш. Абсалямов, А. А. Григорьева, А Н. Варламов, В. Ч. Бельды, A.JI. Бугаева, В. В. Леонтьев, В. П. Красильникова, Ю. Б. Стракач, И. И. Суворов, Г. В. Роббек, А. С. Федоров и др.) Имеются также работы и методические пособия по этнопедагогике (В.Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. А. Барболин, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, Г. В. Ксенофонтов, И. С. Портнягин, Е. П. Жирков, А. Г. Новиков, Ю. А. Уреев, К. С. Чиряев и др.).

Несмотря на то, что есть много работ, посвященных различным аспектам традиционной культуры воспитания, многие вопросы этнопедагогики физического воспитания и методика ее применения на уроках физической культуры в республике все еще остаются недостаточно изученными.

Изученный материал показал, что тенденция развития физического воспитания в Республике Саха (Якутия) свидетельствует о необходимости новых подходов и взглядов при разработке организационно-методических основ и практических путей реализации современных педагогических технологий.

В этой связи следует отметить следующие противоречия:

1. В реальной практике физического воспитания школьников наблюдается интенсивный поиск учителями приемов и методов оптимизации работы, однако, психолого-педагогическая неразработанность проблем внедрения инновационных технологий на уроке физической культуры не обеспечивает действительных результатов в физической подготовке учащихся.

2. Национальные традиции физического воспитания детей, опирающиеся на выработанные народом культурные нормы, педагогические установки не получают отражения в системе повышения квалификации преподавателей физической культуры, основанные на этнологических, культурологических и этнопедагогических знаниях.

3. При существующих народных традициях якутов в воспитании физически совершенного человека, что обусловливалось образом жизни и ролью труда в ней, недостаточно научно-методических обоснований преемственности и непрерывности в системе современного физического воспитания подрастающего поколения.

Эти противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия исследования этнопедагогического аспекта физического воспитания школьников. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Таким образом, с учетом возрастающей актуальности рассматриваемой проблемы была определена тема научного исследования: «Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (на опыте детско-юношеской спортивной школы Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования: система физического воспитания школьников.

Предмет исследования: этнопедагогические аспекты физического воспитания в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Задачи исследования:

— определить сущность и содержание физического воспитания якутских школьников на основе анализа литературы по теме исследования;

— разработать этнопедагогическую модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанную на традициях народной педагогики саха;

— осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности включения этнопедагогической модели «Марыкчан» в систему физического воспитания школьников;

— выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса физического воспитания школьников, основанных на народных традициях саха;

— разработать и внедрить в педагогическую практику физической культуры практические рекомендации для учителей и тренеров школ Якутии по эффективному использованию опыта народа саха в физическом воспитании подрастающего поколения.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс физического воспитания школьников, в котором используется этнопедагогический компонент народа саха, может быть более эффективным, если:

— прогрессивные идеи, традиции и опыт народной педагогики саха целенаправленно включаются и интегрируются в систему физического воспитания школьников;

— в школьной программе по физической культуре отражаются элементы традиционного физического воспитания детей с учетом природно-климатических, этнических особенностей и жизнедеятельности народов Якутии;

— использовать в физическом воспитании школьников этнопедагогическую модель «Марыкчан», способную сыграть важную роль в сохранении и передаче традиций народа по физическому воспитанию подрастающего поколения и совершенствовании современной системы физического воспитания в Республике Саха (Якутия).

Методологическую основу исследования составили положения теории физического воспитания (В.А. Агеевец, П. Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, Н.И. Пономарев) — педагогики и психологии о закономерностях развития личности (Б.З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, А. П. Оконешникова, И. С. Портнягин и др.) — идеи о необходимости использования народного опыта в воспитании и обучении детей в школах (Г.Н. Волков, В. Н. Иванов, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, Т. Н. Петрова, И. Г. Песталоцци, А.И. Сороко-Росинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, К. С. Чиряев, И. Я. Яковлев и др.) — основные положения личностно-ориентированной педагогики (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова и Др.) — регионализация физкультурного образования (В.В. Кожанов, В. П. Кочнев, Г. И. Мызан, Х.Д. Н. Ооржак, В. И. Прокопенко, Н. Н. Пономарев, Н. К. Шамаев и др.).

Методы исследования:

— теоретические: теоретико-методологический, историко-сравнительный анализ психолого-педагогической, историко-этнографической, культурологической, этнопсихологической, этнопедагогической и учебно-методической литературы;

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, педагогический эксперимент;

— анализ собственного опыта работы с детьми, описание реально действующего педагогического опыта народа саха и обобщение материалов проведенного исследования.

Базой исследования явилось Чурапчинская детско-юношеская спортивная школа Республики Саха (Якутия).

Исследовательская работа проводилась в три этапа:

На 1 этапе (1997;1999 гг.) изучалась и анализировалась философская, социологическая, этнографическая, историческая, психолого-педагогическая и этнопедагогическая литературы по проблеме научного исследования. Определялись основные направления научного поиска. Разрабатывалась структура диссертационного исследования, определялись его методологические положения, обосновывались теоретическая концепция этнопедагогической модели физического воспитания школьников «Марыкчан».

На 2 этапе П 999−2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, позволившая осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений. Апробировалась этнопедагогическая модель «Марыкчан».

На 3 этапе (2001;2003 гг.) проводилась количественная, качественная обработка собранного фактического материала и результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка основных теоретических выводов и рекомендаций диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность и целесообразность использования народных традиций саха в современной системе физического воспитания в Республике Саха (Якутия);

— доказана необходимость включения в школьную программу по физической культуре элементов традиционного физического воспитания народа саха и определены эти элементы;

— разработана этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанная на традициях народной педагогики саха, и проверена ее эффективность при подготовке будущих спортсменов;

— выявлены факторы, условия формирования профессиональной направленности учащихся ДЮСШ по этнопедагогической модели «Марыкчан».

Практическая значимость исследования заключается в освещении малоизвестных страниц физическому воспитанию у народа саха на традициях народной педагогики, в определении путей использования этих материалов учителями педагогами-тренерами в учебно-воспитательной работе с учащимся, а так же по педагогическому просвещению родителей по физическому воспитанию детей, в разработке практических рекомендаций для учителейтренеров по физической культуре, подготовки специалистов, организаторов непрерывного физкультурного образования по эффективному использованию опыта народа саха в физическом воспитании подрастающего поколения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на семинарах, республиканских научно-практических конференциях «Стратегическое развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале XXI века: Состояние, проблемы и перспективы» (г. Якутск, 2001 г.) — «Образование-спорт» (Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, п. Чурапча Республика Саха (Якутия), 2002 г.) — на всероссийских: «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург, 19 апреля, 2001 г.) — в V научно-практической конференции по проблемам университетского образования (г. Москва, 2002 г.), в V Всероссийском Фестивале студентов, аспирантов, ведущих профессоров и ученых академий и институтов физической культуры РФ (МГАФК, п. Малаховка Московской обл. 2001;2002 гг.) — на международной конференции по этнопедагогике «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (6 декабря 2001 г., г. Москва).

Результаты исследования и отдельные практические рекомендации докладывались и перед учителями-тренерами физической культуры общеобразовательных школ, воспитателями школ-интернатов и детских садов, а также использовались в выступлениях перед учащимися и родителями.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, адекватной проблеме, предмету, задачам и логикой работы, опытно-эксприментальной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя-тренера в средней школе, инструктора в летнем лагере, а также достоверность проведенных фактов, связью истории с современностью, системным подходом и анализом процессов воспитания и физкультурного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанная на традициях народной педагогики саха, способная сыграть важную роль в сохранении и передаче традиций народа по физическому воспитанию подрастающего поколения и совершенствовании современной системы физического воспитания в Республике Саха (Якутия).

2. Непрерывность физического воспитания школьников, обеспечивающий формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса физического воспитания школьников, основанные на народных традициях саха, которые включают в себя: 1) этнопедагогизацию семьи и школы- 2) коллективную спортивную деятельность в сфере учебной и внеучебной деятельности- 3) введение в содержание учебной программы традиционной физической культуры народа саха- 4) повышение уровня общей и этнопедагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры родителей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время решение задач физического воспитания школьников привело к организации детско-юношеского спорта, которая обновила содержание учебных материалов. Одновременно с этим увеличилась возможность развития физической подготовленности учащихся от ступени к ступени, от этапа к этапу. Осознанным стал выбор дальнейшего совершенствования в определенной двигательной деятельности, занятиях спортом. Больше внимания стало уделяться развитию физических качеств занимающихся, увеличению разнообразия двигательной деятельности на традиционной этнопедагогической основе.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило правомерность, выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы:

Во-первых, умелое и активное использование передовых форм и методов работы педагогических приемов, традиций народного воспитания, физическое воспитание учащихся создает рациональные условия для овладения новыми технологиями, вывод его на качественный уровень. Вековая культура народа саха позволяет получить необходимые знания в области физического воспитания, сохранить лучшие традиции, устои и принципы физического воспитания подрастающего поколения.

Во-вторых, процесс физического воспитания якутского народа рассматривается как многостороннее и многофункциональное взаимодействие активных субъектов деятельности детей с окружающей природно-социальной средой. В этом аспекте подрастающее поколение не только формирует свою жизнедеятельность в сложных климато-географических условиях, но и принимает ценнейший опыт, народный фонд старших поколений, более того формирует семейно-брачные и родовые отношения со старшими и сверстниками. В этом заключается этнопедагогический аспект физического воспитания народа саха.

В-третьих, включение в содержание учебной программы национальных двигательных действий, игр и физических упражнений, значительно повышает эффективность физкультурного образования учащихся. Наполнение этнопедагогическим материалом учебной программы каждой ступени обучения создает оптимальные условия, которые способствуют совершенствованию физических, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств школьников.

В-четвертых, определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса физического воспитания школьников, основанных на народных традициях саха, которые включают в себя: 1) этнопедагогизацию семьи и школы- 2) коллективную спортивную деятельность в сфере учебной и внеучебной деятельности- 3) введение в содержание учебной программы традиционной физической культуры народа саха- 4) повышения уровня общей и этнопедагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры родителей.

В-пятых, многообразие этнических традиций физического воспитания позволило якутам жить в социальной, биологической и природной гармонии. Особую актуальность для теории и практики современной педагогики приобретает прошлый опыт традиционного физического воспитания народа саха, который целиком был направлен на воспитание детей с раннего возраста сильного, ловкого, выносливого, закаленного смелого решительного промысловика, оленевода, умеющего легко переносить любые тяготы жизни среди суровой природы. Поэтому молодое поколение народа саха было хорошо физически развито, умело владело многими тонкостями и хитростями традиционных промыслов, ведения хозяйства и т. д.

В-шестых, разработанная этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан» является действенным средством, эффективным фактором обучения детей к традиционным средствам физического воспитания, играет важную роль в сохранении и передаче традиций народа по физическому воспитанию и совершенствовании современной системы физического воспитания в Республике Саха (Якутия).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ш. Опыт работы физкультурных организаций РСФСР по развитию национальных видов спорта // Теория и практика физической культуры. 1962. -№ 6. — С. 10−13.
  2. Г. Ш., Синявский В. Северный спорт (национальные игры). М.: Советская Россия, 1963. — 12 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 335 с.
  4. Г. Г. Исследование опыта применения азербайджанских народных подвижных игр в школах Азербайджана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1969. — 17 с.
  5. Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала: Изд-во Дагучпедиз, 1971. — 235 с.
  6. . Е.В. Формирование основ традиционного семейного воспитание девочек: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1996. -22 с.
  7. А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избр. психолог, труды. Т.2. — М.: Педагогика, 1980.
  9. Р.Я. Воспитание детей: Идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Изд-во Ситим, 1995. — 55 с.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы И Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981. — С.10−18.
  11. Г. Л. О возможности качественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С.55−58.
  12. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев.
  13. Монография / Науч. ред. В. А. Сластенин, Г. Н. Волков. М.: Прометей, 1998.-286 с.
  14. И.А. Социальное развитие якутского народа. Историко-социальное исследование образа жизни. Новосибирск, 1985. — 250 с.
  15. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 182 с.
  16. Афанасьев J1.A. Алаас хамсаныыта. Якутск, 1996. — 37 с — (на як.яз.).
  17. .А. Методика научно-исследовательской работы по физическому воспитанию. -М.: Просвещение, 1979. -222 с.
  18. В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. М. Национальные культуры в общественном развитии России // Народы России: возрождение и развитие. Соцполитжурнал. — 1995. — № 5. — С.29−43.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методологические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  20. С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических источников. М., 1979. — 126 с.
  21. Л.Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.-243 с.
  22. Х.К. Классификация национальных физических упражнений и видов спорта карачаевцев и балкарцев // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 9. — С.26−28.
  23. А. А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра): Дис.. канд. пед.наук. М., 1996. — 126 с.
  24. В.К. Государственная политика в области национального образования // Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во Института нац. проблем образ., 1995. -С.11−17.
  25. Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000.-205 с.
  26. В.Ч. Нанайские игры. Хабаровск., 1989. — 92 с.
  27. Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. — 88 с.
  28. A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис.. докт.пед.наук. М., 1996.-330 с.
  29. В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. -Л., 1988.-20 с.
  30. АН. Традиционные игры и состязание эвенков. -Якутск, 1997. 11 с.
  31. П.К., Охлопков М. К. Якутские игры. Якутск, 1992. -79 с. — (на як. яз).
  32. Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск: Бичик, 1995 .- 130 с.
  33. О.В. Очерки по истории физической культуры Абхазии (1921−1960). Сухуми: Абгосиздат, 1961. -202с.
  34. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 102 с.
  35. Возникновение и развитие физических упражнений, игр и состязаний у якутского народа // Тез. докл. III научн.-практ. конф. спортком. ЯАССР. Якутск, 1982. — С.6−8.
  36. Г. Н. Примерное содержание курсов психолого-педагогического и этнопедагогического направления. М.: НИИ РФ, 1988. — 14 с.
  37. Г. Н. Современные функционирования народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд-во РИ ПКРНО, 1993. — 86 с.
  38. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед.очерк. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1970. — 96 с.
  39. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 261 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. 376 с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед.учеб.заведений. М.: Академия, 1999. — 167 с.
  42. Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды. Якутск: Кудук, 1998.-76 с.
  43. Вопросы юношеского спорта / Под ред. В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1989. — С.27−32.
  44. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. -Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  45. И.Д. Национальные спортивные традиции как средства социального развития старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 2000. 147 с.
  46. Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практической учебно-воспитательной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973.-26 с.
  47. М. Мюлдю Беге. Якутск, 2000. — 38с. — (на як.яз.).
  48. А.И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры) Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. — 200 с.
  49. В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. 1996. № 1. — С.20−23.
  50. А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. М.: Изд-во МГОПУ, 1993. — 146 с.
  51. А.А. Якутские народные игры. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1990.-93 с.
  52. М.Д. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 26 с.
  53. Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск, 1969. -144 с.
  54. Д. А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991.-66 с.
  55. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240 с.
  56. Г. М. Акклиматизация человека на Севере. М.: Медгиз, 1955. — 360 с.
  57. В.И. Воспитание детей у якутов. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. статей. Д., 1988.
  58. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992.-239 с.
  59. Закон РФ об образовании. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. — 48 с.
  60. Иванов В Н. Взаимодействие этносов: региональные особенности // Этнос: традиции и современность. Якутск, 1994. — С.5−15.
  61. В.Н. Социально-экономические отношения якутов: XVII век Якутск, 1996. — 424 с.
  62. В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования. Чебоксары, 1999. — 184 с.
  63. В. Х. Курилов Н.Н. Традиционные игры и состязания юкагиров. Якутск, 1977. — 23 с.
  64. Игры народов СССР / Сост. Былеева Л. В., Григорьев В. М. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 256 с.
  65. Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч. -практ. конф. Якутск: Госкомпечать Я.-С. ССР, 1992. — 120 с.
  66. Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитание учащихся I-IX классов общеобразовательной школы и методические указания к ним / Сост. В. П. Кочнев, Н. К. Шамаев -Якутск: Кн. изд-во, 1992. 60 с.
  67. М.Д., Саркисова Н. Г., Калмыков Б. Х. Методические рекомендации по применению национальных танцев на уроках физической культуры. Карачаевок, 1990. — 10 с.
  68. М.Д., Саркисова Н. Г., Калмыков Б. Х. Элементы народных танцев на уроках гимнастики в V-IX классах // Физическая культура в школе. 1990. — № 9. -С. 12−16.
  69. В.И. Влияние неспецифических упражнений на повышение эффективности обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1977.- 19 с.
  70. Э.А. Народные танцы, как средство и форма физического воспитания школьниц Дагестанской АССР: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 22с.
  71. В.В. Валеология как учебная дисциплина в ВУЗе: Программа спецкурса. Чебоксары: КЛИО, 2001. — 23 с.
  72. В.В. Специфика валеологии в организации жизнедеятельности людей. Чебоксары: КЛИО, 2000. — 123 с.
  73. К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Былым, 1998. — 317 с.
  74. М.Г. Дидактические возможности семьи и их использование в школьной практике. Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1993.- 136 с.
  75. Я.А. Великая дидактика: Избр. пед. сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.-476 с.
  76. Н.В. Туркменские народные подвижные игры и их воспитательное значение // Материалы третьей респ. научн.-метод, конф.: Тез.докл. Ашхабад: Туркменистан, 1971. -С.88−95.
  77. В.Г. Исследование применения национальных видов спорта, игр и упражнений для рационализации системы физвоспитания школьников Осетии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Д., 1974.-20 с.
  78. В.П. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия). Якутск: Якутполиграфиздат, 1992. — 96 с.
  79. В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 32 с.
  80. А.Г. Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6−8 классов средствами подвижных игр: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1982. — 199 с.
  81. В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов. -Екатеринбург, 1994. 154 с.
  82. А.И. Евразийский союз. Якутск: Бичик, 1998. -240 с.
  83. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М.: Практ. псих., 1996. — 344 с.
  84. Г. В. Ураанхай сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. 1-я книга. — Якутск: Нац. Изд-во PC (Я), 1992. — Т.1. -416 с.
  85. А.Е. Материалы для изучения верований якутов. -Якутск, 1923.- 108 с.
  86. В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995,-№ 2, — С. 14−20.
  87. В.Р. Саха Айыы ки! штэ. — Якутск: Кудук, 1998. — 217 с. — (на як. яз.)
  88. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Институт практ.психол." — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — 416 с.
  89. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Собр. пед. соч. Т.1. — 4.1. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 444 с.
  90. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.- СПб.: Юрайт, 1999. — 522 с.
  91. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 159 с.
  92. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С.10−14.
  93. А.С. О воспитании. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. -415 с.
  94. Т.Н. Подражание и сохранение традиций как путь развитие этносов // Толерантность. Якутск, 1994. — С. 148−150.
  95. М.С., Шамаев Н. К. Некоторые вопросы физического воспитания в эвенской национальной школе // Физическое воспитание детей и молодежи. Якутск, 1999. — С. 32−33.
  96. JI.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорта, 1991. — 540 с.
  97. Материалы к изучению физического развития и двигательной подготовленности школьников Якутии: (Сб. статей) / Сост. и ред. А. И. Гусева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1976 — 72 с.
  98. Р.Т. Применение национальных видов спорта и народных игр в физическом воспитании детей и подростков в школах Армении // Материалы респ. научн.-практ. конф. Ереван, 1996. — 45 с.
  99. Методологические основы конструирования учебных программ для 12-летней школы. Школа 2000. Концепция, методика, эксперимент: Сб.науч.трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. -М. ИОСО РАО, 1999. 308 с.
  100. .Д. Методика классификации национальных средств физического воспитания для направленного их воздействия в педагогическом процессе // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 10−11.
  101. Мукаева О Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: Джангар, 1995. 155 с.
  102. Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке. Автореф дис.. д-ра пед. наук. -Хабаровск, 1997.
  103. Национальные виды спорта Якутской АССР: (Правила соревнований). Якутск: Кн. изд-во, 1975. — 64с.
  104. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Высшая, школа, 1995. -207 с.
  105. Е.П., Эверстова Д. Д. „Жизнь, посвященная вольной борьбе“ Якутск, 1980. — (на як.яз.)
  106. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера Якутск: ИПКРО, 1999.- 140 с.
  107. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. -М.: Мирос, 1997. 148 с.
  108. М.Е. Глубина памяти. Якутск: НИПК „Сахаполиграфиздат“, 1999. — 160 с.
  109. М.Е. Живая природа Арктики и Севера: проблемы сохранения (региональный аспект). М.: ООО „ИПТК „Логос“ ВОС“, 2000.-63 с.
  110. А.Г. Духовное возрождение народов Севера и Арктики // Научно информационный бюллетень Турук (мониторинг). Якутск, 1994. -№ 4. — С.38−41.
  111. А.Г. О менталитете народа саха. Монография. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте PC (Я), 1995. — 141 с.
  112. А.Д. Средства и методы физического воспитания. М.: ФиС, 1941.-212 с.
  113. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос -олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский / Пер. на рус.яз. В. В. Державин. Изд.2-е. — Якутск: Кн. изд-во, 1982. -432 с.
  114. Об образовании и воспитании: Законы PC (Я) / Министерство образования PC (Я). Якутск, 2000. — 132 с.
  115. А.П. Исторический путь народов Якутии. Якутск, 1991.
  116. А.П. Норуот уйул5ата иитэр улэ тирэ5э. -Якутск, 1996. — 175 е.-(на як.яз.)
  117. JI.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме (на материале PC (Я): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. -17 с.
  118. Д. Киргизские национальные виды спорта и народные игры. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. — 23 с.
  119. Ооржак Х-о. Д. Н. Этнопедагогические проблемы физической культуры народов южной Сибири: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -СПб., 1996.-34 с.
  120. Л.П. Национальная школа опыт народной педагогики // Сов. педагогика, — 1991.-№ 7. — С.88−91.
  121. Э.К., Попов П. П. Среди якутов. Иркутск: ТИП Изд-во и власть труда., 1928. — 33 с.
  122. Песталоцци: Избр.тр. / Сост. и авт. предисл. В. М. Кларин. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. — 222 с.
  123. Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
  124. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. — 91 с.
  125. Н.Н. Формирование волевого развития личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с оздоровительной направленностью в условиях Севера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 17 с.
  126. В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2001. — 234 с.
  127. Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970. — С. 87 247.
  128. Н.И. Национальное и интернациональное в спорте // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 5. — С.6−10.
  129. .Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: Изд-во ИСКРО РС (Я), 1993. — 63 с.
  130. Г. С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1988.- 78 с.
  131. М.А. Якутская национальная культура: В 5 ч. 4.1. -Якутск: Бичик, 1995. — 25 с. — (на як. яз)
  132. И.И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. М.: Академия, 1998. — 96 с.
  133. И.С. Этнопедагогика „Кут-сюр“ в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Якутск, 1999. — 33 с.
  134. И. С. Этнопедагогика „кут-сюр“ педагогические воззрения народа саха. -М.: Академия, 1998. 184 с.
  135. И.С., Портнягин И. И. Народные педагоги (методические рекомендации по проблемам якутской этнопедагогики). Якутск, 2000. — 36 с.
  136. К.С. ».Пока есть силы, пока бьется сердце.". -Якутск: Бичик, 1995. 128 с. -(на як.яз.).
  137. Программа приобщение детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии (рук. авт. гр. А. П. Оконешникова, профессор, д. психол. наук.). Якутск, 1992. — 40 с.
  138. В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. — 112 с.
  139. В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.
  140. И.В. Олонхо древний эпос якутов // Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1975. — С. 2−10.
  141. С. А. О некоторых особенностях физического воспитания детей школьного возраста в районах крайнего Севера (по материалам г. Мурманска): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1971.-20 с.
  142. Региональная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы. Якутск, 1998. — 104 с.
  143. Г. В. Традиционные игры и состязания эвенов. Якутск, 1997. — 15 с.
  144. Ю.В. Введение в культуроведение: Учеб. пособие. М.: Добросвет, ЧеРо, 1996. — 288 с.
  145. Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 112 с.
  146. Н.П. Узбекская спортивная борьба «кураш». Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1959, — 14 с.
  147. Н.А. Учись прыгать. Якутск, 1974. — 20 с.
  148. М.М. Исследование самобытных средств физвоспитания татар: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. -17 с.
  149. В.Д. Педагогика среды: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральск. пединст-та, 1993. — 63 с.
  150. В.JI. Якуты: Опыт этнографического исследования. М.: Изд-во Ассоциации «Российская полит, энциклопедия», 1993. -736 с.
  151. Н.М. Эффективность организации внеклассной физкультурно-спортивной работы среди сельских школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. -20 с.
  152. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. — 239 с.
  153. Спортивные и подвижные игры: Учеб. для техникумов физ. / Под ред. Ю. И. Портных, 3-е изд. М, 1985. — 344 с
  154. В.А. Избранные произведения в пяти томах. -Киев: Рад-ка шк, 1979−1980. Т.1−5.
  155. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитания учащихся. М.: ИНПОМОРФ, 1992. — 47 с.
  156. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. -М.-Тула: Центр социальной педагогики РАО, 1993. Т.2.
  157. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С.39−40.
  158. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. — 444 с.
  159. Традиционные игры и состязания якутов. Якутск: Кн. изд-во «Северовод», 1997 — 24 с.
  160. И.Е. Общественные игры бурят. Этнографический сборник. Улан-Уде: БКНИИ, 1961. — 30 с.
  161. Г. С. Возродить национальные виды спорта // Газета «Комсомолец». 1957.-9 сентября.
  162. Н.Н. Таджикские подвижные игры // Физическая культура в школе. 1990. — № 2. — С.60−61.
  163. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. М., 1948. — Т.2.- С. 69−167.
  164. К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592с.
  165. А.С. Нравы, обычаи, ритуалы коренных народов // Здоровье через образование. Якутск, 1995. ~ С. 83−85.
  166. JI.H. Этнопедагогика коренных народов штата Аляска (США). М.: Б.и., 2000. — 203с.
  167. Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. — 104 с.
  168. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1986. — 223 с.
  169. А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека. М.: Просвещение, 1970. — 63 с.
  170. И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Изд-во «Наука» Ленинград. отделение, 1969. — 439 с.
  171. З.Б. Этнопедагогический диалог культур: Научно-методическая разработка проблемы формирования культуры межнациональных отношений- Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.- 197 с.
  172. Е.Е. Инновационный проект развития образования: Учеб.издание. М.: Мир книги, 2001. — 144 с.
  173. НЕ. Развивать национальные виды спорта // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 8. — С.42−43.
  174. К.С. Дьолун ыччаккар. — Дьокуускай, 1990. — 92 с. — (на як. яз.).
  175. К.С., Васильева Ф. А. Программа по народной педагогике (В помощь учителям, родителям, общественности). Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1997. — 80 с. — (на як.яз.).
  176. С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа саха. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1997. — 18 с.
  177. Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Под ред. проф. Д. А. Данилова. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  178. Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск: ЯГУ, 1996. — 98 с.
  179. Н.К., Павлов К В. Физическое воспитание для сельских школ: Школьная программа. Якутск, 1992.
  180. JI.B., Попова Е. Г. Организация и методика занятий школьников в секции ОПП по месту жительства: Учеб.-метод, пособие, — Л: ГДОИФК, 1986. 62 с.
  181. В.И. Народная педагогика физического воспитания и возможности использования ее элементов в современной практике // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 5. — С. 34−36.
  182. В.И. О народных средствах физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1963. — № 7. — С. 46−48.
  183. Д.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 324 с.
  184. В.В. Народная физическая культура один из основных источников совершенствования уроков физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1987. — № 6. — С. 16−18.
  185. П.П. Дьырыбына-дьырылыатта кыыс бухатыыр. -Якутск, 1981. (на як.яз.)
  186. И.Я. Верьте в Россию и любите её / Сост. Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. — 308 с.
  187. И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — 696 с.
  188. Coombs Ph. The world crisis in education the view from the eighties -N.V.-Oxford. 1985.
  189. Schawarts. Lenseignement scientifique // Institut de France: Reflexion sur lenseignement. Paris, 1993.
  190. , R., 1997. Teaching/learning across cultures. Strategies for Success. Center for Cross-cultural Stadies. University of Alaska, Fairbanks. P. 4−25. (10).
Заполнить форму текущей работой